Дидактические игры для детей младшей группы детского сада

Виды дидактических игр

Виды игр
Описание
Игры с предметами (игрушками)
Данный вид игры основан на взаимодействие детей с предметами. Таким образом дети учатся сравнивать предметы, устанавливать сходства и различия между ними, знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
Настольно-печатные игры
С помощью этих игр ребёнок знакомится с окружающим  миром,  миром животных и растений, эмоциональным миром и т.д. Настольно-печатные игры могут быть представлены в виде: «лото», «домино», «парных картинок»

С их помощью можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.                    
Словесные игры
Словесные игры представляют собой эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.   

Далее я предлагаю вам познакомиться с настольно-печатными играми, разработанными мной для работы с детьми дошкольного возраста.

Дидактические игры для подготовительной группы детского сада

В подготовительной группе дошкольники готовятся к переходу в первый класс, получают важные знания и умения. Поэтому применимы сложные дидактические игры преимущественно образовательной направленности.

Поезд для животных

Для игры сделайте из картона поезд с 3-мя вагонами: первый для зверей, второй для птиц, третий для насекомых. Распечатайте картинки, изображающие представителей фауны. Игровая задача – правильно разложить картинки по вагонам.

Человек или природа

Дети становятся в круг. Бросайте каждому из них по очереди мяч, спрашивая наугад «Что сделал человек?» или «Что сделала природа?». В первом случае ответами будут, например, «автомобиль», «завод», «дом», «одежда». А во втором «дерево», «река», «камень», «гнездо». Игрок, затрудняющийся с ответом, выбывает из круга. Победителем становится последний, давший правильный ответ.

Назови растение

Произнесите звук, а игроки должны вспомнить начинающиеся с него растения. К примеру: А – астра, арбуз, апельсин, ананас, алоэ, акация, алыча.

Облака

В погожий день, когда в небе плывут кучевые облака, выведите воспитанников на прогулку. Пусть каждый выберет облако, расскажет, что оно ему напоминает.

Приёмы

Для проведения дидактических игр, как и в любой другой образовательной деятельности, педагог пользуется тремя группами приёмов.

Словесные

Слово взрослого для детей 3–4 лет, активно осваивающих речь, играет ведущую роль. При этом малыши не только воспринимают смысловую составляющую речи педагога, но и формируют свой собственный коммуникативный образ, то есть пополняют словарный запас, формируют набор невербальных компонентов (мимики, жестов, манеры разговаривать). В дидактических играх применяется три вида словесных приёмов.

Речь педагога — модель для подражания для детей

Объяснение

Безусловно, самый важный приём в работе над обучающими забавами: педагог не только детально описывает все этапы игры, но и даёт рекомендации, указания по ходу.

Перед началом игры воспитатель описывает все игровые материалы

Загадки

Это мотивационный приём, использующийся перед началом игры. Часто загадками педагог делает переход от непосредственной учебной деятельности к игровой. Так, при изучении темы «Птицы» перед тем, как давать задание на поиск сходств и отличий между отдельными пернатыми, но после того, как воспитатель описал животных и дал прослушать издаваемые ими звуки, малышам предлагаются загадки о птицах. К примеру:

  • Кто так заливисто поёт О том, что солнышко встаёт? (Петушок),
  • Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь),
  • Чёрный, темноты темней, Нету птиц, его умней. На высокой ели — вон он. Это — старый, мудрый… (Ворон).

Во второй младшей группе, в отличие от первой, где все загадки были с договорками, вводятся классические образцы, то есть когда ответы на загадки не рифмуются с четверостишиями.

Угадывать содержимое волшебного мешочка куда интереснее с помощью загадок

Короткие рассказы

Небольшие сюжеты, предваряющие игру — это самый удачный мотивационный приём. Причём история может не только напрямую касаться хода игры, но и опосредовано, когда сказочный герой (игрушка или изображение на картинке) в качестве благодарности за помощь в решении учебных задач предлагает поиграть в игру.

На своей практике я использую этот приём так: после того как дети помогли Незнайке назвать изображённых на картинках насекомых (птиц, зверей, растений), он приглашает сыграть в игру, в которой нужно соединить разных по форме жучков с подходящей тенью. Если говорить о сказках, в которые игры вплетены, то это может быть история о том, как Лунтик собирается выйти погулять зимой, но совершенно не понимает, какую одежду надеть. Задача детей — помочь сказочному другу.

Наглядные

Образно-зрительное восприятие у детей является ведущим, поэтому для полного понимания условий игры малышам нужно видеть:

  • картинки, на которых изображены персонажи игры или играющие ребята,
  • образец действий, то есть игру, от начала и до конца выполненную педагогом,
  • эстетичные и удобные материалы для игры.

Практические

После того как воспитатель продемонстрировал все игровые действия, дети переходят к самой игре, что само по себе является практическим осмыслением деятельности. Кроме того, после игры малыши могут выполнять рисунки, аппликации по мотивам забавы.

Например, распределяя корм между лесными животными, я даю детям задание или нарисовать орешки для белочки, или приклеить их в виде аппликации.

Создание рисунков, аппликаций по мотивам игр — это практический способ закрепить материал

Ход игры:

Воспитатель:

Назови несколько вежливых слов, которые ты знаешь. (Пожалуйста)

Когда говорят слово «пожалуйста»?

(Эти слова говорят, когда нужно что-то попросить или спросить разрешения что-то сделать.

У слова «пожалуйста» есть верный друг, неразлучный помощник. Что это за слово? (Спасибо)

Когда говорят «спасибо»?

(Когда за что-то благодарят. Например за угощение, за помощь, за поздравление.)

Как же нужно произносить эти слова, чтобы они были по настоящему волшебными?

(Их нужно произносить четко, не торопясь, глядя в глаза человеку, с которым разговариваешь)

Какие еще ты знаешь вежливые слова кроме «спасибо» и «Пожалуйста»? (Благодарю, будьте добры и т. д.)

Какими словами прощаются? (До свидания, всего доброго, счастливого пути, доброго пути, до встречи, всего хорошего, до завтра).

20. Игровой задание

«В мире вежливых слов«

Цель: закреплять правила этикета, развивать умение общаться.

Цели и задачи

Обучающая задача, предоставленная в игровой форме, обладает преимуществом, т.к. в ситуации игры дошкольнику понятна необходимость приобретения новых способов действия и знаний.

На занятиях дошкольник выполняет задание взрослого, в то время как в игре решает свои собственные задачи. Игровые приемы на занятиях, где доминирует активность взрослого нельзя считать развивающей игрой.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру

Но все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная), внимание, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, умение систематизировать и классифицировать материал, воображение и пространственное представление, способность к комбинированию, способность предугадывать результаты своих действий

Цель детской игры имеет 2 аспекта:

  • воспитательный. Это способы сотрудничества, отношение к другим людям и формы общения, которые надлежит привить детям;
  • познавательный. То чему следует научить дошкольников, какие способы операции с предметами намереваемся им передать.

Главное в развивающих играх – последовательность всех этапов развития (принцип от простого к сложному). В каждой игре следует опираться на то, что уже умеют и любят делать дошкольники.

Например, детям 3-х лет нравится бегать и прыгать. Используя эти способности можно создавать новые игры, в основе которых будет новая последовательность этих движений, с постепенным усложнением. Важным моментом здесь является новое содержание и осмысление знакомых действий: бегать и прыгать в предлагаемой воображаемой ситуации – по пенькам, по кочкам, убегать от волка или лисицы.

Игры для социально-коммуникативного развития

Игры, направленные на социально-коммуникативное развитие ребенка, имеют такие цели:

  • восприятие норм социального поведения;
  • развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми и взрослыми;
  • развитие эмпатии;
  • формирования чувства уважения и причастности к своей семье и коллективу сверстников;
  • формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;

выработку навыков безопасного поведения.

Игра «Кому что нужно»

Цель: познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.

Для игры нужно подготовить предметы, необходимы для выполнения профессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, миска и т.д.), а также детали соответствующих костюмов. Дети распределяются по ролям.

Сначала с детьми нужно провести беседу о профессиях врача, парикмахера, пекаря (можно выбрать и другие). Необходимо выяснить, что малыши знают об их профессиональной деятельности. Можно спросить, у кого из детей родители имеют такие профессии.

В ходе игры каждый ребенок сначала получает детали костюма. Он должен понять, какую профессию ему нужно представлять. Если дети затрудняются с ответом, ведущий им помогает.

Далее проводится игра с предметами, которые сложены на столе. Детям нужно выбрать предмет, который необходим для их профессиональной деятельности. После этого можно предложить им показать, как этим предметом надо пользоваться.

Игра «Да или нет»

Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.

Дети становятся в круг. Учитель должен называть различные ситуации, а малышам нужно, если озвучено правильное поведение — хлопать в ладоши, если неправильное — топать ногами.

Игра «С кем дружить»

Цель: учить детей понимать мимику людей; развивать эмпатию, воспитывать дружелюбие.

На доске разместить изображения детей с разным выражением лица. Ребятам предлагается рассмотреть картинки и выбрать себе друга. Ведущий должен попросить их объяснить свой выбор. 

Методика классификации дидактических игр в детском саду

Различные авторы по-разному классифицируют игры. Например, А. П. Усова и А. В. Запорожец предлагают такие категории:

  • подвижные;
  • дидактические;
  • творческие.

В то же время Н. А. Короткова и Н. Я. Михайленко делят их на следующие составляющие:

  • ролевые;
  • игры с правилами;
  • подвижные игры;
  • игра-драматизация;
  • режиссерские.

Любопытные критерии игр предлагает Г. К. Селевко. Он разделяет их по следующим параметрам игровых технологий:

  • по игровой методике;
  • по игровой среде;
  • по сфере деятельности;
  • по процессу преподавания.

Обратите внимание! Игра — это не просто времяпровождение малыша. Это не что иное, как яркое выражение поведения большинства взрослых в целом

Содержание и выбор материалов для игры

Во всех занятиях используются как предметы из жизни, так и игрушки. Занимаясь с ними, ребенок учится сравнивать и находить сходство или различия между вещами. Нельзя забывать и про такой ценный фактор, как знакомство детей со свойствами предметов: формой, цветом, размером.

При выборе материалов следует руководствоваться следующими правилами:

Для детей младшей группы используются предметы, максимально различающиеся по свойствам. Связано это с тем, что малыши еще не умеют находить едва заметные различия.
В средней группе используют предметы с малозаметной разницей

Это побуждает ребенка концентрировать внимание на мелких деталях, запоминать их отличия, количество, взаимное расположение, эстетичный вид.

Как правильно здороваться

Эта игра для дошкольников развивает концентрацию внимания, может использоваться как физкультурное занятие.

Педагог объясняет детям, что здороваться можно 3-мя способами: головой, руками и ртом. Играющие рассматривают каждый вариант. Каждый игрок предлагает свой вариант приветствия. Головой – это кивок, моргание, подмигивание. Руками – это пожатие, хлопки ладонями, соединение кулаков. Ртом – это произнесение слов «здравствуй», «добрый день», «привет».

Далее дети начинают двигаться по игровой площадке, а педагог дает определенные сигналы. Когда он хлопает в ладоши один раз, каждый ребенок должен поздороваться с оказавшимся рядом игроком за руку. Когда воспитатель хлопает 2 раза, дети здороваются головой. Когда хлопает 3 раза, игроки произносят приветственные слова.

«Мостики для зайчат»

Цель игры:

развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».

Ход игры

. Воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую — маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».

Психолого-педагогические требования к выбору дидактических игр

  1. Все дидактические игры подбираются с учётом учебно-воспитательных задач программы, а также соответственно возрастным нормам относительно уровня знаний, умений и навыков малышей. Так, во второй младшей группе нет смысла проводить игру-лото с заданиями на элементарные арифметические операции, например, сложение-вычитание в пределах 15, так как дети ещё не владеют этим материалом. С другой стороны, задание подобрать карточку с цветом к картинке в таких же оттенках может быть слишком простым для 3–4-летних ребят (только если в начале учебного года в качестве повторения пройденного материала).

    Элементы содержания игры должны быть понятны малышам

  2. Забавы должны соответствовать теме занятия. Так, если тема урока по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные», то нежелательно использовать игры, в которых действуют экзотические звери, иначе получится слишком большой объём материала для изучения.
  3. Любая игра должна иметь методическую основу использования, то есть иметь цели, задачи и определённый ход развития.

Примеры дидактических игр

«Помощники»

Дидактическая игра для детей 2-3 лет. Цель − научить малыша образовывать глагол множественного числа. Взрослый показывает игрушку, говорит, что это их гость и предлагает малышу придумать имя. Ему говорят, что у игрушки есть помощники и показывают части тела/туловища. Малыш называет их, а взрослый предлагает сказать, что помощники умеют делать (руки рисуют, берут, гладят и т. д.)

«Кто как говорит»

Цель − научить произносить гласные с согласными и использовать интонацию. Взрослый показывает малышу игрушки или картинки с животными и их детенышами. Он спрашивает, как кто говорит и уточняет, что детеныша нужно изображать тонким голоском. Перед проведением игры покажите животных и опишите их.

«Найди ошибку в рассказе взрослого»

Задание для детей 4-5 лет. Цель − развитие слухового внимания, восприятия. Используйте игрушку, чтобы занятие было интереснее для детей. Взрослый просит малыша внимательно слушать рассказ. Если он услышит ошибку, поднимает руку и поправляет. Например, «Кошка ест конфету». Малыш отвечает: «Неправильно, потому что кошки едят рыбу».

«Доскажи словечко»

Для занятий с ребятами среднего и старшего дошкольного возрастов. Цель − научить четко произносить звуки, автоматизировать их в слогах. Взрослый предлагает досказать словечко: РА-РА-РА − начинается… (игра).

Дидактические игры используют не только для занятий с дошкольниками, не имеющих речевых нарушений. Если у ребенка есть задержка речевого развития, такие задания помогут сделать коррекционную работу эффективнее. Дидактические игры для детей на развитие речи − это не просто развлекательный занимательный элемент занятия, а поддержание интереса к процессу обучения.

Этапы организации дидактических игр

Разработкой дидактических игр занимаются взрослые. В их задачу входит создать игровое пространство и процесс прохождения игры таким образом, чтобы она выполняла обучающую функцию, но при этом не воспринималась детьми, как учебный процесс, а была увлекательной, интересной, забавной, вызывала желание дальнейшего развития и принятия участия в игре.

Замечание 1

Чтобы руководить дидактической игрой, педагог должен обладать высоким профессионализмом и чувством такта. Игра должна отражать интересы и потребности детей, радовать их, помогать строить коммуникативные связи, развивать навыки дружбы и способствовать формированию здорового детского коллектива.

Руководство дидактической игрой проходит на основе выполнения следующих шагов:

Разработка программы прохождения игровой деятельности, ее содержание, целевое назначение и постановка дидактических задач. Сюда входит определение места и значимости игровой деятельности в программе учебно-воспитательной работы, обосновывается функциональная роль игры и строится система взаимодействия между игровым процессом, иной досуговой деятельностью и познавательными занятиями.
Создание проекта игры. На данном этапе осуществляется постановка игровой задачи, определяются игровые роли и игровые действия, прописываются правила прохождения игрового процесса и ожидаемые результаты игры.
Организация прохождения игрового процесса, его регулировании и координирование действий участников. Педагог должен обеспечить ролями всех участников игры, помочь им с пониманием и выполнением игровых правил, сформировать положительное отношение к игре и желание продолжать принимать участие в ней. Педагогу требуется следить за тем, как дети справляются со своими ролями, выполняют ли они правила игры, при необходимости корректировать деятельность детей, исправлять их ошибки

Особенно важно, по завершении игры заинтересовать детей к ее повторной организации.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Поскольку дидактическая игра нацелена на обучение детей дошкольного возраста, то она проводится в тот временной период, который в программе учебно-воспитательной работе отводится на учебные занятия. При этом, исключать занятия из программы не стоит. Нужно гармонично сочетать дидактические игры и познавательные уроки, чтобы ребенок не чувствовал себя полностью погруженным в процесс обучения. Дидактическая игра должна быть построена так, чтобы дети воспринимали ее, как отдых, развлечение.

Организация и структура дидактической игры в группе раннего возраста

Организация игры включает в себя:

  • подготовку к проведению;
  • непосредственно игровую деятельность;
  • анализ.

При подготовке игры воспитатель должен:

  • отобрать её, руководствуясь поставленными целями и задачами;
  • выбрать удобное место и время (во время организованной образовательной деятельности, прогулки, утреннего приёма) для игры;
  • определить количество участников;
  • подготовить материал, оборудование;
  • обдумать ход игры, методы руководства ею (показ, объяснение);
  • провести предварительную работу с детьми.

Временной план игры

Проведение дидактической игры проходит по таким этапам:

  1. Вступительная часть (1–2 мин). Детям сообщают кратко содержание игры и показывают дидактический материал, который будет в ней использован.
  2. Основная часть (6–7 мин). Сообщение игровой задачи и правил игры. Для самых маленьких правила предельно просты, и их объяснение не занимает много времени. Если не все дети поняли правила сразу, воспитатель снова поясняет их в ходе выполнения действий.
  3. Показ игровых действий. Он должен быть чётким, понятным, может повторяться в процессе игры.
  4. Выполнение игровых действий детьми при непосредственном контроле и участии педагога, который не только добивается взаимодействия малыша со взрослым, но и направляет детей на взаимодействие со сверстниками.

Подведение итогов (1–2 мин). Воспитатель поощряет всех участников, сообщает, что игровая задача достигнута, старается вызвать положительный отклик воспитанников на результат игры.

Дидактическая игра в группе детей третьего года жизни может длиться в среднем 8–10 минут, но эти рамки не строго ограничены. Если интерес детей к игре велик, то её продлевают, развивают, и она может длиться до 15 минут. Заметив, что дети устали, отвлекаются, педагог вправе свернуть игру раньше.

После проведения игры воспитатель анализирует её ход и результаты: что удалось, что не получилось, какие приёмы оказались наиболее эффективными и помогли достигнуть поставленных задач. Индивидуальные предпочтения детей в игре тоже должны быть подмечены и учтены в последующих играх.

Таблица: пример конспекта дидактической игры в первой младшей группе

Автор
Шевцова Е.А.
Название
«Весёлые жучки»
Задачи игры
Учить детей подбирать и группировать геометрические фигуры по цвету, формировать умение действовать согласно словам воспитателя.
Закрепить понятия «один», «много», «высоко», «низко».
Закрепить знание красного цвета, ознакомить с чёрным цветом.
Развивать память, наблюдательность.
Воспитывать интерес к познанию нового.
Воспитывать любовь к насекомым, учить не бояться их.

Материалы
Изображения чёрного жука, жука-солнышка, круги и квадраты чёрного и красного цвета, музыкальное сопровождение.
Вступительная часть
Воспитатель обращает внимание детей на большого чёрного жука (изображение) на коврике. Ты скажи нам, чёрный жук, Отчего пришёл к нам вдруг

Жук усами шевелит, Ребятишкам говорит: Я немного заскучал, Своих деток потерял. Не могли бы вы, ребята, Моих деток отыскать? И тогда мы с вами вместе Будем весело играть. В.: Давайте поищем, где спрятаны детки чёрного жука.
Основная часть
В.: Ребята, какого цвета наш жук? (Чёрного). А какой он формы? (Круглый). Значит, и дети у него чёрные и круглые. Давайте-ка поищем, нет ли их тут на лужайке. «Лужайка» (зелёная ткань или бумага) размещена на столе, а поверх неё лежат геометрические фигуры, круги и квадраты чёрного и красного цвета. Дети выбирают чёрные круги. В.: Почему вы решили, что это детки нашего жука? (Они круглые, чёрного цвета). Давайте отнесём детишек к большому жуку. Сколько больших жуков? (Один). А маленьких? (Много). Какого цвета жуки? (Чёрные). А теперь жучки хотят с нами повеселиться. Звучит музыка, дети выполняют произвольные движения, держа жуков в руках. В.: Хорошо мы поиграли с жучками. А теперь посадим их на травку, пусть отдохнут возле большого жука. (Дети раскладывают круги на зелёном фоне). Пока мы танцевали, к нам прилетел ещё один жук. (Воспитатель выставляет на мольберт изображение божьей коровки). Какого он цвета? (Красного). Давайте и его детишек найдём. Дети ищут круги красного цвета. В.: Ах, как обрадовались жучки и захотели полетать высоко-высоко. А потом опустились вниз, летают низко, у земли. И снова высоко! (Дети повторяют движения с жучками вслед за воспитателем). Давайте положим жучков возле их мамы, они по ней соскучились. А потом мы ещё поиграем с нашими жучками.
Итоговая часть
В.: Ребята, кто прилетал к нам в гости? Какого цвета были жуки? Они были квадратные или круглые? Вы нашли деток жуков? (Ответы детей). Да, вы справились, вы все молодцы!

Цели дидактических игр

Дети, посещающие вторую младшую группу, должны научиться взаимодействовать с числами. Главная цель воспитания с помощью дидактических игр – донесение сложной информации простым способом.

К концу года малыш обязательно должен уметь:

  • подбирать парные предметы – одинаковую пару обуви, кубики, вещи, подходящие по форме и размеру;
  • классифицировать предметы: одежда, еда, игрушки, книги;
  • отличать большое от маленького, горячее от холодного;
  • считать количество игрушек – 1,2,3;
  • исследовать новые предметы, опознавать их назначение, размер, форму;
  • собирать пирамиду, складывать матрешки, закреплять несколько форм друг на друге;
  • ориентироваться в пространстве по типу «близко-далеко», «низко-высоко»;
  • усвоить простейший принцип чередования предметов.

Дидактические игры в саду

Важно! Во второй младшей группе, согласно требованиям ФГОС, математика выделяется как отдельный предмет. Главные задачи – изучить такие понятия, как величина, форма, количество и научиться ориентироваться в пространстве, осознавать перемену времени с вечера до ночи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: