Детско-родительские отношения

Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Подростковый возраст (13-15 лет) и половое созревание (до 18 лет) — сложное время для всей семьи. Границы этих периодов размыты и условны, поэтому детей этого возраста называют либо подростками, либо мальчиками. Некоторые уже достигли половой зрелости, другие находятся в процессе взросления.

гласит закон неравномерного индивидуального развития. Таким образом, происходит неравномерное интеллектуальное, социальное и моральное развитие.

Эти типы развития не совпадают в разных сферах жизни. Ребенок вполне может быть взрослым физически, но оставаться подростком психически и социально.

И все же, так или иначе, мальчики и девочки сталкиваются с одними и теми же проблемами: Отношения с родителями, сверстниками, учителями, одиночество, первая любовь, выбор профессии.

Учащимся 3-го класса было предложено выбрать персонаж, отражающий их эмоциональное состояние, и наклеить его на тетрадь. Это задание было выполнено в течение учебной недели. Многие выбрали состояние счастья, радости и довольства.

Такое же задание было предложено учащимся 7-го класса. Многие (от 33% до 41%), особенно девушки, выбрали состояние одиночества и тоски.

Это подтверждает, что проблема одиночества, кажущегося непонимания свойственна подросткам.

Основная проблема, которая возникает у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В подростковом возрасте ребенок отходит от сыновней зависимости и переходит к отношениям, основанным на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей этот процесс является болезненным и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый возраст — это время, когда все члены семьи проходят проверку на социальную, личностную и семейную зрелость. Она продолжается в кризисах и конфликтах.

Именно в это время все скрытые противоречия выходят наружу.

Учеников 8-го класса попросили написать о том, что, по их мнению, не понимают их родители. Ответы были следующими: в моде, в современной музыке, в преподавании, в гендерных отношениях.

Затем родители должны были угадать, что напишут их дети. Родители предвидели, что будут писать дети: в моде и музыке.

Поэтому в семьях возникают разногласия по этим вопросам: что слушать, на что смотреть, что носить.

Так начинается отделение подростка от родителей, конфронтация с ними. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие не замечали многого в ребенке, верили в непогрешимость его авторитета, а теперь словно упали с пьедестала. Ведь в глазах подростка мать и отец являются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя некомфортно. Они остаются и авторитетом, который назначает наказания и поощрения, и образцом для подражания, воплощающим лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому все могут доверять. Однако со временем эти роли меняются местами.

Поэтому даже в благополучных семьях существуют определенные сложности в общении с детьми школьного возраста. Сложность также возрастает из-за того, что родители часто не понимают, что общение со взрослыми детьми должно строиться иначе, чем с младшими.

Восьмиклассников попросили написать, что бы они хотели услышать от своих родителей в случае разговора один на один. Оказалось, что дети хотели знать, как одевались их родители, когда были подростками, какую музыку они слушали, были ли у них конфликты с учителями, приходилось ли учителям выгонять их из класса, преследовали ли мальчиков и девочек за то, что они нравились друг другу и выставляли эти отношения напоказ в школе, и т.д.

Родители предполагали, что дети будут спрашивать их. Родители предполагают, что дети будут спрашивать их о работе, о самочувствии, просить денег на продукты.

Таким образом, у детей в возрасте 13-14 лет возникает потребность в «теплом» общении с родителями, в разговорах «по душам». Но такое общение в семьях ограничено, и родители иногда не видят необходимости в таких беседах.

Детско-родительские отношения

Доступна консультация по Skype или WhatsApp.

«Смысл жизни не в том, чтобы ждать, когда закончится гроза, а в том, чтобы научиться от души радоваться дождю.»

Вивиан Грин

Все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и успешными

Но зачастую, мы забываем, что для этого, прежде всего, человеку важно научиться быть счастливым. Эту науку он осваивает в детстве, в своих отношениях с родителями, благодаря их терпению, любви, пониманию самих себя и своего ребенка

Для ребёнка отношения с родителями — самые важные отношения, во многом определяющие всю его жизнь. Именно в этих отношениях ребенок формирует понимание собственного «Я», получает запас любви и безопасности, из которого в последующем будет черпать силы при решении «взрослых», серьезных проблем. Именно эти отношения он подсознательно рассматривает, как стандарт при построении всех последующих отношений: с друзьями, любимыми, приятелями или сослуживцами.

Существует множество классификаций, описывающих различные типы детско-родительских отношений и способов воспитания.

Оптимальный тип отношений характеризуется доверительностью и возможностью диалога между родителем и ребенком. Основные принципы таких отношений:

Уважение к личности ребенка — не будущая личность, он уже сейчас является полноценной личностью. Он имеет право на понимание и принятие, а также способность понимать и принимать других людей.
Отсутствие насилия (физического, психологического, эмоционального).
Открытость и искренность

Дети легко распознают фальшь, поэтому не стоит предлагать им формальные трактовки собственных действий или искажать факты — нужно лишь адаптировать информацию с учетом их возраста.
Взаимное уважение друг к другу — не теряя своей авторитетной родительской позиции, быть доброжелательным и принимающим родителем, готовым обсуждать с ребёнком то, что для него важно и актуально,
Принимать и любить малыша таким, какой он есть, а не таким, каким хотели бы его видеть родители.
Выступать с позиции авторитета, будучи доброжелательным и готовым к сотрудничеству, но не «скатываясь» в авторитарность или вседозволенность.
Следить, чтобы поощрения преобладали над наказаниями. Отслеживать не только промахи, но и достижения малыша, не забывать хвалить его, когда он что-то удачно сделал или в чем-то преуспел.
Следить, чтобы разрешения преобладали над запретами

Давать ребенку указания в положительной форме, например, «будь честным» вместо «не обманывай».
Не подавать «двойных сигналов», например, приучая ребенка говорить правду «вообще», в то же время советуя ему врать по поводу своего возраста, чтобы сэкономить на проезде в транспорте.
Не обсуждать ребенка в третьем лице и не сравнивать его с другими детьми в разговорах с мужем, женой, бабушкой, родителями других детей или учителями, если ребенок присутствует при разговоре.
Не ссориться и не конфликтовать при ребенке и, тем более, не настраивать его против одного из членов семьи.
Уделять ребенку достаточно внимания, вместе отдыхать и заниматься полезными делами.
Заранее готовиться к взрослению ребенка, постепенно снижая уровень контроля, повышая уровень его самостоятельности и переходя к взрослым способам взаимодействия.

На тему «как правильно воспитывать ребенка» написано множество хороших книг. К сожалению, теоретические советы не всегда оказывается возможным воплотить в жизнь. Практические рекомендации специалистов нашего Центра, предложенные именно вам, с учётом всех ваших семейных и личностных особенностей, помогут иначе взглянуть на ситуацию и преодолеть возникшие трудности при построении детско-родительских отношений.

Цены

Услуга Длительность Стоимость
Индивидуальная консультация психолога 55 мин 3 500 ₽
Консультация психолога по вопросам детско-родительских отношений 60 мин 4 500 ₽

§ Влияние семьи на развитие ребенка

Семья играет основную роль в воспитании личности ребенка. Конечно, помимо родителей в детском развитии участвует общество в целом. Однако, вряд ли социум может полностью заменить внутреннюю семейную систему. Ведь поддержка со стороны чужих людей несравнима с родительской любовью. Поэтому то, каким вырастет ребенок, зависит, в первую очередь, от устройства конкретной ячейки общества.

Итак, семья выполняет 8 задач, которые помогают в становлении и развитии личности ребенка:

Формирует чувство безопасности.
Здоровая привязанность между детьми и родителями влияет на снижение чувства тревоги и преодоление стрессовых ситуаций. Ведь доверительные взаимоотношения, эмоциональная близость, объятия, слова любви успокаивают и поддерживают малыша. Таким образом, именно в семье формируется базовое чувство безопасности.

Показывает фундаментальную модель поведения.
Дети повторяют за значимыми людьми. Происходит это следующим образом: взрослые люди диктуют правила поведения, а также демонстрируют собственное. Если передаваемые устно нормы совпадают с реальными поступками, усваивается родительская поведенческая модель. В противном случае целостной картины не будет. Тогда возможны разные вариации формирования поведения.

Пример: родители страдают от никотиновой зависимости, но ребенку внушают, что курить нельзя

Противоречивые послания могут привести к нескольким вариантам:
попытки попробовать табак, которые не сформируют вредную привычку;

попытки курения приведут к формированию зависимости;
полный отказ от пробы сигарет.
Таким образом, для формирования необходимой модели поведения очень важно, чтобы слова родителей совпадали с поступками. Передает знания, учит навыкам и умениям.
Семья – первый источник приобретения жизненного опыта, навыков, умений и знаний

Полнота детского кругозора зависит от возможностей родителей

Передает знания, учит навыкам и умениям.
Семья – первый источник приобретения жизненного опыта, навыков, умений и знаний. Полнота детского кругозора зависит от возможностей родителей

Образованный человек может вырасти в семейном кругу, где принято посещать общественно-культурные учреждения и мероприятия

Также немаловажное значение имеет отдых на природе. У всесторонне развитого человека больше шансов на успешное преодоление жизненных трудностей

Вырабатывает самодисциплину.
Сначала ребенок беспомощен и не может самостоятельно взаимодействовать со средой. Однако, по мере взросления маленький человек учится самодисциплине. Самостоятельность основывается на приемлемых и неприемлемых способах поведения. Малыш с помощью родителей начинает усваивать, что делать можно, а что – нельзя. И дальше понимает, как себя вести самостоятельно.

Прививает нравственные ориентиры.
Взгляды, моральные нормы, установки формируются благодаря семейному общению. Полноценное развитие ребенка возможно только в том случае, когда в семье есть нравственные ориентиры.

Создает условия для развития и обеспечивает экономическое благополучие.
Казалось бы, любовь – главное для развития ребенка. Однако, еще лучше, когда у семьи имеется материальный достаток. Ведь в современном капиталистическом мире крайне мало бесплатных кружков, секций, детских клубов.

Демонстрирует образец сохранения семейных взаимоотношений.
Ребенок наблюдает за отношениями между членами семьи. Он видит, как близкие конфликтуют и справляются с неизбежными кризисами. Также учится сохранению близости во взаимоотношениях при самых неблагоприятных обстоятельствах.

Формирует самооценку и самоуважение.
Где еще, если не в семье, формируются первые зачатки самооценки и самоуважения? Ведь оценивание себя самого происходит после оценки действий со стороны значимых взрослых людей. Затем уже на развитие первичной самооценки влияют остальные люди.

Таким образом, семья выполняет основные функции:

  • первостепенно влияет на развитие ребенка;
  • формирует характер, поведение, установки, ценности;
  • передает жизненно-важный опыт;
  • является первым источником социализации.

Развитие ребенка также зависит от стиля воспитания. Итак, каковы основные типы детско-родительских взаимоотношений?

Понятие семьи и семейных отношений

Семья — это социальная группа, которая влияет на психологическое состояние человека всю его оставшуюся жизнь. Это одни из наиболее важных ценностей жизни. В семье субъекты (родители) и объекты (дети) имеют определенные свойства, взаимодействуют большую часть времени. Такие отношения определяют физиологическое, психологическое, моральное состояние воспитанника.

Нормальным считается факт, что семейная пара, готовясь стать родителями, хочет дать малышу все самое лучшее. Отец и мать должны осознавать, что будут нести ответственность за детей, но повторяют модели поведения, принятые в их семьях. Межличностные отношения родителей — это принципы общения, существующие в семьях детей.

Психологический климат — важнейшая функция семьи.

Психология отношений между родителями и детьми включает:

Взаимное доверие — полное спокойствие, когда дети и родители не сомневаются друг в друге. Отсутствие доверия становится главное причиной одиночества человека, вступившего во взрослую жизнь. Возможно, корни проблемы заложены в семейных отношениях.
Сочувствие, поддержка. Данные качества позволяют ребенку чувствовать себя спокойно в обществе родителей. Эмоциональное благополучие требует физического контакта, прежде всего поглаживаний, поцелуев, объятий.
Рациональная оценка деятельности

Внимание родителей, которое уделяется занятиям малыша, должно включать одобрение, подсказку, сочувствие. Успех — личный, профессиональный — складывается совместными усилиями.
Адекватные требования. Ребенок должен четко осознавать свои обязанности, выполнять их

Семьи, где нет разграничения ответственности, дети испытывают дискомфорт, мечутся между желанием угодить родителям и непониманием своего места в семейной иерархии.

Ребенок должен четко осознавать свои обязанности, выполнять их. Семьи, где нет разграничения ответственности, дети испытывают дискомфорт, мечутся между желанием угодить родителям и непониманием своего места в семейной иерархии.

Потребность в оценке деятельности часто подразумевает желание малыша почувствовать родительское понимание, поддержку, внимание. Отсутствие реакции влечет за собой низкую самооценку, неуверенность, ребенок пытается найти понимание вне семейных отношений, часто опасными способами

Проблемы детско-родительских отношений

Психологи-консультанты обычно выделяют следующие представленные в таблице проблемы, с которыми обращаются родители.

Большую проблем для психолога являют собой случаи, когда родители проецируют свои проблемы на ребенка. В различных трудах по психологии и психологическому консультированию отмечается что, негативный родительский опыт переносится на воспитание детей, отравляя тем самым детско-родительские отношения. Родители пришедшие на консультацию к психологу попросту не осознают наличие проблемы. Напряженность формируется на подсознательном уровне, вызывая отторжение процесса адекватного восприятия поведения ребенка.

В психологической науке отмечается, что очень часто проблемы связанные с проблемами в супружеских взаимоотношения родители связывают с детьми и подсознательно создают негативный настрой в общении с ребенком. Кроме этого негативное неосознаваемое отношение к себе может проецироваться на ребенка и мешать построению теплых эмоциональных отношений с ним.

Проблемы, с которыми обращаются родители младших школьников к психологу

И, наконец, даже если клиент осознает, что сам создает проблемы в отношениях с ребенком, все равно он редко может самостоятельно переломить ситуацию. Причина этого кроется в том, что стереотипы поведения сформированы за счет его личного негативного опыта и плохо поддаются осознанной коррекции. []

В случае неосознавания проблем клиентом задача психолога-консультанта в процессе работы максимально расширить зону осознавания, а в случае желания, но невозможности изменить свое поведение, постараться вместе с клиентом переработать его негативный опыт, формируя тем самым новое отношение к себе и к ребенку.

Направления работы психолога с родителями

В рамках консультирования родителей дошкольников материалы психологической работы меняются от возраста детей и потребностей взрослых. Результаты индивидуальной психодиагностики используются для построения более продуктивной консультации. Высокопрофессиональный психолог использует всю доступную информацию и все доступные методы диагностики для повышения эффективности психологического консультирования. Родители должны понимать, что психолог имеет обширный спектр возможностей для привнесения нового, полезного как для родителей, так и для детско-родительских отношений.

Литература

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.: ООО Апрель Пресс, 2000

Сырвачева Л.А. Уфимцева Л.П. Особенности родительского отношения и его влияние на психическое развитие детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС – Красноярск: 2009

Симакова, Т. Современная семья и образование: на пути к партнерству // Народное образование.- 2009.- № 9.- С. 214-220.

Понятие семьи и семейных отношений

Семья — это социальная группа, которая влияет на психологическое состояние человека всю его оставшуюся жизнь. Это одни из наиболее важных ценностей жизни. В семье субъекты (родители) и объекты (дети) имеют определенные свойства, взаимодействуют большую часть времени. Такие отношения определяют физиологическое, психологическое, моральное состояние воспитанника.

Нормальным считается факт, что семейная пара, готовясь стать родителями, хочет дать малышу все самое лучшее. Отец и мать должны осознавать, что будут нести ответственность за детей, но повторяют модели поведения, принятые в их семьях. Межличностные отношения родителей — это принципы общения, существующие в семьях детей.

Психологический климат — важнейшая функция семьи.

Психология отношений между родителями и детьми включает:

Взаимное доверие — полное спокойствие, когда дети и родители не сомневаются друг в друге. Отсутствие доверия становится главное причиной одиночества человека, вступившего во взрослую жизнь. Возможно, корни проблемы заложены в семейных отношениях.
Сочувствие, поддержка. Данные качества позволяют ребенку чувствовать себя спокойно в обществе родителей. Эмоциональное благополучие требует физического контакта, прежде всего поглаживаний, поцелуев, объятий.
Рациональная оценка деятельности

Внимание родителей, которое уделяется занятиям малыша, должно включать одобрение, подсказку, сочувствие. Успех — личный, профессиональный — складывается совместными усилиями.
Адекватные требования

Ребенок должен четко осознавать свои обязанности, выполнять их. Семьи, где нет разграничения ответственности, дети испытывают дискомфорт, мечутся между желанием угодить родителям и непониманием своего места в семейной иерархии.

Потребность в оценке деятельности часто подразумевает желание малыша почувствовать родительское понимание, поддержку, внимание. Отсутствие реакции влечет за собой низкую самооценку, неуверенность, ребенок пытается найти понимание вне семейных отношений, часто опасными способами

Стили детско-родительских отношений

Основные стили детско-родительских отношений: представлены на рисунке.

Стили детско-родительских отношений

1. Авторитарный стиль

Авторитарные родители: используют силовые методы воздействия, добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками, основные воспитательные средства: строгость и наказание. Уровень требований и контроль за поведением детей сверхвысокий.

В итоге дети чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны. Общие черты детей при таком воспитании – заниженная самооценка, неуверенность в себе, замкнутость, недоверчивость. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность.

2. Демократический стиль

Родители уважают своих детей, учитывают индивидуальные особенности детей, не подавляют детей строгостью, наказанием, а разъясняют конкретную ситуацию в ходе беседы, убеждают. Используют положительную оценку.

У детей формируется чувство собственного достоинства, воспитывается организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность. Такой ребенок уверен в себе, умеет контролировать своё поведение. Права ребенка при этом не нарушаются.

3. Разрешительно – попустительский стиль.

Взрослые снисходительны, нетребовательны, не контролируют действия детей, все позволяют, не предъявляют порой даже элементарных требований, за исключением, быть может, тех случаев, когда возникает угроза жизни ребенка, физической травмы. Такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка.

Таким образом, можно сказать, о том, что определенные стили семейного воспитания по-разному влияют на развитие личностных качеств ребенка.

Пример характеристики на семью, родителей трудного ребенка

Трудными называют тех детей и подростков, чьё поведение резко отличается от общепринятых норм. Характеристика на семью таких детей требует особого подхода, и учитель должен уметь анализировать ситуацию с разных сторон

Обратите внимание на социальное окружение ребёнка и жизненные обстоятельства — всё это может стать причиной его низкой успеваемости и трудного характера

Готовая характеристика на ученика со средними способностями

Характеристику на учащегося чаще называют рекомендательным письмом. Схема его написания выглядит примерно так:

  1. ФИО ученика и класс, в котором он учится;
  2. Состав семьи и психологический климат;
  3. Способность ребёнка к обучению;
  4. Психолого-педагогическое описание ученика;
  5. Адаптация ребёнка в коллективе;
  6. Выводы о психо-эмоциональном развитии ученика.

Имейте в виду, что характеристика на семью или конкретного родителя в ряде случаев может сыграть решающую роль в судьбе конкретного ребёнка. Поэтому к её составлению нужно отнестись максимально ответственно. Кроме того, эта справка ни в коем случае не должна выступать инструментом давления на детей и их ближайших родственников.

Принципы отношений взрослых и детей

Принципы семейных отношений складываются из условий жизни. Полные и неполные семьи отличаются укладом, подходом к воспитанию, разным эмоциональным фоном.

Роль ребенка определяется несколькими шаблонными наборами, относящимися к ребенку. Выделяют 4 основные роли, которые он выполняет:

  • любимчик, при этом чувства родителей друг к другу отсутствуют, все эмоции направлены на ребенка;
  • козел отпущения, который притягивает негативные чувства родителей по отношению друг к другу;
  • примиритель, занимающийся решением родительских проблем, сглаживающий острые углы;
  • бэйби — роль, навязанная воспитаннику в том случае, если супруги слишком близки один другому, он всегда остается маленьким мальчиком или девочкой.

Другие авторы выделяют следующие роли:

  1. Ребенок-обуза. Формирование личности происходит в атмосфере ненужности, отчуждения.
  2. Раб. Прививаются качества подчинения родителям, необходимости выполнения всех задач, независимо от желаний ребенка.
  3. Оружие. Часто матери или отцы используют ребенка для шантажа, чтобы получить желаемое, подчинить своей воле другого человека.
  4. Любовник, заместитель мужа. Мать настаивает на полной откровенности, требует отречения от личной жизни, связывает ребенка узами любви.

Существует два противоположных принципа, определяющих внутрисемейные отношения:

  1. Эмоциональные отношения любви, принятия. Малышу достается много внимания, уделяется время.
  2. Неприятие, отчуждение. Присутствуют жестокость, нежелание проводить время, игнорирование элементарных потребностей, ненависть.

Соответственно, выделяются несколько типов общения, которые формируют свойства личности. Специфика отношений учитывает, с одной стороны, глубокую внутреннюю связь, с другой — оценку поведения, деятельности, суждений, поэтому периодически возникающие конфликтные ситуации — обычное явление даже в нормальных семьях.

Родительский контроль обостряется под влиянием беспокойства о будущем воспитанника, заботе о здоровье. Данные факторы вызывают внутреннее напряжение обоих сторон, превращая детей в объекты воспитания.

Особенности воспитания в нынешнее время

Современная система домашнего воспитания заключается в том, чтобы дать малышу все блага, доступные материальные вещи. Финансовый ориентир воспитывает алчность, лицемерие, желание угодить там, где это сулит выгоду. Чаще всего, девочки наследуют такое воспитание от матери, мальчики — от отца. Нежелание следовать родительским установкам должно искореняться на уровне подсознания, сторонней помощью. Желание изменить семейные отношения — обоюдное решение двух сторон.

Наличие большого количества воспитательных заведений внушает родителям мысль, что другие люди способны заменить ребенку дом, внимание родителей, их авторитет. Такая же ситуация складывается, когда малыша надолго оставляют няне, бабушке

Важно понимать, что последствия воспитания лягут на плечи родителей

Что такое отношения в семье?

Семья – это группа людей, которые юридически или биологически являются родственными друг другу. Сначала семья образуется путем создания брака супругами. Эти люди не являются кровными родственниками, однако с момента заключения брака они становятся самыми близкими друг для друга. Затем у супругов появляются дети – эти члены семьи являются между собой и по отношению к родителям кровными родственниками. Даже если родители разведутся, все равно дети останутся братьями и сестрами и детьми своим родителям.

В зависимости от того, что мужчина и женщина понимают под словом «воспитание», какие цели ставят в процессе взращивания своих детей, формируется та или иная модель семьи. Выделяют 4 основные модели:

  1. Диктат основывается на желании родителей главенствовать над другими членами семьи. Происходит это за счет приказов, угроз, давления и даже насилия. Чем более ребенок сопротивляется родительскому слову, тем больше взрослые на него начинают давить. Здесь угнетаются чувство собственного достоинства и проявление инициативы теми, кого подавляют. Ребенок начинает применять свои контрмеры: обманывать, открыто ненавидеть, грубить и т. д. Чем больше его сопротивление, тем насильственнее становятся меры родителей.
  2. Опека проявляется в желании родителей оградить детей от любых трудностей жизни. Ребенку ничего не нужно делать, все за него сделают родители. Это делает его неприспособленным, слабым и инфантильным.
  3. Невмешательство часто основывается на эмоциональной холодности, безразличии родителей по отношению к детям. Они не являются воспитателями, а просто сосуществуют вместе. Именно в такой семье каждый живет сам по себе, независимо от других.
  4. Сотрудничество возникает на желании родителей вместе идти к общим целям и решать семейные задачи. Здесь ребенка приучают работать в коллективе, где важными становятся все мнения, а не только его одно. Именно так разрушается эгоцентричность ребенка.

Что родители ценят в малыше, какие качества желают в нем видеть? Это формирует тот стиль воспитания, которого они придерживаются:

  1. Демократический стиль основывается на желании воспитать самостоятельность и ответственность в ребенке. Сын и дочка имеют право на свое мнение, быть самостоятельными и решающими, при этом от них требуется исполнение обязанностей и дисциплинированность.
  2. Авторитарный стиль заключается в желании полностью подчинять и контролировать жизнь своего ребенка. Его мнение не учитывается, особенно если оно не согласуется с родительским. Взрослые не считают нужным объяснять ребенку мотивы своих запретов и указаний. Здесь вырастают дети замкнутые, недоверчивые, закрытые.
  3. Попустительский стиль заключается в том, что родители проявляют полное равнодушие к воспитанию ребенка. Что он делает, чем интересуется, какие качества в себе взращивает, сказывается на эмоциональной холодности чада в будущем.

Влияние неполной семьи на становление личности детей

К сожалению, неполная семья — это довольно частое явление. Как правило, она характеризуется тем, что воспитывает, заботится и проживает с ребенком только 1 из родителей, и чаще всего это мама. В этом случае есть ряд нюансов, о которых стоит знать, в особенности они важны для воспитания мальчиков. Для гармоничного развития ребенку нужен пример, образец для подражания, идентичного с ним пола.

Если папа отсутствует в жизни ребенка или же он далек от подходящей модели для подражания, то маме стоит позаботиться и перенаправить это чувство на нужный объект. Таким человеком может стать дедушка, дядя или же старший брат. Так как влияние семьи на формирование личности ребенка достаточно велико, то конечно же, и выбирать необходимо образец из круга людей, входящих в так называемую большую семью. На подсознательном уровне малыш знает, что с этим человеком есть родственная связь, он чувствует, что уже наделен некоторыми из его качеств.

Влияние неполной семьи на развитие детей, конечно же, может сказываться, но необходимо свести к минимуму чувство неполноценности. А именно так могут ощущать дети нехватку одного из родителей. Еще хуже, когда маленький ребенок по неким соображениям может прийти к выводу, что папы нет потому, что он сам плохой или непослушный. Отразиться это может не только на личности, но и образе жизни, стоит внимательно отслеживать чувства и проговаривать их с детьми во избежание подобных ситуаций.

Воспитание крепкой, здоровой личности с сильным характером в неполной семье очень даже возможно. Но это стоит огромных усилий со стороны близких.

Подводя итоги, можно отметить, что развитие и социализация личности в семье идут в тандеме. На каждом возрастном этапе родителям стоит применять определенные стили воспитания и общения, это поможет выстраивать доверительные отношения и развивать в ребенке правильные качества. Во главе любых воспитательных мер всегда должны находиться любовь и забота, понимание и безусловное принятие детей такими, какие они есть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: