Как научить ребенка делить слова на слоги и ставить ударения

Что такое двусложные слова, и какие существуют правила переноса для них

Прежде чем думать, как правильно переносится слово, нужно определить, относится ли оно вообще к двусложным. В русском языке за слогообразование «ответственны» гласные. В слове насчитывается именно столько слогов, сколько оно содержит гласных. Число согласных, «ь», «ъ», «й», на их число никак не влияют.

Для взрослого разделить слово на слоги фонетически не составляет проблем. В процессе произношения четко выделяются два «толчка» выдыхаемого воздуха, один из них – более акцентированный (ударный).

Справка!  В русском языке фонетический слог – один или несколько звуков, произносимых слитно, «на одном дыхании».

Чтобы объяснить процесс деления ребенку, можно предложить ему простое упражнение: развернув раскрытую ладонь параллельно полу, подставить ее к подбородку снизу так, чтобы оставалось 2-3 см свободного пространства и, четко артикулируя, произнести несколько двусложных слов. Одновременно ведется подсчет – сколько раз подбородок стукнется о ладонь. Это и будет искомым числом слогов.

Согласные при делении слова «прилипают» к гласным, «окружая» их. Так формируются закрытые слоги. Когда слог начинается или заканчивается на гласную, он называется открытым. Двусложные слова могут состоять из двух закрытых, двух открытых, открытого и закрытого слогов. Во всех случаях они переносятся исключительно по слогам:

  • пар-тер; прин-тер, мос-тик, фан-тик, кор-пус;
  • ут-ро, ед-ва, ро-ща, пра-во, ли-па;
  • фор-ма, ве-чер, солн-це, мес-то, руч-ка.

Возможен и еще один вариант – гласная сама по себе становится «самодостаточным» слогом. В этом случае двусложное слово не переносится.

Почему не все двусложные слова можно переносить

Двусложные (и многосложные) слова, начинающиеся или заканчивающиеся слогом, состоящим из одной гласной, входят в перечень тех, которые нельзя перенести со строки на строку. К этой же категории относятся односложные слова (том, стол, взгляд, мост, сон). Запрет на их перенос обусловлен тем, что при написании страдает стройность письменной речи.

И если слова из четырех и более слогов можно перенести, соблюдая фонетические нормы (а-ва-ри-я – ава-рия, а-ка-ци-я – ака-ция, ре-во-лю-ци-я – револю-ция, мо-ти-ва-ци-я – моти-вация), то для двух или трехсложных (а-ри-я) таких вариантов их деления просто не существует. Поэтому их нужно писать полностью на одной строке, не допуская переноса.

Перенос двусложных слов с буквами ь, ъ, й в составе слова

Деление на слоги слов с «ь», «ъ», «й» традиционно вызывает трудности. Чтобы не допустить ошибку, нужно помнить, что их наличие никак не влияет на число слогов, всегда учитываются только гласные. Буквы «ь», «ъ», «й» их не образуют ни самостоятельно, ни вместе с согласными:

  • моль, рай, съесть, знай, явь, вьюн – односложные слова;
  • улей, майка, съела, тикай, икать, окунь – двусложные слова.

Внимание! Согласно правилам русского языка, при переносе многосложных слов «ь», «ъ» и «й» запрещается отделять от предшествующей им гласной или согласной (медаль-он, объ-явление, стай-ка).

Примеры двусложных слов, которые нельзя переносить

Большинство двусложных слов, начинающихся или заканчивающихся слогом, состоящим из одной гласной – существительные. Число букв при этом может быть любым:

  • ива, эра, шея, яма, ухо, еда, туя, очи, аир, эхо;
  • стая, якут, эфес, обоз, иней, угол, азот, ибис, араб, идол;
  • окунь, олень, анонс, эмаль, струя, обувь, изюбр, арест, яхонт;
  • участь, ярость.

В категорию «непереносимых» попадают многие двусложные имена собственные:

  • Ева;
  • Аня;
  • Оля;
  • Юля;
  • Лия;
  • Ира
  • Ада;
  • Яков;
  • Егор;
  • Юрий.

Только существительными перечень двусложных слов, которые нельзя перенести с одной строки на другую не ограничивается. В него входят и иные части речи:

  • прилагательные (юный, злая, алый, ярый);
  • глаголы (юлить, осесть, ушить, унять, опасть, орать, учить, иметь, умыть, ехать);
  • местоимения (мое, твоя, ее, оно, его, свое, это, иной);
  • деепричастия (стоя, упав, рея, тая, моя, осев, воя, брея);
  • числительные (один, двое, трое, оба);
  • наречия (оземь, еле, еще, уже, вдвое).

Деление слов на слоги – простая и понятная процедура. Но и здесь бывают сложности. Их вызывают двусложные слова, которые нельзя перенести. Их очень много, поэтому запоминать нет необходимости. Нужно только запомнить соответствующее правило.

Игры для деления слов на слоги

Педагоги упростили обучение этому важному навыку и разработали много эффективных заданий в игровой форме, которые можно легко использовать и дома, и на уроках в развивающей студии или детском саду

Игра «Отхлопай в слове»

Ведущий показывает картинку и на одном дыхании произносит, что на ней изображено. Игроки должны хлопнуть в ладошки столько раз, сколько слогов. Для закрепления и поддержания интереса давайте участникам слова с разным количеством слогов. Такая игра поможет запомнить деление на сложные слоги, а еще ее можно организовать для 2-5 человек или устроить состязание со сбором фишек за правильные ответы.

Игра «Сколько слогов – столько шагов»

Взрослый предлагает игрокам назвать слова на определенную тему, например, птицы. Участники очереди называют их и делают вперед столько шагов, сколько слогов в их слове. Побеждает тот, кто назвал самое длинное слово. Если количество шагов одинаковое, то игра продолжается. Дополнительный бонус можно дать за умение правильно ставить ударение. В результате такого развлечения дети динамично и эффективно отрабатывают навык деления на слоги и расширяют свой словарный запас.

Игра «Кто больше соберет картинок»

Вы показываете картинки и называете слова из одного или двух слогов, а игроки в ответ поднимают цифру 1 или 2 или одну-две руки. Тот, кто быстрее всех выполнил задание правильно, получает картинку. Затем игра усложняется включением трех- и четырехсложных слов. Это занятие отлично тренирует умение быстро и в уме делить слова на слоги, а также развивает слуховое восприятие.

Игра «Добавь слог»

Ведущий раздает детям карточки с первыми частями двухсложных слов. Участники выкладывают их перед собой, а взрослый читает вслух вторую часть. Задача ребенка — понять, подходит ли названный слог для завершения слова. Если да, то малыш забирает карточку. Выигрывает тот, кто быстрее соберет все слова

Обратите внимание: слоги обязательно должны быть только открытые и состоять из двух букв. Такая игра помогает освоить навык чтения и наглядно покажет деление на слоги

Лучший возраст

Итак, специалисты уверены, что приступать к обучению науке чтения следует в дошкольном возрасте. В школе ребенок столкнется с множеством нововведений, прежде всего – изменится его основной вид деятельности, от игры он неожиданно для себя перейдет к обучению. Это непросто. Приходится длительное время сидеть за партой, концентрироваться на том, о чем рассказывает учитель, учиться общаться с ранее незнакомыми ровесниками, искать свое место в социуме.

Ученик становится более самостоятельным, ему теперь необходимо дисциплинированно себя вести, знакомиться с арифметическими действиями, учиться рисовать, мастерить и прочее. Поэтому получение еще одного нового навыка – чтения – будет стоить больших усилий. И те родители, которые жалеют ребенка, не хотят заниматься с ним чтением, стремятся хотя бы на год продлить детство, на самом деле оказывают ему медвежью услугу – время потеряно, в школе их малышу предстоит усиленно и напряженно заниматься.

Начинать лучше в 4,5-5 лет

В это время ребенок способен концентрировать внимание около 10 минут, этого для обучения вполне достаточно. Изучать буквы можно и раньше – в 3 — 4 года малыш обладает всеми резервами для знакомства с алфавитом и постепенного запоминания букв

Полезным будет давать ребенку в 3-4 годика играть с кубиками, на гранях которых написаны буквы и нарисован предмет, название которого начинается с каждой из них (например, К и котик). Ребенок, выстраивая крепость из кубиков, будет в процессе игры постепенно запоминать, как выглядят буквы и что они обозначают.

Не менее важно формировать устойчивый интерес к книге. На родителей дошкольников возлагается большая ответственность: если они будут заставлять ребенка читать, кричать на него, нервничать, то велик риск, что малыш навсегда разочаруется в чтении и даже во взрослой жизни будет крайне неохотно открывать книгу

Этого можно избежать, если регулярно хвалить его, а сам процесс, при всей его серьезности, преобразовать в увлекательную игру.

Упражнения и примеры

Наука, как делить по слогам слова, будет даваться деткам намного проще, если вы примените методы, которые специально были разработаны специалистами для этой цели, и уже успели успешно себя зарекомендовать. В качестве примеров можно навести некоторые из них, отличающиеся большой эффективностью:

Игра «Бродилки»

Маленьким детям нет никакого смысла объяснять сочетания сонорных в слогах и правила переноса слогов

В этом периоде лучше всего акцентировать внимание на запоминание конкретных слогов, выбирая изначально предельно простые слова – «машина, Миша, лето», прочее. Сделайте карту сказочного города с автобусными станциями, названиями которых будут слоги

Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова. За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок.

«Домик-Человек»

Приклейте несколько домиков к листу ватмана, дайте им названия слога, к примеру, ТА и ЛИ. Сделайте бумажных человечков, имена который будут иметь первый слог, идентичный названиям домов. Предложите детям «поселить» куколок правильно в домики.

«Иду по следу»

На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.

«Рассели животных»

Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите обозначить количество слогов у разных животных с тем, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.

Вместо цифр на циферблате часов положить нарисованное изображение разных картинок. Дети должны двигать стрелки таким образом, чтобы маленькая указывали на короткие названия картинок, а большая – на длинные. (Маленькие – это один слог, большие – два и больше).

«Собираемся в школу».

Собрать на столе предметы, которые нужны будут ребенку для школы. Предложите ему разложить их по двум портфелям или сумкам так, чтобы в первый попали вещи, называющие слова из 1 – 2 слогов, а во второй – от 3 и больше.

Ребенок, который усваивает основные правила деления слов на слоги, намного быстрее учится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании. Об этом должен знать каждый родитель, которых желает успешного развития своего ребенка.

Источник статьи: http://smartum.com.ua/ru/about_us/blog/obuchenie-chteniyu/uchim-detej-delit-slova-na-slogi-pravil-no-i-effektivno/

Обучение по методу Никитиных

Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.

Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).


Обучающие игрушки Никитиных

Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):

  • Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения – он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее изучать буквы.
  • Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
  • На первых этапах игры-учебы взрослые – активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
  • Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
  • Не смейте подсказывать ребенку – учите его думать самостоятельно.
  • Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его – отступите на шаг назад и повторите пройденное.
  • Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.

Основные правила переноса слов

1. Слова переносятся с одной строки на другую по слогам:

  • ин-те-рес
  • со-ло-вей
  • кра-со-та.

Односложные слова не подлежат переносу, а пишутся целиком на строке.

  • лень
  • раб
  • лось
  • краб
  • стол
  • глушь.

Согласно правилам переноса часть слова, которая не имеет гласной и поэтому не составляет фонетического слога, самостоятельно не переносится:

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
ст-ремя стре-мя
ск-ворец скво-рец
студе-нт сту-дент
близо-сть бли-зость
в-ьюнок, вь-юнок вью-нок

Гласная буква, даже составляющая слог, не оставляется на предыдущей строке и не переносится на другую строку:

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
а-кация, акаци-я ака-ция
а-построф апо-строф, апос-троф, апост-роф
о-фицер офи-цер
и-дейный идей-ный
с-оловь-и со-ло-вьи

Двусложные слова, имеющие фонетический слог из одной гласной, не переносятся.

  • у-рок — урок;
  • о-сень — осень;
  • е-нот — енот;
  • у-каз — указ;
  • со-я — соя;
  • ше-я — шея;
  • ю-ла — юла;
  • я-щик — ящик.

2. Буквы «ь», «ъ» не отрываются от предыдущей согласной:

  • медаль-он
  • резь-ба
  • подъ-езд
  • безъ-ядерный, безъядер-ный.

3. Буква «й» составляет закрытый слог и при переносе не отрывается от предшествующей гласной:

  • ба-лалайка, бала-лайка, балалай-ка
  • шай-ба
  • май-ка
  • кой-ка
  • крой-ка.

4. При переносе слов с приставками

а) не отрывается от приставки конечная согласная, если за ней следует тоже согласная:

  • под-смотреть, а не по-дсмотреть;
  • рас-править, а не ра-справить;
  • бес-проводной, а не бе-спроводной;

б) не присоединяется к приставке согласная корня:

  • за-смеяться, а не зас-меяться;
  • под-править, а не подп-равить;
  • бес-страшный, а не бесс-трашный;

в) вариативный перенос возможен в словах, корень которых начинается с гласной, кроме «ы»:

  • бе-зоружный, безо-ружный, без-оружный;
  • ра-зукрасить, разу-красить, раз-украсить;
  • по-дутюжить, поду-тюжить, под-утюжить;

г) в словах с приставкой на согласную корневая гласная «ы» не отрывается от этой согласной:

  • обы-скать;
  • бе-зысходный,  безы- сходный, безысход-ный;
  • бе-зыскровый, безы-скровый, безыскро-вый;
  • сы-митировать, сыми-тировать, сымитиро-вать.

5. Согласно современным правилам переноса, если в середине слова имеется стечение нескольких согласных, частью входящих в корень и в состав суффикса, то при переносе оно разбивается разными способами:

  • брат-ство, братс-тво, братст-во, бра-тство (в соответствии с фонетическим делением на слоги);
  • сол-нечный, солне-чный, солнеч-ный;
  • жа-тва, жат-ва;
  • со-знание, соз-нание, созна-ние;
  • све-тский, свет-ский, светс-кий;
  • ме-дведь, мед-ведь;
  • от-правление, отпра-вление, отправ-ление, отправле-ние.

При переносе подобных слов предпочтительнее не разбивать минимальных значащих частей слова — морфем.

6. Для переноса с одной строки на другую разделяются двойные согласные, находящиеся между гласными:

  • кас-совый
  • груп-пировка
  • искус-ственный, искусствен-ный
  • рос-сийский
  • рас-сказчик
  • вос-седать
  • капел-ла
  • кристал-лический
  • крос-совки
  • антен-на.

Но начальные удвоенные согласные корня, находящиеся после приставки с конечным гласным, желательно не разбивать, сохраняя морфемное строение слова:

  • по-ссо-ришься;
  • пере-жжённый.

7. Согласно орфографическим правилам переноса в русском языке сложные слова делятся на стыке составных частей, причем соединительная гласная, если она имеется в морфемном составе слова, остается на первой строке:

  • овоще-хранилище
  • сухо-фрукты
  • водо-проводный
  • птице-лов
  • шести-томник
  • двух-уровневый
  • трех-атомный
  • вет-врач
  • зам-директора.

Не переносятся, как уже убыло указано выше, односложные и двусложные слова, в составе которых один гласный составляет слог. Не подлежат переносу:

1. буквенные и звуковые аббревиатуры:

  • МАГАТЭ
  • ГРЭС
  • НАТО
  • ОБСЕ

2. различные сокращенные обозначения мер:

  • 25 кг
  • 2017 г.
  • 165 км

3. условные графические сокращения:

  •  и т.п.
  • и пр.

4. пунктуационные знаки и открывающие скобка и кавычки.

Как объяснить ребёнку, как делить слова на слоги? Есть ли какие-то правила?

Проблема в том, что дочь никак не может понять как правильно делить слова на слоги. Конечно, мы научились, что обычно сколько гласных, столько и слогов. Но как объяснить например, как делить слоги, когда в слоге больше, чем 2 буквы, или к примеру в слове гайка делить «гай-ка», а не «га-йка»?

Существует ли для этого какое-нибудь правило, и как его легче запомнить?

Если вы учите ребенка читать, то для начала просто выучим буквы в игровой форме с помощью кубиков, а затем кубики будем складывать в простые открытые слоги, в которых первый кубик -это согласный, а второй — гласный, например:

ма-ма, па-па, ко-ро-ва, мо-ло-ко, де-ти, го-ло-ва.

Вот так ребенок поймет, что такое слог. А далее читаем по книгам, где черточками обозначены разделение слов на слоги. Таких занимательных книжек море. Среди них привлекает серия русских народных сказок Читаем по слогам издательства Ростова-на-Дону. В ней красочно оформлены тонкие книжечки сказок «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», » Рукавичка» и пр. Рисунки замечательные! Что тоже создает интерес к чтению.

Не заставляем много читать, а по интересу: одну страничку в день или даже меньше. Помним, что чтение для малыша трудная интеллектуальная деятельность, которую ему предстоит освоить для успешного обучания в школе. Не форсируем события, а изо дня в день читаем по очереди: сначала малыш вам, а потом вы ему, например, любую сказку братьев Гримм или просто любимую сказку.

А далее вы уже покажете, что некоторые слоги бывают закрытые и их, как крышечкой, прикрывают звонкие сонорные: л, м, н, р, й.

Май-ка, сон-ли-вый, борь-ба, крой-ка.

Как объяснить ребёнку, как делить слова на слоги.

Все зависит от того, в каком возрасте находится ребенок. Если ему больше двух лет и он уже произносит целые слова и даже объединяет их в предложения, нужно каждое слово несколько раз произносить четко и громко, сначала целиком, требуя от ребенка точного воспроизведения, а затем, хлопая в ладоши, так же чеканно, произносить по слогам. Для большей убедительности можно покачиваться, качать головой или топать ногами, при это обязательно «тянуть» гласные, чтобы было заметно разделение на слоги. Лучше, конечно, начинать с самых простых и доступных слов, желательно из двух слогов. Недаром в букваре первые слова «мама», «Мила», «мыло», «рама». Потом можно усложнить задачу, перейдя к словам с тремя и четырьмя слогами. Это обязательные условия — от простого к сложному. Нормальный здоровый ребенок вполне адекватно воспримет и усвоит этот процесс.

Для начала рекомендуется выучить гласные — сначала открытые, твёрдые:

Потом стоит выучить звонкие, твердые согласные: «М» и «Л».

Очень важный момент: произносить согласные лучше только звуками, то есть не Лэ, не Эл, а просто «Л» — и всё.

Затем необходимо выучить глухие, и, конечно, шипящие звуки: Т,Д,Ж,Ш,К и так далее.

Между делом нужно соблюдать одно важное правило:

На каждом занятии нужно повторять материал, который Вы учили на прошлом «уроке». Это поможет ребёнку усваивать быстрее новый материал.

Теперь начинаем учиться читать по слогам.

Один из первых слогов, с которых начинают обычно учиться:

слог «Ма».

Можно побудить ребёнка представить себе, что первая буква «М» быстро бежит за второй буквой «А», и догоняет её, показав, что они находятся рядышком. «мммммм-ааааааа»..

Таким же образом мы учим сначала «простые» слоги, состоящие из двух букв.

Как только мы видим, что ребёнок понял этот принцип, можно переходить к более сложным слогам.

Для начала нужно показать ребёнку, как читать слоги из двух букв, в которых гласная идёт впереди согласной, например «ЭХ, ОМ, АВ, УС» и так далее.

Теперь можно переходить к первым простым словам, и можно попробовать читать простенькие слова вроде «ма-ма мы-ла ра-му», или «мо-ло-ко».

При этом кстати необходимо следить за тем, чтобы ребёнок читал слитно только слоги, и произносил слова раздельно, учился делать паузы. Тут же неплохо объяснить, что значат знаки препинания, вопросительный знак итд. Со временем он сам будет уже укорачивать паузы между словами, когда будет учиться читать быстрее.

Никогда не стоит «давить» на ребёнка — заставлять его учить «повторяй за мной — быстро, я кому сказал!?» и так далее, потому что в возрасте 4-5 лет, когда уже можно учить его читать (есть, конечно, исключения, когда ребёнок сам стремится и хочет научиться поскорее, если есть определённая усидчивость).

Также никогда не стоит учить читать сразу бегло и с выражением

Для начала важно научиться читать по слогам, читать их в книжке, букваре, понимать, что он читает

И ещё — лучше найти возможность учить «играючи», чтобы уроки проходили в расслабленной атмосфере, которая способствует лучшему запоминанию.

Что такое односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные слова

Односложные, двух­слож­ные, трех­слож­ные и четы­рех­слож­ные сло­ва отли­ча­ют­ся коли­че­ством глас­ных зву­ков, обра­зу­ю­щих столь­ко же фоне­ти­че­ских сло­гов.

Гласный звук явля­ет­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щим, поэто­му в фоне­ти­че­ском деле­нии слов ори­ен­ти­ру­ем­ся на коли­че­ство глас­ных зву­ков в их зву­ча­нии.

Односложные слова

По мини­маль­но­му коли­че­ству глас­ных в сло­ве выде­лим одно­слож­ные сло­ва, кото­рые содер­жат один фоне­ти­че­ский слог. Вспомним, что такое фоне­ти­че­ский слог.

Приложим ладо­шку под под­бо­ро­док и чет­ко про­из­не­сем сло­ва:

  • лаз,
  • март,
  • лось,
  • мост,
  • лист,
  • миг,
  • сыр,
  • тест,
  • взгляд.

На глас­ных под­бо­ро­док уда­рит по ладо­ни один раз. Значит, эти сло­ва явля­ют­ся одно­слож­ны­ми.

Двухсложные слова

По коли­че­ству сло­гов сло­ва могут быть мно­го­слож­ны­ми: двух-, трех-, четы­рех­слож­ны­ми и т.д.

Двусложные сло­ва, как мож­но опре­де­лить по их назва­нию, содер­жат по два глас­ных зву­ка, напри­мер:

  • сли-ва,
  • стуль-чик,
  • за-бор,
  • го-род,
  • кро-на,
  • те-ма,
  • у-каз,
  • о-стров,
  • а-гент,
  • и-гла,
  • зме-я,
  • ве-чер.

При их про­из­но­ше­нии под­бо­ро­док опу­стит­ся на ладонь два раза, так как про­изой­дёт два толч­ка выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха.

Не все двух­слож­ные сло­ва мож­но пере­не­сти с одной стро­ки на дру­гую в соот­вет­ствии с фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем. Ряд слов, в кото­рых гласный-одиночка обра­зу­ет само­сто­я­тель­ный слог, невоз­мож­но пере­не­сти, оста­вив одну бук­ву на стро­ке, напри­мер:

  • зме-я — змея
  • у-дар — удар
  • о-браз — образ
  • и-гла — игла
  • а-нис — анис.

Трехсложные слова

В сло­ве может быть боль­ше глас­ных, чем два. Три глас­ных зву­ка в соче­та­нии с соглас­ны­ми обра­зу­ют трех­слож­ные сло­ва. При про­из­но­ше­нии трех­слож­но­го сло­ва про­ис­хо­дит три толч­ка воз­ду­ха, но один из них силь­нее, кото­рый созда­ет­ся удар­ным глас­ным, а два — сла­бее в без­удар­ных сло­гах. Убедимся в этом, про­из­но­ся сло­ва:

  • лё-тчи-ца,
  • ко-ро-ва,
  • бе-ли-зна.

Примеры трехсложных слов

В трех­слож­ных сло­вах соглас­ные груп­пи­ру­ют­ся с глас­ны­ми по два, три и даже четы­ре зву­ка в сло­ге, напри­мер:

  • до-ро-га, бо-ро-да, со-ро-ка;
  • при-ста-вка, кра-со-та, те-ле-фон, ка-ран-даш, бу-ма-жка;
  • взбры-ки-вать, вздра-ги-вать, взгро-мо-ждать, взгля-ды-вать.

Гласный может обра­зо­вать само­сто­я­тель­ный слог в трех­слож­ном сло­ве:

  • а-ктри-са, а-збу-ка, а-на-нас, а-ра-хис;
  • о-го-род, о-валь-ный, о-све-жить, о-тли-чник;
  • у-голь-ник, у-ра-ган, у-чи-тель, у-щель-е.

Обратим вни­ма­ние, что орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов, при­ве­ден­ных выше, не сов­па­да­ет с их сло­го­де­ле­ни­ем из-за нали­чия в их зву­ко­вом соста­ве гласного-одиночки.

Сравним фоне­ти­че­ское сло­го­де­ле­ние и орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов:

  • у-щель-е — уще-лье;                      а-збу-ка — аз-бу-ка;
  • о-го-род — ого-род;                        у-ра-ган — ура-ган;
  • о-тли-чник — от-лич-ник;          а-дре-сат — ад-ре-сат.

Четырехсложные слова

Если в зву­ко­вом обли­ке сло­ва содер­жит­ся четы­ре сло­го­об­ра­зу­ю­щих глас­ных,  его назо­вем четы­рех­слож­ным, напри­мер:

  • а-за-ли-я, а-лю-ми-ний, а-ра-бе-ска;
  • ка-лей-до-скоп, кры-со-ло-вка, сто-ро-же-вой, ле-ни-ви-ца;
  • о-ста-но-вка, о-ва-ци-я, о- пе-ра-тор;
  •  у-чи-ли-ще,  у-кла-дчи-ца, у-ро-жай-ный.

Перенос этих слов тоже тре­бу­ет вни­ма­тель­но­сти. При пере­но­се четы­рех­слож­ных слов нель­зя остав­лять на стро­ке или пере­но­сить на сле­ду­ю­щую стро­ку одну бук­ву, хотя фоне­ти­че­ский слог суще­ству­ет в нем само­сто­я­тель­но.

Сравним:

  • у-ро-жай-ный — уро-жайный, урожай-ный;
  • о-ва-ци-я — ова-ция;
  • а-лю-ми-ний — алю-миний, алюми-ний.

Четырехсложные сло­ва не пре­дел в фоне­ти­че­ском соста­ве. В рус­ском язы­ке суще­ству­ют пяти-, шести-,  семи­слож­ные и т.д. сло­ва, напри­мер:

  • пяти­слож­ные  — у-кра-ше-ни-е, за-я-вле-ни-е, ма-те-ма-ти-ка,  ме-ха-ни-че-ский;
  • шести­слож­ные — пре-о-бла-да-ни-е, по-бе-ди-тель-ни-ца, пе-ре-по-я-са-нный, по-ля-ри-за-ци-я;
  • семи­слож­ные — ми-не-ра-ли- за-ци-я, при-со-е-ди-не-ни-е, ре-ко-гно-сци-ро-во-чный.

Как научиться читать?

В начале обучения чтению необходимо донести до ребенка такие понятия, как гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Среди согласных выделяют звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Кстати, твердости-мягкости звуков следует уделить особое внимание. Эта характеристика звуков внутри слога определяется мягким или твердым знаками или гласными, находящимися после согласных

Слоги для детей для обучения чтению можно представить в виде игры. Чтобы научить малыша читать, необходимо скачать таблицу слогов и распечатать ее. Затем разрежьте на отдельные карточки. Чтобы слоги и карточки не помялись, их можно наклеить на плотный картон. Теперь попытаемся представить детям слоговые сочетания в виде игры.

Складываем слоги

Сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА. Переходите к слиянию гласных и согласных. Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.

Покажите, как пропевать слоги

Заострите внимание на том, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой

После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.

Самый легкий способ автоматизировать чтение по слогам — слоговые таблицы. Это карточки со столбиками слогов. Если читать их ежедневно, постепенно ускоряя темп, ребенок легко будет узнавать их в словах. Советуем распечатать слоги для обучения детей чтению на листах бумаги и давать по одному варианту на урок.

Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать

Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:

Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».

Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.

Важно!Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее

За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.

Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.

Игры на умение складывать слоги

  • Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
  • Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
  • Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
  • Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.

Самолетики

Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

Игра «Читаем по слогам»:

  • Возьмите кубики с согласными буквами и поставьте их один на другой
  • Теперь возьмите кубик с буквой «а», и поочередно подставляя её к кубикам с согласными буквами, проговаривайте вместе с малышом получившиеся слоги
  • Дойдите до верха и опускайте букву «а» вниз, снова повторяя слоги

Так получится быстро научить ребенка читать по слогам, не прилагая усилий, и не заставляя малыша делать то, что он не хочет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: