Ход занятия:
Дети входят в группу.
Дети, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь становитесь в кружок и покажите, как наши ладошки умеют здороваться. Поздоровались, молодцы, улыбнитесь друг другу.
Ребятки, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуете её отгадать.
Слушайте внимательно. «Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками». Кто это?
Дети:
Ёжик.
Молодцы, верно, быстро отгадали загадку. А как вы думаете, где живут ежи? (ответы детей)
Конечно в лесу, вот мы с вами сейчас и отправимся в лес. (Играет музыка – шум леса). Ребятишки, посмотрите, какой у нас лес красивый. А вот и речка бежит. Ой, ребятки, смотрите ёжик возле речки. Да это же ежиха. Только она почему-то очень грустная. Как вы думаете почему? (ответы, предположения детей). А давайте спросим у неё, что случилось. (спрашиваем ежиху).
Детки, мама ежиха потеряла своих ежат. Ежата перешли вот по этому мостику в лес. А мама не может к ним перебраться. Почему? Как вы думаете? (ответы детей, размышления). Верно, ежиха большая, а мостик маленький. Чем же мы можем ей помочь? (предположения детей).
Правильно, нам надо построить большой мост. А из чего мы будем строить большой мост? (ответы детей).
Итак, нам необходимо сделать опору для моста – это кубики, и перекрытия – это пластины. Ну давайте строить мост для ежихи. (Дети строят мост. Воспитатель следит за тем, как дети начали строить. Если есть необходимость, помогает или советует).
Вот молодцы, хороший мост построили. Данил, переведи пожалуйста ежиху по мостику. А нам дети мост не нужен, чтобы перебраться через речку. Как вы думаете почему? (ответы детей). Верно, у нас ножки длинные и мы можем речку перепрыгнуть.
(Проводится игра «Перепрыгни через ручеёк»).
— Хорошо вы дети прыгаете. Вот мы и очутились на лесной полянке. Какие деревья высокие. А ведь где-то здесь спрятались ежата
Давайте их поищем, только ходите осторожно, а то наступите на них. (Дети ищут ежат и находят).
Ребятки, а не наши ли это ежата, которых мы с вами сами сделали? Вот какие озорные, одни в лес убежали
Давайте их соберём и посадим вот на эту маленькую полянку. И маму ежиху к ним посадим. Вот так. А чтобы ежата больше не убегали от ежихи давайте заборчик построим. Из чего можно построить забор? (выслушать предположения детей. Воспитатель показывает, как надо ставить кирпичики, на узкую сторону плотно друг к другу).
(Далее дети строят заборчик).
Вот какие молодцы, красивый заборчик построили. Теперь то наши ежата точно не убегут от мамы. Ежиха говорит вам спасибо! Хорошие вы строители. Наши ручки хорошо поработали, и чтобы они отдохнули сделаем гимнастику для рук: «Ладошки». Приготовились?
Проводится пальчиковая разминка «Ладошки»
«Ладошки вверх
Ладошки вниз
Ладошки на бочок
И встали в кулачок».
Дети выполняют упражнение и проговаривают рифмовку.
Совместная деятельность по конструированию во 2 младшей группе.
Конспект совместной деятельности по конструирование во 2 младшей группе по теме: «Ворота для грузовиков». Интеграция образовательных областей: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Цель: Развивать у детей умение строить ворота: ставить опоры (точно одну против другой) и аккуратно накладывать на них перекладину (кирпич), украшать (призма). Развивать у детей умение анализировать образец постройки.
Задачи:
- Воспитывать желание сооружать постройки.
- Вызвать у детей интерес к деятельности с деревянным строительным материалом.
- Развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на поставленные вопросы.
- Совершенствовать конструктивное умение.
Предварительная работа:
- Отгадывание загадок.
- Развитие умений понимать схематические изображения построек.
- Разучивание пальчиковой гимнастики, физ. Минутки, хоровода «Ёлочка – ёлка»
Материалы: 1 машинка большая с разноцветным шариком, для детей маленькие машинки по 1 шарику каждому свой цвет, схемы ворот для каждого ребёнка (больших и маленьких), 2 кубика, один длинный кирпичик, одна призма (для детей), 4 кубика, кирпич, призма (воспитателю), конверт с письмом от снеговика, ёлка.
Содержание организационной деятельности: Дети входят в групповую комнату, встают около ёлки закрытой простынью.
Воспитатель загадывает загадку о ёлке:
- Что же – это за девица, Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьет, Но в иголках круглый год?
У нас тоже есть ёлка, но чего-то не хватает? (игрушек) Что же делать? (у ёлки лежит письмо) Посмотрите здесь письмо лежит от Снеговика, сейчас я его прочитаю. Здравствуйте ребята! Грузовики с игрушками застряли за забором им нужна помощь, чтобы привезти игрушки для ёлки. Вот вам схема. Дети проходят за столы и рассматривают схемы.
Что это на схемах (ворота).
Какие детали конструктора вы видите? (кубики, кирпичик, призма)
Какого они цвета? Какие ворота нужны для большой машины? А для маленькой? Как мы можем помочь грузовикам? (построить ворота)
Перед строительством разомнём наши руки.
Пальчиковая гимнастика: «Грузовик и ворота»
На поляне грузовик. Имитация руля в руках.Ну а путь ему закрыт Ладони сложены ребром друг к другу Мы ворота открываем Ладони развернуть друг к другуГрузовик наш приглашаем Машем кистями рук к себе.
Проходят к забору с большой машинкой.
– Посмотрите, как я буду строить ворота (показ)
Опоры я буду строить из кубиков, ставлю их вот так друг напротив друга. На них добавлю ещё по одному кубику. Перекладину я буду строить из кирпича. Кладу его на опоры широкой стороной. А сверху перекладины поставлю призму на длинную узкую сторону.
– Получились у нас ворота?
– Как вы думаете, какие машины могут проехать в такие ворота, маленькие или большие машинки? (большие)
Прокатывание большой машины через ворота к ёлке.
– Что лежит в машине? (шар). Какого он цвета? (ответы). Сколько шаров? (один). Повесить шар на ёлку
– У нас ещё есть машинки какого они размера? (маленькие). Какие ворота вы будете строить? (маленькие). Но с начало сделаем разминку.
Физ. минутка:
- Давайте вместе с нами (Поднимают руки в стороны)
- Потопаем ногами, (Топают ногами стоя на месте)
- Похлопаем в ладоши, (Хлопают в ладоши)
- Сегодня день хороший! (Поднимают прямые руки вверх, в стороны)
А теперь вы сами постройте ворота. Строительство ворот детьми
– Молодцы, какие замечательные ворота у вас получились. Возьмите машинку и провезите её в ваши ворота к ёлочке.
Индивидуальные вопросы к детям: Какая машинка? (маленькая). Что в ней лежит? (шарик). Какого он цвета?
Советы родителям и воспитателям
Очень важный момент, который нельзя упускать – ножницы. Они должны быть закруглённые. Всегда во время работы взрослым нельзя отходить от малышей ни на шаг. Ведь у них опасные предметы. В период конструирования с детьми учится не только техника
Обращайте внимание на цвета, геометрические формы, на плотность бумаги и др. Вы можете делать поделки даже из газетной бумаги
Дети любят такой предмет, как конструирование. 2 младшая группа только учится ему, поэтому проявите как можно больше тепла и терпения.
Даже если у малыша что-то не получается, но вы видите, что он старается, обязательно похвалите его
Для детей 2-3 лет очень важно слышать, что у них получается справляться с заданием. Не нужно сразу делать сложные задания
Для начала пусть малыш скомкает бумагу или порвёт. Это первое, что должен уметь и любить ребёнок. Когда произойдёт полное знакомство с материалом, тогда только приступайте к основному заданию. Конструирование во второй младшей группе проходит сложнее, чем у старших деток, так как ещё нет нужных навыков и опыта. Только благодаря взрослым малыш развивает в себе точность движения и ориентирование в пространстве. Перед тем как делать поделки по типу оригами, учите малыша просто складывать пополам бумагу или картон. Только тогда, когда ребёнок научиться понимать, где центр, у него начнут получаться поделки. Развивайте деток каждый день, пусть они радуют вас своими успехами.
Раздел 2. Что может построить малыш от 1 года до 3 лет из конструктора
В раннем возрасте малыш узнает от мамы не только названия деталей, но и способы действия с ними – элементарные способы конструирования. Давайте познакомимся с этими способами конструирования для самых маленьких, даю их по порядку с постепенным усложнением задач:
Способ 1. Размещать детали конструктора по горизонтали и по вертикали и видеть, что при этому изменяется их устойчивость.
Например:
- Кубики можно поставить горизонтально – и получатся вагончики для поезда. А можно поставить вертикально – сделать башенку.
- Кирпичики могут лежать на столе горизонтально, и тогда у нас получится дорожка. Она может быть разной. Можно сделать узкую дорожку, если соединить кирпичики узкой стороной. А можно – широкую дорожку, если их соединять друг с другом их длинной стороной.
- Если те же самые кирпичики поставить их вертикально на стол рядом друг с другом, то получится уже не дорожка, а заборчик!
- Если к кубику рядом поставить вертикально кирпичик — получится стульчик. А если на тот же кубик положить тот же самый кирпичик горизонтально — то получится совсем другая постройка — не стул, а стол!
Способ 2. Накладывать детали одну на другую, делать перекрытия. Так получаются у нас домики, ворота.
Способ 3. Замыкать детали в одно кольцо, образуя замкнутое пространство.
Примеры:
- Пример 1. Из кирпичиков, поставленных на ребро, мы строим загородку для курочек, коровок, делаем парк, делаем двор для прогулок матрешек и других маленьких фигурок людей и зверей.
- Пример 2. Так же мы можем построить гараж для игрушечной машины, в который она будет заезжать через ворота.
- Пример 3. Можно сделать с ребенком даже трамвай или автобус. Для этого строим замкнутое пространство из кирпичиков, а после этого располагаем в нем сидения для пассажиров и место для водителя. Один из кирпичиков мы можем отодвигать в сторону, когда пассажиры входят в салон. Это будет дверь. Вы сможете придумать много вариантов «обустройства» такого автобуса.
Наша главная задача, чтобы ребенок не просто повторил за нами какой-то новый способ действия, а стал использовать его в своих самостоятельных играх. Поэтому мы варьируем игры и показываем один способ конструирования на примере разных построек и разных игровых сюжетов.
Конструирование из бумаги в средней группе детского сада
С бумагой ребёнок знакомится ещё на первом году жизни. В младших группах детского сада он учится делать аппликации из бумаги, украшает картонные открытки, занимается лепкой на бумажной основе. Ребята 3–4 лет осваивают понятие формы, развивают навык вырезания из бумаги. Младшие дошкольники накапливают знания и умения для будущей работы с бумагой. Педагог не должен спешить, должен быть внимателен к возрастным особенностям каждой группы. Любая деятельность должна доставлять ребёнку радость и удовлетворение, а ребёнка больше всего радует, когда ему удаётся выполнить поставленную задачу. В возрасте 4–5 лет дошкольники имеют представление об основах конструирования по занятиям с кубиками, пластмассовым конструктором, они складывали домики из пластилиновых брёвен и пристраивали к ним крышу из палочек — вон она, конструктивная деятельность. Заниматься конструированием из бумажного материала (листы бумаги, картон, коробки, спичечные коробки, картонные валики и др.) начинают заниматься в средней группе.
Цель
Цель занятий по конструированию из бумаги в средней группе: побуждать детей к конструкторской деятельности с использованием бумажных материалов.
Задачи
- познакомить воспитанников со свойствами бумаги, которые используются в консруировании;
- обучить детей основным техникам конструирования из бумаги (сминания, отрывания, скатывания, скручивания);
- воспитание усидчивости, аккуратности, вежливого общения;
- развитие интереса к коллективной деятельности.
Типы занятий
- Полный показ и образец (используется на первый занятиях по конструированию из бумаги, в дальнейшем — при создании сложных конструкций);
- По образцу (при этом воспитатель даёт устные инструкции и объяснения по созданию предмета).
При подготовке к занятию по конструированию необходимо помнить, что цель изобразительной деятельности ребёнка — не создание поделок, а развитие эстетического вкуса, фантазии, конструктивного мышления и воспитание нравственных качеств.
Виды конструирования в средней группе
-
Конструирование на плоскости. Воспитанники учатся создавать композицию на горизонтальной поверхности. Развивается сенсорное чувство цвета, пространства и формы. Ребята не просто приклеивают детали на лист бумаги или картона, но учатся устанавливать и отображать связи элементов фона и переднего плана.
-
Объёмное конструирование. Дети вырезают из бумаги или картона элементы по шаблону, из которых создают трёхмерный объект.
-
Конструирование из полосок бумаги. Из этих элементов можно создавать изображение на плоскости и объёмные работы.
-
Оригами – зародившаяся в Китае и достигшая расцвета в Японии, древняя техника складывания из листа бумаги объёмных фигур. При создании фигурки-оригами ножницы не нужны. Занятия оригами способствуют развитию мелкой мотрики рук, конструктивного мышления, стимулируется развитие памяти, формируется глазомер, прививается культура труда, расширяется кругозор. Когда дошкольниками освоена техника складывания бумаги, сгибания листа, чтобы совпадали его углы, можно начинать проводить занятия по оригами (как правило, с 5 летнего возраста).
Картотека тем для конструирования
Во второй младшей группе перечень тем для конструирования не очень велик. В основном это простые формы из небольшого числа деталей.
Модельное конструирование
- «Мебель для куклы» (стол, стулья, диван, кроватка), «Кроватки трёх медведей», «Стульчики трёх медведей» (создание одинаковых построек разных размеров).
- «Длинные и короткие дорожки».
- «Домик для куклы», «Теремок для матрёшки», «Будка для собачки», «Гараж для машинки».
- «Горка с лесенкой».
- «Низкие и высокие ворота».
- «Заборчик» (высокий и низкий), «Загон для лошадки», «Вольеры для животных в зоопарке» (огораживание пространства по периметру).
- «Красивая башня с флажком».
- «Машина» (с использованием цилиндров для колёс).
- «Поезд».
Фотогалерея: идеи построек из строительного материала
Из строительного материала вполне можно сделать грузовик, используя цилиндры в роли колёс
Башни можно строить из деталей разной формы
Можно проявить фантазию, украсив перекрытие ворот
Гараж строится для машинки определённого размера
На горке дети смогут покатать маленьких куколок
Ракету малыши могут построить по нарисованной схеме
Сиденье и спинку стула нужно подобрать по цвету
Лего-конструирование
- «Башенка».
- «Мост».
- «Мебель».
- «Печка».
- «Грузовая машина».
- «Кораблик».
- «Робот».
- «Забор», «Клетка для животного».
- «Лесенка».
- «Дерево», «Ёлочка».
- «Собачка».
- «Гараж», «Собачья будка».
- «Колодец».
Фотогалерея: идеи для построек из конструктора «Лего»
Дети создают постройки, опираясь на карточку с изображением
Гараж из конструктора может иметь красивое цветовое решение
Внутрь кормушки можно поместить маленькую фигурку птички
Из «Лего» можно построить цветы и деревья
С помощью определённых деталей ребёнок обозначил клювик и крылышки птички
Животные могут быть сделаны из деталей одного цвета
Бумажное конструирование
- «Зайчик» и другие животные простейшей формы из широких бумажных полосок.
- «Разноцветный листопад», «Снег идёт» (обрывание бумаги маленькими кусочками).
- «Зонтик» (круглая бумажная основа складывается пополам, дорисовываются или наклеиваются дополнительные детали).
- «Платочек» (складывание бумажного квадрата пополам и декорирование его с помощью рисования либо аппликации).
- «Ёлочка» (складывание зелёных квадратов с различной диагональю и составление из них дерева).
- «Домик» (картонный прямоугольник складывается пополам, вверху к сгибу приклеивается крыша-треугольник).
- «Птичка» (складывание картонного круга пополам и дополнение его готовыми деталями — крыльями, круглой головкой, хвостиком, можно дорисовать глазки).
- «Месяц» (складывание жёлтой заготовки в форме круга пополам и дополнение деталями).
- «Очки» (наклеивание двух картонных кружков на концы узкого картонного прямоугольника).
- «Солнышко» (приклеивание к круглой основе тонких бумажных петелек).
- «Сердечко» (складывание полоски бумаги в виде сердца).
- «Книжка» (складывание прямоугольной заготовки пополам и украшение её деталями).
Фотогалерея: идеи поделок из бумаги
Оригами — одна из наиболее популярных техник работы с бумагой
Телом птички может выступить прямоугольная бумажная заготовка
Поделки из широких бумажных полосок смотрятся очень красиво
С поделкой из полосок бумаги справится любой дошкольник
Дома и машины могут быть созданы из простых бумажных шаблонов
Конструирование в группе раннего возраста
Весна. Превращения, оживление, пробуждение природы. | |||||||
17 | 14.05 | Весна | Конструирование из песка | Закреплять знание о свойствах песка.
Учить строить башенку, домик для собачки, дорожки, скамейки, столы и т. д. Развивать мышление, память, творческие способности. Воспитывать интерес к конструированию из песка. |
Песочница | Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие исследовательской деятельности, фэмп),развитие речи, хэр (худ-я лит-ра), скр (с\р\и),физическое | И.А.Лыкова Конструирование в детском саду стр.18 |
18 | 28.05 | Цветы | Заборы высокие и низкие | Учить: изменять постройку в высоту;
называть детали: кирпичики, кубики; строить разнообразные заборы, разные по высоте. Закреплять умение способов расположения деталей. Развивать чувство формы и цвета, интерес к цветам. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать. |
Строительные наборы, декоративные цветы на подставочках | Познавательное развитие(формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательно-исследовательской деятельности, фэмп), хэр (худ-я лит-ра), физическое развитие | И.А.Лыкова Конструирование в детском саду
стр.17 |
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач: • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); • оптимизации работы с группой детей
Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим, педагогический мониторинг: — не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений; — позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику; — учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; — позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; — учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей
Инструментарий для педагогического мониторинга детского развития – карты наблюдения и электронное приложение, которое позволит педагогам проводить анализ динамики развития ребенка. Где подсчеты ведутся с помощью определенной формулы. Полученные результаты выражаются в процентах и определяют так называемый коэффициент успеха каждого ребенка. В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему – зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом индивидуализации. В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей. Принципы оценивания – трехуровневая система мониторинга – 2 балла «качество проявляется устойчиво», 1 балл «качество проявляется неустойчиво», т.е. находится в зоне ближайшего развития и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности, 0 балл – «качество не проявляется». В отдельных случаях (при необходимости) может проводиться психологическая диагностика детей. Она проводится квалифицированными специалистами (например, педагогами-психологами) и только с согласия родителей (законных представителей) детей. Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка. Диагностическая карта: Вид деятельности: Конструирование