Знакомим ребенка с гласными и согласными буквами русского алфавита

Содержание занятий по обучению грамоте

Занятия нужно проводить так, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации у школьников. Вступительная часть позволяет задать атмосферу занятия. Нужно настроить школьников на то, что сейчас они будут познавать что-то новое, то, что им будет очень интересно

Важно вызывать у детей желание принимать участие во время занятий

Занятия могут быть следующих типов:

  • рассказ тематического стихотворения;
  • разгадывание загадок;
  • совместное рассматривание иллюстраций.

Педагог может начать со следующих слов: «Дети, сейчас мы с вами обсудим, что такое слово. Послушайте немного стихотворение и поддержите меня».

А закончить задание можно следующими словами: «Вы такие молодцы! Сумели разгадать все загадки! И все ответы были правильными. А вы поняли, чем эти слова похожи друг на друга? Давайте теперь сыграем. Я буду называть слово. Если оно начинается также, как и отгадка, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если же нет, то ничего не делайте».

Чтобы дети заинтересовались, можно всем парам выдать набор из карточек. Дети должны будут называть то, что на них изображено. А воспитатель спрашивает детей, какой первый звук в этом слове. Можно ли разделить эти слова на две группы?

Например, в одну группу размещаются короткие слова, а в другую – длинные. Потом нужно проверить, как дети справились с этим заданием.

Чтобы школьникам с самого начала было интересно, можно включить в работу иллюстрации.

Например, можно использовать какой-нибудь сюрприз. Также можно театрализовать рассказ. Детям очень нравятся подобные мероприятия. Также они любят участвовать в создании новой сказки.

Подготавливаясь к занятию, педагог должен проявить большую скрупулёзность. Если материал будет подан неправильно, это приведет к сложностям в дальнейшем обучении. Если тщательно планировать каждое занятие, педагог может избежать множества ошибок. Разрабатывая конспекты уроков, нужно достаточно много планировать.

Но сегодня в образовательных учреждениях предлагают часто применять технологические карты.

Что такое согласные?

Согласные – это мельчайшие языковые единицы, которые нельзя пропеть, при их произношении воздух, выдыхаемый из легких, натыкается на препятствие, например, на язык. Они делятся на пары звонких и глухих, шипящих, а также твердых и мягких. Разберемся со всеми по порядку.

Звонкие, глухие и шипящие

Звонкие согласные выделяются наличием голоса при произношении, кода выговариваются глухие, то при произношении можно услышать только шум. В большинстве своем все они парные:

Какие бывают согласные? Таблица поможет увидеть наглядно:

Звонкие Глухие
б, б’ п, п’
в, в’ ф, ф’
г, г’ к, к’
д, д’ т, т’
з, з’ с, с’
ж ш

Апострофом обозначаются смягченные элементы. Это касается всех перечисленных пар, кроме «ж», так как она не может быть мягкой. Кроме этого, существуют согласные, которые не были определены в пары. Это:

Звонкие
л, л’
м, м’
н, н’
р, р’
J (буква й)
Глухие
х, х’
ч
щ

Кроме перечисленных глухих и звонких, в русском языке существуют еще и шипящие. К ним можно отнести «ж», «ш», «щ» и «ч». Они обязательно относятся к глухим, при их произношении язык разными способами прижимается к нёбу. На слух они немного похожи на шипение змеи, если немного их протянуть.

Согласные звуки

Твердые и мягкие

Мягкие отличаются от твердых способом произношения. Когда человек их выговаривает, он прижимает язык к небу, отчего они получаются не таким грубыми. Как и в предыдущем случае, их делят по парам, за некоторым исключением. Почти все элементы русского алфавита могут быть и твердыми, и мягкими. Сколько из них не имеют такой пары?

Мягкие
ч’
j’
щ’
Твердые
ж
ш
ц

Получается, что пары не составляют все шипящие, «ш» и Й, присутствующая в том числе и в составе нескольких гласных. Все остальные могут смягчаться в определенных условиях.

Такая разница между количеством согласных звуков в русском языке оправдана именно последним делением по мягкости. Дело в том, что такая смягченная форма никак не отражается графически на письме – о мягкости мы узнаем по стоящей следом за ней смягчающей гласной. Это и увеличивает количество звучащих единиц почти в два раза по сравнению с буквами.

Твердые и мягкие согласные звуки

Правило правописания парных согласных

Все парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.

Правописание парных по звонкости/глухости согласных звуков – орфограмма, требующая проверочное слово. Эта орфограмма касается парной согласной в корне слова (в середине и в конце слова).

Парные звуки оглушаются в следующих случаях:

  • слова с парной согласной на конце (например, в слове «зуб» произносится парный глухой согласный звук , так как согласный звук находится в конце слова)
  • перед глухими согласными звуками (например, в слове «губки» произносится парный глухой согласный звук , так как он находится перед глухим согласным звуком ).

Парные звуки озвончаются в следующем случае: перед звонкими согласными звуками (например, в слове «сделать» произносится парный звонкий согласный звук , так как он находится перед звонким согласным звуком ).

Приведенные примеры (зуб – зу, губки – гуки, сделать – делать) помогают доказать, что звуки и буквы не всегда совпадают.

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Звуки и буквы

В современном русском языке 6 гласных звуков и 37 согласных звуков.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая каких-либо преград. Гласные звуки состоят главным образом из голоса при почти полном отсутствии шума. В системе гласных звуков современного русского языка есть два лабиализованных (огубленных) звука: , . При произнесении этих звуков губы вытягиваются вперёд и принимают форму круглого отверстия. Остальные гласные звуки в русском языке (, , , ) являются нелабиализованными, т. е. неогубленными.

Гласные звуки отчётливо произносятся только под ударением, в безударном положении они подвергаются разным изменениям. Например, в слове нести́ безударный произносится как ; в словах листы́, листопа́д безударный звучит более кратко, чем под ударением (ср.: лист, ли́стья).

Согласными называются звуки, при образовании которых в органах речи воздух встречает какие-либо преграды. Согласные состоят или из одного шума, или из шума и голоса. В зависимости от этого выделяют сонорные согласные звуки, в образовании которых голос преобладает над шумом (, , , , , , , ), и шумные, в которых преобладает шум. Шумные согласные делятся на звонкие (шум преобладает над голосом) — , , , и т. д. и глухие (состоят только из шума) — , , , и т. д. В современном русском языке большинство согласных образуют пары по признаку глухо- сти/звонкости. Однако некоторые согласные являются только глухими, другие — только звонкими (см. таблицу).

По признаку твёрдости/мягкости в современном русском языке всегда твёрдыми являются звуки , , ; всегда мягкими — (), , (см. таблицу).

Звуки речи на письме перелаются буквами. В современном русском алфавите 33 буквы, каждая из которых имеет свое название: а , б , г , д |дэ] и т. д.

Различают строчную и прописную разновидности букв. Напри м е р: а — А, б — Б, в — В и т. д.

В современном русском алфавите есть буквы, которые не обозначают звуков речи (ъ и ь); две буквы могут передавать один звук (например: счётчик одна буква может обозначать два звука (например: ё ). Для звука в русском алфавите отсутствует отдельная буква, и он передается йотированной буквой.

В современном русском алфавите 4 йотированные буквы: е, ё, ю, я. Употребляясь после мягкого согласного, они перелают звуки , , , : лес , чёрный , люк , ряд . В начале слова, после гласною звука или после разделительных ъ и ь они передают два звука: , , , : ель , ёж , юг , линия , вьюга .

В русском алфавите нет отдельных букв для обозначения мягких согласных звуков, поэтому для обозначения мягкости согласных используются буквы е, ё, и, ю, я, ь.

Буквы русского языка характеризуются многозначностью, т. е. одна буква может обозначать разные звуки. Например, с может обозначать звуки , , , : ад, ядь, бор, коба. Ср. также в сочетании с другими согласными: сшить сжать

В одной и той же морфеме звуки могут заменять друг друга. Такая замена, или мена, называется чередованием звуков.

Различаются исторические и позиционные (фонетические) чередования.

Исторические чередования — результат фонетических процессов, протекающих в историческом развитии русского языка. Исторические чередования звуков нельзя объяснить фактами современного языка. В современном русском языке исторические чередования звуков проявляются как при образовании новых слов, так и при изменении форм слов. Например: г/ж; к/ч; х/ш и т.д.: нога — ножка; рука — ручка; лик — лицо — личность; плакать — пла́чу; хотеть — хочу, муха — мушка.

Позиционные (фонетические) чередования звуков речи — живые чередования, вызванные аналитическими процессами, и могут быть объяснены фактами современного языка. Например, чередование глухого и звонкого согласных // в корневой морфеме ( — ): перед гласными звук сохраняется, так как такая позиция является для него сильной, а оказавшись в слабой позиции (абсолютный конец слова), изменяет своё качество, и на его месте произносится звук . Позиционным изменениям подвергаются как согласные, так и гласные звуки.

В отличие от исторических чередований, чередования фонетические на письме не отражаются.

Слоговый метод

Использование слогового метода в обучении чтению детей дошкольного возраста предполагает, что единицей чтения становится слог, а не буква и звук, который она обозначает.

Этот метод, в его древнейшем применении, знали еще римляне. По слоговому методу вслед за изучением алфавита шло запоминание слогов. Есть несколько разновидностей слогового метода. Наиболее древняя его разновидность основана на заучивании букв и слогов. Сначала учащиеся заучивали все буквы алфавита, затем, называя отдельные буквы, сочетали их в слоги и заучивали слоги, затем из знакомых слогов читали слова. Метод этот близок к буквослагательному методу обучения грамоте. Более поздняя разновидность слогового метода устраняла называние отдельных букв, входящих в состав читаемого слога, вела к слитному чтению слога и облегчала усвоение процесса чтения. В русском языке обучение по слоговому методу начинается с заучивания букв алфавита (славянские названия букв в начале XVIII в. заменили сокращенными названиями: а, бе, ее…). Затем идет заучивание слогов без складывания их из букв: учитель называет двухбуквенные открытые слоги — ба, ва, га, да, ученики повторяют их за ним (отдельное называние букв не разрешается), заучивают слоги и упражняются в слитном чтении слогов, т. е. к зрительным восприятиям букв и слогов добавляются слуховые, а также и речедвигательные упражнения. Далее вводятся упражнения в чтении двусложных слов, составленных из знакомых слогов. Это новый прием в методе обучения грамоте — переход от чтения слогов к чтению слов. Затем заучиваются слоги в три буквы: бра, ера, гра, в четыре буквы: стра, стру, стре, и дети упражняются в чтении слов из изученных слогов. Далее следуют упражнения в чтении текстов любой трудности, по-прежнему в первую очередь молитв, заповедей, нравоучений. Однако слоговые методы в том виде, как они применялись в XIX в., были отягчены недостатками, унаследованными от буквослагательного метода: механическое зазубривание букв и огромного количества слогов, порой искусственных, бессмысленных (взгра, взгру и т. д.), сложение слов из заученных элементов.

Тот факт, что в русской графике действует слоговой принцип (одна, отдельно взятая буква, как правило, не может быть правильно прочитана), казалось бы, говорит в пользу слогового метода обучения чтению. Однако до сих пор исторический опыт русской школы показывал, что слоговое чтение успешнее осуществляется в рамках звукового метода (например, звукового аналитико-синтетического, применяемого в школе наших дней), чем при обучении по слоговому методу.

Поиски и споры к середине XIX в. привели большинство букваристов к выводу о том, что, во-первых, звуковые методы обладают преимуществами перед буквенными, так как более соответствуют звуковой природе речи; во-вторых, аналитическая работа (не один лишь синтез!) обеспечивает лучшее мыслительное развитие; в-третьих, невозможно далее мириться с раздельным обучением чтению и письму, а также с чтением непонятных детям текстов.

Учебники слогового метода:

Среди многочисленных азбук слогового метода можно выделить изданную в 1844 г. красиво оформленную азбуку «Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей».

оНДЦНРНБЙЮ ДЕРЕИ Й ЬЙНКЕ

жЕКЭ ДНЬЙНКЭМНЦН НАПЮГНБЮМХЪ – МЕ РНКЭЙН НАЗ╦Л НОПЕДЕК╦ММШУ ГМЮМХИ, МН Х ТНПЛХПНБЮМХЕ С ПЕА╦МЙЮ СЛЕМХЪ СЯБЮХБЮРЭ Х ХЯЙЮРЭ ХМТНПЛЮЖХЧ. еЯКХ ДНЬЙНКЭМХЙ ОПНОСЯРХК ХКХ МЕ СЯБНХК ЙЮЙСЧ-КХАН НРДЕКЭМСЧ РЕЛС, МЕ ЯРНХР ОЕПЕФХБЮРЭ. лНФМН ОНГЮМХЛЮРЭЯЪ Б ДНЛЮЬМХУ СЯКНБХЪУ, Ю СФЕ Б ЬЙНКЕ ЩРХ ФЕ РЕЛШ АСДСР ХГСВЮРЭЯЪ АНКЕЕ ЦКСАНЙН Х ОНДПНАМН.

вРН ДНКФЕМ ГМЮРЭ ПЕА╦МНЙ ОЕПЕД ОНЯРСОКЕМХЕЛ Б ОЕПБШИ ЙКЮЯЯ:

— ЮКТЮБХР;

— ПЮГМХЖС ЛЕФДС ГБСЙЮЛХ Х АСЙБЮЛХ;

— ОНМЪРХЕ ЦКЮЯМШУ Х ЯНЦКЮЯМШУ ГБСЙНБ;

— ОНМЪРХЕ РБ╦ПДШУ Х ЛЪЦЙХУ ЯНЦКЮЯМШУ;

— ГМЮВЕМХЕ з Х э.

йЮЙХЛХ МЮБШЙЮЛХ ДНКФЕМ НАКЮДЮРЭ ДНЬЙНКЭМХЙ ОЕПЕД ЬЙНКНИ:

— ВРЕМХЕ ОН ЯКНЦЮЛ;

— БШДЕКЕМХЕ СДЮПЕМХЪ Б ЯКНБЕ;

— НОПЕДЕКЕМХЕ ЛЕЯРЮ ГБСЙЮ Б ЯКНБЕ;

— БШДЕКЕМХЕ ХГНКХПНБЮММШУ ГБСЙНБ Б ЯКНБЕ;

— БШОНКМЕМХЕ ОПНЯРНЦН ГБСЙН-АСЙБЕММНЦН ЮМЮКХГЮ.

нАСВЕМХЕ ЦПЮЛНРЕ – ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМШИ МЕ АШЯРПШИ ОПНЖЕЯЯ. дЕРХ НБКЮДЕБЮЧР ГМЮМХЪЛХ Б ЯБН╦Л, ХМДХБХДСЮКЭМНЛ РЕЛОЕ.

яОПЮБНВМН:

лЮРЕПХЮКШ ОНДЦНРНБКЕМШ тЕДЕПЮКЭМШЛ НАПЮГНБЮРЕКЭМШЛ ЯЕПБХЯНЛ ╚хМоПН╩ ╝ (кХЖЕМГХЪ лХМНАПМЮСЙХ 22к01 ╧ 0002491). цНРНБХЛ ДЕРЕИ Й ЬЙНКЕ ОН БЯЕИ пНЯЯХХ Б 40+ ЖЕМРПЮУ Х НМКЮИМ, Б РНЛ ВХЯКЕ Б Ц. гЮМЪРХЪ Б бЮЬЕЛ ЦНПНДЕ.

аЕЯОКЮРМЮЪ ЦНПЪВЮЪ КХМХЪ: 8 800 250 62 49 (Я 6 ДН 14 ОН лЯЙ).

яКЕДХРЕ ГЮ НАМНБКЕМХЪЛХ Б ЯНЖХЮКЭМШУ ЯЕРЪУ:

  • ╚бЙНМРЮЙРЕ╩:
  • ╚нДМНЙКЮЯЯМХЙХ╩:
  • ╚хМЯРЮЦПЮЛ╩:
  • ╚YouTube╩:

яЕИВЮЯ Б РЕЙСЫЕЛ ПЮГДЕКЕ ╚гБСЙХ╩ РЮЙФЕ ВХРЮЧР

Приёмы обучения грамоте

Во время занятия, педагог должен стремиться так применять разные приемы, чтобы дети меняли виды деятельности. Нужно разнообразить и форму подачи новой информации. Обсудим несколько приемов:

  • кольца Луллия: это интересное средство, которое позволяет формировать интеллектуальные способности школьников и их творческие порывы. Есть много разных материалов, как можно использовать это приспособление.
  • чтобы обучать школьников грамоте, можно также сделать кольца Луллия, и на одно из них поместить буквы, а на второе – предметы, названия которых начинаются с этих букв. Дети должны правильно соединить буквы и подходящие для них изображения.

Этот интересный прием помогает увлечь детей, создать атмосферу непринужденности, помочь им воспринимать новый материал.

Изучая с детьми буквы, можно помогать им лучше усваивать новый материал. Для этого нужно обыгрывать эти буквы в разных заданиях творческого типа. Например, можно нарисовать букву и украсить ее с помощью разных узоров.

Также можно вылепливать буквы, шить для них платья, выкладывать буквы из гороха или из пуговиц. Их можно рисовать на песке, складывать из палочек и других доступных детей материалов.

Также нужно проверять знания детей с помощью проверочных материалов.

Упражнения, которые включаются в эту работу – материал с изображением предметов для изучения гласных. Школьники соединяют букву и предмет, который содержит в своем названии эту букву. Для слов можно также рисовать схемы, изображая количество слогов и ударные слоги.

Алфавит

Язык — это главное изобретение человечества. Причем у каждого народа, который создал свой язык он отличается особенностями, свойственными этому народу. На определенном этапе развития общности, которая использует тот или иной народ, появляется потребность в записывании звуков речи, соединенные в слова и предложения. Так появилась письменность, а одновременно с ней алфавит. То есть набор всех букв используемой в письменности, стоящих в строгом порядке.

Алфавит русского языка насчитывает 33 буквы и выглядит следующим образом:

Порядок букв в русском алфавите

Алфавит — это база любого языка, которую необходимо знать всем, кто его изучает. Можно ли научиться говорить без знания алфавита? Конечно. Но, кроме возможности излагать свои мысли, нужно научиться писать и читать. А это сделать без знания алфавита невозможно.

Сегодня у детей очень много различных пособий для изучения алфавита. Вы можете купить специальные флеш-карточки, магниты, небольшой букварь, который ребенок может брать с собой на прогулки или в поездки.

В нашу компьютеризированную эпоху электронные гаджеты также можно призвать в помощь при изучении алфавита. Печатайте буквы в текстовых приложениях и называйте звуки которые их обучают. Можно подключить воображение и использовать графические редакторы, изменять шрифты и добавлять заливки. Создайте собственный алфавит, который будет интересен ребенку. Тогда и обучение пойдет быстрее и эффективнее.

Задачи обучения грамоте

Главные задачи при обучении школьников грамоте:

  • обучить школьников писать и читать, дать им базовые представления о том, что такое речь, язык и литература;
  • обогатить кругозор у школьников;
  • активизировать их письменную и устную речь;
  • формировать их интеллектуальную активность, помочь ребенку позитивно относиться к обучению;
  • формировать психические и физические процессы, которые позволяют эффективно изучать письмо и чтение.

Изучение грамоты подразумевает использование двух процессов: синтез и анализ.

Также нужно развивать навыки слушать и говорить. Во время уроков нужно изучать такие понятия, как слова, гласные, предложения и ударения. Школьники учатся подбирать такие слова, которыми можно обозначать предметы на рисунке.

Также можно называть одни и те же предметы с помощью разных слов. Можно учить детей рисовать словесные схемы, учить их составлять предложения, опираясь на картинки, изображать предложения в виде схем.

Процесс обучения грамоте – это важная часть формирования и развития речи. Это подразумевает то, что во время обучения грамоте нужно выделять разные направления формирования детей:

  • нужно овладеть основами грамоты;
  • нужно развить способность слушать и говорить;
  • нужно пополнять лексический словарь школьников;
  • нужно развивать их навыки работы с орфографией и пунктуацией;
  • нужно формировать пунктуационную и орфографическую зоркость;
  • нужно обучать детей понимать и анализировать тексты разного типа;
  • нужно помогать детям получать новые знания о родном языке и систематизировать их;
  • нужно раскрывать для школьников все богатство родного языка и его красоту;
  • нужно развивать у школьников чувство языка.

Во время обучения письму дети учатся анализировать образы букв, графические знаки, входящие в состав букв. Также они учатся сопоставлять одни звуки с другими, писать разные буквенные элементы, соединять слова в предложение, списывать их с образца.

Гласные русские буквы и звуки

В отличие от согласных звуков и букв, характерной особенностью гласных является то, что воздух при их произношении проходит через ротовую полость свободно. В результате гласные звуки можно не только легко растягивать, но и произносить нараспев. Ещё одна отличительная особенность — их можно произносить сколько угодно громко, во всю силу голоса.

Посредством гласных букв и звуков согласные соединяются в слоги. В каждом слоге присутствует только одна гласная. Количество прочих букв — согласных, твёрдого и мягкого знаков — может быть различным. Слова могут состоять из одного или нескольких слогов: рос-пись, по-лом-ка, двор, кар-ти-на.

Количество гласных букв в русском языке — 10:

а е ё и о у ы э ю я

А гласных звуков всего 6: , , , , , . Соответствующие им гласные буквы являются однозвучными. Остальные 4 гласные буквы — е, ё, ю, я — двузвучные, и отдельно произносятся как , , , . В то же время в словах эти буквы означают один звук (примеры: белка, мячик, пошёл, ключ).

Как и в случае с согласными, имеется некоторое количество русских слов, состоящих только из гласных звуков. Это местоимения – я, её; союзы – и, а; предлоги – у, о; междометия – э, ау.

Ударные и безударные гласные

В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

  • Если гласная в слове находится под ударением, она читается более отчётливо, с большим акцентом и чуть более протяжно.
  • При отсутствии ударения гласные в словах читаются менее чётко. Соответственно, безударное положение является для них слабой позицией, а положение в ударном слоге — сильной позицией.

Как правило, в традиционном письме ударения в словах не отмечаются. При необходимости их обозначают знаком «акут» — маленьким «/» штрихом над гласной буквой.

Видео урок

Буквослагательный метод

Буквослагательный метод обучения чтению применялся ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Использовать его в России стали с XVI и до середины XIX века.

Раньше буквы были аз, буки, веди… мало того, что буквы надо было выучить, их обозначение, так еще и то, как они называются. Учили названия букв, затем составляли из них слоги, заучивали их, читали по «складам». «Буки да аз, буки да аз». Что будет? — «ба-ба».

Такой, чисто механический способ. Дети мало что понимали, но запоминали.

Недостатки буквослагательного метода:

Во-первых, не развивал детей умственно, они не понимали, что это такое, откуда, как из сочетания каких-то значков получались слова. И во-вторых, этот способ очень долгий (до двух лет), и таким же способом обучали письму. В итоге три — четыре года ходили в школу, чтобы получить основы грамоты.

После XVIII века буквослагательный метод был несколько усовершенствован: из процесса обучения было исключено заучивание названий букв и составление из них слогов, ученикам предлагалось выучивать сразу слоги.

Для упражнения навыка из известных слогов составлялись все более сложные слова. Этот способ обучения грамоте получил название слогового метода.

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Чем отличаются гласные от согласных?

Чтобы отличить гласные звуки от согласных, прежде всего, стоит обратить внимание на их звучание. Так, гласные звуки формируются в гортани, а согласные – проходят через губы, небо, зубы или язык

Чтобы овладеть согласными, важно, чтобы у человека не было недостатков речевого аппарата. Чтобы выговаривать гласные, особые умения не нужны

Их характерным признаком считается, что формирование звуков происходит как бы само собой. Они под силу даже младенцам.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Также отличием звуков считается то, что гласная разновидность используется для создания слогов.

Количество гласных звуков в слове совпадает с числом слогов

Это важно знать для правильного проведения фонетического разбора. При этом для согласных такие свойства не характерны

Использование гласных звуков придает словам определенное выражение и интонацию. Ударение ставится исключительно на них, что делает ударный слог особенным.

Еще одним отличием считается длительность звучания. Гласные звучат дольше. К тому же они являются более громкими. Согласные считаются короткими, шумными и при этом более тихими. К тому же гласные можно петь. Потому их часто используют вокалисты для выполнения различных упражнений.

Орфограмма – безударный гласный звук в корне

Научившись определять ударение, ребенок может освоить и основную орфограмму, связанную с ним: безударная гласная в корне.

Чтобы малышу было легче понять, что такое орфограмма, ему можно объяснить это так: орфограмма – самый «ошибкоопасный» звук слова, место, где чаще всего можно допустить неверное написание, потому что приходится выбирать из нескольких вариантов правильный.

Чтобы его выбрать, орфограмму нужно проверить. Безударный звук в корне проверяют ударением (ведь именно под ударением произносится и пишется звук одинаково). Для этого нужно подобрать проверочное слово. Это измененное проверяемое слово или другое однокоренное, родственное и близкое по смыслу слово, где слабая позиция меняется на сильную, ударную.

Соответственно, чтобы воспользоваться этим правилом верно, малыш должен уметь:

  • различать согласные и гласные звуки;
  • находить гласные в сильной и слабой позиции;
  • переносить ударение с одной части лексемы на другую;
  • определять, в какой именно ее части находится слабый звук;
  • изменять форму слова, подбирать к нему несколько однокоренных, выбирать из всех этих вариантов тот, который может выступить проверочным.

Затруднения вызывает тот факт, что, к сожалению, данная орфограмма не предусматривает готового алгоритма с графическим образцом правильного написания, а подразумевает его самостоятельный подбор. Для этого малыш должен знать и понимать, что, чем и как нужно проверять в каждом конкретном случае.

«Особенные» элементы русского языка

В русском алфавите есть два символа, под которыми не подразумеваются никакие слышимые сигналы. Это твердый знак «Ъ» и мягкий знак «Ь». Они нужны:

  1. Для того чтобы разделять. Наличие одного из этих знаков в слове сообщает о том, что идущая следом за ним гласная должна быть йотированной.
  2. Неразделительный мягкий знак может сообщать читателю о том, что предшествующая ему согласная мягкая, или выполнять грамматическую функцию, например, указывать род слова – «печь».

Уроки русского Звуки и буквы

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: