Свобода преподавания
Федеральное законодательство предусматривает и защиту права педагогов. В статье 47 Федерального закона об образовании предусмотрены академические права и свободы для преподавателей. Рассмотрим, в каких пределах учитель может организовать свою деятельность.
Педагог может использовать: | свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность; свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на разработку авторских программ и методов обучения; право на выбор учебных материалов (в соответствии с учебной программой); право на защиту профессиональной чести и достоинства. |
Выдержка из статьи 47 ФЗ №273
Априори все права сопровождаются обязанностями. Законность прав на академические свободы подразумевает такую же законность в отношении ответственности. Соблюдение прав других участников образовательных отношений, норм профессиональной этики, следование букве локальных нормативных актов, федеральных законов поможет избежать конфликтных ситуаций.
Как пережить буллинг со стороны одноклассников?
Говоря простыми словами, буллинг – это травля, психологическое и/или физическое давление, насилие над человеком. Буллинг делает подростков и детей неуверенными в себе, зажатыми, тревожными, может привести к серьезным психологическим травмам. С буллингом мы сталкиваемся часто, и не только в школе.
Основная причина травли – отличие человека от других
Неважно, что это – финансовое благосостояние, ум, оригинальность, слабость, недоверчивость, замкнутость. Внешность также часто является поводом для буллинга, особенно если человек любит выражаться через яркую одежду и волосы.
Если вы столкнулись с травлей любого характера со стороны сверстников, то вам нужно сделать следующее:
1. Расскажите учителю.
Учитель может не заметить напряжения в коллективе, тем более, что зачинщики буллинга часто бывают на хорошем счету у преподавателей и стараются делать это незаметно от взрослых. Учитель, которому вы доверяете или классный руководитель обязательно должен узнать о проблеме от вас.
Учитель должен отдельно поговорить с зачинщиками буллинга, а затем провести в классе общий классный урок, на котором преподаватель расскажет ученикам об уважении и отношении друг к другу. Это может помочь, несмотря на кажущуюся простоту этих действий: травлю в школе часто устраивают трусы, они не любят общественной огласки.
2. Расскажите о проблеме родителям.
Не стоит скрывать свои проблемы со сверстниками от родителей. Именно они могут поговорить с родителями зачинщиков травли и выяснить, почему такая проблема возникла. Большинство родителей не будут рады услышать, что их ребенок кого-то травит и проведут воспитательную беседу.
Однако, это может не возыметь никакого эффекта, или же родители могут быть уверены в невиновности своего ребенка. Во всяком случае, если предпринятые выше действия не привели к результату, стоит поменять школу.
Мнение специалиста
Маркус Торнли, генеральный директор и основатель Play Consulting, высказал свое мнение по поводу того, как выжить в токсичных условиях, и дал несколько полезных советов.
Ищите поддержку со стороны коллег-единомышленников. Легко попасть в ловушку, когда вы держитесь особняком, полагая, что остальным вашим коллегам нечего предложить, кроме сплетен. Это заставит вас чувствовать себя менее одинокими и упростит коллективный доступ к любым другим системам поддержки, таким как HR. По-настоящему цените баланс между работой и личной жизнью, особенно когда работа приносит много стресса. Безусловно, свои обязанности не забросишь, поэтому планируйте свой график в нерабочее время. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь любимыми делами или хобби. Главное — побороть вечную суматоху и хотя бы на какое-то время забыть о работе. Помните, что рабочее место — это не ваше отражение. Враждебная рабочая среда часто наполнена манипуляторами, а также завистливыми и эгоистичными людьми. Со временем пассивно-агрессивное поведение и давление возьмут свое, и вы обнаружите, что стали сомневаться в собственных навыках и умениях. Обязательно напоминайте себе, насколько вы хороший сотрудник. Используйте этот негативный опыт как строительный блок, чтобы понять, что вы никогда не захотите делать в будущем, когда переходите в новые компании. Найдите время для поиска подходящей работы
Ваше душевное равновесие — самое важное в жизни, и ни одна должность не стоит этих жертв
Эти советы помогут вам справиться с токсичностью на рабочем месте. Если вам тяжело преодолеть стресс в одиночку, рекомендуется обратиться к психологу.
Куда обращаться с претензией
Итак, куда жаловаться, если учитель занижает оценки? Ваше терпение лопнуло от слез ребенка, встречи с преподавателем не приносят никакого результата, а на все вопросы преподаватель решительно и без объяснений заявляет, что он так решил, и прочих вариантов быть не может? Выход один – писать жалобу! Не знаете, как написать жалобу на учителя? Читайте далее.
Первое, что нужно сделать, – просмотреть нормативные документы учебного заведения и изучить в них раздел о критериях оценивания знаний. Это необходимо для того, чтобы не попросту размахивать руками, а задавать аргументированные вопросы и знать когда можно возразить. Ознакомиться с документом можно только в школе, поскольку критерии оценок не устанавливаются на законодательном уровне.
Кстати говоря, отметки ученикам могут проставляться и за поведение, но они проставляются отдельно от оценки за предмет и не должны отражаться на оценивании знаний.
Для пересмотра итоговых результатов, как правило, собирается комиссия из трех человек и в присутствии родителей осуществляется тестирование фактических знаний ребенка.
Когда виноваты родители…
Оценки и воспитание
Наконец, третья группа причин, когда школьник начинает считать, что ему занижают оценки, связана с неправильным воспитанием. Корни его обычно лежат еще в дошкольном детстве.
…Мама купила шестилетнему сынишке барабан. И вот по квартире покатился барабанный грохот. А когда старушка соседка говорит, что у нее от шума болит голова, мама впадает в амбицию. Как это так? Ребенку хочется бить в барабан, а ему не велят. «Играй, маленький, стучи».
Вечером этот инцидент обсуждается за семейным столом. Мама горячо отстаивает правильность своей позиции. Ребенок на то и ребенок, чтобы ему хотелось играть. Что же касается беспокойства, которое шум причиняет соседям, то они могут и потерпеть. К тому же у старухи, конечно, голова вовсе не болит, просто она притворяется.
И постепенно ребенок усваивает мысль, что он — хороший и все, что он делает, тоже хорошо, а если кто-то бывает им недоволен, то это — лишь необоснованные придирки.
Нетрудно представить, к чему это приводит, когда ребенок становится школьником. Все сделанное им раньше всегда вызывало только восторги. Учительница первая начала выражать недовольство его работой — ну, значит, она и виновата. И вот по возвращении домой звучит пресловутое: «Мне занижают оценки!»
Дальше все зависит от родителей. Хорошо, если мама сумеет отказаться от своего слепого покровительства ребенку. Тогда она сообразит, что надо пойти в школу, поговорить с учителем, выяснить систему учебных требований, договориться о единстве действий. Хуже, если мама заражена той же болезнью, что и ребенок. Тогда она идет в школу защищать свое дитя от жестокого и несправедливого учителя. И каким бы опытным, тактичным, знающим и мягким этот учитель ни оказался, для нее он все равно будет воплощением всего самого дурного, ибо он ставит плохие отметки ее ребенку.
Одним словом, если ваш сын или дочь заявляют, что им в школе занижают оценки, то, пытаясь разобраться и помочь своим детям, обязательно задайте себе вопрос: а не является ли это мнение результатом ошибок в воспитании?
Вышестоящие инстанции
Нередки случаи, когда ответ директора не удовлетворяет родителей ребенка. Самое эффективное средство против учителя-хама и руководства школы, закрывающего глаза на происходящее — жалоба в департамент образования. Он есть на местном уровне (муниципалитет) и более высоком – региональном (субъект федерации).
Чем ниже уровень, тем быстрее пройдет рассмотрение. К каждому заявлению необходимо приложить копию ответа от нижестоящей инстанции.
Обращение в официальные организации в обязательном порядке повлечет за собой проверку. Если факты, изложенные в вашей жалобе подтвердятся, будет наказан не только учитель, но и директор. Как правило, на педагога налагается дисциплинарная ответственность, а на руководство — административная.
Что будет, если ребенку не помогать
Понизится самооценка. Ребенок чувствует себя малозначимым, сомневается в своих силах и способностях. Иногда теряет свое мнение совсем.
Учиться становится все сложнее, а результат хуже
Факт, доказанный исследованиями – чем больше стресс-факторов, тем хуже усваивается информация и меньше креативность.
«Плохое поведение» не преодолевается, а становится «стойким»: особенно если внимание можно получить только таким образом. Или же как месть взрослому за постоянные атаки с его стороны.
Ситуация не дает полезных стратегий коммуникации, а лишь стратегии выживания
Нужно ли выживать там, куда пришел учиться?
Возникают суицидальные мысли (не у всех, но иногда неожиданно, например, у отличницы, которая не является мишенью, а применяет стратегию 3).
Коллективная жалоба на учителя директору школы
Коллективное обращение директору школы способно дать больший эффект, нежели индивидуальное. Подобное возможно, если притесняют за интересы сразу нескольких детей. Коллективную претензию на учителя удастся написать, если согласятся объединиться минимум 3 родителя.
Документ составляется по стандартным правилам, однако отличия от стандартной бумаги всё же существуют. Заполняя коллективную жалобу на учителя, нужно излагать сложившуюся ситуацию и предъявляемые требования не от себя лично, а от всего коллектива. Также в документе нужно указать имена всех родителей, согласившихся подписать письмо. Скачать готовый образец коллективной жалобы можно здесь.
Обыкновенный/ая сексист/сексистка
Один из самых распространенных вопросов, с которым люди обращаются к психологу, — как устроить или улучшить личную жизнь. И, конечно, они получают массу советов из разряда «как привлечь и удержать мужчину/женщину». Но не всегда навязывание гендерных ролей (а точнее, личных взглядов на них конкретного психолога) очевидно.
Оно может маскироваться под заботу, особенно в исполнении «мудрой женщины»: ведь если вы оставите работу ради ухода за детьми, «вы будете меньше уставать и нервничать» (если бы всё было так просто!). Или доверительно: «мы, женщины, слабые существа, нам нужна забота» (как будто есть в мире люди, которым забота не нужна). Сексистские советы получают и мужчины, хоть и реже. Например, «перестать ныть и начать действовать, как глава семьи».
Больше всех страдают отличники
Знаете, кто страдает от таких больше всех? Нет, не двоечники. Они – народ относительно крепкий, привычный. Больше всего страдают отличники. Это дети с высокими требованиями к себе. Часто можно обнаружить, что от них также требуют высокого результата дома, иногда под страхом наказания (а вот тут впору говорить и о домашнем насилии). Эти дети как будто между двумя огнями: в школе строгий учитель, дома – строгие родители. Но бывают и ситуации, когда ребенок сам определяет себе высокие стандарты без давления семьи.
Однажды я работала с девушкой-подростком. Так вот, когда такая «сильная» педагогиня орала на класс, моя юная клиентка ощущала себя так, как будто орут только на нее. Когда я спросила, по какому поводу кричит учитель, то заметила, что девушка обобщает (это «мы» сделали), хотя она к этой ситуации никакого отношения не имела. Стало легче, когда мы нарисовали «схему распределения крика». Она поняла, что ей принадлежит 1/30, а не 100%.
Сколько за годы своей психологической практики я видела страдающих отличников! Хотя, казалось бы, они на лучшем счету. Но как в этой обстановке критики и нетерпимости они боятся самых малых ошибок! Потому что очень страшно сместиться с относительно безопасной позиции и попасть под огонь.
Еще одна категория – «тихие троечники». Это ребята с невысоким потенциалом в науках (или конкретном предмете). Они и так понимают, что не слишком успешны в этой сфере, и им бы чуть-чуть поддержки. Они бы смогли пусть немного, но больше. А в душной атмосфере, которую создает токсичный педагог, ученик полностью теряет веру в себя и мотивацию к учебе.
А в целом трудно тонко чувствующим детям, как бы они ни учились. Их это ранит больше всего.
Сколько баллов необходимо набрать чтобы получить отлично
Если вам нравится заниматься учебой, то вам будет проще набрать большое количество баллов по этому предмету и получить отлично.
Сколько же баллов нужно набрать? Не менее 80, но и не более 95. Именно в таком диапазоне находится оценка «5». Однако не спешите радоваться, если уже увидели заветную оценку в зачетке.
Преподаватель может решить, что это слишком просто для студентов – получить автоматом «отлично». Поэтому он может заставить прийти и подтвердить такую высокую оценку на экзамене. Вероятно, он даст только один вопрос, на который студенту придется ответить полностью. Такое бывает достаточно часто.
К сожалению, если студент отвечает не очень хорошо, то его оценка «отлично» сгорает и на ее месте появляется «хорошо».
Тем не менее встречаются и такие преподаватели, которые готовы поставить автоматом пятерки большинству студентов за то, что они просто отсидели на парах. Эти добрые преподаватели ценятся и любимы всеми студентами. Их не так много, но они делают этот мир лучше.
Таким образом, в вузе мало того, что следует самому постоянно работать для хорошей оценки, так еще и нужно быть везучим. Ведь если преподаватель не захочет – он не поставит отличную оценку даже студенту-всезнайке.
Поэтому стоит ли переживать из-за оценок студенту, который не стремится дальше стать ученым или преподавателем? Судя по всему, нет.
Как распознать плохого учителя
Нередко дети сами доводят преподавателей и портят с ними отношения. Особенно часто это происходит в подростковом возрасте. Но как бы ни вели себя ученики, учитель обязан находить с ними общий язык. К сожалению, не каждый педагог может и хочет наладить контакт с ребенком.
Определить, что вам попался плохой учитель, можно по нескольким признакам.
Безответственность и безразличие к предмету
Подобное отношение к предмету сказывается в первую очередь на образовательном процессе и учениках. Педагог, которому неинтересен собственный предмет, плохо доносит материал до школьников. Они не усваивают урок, а в ответ слышат: «Сами виноваты, учить надо».
Кричит на детей, авторитарность и несдержанность
Конек плохого учителя — авторитарный стиль. Он единолично решает вопросы жизнедеятельности класса, не считаясь с мнением детей. Определяет цель, исходя только из своих интересов.
Любое неповиновение воспринимается как посягательство на авторитет и вызывает бурю гнева с криками и оскорблениями, применением репрессий.
Излишняя лояльность
Другая сторона плохого учителя — попустительский стиль преподавания. Из-за незнания предмета и нежелания работать на уроке, такие педагоги идут по пути наименьшего сопротивления. Они вступают с учениками в якобы приятельские отношения, позволяют списывать и нарушать дисциплину.
Безусловно, лояльность менее опасна для психики, чем жесткое давление на неокрепшую личность. Но нормальных знаний такой учитель не даст. Это очень плохо скажется на дальнейшем образовании школьника.
Снижение оценок и формализм
Плохой учитель не заинтересован выкладываться на уроках и давать дополнительный материал в интересном формате. Он ограничивает обучение только материалами из ученика, отказывается отвечать на вопросы любознательных школьников. Снижает оценку за то, что ребенок отступил три клеточки вместо двух, пишет на полях или неразборчиво.
Выделение любимчиков и высокомерие
Плохие преподаватели ставят себя на несколько ступеней выше, чем ученики. Хвалятся и сравнивают школьников с собой, принижая их чувство достоинства. А чтобы усилить воздействие и подчеркнуть влиятельность, выбирают любимчиков. Ничем хорошим такое разделение класса на «хороших» и «плохих» не закончится.
Предъявление к ученикам чрезмерных требований
В общении с родителями и учениками плохой учитель проявляет предвзятость и дает всему субъективную оценку. Он предъявляет высокие требования к детям, перекладывает свои обязанности на плечи мам и пап, остро реагирует на критику.
Процесс общения у такого учителя быстро переходит в выяснение отношений с поисками виноватого. Плохими оказываются все вокруг, и в первую очередь ребенок. Преподаватель занижает оценки, оценивая не знания, а свою некомпетентность.
Есть ли у учителя «право на ошибку»
Да, конечно, случается ошибиться врачу, случается ошибиться судье. Случается ошибиться и педагогу, и родителям. Но пусть это не
звучит парадоксом: ошибаться имеет право только тот, кто не признает за собой этого права. Только тот, кто прилагает постоянные усилия, чтобы избежать ошибки, кто, допустив ее, принимает все меры к исправлению — только за таким человеком признается право на отдельные промахи.
Когда ученик говорит: «Мне занижают оценки» — это уже сигнал тревоги. Это значит, что появился брак в работе — может, в профессиональной работе учителя, может, в воспитательной работе родителей. Долг тех и других — совместными усилиями сделать все возможное, чтобы исправить допущенные ошибки.
Обязанности учителя
В соответствии со статьей 48 Закона «Об образовании в РФ» учителю вменяется в обязанности:
- соблюдение правовых установок, норм этики и нравственности, следование постулатам профессиональной этики;
- уважение личности учащихся, а также их чести и достоинства;
- организация обучающих процессов на высоком профессиональном уровне, соответствие применяемых средств и методов утвержденной рабочей программе;
- мотивирование учеников на самостоятельность, развитие познавательной активности и творческих способностей, формирование культуры здорового образа жизни;
- использование в обучении и воспитании педагогически качественных и обоснованных методик;
- периодическое подтверждение своей профессиональной пригодности посредством прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности;
- учет индивидуальных отличий учеников, особенностей их физического, нравственного развития и состояния здоровья;
- прохождение регулярного врачебного обследования и освидетельствования в ходе обязательных медицинских осмотров;
- соблюдение внутренних нормативных актов школы, в том числе устава и правил внутреннего распорядка.
«Попробую вести себя идеально». Стратегии выживания
Меня нередко спрашивают, что сказать ребенку, чтобы он мог справляться с такой ситуацией. Мой ответ – ребенок не должен справляться, позиции неравны. Детей в принципе нельзя оставлять в ней, слишком велика цена. Вот стратегии, которыми дети пытаются адаптироваться к ситуации. Найдете ли вы среди них «достаточно хорошую»?
Стратегия 1: активное избегание. Попытка минимизировать контакты с абьюзером. Нежелание ходить в школу в принципе или на конкретный урок. Прогулы. Жалобы родителю на учителя. Может быть желание бросить школу, вообще туда не ходить.
«Я сегодня в школу не пойду» – почему дети часто не говорят, что их травят
Стратегия 2: пассивное избегание. Болезненность, частые ОРВИ, рвота и боли в животе, особенно по утрам, но не обязательно. Заболел – в школу можно не идти. Депрессия как обессиливание.
Стратегия 3: попытка адаптироваться: делать все, чтобы избежать насилия, учиться и вести себя «идеально». Получают развитие эмоциональные расстройства: депрессия, тревожные, фобические, панические расстройства. Или стойкие состояния, например эмоциональная тупость – невозможность сопереживать другим людям.
Стратегия 4: присоединение к насильнику («стокгольмский синдром»). Считать, что учитель поступает правильно, справедливо, «так ему и надо». Ведет к тому, что ученика-мишень, выбранного учителем, начинают травить дети. Ситуация «легитимизированной» травли.
Стратегия 5: открытая конфронтация. Ученик открыто выражает свои мысли и чувства по поводу отношения к учителю. Он – маленький борец за справедливость. Надо сказать, дети довольно точно подмечают токсичные проявления у учителя. Скорее всего, гнев учителя будет направлен на ученика. Ожидаем буллинг от части класса (которые в стратегии 4).
Стратегии могут встречаться вместе и/или попеременно, но какая-то будет ведущей.
История 4
Даже в лучших школах района могу работать не самые лучшие учителя. Учительница средних лет по русскому языку оказалась весьма равнодушной к результатам ОГЭ своих подопечных. Ей совершенно не хотелось прилагать усилия, чтобы ученики успешно сдали экзамен. Более того, она даже не пыталась скрывать этого. Принято давать дополнительные задания и проверять их выполнение, чтобы быть готовым к любым испытаниям. Дети самостоятельно пытались получать дополнительные знания.
Однако, педагог с безразличием сообщила детям: «Кому сдавать ОГЭ? Мне или вам?»!
Такой поступок обескураживает. Кроме этого, удивительным образом в классных дневниках оказывались оценки, которые ученики не получали. Родители и ученики удивлены таким непедагогичным подходом. Школьники любого уровня знаний страдали от этой учительницы. Какое впечатление оставит она о себе? По этой причине многие дети отказались переходить в следующий десятый класс. Они твердо решили, что не желают общаться с таким педагогом, а лучше пойдут в колледж. Только так можно прервать общение с токсичным учителем.
Негативные последствия токсичных отношений
Клинический психолог Сет Майерс выделяет ряд самых серьезных последствий, которые потом придется долго «лечить», если не выйти из токсичных отношений с мужчиной/женщиной.
- Снижение самооценки
Люди, состоящие в токсичных отношениях, практически всегда страдают заниженной самооценкой и рано или поздно полностью теряют веру в себя. Партнер сознательно или бессознательно выстраивает взаимодействие таким образом, чтобы взять полный контроль над ситуацией.
И даже если избавиться от токсичных отношений, уверенность в себе и желание получать удовольствие от каждого прожитого дня вернутся еще не скоро.
- Потеря себя
Токсичный человек умело манипулирует чувствами и действиями своего партнера. Проходит время, и жертва забывает, что когда-то были светлые мечты и планы на самореализацию. Человек уже по привычке начинает жить так, как того хочет партнер. Яркий пример — токсичные отношения с мамой, когда властная женщина манипулирует чувствами ребенка, чтобы любимое чадо всегда находилось «при ней». В ход идут любые средства — критика, эмоциональный шантаж, жесткое нарушение личных границ. В итоге у повзрослевшего ребенка нет своей жизни, только мать.
Потеря целостности личности может привести к сильной зависимости от токсичного человека. Это делает практически невозможным самостоятельный выход из токсичных отношений.
- Психические расстройства
Люди, длительное время пребывающие в токсичных отношениях, зачастую страдают психическими расстройствами — депрессией, неврозами, паническими атаками, повышенной тревожностью. Это следствие того эмоционального напряжения, которое существует между людьми. Есть риск, что психические расстройства рано или поздно окажут свое негативное влияние и на физическое состояние человека.
Типичный случай, когда жертва испытывает не только эмоциональный дискомфорт при взаимодействии с другим человеком, — токсичные отношения с мужчиной, который проявляет открытую агрессию. Случаи домашнего насилия, когда женщина долгие годы терпит физическое унижение и боль, не новы даже для развитых стран.
Как писать жалобу на имя директора
Заполняя жалобу на учителя, которая «пойдет» директору учебного заведения, не отклоняйтесь от общих стандартов. Указав необходимые сведения в «шапке» документа, не забудьте уточнить данные учителя, на которого эту жалобу, собственно, и подаете. Подробно опишите ситуацию, ставшую причиной обращения. Опирайтесь только на факты, реально имеющие место, желательно подкрепить слова доказательствами. Подготовьте ссылки на законодательные нормы, которые учитель нарушил. Не отступайте от конкретики и не валите все проблемы в один текст. Для каждого конфликта – отдельная жалоба.