Цели и задачи музыкально-дидактических игр в старшей группе
Музыкально-дидактические игры для старшей группы используются для того чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития речи, концентрации, а также логического мышления. Также они позволяют стимулировать двигательную активность ребенка и воспитать в нем настоящее восприятие эстетики.
Педагогом должны разрабатываться наиболее благоприятные условия для того, чтобы поданный материал запоминался и воспринимался дошкольником намного легче. Для этого воспитатель внедряет и экспериментирует с различными техниками и картотекой упражнений.
Основные задачи музыкально-дидактических игр в старшей группе:
- Эффективное развитие навыка пения, включая соблюдение правильной музыкальной ритмичности. Так, в отличие от детей из средней или младшей группы, старшие воспитанники уже обладают достаточно развитым речевым аппаратом, потому вокал им дается намного лучше. Помимо этого, дошкольники в возрасте 5-6 лет способны воспринимать сложные музыкальные композиции.
- Совершенствование знаний и полезной информации о музыкальных инструментах. Дошкольники из старшей группы намного лучше осваивают базовые навыки, позволяющие квалифицировать инструменты на народные, струнные и прочие.
- Развитие реакции. В этом случае ребенок совершенствует скорость мышления при помощи проведения множества подвижных игр, включая физкультурные паузы на уроках. Также музыкально-дидактические игры дают возможность совершенствовать символьное восприятие и воображение.
- Создание психически положительной атмосферы в старшей группе. Таким образом, плохо социализированные или стеснительные дошкольники могут значительно раскрепоститься в музыкально-коллективных играх.
- Общее оздоровление организма. Многочисленные специалисты указывают на то, что своевременное проведение музыкально-дидактических игр в значительной степени укрепляет сердечнососудистую и дыхательную системы. Также они могут улучшить артикуляцию произносимых звуков и снимать негативное напряжение из мышечных тканей ребенка.
Важно понимать, что музыкально-дидактическая практика может проводиться, как во время занятий, так и при наличии свободного времени у ребенка и учителя. Для того чтобы улучшить мотивационную составляющую дошкольника, к их использованию можно прибегать в домашних условиях
Музыкально-дидактические игры для старшей группы, помимо развития эстетического вкуса и воображения, позволяют лучше развить или совершенствовать познавательно-исследовательскую активность дошкольника.
Благодаря планомерному развитию сенсорных способностей, у дошкольника появляется возможность правильно выражать мысли. Дошкольник постепенно учиться обобщать, сравнивать или определять какой-то определенный момент жизни, субъект. Помимо этого, воспитанник начинает лучше анализировать и делать выводы.
Интересное видео по теме
Интересно посмотреть, как педагоги проводят музыкальные игры с дошкольниками
Музыкальная игра «Листики и ветерок»
Смотрите это видео на YouTube
Дети с листочками сидят на корточках по краю зала. По музыкальному сигналу дует ветер и выходит гном-дворник с метлой убирать листья: малыши в это время бегут в центр зала и двигаются под музыку.
Музыкальная подвижная игра «Снежный ком» для старших дошкольников
Смотрите это видео на YouTube
Дети по кругу катают большой «снежный» ком под музыку. Когда мелодия останавливается, ребёнок, у которого в руках ком, должен надеть большие валенки и и танцевать.
Музыкально-дидактическая игра «Что делают в домике» (для младших дошкольников)
Смотрите это видео на YouTube
Малышам показывают изображение домика, а затем картинку, где дети внутри его (в комнате) выполняют какие-то действия — танцуют, поют, маршируют и пр. Задача ребят — назвать каждое действие.
Хороводная игра «Тётя Весельчак» вместе с мамами и бабушками в средней группе
Смотрите это видео на YouTube
Как известно, игра — самый главный вид деятельности дошкольников. Она помогает усвоению любых знаний, навыков, в том числе вокальных и ритмических. Многообразие различных видов музыкальных игр помогает ребёнку гармонично развиваться: дидактические — способствуют становлению логического мышления, закреплению математических понятий, совершенствуют речь, сюжетно-ролевые — учат детей применять на себя новые социальные роли. Подвижные игры связывают музыку с физической активностью, а хороводные — поддерживают давние славянские традиции. Такую деятельность нужно практиковать уже с младшего дошкольного возраста, усложняя её по мере взросления детей. Задача педагога — продумывать интересные сценарии для игр и подбирать к ним подходящие атрибуты.
Приёмы организации музыкальной игры в разном дошкольном возрасте
В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) музыкальные игры носят ознакомительный характер. Они простые, подвижные, хороводные, совершенно не осложнённые теорией (например, воспитатель ходит с малышами под музыку «паровозиком», инсценирует коротенькую песенку или водит хоровод с очень простыми действиями).
Во второй младшей группе (3–4 года) дети уже знакомятся с простейшими музыкальными инструментами, учатся элементарно характеризовать мелодии (высокие и грустные, тихие и громкие, медленные и быстрые), осваивают некоторые танцевальные движения. Исходя из этого, и строятся музыкальные игры, например, «Птички и птенчики», «Отгадай, на чём я играю», «Какой колокольчик звенит?». При этом воспитатель активно использует жесты (низкие звуки — держит руки на животе, средние — соответственно, на груди и высокие — возле головы), картинки (бодрая музыка — изображение марширующих ребят, спокойная — спящих), игрушки (аналогично показывает, как кукла шагает или спит).
В младшей группе усложняются подвижные игры: малыши должны выполнить движения согласно темпу музыки. Музыкальные атрибуты также начинают включаться в сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).
Во второй младшей группе малыши уже способны выполнять движения в соответствии с темпом музыки
Воспитанники среднего звена (4–5 лет) уже имеют определённый музыкальный опыт, поэтому к вышеуказанным играм добавляются самостоятельные действия с дидактическими материалами (к примеру, «Озвучь инструмент на картинке»). Воспитатель должен создавать дошкольникам среду для самостоятельной деятельности — предлагать им настольно-печатные пособия: например, музыкальное лото или домино.
Воспитанники средней группы обычно с удовольствием играют в домино, в том числе музыкальное
Более успешно проходят игры из серии «Спокойное музицирование» на определение характера музыки. Однако музыкальные подвижные игры с правилами ещё вызывают затруднение. Некоторым малышам сложно сориентироваться, они запаздывают, начинают двигаться лишь после своих товарищей, не могут выдержать долгих пауз (убегают на место). Это обусловлено особенностями развития нервной системы, либо ребёнок часто болеет и редко посещает детский сад. К таким ребятам необходим индивидуальный подход. К примеру, педагог подсказывает: «Когда музыка станет громкой, будет танцевать Саша, а когда тихой — Катя».
Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать лишь игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе.
Музыкальные же игры для старших дошкольников становятся уже более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями, а будущие школьники (6–7 лет) споосбны даже проводить без педагога небольшим коллективом подвижные и хороводные игры, сами подбирая необходимые атрибуты. Исключением опять-таки будут недостаточно усидчивые ребята, с неуравновешенной психикой либо часто болеющие.
Воспитанники подготовительной группы уже могут самостоятельно организовать хороводную игру
Некоторые активные дети (лидеры по натуре) любят брать на себя роль педагога, проводят подвижные игры, однако, чересчур увлекаясь, они, иногда не способны охватить вниманием весь коллектив, делают паузы по ходу игрового действия. Такие ребята, действительно, есть почти в каждой группе
В моей практике была одна девочка, которой я могла доверить провести подвижную игру, физкультминутку или пальчиковую гимнастику. И интересно, что другие ребята её слушались так же, как и педагога
Такие ребята, действительно, есть почти в каждой группе. В моей практике была одна девочка, которой я могла доверить провести подвижную игру, физкультминутку или пальчиковую гимнастику. И интересно, что другие ребята её слушались так же, как и педагога.
Сюжетно-ролевые игры музыкальной тематики в старшем дошкольном возрасте становятся более развёрнутыми, замысловатыми по сюжету. Например, ребята воображают себя участниками оркестра, преподавателями школы искусств, членами жюри и участниками вокального или танцевального конкурса (материал для игр заимствуется, в том числе, из просмотра телепередач) магазин музыкальных инструментов.
Значение музыкальной игры для дошкольника
Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:
Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.
Развивают у малыша быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление
Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.
Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.
Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность
Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.
Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.
Музыкальные игры, действительно, очень способствуют снятию напряжённости и раскрепощению дошкольников. В педагогической практике автора данной статьи была одна стеснительная девочка, которая практически не отвечала на занятиях, было сдержана в общении с одногруппниками. Но однажды я организовала с дошкольниками (на тот момент это была средняя группа) музыкальную игру «Тётя Весельчак», она очень динамичная и забавная. Так вот, эта девочка так раскрепостилась, так эмоционально выплясывала, что я на неё взглянула совсем другими глазами.
Музыкальные игры сопосбствуют раскрепощению малышей, более быстрой адаптации их в детском коллективе
Сюжетно-ролевые игры
Для младшего и среднего возраста подойдёт игра «Путешествие в деревню». Воспитатель сообщает малышам, что бабушка пригласила их в гости к себе в деревню. Ехать детям предлагается на поезде из стульчиков. Дети садятся на импровизированный паровозик, имитируют движение колёс и поют с воспитателем какую-нибудь песню про паровоз (например, из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»). Далее идёт остановка на станции — малыши пересаживаются в автомобиль (соответствующая песня под музыку). Затем приезд к бабушке, путешествие по скотному двору. Под музыку дети изображают собачку, кошку, курочку, лошадку, гусей. Бабушка угощает всех пирожками (песня «Пирожки»). Ребята возвращаются домой снова на автомобиле и поезде.
Со старшими дошкольниками можно организовать игру «Музыкальный радиоспектакль». Педагог сообщает, что детская радиостанция «Киндер-FМ» попросила их записать музыкальную сказку — в ней должны звучать песни и музыкальные инструменты. Дошкольники выбирают сказку, вспоминают её содержание. Далее определяются певцы (для каждого персонажа) и музыканты (будут играть певцам на инструменте)
Ещё одно важное действие — обустройство радиостудии. Нужно подготовить аппаратуру для работы: микрофон, наушники, ноутбук, пульт управления звуком
Выбирается также звукорежиссёр (это может быть воспитатель).
Общие особенности организации игр музыкального характера
- Музыкальные игры, как правило, проводятся на занятиях (особенно для этого подходят комплексные музыкальны занятия, но также это может быть математика, развитие речи, познание окружающего мира, физкультура), а также в свободное от них время. В тёплый сезон такая деятельность вполне уместна и на прогулке.
- Обязательное условие для эффективности таких игр — наполнение музыкального уголка в группе различными пособиями (в соответствии с возрастом воспитанников). Многие дидактические игры легко сделать своими руками.
- Педагог должен ответственно подходить к подбору музыкального материала для игровых действий: это могут быть народные мелодии, отрывки из авторских произведений, хорошо, если музыкальный руководитель сам сочиняет простые пьесы.
- Музыкальное произведение, но основе которого разворачивается игровое действие, дети должны воспринимать целостно, а не только выделять музыкально-выразительные средства.
- Каждую игру педагог тщательно продумывает, детально прорабатывает образы, структуру. Независимо от результатов деятельности в конце следует непременно поблагодарить ребят за старание, воодушевить их. Малыши должны получать удовольствие от игры, а не только стремиться к успеху.
- Интересно, что музыкальные игры можно дифференцировать для мальчиков и девочек. Например, девочки могут манипулировать с куклами — под быструю мелодию танцевать с ними, а под медленную — укачивать. Мальчишкам же можно превратиться в «роботов»: они перемещаются под быструю музыку, а под медленную – «выключаются».
- В каждой игре разграничиваются три этапа. Первый — создание мотивации, объяснение дошкольникам правил, подготовка к действиям. Второй — проверка необходимых для игры навыков: вокальных, двигательных, речевых. Третий — это автоматизация этих навыков, действия детей уже становятся самостоятельными.
Задача воспиаттеля — наполнить музыкальный уголок различными пособиями, в том числе дидактическими играми
Виды музыкальных занятий
Прежде чем начать занятия музыкой с ребенком, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.
Виды музыкальных занятий
Характеристика
Индивидуальная работа и работа с подгруппами
Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий — 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности.
Фронтальные занятия
Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы.
Доминантные занятия
Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:
восприятия музыки;
пения;
музыкально-ритмических движений;
игры на музыкальных инструментах;
детского музыкального творчества.
Тематическая работа
Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника), музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т.д.), и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию.
Комплексные занятия
Содержат различные виды искусства и художественной деятельности, чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей
Целью комплексных занятий является:
познакомить детей со спецификой различных видов искусства;
акцентировать внимание на особенностях художественных средств разных видов искусства;
научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности.
Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц.
Типовые занятия
Как правило, на типовых занятиях используются различные виды музыкальной деятельности. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах
Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма.
Что влияет на эффективность музыкального занятия?
Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий с детьми.
Педагог должен продумать занятие заранее, тщательно изучить его.
Материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным.
Занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности.
Наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыкой обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и многое другое).
Важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности.
Занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными.
Не менее важно, чтобы занятия проводились регулярно. Ребенка ничто не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом драгоценное время будет потрачено впустую
← Как сделать занятия музыкой интересными?Раннее музыкальное развитие →
Пример конспекта игры
Название | Цели и задачи | Форма работы | Оборудование | Этапы | Ход игры | Результативность |
«Учимся танцевать» | Цель: создать условия для развития чувства ритма дошкольников. Задачи:
|
индивидуально — групповая |
|
1.Вводная часть. | Воспитатель ставит матрёшек на стол и говорит: «Ребята, к нам в гости пришли весёлые матрёшки. Они любят музыку и очень хотят научиться танцевать. Давайте научим их!» | Способствует развитию чувства ритма, общей музыкальности, психических процессов и творческих способностей. |
2.Объяснение правил. | «Я возьму большую, а вы берите матрёшек поменьше. Моя игрушка будет показывать движения, а ваши повторять». | |||||
3.Проведение игры. | Воспитатель выстукивает ритм, а дети повторяют за ним. Далее задание постепенно усложняется: один из детей самостоятельно выстукивает ритм, остальные повторяют за ним и напевают песенку. После этого дети поочерёдно придумывают и выстукивают ритм, и каждый пытается его повторить. Затем добавляется оборудование: магнитная доска, фишки, металлофон. Воспитатель играет мелодию, один ребёнок выкладывает ритмический рисунок фишками на доске, остальные пытаются выстукивать его матрёшками по рисунку. | |||||
4.Завершение. | После выполнения всех заданий дети отправляются на чаепитие. |
Фотоотчёт игры
Матрёшки на подставке, металлофон, магнитная доска с фишками
Дети повторяют ритм за воспитателем
Ребёнок выкладывает ритмический рисунок на слух
Ребёнок выстукивает ритм по рисунку
Важно помнить, что грамотно подобранная и организованная игра способствует расширению знаний дошкольников о музыке и развивает творческие способности. Игровая форма делает процесс познания простым и осознанным, обеспечивает умственную активность детей
Она должна быть простой и интересной. В этом случае игра становится для детей стимулом к действию.
Приёмы проведения музыкальных игр с детьми 5–6 лет
Для успешной организации музыкальной игры педагогу важно подобрать подходящее сочетание методических приёмов
Таблица: основные приёмы организации музыкальных игр в старшей группе
Группа приёмов | Приём | Для чего используется | Пример |
Группа речевых способов взаимодействия | Объяснение | Для разъяснения порядка выполнения игровых действий. Может осуществляться от лица сказочного персонажа. | Объяснение игры «Три медведя» в своей практике я организую от лица персонажей одноимённой сказки, предварительно разделив детей на 3 команды под героев сказки: команда «Михайло Потапыча», «Настасьи Петровны», «Мишутки». В.: Ребята, меня зовут Михайло Потапыч, я тяжело ступаю, так что, услышав такой ритм (даю послушать), вы потопайте ногами. Так же объясняют задания своим командам и остальные персонажи. |
Загадки, стихотворения | Для включения, повышения мотивации ребят. | Чтобы не отвлекать от самой игры и не затягивать вводный этап работы (дети очень азартно принимаются отгадывать и забывают о том, что собирались играть), загадки и стихотворения я использую в качестве иллюстрации музыкального материала игры. Например, перед игрой с бубнами: трое детей с инструментами стоят внутри круга участников, отбивают ритм, под который ребята танцуют, а затем присаживаются и закрывают глаза. Тогда музыканты тихо выходят из круга и кладут бубны за спины любых троих участников. По сигналу дети начинают искать бубны, нашедшие идут в круг. | |
Сказки | Обычно применяется в форме письма от сказочного персонажа, обращающегося к детям за помощью, в которую входит участие в игре. | ||
Группа наглядных приёмов | Картинки, иллюстрации, игрушки | Для облегчения восприятия и запоминания материала. | В игре «Репетиция оркестра» педагог показывает детям изображения всех музыкальных инструментов, задействованных в оркестре. |
Демонстрация (воспитатель сам показывает движения и действия) | Для наглядного восприятия порядка выполнения игровых действий в музыкальных подвижных играх. | В игре «Волшебная шляпа», в которой дети стоят в хороводе и под музыку передают друг другу волшебную шляпу. Когда музыка обрывается, тот, у кого в руках оказался головной убор, мимикой и жестами показывает животное (сказочного персонажа, предмет и т. п.). Пример такой пантомимы показывает педагог. | |
Показ (педагог показывает малышам видеоролики, в которых дети играют в ту или иную игру) | Для повторения порядка выполнения движений в подвижной игре «Рыбки и сеть» (дети в роли рыбаков под ритмичную музыку осаливают рыбок и, образуя «сеть», стараются сделать её ещё больше) я предлагаю ребятам посмотреть видеоролик. | ||
Практические способы взаимодействия | Рисунки, аппликации, лепка | Для закрепления материала игры. | После игры «Третий лишний», в которой ребята увидели арфу, они в рисунке воспроизводят её визуальный образ. |
Видео: приём показа — музыкальная подвижная игра «Рыбки и сеть»
Атрибуты для музыкальных игр
Наглядный материал для музыкальных игр является важной частью предметно-развивающей среды группы. Наполнение музыкального уголка в старшей группе, кроме уже имеющихся атрибутов (погремушек, бубнов, треугольников, металлофона), дополняется:
- портретами композиторов (Чайковский, Вивальди, Бах);
- обновлённым набором иллюстраций по теме «Времена года»;
- реквизитом для музыкальных дидактических (лото, домино и пр.) и подвижных, хороводных игр (костюмами сказочных персонажей для водящего, шапками с мордами животных и пр.);
- игрушками-самоделками (например, погремушками из контейнеров от киндер-сюрпризов, бубнами из одноразовых тарелок с рыболовными бубенцами и др.);
- рисунками детей по темам игр;
- аудио- и видеоматериалами к играм.
Фотогалерея: примеры самодельных музыкальных игрушек
Трещотка делается из обычных деревянных линеек
С помощью бубна из одноразовой тарелки можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами
Звучание такого дискофона отличается от обычной деревянной трещотки
В контейнеры из-под киндер-сюрпризов можно насыпать различные материалы, соответственно, и звучание будет различным