Какая цель пальчиковой гимнастики в детском саду

Пример конспекта проведения занятия

Ниже представлен конспект занятия пальчиковой гимнастикой в средней группе «Утреннее приветствие».

Цели:

  • развитие мелкой моторики через упражнения с пальцами;
  • совершенствование речевых навыков; изучение частей тела;
  • развитие мышления, воображения, координации движений;
  • создание позитивного настроя на весь день.

Воспитатель здоровается с детьми. Спрашивает, хорошо ли они выспались, какое у них настроение: А проснулись ли наши пальчики? Давайте их разбудим!

Утро настало, солнышко встало!

Вставай, большак! ( пальцами одной руки отгибаем и разминаем пальцы другой, зажатой в кулак — начиная с большого пальца)

Вставай, указка! (отгибаем указательный палец)

Вставай, середка! (отгибаем и разминаем средний палец)

Вставай, сиротка! (работаем с безымянным пальчиком)

Вставай, малютка! (мизинчик)

Упражнения повторяем для другой руки.

Воспитатель: пальчики проснулись! А глазки, ушки, ножки?

Просыпайтесь, мои глазки! (имитация — крутим бинокль, наводим резкость)

Просыпайтесь, мои ушки! (погладили, размяли пальцами, растерли мочку указательным и большим пальцами)

Просыпайтесь, мои ручки! (погладили от плеча и до кисти, похлопали в ладоши)

Просыпайтесь, мои ножки! ( погладили, потопали)

Просыпайся, голова! (погладили себя по голове)

Вот и весь проснулся я! (потянулись вверх, похлопали и помахали приветственно ладошками)

Цель пальчиковой гимнастики

Цели проведения зарядки для пальчиков отличаются для детей разных возрастных групп. Для малышей до 4-х лет:

  • Формирование навыка слежения за объектом;
  • Обучение повторению за действиями других людей;
  • Совершенствование координации движений;
  • Развитие чувства ритма.

Для средней группы дошкольников (4-5 лет):

  • Стимуляция внимательности, непроизвольного запоминания;
  • Совершенствование мелких движений пальцами;
  • Формирование образного мышления;
  • Снятие напряжения с мышц верхних конечностей.

Для старших дошкольников (5-6 лет):

  • Развитие творческих способностей;
  • Подготовка кисти к письму;
  • Совершенствование способности к целенаправленным действиям;
  • Стимуляция процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.

Принципы организации гимнастики для пальчиков и ладошек

При проведении пальчиковой гимнастики в средней группе детского сада, воспитателю следует опираться как на общие принципы, используемые в организации деятельности воспитанников, так и на особенности психики и физиологии детей пятого года жизни.

Организация гимнастики строится на принципах:

  • Систематичности и постепенности. Занятия гимнастикой проводятся регулярно, с постепенным усложнением и обязательным повторением упражнений.
  • Комфортности и добровольности. Занятия должны приносить детям удовольствие, радость, а участие в них всегда свободное, по желанию детей. Чтобы дети с интересом восприняли гимнастику и активно в ней участвовали, педагог использует различные приёмы: художественное слово; привлечение игрового персонажа; красочную атрибутику (яркие мячики, колпачки с «портретами» зверят, сказочных героев.
  • Доступности и посильности. Все материалы (стихи, потешки, иллюстрации, картинки), которые использует воспитатель, должны соответствовать возрасту детей, быть им знакомы, понятны, чтобы не вызвать заминки и не снизить динамичность игры.
  • Индивидуального подхода. Детям средней группы, в отличие от младшей и ясельной, уже нет необходимости в том, чтобы педагог каждый аз обучал их упражнениям, беря ручку ребёнка в свою и манипулируя его пальчиками. Четырёхлетние вполне могут повторить движение, которое им покажут 1–2 раза. Но воспитатель должен держать всех ребятишек в поле зрения, и если у кого-то из них некоторые упражнения вызывают трудности, или же дети неправильно выполняют их, следует провести работу с такими детьми, чтобы закрепить правильное положение пальцев во время упражнения. Это поможет малышам и в других видах деятельности (научит правильно держать ложку, карандаш, манипулировать предметами в играх).

Соблюдение таких принципов поможет педагогу провести этот вид деятельностис наибольшей пользой для малышей, увлекательно и в нужном темпе.

В средней группе перед педагогом ставится новая задача: научить малышей согласовывать движения обеих рук

Пальчиковая гимнастика и физкультминутки на тему: «Спорт»

Категория: Консультации для педагогов
Создано 21.12.2018 09:50
Просмотров: 11726

Пальчиковая гимнастика на тему: «Спорт»

Подготовила воспитатель:Матвеева Н.В.

Зимние виды спорта.

Раз, два, три, четыре, пять, Соединять одноименные пальцы рук, начиная с большихК нам зима пришла опять. Указательный и средний пальцы «шагают» по столуЛюбим забавы холодной поры: Сжимать – разжимать пальцы в кулакиВесело мчимся с высокой горы,Ходим на лыжах, на санках летимИ в белоснежных коньках мы скользим,Лепим все дружно снеговика. Загибаем пальцы обеих рук, начиная с больших.Не уходила б  зима никогда! Хлопают в ладоши.

«Спортсмены»

Чтоб болезней не бояться, Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны. Надо спортом заниматься. Играет в теннис — теннисист, Он спортсмен, а не артист. В футбол играет — футболист, В хоккей играет — хоккеист, В волейбол — волейболист, В баскетбол — баскетболист. Сгибают пальцы в      кулачок, начиная с мизинца.

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать? (разводят ладони в стороны, указывают на себя)В снежки играть, на лыжах бегать (имитируем движения по тексту)На коньках по льду кататься (крепко прижимаем пальцы друг к другу, имитируем движения ногами, как на коньках)Вниз с горы на санках мчаться (волнообразные движения ладонями вверх – вниз перед собой)

Юные спортсмены

Мы едем на лыжах,Мы мчимся с горы,Мы любим забавы холодной поры (две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх — это лыжи. Указательный и средний пальцы встают на них, как на ноги, и двигаются по столу.)

Самокат

Я несусь на самокате мимо сосен и берез (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)Оставляет на асфальте самокат следы колес (делают шаркающие движения ладоней друг об друга)Самокат я сам катаю, встану сам, сам разгоню,Ну а если сам сломаю, сам его и починю! (поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)

Физминутки на тему: «Спорт»

Конькобежный спорт

На коньках стоять умеем,И на ноги их оденем, (шагаем на месте, одеваем коньки)Приготовимся – Вперед!Совершаем мы полет (согнули спину, присели на полусогнутых)

Плавно ноги мы разводим,Быстро двигаемся, сводим, (нога и рука вправо)Руки тоже за ногамиБыстро двигаются сами (нога и рука влево)Мы на льду быстрее всех,Впереди нас ждет успех!!! (маршируем, хлопки перед грудью)

Биатлон

Очень любим мы стрелять,И в войнушки все играть, (имитируем стрельбу с оружия)А на лыжах все ли могутПокататься? Постоять!В биатлонистов превратились,И на лыжах покатились (покружились и пошли, скользя по полу)А ружьё то за плечом,Пригодится нам потом.Вот и цель уж впереди,Опустились до земли, (легли на пол животом)Сняли с плеч ружьё свое,Смотрим в цель и бьем её (имитируем ружьё и целимся вперед)Попадаем и встаёмИ на лыжах мы бегом,Вот и финиш на пути,Ждет победа впереди!!! (встали и пошли, скользя по полу)

Фигурное катание (в парах).

Взялись за руки, скрепились,В фигуристов превратились, (в паре, руки крест-накрест друг с другом)Мы на лед выходим ловко,Потому что есть сноровка. (двигаемся в паре, имитируя скольжение)Ногу правую поднялиИ назад её убрали, (нога вперед и назад)Ногу левую вперед-

Как красив же наш полет (нога вперед и назад)Мы танцуем вдохновенно,Сядем — встанем мы мгновенно, (присесть, не бросая руки партнера)И покружимся на льду,Как снежинки на ветру! (покружились вправо, влево)

Бобслей ( в тройках)

В одиночку мы не можем,Только дружба нам поможет, (встать в шеренгу по трое)В соревнованьях победитьИ медали получить (показать медаль на шее)Шлем оденем мы быстрей, (показать одевание шлема на голову)И перчатки поживей, (показать одевание перчаток на руки)Друг за другом в сани сели, (сели к колону друг за другом, ноги вытянуть вперед)Оттолкнулись — полетели!Очень быстрый наш полет,Уносит сани он вперед, (движения корпусом вперед и назад)Вправо, влево наклонились,И с горы большой скатились (показать полет с горы)

Хоккей (врассыпную)

На коньки встаем быстрей,Очень любим мы хоккей, (показать одевание коньков)Чтоб начать в него играть,Клюшку надо в руки взять (показать клюшку в правой руке)Шайбу этой клюшкой бьём,Влево, вправо подаём, (движение рукой влево, вправо)Шайба быстро полетелаИ в ворота залетела! (резкий рывок рукой и крикнуть «Ура»)Мы играем все что надо,Впереди нас ждет награда, (показать руками «класс»)В Олимпиаде участие принять,И чемпионский кубок взять! (подпрыгнуть, руки вверх)

  • < Назад
  • Вперёд >

Готовим руку к письму

Письмо – непростой навык для дошкольника, которым невозможно быстро овладеть без тренировки. Чтобы почерк впоследствии был ровным и красивым, нужна согласованная работа всех мышц кисти и предплечья

Важно то, как ребенок держит ручку, как ведет ею по бумаге, переходит от одной буквы к другой

Поэтому учить дошкольника писать следует одновременно с выполнением простых разминочных упражнений. Это прекрасный способ развития письменных навыков.

  1. «Здороваемся». Малыш дотрагивается подушечкой большого пальца по очереди до всех остальных. Так пальчики «приветствуют» друг друга.
  2. «Крестики». Малыш скрещивает одновременно или по очереди 2 и 3, 4 и 5 пальцы.
  3. «Змейка». Подушечка каждого пальца дотягивается до его же основания.
  4. «Крылья». Ребенок плавно машет кистями рук, имитируя движения крыльев.
  5. «Брызги». Дети в течение нескольких секунд трясут расслабленными кистями рук, как бы стряхивая с них капли воды.
  6. «Ножницы». 2 и 3, 4 и 5 пальчики соединяются между собой и выполняются движения, имитирующие ножницы.
  7. «Пианино». Малыш делает вид, что играет на пианино, нажимая пальцами на столешницу.
  8. «Круги». Каждым пальцем поочередно выполняются круговые движения в воздухе.
  9. Эффективен также двухминутный массаж, который выполняют в начале, в середине и в конце занятия. Массировать пальчики следует мягкими растирающими круговыми движениями, начиная от периферии и постепенно двигаясь к их основанию.

Деятельность ребенка в ДОУ обычно насыщенна и разнообразна. Однако не стоит игнорировать и такие, казалось бы, простые занятия, как пальчиковые игры. Они самым благоприятным образом сказываются как на интеллектуальном, так и на физическом развитии и помогают малышу найти общий язык со сверстниками и педагогами.

Продолжительность занятий в разных возрастных группах

Продолжительность занятий для разных возрастов может варьироваться. Как правило, сами тренировки не используются в качестве самостоятельного занятия, а включаются в него как один из элементов.

Потому непосредственно тренинг чаще всего занимает около 5 мин

Поскольку долго удерживать внимание дошкольников из младших групп довольно сложно, то для них рекомендованы более короткие по продолжительности занятия

Исходя из этого, можно организовывать пальчиковые упражнения с такой продолжительностью:

Возрастная группа Вид занятия Продолжительность упражнений
От одного года до двух лет Массаж 2-3 мин
3-4 года Массаж Гимнастика 2-3 мин Около 5 мин
5-6 лет Гимнастика 5-15 мин

Строгих ограничений по продолжительности тренинга нет. Если задача воспринимается детьми с удовольствием, занятия можно повторить несколько раз. Однако не стоит переусердствовать в этом, чтобы интерес к подобным упражнениям не пропадал.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей, как правило, повторяется в течение дня 2-3 раза. Техники можно менять. Но следует также учитывать, что на разучивание движений требуется повторение одного и того же задания ежедневно по крайней мере в течение недели.

Игры про тело ребенка

Гармонь

Стенка, стенка (показывать на щеки) Потолок (лоб), Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам) И звонок. (нос) — Дзынь! (надавить на нос) Хозяин дома? — Дзынь! (надавить на нос) Гармонь готова? — Дзынь! (надавить на нос) Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)

Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза) Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши) Это носик, это рот. (показать нос, рот) Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот) Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши) Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами) Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)

Лицо

Лес, (показать на волосы) Поляна, (лоб) Горка, (провести пальцем по носу) Яма. (ребенок открывает рот) Обрыв (показать пальцем на подбородок) Взрыв. (легко пощекотать по шее)

Виды пальчиковых игр

Вариантов сценок для развития ловкости манипуляций руками много, но все их условно можно разделить на категории:

  1. Пассивная зарядка. Эти упражнения являются массажем. Такие сеансы рекомендованы для тренировки пальцев верхних конечностей детей самой младшей возрастной группы. Все манипуляции осуществляет взрослый, проговаривая при этом текст, связанный тематически с движениями. Начиная с 3-летнего возраста можно поручить самостоятельное выполнение массирующих движений как подготовку к непосредственной тренировке мышц.
  2. Сгибание и разгибание пальцев. Задания этой группы подходят и малышам, и старшим детям. На этапе ознакомления с зарядкой взрослый может не только демонстрировать правильную технику, но и содействовать движениям ребенка. Но на более поздних этапах рекомендуется самостоятельная работа дошкольников. Воспитатель должен занимать наблюдательную позицию и устно корректировать действия подопечных в случае неточности выполнения упражнения.
  3. Статическая зарядка для пальцев. Суть этих тренировок сводится к изображению посредством кисти руки какого-либо предмета или существа. Задания могут быть продемонстрированы наглядно либо схематически в виде рисунков на карточках.
  4. Динамические движения, инсценировка сюжетов. К этой группе относится и пальчиковый театр.

Перечисленными вариантами занятия для слаженности движений верхних конечностей и пальцев не ограничиваются. Совершенствованию точных манипуляций способствуют такие занятия, как перекатывание объемных тел в ладонях и между пальцами, лепка из пластилина, глины, песка, различные техники рисования, шнуровки, нанизывание и перебирание предметов на нитку.

Эффективны задания, требующие совершения вращательных движений кистью, конструирование, плетение. Такие занятия задействуют все мышцы кисти руки, благотворно воздействуя на координацию и легкость движений.

Пальчиковая гимнастика в средней группе — картотека с целями по ФГОС на год

Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях опирается на требования ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Направлена на детское развитие и подготовку к школе.

Комплекс упражнений по месяцам.

Цели:

развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить;
развивать координацию движений рук, тренировать мелкую моторику;
совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Месяцы Тема Упражнения
январь Времена года Праздник Новый год «Снежки» «Елочка» «Снеговик»
февраль 23 февраля Игрушки Животные «Мы солдаты» «Игрушки» «Здравствуй, цыпленок!»
март 8 марта Профессии Плоды «Мамин день» «Мамы всякие нужны» «Орешки»
апрель Времена года Птицы «Дерево качается» » Воробьи«
май Времена года 9 мая «Одежда» «Весна» «Самолеты» «Матрешки»
июнь Природа Цветы Игрушки «Деревцо» «Наши красные цветки» «Мяч»
июль Овощи Природа «Варим суп» «Наш Огород»
август Погода Обувь Ягоды «Дождик» «Сапожки» «В саду»
октябрь Посуда Времена года Овощи «Тарелочки» «Кап-Кап» «Мы капусту солим»
ноябрь Игрушки Одежда Животные «Кукла» «Сапожки» «Улитка»
декабрь Времена года Игры Продукты «Зима» «Зимние забавы» «Пирожок»

Математические занятия в средних группах детских садов

Наглядное пособие игры «Улитка»

Пальчиковая гимнастика «Лето» в подготовительной группе

Дошкольники в подготовительной группе делают пальчиковую гимнастику перед основными занятиями, требующими напряжения мускулатуры кистей и хорошей моторики: лепкой, рисованием, созданием аппликаций, чистописанием. Пальчиковые игры – замечательный метод мышечной подготовки к школьному письму. В старшей группе пальчиковая гимнастика проводится в ускоренном темпе, но педагог должен контролировать правильность выполнения движений.

После дождика

Летний дождик пробежал, – воспитанники соединяют все пальчики обеих рук;

Нас на улицу позвал. – поочередно касаются большого пальца кончиками остальных четырех пальчиков на обеих руках;

Как мы будем играть? – соединяют все пальчики обеих рук;

По лужам бежать, – пальцы правой руки складывают в щепотку, прижимают к раскрытой ладони левой руки, затем наоборот;

Лодочки пускать, – изображают двумя руками знак бесконечности;

По радуге пройдемся, – выставляют руки вперед, кисти опускают, изображают ими дуги;

Друг другу улыбнемся! – улыбаются, глядя на товарищей.

Колокольчики

Колокольчики играют, – воспитанники сжимают и раскрывают кулаки;

В траве бутончики скрывают. – неторопливо моргают;

Синие цветочки

Раскрыли лепесточки. – поочередно растопыривают и соединяют пальцы;

Бутончики качаются,

К самой земле склоняются. – покачивают расслабленными кистями в разные стороны;

Колокольчик, повернись,

Нам с друзьями поклонись. – делают круговые движения руками;

Синий колокольчик –

Вежливый цветочек. – хлопают в ладоши, затем руки кладут на стол ладонями вверх.

Ягодки

С куста ягодки беру, – дети пальцами правой руки гладят каждый левый пальчик от начала до конца, имитируя снятие ягоды с ветки, затем меняют положение рук;

И в корзинку их кладу. – чашеобразно складывают руки;

Корзинку я заполню всю, – сжимают ладони так, чтобы они напоминали черпачки, правой накрывают левую, затем наоборот;

Горстку ягод в рот возьму,

Скушаю совсем немножко, – одну ладонь оставляют в форме черпачка, второй имитируют движения, будто берут ягоды, кладут их в рот;

Чтоб легкой была обратная дорожка. – быстро двигают указательным и средним пальцами.

Лепим из песка

Из песка сыпучего,

Многое получится. – дети хлопают в ладоши;

Маша лепит домик, – сцепляют руки над головой треугольником, имитируя крышу;

А Сережа – мячик, – ладони сжимают черпачками, делают движения, будто лепят что-то круглое;

Света – золотую рыбку, – соединяют ладони, плавно двигают ими вправо-влево;

Вася – боровик со шляпкой. – на правый кулак накладывают левую ладонь, затем наоборот.

Упражнение «Волшебный шарик» для разогрева кистей рук

Познакомимся с методом «Су-джок», который используют специалисты в коррекционной работе.

Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины.

«Су-джок» шары — это маленькие,колючие, массажные шарики с двумя колечками внутри.

Шарики используются для стимуляции зон на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы и катаются вверх-вниз.

С помощью такого массажёра происходит:

  1. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  2. Коррекция произношения.
  3. Развитие звукового и слогового анализа слов.
  4. Активизация словаря.
  5. Развитие общей и мелкой моторики.
  6. Развитие психических процессов.
  7. Развитие цветовосприятия.
  8. Развитие пространственно-временных представлений.

Вы представляете, сколько пользы от такого маленького «волшебного шарика» по очень приемлемой цене!

Обязательно попробуйте дома, а чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал:

Что зимой мы любим делать?В снежки играть,На лыжах бегать!На коньках по льду кататьсяИ с горы на санках мчаться!

Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы

На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Анализ и диагностика пальчиковой гимнастики в ДОУ

Пальчиковые упражнения считаются одной из эффективнейших методик развития детей. Диагностика уровня речевых и мыслительных способностей состоит из трёхступенчатого мониторинга:

  • уровень умений и навыков детей в начале учебного года (сентябрь);
  • в середине года (январь);
  • в конце учебного года (май-июнь).

Воспитатель отмечает, в какой степени повлияли на результаты диагностики регулярные занятия пальчиковой гимнастикой. Выделяются проблемные воспитанники, для которых необходимо составить индивидуальные планы коррекции: повторить игры, добавить упражнения на определённые группы движений, заменить на упрощённые задания.

Воспитатель анализирует каждую игру: не только качество движений, но и эмоциональное состояние детей

С результатами диагностики интеллектуальных способностей соотносятся показатели диагностики развития мелкой моторики у детей. В соответствии с возрастом воспитанников оценивается их координация движений, качество выполнения тонких движений.

Методика «Перебор пальцев» позволяет диагностировать уровень развития мелкой моторики дошкольников

Кроме того, воспитатель оценивает эффективность каждой пальчиковой игры, разучиваемой с детьми. С целью выявления уровня организаторских способностей педагога проводится анализ игры.

Протокол анализа пальчиковой игры:

  1. Соответствие темы и содержания игры интересам и умениям воспитанников.
  2. Степень заинтересованности детей во время игры, привлечение мотивирующего материала (игрушки, картинки, музыка).
  3. Какие задачи были достигнуты в игре.
  4. Оценка деятельности воспитанников:
    • внимательность во время показа движений воспитателем;
    • активность выполнения движений;
    • эмоциональность песенного исполнения (если было);
    • слаженность выполнения движений внутри группы, попадание в ритм.
  5. Завершение игры: эмоции и пожелания детей.
  6. Направление последующей работы воспитателя: корректировка/совершенствование методики проведения игры.

Родителям и педагогам необходимо обогащать игровой опыт детей пальчиковыми упражнениями и забавами. Они помогают развитию памяти и речи, подготавливают кисть ведущей руки к письму. И, что особенно актуально в современных условиях, являются простым и приятным способом сохранить эмоциональный баланс, избежать мышечного и психического перенапряжения.

Значение пальчиковых упражнений для развития дошкольников

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика — вид детской двигательной деятельности, главными целями которых являются:

  • развитие мелкой моторики кисти, ладони и пальцев;
  • совершенствование и обогащение тактильных ощущений;
  • развитие навыков манипулирования мелкими предметами и выполнения действий с ними.

В отличие от игр, пальчиковая гимнастика имеет более чёткую, фиксированную структуру, предполагает выполнение действий в определённом порядке, по образцу, показанному педагогом, включает в себя элементы самомассажа. Но поскольку пальчиковые игры увлекательны, динамичны и имеют большое влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольников, их также можно использовать в ходе организованной образовательной деятельности как разновидность лёгкой гимнастики для ладоней и пальцев.

Чем же так полезны упражнения для пальчиков и ладошек в дошкольном возрасте? Всем известная фраза В. А. Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» раскрывает одну из основных задач этих упражнений: способствовать развитию интеллекта, познавательной активности, любознательности малыша.

В отличие от взрослых детишкам, чтобы получить полное представление о предмете, мало увидеть его. Им необходимо потрогать, опробовать его в действии, узнать, твёрдый он или мягкий, гибкий или нет, какие игровые действия с ним можно выполнять, издаёт ли он звуки, приятен ли на ощупь. Вся полученная информация передаётся от пальцев мозгу, стимулируя его усиленную работу.Занимаясь с малышом пальчиковой гимнастикой, мы развиваем его руки как инструмент активного исследования окружающего мира.

Тактильные ощущения, получаемые детьми с помощью рук, дают им не меньше представлений об окружающем мире, чем зрение

Однако, кроме такой важной задачи, пальчиковая гимнастика преследует и ряд других, не менее значительных:

  • Развитие речи. Педагоги и психологи отмечают, что чем больше ребёнок занимается упражнениями на развитие мелкой моторики, тем быстрее он начинает говорить, используя в речи полные предложения, активнее включает в речь прилагательные, глаголы, слова на описание эмоционального состояния своего и окружающих.
  • Укрепление здоровья. На ладонях и пальцах расположены биологически активные точки, воздействуя на которые повышают иммунитет, сопротивляемость детского организма различным заболеваниям.
  • Улучшение процессов мышления (памяти, внимания). Этому способствуют и сами двигательные упражнения, и стихотворные либо прозаические тексты, которыми сопровождается гимнастика.

Отмечают положительное воздействие пальчиковой гимнастики и на психику детей. Гиперактивных и возбудимых она успокаивает, слишком застенчивым и неуверенным в себе малышам позволяет раскрыться, почувствовать себя свободнее, раскованнее в коллективе.

Если пальчиковая гимнастика приносит радость, то она полезна вдвойне: и для умственного развития, и для формирования эмоциональной сферы ребёнка

Занятия для 4–5 лет

Лучшее время для обучения ребенка – сразу после завтрака или после дневного сна и полдника. В этот период у малыша много сил, он максимально готов концентрироваться на заданиях. Тем не менее, это не исключает возможность проведения пальчиковой гимнастики в любое время и в любом месте. Например, в дороге, очереди, на прогулке. К счастью, подобные занятия не требуют использования дополнительных атрибутов. Все, что нужно – запомнить потешки и движения, увлечь ребенка в игру.

Полезные рекомендации:

Перед занятием пальчики нужно размять. Ручки должны быть теплыми.
Читать потешки следует максимально выразительно, задействуя мимику.
Ребенок должен знать примерное содержание стихотворения. Если стишок новый, нужно заранее с ним ознакомить малыша.
Можно делать гимнастику под аудиозапись с детскими стишками.
Каждое упражнение выполняется с повтором, но не больше 3 раз подряд.
Одно занятие длится 10–15 минут.
Постепенно набор игр меняется, а сами движения усложняются

Любимые стихи рекомендуется оставить и читать их первыми.
Особенно важно, чтобы в гимнастике участвовали два последних пальца – мизинец и безымянный.

Примеры

Для занятия пальчиковой гимнастикой можно использовать любые короткие стишки. Движения придумываются на ходу. Родитель читает выбранное произведение и быстренько соображает, как изобразить козочку, собачку, дождик или солнышко. Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет. При систематических занятиях, малыш сможет делать гимнастику без подсказки. Некоторым деткам интересно фантазировать и делать свои «постановки». Такое стремление нужно обязательно поддерживать.

Облака

Два кулачка перед собой, подушечки указательных пальцев соединены: Облака как паруса

Кулачки сжимаются и разжимаются: Мчит их ветер, гонит

Движение левой ручки вперед, пальчики раскрыты: Если много облаков

Указательный пальчик стучит по ладошке второй руки: Значит, будет дождик

Правая ручка движется вперед, пальчики раскрыты: Ну а если облака

Пальцы покачиваются вправо-влево: Как перо жар-птицы

Обе ручки над головой с разведенными пальчиками: Будет солнышко с утра

Махи руками по сторонам: Запоют все птицы

Кулачки соприкасаются: А столкнутся лоб об лоб

Нарисовать ручками круг: В тучу превратятся

Ладошки стучат по столу: И тогда грохочет гром

Сжать пальцы в кулачки и пригрозить: Это тучи злятся

Солнышко

Руки поднимаются над головой, пальчики максимально разведены: Солнышко ясное в небе сияет

Кисти рук вращаются: Лучиками нас согревает

Пальчики соединяются в замок: Вдруг тучки набежали

Сцепленные пальчики пытаются освободиться: Лучики в тучках застряли

Руки вытягиваются вверх и качаются из стороны в сторону: Ветер налетел могучий

Ладошки словно моют небо: Разогнал все тучи

Руки поднимаются вверх, пальчики расставляются: Солнышко снова на небе сияет

Кисти выполняют круговые движения: Теплом своим ребят согревает

Зимняя игра

Сжимание и разжимание кулачков: Лепим мы из снега ком

Прямые ладошки соединяются подушечками пальцев: Из комочков строим дом

Руки хлопают в ладоши: Зверята будут в доме жить

Ладошки гладят друг друга: Развлекаться и дружить

Пальцы переплетаются в замок: Будем домик сторожить

Осень пришла

Пальчики поочередно сгибаются, начиная с большого: Раз, два, три, четыре, пять

Сжимаются и разжимаются кулачки: Будем листья собирать

Одна ручка загибает большой пальчик другой руки: Листья калины

Указательный пальчик: Листья рябины

Средний: Листья липы

Безымянный: Листья ясеня

Мизинчик: Листья клена соберем

Пальцы стучат по столу: Любимой маме отнесем

Чем я занималась

Один кулачок потирает второй: В понедельник я стирала

Кисти расслаблены, ладошки движутся вправо-влево: А во вторник подметала

Ладошки поочередно накрывают друг друга: В среду я пекла калач

Кулачок стучит по ладошке второй руки: Весь четверг кидала мяч

Левая ручка стоит на ребре, пальцы полусогнуты, правая трет поверхность левой ладошки: Кружки в пятницу помыла

Ладошки смотрят вверх, мизинчики вместе: А в субботу торт купила

Потирание ручек: Всех подружек в воскресенье

Махи к себе: Позвала на день рожденья

Картинки

Существует немало наглядных примеров пальчиковых игр. Оптимально для занятий использовать распечатанный материал или предварительно его выучить. Чтение с экрана монитора будет отвлекать и взрослого, и ребенка, игра пройдет не так интересно, как могла бы.

Итак, иллюстрированные примеры пальчиковой гимнастики для 4–5 лет:

Упражнения

Вариантов упражнений для пальчиков существует очень много, они не обязательно являются частью законченной истории. Их можно подобрать не только по возрасту ребенка, но и разным темам. Например, овощи или домашние животные, перелетные птицы или транспорт. Вот несколько таких зарядок:

Одна из самых простых — это пальчиковая гимнастика про цветы:

Рост цветочек на полянке, (ставим руку на локоть)
Распускался спозаранку. (открываем пальчики на ладошке)
Днем стоял и красовался (наклоняем кисть в разные стороны)
Ну а на ночь закрывался (закрываем пальчики).

Собирали мы цветочки, (раскрытые ладошки складываем «чашечкой»)
Чтоб сплести их них веночки. (водим пальчиком по ладошке)
Получился вот какой, (складываем большой круг из пальцев)
Яркий, пышный и большой!(раскрываем все пальчики на ладошках, разводим их в стороны)

Очень простая и полезная пальчиковая гимнастика Деревья качаются:

Вот два дерева в лесочке (руки на локоть, пальчики открыты)
Наверху у них листочки (собрали пальчики, шевелим ладошками)
Ветер начал задувать (руки с раскрытыми пальчикам качаются)
И листочки обрывать. (ладошки «собрали» и медленно опустили на стол)

Малышам очень нравится пальчиковая гимнастика про апельсин, веселая и несложная:

Вот у Саши апельсин (сжимаем пальцы в кулачок)
Чистил он его один. (открываем пальчики по одному)
Сочный фрукт сам разломил, (изображаем обеими руками это действие)
И друзей всех угостил! (открываем ладошки перед собой).

Можно выполнять этот комплекс упражнений и под стихотворение «Мы делили апельсин», если ваш малыш уже немного подрос и хорошо знает этот мультфильм.

Для детей 3 лет может быть использована пальчиковая гимнастика про животных жарких стран или Крайнего Севера. Постепенно упражнения и стихи к ним становятся все сложнее и интереснее.

Очень популярна у педагогов пальчиковая гимнастика про засолку капусты:

Вот большой кочан капусты (изображаем руками большой шар)
Но без соли он не вкусный.
Будем мы его рубить (ставим ладошки на ребра и стучим ими по столу)
И солить-солить-солить (складываем пальцы вместе и имитируем посыпание солью)
Хорошенько все пожмем (активно сжимаем и разжимаем пальчики)
И морковочки натрем. (проводим сжатым кулачком по открытой ладошке)

Упражнение Ежик подойдет для тех ребят, кто уже хорошо освоил более простые варианты. Кстати, это хороший пример пальчиковой гимнастики для детей 3-4 лет, более старшего возраста.

Ходит ежик по полянке (пальчики одной руки «ходят» по ладошке другой)
Собирает не поганки, (качаем указательным пальцем перед собой)
А хорошие грибочки (делаем ножку и шляпку из кулачка и ладошки)
Все для сына и для дочки. (переплетаем пальцы обеих рук и поднимаем их)

Игры про тело ребенка

Гармонь

Стенка, стенка (показывать на щеки) Потолок (лоб), Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам) И звонок. (нос) — Дзынь! (надавить на нос) Хозяин дома? — Дзынь! (надавить на нос) Гармонь готова? — Дзынь! (надавить на нос) Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)

Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза) Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши) Это носик, это рот. (показать нос, рот) Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот) Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши) Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами) Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)

Лицо

Лес, (показать на волосы) Поляна, (лоб) Горка, (провести пальцем по носу) Яма. (ребенок открывает рот) Обрыв (показать пальцем на подбородок) Взрыв. (легко пощекотать по шее)

Пальчиковая гимнастика профессии подготовительная группа

Пальчиковая гимнастика: профессия Художник

Я взял бумагу, карандаш.Нарисовал дорогу.(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе («лист бумаги»)(Указательный палец правойруки — «карандаш».Провести пальцем по левойладони линию — «дорогу».)На ней быка изобразил.А рядом с ним корову.(Показывают рога.)Направо дом,Пальцы складываются домиком.Налево сад.(Кисти рук скрещиваются в запястьях «деревья», шевелить раздвинутыми пальцами «ветер раскачивает ветки».)В лесу двенадцать кочек.(Указательным пальцем правой рукирисуют точки на левой ладони.)На ветках яблочки висят,И дождичек их мочит.(Встряхивание кистей, имитация капель дождя.)Потом поставил стул на стол,Тянусь как можно выше.(Левая рука сжимается в кулаки кладется на приподнятую вверх ладонь правой.Левый кулак медленно разжимается,пальцы с напряжением тянутся вверх.)Уф! Свой рисунок приколол,Совсем неплохо вышел!(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок – поднятую в вертикальном положении левую ладонь.)Все работы хороши,Выбирай любую!(Улыбка удовлетворения на лице.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: