Дополнение в русском языке
Дополнение является второстепенным членом предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей, а так же обозначающий предмет на который направлено или с которым связано то или иное действие. Иногда обозначает действие или состояние объекта.
Дополнения которые обозначают объект действие, употребляются при глаголах или от образованных ими существительными.
Дополнения которые называют объект используются при прилагательных или при существительных образованных от них.
Прямые дополнения это дополнения которые зависят от переходного глагола и употребляются в значении существительного или местоимения (и любые другие части речи которые выражаются существительным) в винительном падеже не имеющий предлог.
Например:
Построить (что?) здание
Починить (что?) компьютер
Поцеловать (кого?) маму
Прямое дополнение так же можно образовать при помощи родительного падежа в двух случаях:
1.Когда есть отрицательная частица «не» перед переходным глаголом
А.Съесть суп не съесть суп
В.Заработать не заработать
2.Или когда действие переходит не на весь предмет, а лишь на его часть
Например
А.Купить хлеб купить хлеба
Б.Выпить молоко выпить молока
В.Отсыпать рис отсыпать риса
Прямое дополнение обозначает предмет на которое направлено действие, которое может создавать, возникать или исчезать в процессе действия.
Сказуемое и подлежащее – разница и отличие
Подлежащее и сказуемое впервые проходят на уроках русского языка в начальной школе. Объясняя отличия между этими членами предложения, учителя обычно опираются на поставленные к ним вопросы: кто, что/делает, сделает?
Однако впоследствии выясняется, что синтаксический разбор предложений не ограничивается постановкой вопроса для определения главных членов синтаксической конструкции. В чем же еще состоит различие между подлежащим и сказуемым? Придется смахнуть пыль со школьных знаний.
Определение подлежащего и сказуемого
Оба они являются главными членами предложения и его грамматической и лексической основой. Умение оперировать ими позволяет логично строить фразы и грамотно расставлять знаки препинания.
Подлежащее – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает предмет, отвечая на вопросы кто? что?
Сказуемое – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает признак предмета, который в конструкции выражается подлежащим.
Надо иметь в виду, что есть предложения, где грамматическая основа может состоять только из одного главного члена. Такие конструкции называют односоставными.
Сравнение
Приведем примеры простых конструкций-предложений, в которых нет ничего лишнего, и четко видно грамматические основы – подлежащее и сказуемое.
Вася шел. Коза бежала.
Тучи капали дождем.
Можно задавать простые определяющие вопросы: Вася, коза и тучи (кто?/что?) – подлежащие; шел, бежала, капали (что делал?/что делала? что делали?) – сказуемые.
В этом примере четко видно существующие между главными членами отличия – подлежащее выражено предметностью. Однако предметом может быть не только имя существительное, но и другие части речи в значении существительного – к примеру, они могут выражаться местоимением, числительным и даже прилагательным.
В лодке их сидело трое (числительное в роли подлежащего). Умный в гору не пойдет (умный – прилагательное в роли подлежащего).
Сказуемое выражает собой признак того предмета, которое в конструкции является подлежащим. Но признак, это ведь не только прямое действие. А что еще может быть? Перечислим:
- действие (на пороге стоял Василий Тёркин);
- состояние (Анна Пивоварова была счастлива);
- качество (Методы воспитания были стары, но весьма действенны);
- принадлежность (Эта усадьба – моя, и девки дворовые – мои);
- родовое понятие (В этой части Волга – еще не крупная река).
С точки зрения грамматики между подлежащим и сказуемым тоже есть своя определенная разница. Подлежащее – независимый участник грамматической конструкции. Употребляется в именительном падеже. Сказуемое в предложении находится в зависимости от подлежащего и всегда соотносится с ним по числу и роду.
Роль подлежащего могут брать на себя отдельные слова и словосочетания, и даже целые предложения. А вот в роли сказуемого могут быть не только глаголы, но также сочетания глагола с местоимением, наречием, существительным. Сказуемое также может быть представлено единичным существительным или другой частью речи.
Когда дано задание выполнить синтаксический разбор предложения/текста, то главные члены выделяются подчеркиваниями: одной чертой мы подчеркиваем подлежащее, двумя чертами – сказуемое
Таблица разницы между подлежащим и сказуемым
Подлежащее | Сказуемое |
Обозначение предмета | Обозначение признака предмета |
Самостоятельный член предложения, поставленный в именительном падеже | Зависимый от подлежащего член предложения и соотносится с ним в роде и числе |
Отвечает всего на два вопроса: кто? или что? | Что делает? – не единственный вопрос, который к нему можно поставить. А еще и такие: каков? что такое? что происходит? чей? и другие, зависящие от подлежащего |
При синтаксическом разборе подчеркивается одной чертой | При синтаксическом разборе предложения подчеркивается двумя чертами |
Таблица с вопросами и примерами
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Дополнение
Чтобы понять, что такое дополнение, вспомним немного основы русского синтаксиса.
В двусоставном простом предложении существует обычно два состава:
состав подлежащего (подлежащее + определения);
состав сказуемого (сказуемое, дополнение и обстоятельство).
Вот почему такое предложение называется двусоставным в отличие от односоставных предложений.
Дополнение характеризует сказуемое. Этот второстепенный член обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:
При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.
Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?
Прямое и косвенное дополнение
В зависимости от того, какой падежной формой существительного (местоимения) выражен рассматриваемый второстепенный член и какой глагол (переходный или непереходный) управляет им, в предложении различают прямое или косвенное дополнение.
Если действие, обозначенное сказуемым, переходит непосредственно на предмет, то такое дополнение является прямым. Грамматически это выражается следующим образом: переходный глагол управляет существительным (местоимением) в форме винительного падежа без предлога или родительного падежа, если слово имеет значение части от целого.
Остальные дополнения являются косвенными. Сравним:
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
- растут где? в поле,
- ведут куда? вдаль,
- тянет откуда? из подвала,
- случилось когда? утром,
- известно с каких пор? с давних пор,
- побледнел почему? от страха,
- вышел с какой целью? встретить,
- смеяться как? заразительно,
- смешной до какой степени? очень,
- гуляем несмотря на что? на проливной дождь,
- звоните при каком условии? в случае высокой температуры,
- свернулся подобно чему? колобком.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает условия совершения действия или степень проявления признака, поясняет слова со значением действия, состояния и признака и отвечает на вопросы: где? куда? когда? как? почему? зачем? с какой целью? несмотря на что? вопреки чему? при каком условии?
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
Виды обстоятельств
В зависимости от значения обстоятельства делятся на следующие виды:
- обстоятельства места (пошел куда? в лес),
- обстоятельства времени (решим когда? сегодня),
- обстоятельства причины (ослабел почему? из-за болезни),
- обстоятельства образа действия (идти как? бесшумно),
- обстоятельство условия (при желании при каком условии? можно встретиться),
- обстоятельство цели (документ необходим с какой целью? для получения сертификата),
- обстоятельство сравнения (легкий, как пух, снег),
- обстоятельство меры и степени (быстрый в какой степени? очень),
- обстоятельства уступки (несмотря на головную боль).
Таблица «Виды обстоятельств»
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
- наречиями,
- существительными в форме косвенных падежей,
- неопределенной формой глагола (инфинитивом),
- деепричастиями и деепричастными оборотами,
Этот второстепенный член выражается также
- словосочетаниями,
- и сравнительными оборотами,
- предложно-именными конструкциями,
Примеры:
Определение
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Обычно в предложении определение поясняет подлежащее или другой второстепенный член со значением предмета. Этот второстепенный член обозначает различные признаки предметов (какой?) или принадлежность (чей?). В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Способы выражения определения
Определения выражаются словами разных частей речи:
- прилагательными (солнечный луч, мамина дочка),
- одиночными причастиями (облетевшие листья) и причастными оборотами,
- порядковыми числительными (первый ответ),
- местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом),
- существительным или местоимением в косвенном падеже (пальто из шерсти, его лицо),
- словосочетаниями (стол из красного дерева).
- наречиями (пальто нараспашку, рубашка навыпуск),
- инфинитивом (жажда выжить, привычка шептать).
В зависимости от способа выражения и синтаксической связи, существующей между определяемым и зависимым словом, все определения бывают согласованные и несогласованные.
↑ Виды второстепенных членов предложения.
Определение, дополнение, обстоятельство: различия.
- группу подлежащего (определение)
- группу сказуемого (дополнение и обстоятельство).
- Дополнение
- Определение
- Обстоятельство
При синтаксическом разборе предложения второстепенные члены обычно определяются по вопросам. Но довольно часто никакой вопрос к тому или другому члену предложения не подходит:Мы снова встретились; Он плакал во сне; Больной кричал в бреду.Иногда к одному члену предложения вполне подходят два, а то и три разных вопроса: Я иду купить хлеба — к инфинитиву можно поставить вопросы: Куда ты идешь? и Зачем ты идешь?.
На зов он явился немедленно — один поставит вопрос: На что он явился? и скажет, что на зов — дополнение; другой определит как обстоятельство времени по вопросу Когда он явился?; третий скажет, что больше подходит вопрос: Почему он явился? — на зов, то есть потому что его позвали.
Какому же вопросу отдать предпочтение?
- определение обозначает признак и отвечает на вопросы: какой? чей? который?
- дополнение — отношение действия к предмету и отвечает на вопросы косвенных падежей;
- обстоятельства означают место, время, образ действия, меру и степень, причину и отвечают на вопросы где? откуда? куда? когда? как? сколько? отчего? почему? зачем
Кроме того, необходимо разграничивать три вида вопросов: лексических, морфологических и синтаксических.
К предложению «Моя цель-учиться» вопрос: Какая твоя цель? не отражает синтаксической функции инфинитива, так как инфинитив — не обстоятельство цели.
Такой вопрос связан со значением слова, он лексический.
Существительное всегда имеет форму определенного падежа, поэтому в составе предложения к нему можно поставить один из падежных вопросов: занимался музыкой (до чего?) до работы, забыл свое горе (благодаря чему?) благодаря работе, пришел к мастеру (за чем?) за работой, задержался (на чем?) на работе — это морфологические вопросы. К данным сочетаниям возможны вопросы, которые помогают установить характер синтаксических отношений существительного к глаголу: занимался музыкой (кoгда?) до работы, забыл свое горе (почему?) благодаря, работе, пришел к мастеру (с какой целью?) за работой, задержался (где?) на работе — это синтаксические вопросы, соответствующие определенной синтаксической функции компонента предложения.
Следует учитывать переходные случаи. Так, второстепенные члены предложения, выраженные предложно-падежными формами существительных, могут совмещать некоторые значения:
обстоятельственное дополнение (совмещает объектное и обстоятельственное значение)
Книга лежит на столе. Провели лето у родных. Поет ли дева за холмом.
Теперь он иначе прочитывал ежедневные рапорты с фронта;
определительное дополнение (совмещает объектное и атрибутивное значение)
В комнате были следы вчерашнего ужина.
Структурно обязательные и необязательные второстепенные члены предложения
- структурно обязательные
- структурно необязательные (факультативные )
Структурно обязательные реализуют сильные словосочетательные связи главных или других второстепенных членов:
Жалко сестренку. Я слышу тихое пение. Природа дала нам способность не думать о смерти . Изучение старинных песен, сказок и т.п.
Структурно необязательные (коммуникативно обусловленные) включаются в состав предложения не по требованию опорных слов. Они появляются ради расширения информации, поэтому такие члены — коммуникативно обусловлены:
Я давно слышу за стеной тихое пение — выделенные второстепенные члены являются коммуникативно обусловленными (ср.: Я слышу пение).
В предложении «Весеннее солнце ярко светит с самого утра» все второстепенные члены структурно необязательные. (ср.: Солнце светит).
Определение, дополнение, обстоятельство (таблица с вопросами и примерами)
Определение, дополнение, обстоятельство — это второстепенные члены предложения. Объясним, как найти в предложении эти второстепенные члены, на какие вопросы отвечают и как подчеривать при синтаксическом разборе предложения.
Члены предложения, которые поясняют главные члены предложения, называются второстепенными. Наличие второстепенных членов предложения делает предложение распространенным. По грамматическим значениям второстепенные члены предложения делятся на следующие виды:
Второстепенные члены
Дополнение, определение и обстоятельство добавляют смысла, делают предложение развернутым, информативным. Первое обозначает предмет, по отношению к которому производится действие. Для него характерны вопросы всех падежей за исключением именительного: «кого, чего?», «кому, чему?», «что, кем?», «о ком, о чем?», их задают от сказуемого. Этот нюанс позволяет легко отличить второстепенный член от подлежащего.
В качестве дополнения выступают существительные, местоимения, инфинитивы и словосочетания. При разборе подчеркивание производится прерывистой линией. Примеры:
- «Я пишу роман». — роман.
- «Щенку было весело с мальчиком». — с мальчиком.
- «Начальник взял у меня отчет». — у меня, отчет.
- «Он запряг тройку лошадей». — тройку лошадей.
Определение обозначает отличительные качества и свойства предмета и отвечает на вопросы «какой, какая, какое, какие?» и «чей, чья, чье, чьи?». Может относиться как к подлежащему, так и к дополнению. Выражается различными частями речи:
- прилагательным;
- причастием или причастным оборотом;
- числительным;
- местоимением;
- неопределенным глаголом;
- наречием.
При синтаксическом разборе определение подчеркивается волнистой линией. Примеры:
- «В лесу раздался громкий крик». — громкий.
- «Этот дом давно сгорел». — этот.
- «Кошечка, лакавшая молоко, заставляла миску стучать по полу». — лакавшая молоко.
- «Скоро прогремел второй выстрел». — второй.
Обстоятельство указывает на условия, в которых происходит действие, признак предмета или другого признака. Этот второстепенный член отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?», «для чего?», «при каком условии?».
Обстоятельство может быть:
- наречием;
- существительным в любом падеже, кроме именительного;
- деепричастием и деепричастным оборотом;
- глаголом в неопределенной форме;
- словосочетанием.
В предложении относится к сказуемому. Подчеркивается пунктирной линией начиная с тире: тире, точка, тире.
На какие вопросы отвечают дополнения?
Чтобы понять, на какие вопросы отвечают дополнения, напомним, какой это член предложения.
В предложении дополнение поясняет, как правило, сказуемое. От этого главного члена предложения задаются вопросы дополнения к второстепенному члену предложения с предметным значением.
Дополнение, обозначенное существительным в форме винительного или родительного падежа без предлога, является прямым. Действие обозначено переходным глаголом.
Косвенное дополнение выражено другими падежами имен существительных.
Определение
Определение – член предложения со значением признака предмета, отвечающий на вопросы имени прилагательного. При синтаксическом разборе подчёркивается волнистой линией. В роли определяемых выступают подлежащее, обстоятельство, дополнение.
Узкая и извилистая лесная дорожка вела к озеру.
Определения делятся на два типа:
Тип | Примеры |
согласованные (стоят в той же форме, что и определяемое слово) | С утра дул холодный ветер.Холодный ветер (им. п., ед. ч., муж. род). |
На холодном ветру путники продрогли.На холодном ветру (предл. п., ед. ч., муж. род). | |
несогласованные (не совпадают по форме с определяемым словом) | Маме подарили вазу из стекла. |
В доме за углом открылась парикмахерская. |
Согласованность или несогласованность определений, выраженных словосочетаниями, определяется по главному слову словосочетания.
Способы выражения определения
Чем выражается
Примеры
Прилагательным в полной форме и в сравнительной степени
Осторожно, во дворе злая собака. (полн.)
Дайте мне туфли побольше
(сравн. степ.)
Местоимением со значением прилагательного
Его дом почти развалился.
Порядковым числительным (или количественным, заменяющим порядковое)
Ты ешь уже четвёртую конфету. (порядк.)
Страницы шестьдесят семь и шестьдесят восемь в книге отсутствовали. (колич.)
Причастием и причастным оборотом
Падающий снег покрывал город.
Грибы, собранные в соседнем лесу, зажарили на обед.
Существительным
Наташа сняла с вешалки платье в цветочек.
Наречием
Водитель пропустил поворот налево.
Инфинитивом
Брат охвачен желанием путешествовать.
Неделимым словосочетанием
Скатерть из белёного льна украшена цветной вышивкой.
Частный случай определения – приложение. Оно выражается именем существительным в форме определяемого слова и называется согласованным:
корабль—призрак, корабля—призрака, о корабле—призраке.
Названия книг, фильмов, журналов и т. п. в роли приложений остаются несогласованными, изменяется только определяемое слово:
роман «Мастер и Маргарита», романом «Мастер и Маргарита», в романе «Мастер и Маргарита».
Отличить несогласованное определение от сходных членов предложения помогают его значение и определяемое слово. Определение обозначает признак и характеризует предмет, то есть относится к существительному.
- Бабушка вышла на улицу в платке.
- Бабушка в платке подошла к окошку регистратуры.
В первом случае в платке – характеристика действия, относится к глаголу (вышла в платке). Во втором это отличительный признак бабушки, обозначается несогласованным определением.
Прямые и косвенные дополнения
В деревне — только определение. Дополнением быть не может, это не объект действия и не поясняет другой предмет. Название для этой деревни подобрали красивое, то «Для деревни» будет одновременно определять слово «название» и быть объектом действия. Значит, дополнение со значением определения. Дополнение — это объект, на который распространяется действие, оно «ДОПОЛНЯЕТ», распространяет действие (признак) и обычно выражается падежной формой.
Также: Дорога поднималась в гору (направление, обстоятельство). Также интересно сравнить: книга этого автора (чья, определение) и автор этой книги (чего, дополнение). Дополнение в синтаксисе российского языка — второй член предложения, воплощенный существительным либо местоимённым существительным. Куда? Откуда?и т.п)подчеркивается пунктир-точка дефиниция в синтаксисе российского языка — второй член предложения, обозначающий симптом предмета.
Определение: согласованные и несогласованные
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Есть 2 вида определений согласованные и несогласованные:
1.Согласованные определения — согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе — и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным.
Второстепенными членами предложения
являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их.
Например:
Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения.
Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство.
– второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы:
какой?
Определение может быть выражено разными частями речи: , или . Подчеркивается волнистой линией.
– второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно:
- кого? чего?
- кому? чему?
- кого? что?
- кем? чем?
- о ком? о чем?
Дополнение может быть выражено существительным
или местоимением
. Подчеркивается пунктиром.
Примечание:
Имя существительное, в именительном падеже, в предложениях является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение.
Котята перевернули миску.
В этом случае существительное миска
– в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением.
– второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы:
По образу действия:
каким образом?
По месту:
- куда?
- откуда?
По времени:
- когда?
- как долго?
- с каких пор?
- до каких пор?
По причине:
- почему?
- отчего?
По цели:
- зачем?
- для чего?
Обстоятельство может быть выражено наречием
, существительным
или местоимением
. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).
Разбор простого предложения
- Определяем грамматическую основу предложения – главные члены: подлежащее и сказуемое. Указываем, какими частями речи они выражены.
- Определяем группу подлежащего – члены предложения, зависящие от подлежащего. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
- Определяем группу сказуемого – члены предложения, зависящие от сказуемого. На какие вопросы они отвечают, какими частями речи выражены.
- Если в группе подлежащего или сказуемого есть второстепенные члены, зависящие от других второстепенных членов, указываем их, а также какими частями речи они выражены.
Вечером шёл пушистый снег.
Снег
– подлежащее
, отвечает на вопрос «что?
» выражено именем существительным
в именительном падеже.
Снег
(что делал?
) – шёл
– сказуемое
, выражено глаголом
.
Определяем группу подлежащего:
Снег
(какой?
) – пушистый
– определение
, выражено прилагательным
.
Определяем группу сказуемого:
Снег шёл (когда?
) – вечером – обстоятельство
, выражено наречием
.
Немного теории
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного) и относится к подлежащему. Чаще всего выражается существительным, фразеологическим оборотом, сочетанием числительного с существительным, инфинитивом (посмотрел (на кого?
) на вошедшего; подарил (кому?
) ему; я купил (что?
) три книги). Дополнения бывают прямыми и косвенными. В первом случае они выражаются частью речи в родительном падеже без предлога (не читал (кого, чего?
) книг) или существительным, выражающим часть от целого в этом же падеже (выпью (чего?
) чая). Все остальные дополнения являются косвенными.
Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?» Может являться любой частью речи, главное — описательные функции. Встречается согласованное (сочетается с определяемым словом в роде, числе и падеже (ручка (какая?
) синяя, лес (какой?
) зеленеющий)) и несогласованное (связывается с главным словом по смыслу или грамматически (шапка (какая?)
набекрень, в доме (каком?
) из дерева)).
Обстоятельство в русском языке — самый масштабный второстепенный член предложения. Оно отвечает на вопросы наречия и может обозначать место (пошёл (куда?
) домой), время (встретимся (когда?
) завтра), образ действия (говорить (каким образом?
) громко) и т. п. (все те же характеристики, что у наречия).
Работа с ребёнком по теме второстепенных членов
Чтобы можно было провести с ребенком полноценную работу по теме второстепенных членов, необходимо создать своеобразный мини-урок, в рамках которого ребенок сможет без проблем определить назначение предмета, понять суть задачи. Условно, можно подразделить урок на несколько отдельных частей, последовательно совершаемых действий:
- Организационный момент, в рамках которого, ребенок выполняет действия, способные стать предпосылкой к последующему уроку. В частности, нужно попробовать записать число, название домашней работы. Обязательно стоит оставить строку для последующего написания названия темы, а уже в следующей строке необходимо будет проставить точку с красной строки.
- Провести словарную работу, в рамках которой потребуется повторить словарные слова, выполнить взаимную проверку. Также потребуется провести знакомство с новыми словами, установить, насколько есть понимание значения конкретных слов. Далее ребенку необходимо составить некоторое предложение, в рамках которого используются слова, опираясь на конкретную схему.
- Обязательно потребуется провести актуализацию знаний. В частности, можно подчеркнуть грамматическую основу, а после чего обязательно назвать, под каким конкретно номером следует подлежащее.
- Изучение и проработка нового материала. Для ребенка необходимо будет придумать нечто увлекательное, например, подготовить обычную сказку, на примере которой можно будет в дальнейшем задать конкретные вопросы, установить наличие и вид второстепенных элементов.
- В итоге обязательно необходимо составить домашнее задание, в полной мере проработать его. В частности, необходимо будет предоставить ребенку возможность продолжить предложения, а также установить второстепенные компоненты.
Как объяснить второстепенные члены предложения
Чтобы можно был объяснить ребенку второстепенные члены предложения, изначально, необходимо, в общем вспомнить, что такое речь. Она бывает, как устной, так и письменной.
Далее потребуется поговорить о том, что такое предложение, и о том, на какие части делится предложение. Также можно определить, на какие цели делится предложение, а также зафиксировать конкретные интонации.
Затем, на примере конкретных предложений обязательно стоит определить подлежащее, сказуемое. Только после этого ребенок может без проблем приступать к освоению материала, который содержит в себе информацию о второстепенных членах предложения.
В завершении необходимо будет просто нарисовать для ребенка обобщенную карту, на примере которой он сможет разобрать пример предложении и его второстепенных членов.
Порядок разбора предложения по членам
Стоит отметить, существует некоторый порядок разбора предложения по отдельным составным частям. Порядок выглядит следующим образом:
Предварительно важно внимательно прочитать само предложение, после чего корректно уяснить его общее содержание.
Как только предложение будет внимательно прочитано, обязательно необходимо выделить в нем подлежащее. В соответствии с общими правилами, оно будет обозначать либо предмет, либо объект, о котором имеется конкретная информация
Отвечает оно на вопросы «Кто?» или «Что?». Подчеркивается в предложении сплошной одинарной линией.
Далее потребуется таким же образом определить сказуемое. Оно обозначает именно то, что будет сказано о конкретном предмете. Также, чаще всего оно будет отвечать непосредственно на вопросы глаголов. Подчеркивается сказуемое сплошной двойной линией.
Далее будет необходимо найти некоторые слова, к которым будут проставлен вопросы, идущие от подлежащего. К примеру, они будут относиться непосредственно к нему и, зависеть от него же. Таким образом найдутся Определения.
После этого важно найти некоторые слова, к которым в речи проставляются вопросы, представленные от сказуемого. В частности, они относятся исключительно к нему, а также будут зависеть от него же
В этом качестве могут выступать Дополнения и Обстоятельства.
В заключение, потребуется обратить внимание на то, есть ли возможность от уже найденных второстепенных членов проставить вопросы к ещё не задействованным словам. Эти слова также могут исполнять роль второстепенных членов предложения, поэтому разбираем и их.