Второстепенные члены предложения

Дополнение в русском языке

Дополнение является второстепенным членом предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей, а так же обозначающий предмет на который направлено или с которым связано то или иное действие. Иногда обозначает действие или состояние объекта.

Дополнения которые обозначают объект действие, употребляются при глаголах или от образованных ими существительными.

Дополнения которые называют объект используются при прилагательных или при существительных образованных от них.

Прямые дополнения это дополнения которые зависят от переходного глагола и употребляются в значении существительного или местоимения (и любые другие части речи которые выражаются существительным) в винительном падеже не имеющий предлог.

Например:

Построить (что?) здание

Починить (что?) компьютер

Поцеловать (кого?) маму

Прямое дополнение так же можно образовать при помощи родительного падежа в двух случаях:

1.Когда есть отрицательная частица «не» перед переходным глаголом

А.Съесть суп не съесть суп

В.Заработать не заработать

2.Или когда действие переходит не на весь предмет, а лишь на его часть

Например

А.Купить хлеб купить хлеба

Б.Выпить молоко выпить молока

В.Отсыпать рис отсыпать риса

Прямое дополнение обозначает предмет на которое направлено действие, которое может создавать, возникать или исчезать в процессе действия.

Сказуемое и подлежащее – разница и отличие

Подлежащее и сказуемое впервые проходят на уроках русского языка в начальной школе. Объясняя отличия между этими членами предложения, учителя обычно опираются на поставленные к ним вопросы: кто, что/делает, сделает?

Однако впоследствии выясняется, что синтаксический разбор предложений не ограничивается постановкой вопроса для определения главных членов синтаксической конструкции. В чем же еще состоит различие между подлежащим и сказуемым? Придется смахнуть пыль со школьных знаний.

Определение подлежащего и сказуемого

Оба они являются главными членами предложения и его грамматической и лексической основой. Умение оперировать ими позволяет логично строить фразы и грамотно расставлять знаки препинания.

Подлежащее – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает предмет, отвечая на вопросы кто? что?

Сказуемое – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает признак предмета, который в конструкции выражается подлежащим.

Надо иметь в виду, что есть предложения, где грамматическая основа может состоять только из одного главного члена. Такие конструкции называют односоставными.

Сравнение

Приведем примеры простых конструкций-предложений, в которых нет ничего лишнего, и четко видно грамматические основы – подлежащее и сказуемое.

Вася шел. Коза бежала.

Тучи капали дождем.

Можно задавать простые определяющие вопросы: Вася, коза и тучи (кто?/что?) – подлежащие; шел, бежала, капали (что делал?/что делала? что делали?) – сказуемые.

В этом примере четко видно существующие между главными членами отличия – подлежащее выражено предметностью. Однако предметом может быть не только имя существительное, но и другие части речи в значении существительного – к примеру, они могут выражаться местоимением, числительным и даже прилагательным.

В лодке их сидело трое (числительное в роли подлежащего). Умный в гору не пойдет (умный – прилагательное в роли подлежащего).

Сказуемое выражает собой признак того предмета, которое в конструкции является подлежащим. Но признак, это ведь не только прямое действие. А что еще может быть? Перечислим:

  • действие (на пороге стоял Василий Тёркин);
  • состояние (Анна Пивоварова была счастлива);
  • качество (Методы воспитания были стары, но весьма действенны);
  • принадлежность (Эта усадьба – моя, и девки дворовые – мои);
  • родовое понятие (В этой части Волга – еще не крупная река).

С точки зрения грамматики между подлежащим и сказуемым тоже есть своя определенная разница. Подлежащее – независимый участник грамматической конструкции. Употребляется в именительном падеже. Сказуемое в предложении находится в зависимости от подлежащего и всегда соотносится с ним по числу и роду.

Роль подлежащего могут брать на себя отдельные слова и словосочетания, и даже целые предложения. А вот в роли сказуемого могут быть не только глаголы, но также сочетания глагола с местоимением, наречием, существительным. Сказуемое также может быть представлено единичным существительным или другой частью речи.

Когда дано задание выполнить синтаксический разбор предложения/текста, то главные члены выделяются подчеркиваниями: одной чертой мы подчеркиваем подлежащее, двумя чертами – сказуемое

Таблица разницы между подлежащим и сказуемым

Подлежащее Сказуемое
Обозначение предмета Обозначение признака предмета
Самостоятельный член предложения, поставленный в именительном падеже Зависимый от подлежащего член предложения и соотносится с ним в роде и числе
Отвечает всего на два вопроса: кто? или что? Что делает? – не единственный вопрос, который к нему можно поставить. А еще и такие: каков? что такое? что происходит? чей? и другие, зависящие от подлежащего
При синтаксическом разборе подчеркивается одной чертой При синтаксическом разборе предложения подчеркивается двумя чертами

Таблица с вопросами и примерами

Название Что обо­зна­ча­ет Вопрос От како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­сит Способ выра­же­ния
Определение Признак пред­ме­та Какой? Чей? от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обстоятельства Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие
Дополнение Предмет Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? от ска­зу­е­мо­го Существительное Местоимение Количественное числительное
Обстоятельство Место, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д. Где? Когда? Как? Каким обра­зом? и др. от ска­зу­е­мо­го Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие

Дополнение

Чтобы понять, что такое допол­не­ние, вспом­ним немно­го осно­вы рус­ско­го син­так­си­са.

В дву­со­став­ном про­стом пред­ло­же­нии суще­ству­ет обыч­но два соста­ва:

состав под­ле­жа­ще­го (под­ле­жа­щее + опре­де­ле­ния);
состав ска­зу­е­мо­го (ска­зу­е­мое, допол­не­ние и обсто­я­тель­ство).

Вот поче­му такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся дву­со­став­ным в отли­чие от одно­со­став­ных пред­ло­же­ний.

Дополнение харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей:

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния допол­не­ние под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей.

Дополнение — вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, выра­жен­ное ска­зу­е­мым, и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?

Прямое и косвенное дополнение

В зави­си­мо­сти от того, какой падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) выра­жен рас­смат­ри­ва­е­мый вто­ро­сте­пен­ный член и какой гла­гол (пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный) управ­ля­ет им, в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Если дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит непо­сред­ствен­но на пред­мет, то такое допол­не­ние явля­ет­ся пря­мым. Грамматически это выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: пере­ход­ный гла­гол управ­ля­ет суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га или роди­тель­но­го паде­жа, если сло­во име­ет зна­че­ние части от цело­го.

Остальные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Сравним:

Обстоятельство

Что такое обстоятельство?

Обстоятельство при­над­ле­жит к груп­пе ска­зу­е­мо­го и харак­те­ри­зу­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка пред­ме­та.

Вопросы к обстоятельству

В зави­си­мо­сти от того, какой при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка обо­зна­ча­ет обсто­я­тель­ство, этот вто­ро­сте­пен­ный член отве­ча­ет на вопро­сы:

  • рас­тут где? в поле,
  • ведут куда? вдаль,
  • тянет отку­да? из под­ва­ла,
  • слу­чи­лось когда? утром,
  • извест­но с каких пор? с дав­них пор,
  • поблед­нел поче­му? от стра­ха,
  • вышел с какой целью? встре­тить,
  • сме­ять­ся как? зара­зи­тель­но,
  • смеш­ной до какой сте­пе­ни? очень,
  • гуля­ем несмот­ря на что? на про­лив­ной дождь,
  • зво­ни­те при каком усло­вии? в слу­чае высо­кой тем­пе­ра­ту­ры,
  • свер­нул­ся подоб­но чему? колоб­ком.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка, пояс­ня­ет сло­ва со зна­че­ни­ем дей­ствия, состо­я­ния и при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? когда? как? поче­му? зачем? с какой целью? несмот­ря на что? вопре­ки чему? при каком усло­вии?

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду её штри­ха­ми, напри­мер:

Виды обстоятельств

В зави­си­мо­сти от зна­че­ния обсто­я­тель­ства делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • обсто­я­тель­ства места (пошел куда? в лес),
  • обсто­я­тель­ства вре­ме­ни (решим когда? сего­дня),
  • обсто­я­тель­ства при­чи­ны (осла­бел поче­му? из-за болез­ни),
  • обсто­я­тель­ства обра­за дей­ствия (идти как? бес­шум­но),
  • обсто­я­тель­ство усло­вия (при жела­нии при каком усло­вии? мож­но встре­тить­ся),
  • обсто­я­тель­ство цели (доку­мент необ­хо­дим с какой целью? для полу­че­ния сер­ти­фи­ка­та),
  • обсто­я­тель­ство срав­не­ния (лег­кий, как пух, снег),
  • обсто­я­тель­ство меры и сте­пе­ни (быст­рый в какой сте­пе­ни? очень),
  • обсто­я­тель­ства уступ­ки (несмот­ря на голов­ную боль).

Таблица «Виды обсто­я­тельств»

1. Места Где? Куда? Откуда? Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь дви­же­ния Он купил кни­гу в мага­зине.
2. Времени Когда? Как дол­го? С каких (до каких) пор? Время Вчера он купил кни­гу.
3. Образа дей­ствия Как? Каким обра­зом? Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совер­ше­ния Он дол­го выби­рал кни­гу.
4. Причины Почему? На каком осно­ва­нии? Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния дей­ствия Из-за спеш­ки он не купил кни­гу.
5. Цели Зачем? С какой целью? Цель совер­ше­ния дей­ствия Он купил кни­гу для учё­бы.
6. Условия При каком усло­вии? Условие совер­ше­ния дей­ствия При жела­нии он мог купить эту кни­гу.
7. Уступки Вопреки чему? Несмотря на что? Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствие Несмотря на нехват­ку денег, он купил кни­гу.
8. Меры и сте­пе­ни Насколько? В какой сте­пе­ни? Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или дей­ствия Он купил слиш­ком доро­гую кни­гу.

Способы выражения обстоятельств

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • наре­чи­я­ми,
  • суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей,
  • неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла (инфи­ни­ти­вом),
  • дее­при­ча­сти­я­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми,

Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся так­же

  • сло­во­со­че­та­ни­я­ми,
  • и срав­ни­тель­ны­ми обо­ро­та­ми,
  • предложно-именными кон­струк­ци­я­ми,

Примеры:

Определение

Определение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

Обычно в пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член со зна­че­ни­ем пред­ме­та. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет раз­лич­ные при­зна­ки пред­ме­тов (какой?) или при­над­леж­ность (чей?). В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой лини­ей.

Способы выражения определения

Определения выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ны­ми (сол­неч­ный луч, мами­на доч­ка),
  • оди­ноч­ны­ми при­ча­сти­я­ми (обле­тев­шие листья) и при­част­ны­ми обо­ро­та­ми,
  • поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми (пер­вый ответ),
  • местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом),
  • суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в кос­вен­ном паде­же (паль­то из шер­сти, его лицо),
  • сло­во­со­че­та­ни­я­ми (стол из крас­но­го дере­ва).
  • наре­чи­я­ми (паль­то нарас­паш­ку, рубаш­ка навы­пуск),
  • инфи­ни­ти­вом (жаж­да выжить, при­выч­ка шеп­тать).

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния и син­так­си­че­ской свя­зи, суще­ству­ю­щей меж­ду опре­де­ля­е­мым и зави­си­мым сло­вом, все опре­де­ле­ния быва­ют согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные.

↑ Виды второстепенных членов предложения.

Определение, дополнение, обстоятельство: различия.

  • группу подлежащего (определение)
  • группу сказуемого (дополнение и обстоятельство).
  • Дополнение
  • Определение
  • Обстоятельство

При синтаксическом разборе предложения второстепенные члены обычно определяются по вопросам. Но довольно часто никакой вопрос к тому или другому члену предложения не подходит:Мы снова встретились; Он плакал во сне; Больной кричал в бреду.Иногда к одному члену предложения вполне подходят два, а то и три разных вопроса: Я иду купить хлеба — к инфинитиву можно поставить вопросы: Куда ты идешь? и Зачем ты идешь?.

На зов он явился немедленно — один поставит вопрос: На что он явился? и скажет, что на зов — дополнение; другой определит как обстоятельство времени по вопросу Когда он явился?; третий скажет, что больше подходит вопрос: Почему он явился? — на зов, то есть потому что его позвали.

Какому же вопросу отдать предпочтение?

  • определение обозначает признак и отвечает на вопросы: какой? чей? который?
  • дополнение — отношение действия к предмету и отвечает на вопросы косвенных падежей;
  • обстоятельства означают место, время, образ действия, меру и степень, причину и отвечают на вопросы где? откуда? куда? когда? как? сколько? отчего? почему? зачем

Кроме того, необходимо разграничивать три вида вопросов: лексических, морфологических и синтаксических.

К предложению «Моя цель-учиться» вопрос: Какая твоя цель? не отражает синтаксической функции инфинитива, так как инфинитив — не обстоятельство цели.

Такой вопрос связан со значением слова, он лексический.

Существительное всегда имеет форму определенного падежа, поэтому в составе предложения к нему можно поставить один из падежных вопросов: занимался музыкой (до чего?) до работы, забыл свое горе (благодаря чему?) благодаря работе, пришел к мастеру (за чем?) за работой, задержался (на чем?) на работе — это морфологические вопросы. К данным сочетаниям возможны вопросы, которые помогают установить характер синтаксических отношений существительного к глаголу: занимался музыкой (кoгда?) до работы, забыл свое горе (почему?) благодаря, работе, пришел к мастеру (с какой целью?) за работой, задержался (где?) на работе — это синтаксические вопросы, соответствующие определенной синтаксической функции компонента предложения.

 Следует учитывать переходные случаи. Так, второстепенные члены предложения, выраженные предложно-падежными формами существительных, могут совмещать некоторые значения: 

обстоятельственное дополнение (совмещает объектное и обстоятельственное значение)

Книга лежит на столе. Провели лето у родных. Поет ли дева за холмом.

Теперь он иначе прочитывал ежедневные рапорты с фронта;

определительное дополнение (совмещает объектное и атрибутивное значение)

В комнате были следы вчерашнего ужина.

Структурно обязательные и необязательные второстепенные члены предложения

  • структурно обязательные
  • структурно необязательные (факультативные )

Структурно обязательные реализуют сильные словосочетательные связи главных или других второстепенных членов:

Жалко сестренку. Я слышу тихое пение. Природа дала нам способность не думать о смерти . Изучение старинных песен, сказок и т.п.

Структурно необязательные (коммуникативно обусловленные) включаются в состав предложения не по требованию опорных слов. Они появляются ради расширения информации, поэтому такие члены — коммуникативно обусловлены:

Я давно слышу за стеной тихое пение — выделенные второстепенные члены являются коммуникативно обусловленными (ср.: Я слышу пение).

В предложении «Весеннее солнце ярко светит с самого утра» все второстепенные члены структурно необязательные. (ср.: Солнце светит).

Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)

Определение, допол­не­ние, обсто­я­тель­ство — это вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Объясним, как най­ти в пред­ло­же­нии эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, на какие вопро­сы отве­ча­ют и как под­че­ри­вать при син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния.

Члены пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, назы­ва­ют­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми. Наличие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния дела­ет пред­ло­же­ние рас­про­стра­нен­ным. По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

Второстепенные члены

Дополнение, определение и обстоятельство добавляют смысла, делают предложение развернутым, информативным. Первое обозначает предмет, по отношению к которому производится действие. Для него характерны вопросы всех падежей за исключением именительного: «кого, чего?», «кому, чему?», «что, кем?», «о ком, о чем?», их задают от сказуемого. Этот нюанс позволяет легко отличить второстепенный член от подлежащего.

В качестве дополнения выступают существительные, местоимения, инфинитивы и словосочетания. При разборе подчеркивание производится прерывистой линией. Примеры:

  1. «Я пишу роман». — роман.
  2. «Щенку было весело с мальчиком». — с мальчиком.
  3. «Начальник взял у меня отчет». — у меня, отчет.
  4. «Он запряг тройку лошадей». — тройку лошадей.

Определение обозначает отличительные качества и свойства предмета и отвечает на вопросы «какой, какая, какое, какие?» и «чей, чья, чье, чьи?». Может относиться как к подлежащему, так и к дополнению. Выражается различными частями речи:

  • прилагательным;
  • причастием или причастным оборотом;
  • числительным;
  • местоимением;
  • неопределенным глаголом;
  • наречием.

При синтаксическом разборе определение подчеркивается волнистой линией. Примеры:

  1. «В лесу раздался громкий крик». — громкий.
  2. «Этот дом давно сгорел». — этот.
  3. «Кошечка, лакавшая молоко, заставляла миску стучать по полу». — лакавшая молоко.
  4. «Скоро прогремел второй выстрел». — второй.

Обстоятельство указывает на условия, в которых происходит действие, признак предмета или другого признака. Этот второстепенный член отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?», «для чего?», «при каком условии?».

Обстоятельство может быть:

  • наречием;
  • существительным в любом падеже, кроме именительного;
  • деепричастием и деепричастным оборотом;
  • глаголом в неопределенной форме;
  • словосочетанием.

В предложении относится к сказуемому. Подчеркивается пунктирной линией начиная с тире: тире, точка, тире.

На какие вопросы отвечают дополнения?

Чтобы понять, на какие вопро­сы отве­ча­ют допол­не­ния, напом­ним, какой это член предложения.

В пред­ло­же­нии допол­не­ние пояс­ня­ет, как пра­ви­ло, ска­зу­е­мое. От это­го глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния зада­ют­ся вопро­сы допол­не­ния к вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния с пред­мет­ным значением.

Дополнение, обо­зна­чен­ное суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го или роди­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га, явля­ет­ся пря­мым. Действие обо­зна­че­но пере­ход­ным глаголом.

Косвенное допол­не­ние выра­же­но дру­ги­ми паде­жа­ми имен существительных.

Определение

Определение – член предложения со значением признака предмета, отвечающий на вопросы имени прилагательного. При синтаксическом разборе подчёркивается волнистой линией. В роли определяемых выступают подлежащее, обстоятельство, дополнение.

Узкая и извилистая лесная дорожка вела к озеру.

Определения делятся на два типа:

Тип Примеры
согласованные (стоят в той же форме, что и определяемое слово) С утра дул холодный ветер.Холодный ветер (им. п., ед. ч., муж. род).
На холодном ветру путники продрогли.На холодном ветру (предл. п., ед. ч., муж. род).
несогласованные (не совпадают по форме с определяемым словом) Маме подарили вазу из стекла.
В доме за углом открылась парикмахерская.

Согласованность или несогласованность определений, выраженных словосочетаниями, определяется по главному слову словосочетания.

Способы выражения определения

Чем выражается
Примеры
Прилагательным в полной форме и в сравнительной степени
Осторожно, во дворе злая собака. (полн.)

Дайте мне туфли побольше

(сравн. степ.)
Местоимением со значением прилагательного

Его дом почти развалился.
Порядковым числительным (или количественным, заменяющим порядковое)
Ты ешь уже четвёртую конфету. (порядк.)

Страницы шестьдесят семь и шестьдесят восемь в книге отсутствовали. (колич.)
Причастием и причастным оборотом

Падающий снег покрывал город.

Грибы, собранные в соседнем лесу, зажарили на обед.
Существительным
Наташа сняла с вешалки платье в цветочек.
Наречием
Водитель пропустил поворот налево.
Инфинитивом
Брат охвачен желанием путешествовать.
Неделимым словосочетанием

Скатерть из белёного льна украшена цветной вышивкой.

Частный случай определения – приложение. Оно выражается именем существительным в форме определяемого слова и называется согласованным:

корабль—призрак, корабля—призрака, о корабле—призраке.

Названия книг, фильмов, журналов и т. п. в роли приложений остаются несогласованными, изменяется только определяемое слово:

роман «Мастер и Маргарита», романом «Мастер и Маргарита», в романе «Мастер и Маргарита».

Отличить несогласованное определение от сходных членов предложения помогают его значение и определяемое слово. Определение обозначает признак и характеризует предмет, то есть относится к существительному.

  1. Бабушка вышла на улицу в платке.
  2. Бабушка в платке подошла к окошку регистратуры.

В первом случае в платке – характеристика действия, относится к глаголу (вышла в платке). Во втором это отличительный признак бабушки, обозначается несогласованным определением.

Прямые и косвенные дополнения

В деревне — только определение. Дополнением быть не может, это не объект действия и не поясняет другой предмет. Название для этой деревни подобрали красивое, то «Для деревни» будет одновременно определять слово «название» и быть объектом действия. Значит, дополнение со значением определения. Дополнение — это объект, на который распространяется действие, оно «ДОПОЛНЯЕТ», распространяет действие (признак) и обычно выражается падежной формой.

Также: Дорога поднималась в гору (направление, обстоятельство). Также интересно сравнить: книга этого автора (чья, определение) и автор этой книги (чего, дополнение). Дополнение в синтаксисе российского языка — второй член предложения, воплощенный существительным либо местоимённым существительным. Куда? Откуда?и т.п)подчеркивается пунктир-точка дефиниция в синтаксисе российского языка — второй член предложения, обозначающий симптом предмета.

Определение: согласованные и несогласованные

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Есть 2 вида определений согласованные и несогласованные:

1.Согласованные определения — согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе — и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным.

Второстепенными членами предложения

являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.

Например:

Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.

Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.

– второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:

какой?

Определение может быть выражено разными частями речи: , или . Подчеркивается волнистой линией.

– второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:

  • кого? чего?
  • кому? чему?
  • кого? что?
  • кем? чем?
  • о ком? о чем?

Дополнение может быть выражено существительным

или местоимением

. Подчеркивается пунктиром.

Примечание:

Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.

Котята перевернули миску.

В этом случае существительное миска

– в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.

– второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:

По образу действия:

каким образом?

По месту:

  • куда?
  • откуда?

По времени:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • до каких пор?

По причине:

  • почему?
  • отчего?

По цели:

  • зачем?
  • для чего?

Обстоятельство может быть выражено наречием

, существительным

или местоимением

. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Разбор простого предложения

  1. Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
  2. Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  3. Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
  4. Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.

Вечером шёл пушистый снег.

Снег

– подлежащее
, отвечает на вопрос «что?
» выражено именем существительным
в именительном падеже.

Снег

(что делал?
) – шёл

– сказуемое
, выражено глаголом
.

Определяем группу подлежащего:

Снег

(какой?
) – пушистый

– определение
, выражено прилагательным
.

Определяем группу сказуемого:

Снег шёл (когда?
) – вечером – обстоятельство
, выражено наречием
.

Немного теории

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного) и относится к подлежащему. Чаще всего выражается существительным, фразеологическим оборотом, сочетанием числительного с существительным, инфинитивом (посмотрел (на кого?
) на вошедшего; подарил (кому?
) ему; я купил (что?
) три книги). Дополнения бывают прямыми и косвенными. В первом случае они выражаются частью речи в родительном падеже без предлога (не читал (кого, чего?
) книг) или существительным, выражающим часть от целого в этом же падеже (выпью (чего?
) чая). Все остальные дополнения являются косвенными.

Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?» Может являться любой частью речи, главное — описательные функции. Встречается согласованное (сочетается с определяемым словом в роде, числе и падеже (ручка (какая?
) синяя, лес (какой?
) зеленеющий)) и несогласованное (связывается с главным словом по смыслу или грамматически (шапка (какая?)
набекрень, в доме (каком?
) из дерева)).

Обстоятельство в русском языке — самый масштабный второстепенный член предложения. Оно отвечает на вопросы наречия и может обозначать место (пошёл (куда?
) домой), время (встретимся (когда?
) завтра), образ действия (говорить (каким образом?
) громко) и т. п. (все те же характеристики, что у наречия).

Работа с ребёнком по теме второстепенных членов

Чтобы можно было провести с ребенком полноценную работу по теме второстепенных членов, необходимо создать своеобразный мини-урок, в рамках которого ребенок сможет без проблем определить назначение предмета, понять суть задачи. Условно, можно подразделить урок на несколько отдельных частей, последовательно совершаемых действий:

  • Организационный момент, в рамках которого, ребенок выполняет действия, способные стать предпосылкой к последующему уроку. В частности, нужно попробовать записать число, название домашней работы. Обязательно стоит оставить строку для последующего написания названия темы, а уже в следующей строке необходимо будет проставить точку с красной строки.
  • Провести словарную работу, в рамках которой потребуется повторить словарные слова, выполнить взаимную проверку. Также потребуется провести знакомство с новыми словами, установить, насколько есть понимание значения конкретных слов. Далее ребенку необходимо составить некоторое предложение, в рамках которого используются слова, опираясь на конкретную схему.
  • Обязательно потребуется провести актуализацию знаний. В частности, можно подчеркнуть грамматическую основу, а после чего обязательно назвать, под каким конкретно номером следует подлежащее.
  • Изучение и проработка нового материала. Для ребенка необходимо будет придумать нечто увлекательное, например, подготовить обычную сказку, на примере которой можно будет в дальнейшем задать конкретные вопросы, установить наличие и вид второстепенных элементов.
  • В итоге обязательно необходимо составить домашнее задание, в полной мере проработать его. В частности, необходимо будет предоставить ребенку возможность продолжить предложения, а также установить второстепенные компоненты.

Как объяснить второстепенные члены предложения

Чтобы можно был объяснить ребенку второстепенные члены предложения, изначально, необходимо, в общем вспомнить, что такое речь. Она бывает, как устной, так и письменной.

Далее потребуется поговорить о том, что такое предложение, и о том, на какие части делится предложение. Также можно определить, на какие цели делится предложение, а также зафиксировать конкретные интонации.

Затем, на примере конкретных предложений обязательно стоит определить подлежащее, сказуемое. Только после этого ребенок может без проблем приступать к освоению материала, который содержит в себе информацию о второстепенных членах предложения.

В завершении необходимо будет просто нарисовать для ребенка обобщенную карту, на примере которой он сможет разобрать пример предложении и его второстепенных членов.

Порядок разбора предложения по членам

Стоит отметить, существует некоторый порядок разбора предложения по отдельным составным частям. Порядок выглядит следующим образом:

Предварительно важно внимательно прочитать само предложение, после чего корректно уяснить его общее содержание.
Как только предложение будет внимательно прочитано, обязательно необходимо выделить в нем подлежащее. В соответствии с общими правилами, оно будет обозначать либо предмет, либо объект, о котором имеется конкретная информация

Отвечает оно на вопросы «Кто?» или «Что?». Подчеркивается в предложении сплошной одинарной линией.
Далее потребуется таким же образом определить сказуемое. Оно обозначает именно то, что будет сказано о конкретном предмете. Также, чаще всего оно будет отвечать непосредственно на вопросы глаголов. Подчеркивается сказуемое сплошной двойной линией.
Далее будет необходимо найти некоторые слова, к которым будут проставлен вопросы, идущие от подлежащего. К примеру, они будут относиться непосредственно к нему и, зависеть от него же. Таким образом найдутся Определения.
После этого важно найти некоторые слова, к которым в речи проставляются вопросы, представленные от сказуемого. В частности, они относятся исключительно к нему, а также будут зависеть от него же
В этом качестве могут выступать Дополнения и Обстоятельства.
В заключение, потребуется обратить внимание на то, есть ли возможность от уже найденных второстепенных членов проставить вопросы к ещё не задействованным словам. Эти слова также могут исполнять роль второстепенных членов предложения, поэтому разбираем и их.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: