Агрессивный ребенок: рекомендации родителям

Как лечат агрессию у детей?

Медикаментозное лечение применяется только тогда, когда злоба, гнев и агрессия сопутствуют психическому расстройству. Назначать препараты должен только врач. Во всех остальных случаях агрессивное поведение корректируется при помощи методов психотерапии.

Психолог должен выяснить причину проблемы, определить наличие у ребенка ресурсов, достаточных чтобы с ней справиться, и провести психологическую коррекцию при помощи следующих техник:

  • арт-терапии (лечение с помощью искусства и творчества) и ее многообразных направлений (изотерапии, песочной терапии, глинотерапии, куклотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и танцев);

  • игровых упражнений (специалист предлагает малышу выплеснуть свое раздражение и злость при помощи физических упражнений, кидания мяча, игр с водой и других материалов);

  • групповых тренингов (занятия в группе способствуют улучшению коммуникативных навыков и искреннему выражению чувств, малыш учится отстаивать свою точку зрению, перестает ощущать себя одиноким);

  • релаксационных техник (дыхательные гимнастики, упражнения на расслабление и переключение внимания помогут уменьшить уровень тревожности).

Обо всех способах и методах работы с агрессивными детьми рассказывают опытные психологи на нашем дистанционном курсе. Освоив эту программу профессиональной переподготовки, вы получите востребованную и гуманную профессию педагога-психолога, сможете помогать детям справиться с нарушениями поведения и отклонениями в развитии, научитесь раскрывать творческий потенциал у детей и подростков.

Если не тянуть и вовремя обратиться к психологу, то агрессия в детском возрасте успешно корректируется, но для этого потребуются усилия и участие не только педагогов и психологов, но и родителей.

Как вести себя в экстрим-инструкция, или как работает алгоритм «Беги, прячься, бей»

В американских школах детей учат алгоритму «Беги, прячься, бей». Расскажем о нем подробнее.

  • Беги
    Объясни ребенку, что если есть возможность, он должен постараться покинуть здание и убежать от стреляющего/нападающего как можно дальше. Пусть он не беспокоится о вещах. Намного важнее оказаться в безопасности и сообщить о случившемся.
  • Прячься
    Если не удается покинуть помещение или стрельба ведется на открытом пространстве, объясни ребенку, как найти укрытие. Им может быть что-то очень толстое и надежное — например, каменная стена или большое дерево. Прятаться в шкафу или за партой ненадежно.
  • Бей
    Если не получается спрятаться, нужно дать отпор нападавшему. Дети должны понимать, что если их много, а преступник один, то они могут попробовать физически обезвредить его. Для самозащиты подойдут любые  тяжелые предметы. Например, огнетушитель. Действовать в этом случае нужно организованно: один старается отобрать оружие, другой — обезвредить противника.

Рекомендуем для изучения

Что делать, чтобы во время подросткового периода ребенок не пустил свою жизнь под откос

Еще почитать по теме детской агрессии:

Истерики у ребенка после садика


Истерики у ребенка после садика

• Сохраняйте спокойствие. Поступление в детский сад – дело житейское. Не забывайте о том, что некоторые малыши – те еще манипуляторы, поэтому им ничего не стоит использовать вас в своих целях. • Приводите ребенка в детский сад вовремя с первого же дня. Для этого будет необходимо проснуться пораньше. Причем малыш должен не просто встать с постели, а действительно пробудиться. Помните, что сонный ребенок – капризный ребенок. Вспомните себя, вам приходится по душе бежать куда-то и чувствовать себя ежиком в тумане? Вот и малышу это, скорее всего, не понравится. Дайте возможность малышу посмотреть перед садиком любимый мультфильм, чтобы он отправился в группу в прекрасном расположении духа. • Включите фантазию и придумайте свой собственный ритуал прощания. К примеру, чмокнули, сообщили, что время идти на работу, и пожелали хорошего дня, добавив при этом, как сильно вы его/ее любите. Малыш должен понимать, что у вас есть долг ходить на работу и его плач в данном случае не в силах ничего изменить. • После прощания ни в коем случае не оборачивайтесь. Одного оборота будет достаточно, чтобы ребенок разразился плачем и из глаз полились горькие слезы. • Рассказывайте своему крохе, как славно в детском саду. Упоминайте садик только с положительной стороны. Для ребенка детский сад должен быть чем-то вроде площадки – там есть другие детки, праздники, хороводы, игрушки, радость и веселье. Ни при каких обстоятельствах не запугивайте малыша детским садом, вам это непременно аукнется. • Старайтесь прокладывать маршрут в детский сад, избегая разнообразных магазинов. Это сохранит здоровье малыша и содержимое вашего кошелька. Не следует пытаться задабривать малыша чем-то вкусненьким. Если на первых порах это может помочь избежать истерики, то уже через некоторое время это сыграет вам не на пользу: ваше чадо станет юным вымогателем, и вам будет очень сложно отучить его от этого. Знайте во всем меру. Если вы и отступите хотя бы на шаг от вышеуказанных советов, не частите с этим. Будьте одновременно строги и благосклонны к своему малышу. Обязательно подготовьте его морально к посещению детского садика. Расскажите ему о том, как там весело и здорово. Подготовку к этому ответственному событию начинайте заранее – приучайте кроху вставать пораньше, кормите его блюдами, которые готовят в саду. Ведь многие малыши, попав в детский сад, часто воротят носом от садиковской еды

Поэтому важно подумать и над этим моментом. Не забывайте ежедневно интересоваться у крохи, как прошел его день, что нового он узнал и с кем подружился

Дружелюбное общение до визита детского сада и после него невероятно важно. Не срывайтесь на ребенке, если вдруг вы опаздываете. В этом виноваты одни лишь вы, а не он. Поспешные сборы могут вывести из колеи малыша, и настроение будет испорчено. Желаем вам удачи и терпения!

Как диагностируется агрессия в детском возрасте?

Диагностирует агрессивное поведение у ребенка психолог (в сложных случаях – сотрудничая с невропатологом и психиатром). Главная задача специалиста – выяснить причину агрессии, понять, от чего именно защищается малыш.

Свое исследование психолог проводит при помощи следующих методов:

  • беседа (с ребенком, членами его семьи, педагогами и воспитателями);

  • наблюдение за поведением и реакциями малыша;

  • анкетирование и тестирование (школьникам и подросткам, которые умеют читать и писать, специалист предлагает заполнять анкеты, а дошкольникам – тесты в виде картинок или рисунков).

Родителям тоже советуют последить за рисунками своего ребенка.

Если малыш:

  • изображает себя значительно меньше по размеру, чем других;

  • склонен четко прорисовывать зубы и ногти у людей и животных на своих картинах;

  • рисует драки, ссоры, оружие, пожары, войну;

  • часто зачеркивает изображение и исправляет детали на своих рисунках;

  • в семейных «портретах» всегда забывает изобразить определенного родственника;

  • рисует объекты и линии слабо или нечетко,

то эти показатели тоже могут говорить об агрессивном поведении.

Как снизить агрессию у детей и подростков с помощью психологии

К сожалению, иногда все усилия родителей не приносят результата. Например, потому что они не до конца понимают причины конфликтного поведения, или агрессия уже стала привычным поведением для школьника и обычные игры не помогают, или просто не хватает времени и навыков. И это нормально — родители не всесильны.

Научим договариваться и достигать компромисса

Записаться на консультацию

Курс изменения поведения 7Spsy призван помочь подростку справиться с агрессией. Занятия по курсу снизят  агрессивность у вашего ребёнка, сформируют привычку спокойно реагировать на конфликтные ситуации и научат выражать агрессию экологичным способом. Навыки ребёнок осваивает самостоятельно, вы только помогаете разобраться с материалами и контролируете частоту занятий. Наши специалисты всегда будут готовы поддержать вас и ребенка — по телефону, в онлайн-чате или через электронную почту. В результате через 2-6 недель вы заметите, что ваш школьник стал более спокойным и сдержанным, с бóльшим желанием идёт на контакт и договаривается с семьёй и одноклассниками.

Какой бы способ решения проблемы вы ни выбрали — не забывайте о том, что дети копируют вас. Вы всегда были и будете оставаться ещё долгое время лучшим примером для своих детей.

  1. Использованы материалы книги Леонарда Берковица, «Агрессия: причины, последствия и контроль».
  2. Использованы материалы книги Ольги Хухлаевой, «Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки».

Кризис «Я сам»

Это кризис возраста у ребенка «Я сам». Родителям нужно предоставить малышу больше свободы в тех вопросах, где он уже компетентен; в тех ситуациях, которые безопасны. Тем самым вы вернете спокойствие в дом.

А запугивая ребенка «злым дядькой», «бабой Ягой», получаем обратную реакцию у ребенка – агрессию. Какие-то дети будут бояться и подчиняться, а другие – выдавать агрессию. Ведь агрессия – это обратная сторона страха.

На агрессивные выпады ребенка лучше дать спокойный и твердый отпор: «Так говорить плохо», «Так делать нельзя».

Есть ли позитивные моменты у агрессивности? Да, это:

  • защита своей целостности и территории;
  • выход негативных эмоций и снятие напряжения;
  • отстаивает свои интересы и личное пространство;
  • целеустремленность;
  • показать окружающим, что может за себя постоять, «дать отпор».

Здесь есть отличия между мальчиками и девочками в проявлении агрессии. Так, мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, девочки – более высокие уровни косвенной и вербальной агрессии (т.е. словами).

В целом мужскому полу больше приписывают склонность к физической агрессии, а женщинам – косвенная агрессия (не напрямую, а через что-то, через кого-то, не сейчас, через какие-то действия), психологическое давление.

Средства массовой информации оказывают значительное влияние на проявление агрессии со стороны личности, в т.ч. и ребенка. Рассмотрим механизм формирования агрессивного поведения человека, по этапам:

  1. Чрезмерное увлечение телепередачами/компьютерными играми. Это рождает агрессивные фантазии.
  2. Далее происходит отождествление с себя с персонажем агрессивного плана.
  3. Решение проблем и влияние на людей. Здесь человек усваивает агрессивный способ решения любой проблемы + как можно повлиять на людей.
  4. Использование агрессии для решения проблем межличностных отношений.
  5. Усиление агрессии, т.к. удалось добиться своего путем применения агрессии.
  6. Формируются агрессивные привычки.
  7. Это выливается в неразвитые социальные умения. Ребенок все больше начинает погружаться в мир телевизора/компьютера, где он уже усвоил агрессивный способ решения своих проблем. Он добивается решения проблем в межличностных отношениях с помощью кулаков.
  8. Фрустрация.
  9. Чрезмерный просмотр агрессии по ТВ, жестокие компьютерные игры.

В то же время нельзя, чтобы ребенок постоянно пребывал в таком «милом», «благодушном» мире. Тогда у него формируется куча страхов.

Агрессивное поведение у маленьких детей очень часто связано с семейной атмосферой. В семье может допускаться агрессия как по отношению к ребенку, так и между взрослыми членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится и в дошкольное учреждение.

Как еще проявляется невыраженная детская злость

Был в моей практике замечательный мальчик. Добрый, послушный, спокойный. Только вот речь отстает и с горшком проблемы. Как выяснилось позже, мальчик вовсе не злится. Он принимает любые предложения родителей и других взрослых, быстро отказывается от своих желаний, понимает и принимает любые «нельзя»… Мечта, а не ребенок! Но у ребенка двух-трех лет единственный способ контроля над родителями — его естественные отправления. Именно так он радует и расстраивает родителей. А как еще, если не через них влиять на взрослых? И начинает ребенок отказываться ходить на горшок или у него возникают запоры. У ребенка нет больше возможности злиться. У него есть только такой инструмент.

Что мы делаем, когда обижаемся? Правильно, перестаем общаться, замолкаем, перестаем разговаривать. Улавливаете связь? Отсюда и задержки в развитии речи.

Были у меня и дети с навязчивыми движениями, судорогами, поведенческими расстройствами. А причины все те же. Невыраженные и непрожитые эмоции.

«Эмоция уходит сама по себе, когда она прожита», — говорила детский психолог Ирина Млодик.

Следуя от противного, если эмоция не прожита, она остается. Она просачивается сквозь тело, поведение, мысли, действия человека. Она все равно найдет выход. Другой вопрос: какой?

Работа на опережение

Вот основные правила:

  • Не бывает плохих эмоций
    Ребенок не видит разницы между собой и своими эмоциями, поэтому когда мама или папа говорят, что злиться — плохо и неправильно, малыш считает плохим и неправильным себя. Чем больше мы его ругаем, тем больше он убеждается в своей правоте и рано или поздно приходит к выводу, что, если ты все равно плохой, то можно вести себя, как хочется.
  • Эмоциями нужно управлять, а не подавлять
    Подавление эмоций — не лучшая стратегия в работе с ними. Чем больше мы их подавляем, тем больше проблем получим в итоге. Подавление гнева приводит к психосоматическим заболеваниям и аутоагрессии. Кроме того, если периодически не выпускать пар, рано или поздно его станет так много, что агрессия переходит на другой уровень и станет опасной не только для ребенка, но и окружающих его людей.
  • Научи ребенка проявлять эмоции экологично
    Дети из-за незрелости коры головного мозга не могут силой воли управлять собой и своими эмоциями. Они плачут и злятся, могут драться и кусаться. Нам, родителям, нужно научить ребенка проживать эти эмоции экологично, ведь они ранят не только окружающих, но и его самого.
    — Вначале покажите ребенку, что его эмоция нормальна, и вы любите его, несмотря ни на что.
    — Обязательно проговаривайте, что он чувствует: «Ты злишься из-за того, что у тебя не получилось / ты не получил того, что хотел». Ребенок должен знать, что это нормально.
    — Позже, когда малыш научился распознавать эту эмоцию, учите его экологично проявлять ее. Бить подушки или игрушки — не лучший вариант. Лучше покричать в специальный пакет злости или заняться любой физической активностью — приседать или бегать, пока вся злость не закончится.
    — Также можно рисовать злость, а потом разорвать ее на мелкие кусочки. По мере роста и взросления ребенку все реже придется прибегать к таким «костылям»: он сможет заранее понимать, что с ним происходит и купировать приступы злости.
  • Направляй ребенка
    Если вы видите, что ребенок склонен к агрессии и злости, найдите ему подходящее занятие. Не стоит отдавать его в бокс. Это может усилить агрессию. Лучше выбрать активные виды спорта типа футбола. Также, когда ребенок подрастет, вы можете подобрать ему кружки по интересам: театр, исторической реконструкции, рисования или лепки.
  • Не дави на ребенка и делегируй ему возможность принимать решения
    Это очень тонкий момент. С одной стороны, ребенок не всегда может принять верное решение и понять, что ему действительно нужно. С другой — если мы будем принимать все решения за него, не будем учитывать его мнение, склонности и интересы, то рано или поздно ребенок будет бунтовать. Мы должны давать ему право выбора в соответствии с возрастом и ментальными особенностями. Это не значит, что мы потакаем всем его желаниям. Это значит, что ребенок вполне может решить, что он хочет есть на ужин или в какой футболке ему идти в детский сад. Чем старше ребенок, тем большую зону ответственности мы на него перекладываем.

С поправкой на возраст эти правила работают и с подростками. Да, это может казаться глупым или неуместным, когда вы проговариваете эмоции со взрослым ребенком. Но это поможет ему лучше понимать себя и справляться со сложными ситуациями.

Причины жестокости и агрессивного поведения подростков

Последствия органического поражения нервной системы вследствие травм, кислородного голодания (гипоксии), операций, инфекций и отравлений. Энцефалопатии. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (гидроцефалия).

  • Патологически протекающий пубертатный криз. Гормональная перестройка приводит к перевозбуждению нервной системы.
  • Расстройства личности (психопатия).
  • Эндогенные заболевания: депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизофрения.
  • Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия).

Негармоничные отношения в семье, конфликты между родителями, психические расстройства у членов семьи также могут быть факторами, вызывающими нагрузку на психику подростка, способствуя агрессивному поведению.

У врачей психиатров изменения характера в подростковом периоде имеют большое диагностическое значение

В случае нормы наблюдаются изменения по типу заострения личностных черт. Это когда особенности характера, наблюдавшиеся много лет как — бы гипертрофируются. Малообщительный становится замкнутым. Нетерпеливый — несдержанным. Драчливый — агрессивным. Как правило, в таких случаях по завершению периода гормональной перестройки состояние выравнивается.

Особое внимание следует уделять резким переменам в поведении подростка. Если до этого ребенок был покладистым, добродушным и неконфликтным, и за короткое время переменился до неузнаваемости и стал «хладнокровным», безэмоциональным и безжалостным, это сигнализирует о болезненных изменениях в психике

Нужен врач!

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
Кидать камни в любой водоем

В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.

Плавание, посещение бассейна или аквапарка

Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно сделать кинетический песок дома?

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил

Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»)

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет (подробнее в статье: почему ребенок рисует черным цветом и что это значит?). Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.

Как понять, что ребенку нужна помощь

В норме о проблемах ребенка мы узнаем до того, как ситуация выходит из-под контроля — он собирает бомбу, планирует самоубийство или другой способ причинить физический вред обидчикам. Но к сожалению, не каждый родитель обладает нужными психологическими знаниями, чтобы понять, что ребенку нужна помощь.

Чек-лист, который поможет понять, что ребенок подавляет агрессию и находится на грани срыва:

  • Ребенок не идет на контакт и на все вопросы отвечает односложно или общими фразами.
  • Любое критическое замечание вызывает слезы или вспышки агрессии, ребенок хлопает дверью и не хочет ничего обсуждать.
  • Ребенок предпочитает носить закрытую одежду с длинными рукавами даже в жаркую погоду.
  • Ты замечаешь у него синяки и порезы, происхождение которых он не может объяснить.
  • У ребенка часто без видимых причин меняется настроение, но чаще он подавлен и сердит.
  • Он старается вызвать негативные эмоции у других и провоцирует конфликты.
  • Ты замечаешь признаки пассивной агрессии — он избегает прямого общения, отрицает гнев, не выполняет взятых на себя обязательств (например, говорит, что уберет в своей комнате, но не делает этого).

Сами по себе эти признаки необязательно говорят, что ребенок подавляет агрессию

Однако они могут стать тревожными звоночками, на которые стоит обратить внимание и принять меры профилактики

Причины и возможные симптомы агрессивности

Сегодня мир не стоит на одном месте и воспитание ребенка проходит с учетом большого количества факторов, на которые родители не имеют особого влияния, но они качественно влияют на его становление как личности. К тому же, часто ребенок не осознает свои поступки в полной мере – чаще всего по причине упущений в воспитании и образовании.  А помощь со стороны взрослого поколения, независимо – это родители, бабушки/дедушки, учителя или наставники/тренеры, позволит более детально разобраться в сложившейся ситуации

Важно найти взаимопонимание и пути обмена информацией ребенка со своими родителями и другими взрослыми

https://youtube.com/watch?v=pNU0hm-6C6A

  • недопонимания между самыми родными – в таком ракурсе родителям стоит начинать менять ситуацию с себя;
  • манера воспитания и отдельные ограничения ваш ребенок может воспринимать как запрет в развитии;
  • недопонимание детей взрослыми;
  • отсутствие друзей и тех, с кем можно будет обсудить проблемы – тогда ребёнок погружается в свой собственный мир;
  • именно самим родителям стоит больше уделять времени для неформального общения, с возможностью становится советчиком, но не переводить все к настоятельным рекомендациям.


Определение агрессивности у детей

Перечисленные причины могут вызывать у детей поведение агрессивного характера, не давать создать собственное понимание сложившейся ситуации и сердиться на всех, кто его окружает. При этом, очень много конфликтных ситуаций возникает на этапе подросткового возраста, когда у детей развивается максимализм в решениях и рассуждениях.


Ссоры родителей часто приводят к агрессивности детей

Используя также агрессивный тон в ответ, родители не смогут ничего добиться, а только усугубят неприятное положение дел.

Пути решение сложных ситуаций для предотвращения агрессии

Принципиальные позиции ребенка могут привести к агрессии по отношению к взрослым, но при этом нельзя обвинять только его нельзя. Стоит помочь понять суть проблемы и начать работать поэтапно – над каждой отдельно

Для детей очень важно получать советы и рекомендации от своих родителей, закрепляя каждый совет на практике. Ведь, каждый ребёнок желает на подсознательном уровне получить ответы и не быть отторгнутым своими родными


Иногда агрессия у детей может быть направлена на себя

В первую очередь, от родителей зависит, останется агрессия у ребенка и дальше, или будет искоренена из их отношений.

Пути искоренения агрессивности психологи предлагают следующие:

  • развитие у ребенка способности к сопереживанию, сочувствию;
  • научить его доверять родителям;
  • обучение контролировать свой гнев и негативные эмоции.


Доверительная беседа может поменять ситуацию

Для родителей можно посоветовать такие методы:

  • переключение на другую тему;
  • увлечь ребенка занятиями спортом – это очень полезно для агрессивных детей;
  • использовать специальную дыхательную гимнастику для расслабления;
  • попросить нарисовать свой гнев, а потом порвать рисунок или сжечь;
  • во время гнева бить подушку ровно 10 раз – доказано, что это снимает приступ;


Как остановить приступ агрессии – советы

И еще, врачи утверждают, что к агрессии склонны дети, которые имеют однообразное питание, с недостатком некоторых витамином и минералов. В частности, дефицит магния провоцирует неконтролируемые вспышки гнева. Поэтому, надо изменить рацион малыша.

Что означает агрессия ребенка в разном возрасте

3 года. В этом возрасте агрессия для ребенка — это протест против власти взрослых. Если его наказывать, то он станет еще более агрессивным, но и не стоит быстро сдаваться и потакать его прихотям, так как он поймет, как добился желаемого результата, и такое поведение закрепится у него надолго. Не стоит забывать, что данный возраст для детей является кризисным и имеет свои особенности.

4–5 лет. В этом возрасте ребенок уже может контролировать свои эмоции, он уже способен отличить, что можно делать, а чего нельзя.

5–6 лет. В этом возрасте агрессия — это уже специфическая форма взаимоотношений ребенка с окружающими.
Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют агрессию, чем девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть «крутым». Неагрессивные дети в школе и детском саду уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям учить своих детей ,чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями среди одноклассников или друзей во дворе.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если члены семьи измеряют все количеством денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.

Детям, особенно подросткам, свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». К сожалению, это нередко приводит к откровенной агрессии против «чужаков». Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать «семейными установками». Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.

Корни проблемы

Все подростки агрессивны. И это совершенно нормально. Причины такого поведения лежат в двух плоскостях:

1. Биологическая

В ее основе — влияние гормонов, перестройка и особенности работы головного мозга в пубертат. В крови подростка буквально бурлит гормональный коктейль, в который в том числе входит тестостерон, ответственный за агрессивное поведение. При этом префронтальная кора, которая отвечает за логику и рациональные решения, еще недостаточно развита, поэтому подросток не может контролировать себя и вспышки агрессии.

2. Социальная

Она включает социальное окружение в школе, отношения с родителями и братьями или сестрами, если они есть. Если ребенка не принимают в школе и у него нет друзей за ее пределами, если в семье гнетущая и неподдерживающая атмосфера, то он становится более склонным к проявлению агрессии. Строгое воспитание и жесткий контроль со стороны семьи тоже приводят к протесту и агрессивному поведению.

Как дети проявляют агрессию

  1. Физическая агрессия. Сюда можно отнести драки, толчки, пинки, то есть любое применение физической силы по отношению к другому человеку, животным или вещам.
  2. Вербальная агрессия, или агрессия, которая проявляется словесно (ругань, обзывательства, угрозы) или через форму (визг, крики).
  3. Косвенная агрессия, с помощью которой дети стараются причинить вред не напрямую, а как бы скрытно. Такая агрессия направлена против кого-то (слухи, злые шутки) или проявляется «в пространство» (выкрики в толпе, топанье ногами).
  4. Негативизм, или резкое неприятие и отрицание мнения окружающих. Часто такое агрессивное поведение встречается у подростков. Может быть пассивным (игнорирование просьб родителей или учителей) или активным (явная борьба против ситуаций, которые не устраивают ребёнка).
  5. Аутоагрессия, или агрессия, направленная на самого себя. Возникает, если по каким-то причинам ребёнок не может выразить негативные эмоции, например, считает, что родители поступили несправедливо, но не может сказать об этом, поэтому начинает щипать себя.

Научим договариваться и достигать компромисса

Записаться на консультацию

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: