Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи
Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно – следственные связи.
Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели:
- Использование в играх цифр и чисел способствует ознакомлению с понятием счета, историей возникновения цифр, совершенствованию умений счета и сравнения.
Эти дидактические игры по математике для дошкольников содействуют:
- совершенствованию навыка самостоятельно использовать однозначные числа;
- воспитанию внимательности, памяти, мышления;
- освоению способа распределения натуральных чисел, совершенствованию навыка счета.
- Игры, составленные с целью изучения времени приобщают ребят к знакомству с днями недели, названиями месяцев, учат запоминать их положение в календаре.
- Игры на развитие ориентации позволяют воспитанникам научиться фиксировать и излагать собственную позицию на местности, определять и называть местоположение какого-либо предмета относительно другого. При достигнутой воспитательной задаче дошкольники умеют применять слова для названия расположения предметов.
- Игры с фигурами применяют с целью укрепления знаний о форме разнообразных геометрических фигур, совершенствования навыка их поиска в располагающихся рядом вещах. Такие игры благоприятствуют воспитанию внимания и формированию творческой фантазии у дошкольников.
- Дидактические математические игры, развивающие логическое мышление, изначально предназначены для формирования компонентов научного мышления: высказывание суждений, приведение доводов, подведение итога. Также они помогают развивать креативность и нестандартное мышление.
Картотека дидактических игр по математике для дошкольников
«Опиши узор»
Цель: тренировка ориентирования в пространстве, совершенствование коммуникативных навыков.
Ход игры. У каждого дошкольника рисунок с изображением ковра. Воспитанникам требуется описать положение частей узора на рисунке: с левой стороны, с правой, вверху или внизу.
«Реши пример»
Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.
Ход игры. Воспитатель кидает мячик дошкольнику и называет пример. Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.
«Найди ошибку»
Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.
Ход игры. Дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.
«Покажи»
Цель: совершенствование умения узнавать геометрическую фигуру по заданному критерию.
Ход игры. Перед дошкольником разложены в случайном порядке несколько фигур, различающихся цветом, формой и величиной. Педагог предлагает определить фигуру по названному критерию: маленький квадрат, большой красный круг и т.д.
«Одно свойство»
Цель: закрепление знаний о свойствах геометрических фигур, развитие умения характеризовать и выделять фигуры по их признакам.
Ход игры: играющим необходимо предоставить по одинаковому комплекту геометрических фигур. Один из играющих выкладывает на стол одну из них. Задача второго выбрать из своего комплекта фигуру, отличающуюся от выложенной предыдущим игроком только одним каким-либо признаком. Например, если первая выложенная фигура – большой красный круг, то следующей можно выкладывать большой красный квадрат или большой синий круг, или маленький красный круг. Игру следует строить по принципу игры в домино.
«Кто соседи»
Цель: совершенствование умения называть соседей числа.
Ход игры. Участники становятся в круг. Воспитатель кидает мяч и называет случайное число. Ребенок, поймав мяч, называет соседей этого числа. После этого мяч бросается следующему участнику.
«Соберем урожай»
Цель: тренировка навыка сравнения предметов по размеру.
Ход игры. Педагог советует детям собрать урожай в разные корзины – в одну корзину большие овощи и фрукты, в другую – маленькие.
«Магазин и геометрия»
Цель: тренировка в распознавании основных геометрических фигур, совершенствование коммуникативных качеств.
Ход игры. На столе располагаются предметы различной формы, выставленные на «продажу». Каждый воспитанник – покупатель получает карточку – чек, на которой нарисована фигура: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Он может приобрести любую вещь при условии, что форма товара соответствует рисунку на карточке. Безошибочно сделав выбор и доказав его ребенок получает покупку.
Дидактические игры по математике
Математический планшет для малышей
Игровой альбом «Математический планшет для малышей» выпущен как приложение к дидактическому пособию «Математический планшет». Этот альбом поможет родителям и педагогам успешно решать задачи развития детей 2-3 лет.
В этом возрасте возможности ребёнка в познании мира огромны.
«Рисуя» резинкой на планшете, дети сделают много открытий:
- предмет и его изображение
- действие и результат
- Я могу сам!
Взрослые увидят следующие развивающие возможности «Математического планшета»:
- развитие мелкой моторики, а это тесно связано с развитием речи
- развитие памяти, внимания, воображения
- знакомство с начальными математическими представлениями
Новая модель «Математического планшета» — двухсторонняя. Планшеты можно легко объединять (скреплять).
Для альбома отобраны простые, доступные опыту ребёнка картинки, которые можно выполнить одной резинкой.
Лото на математическом планшете
Данная игра соединяет традиционные для любого лото задачи развития внимания, быстроты реакции, соревновательности, с новыми умениями переносить заданную схему на планшет, развитием речи, умением работать в команде.
Игровой материал в лото – изображения предметов рукотворного мира, объединённые в соответствии с лексическими темами: «Одежда», «Посуда», «Бытовая техника», «Мебель», «Обувь», «Инструменты». По каждой теме даны тематические карты с рисунками предметов и 6 карточек-схем.
Для игры необходимо поле математического планшета с резинками.
В лото можно играть всей семьёй, в группе детского сада, с друзьями; может играть и один ребёнок.
Детские считалки на математическом планшете
ООО «Корвет» выпускает также серию игр для математического планшета — дополнения и расширения.
Детские считалки на математическом планшете — это короткие рифмованные стишки для определения ведущего (воды), распределения ролей в игре.Игровой альбом со считалками оформляла художница Татьяна Андреева. В игровой альбом включены как русские народные считалки, так и авторские (М. Яснов). Ребёнок становится в этой игре соавтором, иллюстрируя считалки на планшете («рисуя» резиночками).
Своеобразие альбома, его отличие от предыдущих, наличие схем-помощниц, позволяют каждому ребёнку быть успешным, почувствовать себя настоящей творческой личностью. Наличие схем-помощниц позволяет использовать альбом в коррекционной работе с детьми.
Учусь читать.Грамота на математическом планшете. Тетрадь 1 и 2
Для детей 4-7 лет.
Рабочие тетради «Учусь читать» (Грамота на математическом планшете) будут содействовать развитию фонематического слуха, интереса к чтению, успешности ребёнка в целом.
В Тетради 1 приведены задания для ознакомления с гласными буквами (кроме Е и Я), согласными М и М’ (знак ‘ обозначает мягкость звука), В и В’, Н и Н’, П и П’, Т и Т’, К и К’, С и С’, Х и Х’.
В Тетради 2 продолжается знакомство с согласными буквами.
Для выполнения заданий потребуется математический планшет, рабочая тетрадь и карандаш.
Рекомендуется работать с тетрадями два раза в неделю, знакомясь на каждом занятии с одной буквой. Таким образом, с каждой тетрадью ребёнок работает приблизительно 2,5 месяца.