Художественно-эстетическое развитие дошкольников — функции, направления и приемы

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

Эстетика представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.

Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию прекрасное следует несколько отграничить от красивого. Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. Прекрасное это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.

Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.

Основные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.

Развитие художественных споспобностей один из методов эстетического воспитания

Методы эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.

Разновидности деятельности

Воспитателям необходимо создать оптимальные условия для развития творческих способностей у детей. Для этого применяются следующие виды художественно-эстетической деятельности дошкольников:

  • Музыкальная. Включает хоровое пение. Также сюда относятся танцы. В детском саду у детей закладываются первые представления о музыке и ритме. Малышам рассказывают, из каких материалов сделаны музыкальные инструменты. Дошкольников учат правильно их держать и извлекать из них звуки.
  • Театральная. Воспитатели проводят с детьми игры-драматизации. Во время инсценировок и репетиций малыши развивают художественную речь при воспроизведении сказок, расширяют музыкальное восприятие с помощью песен и открывают в себе изобразительные способности при создании декоративных элементов для сцены.
  • Художественно-речевая. С помощью этого вида деятельности дошкольники знакомятся с жанрами народного творчества: пословицами, поговорками, частушками, загадками. Ребята слушают небольшие стихотворения, сказки и рассказы, которые вызывают у них разные эмоции. У детей вырабатывается способность пересказывать короткие тексты, а также выразительность при чтении стихотворений.
  • Изобразительная. Выступает ведущей разновидностью творческой деятельности в ДОУ. С помощью рисования малыши осваивают различные техники, узнают о симметрии и цветовой палитре. При лепке дети знакомятся с трёхмерным изображением вещей. Также у них появляется возможность создавать и изменять задуманные предметы. Расширить представления об оттенках и размерах помогают конструирование и аппликация.

Родителям тоже следует участвовать в этой деятельности. Дополнительные занятия с творческими материалами дома позволят ребёнку быстрее научиться разным техникам создания художественных объектов.

Особенности развития технического творчества дошкольников

Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:

  • Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
  • Планировать свою деятельность.
  • Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
  • Выделять части и объединять их в целое.
  • Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.

Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.

Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру

Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата

Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.

Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:

  • магнитные конструкторы;
  • строительные наборы;
  • различные кубики;
  • блочные конструкторы;
  • наборы для моделирования;
  • конструкторы с суставным креплением;
  • конструкторы с болтовым креплением.

Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников

Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.

К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:

  • Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
  • Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
  • Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
  • Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.

  • Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
  • Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
  • Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.

Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.

Как организуется изобразительная деятельность на занятиях?

На занятиях дети прорабатывают тему, предложенную воспитателем (новая информация, уточнение известной, поиск собственного способа решения), или творчески реализуют полученные навыки и умения в самостоятельно выбранной теме.

Тип занятия обусловлен его целью: диагностическое, информационное, коррекционно-развивающее, творчески-реабилитационное (арт-терапевтическое).

Личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании ребенка предусматривает диалектическая связь ее развития изобразительной деятельности с активным ознакомлением с теорией и практикой изобразительного искусства, художником в качестве образца креативного поведения.

Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте

Эстетическое воспитание не является врожденным. Она начинает формироваться в раннем детстве в социальной среде. Активное и компетентное педагогическое руководство имеет решающее значение для формирования эстетической чувствительности. В процессе эстетического развития дети постепенно овладевают основами эстетической культуры, эстетического восприятия, представлений, понятий, интересов, суждений, потребностей, чувств, творчества и художественной деятельности. Динамика становления эстетической чувствительности и формирования эстетической культуры предполагает прохождение нескольких этапов, непосредственно связанных с особенностями развития ребенка в определенном возрасте.

Особенности раннего детского развития целесообразно рассматривать как пропедевтический период к эстетическому принятию окружающего мира. Этот этап начинается с формирования сенсорной чувствительности и последующей эмоциональной «реакции» на знакомство с наиболее яркими качествами и характеристиками предметов, которые окружают ребенка

С раннего детства он обращает внимание на все красивое, яркое, красочное и блестящее. Эстетическое восприятие окружающей среды имеет свои специфические особенности

Для ребенка наиболее важным является сенсорная форма вещей, а именно их форма, цвет, звук, запах. Поэтому эстетическое воспитание ребенка требует определенного уровня развития сенсорной культуры.

Ребенок воспринимает красоту как единство содержания и формы. Форма — это единство линий, звуков, цветов. Но эстетический ребенок может воспринимать только тогда, когда восприятие эмоционально окрашено, потому что эстетическая оценка тесно связана с чувствами и эмоциями. Эстетические чувства отличаются тем, что они сопровождаются встречей с прекрасным светом духовного возбуждения и бескорыстной радости. Таким образом, можно сделать вывод, что важным компонентом формирования эстетических чувств является эмоциональная реакция на воспринимаемый объект. Но полноценное формирование эстетических чувств не может происходить при абстрактном, «пассивном» восприятии действительности.

Важное значение для формирования и развития эстетических чувств имеет и занятие в дошкольном возрасте. В раннем возрасте формируются приемы подражания различным видам примитивных игр и художественной деятельности, развивается чувство удовлетворения не столько от совершения деятельности, сколько от достигнутого результата

Развитие языка способствует усвоению названий гораздо большего количества опорных знаков, эстетических качеств через сравнение: грязный — чистый, маленький — большой, грустный — веселый, уродливый — красивый и т.д.

Необходимо обратить внимание на то, что в большинстве случаев дошкольники не могут разделить понятия «правильно» и «красиво», что является большим потенциалом для реализации как нравственных, так и эстетических воспитательных задач. В дошкольном возрасте эстетическое воспитание детей осуществляется родителями скорее «интуитивно», чем целенаправленно

Но в то же время эстетическое воспитание в семье играет важную роль в эстетическом развитии ребенка-дошкольника и формировании его личности, несмотря на то, что родители не обладают педагогическими и методическими навыками. В семье семейные традиции являются основой эстетического воспитания, осуществляя преемственность между поколениями, формирование эстетических ценностей, образцов для подражания и опыта

Поэтому также важно проводить разъяснительную и методическую работу с родителями дошкольников по эстетическому воспитанию

В условиях дошкольного образовательного учреждения происходят последующие изменения в эстетическом развитии ребенка. Ребенок становится более восприимчивым к определенным элементам художественной формы, таким как цвет, ритм и рифма. Дети также начинают по-разному реагировать на саму работу. Их мотивация оценивать художественное произведение носит светский или субъективный характер. Дети младшего возраста обычно замечают отдельные черты явления, выражают свои мысли кратко и иногда используют очень конкретные оценки.

Разновидности деятельности

Воспитателям необходимо создать оптимальные условия для развития творческих способностей у детей. Для этого применяются следующие виды художественно-эстетической деятельности дошкольников:

  • Музыкальная. Включает хоровое пение. Также сюда относятся танцы. В детском саду у детей закладываются первые представления о музыке и ритме. Малышам рассказывают, из каких материалов сделаны музыкальные инструменты. Дошкольников учат правильно их держать и извлекать из них звуки.
  • Театральная. Воспитатели проводят с детьми игры-драматизации. Во время инсценировок и репетиций малыши развивают художественную речь при воспроизведении сказок, расширяют музыкальное восприятие с помощью песен и открывают в себе изобразительные способности при создании декоративных элементов для сцены.
  • Художественно-речевая. С помощью этого вида деятельности дошкольники знакомятся с жанрами народного творчества: пословицами, поговорками, частушками, загадками. Ребята слушают небольшие стихотворения, сказки и рассказы, которые вызывают у них разные эмоции. У детей вырабатывается способность пересказывать короткие тексты, а также выразительность при чтении стихотворений.
  • Изобразительная. Выступает ведущей разновидностью творческой деятельности в ДОУ. С помощью рисования малыши осваивают различные техники, узнают о симметрии и цветовой палитре. При лепке дети знакомятся с трёхмерным изображением вещей. Также у них появляется возможность создавать и изменять задуманные предметы. Расширить представления об оттенках и размерах помогают конструирование и аппликация.

Родителям тоже следует участвовать в этой деятельности. Дополнительные занятия с творческими материалами дома позволят ребёнку быстрее научиться разным техникам создания художественных объектов.

Методы развития творческих способностей детей

Зачастую, многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. Между тем, нужно постараться создать творческую атмосферу дома. На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды детской деятельности.

1. Окружающий мир

На прогулке, транспорте, дома — в общем везде где вы находитесь вместе со своим ребенком обсуждайте что именно вас окружает и что происходит вокруг вас

Такое общение архиважное не только для воображения малыша, но для всего развития в целом. Обогащайте жизненный опыт малыша: не упускайте возможность посетить с ребенком театр или музей, ездите с ним на экскурсии

В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев. Известно, что таким способом пользовался Леонардо да Винчи при поиске идей.

2. Развивающие игрушки и игры

Желательно следить за тем, чтобы в арсенале непоседы было как можно больше полезных игрушек. В обязательном порядке должны присутствовать конструкторы и мозаики.  А перед тем как дать в руки малыша очередную игрушку — ознакомьтесь с ней сами и решите, принесет ли она какую-нибудь пользы ему. Собирание детских конструкторов отлично развивает воображение. Чем разнообразнее предложенные ребенку конструкторы, тем лучше.  “Самые лучшие игрушки – природные – кумушки, песок, шишки, палочки, лоскутки – они многофункциональны – могут быть всем. А электронная машина с 4 кнопками – чем может быть?”. Д.п.н. В.В. Абраменкова.

3. Рисование

«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни.  Родителям нужно переломить себя  не бояться грязи. Не стоит слишком активно вмешиваться в процесс и лишить ребенка инициативы, так как у него пропадает интерес к рисованию

Необходимо выяснить, о чем рисунок, проявить заинтересованное внимание к рисунку, не давать негативной оценки. Цель художественных занятий не должна состоять в максимально ускоренном обучении их рисованию – в этом случае отношение к миру у ребенка останется неразвитым

Задача педагога, занимающегося рисованием  — через процесс обучения рисованию сформировать ценностное отношение ребенка к миру, к окружающей его социальной и культурной среде, к своей индивидуальности и другого человека.

4. Лепка

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».В.А. Сухомлинский.

Лепка очень полезна для ребенка, она развивает мелкую моторику, и к тому же пробуждает творческие способности детей и позволяет малышу проявить всю его фантазию. На первых началах вы будите лепить шарики, колбаски, колечки, а затем постепенно малышу самому захочется расширить свой спектр умений и он начнет лепить что-то уже более сложное.

5. Чтение

Читать детям требуется не только на ночь, но и в любое другое время. Это должны быть подобранные по возрасту и желательно интересу ребенка сказки, рассказы, стихи, литературные произведения.  Книга, как ничто другое дает определенный полет фантазии и огромную возможность для воображения, а значит и способствует развитию творческого потенциала.

6. Музыка

Детские песенки и классическую музыку ребенок должен слушать с раннего детства. Это положительно влияет на развитие памяти и образного мышления. И постепенно вы вместе с ним будете петь сами песенки. В случае, если вас каким-то образом обошли музыкальные способности, то по желанию малыша можно отдать его и в танцевальный кружок или кружок по обучению игре на конкретном музыкальном инструменте.

Организация студии в детском саду

Кружки в ДОУ — неформально объединенная по интересам и предпочтениям группа. Одной из наиболее любимых детьми сфер деятельности является театр.

Как подойти к вопросу

При организации студии в детском саду необходимо учитывать целый ряд важных моментов. Программы ее работы являются авторскими, в связи с чем их составляют с учетом возрастных и иных особенностей участников. Необходимо, чтобы в ходе деятельности дети получали информацию, которая пригодится им и на других занятиях.

Период, на который разрабатывается программа, может быть различным — 1, 2 или 4 года.

Особенности кружковой деятельности

Занимаются с детьми на данном кружке 3 вида специалистов:

  • воспитатели и педагоги дополнительного образования, которые увлечены театральным искусством;
  • музыкальные работники, которые имеют представление о сценической работе;
  • приглашенные профессионалы театральной деятельности — актеры или режиссеры.

Лучшее время для деятельности в театральной студии — после дневного сна.

Таблица с примером планирования работы кружка

Примеры игр, которые можно проводить в кружке, для детей разных возрастов:

Возраст воспитанников Название игры Цели Описание
3-4 года «Зеркало» Тренировка внимания и памяти Дети разделяются по парам, становятся друг напротив друга. Один начинает выполнять движения, а второй старается в точности их повторить. Затем роли меняются
5-7 лет «Сплетня» Повышение остроты восприятия звука, четкости произношения, творческого мышления Участник говорит какую-то фразу по теме на ухо товарищу, тот угадывает и загадывает свою фразу следующему
5-7 лет «Волшебная палочка» Развитие изобретательности и умения вживаться в роль, тренировка терпения Педагог показывает детям предмет, а те рассказывают, на что он похож. Для усложнения задачи можно попросить их не говорить словами, а показывать жестами и т.д.

Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.

Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Детская книга – одно из средств эстетического воспитания

Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  • Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  • Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  • Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  • Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  • Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  • Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  • Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  • Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.

Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

4. Планирование работы по художественно-эстетическому воспитанию., Закона Российской Федерации «Об образовании» от

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на:

  • формирование общей культуры,

  • развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

  • формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

  • коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Объём образовательной нагрузки по основным направлениям развития в парциальных программах распределен оптимально (примерно по 25% по каждому из направлений).

Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей в условиях игровой деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при подготовке детей к школе. Эта рабочая программа для подготовки детей 5-7 лет к школе разработана на основе УМК «Предшкола нового поколения». И конечно же в её комплект входит «Программа по художественно-эстетическому (и речевому) развитию дошкольников». К художественно-эстетическому курсу программы относятся:

12 стр., 5956 слов

Особенности развития речевой деятельности в дошкольном возрасте

… особенностей развития речевой деятельности дошкольников. Задачи: Изучить литературу по данной теме и дать теоретическое обоснование проблемы; выявить особенности речевой деятельности дошкольников в процессе развития. Объект исследования: Речевая деятельность дошкольников. Предмет исследования: Особенности речевой деятельности дошкольников. Гипотеза: Особенностями развития речевой деятельности в …

  • музыка -1 час в неделю;

  • рисование -1час в неделю;

  • аппликация — 1 час в неделю;

  • лепка -1 час в неделю.

Цель программы художественно-эстетического развития дошкольников в УМК «Предшкола нового поколения» — развитие речи и эстетического чувства дошкольников, а также формирование у них универсальных учебных действий, необходимых в школьный период: пространственных и временных представлений, умений пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, лупой и т.д.).

Систематическое использование ребенком разных инструментов при работе с картиной позволяет ему практически исследовать пространство картины и формирует наблюдательность; формирует пространственные эталоны; способствует развитию тонкой (мелкой), моторики кисти руки; формирует один из важных этапов речи – предречевой мыслекод (этап, на котором выделяя что-то с помощью инструмента, ребенок совершает умственную операцию, определяющую направление грядущего высказывания, но еще не оформленную в слове).

Знакомство дошкольников с картинами известных русских и западноевропейских художников происходит в игровой форме через доступные возрасту способы познания. Программа художественно-эстетического и речевого развития дошкольников включает в себя также элементы подготовки детей к освоению письменной формы речи. В результате прохождения данной программы, ребенок должен научиться:

удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию картины по конкретному заданию;

использовать иллюстрации учебника;

  • правильно держать орудие письма;

  • выполнять инструкцию взрослого (при работе с репродукциями и инструментами);

  • обсуждать со взрослыми возникшую проблему, отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;

  • находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности в знакомом содержании, в процессе наблюдения;

  • по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно.

    12 стр., 5672 слов

    Музыкальная сказка как средство развития ребенка

    … слух, чувство ритма. Эмоциональная отзывчивость на музыку — это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой …

После каждого проведенного занятия, я записываю, как дети выполняют программные требования, такой ежедневный учет позволяет фиксировать, что и в какой степени усвоил каждый из них.

Особое значение во всей деятельности по художественно-эстетическому воспитанию имеет творческое отношение ко всему, что составляет содержание педагогического процесса. В этом с наибольшей полнотой проявляется искусство воспитания, умение выявить интересы и способности каждого ребенка.

5. Тематическое планирование художественно-эстетической деятельности в классе предшкольной подготовки по предметам.

Подготовка и проведение занятия в ДОУ

Процесс подготовки в театральной деятельности имеет не меньшее значение, чем само представление.

Примерная схема подготовки к спектаклю:

  • чтение сказки, обсуждение, решение, кто каким персонажем хотел бы быть;
  • рисование и иные способы моделирования сцен из спектакля;
  • прослушивание музыки для сцен из спектакля;
  • создание костюмов, декораций и иной атрибутики;
  • репетиции.

Сами театральные занятия, на которых происходит процесс творческого переживания, являются более важным элементом деятельности, чем конечный результат.

Картотека тем для представлений

Темы для представлений в зависимости от возраста:

Возраст воспитанников

Цели

Примеры тем

Младшая группа
  1. Развитие навыка слушания рассказа (в качестве вспомогательного средства используются наглядные изображения).
  2. Обучение детей при повторном чтении повторять характерные действия.
  3. Обучение навыкам имитации звука.
  4. Формирование навыка управления мимикой, выражения эмоций с ее помощью.
  5. Приучение детей к выполнению простых ролевых действий.
  1. Русские народные сказки «Репка», «Колобок».
  2. А. Барто «Игрушки».
  3. Потешки «Огуречик, огуречик», «Ладушки», «Идет коза рогатая».
  4. Народная игра «Зайка серенький сидит».
Средняя группа
  1. Формирование умения выражать эмоции с помощью интонаций.
  2. Развитие воображения и жестикуляции.
  3. Поддержка стремления к самостоятельности в поиске подходящего средства выразительности для того или иного персонажа.
  4. Формирование навыков работы с воображаемыми предметами.
  1. Пантомима «Утренний туалет».
  2. Игры-стихи («Дружный круг», «Кошки-мышки» и др.).
  3. Игры с воображаемым предметом.
  4. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и козел».
Старшая группа
  1. Поддержание интереса к театральному искусству.
  2. Освоение навыков командной работы.
  3. Развитие внимания и образного мышления.
  4. Совершенствование в изготовлении декораций и костюмов.
  1. Сказки «По щучьему велению», «Снегурочка», «Лиса и кувшин».
  2. Игры «Заяц-Хваста», «Крылатый, мохнатый и масляный».
Подготовительная группа
  1. Пополнение словарного запаса.
  2. Развитие диалогической и монологической речи.
  3. Формирование навыков самостоятельной организации деятельности.
Сказки-игры «Сказка о козленке, который умел считать до 10», «Кот в сапогах»; «Гадкий утенок», «Серебряное копытце», «Красная Шапочка».

План занятий

Театральное занятие проводится со всеми членами группы, без отбора. Оптимальное количество участников — 12-16 человек.

Максимальная продолжительность занятий для детей разных возрастов, согласно ФГОС:

  • 15-20 минут для младшей группы;
  • 20-25 минут для средней группы;
  • 25-30 минут для старшей группы;
  • 30-35 минут для подготовительной группы.

Занятие включает в себя несколько этапов:

  • введение в тему (2-3 минуты);
  • основная часть;
  • подведение итогов (2-3 минуты).

Индивидуальная работа и репетиции проводятся раз в неделю. Такая деятельность не должна занимать более 40 минут.

Важно, чтобы помещение было приспособлено для занятий. Оно должно быть просторным, освещенным и проветриваемым, с аудиотехникой, возможностью установить декорации

Первые театрализованные игры проводятся в основном педагогом, а дети в них постепенно вовлекаются. На следующих занятиях участие воспитателя и ребят становится равным, а затем (в основном в старших группах) инициатива переходит к воспитанникам, педагог лишь помогает и поддерживает интерес к деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: