Самостоятельные и служебные части речи

СПП с придаточными обстоятельственными

Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам-сказуемым или обстоятельствам в главном предложении. Они уточняют цель, время, место, причину и т.д. действия и делятся на следующие виды:

Виды Вопросы Союзы и союзные слова
1. Образа действия и степени как?

каким образом? в какой степени?

как будто, словно, сколько, насколько, чтобы
2. Места где? куда? откуда? где, куда, откуда
3. Времени когда? с каких пор? до каких пор? едва, когда, с тех пор как, до тех пор, пока и др.
4. Причины отчего? почему? так как, ибо, потому что, что, вследствие того, что и др.
5. Условия при каком условии? если, раз, когда, если … то и др.
6. Сравнения как что? подобно чему? чем что? чем кто? словно, будто, точно, как, чем
7. Цели зачем?

с какой целью?

чтобы, для того чтобы
8. Следствия что из этого следует? так что
9. Уступки вопреки чему? несмотря на что? пускай, пусть, как ни, хотя, несмотря на то что
Примеры:
  • Федор Иванович поступил так великодушно (как? каким образом? в какой степени?), как никто не предполагал.
  • Птицы летели туда (куда?), где была их родина.
  • На ночлег они останавливались там (где?), где их не могла достать пуля браконьера или хищный зверь.
  • Дверь была распахнута настежь (когда?), когда Анна вбежала во двор.
  • Она искала сына до тех пор (до каких пор?), пока не нашла его.
  • Мы вернулись домой засветло (несмотря на что?), хотя нам разрешат остаться на рыбачке до утра.
  • Сома мы так и не вытащили (несмотря на что? вопреки чему?), как ни старались.

Прилагательное

Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие свойство предмета, которое может проявляться с разной интенсивностью: быстрый, белый, старый. Качественные прилагательные имеют степени сравнения и краткие формы: быстр, бел, стар. Относительные прилагательные – это прилагательные, обозначающие свойство самого предмета по его отношению к действию или другому предмету: железный, измерительный, дверной, надувной. Притяжательные прилагательные – это прилагательные, указывающие принадлежность определяемого ими предмета кому или чему-либо: сестрин, отцов, лисий.

Причастие и деепричастие

Две формы, образованные от глагола, с недавних времён, стали самостоятельными частями речи. Это причастие и деепричастие. Причастие имеет сходство с прилагательным и глаголом, так как обозначает признак предмета по действию (пишущий, написанная). Деепричастие обозначает добавочное к основному действие (бегая, выбежав). Наречие — часть речи, которая не изменяется и является обстоятельством.

Растаявшее мороженное капало из стаканчика.

Прыгающий мячик привлек внимание малыша. Разрисованный витраж красиво переливался на солнце

Разрисованный витраж красиво переливался на солнце.

Обгоняя соперников, велосипедист мчался к финишу.

Слушая музыку, она забыла обо всем.

Вымыв все окна, хозяйка принялась за полы.

Самостоятельные и служебные части речи

Слова рус­ско­го язы­ка делят на само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

Рассмотрим, какие само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи суще­ству­ют в рус­ском язы­ке.

Что такое части речи?

Части речи — это лексико-грамматические клас­сы слов, обла­да­ю­щие одним общим зна­че­ни­ем, сход­ны­ми мор­фо­ло­ги­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

Например, неко­то­рые сло­ва име­ют общее зна­че­ние пред­мет­но­сти (небо, кра­со­та). Другие сло­ва объ­еди­ня­ет спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак, каче­ство или при­над­леж­ность (синий, доб­рый, дедуш­кин).

Многочисленная груп­па слов обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние (увлечь, почув­ство­вать) и т. д.

Чтобы опре­де­лить часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во, важ­но выяс­нить

  1. общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (что назы­ва­ет сло­во);
  2. мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки (грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния рода, скло­не­ния, чис­ла, паде­жа, лица, накло­не­ния, вре­ме­ни и пр.)
  3. какую син­так­си­че­скую роль выпол­ня­ет сло­во в пред­ло­же­нии.

В соот­вет­ствии с эти­ми основ­ны­ми кри­те­ри­я­ми все сло­ва делят­ся на само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи.

Таблица «Самостоятельные части речи»

Имя суще­стви­тель­ное пред­мет кто? что? юно­ша, день
Имя при­ла­га­тель­ное  при­знак пред­ме­та какой? чей? храб­рый, соло­вьи­ный
Имя чис­ли­тель­ное коли­че­ство или поря­док пред­ме­тов при счё­те сколь­ко? кото­рый? семь, двое вто­рой, вось­мой
Местоимение ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство кто? что? какой? сколь­ко? я, ты, он, они каж­дый, несколь­ко
Глагол дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та что делать? что сде­лать? гла­дить, думать решить, при­ду­мать
Наречие при­знак дей­ствия, состо­я­ния или дру­го­го при­зна­ка как? где? когда? поче­му? зачем? вдво­ем, ввер­ху, навсе­гда, сго­ря­ча
Категория состо­я­ния состо­я­ние живых существ, сре­ды о чём гово­рит­ся? пас­мур­но, душ­но

Глагол име­ет осо­бые фор­мы:

1. при­ча­стие, кото­рое обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия:

  • смот­реть — смотрящий впе­ред;
  • уви­деть — уви­девшие ежи­ка;
  • рас­сы­пать — рас­сы­панный по сто­лу;
  • вымыть — вымытое окно;

2. дее­при­ча­стие обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие при основ­ном дей­ствии, выра­жен­ным гла­го­лом:

  • бро­сать — бро­сая;
  • посмот­реть — посмот­рев.

Предлоги

Предлоги свя­зы­ва­ют сло­ва друг с дру­гом и выра­жа­ют зави­си­мость име­ни суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го или место­име­ния от дру­гих слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии:

  •  сидим на бере­гу озе­ра;
  •  нари­со­вать во вто­рой раз;
  • встре­тить­ся с ним.

Союзы

Союз слу­жит для свя­зи одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­го и фраг­мен­тов тек­ста.

Весной воз­вра­ща­ют­ся в род­ные места сквор­цы. гра­чи и зяб­ли­ки.

Сизая туча рас­ки­ну­ла свои кры­лья по все­му небу, но тон­кий золо­той луч про­бил­ся сквозь нее.

Частицы

Частица при­да­ет допол­ни­тель­ные смыс­ло­вые оттен­ки сло­вам или пред­ло­же­ни­ям и слу­жит для обра­зо­ва­ния неко­то­рых форм слов.

Лес как буд­то бы при­та­ил­ся и замер, при­слу­ши­ва­ясь к шагам охот­ни­ков.

Не про­чтешь ли  нам свои сти­хи?

Пусть све­тят­ся твои гла­за радо­стью!

К сло­вам слу­жеб­ных частей речи нель­зя задать вопрос. Служебные части речи само­сто­я­тель­но не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, одна­ко вхо­дят в состав тех слов, с кото­ры­ми упо­треб­ля­ют­ся в выска­зы­ва­нии.

Чтобы понять отли­чие слу­жеб­ных частей речи от само­сто­я­тель­ных, рас­смот­рим таб­ли­цу.

Таблица «Отличие самостоятельных и служебных частей речи»

1. име­ют лек­си­че­ское зна­че­ние нет лек­си­че­ско­го зна­че­ния
2. мож­но задать вопрос нель­зя задать вопрос
3. име­ют грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки не изме­ня­ют­ся
4. делят­ся на мор­фе­мы не име­ют мор­фем­но­го соста­ва
5. само­сто­я­тель­ный член пред­ло­же­ния член пред­ло­же­ния толь­ко с дру­гим сло­вом

Общее значение слов одной части речи

У каж­до­го сло­ва име­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние, кото­рое явля­ет­ся его инди­ви­ду­аль­ным опо­зна­ва­тель­ным свой­ством сре­ди дру­гих слов рус­ско­го язы­ка, например:

  • лес — это про­стран­ство, зарос­шее дере­вья­ми и кустарниками;
  • доб­рый — это бла­го­же­ла­тель­ный, отзыв­чи­вый к людям, гото­вый помочь;
  • гулять — ходить не торо­пясь, отдыхать.

Кроме лек­си­че­ско­го зна­че­ния, каж­дое сло­во обла­да­ет набо­ром опре­де­лен­ных грам­ма­ти­че­ским свойств, отвле­чен­ных от кон­крет­ной семан­ти­ки лек­се­мы. Например, сло­ва «бежать», «бро­сить­ся», «нестись», «лететь» обо­зна­ча­ют пере­ме­ще­ние в про­стран­стве, сло­ва «ска­зать», «гово­рить», «выска­зать­ся» — про­цесс речи; сло­ва «сер­дить­ся», «радо­вать­ся», «сочув­ство­вать» — состо­я­ние. Всех их объ­еди­ня­ет общее зна­че­ние дей­ствия или состо­я­ния.

Слова «наив­ный», «сме­лый», «застен­чи­вый» обо­зна­ча­ют пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства чело­ве­ка; «ноч­ной», «вечер­ний», предут­рен­ний» — вре­мен­ные отно­ше­ния, «верх­ний», «ниж­ний» — про­стран­ствен­ные отно­ше­ния. Наряду с этим все ука­зан­ные лек­се­мы име­ют нечто общее, объ­еди­ня­ю­щее их: они обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та.

Слова «быст­ро» (отве­тить как? быст­ро), «гром­ко» (спеть как? гром­ко), «весе­ло» (пры­гать как? весе­ло) обо­зна­ча­ют образ действия.

В соот­вет­ствии с этой спо­соб­но­стью лек­сем обо­зна­чать что-то общее, а так­же сооб­раз­но с их грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и син­так­си­че­ской ролью все сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на клас­сы — части речи.

↑ Самостоятельные части речи:

Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы «КТО?, ЧТО?»
Морфологические признаки: род, число, падеж, склонение.
Примеры: стол, человек, мама, Москва, железо, джинсы и др.

Имя прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «КАКОЙ? ЧЕЙ?»
Морфологические признаки: род, число, падеж (согласуются с существительными, зависят от них)
Примеры: белый, хороший, мамин, хаки (цвет) и др.

Имя числительное обозначает число, отвечает на вопросы «СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?»
Морфологические признаки: количественные числительные изменяются только по падежам. Род имеют только слова «один», «два». Порядковые числительные (первый) похожи на прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.
Примеры: два, пятьсот, трое, оба/обе, пятый и др.

Глагол обозначает действие, отвечает на вопросы «ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?»
Морфологические признаки: спряжение, число, лицо, время.
Примеры: играть, думать, стоять, бежать и др.

Наречие обозначает признак действия, отвечает на вопросы «КАК? КУДА? КОГДА? и др.»
Морфологические признаки: не склоняются, не изменяются, потому не имеют окончаний.
Примеры: весело, вдвоем, назло, впереди, сперва и др.

Местоимения указывают на предметы и явления. Заменяют существительные, прилагательные и числительные и потому отвечают на вопросы «КТО? КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО?»
Морфологические признаки: зависят от того, какую часть речи заменяют.
Примеры: я, мой, некто, всякий, другой, свой, тот, кое-кто и др.

Причастия обозначают признак предмета по действию, объединяют в себе свойства прилагательного и глагола. Отвечают на вопросы «КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? ЧТО СДЕЛАННЫЙ? ЧТО ДЕЛАЕМЫЙ?»
Морфологические признаки: совмещают признаки прилагательного (род, число, падеж) и глагола (вид, время, залог, возвратность, переходность).
Яркий морфемный признак: суффиксы УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ, ВШ, НН, Т, ЕМ, ИМ.
Примеры: думающий, прочитанный, прочитавший и др.

Деепричастия обозначают добавочное действие к основному (глаголу) и объединяют признаки глагола и наречия. Отвечают на вопросы «ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? КАК? ПОЧЕМУ? КОГДА? и др.»
Морфологические признаки: совмещают признаки глагола (вид, возвратность, переходность) и наречия (неизменяемость).
Яркий морфемный признак: суффиксы А, Я, В, ШИ, ВШИ.
Примеры: танцуя, подумав и др.

Что такое часть речи в русском языке

Основываясь на посвящённой этой теме статье знаменитого российского лингвиста Льва Владимировича Щербы, создавшего вместе с группой других филологов теорию фонемы, доминирующим в лингвистической русистике считается принятие многогранности свойств в целях их классификации.

Беря за критерии вышеуказанные признаки и руководствуясь следующими существенными различиями и сходством, лексемы относят к определённым категориям:

  1. Единство суммарного смысла, как, например, признак признака у наречия.
  2. Единство грамматических закономерностей и словоизменения.
  3. Сходность синтаксических функций.

Дифференциация слов по классам занимала учёных ещё в древности и была актуальна на всех континентах и во все времена, так данным вопросом занимались и древнегреческие философы (Аристотель), и древнеиндийские лингвисты (Панини), и учёные царской России (Мелетий Смотрицкий).

Ввиду того, что в рамках русского языка большинство слов изменяемы, рассмотрим их разделение по морфологическому принципу, который широко пропагандировался представителями фортунатовской школы (названа по имени её основателя Ф.Ф. Фортунатова).

Существуют следующие признаки:

  • определённый порядок преобразования слова,
  • набор грамматических значений,
  • морфологическая структура (например, «как» и «так» – это местоимения, а «грустный» и «весёлый» – прилагательные).

То, к какому классу относится лексема, можно понять, используя лишь типологизацию по морфологическому признаку, однако в других языках использование данного принципа будет не столь очевидным.

ЧАСТИ РЕЧИ: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ

Что же такое имя существительное?

Существуют слова, отвечающие

на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?)

и обозначающие людей и животных.

Также существуют слова, отвечающие на вопрос

что? (чего? чему? чем? о чем?) и обозначающие предметы.

Все эти слова являются самостоятельными частями речи и

называются именами существительными.

Кстати, в науке о языке всё, что отвечает на вопрос кто? или что? называют предметом .

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и обозначающие людей и животных являются одушевленными.

Например: мужчина, ёж .

Остальные имена существительные, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.

Например: цветок, снег .

Слова, которые обозначают черты характера, различные чувства и настроения – тоже имена существительные. Они отвечают на вопрос что?

Например: огорчение, радость, гнев, любовь .

Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?

– имена, отчества и фамилии людей;

– клички животных;

– географические (реки, города, моря, населенные пункты и т.д.);

– астрономические названия (планеты, звезды, галактики)…

Всё это собственные имена существительные .

Например: Иванов Иван Иванович, река Ока, город Москва, планета Земля и т.д.

Имена существительные могут быть в единственном или множественном числе. Это выражается в окончании.

Например: книг а – книг и , цвет ок – цвет ы .

Г лагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы:

что делать? что сделать?

что делает? что сделает?

что делают? что сделают?

что делал? что сделал?

что делали? что сделали?

что будут делать?

Примеры:

( что делать? ) – ходить ;

( что сделать? ) – убежать ;

( что делает? ) – радуется ;

( что делают? ) – снуют ;

( что делал? ) – смеялся ;

( что будет делать? ) – веселиться .

Частица не с глаголами пишется раздельно: не вырывается, не доносится .

Действия, которое обозначают глаголы, может происходить в разное время:

  • в настоящем времени – в момент речи т.е.: я рассказываю историю ;
  • в будущем времени – после момента речи: я расскажу историю ;
  • в прошедшем времени – до момента речи: я рассказала историю .

Если слово обозначает действие одного предмета – то оно отвечает на вопрос что делает? и являетсяглаголом в форме единственного числа: стоит, висит . Если слово обозначает действие двух и более предметов – оно отвечает на вопрос что делают? и является глаголом в форме множественного числа.

Глаголы во множественном числе имеют окончания –и , -ем ( -ём ), -им , -ете ( -ёте ), – ите , -ут ( -ют ), -ат ( -ят ).

Мяч (что делает?) прыга ет – единственное число ; Мячи (что делают?) прыга ют – множественное число .

Глаголы, отвечающие на вопросы « что дела ть ?», « что сдела ть ?», пишутся через мягкий знак. Например, что дела ть ? – весели ть ся .

Все остальные глаголы, отвечающие на вопросы « что делае т ?», « что сделае т ?» и подобные, пишутся без мягкого знака. Например, что делае т ? – весели т ся .

Имя прилагательное – это часть речи,

обозначающая признак, и отвечающая на вопросы:

  • какой? какая? какое? какие?
  • каков? какова? каково? каковы?
  • чей? чья? чье? чьи?

Например:

Высокий дом – дом какой? – высокий – прилагательное.

Маленький ребенок – ребенок какой? – маленький – прилагательное.

Имена прилагательные могут употребляться в разных формах:

береза какая? – белая, тонкая ,

береза какова? – бела, тонка ,

Формы имен прилагательных, отвечающие на вопросы каков? какова? каковы? , чаще всего употребляются в произведениях устного народного творчества.

Например:

Уродитесь, бобы ,

Велики и круты ,

В поле густы ,

На столе вкусны .

Обычный порядок слов – это прилагательное + существительное : белая береза .

При необычном порядке слов – существительное + прилагательное – имена прилагательные берут на себя основную смысловую нагрузку:

Земелька черная , а хлеб белый родит.

Слова, обозначающие признак одного предмета – отвечают на вопрос какой? какая? какое? – используются с именами существительными в единственном числе: зеленый шарик .

Слова, обозначающие признак двух или нескольких предметов – отвечают на вопрос какие? – используются соответственно с именами существительными во множественном числе: зеленые шарики .

Слова, противоположные по смыслу иначе называются антонимы. Например: Зимой ночь длинная , а день короткий .

Некоторые имена прилагательные называются синонимами, т.к. они близки по смыслу. Например: смелый – храбрый, длинный – долгий.

Рубрики: ВОСПИТАНИЕ,ОБУЧЕНИЕ/ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Метки: русский язык учимся

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/2930900/post370917091

Причастие как часть речи

Начальной формой причастия является форма именитель­ного падежа единственного числа мужского рода (Им.п., ед.ч., м.р.). Обозначая признак предмета по действию, причастие со­четает признаки глагола и прилагательного.

Причастия образуются от глагола и обладают некоторыми его постоянными признаками. Причастия бывают совершен­ного (прочитавший, взволнованный) и несовершенного вида (читавший, волнуемый). Вид причастия совпадает с видом глагола, от которого оно образовано (взволнованный — от гла­гола совершенного вида взволновать, волнуемый — от глагола несовершенного вида волновать).

Как и глагол, причастия имеют признак времени, но для причастия этот признак является постоянным. Причастия бы­вают прошедшего (слушавший) и настоящего времени (слу­шающий). Причастий будущего времени не бывает!

Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что и от невозвратных, но к окончанию добавляется -ся (тянущийся).

Как и прилагательное, причастие согласуется с существительным в роде, числе и падеже (это его непостоянные признаки): играющий ребёнок, играющей девочке, играющим детям. Некоторые причастия, подобно прилагательным, могут образовывать краткую форму: построенный — построен, рождённый — рождён.

Все причастия делятся на действительные и страдательные. Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Действительные причастия». Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Страдательные причастия».

Некоторые причастия отступают от общего правила их образования: расти — росший, идти — шедший, грести — гребу — грёбший, скрести — скребу — скрёбший.

Синтаксическая роль

В предложении причастия выполняют функцию:

  • определения (полная форма). Сорванный девочкой цветок вскоре увял.
  • именной части составного сказуемого (полная и краткая форма). Цветок сорван девочкой сегодня. (Почему здесь пишем одну Н — читайте в конспекте ТУТ).

Причастие может иметь при себе зависимые слова. Все вместе они образуют причастный оборот, который является единым членом предложения — определением.   В человеке есть желания, заслуживающие уважения, и есть желания, не заслуживающие такового (М.Горький).

План морфологического разбора.

I. Часть речи, общее грамматическое значение; глагол. от которого образовано причастие это.

II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., м.р.)
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид; г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж, в) число; г) род.

III. Синтаксическая роль.

ВНИМАНИЕ. Нужно различать!. Прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета

Чтобы их различать, нужно запомнить следующее: прилагательные обозначают признак по цвету, форме, запаху, месту, времени и т.д. Эти признаки постоянно свойственны этому предмету. А причас­тие обозначает признак по действию, этот признак протекает во времени, он не свойствен предмету постоянно.

Прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета. Чтобы их различать, нужно запомнить следующее: прилагательные обозначают признак по цвету, форме, запаху, месту, времени и т.д. Эти признаки постоянно свойственны этому предмету. А причас­тие обозначает признак по действию, этот признак протекает во времени, он не свойствен предмету постоянно.

Сравним: читальный зал — прилагательное, признак по назначению, и читающий человек — причастие, признак по действию; сме­лый — осмелевший, тёмный — темнеющий, хлопотливый — хлопочущий. Также причастия образуются при помощи свой­ственных только им суффиксов: –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), -ем-, -им-, -ом-, -т-, -енн– (последний встречается у прилагательных).

Алгоритм различения причастий,
прилагательных и наречий на -о /-е

◊◊◊ Иногда причастие рассматривают не как самостоятельную часть речи, а как особую форму гла­гола (на нашем сайте эта тема не рассматривается).

Вы смотрели конспект по русскому языку «Причастие как часть речи«. Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:

  • Действительные причастия
  • Страдательные причастия
  • Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных. Алгоритм определения
  • Правописание суффиксов причастий

Конспекты по русскому языку
  Проверить свои знания
  Кодификатор ОГЭ

Грамматические классы [синтаксические группы] слов

Части речи по своему грамматическому и словообразовательному весу можно разделить на следующие кластеры:

  1. Знаменательные слова (также самостоятельные, или полнозначные слова) — лексически самостоятельные части речи,
    которые характеризуются номинативным значением, то есть называют предметы, признаки, свойства, действия и т. д.,
    и способны функционировать в качестве членов предложения.
    К знаменательным словам относят глагол,
    имя существительное,
    имя прилагательное
    и наречие, различающиеся между собой по синтаксическим, морфологическим и семантическим свойствам.

    Традиционно в эту категорию включают имя числительное и местоимение,
    но в последнее время данные группы слов чаще всего рассматривают как подклассы других частей речи
    (местоимения-существительные , местоименные прилагательные ,
    местоименные наречия и т. д.
    ).

    Знаменательные слова противопоставляются лексически несамостоятельным служебным словам,
    а также междометиям.

  2. Служебные слова (см. русские служебные слова) — лексически несамостоятельные слова,
    не имеющие в языке номинативной функции (не называют предметов, свойств или отношений)
    и выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений.
    К ним относятся союзы, предлоги, послелоги, частицы, артикли и некоторые другие часте речи.

    Противопоставляются знаменательным, или самостоятельным, словам,
    отличаясь от них, помимо значения, отсутствием морфологических категорий.
    Служебные слова, приближаясь к словоизменительным морфемам, находятся на грани словаря и грамматики
    и фактически относятся к сфере грамматических средств языка.

    Они превосходят знаменательные слова частотностью употребления, но уступают им по численности,
    составляя список, близкий к закрытому.

  3. [Неграмматические слова — не участвующие в связи слов в предложении и сами неизменяемые в предложении,
    в первую очередь это междометия]

Далее опишем особенности каждой части речи.

Служебные слова

Союзы

Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения,
частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.
Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

Частицы

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов,
словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.
Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

Неграмматические слова

Звукоподражательные слова и ономатопея

Ономатопе́я (устаревшая форма XIX века — ономатопоя; др.-греч. ὀνοματοποιΐα, в латинской транскрипции
onomatopoeia — словотворчество,
от ὄνομα, род. падеж ὀνόματος — имя и ποιέω — делаю, творю) — слово, являющееся звукоподражанием,
возникшим на основе фонетического уподобления неречевым звукокомплексам.

Чаще всего ономатопеической является лексика, прямо связанная с существами или предметами — источниками звука:
например, глаголы типа «квакать», «мяукать», «кукарекать», «тарахтеть» и производные от них существительные.

Междометия

Междометие — лексико-грамматический класс неизменяемых слов, не входящих ни в знаменательные, ни в служебные части речи
и нерасчленённо выражающих (но не называющих) эмоциональные и эмоционально-волевые реакции на окружающую действительность.

Междометия тесно связаны со звукоподражанием, но являются отдельной частью речи, и выступают как слова-сигналы,
используемые для выражения требования, желания, побуждения к действию,
а также для быстрого реагирования человека на различные события реальной действительности.

Есть 3 основных взгляда на междометия:

  1. Междометия не входят в систему частей речи
  2. Междометия — особая, изолированная часть речи
  3. Междометия входят в группу «частиц речи» наряду с предлогами и союзами

Самостоятельные части речи

Самостоятельными частями речи называют классы слов, имеющие лексическое значение. Они могут указывать на предметы и явления, а также признаки действия или определенного обстоятельства

Важное отличие этого класса слов состоит в наличии грамматического значения – числа, рода, падежа и т.д. Самостоятельные части отвечают на вопросы и обязательно выступают главными или второстепенными членами в предложении. 

Существительное как часть речи

В предложении существительное используют тогда, когда необходимо обозначить предмет, вещество, природное явление, определенное существо. Он отвечает на вопрос «хто?» или «що?», и чаще всего выступает главным членом предложения – подлежащим. Иногда также может являться приложением или другим членом предложения. Запомнить основные характеристики существительного проще благодаря таблице, приведенной ниже:

Иногда существительные можно спутать с другими частями речи, поэтому рекомендуем запомнить сложные случаи определения существительных:

Глагол

Глагол отвечает на вопросы «що робити?», «що зробити?». В предложении его используют для обозначения определенного действия (бігати, говорити) или состояния предмета (проспівав, станцював). Таблица с основными характеристиками и примерами:

Рассмотрим основные формы глаголов:

Имя прилагательное

Прилагательное всегда выражает признак предмета. Он отвечает на вопрос «який?» и «чий?». В предложении прилагательное используют для того, чтобы описать следующие характеристики:

  • запах – ароматний, приємний;
  • цвет – жовтий, блакитний;
  • возраст – зрілий, молодий;
  • размер – маленький, великий; 
  • материал – пластиковий, скляний; 
  • время – сьогоднішній, торішній;
  • пространство – далекий, найближчий;
  • личные качества – добрий, щедрий; 
  • принадлежность – сестрин, мамин;
  • отношение к месту – приміський, селищний. 

В предложении прилагательное чаще всего выступает как определение. Если вы вдруг забыли, на какие вопросы отвечает определение – это «чий?», «який?», «котрий?». 

Учить любой язык проще, если рассчитывать на помощь специалиста-филолога, имеющего многолетний опыт работы в сфере языкознания. На сайте BUKI вы можете найти опытного репетитора по украинскому, английскому языку, математике, физике, истории и другим предметам. На платформе собраны лучшие специалисты, которые помогут вам сдать ЗНО, ДПА или просто улучшить свои знания по определенному предмету.

Местоимение

Местоимение указывает на предмет, его признаки и количество, но не называет его. Отвечает на вопрос «хто?», «що?», «який?», «скільки?», «чий?». В украинском местоимения используют во избежание тавтологии и увеличения выразительности языка. 

По значению местоимения делят на 9 групп. Рассмотрим примеры местоимений для каждой из групп: 

Числительное как часть речи

В предложении числительные используются для обозначения количества предметов и их порядка при счете. Числительное отвечает на вопросы «котрий?» и «скільки?». Таблица с основными характеристиками и примерами этой части речи:

По строению числительные делятся на три группы – простые, сложные и составленные. Рассмотрите ниже таблицу, чтобы понять, чем они отличаются.

По грамматическим признакам и значению числительные делятся на две группы: количественные и качественные. Количественные отвечают на вопрос «скільки?», а качественные – «котрий?». Ниже приведены распространенные примеры числительных.

Спряжение числительных – это одна из самых сложных тем при изучении частей речи. Предлагаем вам просмотреть короткий видеоролик, в котором рассказывается, как научиться легко отменять порядковые и количественные числительные:

Наречие

В предложении наречия называют признаки действий и предметов, а также указывают обстоятельства, при которых происходят определенные явления или события. Наречие отвечает на вопросы «як?», «коли?», «куди?», «де?». Ниже приводим главные свойства части речи и примеры.

По правописанию числительные делят на три группы: те, что пишем вместе, отдельно или через дефис.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: