Правила регламента психокоррекционных сказок
Чтобы произвести коррекционную работу с ребенком посредством сказок, нужно тщательно подготовиться. Результаты будут напрямую зависеть от правил поиска и представления истории. Психокоррекционная история должна быть:
- Похожей на проблему ребенка, но не точно такой же.
- История должна иметь замещающий опыт, который поможет малышу выбрать подходящее решение проблемы.
- Сюжет строго по последовательности: начало и знакомство с героями, раскрутка произошедшей ситуации, рассказ о принятии решения проблемы главными героями, кульминация и решение трудностей, развязка обязательно позитивная, извлеченный главными героями урок, который приводит к изменениям в жизни.
Такие истории можно просто читать не обсуждая. Это подтолкнет маленькую личность к размышлениям. Если малыш выразит готовность поговорить о сказке, можно проговорить или проиграть через рисунки, куклы, фигурки.
Проектная деятельность «Путешествие по сказкам»
ПЛАН
работы с детьми старшей группы по проекту «Путешествие по сказкам»
Актуальность проекта.
В век компьютерных технологий, прогресса очень часто мы сталкиваемся с тем, что дети к сожалению, меньше общаются с книгами, исчезает интерес к истокам художественной литературы – устному народному творчеству и авторских сказок. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. А ведь знакомство с лучшими образцами устного народного творчества и авторских сказок совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
Дошкольный возраст – это богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. В этот период происходит накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, обыгрывание сказок – всё это значительно развивает художественно-эстетическое восприятие детей.
Учитывая актуальность проблемы, мы, педагоги и воспитатели, должны понять и принять понимание и значение устного народного творчества и авторских сказок в художественно-эстетическом развитии детей. Духовно-нравственные понятия, которые ярко представлены в образах героев, закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Для повышения интереса к сказкам, любви к устному народному творчеству был разработан данный проект «Путешествие по сказкам
Данный проект поможет погрузиться в разнообразную совместную деятельность (художественно-эстетическую, коммуникативную, проектно-исследовательскую) и объединит детей, воспитателей и педагогов.
Цель проекта:
способствовать формированию положительного эмоционального отношения к устному народному творчеству (сказкам) и авторским сказкам через совместную деятельность детей и взрослых.
Организационные моменты
Всегда важно грамотно настроить детей на занятие, провести с ними вступительную беседу. Во время нее необходимо объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать себя героями всеми любимой сказки «Муха-Цокотуха», автором которой является талантливый писатель Корней Чуковский
Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить детей к началу волшебного путешествия. Можно рассказать им, что они летят на ковре-самолете, а после его приземления окажутся в волшебной сказочной стране. В это время должна звучать фонограмма с пением птиц и звуками природы. Затем дети надевают шапки с изображением насекомых, и сказка начинается.
Становление звуковой культуры речи во второй младшей группе
Речь — это уникальная возможность обмена информацией, на формирование которой природой отведен короткий отрезок времени — ранний и дошкольный периоды детства. В этот срок в наиболее благоприятных условиях развития проходит становление устной и закладка фундамента для письменной ее формы
Воспитанию звуковой культуры речи уделяют основное внимание именно на раннем этапе детского развития
Сказкотерапия направляет творческую активность детей
Для формирования фонетической и орфографической правильности речепроизношения, его выразительности (с помощью дикции, тональности, мимики, жестов) важна полноценная среда, в которой происходит постоянное, мотивированное условиями практической деятельности общение детей и взрослых.
Нормы речевого развития детей 3-4 лет
Для определения уровня освоения языка ребенком ориентируются на нормы речевого развития детей четвертого года жизни. Существует ряд признаков, по которым несложно проверить навыки малыша:
- проговаривание собственного имени, отчества, фамилии, а также имен близких людей;
- восприятие образов и описывание увиденной ситуации;
- распределение предметов погрупповым признакам;
- называние действий;
- точное повторение услышанного;
- изложение короткими фразами из3-4 слов;
- пересказывание мультфильма, короткой сказки.
Важно! Согласно ФГОС, словарь (как активный, так и пассивный) в этот период увеличивается до 800-1000 слов. Несовершенства касаются неправильного порядка слов в построении фразы несогласованности («пришло много гостев» пришло много гостей), недостатков произношения («лисипед» — велосипед), перестановок звуков в словах («певрые» — первые); пропусков согласных в стечении звуков («босая девича» — большая девочка)
Несовершенства касаются неправильного порядка слов в построении фразы несогласованности («пришло много гостев» пришло много гостей), недостатков произношения («лисипед» — велосипед), перестановок звуков в словах («певрые» — первые); пропусков согласных в стечении звуков («босая девича» — большая девочка).
Такие ошибки считают допустимыми и легко исправляемыми в процессе регулярных курсовых занятий.
Однако если речь идет об отклонениях, их следует вовремя выявить и корректировать у специалистов.
Отклонения речевого развития диагностирует специалист
Роль родного языка в развитии личности ребенка
Феномен речи как средства связи человека с внешним миром основан на знаковой сущности языка — возможности кодировать окружающую действительность, социализироваться, усваивать культурный опыт общества и на его основе заложить систему смыслов. Таким образом, роль родного языка в развитии личности ребенка состоит в постепенном переходе от познания мира к познанию себя.
Обратите внимание! Сказка предоставляет уникальную возможность посредством речи через освоение культурных ценностей формировать систему личностных смыслов ребенка
Виды «лечебных» сказок
- Прежде всего, к ним можно отнести народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».
- Еще один пример сказкотерапии для дошкольников — известные произведения таких авторов, как Александр Пушкин, Ханс Кристиан Андерсен, Шарль Перо, Павел Бажов.
- Психотерапевтические сказки имеют счастливый конец, однако заставляют ребенка задуматься – это приводит его к личностному росту.
- Дидактические – способствуют освоению ребенком новых знаний путем одушевления изначально абстрактных для него цифр и букв.
- Психокоррекционные — оказывают ненавязчивое влияние на поведение дошкольника.
- Медитативные – формируют у ребенка представление о существующих положительных моделях взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром.
- С помощью диагностических сказок специалист определяет наличие у ребенка проблемы, источники ее появления.
Правила, как обычную сказку сделать терапевтической
Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определённых правил:
- Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.
- Сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок научится по-новому подходить к решению своей проблемы.
- Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным:
- главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно — возрасту и характеру
- далее — описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с собой
- далее — описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям крохи)
- далее — поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации)
- в конце — осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.
Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов), нужно учитывать возраст ребёнка:
- в 3-4 года — главным героем может быть любимая игрушка малыша, маленький человечек, зверюшка
- с 5 лет — вводите в сказки фей, волшебниц, принцесс и принцев, солдат и др.
- с 5-6 лет — делайте сказки наполненными волшебством.
Секрет терапевтических сказок в том, что малыш воспринимает смысл услышанного одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Малыш сознательно переживает главному герою и осознаёт вымышленность сказочного сюжета. Подсознание же ребёнка улавливает и впитывает истины сказки, отождествляет себя с главным героем, пересматривает своё поведение.
Основные действия
Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями
Важно, чтобы каждый ребенок самостоятельно проговорил подготовленный им текст. Различные части произведения помогут осуществить много полезных упражнений
В процессе рассказывания проводится большая словарная работа, упражнение «Любование», которое заключается в восхищении мухой, развиваются сочувствие, благородные чувства. Детям становится интересным ведение диалога, а стихотворная форма изложения произведения помогает закрепить в памяти многообразие слов и выражений.
Во время воспроизведения сказки также можно провести беседу о том, что нельзя оставлять друга в беде, провести артикуляционную гимнастику, во время которой дети должны эмоциями показать, какое вкусное у мухи варенье. Упражнение «Страх», которое необходимо проводить во время кражи пауком мухи, научит детей изображать испуг, сыграет важную роль в развитии мимики.
Также важно сделать правильный «выход» из сказки, попросить детей запомнить все важные моменты и объяснить, какую пользу принесло им проведенное занятие
Заход Четвёртый… и последний на этот раз.
Ты — смущаешь, Чистота Непочатого Листа…
У многих из нас есть боязнь «чистой страницы»… Именно поэтому даже многие писатели-гении пишут на немыслимых бумажных клочках — на салфетках, квитанциях…
Чтобы победить этот страх, лист нужно испачкать … каракулями. Именно поэтому, кстати, черновики многих гениев пестрят рисунками на полях.
Оставьте на чистый лист бумагу свою ручку и начинайте выводить замысловатые линии, замулёвывая лист, как это делают совсем маленькие дети.
В какой-то момент Ваша рука захочет остановиться сама. Посмотрите на этот «рисунок». Постарайтесь увидеть в нём нечто осмысленное. Запишите все возникшие ассоциации.
А теперь (не останавливаясь!) начинайте писать связные предложения про эти ассоциации.
Презентация на тему: » Проект сказкотерапия Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Юсупова А.Р. Сказкотерапия – это прежде всего, ЯЗЫК, на котором можно вести.» — Транскрипт:
1
Проект сказкотерапия Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Юсупова А.Р. Сказкотерапия – это прежде всего, ЯЗЫК, на котором можно вести беседы с душой человека.
2
Актуальность «Маленькие детки — маленькие бедки» — гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия — метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
3
Цель проекта Анализ психологической литературы по теории сказкотерапии и практическое применение ее в работе с агрессивными детьми. Объект Метод сказкотерапии Предмет Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения
4
Задачи 1. Изучить теоретические подходы к методу сказкотерапии, познакомиться с практическим опытом использования сказкотерапии в работе с дошкольниками. 2. Корректировать агрессивное поведение детей методами сказкотерапии. 3. Создать в группе предметно-развивающую среду, необходимую для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с использованием метода сказкотерапии. 4. Пропагандировать среди родителей педагогические знания о роли сказок в воспитании и развитии детей; привлекать родителей воспитанников к созданию предметно-развивающей среды.
5
Гипотеза Приемы сказкотерапии являются одними из оптимальных приемов при работе с агрессивными детьми. Тип проекта Долгосрочный Участники проекта Педагоги, родители, дети.
6
Этапы работы — Подготовительный (подбор и изучение методической литературы, составление перспективного плана, конспектов занятий) — Основной (проведение занятий, диагностики, консультаций, составление памяток, обогащение предметно – развивающей среды ) — Заключительный (открытый просмотр, презентация)
7
Работа с родителями 1.Консультации — Сказкотерапия для детей дошкольного возраста — Сказка – это серьезно — Использование сказкотерапии в работе с агрессивными детьми 2. Памятки — Сочиняем сказку — Агрессивный ребёнок — Сказки для агрессивных детей 3.Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра 4.Привлечение родителей к совместному с детьми сочинению сказок и созданию иллюстраций к ним
8
Работа с воспитателями 1.Консультации — Сказкотерапия в детском саду — Лечение сказками 2.Памятки — Структура коррекцонно – развивающего сказкотерапивтического занятия — Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности
9
Приёмы сказкотерапии (проигрывание проблемных ситуаций, психогимнастика, тренинг эмоций, драматизация, рисование и другие) позволяют ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дают ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их..
10
Для проведения коррекционно – развивающей работы по сказкотерапии необходима соответствующая предметно – развивающая среда. Куда входят различные виды театров (настольный, Би –ба – бо, пальчиковый, теневой и другие), ширмы, костюмы, шапочки – маски, наборы дисков для прослушивания сказок и другое.
11
Ожидаемые результаты — уменьшение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности — преобладание положительных эмоций — способность сдерживать негативные эмоции — изменение характера общения с использованием конструктивных приемов
Различные методики сказкотерапии
Работу со сказками можно совмещать с другими формами и методами арт-терапии, что поможет не только скорректировать поведение малыша, но и вызвать у него живой интерес, улучшить настроение.
Итак, прежде всего, гармонично сочетается со сказкой песочная терапия. Песок может стать своеобразной средой для воссоздания волшебного мира. Играя с песком, ребенок создает собственную реальность, в которой ему уютно и хорошо, в процессе игры благодаря так называемой «сказочной интуиции» малышу удается найти выход из сложной ситуации.
К числу методов сказкотерапии относится и рисование сказки. При помощи карандашей, красок, даже пластилина или глины ребенок выражает собственные эмоции по поводу услышанного текста. Еще одна форма работы – самостоятельное написание (сочинение) сказки, при этом ребенок может полностью придумать текст, предложить альтернативный вариант развития событий в уже готовой сказке, додумать, что происходило после заключения – например, как сложились судьбы героев «Теремка» или чем стали заниматься старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке», вновь оказавшись «у разбитого корыта». Подобное будет интересно дошкольникам в 5-6 лет и детям старшего возраста.
Следующий вариант – драматизация, инсценировка сказок, их постановка, помогающая детям более глубоко вжиться в образ персонажа, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт. При этом следует избегать нудного заучивания роли и четкого следования тексту – в подобных занятиях импровизация гораздо важнее. Именно такая форма работы поможет осознать собственные недостатки на примере изображаемого персонажа, узнать, как можно их победить, и сделать это.
Полезна и постановка кукольных спектаклей, позволяющая развить речь, воображение малыша, его коммуникативные навыки и мелкую моторику. Добиваясь «оживления» куклы ребенок со стороны наблюдает за теми или иными формами поведения, смотрит, к чему они приводят, делает свои выводы. Также в процессе куклотерапии он получает возможность проявлять те чувства и эмоции, которые недоступны ему в реальной жизни или подавляются. Детям постарше (6 или 7 лет) можно предложить самостоятельное изготовление кукол – процесс, помогающий расслабиться.
Еще одна методика – «мастер сказок», предложенный Зинкевич-Евстигнеевой. Согласно автору, существует 10 основных архетипов (например, дорога, государство, распутье), используя которые, можно создать 50 сказочных сюжетов, что и предлагается сделать ребенку. «Мастер сказок» представляет собой колоду из 50 карт, каждая из которых наделена собственным значением. Используя их, можно создавать собственные устные произведения.
Эти методы несложно использовать и в домашней работе, в этом случае зрителями «театральных» постановок или кукольного театра становятся мамы и папы, другие родственники.
Приемы, применяемые в речевой сказкотерапии
Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры.
Сказкотерапия для дошкольников является эффективным методом в логопедии, благодаря ей у ребенка появляется множество полезных навыков, в число которых входят самостоятельность, активность, творчество, эмоциональность.
Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры.
Безусловно, в развитии речи эффективны разные способы, такие как заучивание стихов, многократное повторение скороговорок, мимические упражнения. Однако едва ли не самым эффективным, интересным и познавательным способом совершенствования разговорных способностей является сказкотерапия для дошкольников. Примеры сказок находятся в открытом доступе, и при желании родители, не обращаясь к специалисту, могут самостоятельно испробовать этот эффективный метод на своем ребенке.
Методы сказкотерапии
Метод «Сочинение и проговаривание сказки»
Важно именно рассказать сказку, а не прочесть ее. Так устанавливается зрительный контакт и можно следить за изменениями в человеке
Психолог и малыш могут менять содержание сказки, сочиняя дополнительные моменты в ней. Это позволит ребенку проявить свои эмоции наружу.
Допустим, если малыш перебивает педагога, торопиться изменить конец сказки, спешно бормочет слова, взволнован – все эти проявления могут послужить оценкой прохождения ребенком теста, и говорить о неустойчивом состоянии нервной системы.
Метод «Рисование сказки»
После рассказа определенной сказки будет не лишним воплотить ее в рисунке, аппликации, лепке из пластилина. Таким образом, человек выплескивает наружу свои впечатления от прослушанного. Это своего рода избавление от негативных чувств. Не имеет значения, насколько аккуратно выполнена поделка. Если история произвела достаточно сильное влияние, то в работах могут присутствовать темные цвета, изображение чудищ или других ужасающих образов. При этом, если попросить ребенка изобразить эту же сказку повторно, то композиция будет выглядеть уже в более спокойных тонах. Так и проявляется эффективность данного метода.
Метод «Изготовление кукол»
По утверждению психологов, изготовление куклы – это расслабление, своего рода медитация. Она позволяет направить свою энергию на конкретный объект – куклу, и заняться размышлением в процессе рукоделия. Для детей такой метод особенно важен, он развивает мелкую моторику рук.
Метод использования карт «Мастер сказок»
Автором и разработчиком этих карт является сказкотерапевт Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Это колода из 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название и значение, к ним прилагается инструкция по применению.
Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»
Этот метод предусматривает проведение диагностики психоэмоционального состояния ребенка с помощью кукол. Родителям можно и не присутствовать на таком занятии.
Метод «Песочная терапия»
Песочная терапия при помощи сказок – это один из интереснейших видов психологического подхода, она помогает визуализировать проблему и с помощью тактильного контакта избавиться от нее. Такая медитация бывает нужна не только ребятне, но и взрослым людям.
Метод «Кататимный подход в сказку»
По этой методике предусматривается несколько фаз. Это процесс «погружения» в сказку, знакомство с героями, обсуждение и «выход» из сказки.
И напоследок…
Ещё раз хочу обратить внимание всех читателей: не старайтесь написать сказку, похожую на маленький, отточенный литературный шедевр! Пишите — быстро, не раздумывая ни над логикой развития событий, ни над «проработкой характеров» персонажей. Вы пишете психотерапевтический текст!
Его тактическая цель — быть написанным!
Его стратегическая цель — сделать Вас здоровым физически и душевно!
Прежде чем из-под Вашего пера (возможно) начнут выходить изящные истории — Вам нужно будеть извергнуть из своего бессознательного «тысячи тонн словесной руды»
И каждая такая злая, плохая, корявенькая сказочка — будет важным шагом, что приблизит Вас к излечению от хронического стресса и путаницы в голове.
Виды сказок для занятий
Известный детский психолог Зинкевич-Евстигнеева выделяет основные виды сказок для малышей:
Художественные – сказки, дошедшие до нас от предков, созданные мудростью народа за многие века. В них присутствует художественное описание, пополняющее пассивный словарь дошкольников названиями чувств, поведения, предметов. Эти сказки отлично используются как психокоррекционный, дидактический, психотерапевтический материал.
Народные – древние притчи, мифы. Раньше сказки строились на основании одной идеи – единстве человека и природы. В таких историях для терапии важны сюжеты: о взаимоотношении людей и животных, общении в быту и другие. В народных сказках встречается преобразование и трансформация – таких сказок мало, но самой яркой из них является история «Гадкий утенок». Также бывают страшные истории – сказки-страшилки применяются не для всех. Взрослый, который читает сказку, должен быть уверен в стрессоустойчивости ребенка. Здесь срабатывает эффект «самотерапии»: прокручивая в мышлении страшную историю про ведьм, нечистых духов, дети моделируют выход из тупика, чем освобождаются от тревоги
Внимание! Эти сказки рекомендованы для старших детей. Обязательным условием окончания истории является ее неожиданная и смешная концовка.
Авторские – это художественные истории, необходимые для проработки внутренних переживаний
Хорошие отзывы имеет сказка Л. Пантелеева «Две лягушки», она подходит для выявления ресурсов ребенка или взрослого.
Дидактические – это еще одна разновидность сказок, призванных стимулировать детей к выполнению учебных заданий.
Психокоррекционные – эти сказки особенные, так как должны быть регламентированы правилами чтения и подбора к конкретной проблеме дошкольника.
Психотерапевтические – истории, позволяющие увидеть ситуацию по-другому. Эти сказки не всегда отвечают на вопрос, чаще они оставляют человека с открытым вопросом. Это и является основой для личностного роста. Истории затрагивают такие экзистенциальные темы, как любовь и жизненный путь, потери и приобретения, жизнь и смерть. Их не часто используют для дошкольников, но это отличный способ объяснить данные философские темы, если ребенок столкнулся с ними в жизни.
Функции сказкотерапии: кому полезна терапия сказками?
Сказкотерапия используется для работы не только с детьми, но и со взрослыми. Отличие только в том, что с детьми все происходит в игровой форме, а со взрослыми – в проведении беседы, где полно рассуждений. В жизни практически не существует ситуаций, где бы не пригодилась терапия сказками.
Полезные свойства сказкотерапии:
- Формирование положительных черт характера, следуя примеру сказочных персонажей.
- Обучение в игровой форме, без принудительных методов.
- Развитие умения различать и переживать эмоции, когда малыш «проживает» историю вместе с персонажами.
- Формирование способности различать хорошие поступки от плохих.
- Возможность осознать, что ребенок живет в большом и интересном мире, где много всего нового, что еще предстоит изучить.
- Готовность строить взаимоотношения между людьми, изучая модели поведения сказочных героев.
- Легкое исправление трудностей в поведении ребенка. Существует даже специальный вид сказок, написанный специалистами, учителями или самими же родителями, специально для мягкой коррекции поведения малыша.
- Помощь в решении жизненных проблем, пусть еще таких маленьких. У детей тоже есть свои проблемы, такие же важные, как и у взрослых. И когда дитя не может найти правильный выход из той или иной ситуации – пригодятся сказки с терапевтическим эффектом, которые помогут залечить ранки на детской душе и посмотреть на происходящее с другой стороны.
- Успокоение и приобретение положительного жизненного опыта. Для этого используются сказки только с положительными героями, в которых царят мир, добро и спокойствие. Такие истории помогают расслабиться, настроиться на хорошее.
Заключение
Для логопедов и психологов показателем в работе является изменение поведения дошкольника, улучшение качества речи, ее связность и логичность. Использование метода сказкотерапии решает эти и другие проблемы сразу. Выбор сказки должен быть обоснованным, с учетом проблемы, возраста и метода донесения информации.
Сказкотерапевт должен иметь хорошую подготовку, чтобы применять в работе несколько методов, наиболее подходящих настроению ребенка. Для специалиста основное умение в этом методе арт-терапии – возможность интерпретировать сказочные картины и придуманные ребенком концовки. Это даст почву для дальнейшей терапевтической работы после диагностики состояния психики или речевых отклонений.