Занятия для детей с умственной отсталостью

Конспект №5

Тема: Слова, обозначающие действия.

Цели: Знакомство детей со словами, обозначающими действия; выделение слов, обозначающих предметы и действия; развитие фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости.

Оборудование: картинка «Дети играют», картинки и буквы к словам «Заяц», «Улица», индивидуальные карточки, фишки для звуко-буквенного анализа.

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «Щ»

Работа со словами из словаря.

1) На магнитной доске учитель размещает карточки с графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы. На столе раскладываются картинки к данным схемам. Нужно разложить картинки под соответствующими схемами.

Предлагаются следующие схемы:

____о___о__, ___а___а__, __е__ё__а. К ним предметные картинки: топор, береза, стакан. Трое учащихся подходят к доске, выбирают картинку и размещают её под соответствующей схемой, называют словарное слово и записывают его на доске с объяснением. Остальные записывают в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы.

2) Знакомство с новым словарным словом: «молоко»

Сколько слогов в этом слове? Как определяем?

Назовите 1,2,3-й слог. В слове «молоко» ударение падает на «о» в 3 слоге, запомнить «о» в 1 и во 2 слонах.

Как можно перенести это слово? Сколько случаев переноса?

Учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы.

3) придумайте предложение со словом «молоко».

Запись на доске: «Корова Белянка дает молоко».

Ребята, поставьте вопросы к словам «корова» и «молоко».

Что называют слова, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?» Как мы их подчеркнем? Подчеркните в тетрадках.

Физминутка.

Изучение нового материала.

Ребята, давайте поиграем. Я приглашу к доске Вову и шепну ему на ушко задание, а вы попробуйте угадать, что делает Вова.

Задание Вове: «Побегай!»

Ребята, что делает Вова? (бегает)

Правильно, это действие, а вот слово, которое называет это действие – «бегает».

А теперь я приглашаю к доске Славу (задание: «Попрыгай!»)

Яну: «Сядь на стул!».

Иру: «Пиши на доске!».

Учитель объясняет все действия по аналогии с первым примером.

Закрепление материала.

Работа по учебнику, стр. 142 .

Разбор задания:

Рассмотрите картинки. Прочитайте предложения. Скажите, что делает девочка? (прыгает), Что делает мальчик? (пишет), Что делает бабушка? (вяжет)

Запишите в тетрадь эти слова.

Прочитайте правило на стр.142 «Слова прыгает, пишет, вяжет обозначают действия». Закрепление правила.

Ребята, на письме слова, которые называют действия, подчеркиваются 2 чертами. Подчеркните у себя в тетрадях.

Проверка работ.

Итог урока и оценка знаний.

Задание на дом.

Суть понятия «коррекционно-развивающее занятие»

Деятельность, направленная на эффективное развитие ребёнка, имеющего ОВЗ, а также методически организованная помощь в преодолении дериваций (отклонений), которые представляют собой преграду развития малыша, называется коррекционно-развивающим занятием.

Коррекционные занятия призваны обеспечить равные образовательные возможности для здоровых детей и малышей с ОВЗ

Цели и задачи занятий с детьми с ОВЗ

Миссия коррекционно-развивающих уроков в ДОУ состоит в:

  • стимуляции восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения;
  • развитии, а также исправлении недостатков в эмоционально-волевой сфере ребят (например, преодоление агрессивности, плаксивости и пр.);
  • приобщении к здоровьесберегающим технологиям;
  • обеспечении условий для развития навыков коммуникации и социальной адаптации.

Практическое воплощение этих целей представляет собой целенаправленный процесс, который конкретизируется систематическим решением образовательных задач в трёх направлениях, по-разному реализуемыми в работе с малышами разного возраста.

Таблица: основные образовательные задачи коррекционно-развивающих занятий

Направление поставленных задач
Задачи
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Для коррекции и развития

развивать речь, память, внимание;
тренировать общую и мелкую моторику, координацию движений.

пополнять запас слов (к примеру, короткими фразами-указаниями);
развивать умение выполнять совместные с другими детьми действия из 3–4 операций;
продолжить начатую ранее работу по развитию мелкой моторики.

обогащать двигательный опыт (малыши играют в мячи, прыгают через скакалку);
тренировать память, речь т

д.

исправлять негативные тенденции развития (к примеру, брать вещи, не спрося разрешения);
развивать речь (её эмоционально-выразительные формы).

Для воспитания
Стимулировать формирование эмоционально-волевой сферы через адекватное выражение своих чувств.

воспитывать навык следования указаниям взрослого (к примеру, убрать игрушки, поделиться куклой и пр.);
продолжать работу по формированию умения адекватно выражать свои эмоции и чувства;
развивать навык корпоративной деятельности (не только в игре, но и во всех других видах активности).

продолжать работу над тренировкой выдержки;
воспитывать умение работать в коллективе.

воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе;
практиковать навык подбирать мимику и эмоциональную реакцию под сюжет текста (например, сочувствие Колобку, осуждение Лисы и пр.).

Для обучения

учить ориентироваться на величину и форму предмета при сравнении;
пополнять словарный запас;
расширять сенсорные представления (например, для развития зрительного канала восприятия важно определять искомый цвет, называть цвета и некоторые оттенки (голубой).

систематизировать полученные ранее знания о цвете и форме (в 4–5 лет малыши могут назвать основные форму, выбрать самый большой предмет и пр.);
отрабатывать навык строительства из 3–4 кубиков;
тренировать умение показа действий;
активно использовать речь для коммуникации со сверстниками и взрослым;
отрабатывать навык приклеивания заготовок на основу для выполнения аппликации, а также навыка создания рисунка (пока чаще в виде раскрашивания готовой картинки).

учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числу, падеже;
практиковать использование в речи существительных с уменьшительными суффиксами;
практиковать счёт до 10 и в обратном порядке;
расширять навык ровно вырезать крупные детали по контуру.

отрабатывать навык составления устных текстов из коротких предложений;
практиковать в неподготовленной речи использование речевых клише (спасибо, извини и пр.);
тренировать устный счёт в пределах 10 со сложением и вычитанием;
осваивать нетрадиционные техники рисования.

Возможности коррекционных занятий при разных формах умственной отсталости (УО)

Возможности коррекции умственной отсталости зависят от её вида и степени тяжести.
Остановимся отдельно на каждом виде умственной отсталости и соответствующих возможностях коррекции познавательной сферы детей с умственной отсталостью:
1) Легкая форма умственной отсталости — это наиболее распространенный вид УО на сегодняшний день, он лучше всего поддается коррекции и имеет самые благоприятные прогнозы. Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная школа. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни.
Особенности коррекционных занятий при разных видах УО легкой формы:

  • При неосложненной УО ребенок с легкостью овладевает программой коррекционной школы, адаптируется в социуме, так же имеет значительные успехи в коррекции развития познавательных процессов и моторных навыков, эмоционально-волевой сферы;
  • При УО, осложненной нарушениями разных анализаторов, развитие ребенка затруднено в результате вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация ограничены. Таким образом, коррекция будет долгой, строиться с учетом и первичного и вторичного дефекта;
  • УО с выраженной лобной недостаточностью проявляется в нарушенной саморегуляции, так же инертности, вялости; наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения. Развитие интеллектуальных процессов проходит очень медленно. В данном случае, ребенку необходимы коррекционные занятия с нейропсихологом, направленные на работу с «лобным синдромом», развитие регуляторного компонента, программирование деятельности психических функций;
  • Коррекция УО с психопатоподобным поведением будет строиться с учетом неустойчивости эмоционально-волевой сферы. К занятиям в обязательном порядке должен быть подключен психолог.

2) Умеренная УО — дети с этим видом УО не всегда способны обучаться в школе, однако имеют неплохой потенциал развития и коррекции, в целом. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии систематичных занятий; кроме того, способны к простому самообслуживанию и элементарному труду.
3) Дети с тяжелой УО не посещают детские сады и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Имеют минимальные возможности обучения, требуют очень долгой и всесторонней коррекции. Им необходима помощь специалиста в овладении элементарной речью, трудовыми навыками и навыками самообслуживания;
4) При глубоком виде УО ребёнок часто не владеет речью или имеет речь, состоящую из нечленораздельных звуков, ввиду недоразвитости речевых зон мозга и артикуляционного аппарата, не способен к самообслуживанию; иногда резко ограничен в моторном плане (не ходит). Такой человек всю жизнь нуждается в специализированном уходе, длительной коррекции. Ведущий специалист – дефектолог, который будет адаптировать ребенка к условиям окружающей действительности и грамотный нейропсихолог, проводящий коррекцию в весьма ограниченных условиях.

Классификация коррекционно-развивающих занятий

Классификация занятий коррекционной направленности основывается на принципе деления уроков по специфике этой работы.

Таблица: виды коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Вид Суть Типы занятий с примерами
Психологическое Уроки с малышами без (!) отклонений в сфере психики, но имеющими нарушения поведенческой линии (например, ребёнок дерётся). Уроки, нацеленные на создание положительного микроклимата в группе и развитие психологических функций малыша (к примеру, эмоций, ощущений и пр.). Ознакомиться с методикой работы в этом направлении можно здесь.
Дефектологическое Занятия коррекционной направленности с детьми, имеющими отклонения в физическом и умственном развитии, требующими повышенного внимания. Сурдопедагогическое, то есть направленное на работу с глухими или слабослышащими детьми. Пример для ребят младшего дошкольного возраста можно найти в публикации Морозовой В.А.
Дефектологическое занятие для коррекции заикания. Эти уроки проводятся индивидуально или в рамках работы разновозрастной группы. Вот пример составления конспекта такого занятия для воспитанников разного возраста.
Тифлопедагогическое занятие — дефектологическое занятие для работы со слепыми или слабовидящими детьми.Ознакомиться с примером такого урока для ребят старшего дошкольного возраста можно в разработке дефектолога Бойко Л.А.
Дефектологическое занятие с гиперактивными детьми. Работа по этому направлению коррекции ведётся комплексно, поэтому и занятия должны составляться блочно, как, например, цикл уроков Н.В. Власовой.
Дефектологическое занятие на коррекцию тревожности по теме «Волшебный город» в старшей группе.
Дефектологическое занятие на коррекцию агрессии. Например, урок для старшего дошкольного возраста по теме «Злой король», разработанный О. Ивановой.
Дефектологическое занятие на коррекцию эмоционально-волевого состояния. Такие уроки, как правило, проводятся блоками. Ознакомиться с блоком для старшего дошкольного возраста можно здесь.
Занятие на коррекцию речи. Примером может быть урок с логопатами (детьми, имеющими нарушения речи) старшего дошкольного возраста на тему «Волчок».
Занятие для детей с ЗПР. Эти уроки составляются с учётом степени отклонения, без оглядки на возраст малыша.
Занятие для умственно отсталых малышей.
Дефектологическое занятие для ребят с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Эти уроки часто проводятся в спортивном зале и представляют собой сочетание изучения лексической темы с ЛФК. Например, занятие для младших дошколят на тему «Я и моё тело».
Занятие для детей с комплексными нарушениями, то есть сочетанием двух и более ОВЗ.

Коррекцинные занятия ведут специалисты в работе с конкретными ОВЗ у детей

Конспект №2

Тема: Составление предложений по картинкам.

Цели: Развитие навыков составления предложений по картинке, опорным словам; выделение слов, обозначающих предметы и действия; развитие фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания.

Оборудование: картинка «Дети играют», картинки и буквы к словам «Заяц», «Улица», индивидуальные карточки, фишки для звуко — буквенного анализа

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «С»

Работа со словами из словаря. На доске картинки и буквы к словам «сахар», «улица», «пенал».

— Ребята, назовите картинки, составьте их названия из рассыпавшихся букв.

Сколько букв в слове «сахар», в слове «улица».

Составили звуковую схему слова «сахар». Раздаю фишки для звукобуквенного анализа.

Сколько звуков в слове «сахар»? Есть в этом слове звук «с»? Какой он по счету?

Молодцы.

Составление предложений по картинке.

Ребята, посмотрите внимательно на картинку и назовите слова со звуком «с» (стол, стул, рисунок, самосвал, носки, сандалии, волосы).

Где находится звук «с» в слове «стол» — в начале, в середине или в конце слова? (аналогичная работа проводится и с другими словами)

Ребята, давайте составим предложения по этой картинке.

Что делают девочки? (рисуют)

Дадим имена девочкам, так, чтобы в них был звук «с». Какое предложение у нас получилось? (Света и Соня рисуют.).

Запишите свое предложение в тетрадь. Подчеркните большую букву в именах девочек.

Какую букву вы подчеркнули? (Букву «с»)

Назовите слова, которые обозначают предметы, подчеркните их одной чертой.

А теперь, слово, которое обозначает действие, и подчеркните его двумя чертами.

Ребята, что делают мальчики? (Строят дом).

Дайте мальчикам имена, чтоб в них был звук «с». Какое предложение у нас получилось? (Саша и Слава строят дом.). (Дети записывают предложение в тетрадь. Подчеркивают большую букву в именах детей, названия предметов и название действий).

Проверка работ.

Физминутка.

Работа по карточкам

Детям раздаются индивидуальные карточки.

Плёл — _ плёл
Бежал — _ бежал
Плыл — _ плыл
Писал — _писал
Ходил — _ ходил
Нёс — _ нёс

— Ребята, из вторых слов в каждом столбике, убежала буква «с», вставьте её на место и подчеркните.

Проверка работ

Задание на дом.

Подведение итогов урока и оценка знаний.

Тематика коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Как отмечалось выше, рабочая программа основывается на общей программе дошкольного образования. В частности, при определении тем занятий. Однако это касается ребят с теми ОВЗ, которые не подразумевают отставание в интеллектуальном развитии. Для малышей же с ЗПР, умственной отсталостью тематика занятий группируется в блоки (вне зависимости от возраста):

  • информация о себе (дети называть возраст, адрес);
  • сказки (чтение, освоение навыков пересказа);
  • дикие и домашние животные;
  • игрушки;
  • мультфильмы.

Таблица: пример тематики коррекционных занятий с детьми с ЗПР

Дата проведения Тема Цель Оборудование
06.10.16–13.10.16 «В кукольном театре»
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие воображения творческой мысли;
  • знакомство с эмоциями: злости, доброты, хитрости, мудрости;
  • создание хорошего настроения.
  • организация детей: приветствие, ходьба по тактильной дорожке;
  • основная часть: мимическая гимнастика, игра «Знакомство с героями из сказки Буратино»;
  • рефлексивно-оценочный этап, подведение итога: танцуем под весёлую музыку из мультфильма «Буратино».
  • песня «Маленькая страна»;
  • тактильная дорожка;
  • картинки;
  • песня «Буратино».
20.10.16 —27.10.16 «Колобок»
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие воображения;
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях.
  • организация детей: приветствие, ходьба по тактильной дорожке;
  • основная часть: мимическая гимнастика, игра «Знакомство с героями из сказки Дюймовка», игра «Четвёртый лишний»;
  • рефлексивно-оценочный этап, подведение итога: игра «Кто больше».
  • песня «Маленькая страна»;
  • тактильная дорожка;
  • картинки.

На отработку темы обычно отводится неделя

Конспект №10

Тема: Диктант.

Цели: Закрепление пройденного материала; развитие фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята.

Послушайте внимательно стихотворение, вставляя нужные слова

  • Щиплет травушку коза, косит травушку…(коса)
  • Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).
  • У двери стоит сапог, на двери висит …(замок)
  • Ребята, какой общий звук в словах: коза, зуб, замок (звук «з»), а в словах: коса, суп сапог: (звук С)

— Молодцы! Вы очень внимательные

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «З и С»

Работа со словами из словаря.

Какие словарные слова со звуком вы знаете? (мороз, береза)

А со звуком ? (собака, сахар)

Запишите эти слова в тетрадь, определите количество слогов, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. 4 ученика по очереди записываю на доске с объяснениями.

Работа по теме:

Сейчас вы будете писать диктант. Послушайте внимательно.

Чтение текста учителем.

Работа по содержанию:

О ком говориться в тексте?
Как зовут коз мальчика?
Что сказано о Белке?

Физминутка.

Письмо текста под диктовку.

Итого урока и оценка знаний.

Задание на дом.

Хромова О.В.,
учитель-логопед

Где можно проводить коррекционные занятия?

То, где будут проводиться занятия по коррекции, напрямую зависит от места обучения ребенка. Это обычно определяет специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В нее входят профессиональные врачи, психологи и другие специалисты. Они оценивают психологическое и умственное состояние ребенка путем проведения небольшой беседы и назначают место его дальнейшего обучения.

Варианты следующие:

  • Общеобразовательная школа.
    Подходит для детей с легкой формой умственной отсталости. Однако родители или опекуны должны быть готовы к тому, что ребенок в любом случае будет отставать от своих сверстников. Это повлечет за собой некие трудности (плохое настроение, депрессии, боязнь неудач).
    При выборе этого варианта обязательно нужно записать ребенка на специальные курсы, где будут проводиться коррекционные занятия, ведь в обычной школе это будет невозможно. Если есть возможность, заниматься с ребенком дома.
  • Интернаты для детей с ОУ.
    Или специализированные школы. В таком случае, коррекционные занятия проводятся во время нахождения детей в учреждении.
  • Коррекционные классы.
    Классы в обыкновенных школах, предназначенные исключительно для детей с УО. Упрощенная программа для детей с психологическими проблемами. Подходит лишь для детей с легкой формой патологии.

Коррекционные занятия для детей с УО обязательно должны проводить квалифицированные специалисты, знающие толк в своем деле. При этом должны учитываться особенности патологии, характеры детей, их поведение и возможности.

Главный плюс проведения занятий в коллективе – дети быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и проще идут на контакт. Однако применим такой способ только при легкой форме умственной отсталости. При тяжелой степени упражнения по коррекции делаются, как правило, на дому.

Конспект №6

Тема: Дополнение предложений словами, обозначающими действия.

Цели: Закрепление знаний учащихся о словах, обозначающих действия, закрепление понятия о предложении; умение составлять предложения; развитие слогового и фонематического анализа и синтеза, мышления, связной речи, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости, воспитание интереса к занятиям.

Оборудование: Игра «Поезд», к ней макет поезда и предметные картинки, индивидуальные карточки, карточки для словарной работы.

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания. Детям предлагаются индивидуальные карточки, на которых картинки, к ним подписи с ошибками.

Задание: Назови картинки и прочитай подписи под ними. Найди ошибки и запиши слова правильно. Подчеркни вставленные буквы. Предлагаются следующие слова и картинки к ним: бин, бат, куч, чеб, кюв

Работа со словами из словаря.

На магнитной доске слова с пропущенными слогами, в каждом слове пропущен один и тот же слог.

Ребята, вставьте в слова пропущенный слог: …роз, …лоток, ….сква.

Сколько слогов в каждом слове?

Как определили?

Запишите слова в тетрадь, поставьте ударения, подчеркните орфограммы.

Первичное закрепление материала

Игра «Кто как голос подает?»

На магнитной доске: предметные картинки и слова-названия действий.

Ученик выходит к доске, выбирает картинки, подбирает название действия, совмещает их и составляет предложение, затем записывает предложение на доске.

Назови слово, обозначающее действие. Подчеркни его.

Запись в тетрадях: Корова мычит. Собака лает. Кошка мяукает. Свинья хрюкает.

Проверка работ

Физминутка.

Вторичное закрепление материала.

Игра «Поезд»

Оборудование: Длинное панно с изображением паровоза и 3 вагонов. В каждом вагоне по 3 окна (квадратики с кармашками внизу), на крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 3 до 5). Предметные картинки такого же размера, как окна с изображением животных.

Ход игры: Учитель вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах. Ребенок по картинке отчетливо называет животного, так чтоб был слышен каждый звук в слове, затем говорит сколько звуков в данном слове и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона.

Объясняет, что в первом вагоне поместятся односложные слова, во 2 – двусложные, а в 3 – трехсложные.

Итог урока и оценка знаний.

Задание на дом.

Коррекционные занятия в домашних условиях

Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители просто боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядом плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях вызывают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Важным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, присутствие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много времени, чтобы упражнения привели к желаемому результату.

Примеры коррекционных занятий и упражнений

Для развития крупной и мелкой моторики:

  • Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
  • Работа с пластилином;
  • Перекладывать вещи из одного места в другое;
  • Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
  • Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
  • Работа с меловой доской и т.д.

Для развития памяти и внимательности:

  • Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
  • Психолог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
  • Несколько ударов воспитателем в ладоши. Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
  • Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
  • Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет.

Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка:

  • Убрать руки за спину по команде;
  • Быстро вытереть доску или убрать игрушки;
  • Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
  • Быстрое движение рук по согласно команде.

Для различения предметов по их свойствам:

  • Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
  • Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
  • Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.

Для особо беспокойных детей:

Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями.

  • Спокойно посидеть несколько секунд;
  • Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша;
  • Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.);
  • Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.

Прогнозы коррекционных занятий

То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы благоприятны. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать неплохих результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение нужного эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – аномалии мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с более серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой умственной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.

<?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?><?php endif; ?>

Прогноз при умственной отсталости

Дают ли ребенку группу инвалидности при умственной отсталости?

инвалидностиДетям с умственной отсталостью могут присвоить:

  • 3 группу инвалидности. Выдается детям с легкой степенью олигофрении, которые могут самостоятельно себя обслуживать, поддаются обучению и могут посещать обычные школы, однако требуют повышенного внимания со стороны семьи, окружающих и педагогов.
  • 2 группу инвалидности. Выдается детям с умеренной степенью умственной отсталости, которые вынуждены посещать специальные коррекционные школы. Они плохо поддаются обучению, плохо уживаются в обществе, слабо контролируют свои поступки и не могут нести ответственность за некоторые из них, в связи с чем часто нуждаются в постоянном уходе, а также в создании специальных условий для проживания.
  • 1 группу инвалидности. Выдается детям с тяжелой и глубокой олигофренией, которые практически не способны обучаться или самостоятельно себя обслуживать, в связи с чем нуждаются в непрерывном уходе и опеке.

Прогноз коррекции ребенка с УО

Как уже не раз было сказано выше, прогноз ребенка с умственной отсталостью зависит от вида и тяжести интеллектуального дефекта, а так же от систематичности, комплексности и своевременности коррекционных занятий, от грамотного подхода к обучению и развитию навыков ребенка, вклада в его адаптацию. Немаловажную роль играет и психологический настрой родителей ребенка, поддержка ближайшего окружения, готовность выполнять все рекомендации специалистов, занимающихся с ребёнком.

Рекомендации родителям

Помимо коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью со специалистом, необходимы ежедневные занятия дома, направленные на развитие познавательных процессов, моторных навыков, навыков общения и взаимодействия с миром, обучение самообслуживанию, — словом, то что, порекомендуют специалисты и то, что родители будут способны выполнять с ребенком дома сами

Родителям важно понимать, что от такого кропотливого труда будет зависеть качество жизни ребенка и его прогноз

Основные задачи коррекционных занятий

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, навыки письма и прочие. Занятия разделены на категории. Рассмотрим каждую отдельно.

Развитие крупной и мелкой моторики ребенка.
Принято считать, что основой будущих талантов малыша является совершенствование мелкой моторики. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения ребенка нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха
При коррекционных занятиях для детей с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Малышей учат владеть письменными принадлежностями (карандашом, ручкой), вырезать фигуры из бумаги, как можно больше рисовать и делать различные аппликации
Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга.

Тактильное восприятие окружающего мира.
Ребенок научится определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые и т.д.).

Восприятие предметов
Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию.

Кинетическое развитие.
Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, образовании различных повадок и т.д.

Формирование зрительного восприятия.
И его дальнейшее развитие. Цель – научить ребенка анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.

Формирование слухового восприятия.
Действия, направленные на восприятие ребенком звуков, их различение и развитие чувства ритма у малыша

Прослушивание музыки, звуков животных.

Осознание времени и пространства.
Очень важно помочь ребенку понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время по часам.

Взаимодействие со взрослыми.
Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.

Задачи коррекционных занятий и работы с детьми с умственной отсталостью

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью ставят перед собой следующие цели и задачи:
1

Нейропсихолог проводит двигательную и когнитивную коррекцию, сенсорную интеграцию, направленную на развитие незрелых зон мозга, включение его компенсаторных возможностей; а так же развитие моторных функций, зрительно-моторной координации, регуляторных психических процессов и высших психических функций (речь, мышление, внимание, восприятие, память); к примеру, коррекция внимания и памяти у детей с умственной отсталостью;
2. Перед логопедом стоит задача коррекции всевозможных речевых нарушений, письма и чтения (если они возможны), работа с артикуляционным аппаратом;
3

Дефектолог и специальный педагог обучают ребенка навыкам счета, письма, чтения; в случае возможности обучения в школе – работают с ребенком по адаптированной школьной программе. Кроме того, дефектолог помогает адаптировать ребенка к взаимодействию с окружающей средой, социумом; обучает навыкам самообслуживания. При умеренной и тяжелой форме умственной отсталости целью обучения является усиление адаптивных и приспособительных возможностей ребёнка, закрепление навыков, облегчающих жизнь во взрослом мире;
4. Психолог обучает ребенка взаимодействию в социуме, работает с семьей ребенка, которая, чаще всего, переживает серьезный кризис, сталкиваясь с пониманием ситуации. Необходимо много обучать ребенка общению с людьми и тому, как проявлять свои эмоции и переживания. А для этого, необходимо всесторонне развивать эмоционально-волевую сферу: изучать с ребенком эмоции, учиться распознавать свое состояние и настроение окружающих.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: