Отличия приучения к горшку девочек и мальчиков
Одним из критериев, влияющим на длительность приучения, является пол ребенка.
Девочки усидчивы и послушны, поэтому могут сидеть на горшке дольше мальчиков. Кроме того мамам, в силу одинакового физиологического устройства организма, легче объяснить дочери, как ходить в туалет. В крайнем случае, можно показать на своем примере. Все это облегчает приучение. Хотя такая черта, как стеснительность, мешает некоторым девочкам вовремя сказать о потребности пописать.
Приучить мальчика к горшку сложнее. Так как мальчуганы менее усидчивы и наблюдательны, он будет постоянно соскакивать и убегать. Или просто забудет сделать часть своих дел, а потом испачкает штанишки. К тому же мама не может продемонстрировать процесс, а папа обычно на работе. Поэтому используйте в процессе приучения мультфильмы, тематические игры, чтение книг, помогающие удержать его на месте.
Методика для деток в 1 год: как приучить ребенка к горшку?
Приучить ребенка к горшку в таком возрасте достаточно сложная задача, но вполне реальная. Стоит запастись терпением и главное, желанием. В наше время, многие родители предпочитают использовать подгузники, и приступить к обучению уже ближе к 2 годам.
Но бывают и такие случаи, когда у деток проявляется аллергическая реакция на памперс или подгузник. В этом случае, стоит заранее приучать к новому аксессуару.
На первом этапе обучения важно донести ребенка до горшка, а не бегать за ним и стараться посадить кроху. Он должен четко понимать предназначение данного предмета, и как правильно им пользоваться.
Когда кроха начинает ползать и ходить, он сможет самостоятельно добираться до горшка, главное чтобы тот находился в доступном месте для малыша, например, в детской комнате или игровой.
При выборе горшка стоит избегать сложных конструкций, изображений различных животных и пр
Также, для дома вам понадобятся удобные штанишки без ремней, веревок и застежек, их можно будет быстрее снять. Майки и футболки должны быть короткими, чтобы их не намочить.
Задолго до процесса обучения стоит познакомить ребенка с «туалетом». Его нужно просто садить, но не разрешать играть на нем или с ним. Не стесняйтесь брать ребенка с собой в санузел, можно даже усадить его рядом и показать на своем примере, что нужно делать. Малыши часто повторяют как за родителями, так и за старшими братьями/сестрами, поэтому так гораздо легче приучить ребенка к горшку.
Учите ребенка
Детям нужно проговаривать их действия, и в случае оплошности не стоит выплескивать свой гнев и недовольство. Маленькие дети очень плохо воспринимают критику и осуждение, не стоит надеяться, что ребенок после вашего гнева будет впредь сдерживать свое мочеиспускание, наоборот, кроха может на долгое время отказаться от горшка.
Постарайтесь посадить малыша, пока вы готовите ванную, например. После стоит похвалить за успех, но не перестарайтесь чтобы ребенок не думал, будто вы его хвалите лишь за то, что он удачно сходил в «туалет».
Не стоит приучать ребенка, если он переболел или вы знаете, что будете слишком заняты, например, готовитесь к празднику или переезду. Все действия должны быть систематические. Также, в холодное время года, приучить кроху к хождению на горшок гораздо сложней, т.к. мочеиспускание происходит чаще, и одежды на нем намного больше
К тому же, если в летнее время малыш написал в штанишки, если вероятность не простудиться.
Очень важно, чтобы у мамы было достаточно свободного времени, т.к. дети в 1 год, совершенно не умеют контролировать свое мочеиспускание
И потребуется гораздо больше времени и усилий, чем деткам постарше.
Годовалый кроха
Высаживать кроху на горшок нужно через каждые 15 минут. Стоит почитать с ним книжку или показать новую игрушку
Даже если малыш не справился, важно чтобы он посидел на горшке хотя бы 5 мин. Если малыш несколько раз справился на отлично, стоит увеличить промежуток времени между посадкой на горшок.
В процессе обучения важно, чтобы у ребенка не был загружен день, и была возможность вспомнить, что необходимо воспользоваться горшком
Поэтому, если вы заранее знаете, что будете ехать в гости или на отдых, стоит отложить обучение.
Важно выработать рефлекс «позыв-горшок», но не наоборот. Не принуждайте силой и криком, если малыш не хочет даже сидеть, постоянно ерзает по горшку, крутится, пытается что-то достать, убегает и т.д
необходимо отложить обучение до тех времен, пока ребенок немного не сосредоточиться, иначе ваши усилия будут потрачены бесполезно.
Не критикуем
Также не стоит опираться на успехи других деток, все совершенно разные. Кто-то более усидчив, и маме не составляет труда посадить малыша на некоторое время на горшок, другой же – при всех объяснениях совершенно не понимает предназначение, и воспринимает горшок как игрушку.
Ошибки родителей в этом процессе
Говоря о том, как приучить ребёнка к горшку, стоит начать с ошибок, которые очень часто допускаются в этом процессе. Они не просто значительно усложняют и удлиняют период освоения навыка, но и в ряде случаев могут стать причиной для ухудшения психологического (не путать с психическим) состояния ребёнка. Всего выделяют 5 основных родительских ошибок, которые не позволяют малышу в короткий срок повзрослеть относительно туалета.
Не тот возраст. Надо точно знать, во сколько приучать ребёнка к горшку. Если начать обучение чрезмерно рано, то в лучшем случае получится выработать у малыша рефлекс на слова родителей в момент, когда его сажают на горшок. Осознанных действий и контроля над своим телом в это время нет. Правильный возраст для начала приучения – 14 месяцев. Организм уже достаточно сформирован для того, чтобы контролировать процессы мочеиспускания и дефекации.
Слишком активное применение подгузников. Если малыш постоянно находится в подгузниках, и вдруг родители резко их убирают, сразу возникают сложности. Ребёнок в течение длительного времени не может осознать необходимость терпеть и садиться на горшок. Если малыш постоянно спит в подгузнике, то до 4 лет он будет испытывать потребность в ночных мочеиспусканиях и необязательно в этот момент он станет просыпаться. Если же родители не злоупотребляют подгузниками. и малыш большую часть времени проводит без них, то уже в 2 года ночью проблема с туалетом не возникает.
Чрезмерная настойчивость. Когда на человека, вне зависимости от его возраста, оказывается постоянное давление, он начинает отторгать то, что ему предлагается. Нельзя постоянно сажать малыша на горшок и не позволять ему сходить с него до того момента, как он сделает то, что от него требуется. Также только во вред пойдут ребёнку и внушения относительно того, что ходить в туалет можно только на горшок.
Наказания за мокрые штаны. Часто родители считают, что если малыша наказывать , за то, что он сходил не на горшок, а в штаны, он скорее поймёт, что от него требуется и перестанет ошибаться. В действительности же это прямой путь к комплексам, фобиям, заниженной самооценке и детской депрессии
Для ускорения процесса приучения к горшку будет правильнее привлекать малыша к уборке последствий, одновременно ненавязчиво объясняя, что если бы он пошёл на горшок, то и убирать бы не пришлось, а значит, было бы больше времени на игры.
Чрезмерное внимание к походам на горшок. Если вокруг малыша постоянно будет суета из-за правильного места для туалета, он постепенно начнёт уставать от неё и в знак протеста станет оставлять сюрпризы в неподходящих местах.
При знании возможных ошибок приучение ребёнка к горшку значительно упрощается. Избежать неправильного подхода к решению проблемы не так сложно, и тогда, научившись пользоваться предметом, малыш уже не забудет, для чего он требуется.
С какого возраста приучать?
Это самый первый вопрос, ответ на который должны знать родители, чтобы правильно и быстро приучить ребенка к горшку. Современные педиатры сходятся во мнении, что совершенно бесполезно пытаться сделать это до того момента, когда крохе исполнится полтора года. Поскольку именно в это время малыш учится распознавать и контролировать свои физиологические процессы. Начинать знакомство с горшком с момента, когда кроха начал сидеть (в 7–8 месяцев), и даже в 1 год – пустая трата времени и нервов. Ребенок просто не будет понимать, чего от него так настойчиво добиваются.
Итак, самое главное правило – своевременность. Нет смысла учить даже годовалого ребенка справлять свои нужды «куда надо», если это происходит на уровне рефлексов – он должен делать это осознанно. Иначе возможны протесты, игры с горшком и «аварии», как только малыш встанет со своего «туалета».
Оптимальный период для знакомства с горшком – 1,5–2 года
При этом следует учитывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому нужно обратить внимание на ряд признаков, сигнализирующих о том, что «момент настал»:
- ребенок может сам наклоняться, садиться, присаживаться на корточки и вставать из этого положения;
- умеет поднимать довольно мелкие предметы, складывать их на места;
- понимает, что говорят взрослые, с ним можно договориться;
- знает основные части тела и названия предметов одежды, может показать их по просьбе;
- произносит несколько слов, может высказать или объяснить свои потребности;
- его кишечник работает отлажено, опорожняясь примерно в одно и то же время;
- малыш просыпается после дневного сна с сухим памперсом, его подгузник может оставаться сухим более 2 часов;
- стремится научиться одеванию и раздеванию (или уже частично может это делать);
- понимает значение слов «какать», «писать», негативно реагирует на свои мокрые или грязные штанишки, когда «наделал».
Существуют и другие факторы, влияющие на возраст начала приучения к горшку. Так, многое зависит от пола ребенка. Девочку научить будет несколько легче. Во-первых, девчонки по природе своей более контактны и сговорчивы, во-вторых, в психоэмоциональном плане они обычно немного опережают мальчиков.
Стоит учесть и характер крохи. Если он спокойный, ему проще будет «жертвовать» часть своего драгоценного времени на освоение горшка. Если кроха непоседа, ему всегда ужасно некогда, нужно все везде успеть (а сидеть на горшке – такая скука!). Такой ребенок, даже освоив пользование горшком, иногда может заиграться и попросту забыть о своих естественных потребностях, справив их в штанишки.
Излишняя строгость
Считаю, что маленьких детей нельзя наказывать за туалетные проколы. Больших детей за них тоже наказывать не следует: заигравшийся и не дотерпевший до туалета четырехлетний ребенок поймет, что неправ, и без ругани: по тому, как мама вздохнет, оторвавшись от дел на ликвидацию последствий туалетного прокола, по реакции сверстников — уж они-то не смолчат деликатно. В случае прокола я бы вообще не комментировала ситуацию, а вместо этого привлекла ребенка к ликвидации последствий. Совершенно спокойно: снимай штаны, клади в стиральную машину, мой попу, вытирайся. К замене описанного постельного белья ребенка тоже вполне можно привлечь.
Когда мне рассказывают о том, как на годовалых детей кричат и шлепают за лужи, я бываю ничуть не в меньшем негодовании. Но, думаю, никто всерьез не считает естественную гигиену и излишнюю строгость неразделимыми.
Когда поможет доктор?
Обратиться за помощью врача следует, если родители замечают у крохи слишком частые мочеиспускания днем или энурез после 3 лет. За этим могут скрываться как урологические, так и неврологические проблемы. Поэтому в таких случаях целесообразно посетить уролога, а если он не обнаружит профильных проблем, то невролога.
Приучение к горшку на самом деле не такая уж большая проблема, если подходить к ее решению со знанием основных правил. Теперь, когда эти знания есть – осталось запастись терпением и пониманием, что даже в случае овладения навыком пользования детским туалетом периодические погрешности возникать могут
Главное не акцентировать на этом внимание крохи
Друг мой — горшок: особенности приучения детей разных возрастов
В таблице рассказано, как можно приучать к горшку детей, возрастом от 6 месяцев до трехлетнего возраста:
Возраст начала обучения пользования горшком | Среднее время обучения | Особенности приучения к горшку (в указанный период) |
---|---|---|
6 месяцев | 12-15 месяцев | Малыш в возрасте 6-8 месяцев активно осваивает навык сидения без поддержки. Пытаться приучить к горшку в этом возрасте еще слишком рано; можно понемногу держать ребенка над емкостью после кормления, чтобы выработать рефлекс мочеиспускания. |
7 месяцев | ||
8 месяцев | ||
9 месяцев | 10-12 месяцев | С 9-10 месяцев и вплоть до года у ребенка формируется ранняя стадия контроля над физиологическими отправлениями. Малыш в годик может некоторое время произвольно удерживать мочу, поэтому в год можно пробовать высаживать на горшок перед сном и сразу после; но физиологически годовалый ребенок еще не готов к приучению. |
10 месяцев | ||
11 месяцев | ||
1 год | ||
1,5 года | 6-8 месяцев | В возрасте 18 месяцев у ребенка появляется осознание наполненности мочевого пузыря, а двухлетний малыш может даже оповещать маму о том, что хочет «пи-пи». Настает средняя стадия достижения контроля, именно этот момент считается наиболее подходящим для начала знакомства с горшком. |
2 года | ||
2,5 года | < 5 месяцев | На рубеже третьего года жизни малыш уже полностью готов освоить детский горшок. Трехлетний ребенок уже понимает смысл процесса, предназначение горшка и достигает нужного результата за короткое время. |
3 года и старше |
Когда приучать ребенка к горшку?
Если в США и странах ЕС родители даже не задумываются о горшке раньше 2-летнего возраста, то в России же наоборот принято форсировать процесс приучения. Достаточно просто посмотреть на популярность в сети статей вроде «приучить ребенка к горшку за 3 дня» или «как приучить ребенка к горшку в 1 год», как сомнений не остается.
Как ни странно, но практика показывает, что ребенок, которого начали приучать к туалету еще до года, начинает контролировать процесс мочеиспускания примерно в том же возрасте, что и ребенок, который познакомился с горшком в 1,5-2 года.
И происходит это ближе к 2 годам (точные сроки у всех индивидуальны).
А как же соседский ребенок, который, по словам его мамы, начал ходить на горшок в год? Действительно, многим родителям удается добиться некоторых результатов еще до 1,5 лет. Однако каким образом это происходит? Постоянно усаживая дитя на горшок и повторяя «пись-пись», родители добиваются того, что ребенок начинает связывать опорожнение мочевого пузыря с заветными словами, иначе говоря, вырабатывается условный рефлекс. На самом деле, если повторять эти операции долго и упорно, добиться выработки такого рефлекса совсем несложно. Вопрос только в том, действительно ли это то, что нам нужно? Ведь ребенок должен научиться опорожнять мочевой пузырь вовсе не в ответ на кодовые слова, а в ответ на свое ощущение, что мочевой пузырь наполнен. Кроме этого, ему нужно еще и научиться сдерживать процесс выделения и сообщить маме о своем желании (или самостоятельно справить нужду). Чтобы это случилось, нервная система ребенка должна СОЗРЕТЬ!
Сколь бы ни были активны воспитатели, все успехи, которых они добились до 1,5 лет, будут временны. Примерно в 1,5 года дети, приученные делать «пись-пись», ни с того, ни с сего перестают беспрекословно подчиняться и начинают выгибаться при виде горшка. Дело в том, что в этом возрасте у детей начинается этап формирования того самого сознательного контроля над выделениями. Они уже не могут делать «пись-пись» по заказу! Поэтому и протестуют. Встревоженные родители изо всех сил пытаются вернуть былые успехи: силой усаживают на горшок, ругают за мокрые штанишки, но все напрасно. Взаимное раздражение нарастает, ребенок начинает негативно относиться ко всей этой «туалетной теме» и может даже специально справлять нужду не в том месте, где того требуют родственники.
Итак, с какого же возраста приучать ребенка к горшку? Принимая решение, нужно помнить, что чем раньше вы начнете, тем больше усилий будет потрачено и тем больше вероятность взаимных обид и разочарований.
Специалисты называют следующие физиологические нормы:
- Естественное формирование навыка контроля над выделениями начинается после года и постепенно совершенствуется в течение второго года жизни.
- Более-менее устойчивые навыки пользования горшком формируются примерно в 1 год 10 месяцев – 2,5 года.
- Стойкие рефлексы появляются к трем годам.
Также полезно знать следующие признаки готовности организма ребенка к знакомству с горшком:
- Ребенок может оставаться сухим в течение 1,5-2 часов;
- У малыша установился относительно стабильный режим дефекации;
- Ребенку не нравится находиться в мокрых (грязных) штанишках или подгузниках;
- Кроха может сообщить родителям о своем желании сходить в туалет (любым способом – кряхтением, жестами, словами).
Мелкая моторика
Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:
- Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
- Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
- Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
- Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
- Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
- Игры с рамками-вкладышами и сортером.
- Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
- Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.
Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.
Как приучить ребенка пользоваться горшком
Есть несколько правил, как сделать процесс менее утомительным и максимально упростить его.
Купите красивый и комфортный горшок
Пусть ребенок принимает участие в выборе, ведь пользоваться горшком – ему, так что не отказывайте человеку в таком удовольствии. Модели с возможностью проигрывания музыки и прочими чудесами науки и техники приобретать не стоит: так малыш будет отвлекаться от главного процесса и может легко забыть, зачем он, собственно, сидит на горшке со спущенными штанишками и голой попой. Купите удобный качественный горшок подходящего ребенку размера.
Подскажите, что нужно делать
Если в доме есть старший ребенок, попросите его подать пример и показать, что нужно делать с горшком. В противном случае придется подключать фантазию: например, посадить на горшок куклу или плюшевого медведя. Главное – сделать так, чтобы после этих посиделок в горшке что-то осталось. Незаметно подкиньте пуговицу или фигурку лего: ребенок должен понять взаимосвязь действий и цель посещения «трона», горшок не должен ассоциироваться с игрой.
Постарайтесь подловить подходящий для высаживания на горшок момент
Нам всем обычно хочется в туалет после сна, после еды и примерно раз в час. Если физиологически ребенок готов, то его организм будет функционировать ровно так же, а позывы будут возникать примерно через 15–20 минут после еды или питья.
Если в такой момент посадить ребенка на горшок, то он с хорошей вероятностью совершит то, что нужно. Можно слегка помочь ему звуками: некоторые включают воду, чтобы спровоцировать мочеиспускание.
Не держите ребенка на горшке дольше 5–7 минут
Если маленькому человеку хочется в туалет, то он сделает все дела быстро. Если же нет, то и сидеть на горшке просто так нет никакого смысла. Спросите, не хочет ли малыш писать или какать, и, если получите отрицательный ответ, помогите ему одеться и отпустите играть. Обязательно повторите попытку через полчаса.
Может оказаться, что ребенок все же сделает свои маленькие или большие дела сразу после того, как на нем окажутся трусики или штаны. Не ругайте, отправьте содержимое в горшок, спокойно и ласково объясните, что теперь он уже совсем большой, так что ходить в туалет нужно именно на горшок. Если ребенок сделал кучу или лужу на полу и намерен исследовать результаты руками, дайте ему эту возможность: это нужно для роста и развития малыша.
Хвалите ребенка за каждый успех
Обязательно поощряйте любую удачную попытку. Хвалите, обнимайте, рассказывайте, как вы горды тем, что у него получилось справиться с горшком. Тогда ребенок будет стараться сделать что-то очевидно хорошее.
Будьте последовательны
Помните, что приучать к горшку только по выходным нельзя: нужно делать это ежедневно. Можно оставлять подгузник только на ночь, в поездке или на прогулке, если там не будет возможности сходить в туалет, но лучше исключить и это. Примите новую реальность, будьте готовы и поставьте себе будильник, чтобы просыпаться дважды за ночь и носить ребенка на горшок на руках: так он проснется в сухой постели.
В поездку или на прогулку можно взять удобный складной горшок, чтобы отойти «в кустики» (при всем понимании эстетической стороны вопроса) или зайти в туалет в кафе (не забудьте положить в сумку и всегда иметь при себе антисептик и влажные салфетки для протирания рук до и после посещения общественной уборной).
Не заставляйте!
Если ребенок явно не понимает, что вы от него хотите, упрямится или стремится поиграть с горшком, оставьте человека в покое. Он просто не готов, поэтому нет смысла мучить его и себя. Повторите попытку через месяц, два, три – однажды все получится. Ведь нет ни одного здорового ребенка старше 4–5 лет, который продолжал бы носить подгузники. Рано или поздно вы получите человека, гордого собой и своим умением пользоваться горшком.
В каком возрасте ваш ребенок освоил горшок? Легко ли вам это далось?
Как правильно научить ребенка ходить на горшок
В вопросе приучения маленького ребенка к горшку нужно запастись терпением и следовать рекомендациям специалистов. Чтобы кроха быстрее понял, что именно от него требуют, следует внимательно контролировать его реакции.
Рекомендации докторов
Малыши часто «сигнализируют» о своем желании сходить в туалет: замирают, краснеют или напрягаются. При таком поведении родитель должен сразу реагировать и сажать ребенка на горшок. В большинстве случае после нескольких удачных попыток дети сами понимают, что нужно делать.
Советы педиатров:
- Не следует включать воду для стимулирования мочеиспускания, так как при дальнейшем взрослении этот рефлекс может вызвать нежелательные явления.
- После ночного отдыха, когда кроха проснулся сухой, обязательно нужно сажать его на горшок. Это повышает вероятность положительного результата.
- Специальный туалет должен всегда находиться в пределах досягаемости малыша, тогда он в любое время может дотянуться и присесть на него.
- Нельзя переходить к обучению, если у детей колики в животе, болят зубки, аллергия и т. п.
- Не рекомендуется полностью в этот период отказываться от специальных трусиков и подгузников.
Родители должны объяснять детям, зачем нужен горшок. Есть определенные методики, позволяющие обучить малыша за короткий срок.
Приучаем к горшку за 7 дней
Многие мамы пользуются специальной системой, рассчитанной на 7 суток, и отмечают ее эффективность. Ничего сложного методика не подразумевает, от родителей требуется лишь время и терпение, малыш же должен уметь сам снимать одежду, общаться и понимать речь.
Выделяют несколько этапов обучения:
В первые сутки – показать, как нужно ходить в туалет. После сна обязательно нужно снимать подгузник и присаживать кроху на горшок
Важно, чтобы он просидел не менее 10 мин, а в случае неудачи попытку следует повторять каждые 15–20 мин. В это время можно развлекать его, читать сказку, играть и т
п.
Второй день – закрепляющий. Следует чаще напоминать о туалете, спрашивать, не хочет ли он на горшок. При этом следить, чтобы малыш не отвлекался на более интересные занятия.
На третьи сутки – придерживаться поставленной цели, несмотря на возможные неудачи. Чтобы не запутать кроху, не надевайте подгузник на улицу, а перед выходом обязательно предложите сходить на горшок. Некоторые мамы рекомендуют брать складные варианты с собой на прогулку.
С 4-ого дня и до конца недели дети уже понимают, о чем именно их просят родители. Если малыш забывает и заигрывается, о горшке нужно напомнить
Важно поощрять его, хвалить за положительные результаты
Научить ребенка за 3 дня
Если кроху не поторапливать, процесс приучения может затянуться на неопределенный срок. Однако бывают ситуации (поездки, путешествия, посещение детского сада), когда обучение должно пройти максимально быстро – за 3 дня.
«Пластмассовый туалет» должен находиться непосредственно в детской комнате
Важно давать крохе как можно больше жидкости: от воды до любимого сока
Порядок действий:
- После пробуждения в первый день нужно снимать подгузник и надевать трусики. На ночь вновь надевается подгузник.
- На второй день можно вывести малыша на прогулку без подгузника, но при условии, что он справил все нужды еще дома.
- Через сутки следует добавить еще одну прогулку на свежем воздухе, чтобы кроха учился контролировать свои естественные процессы и вне дома.
При возвращении и перед дневным отдыхом нужно сажать его на горшок. В большинстве случаев все старания оправдываются.
Повторное приучение
Довольно часто возникают ситуации, когда ребенок, ранее приученный к горшку, вдруг отказывается на него ходить. Причем это может случиться и в 1,5—2, и в 3—4 года.
Причины отказа
- Смена обстановки (например: переезд, поступление в ясли, рождение второго ребенка и так далее), против которой ребенок всячески протестует.
- Кризис трехлетнего возраста (малыш делает все наоборот). Явление это временное, и родители просто должны его перетерпеть.
- Семейные проблемы. Ссоры родителей негативно отражаются на психике ребенка, который может замкнуться в себе либо бунтовать.
- Болезнь либо прорезывание зубов. В этом случае кроха перестает проситься на горшок, так как все мысли и силы направлены на плохое самочувствие.
В любом случае внимательный родитель должен выяснить причину неприятия горшка и обязательно ее решить. Принуждать и давить на кроху нельзя. Стоит проявить терпение, и навык снова вернется.
Исключаем подгузники
Достаточно легко отказаться от памперсов днем, когда можно «подловить» малыша, если тот заигрался, но как же сделать это во время ночного сна?
После выработки у ребенка устойчивой привычки регулярного посещения горшка родители могут заметить, что памперс каждую ночь остается сухим, и это значит, что теперь укладывать спать кроху можно в одной пижамке.
Все детки разные, многие не контролируют выделение во время сна. В этом случае на помощь придет клеенка либо непромокаемая пеленка. Через какое-то время кроха привыкнет подниматься в туалет ночью.
Не стоит поднимать ребенка ночью для похода на горшок специально. Малыш должен научиться сам определять свои позывы. Лучше перед сном ограничить количество жидкости и усадить кроху на горшок.
Как приучить малыша к горшку?
- В течение первого и второго года жизни учим малыша названиям частей тела, даем имена соответствующим действиям, знакомим с горшком и определяем для него место в комнате (он не должен быть спрятан слишком далеко, чтобы малыш мог быстро до него добраться в случае «нужды»).
- Если вы заметили, что стул или мочеиспускание происходит у ребенка в одно и то же время (например, после сна или через 20-30 минут после еды), посадите кроху на горшок. Если он совершил желаемое, похвалите его, продемонстрируйте искреннюю радость.
- Непоседу удерживаем на горшке отвлекающими разговорами, чтением книжек, разглядыванием игрушек и пр.
- Четко комментируем каждое действие: «Достаём горшочек, снимаем крышку. Снимаем трусики, садимся на горшок. Вася пописал! Какой молодец! (заглянули в горшок, посмотрели на «продукт»). Надеваем трусы. Несём горшочек в туалет. Выливаем. Моем. Закрываем крышку. Ставим на место». Всё это произносим весело, чтобы малыш втянулся в эту «игру».
- Постепенно превращаем в ритуал высаживание чада на горшок перед прогулкой и перед сном.
- Если малыш категорически отказывается сидеть на горшке, кричит, плачет или вырывается, сделайте паузу в обучении на 1-2 недели, а то и дольше.
- Для знакомства с работой собственного тела, малышу можно дать возможность походить по дому голышом. Если это позволяют ваши педагогические принципы.
- Если у вас есть «писающая» кукла, она может стать наглядным пособием для крохи. Посадите ее на горшок. Расскажите ребёнку, что кукла делает.
- Покажите ребенку, как это делаете вы, если ваши этические и эстетические принципы при этом не страдают. Обучать на собственном примере очень эффективно.
- Если малыш покакал в подгузник, переложите содержимое подгузника в горшочек и ласково поясните, что именно там это должно находиться.
- Будьте осторожны, показывая крохе, как смывать воду в унитазе. Если одного малыша это действие приводит в восторг и является «кульминацией» всего процесса, то некоторые особо тонкие и чувствительные натуры могут испугаться.
- Нахождение среди сверстников, уже усвоивших эту «премудрость» (например, в ясельной группе детсада) обычно ускоряет процесс обучения.
- Для детей постарше иногда срабатывает «подкуп»: приобретение новой красивой одежки или даже мебели, которую не хочется пачкать.
Совет с юмором от Сирзов для родителей маленьких мальчиков: «Маленькие мальчики любят:
— «выписывать» (в прямом и переносном смысле) узоры на снегу или в пыли,
— играть в пересекающиеся струи с папой или старшим братцем,
— топить плавающие кусочки туалетной бумаги,
— поражать плавающие цели.
Все это может быть использовано как дополнительный стимул в вашей игре по обучению ребенка пользоваться туалетом. Для того, чтобы научиться точно и правильно «поражать цель», может понадобиться несколько уроков. Да, маленькие мальчики именно таковы..»
Воспринимайте процесс обучения с юмором, терпением и верой в то, что рано или поздно, но ваш ребенок перестанет пачкать подгузники и штанишки.
Если нужно привыкнуть побыстрее
Начиная с полуторагодовалого возраста ребенка можно научить пользоваться горшком и быстрее, если в том есть надобность. Существует специальная методика приучения таких деток за 7 дней.
Если ребенок уже умеет снимать одежду и слушается родителей, можно воспользоваться следующими рекомендациями.
- В первый день после сна снимите с малыша подгузник, рассказывая ему, какой он уже большой, и наденьте трусики. Можете сами показать ребенку, для чего нужно ходить в туалет. Посадите кроху на горшок. Если у него в течение10 минут ничего не получится, повторяйте попытки каждые 15 минут. Если между присаживаниями случится конфуз, не ругайте малыша.
- Второй день необходимо посвятить закреплению полученного навыка. Нужно следить за поведением ребенка, подмечать знаки, что «пора», смотреть, чтобы он не заигрался и не пропустил нужный момент.
- Весь третий день придерживайтесь этой тактики. Не надевайте подгузники даже на прогулку, чтобы не запутать ребенка. Перед прогулкой предложите ему сходить на горшок. Возьмите горшок с собой, почаще спрашивайте у крохи, не хочется ли ему в туалет. Вернувшись, снова посадите кроху на горшок.
- С четвертого дня и вы, и ребенок уже будете примерно представлять, через какое время следует «посетить» его детский «туалет». Если он заиграется и забудет – напомните ему об этом. Когда все происходит удачно – непременно хвалите его (только без лишних «бурных аплодисментов», естественно, но от души).
Повторяя эти действия, вы сможете довольно быстро научить ребенка пользоваться горшком. При этом помните, что еще какое-то время вам придется надевать памперсы на ночь, пока маленький организм не научится пробуждаться по естественным потребностям. Не нужно форсировать события и пытаться будить малыша ночью, чтобы пойти в туалет. Это вызовет лишь стресс.
Как приучить ребенка к горшку? Методика
- Отказываемся от подгузников
Если до сих пор ваш малыш все время проводил в подгузниках, то теперь нужно будет от них отказаться (исключениями могут быть прогулка в холодное время года, поездка в транспорте, поход в гости, время сна). Это необходимо для того, чтобы малыш установил четкую взаимосвязь между позывами в туалет и результатом (мокрыми штанишками), а также почувствовал дискомфорт, возникающий вследствие этого.
- Знакомимся с горшком
Первое время предлагайте сходить в туалет только в моменты, когда вероятность успеха максимальна – после сна, после еды, а также когда очевидны изменения в поведении ребенка – он замирает, напрягается, кряхтит. Главное, не настаивайте и не предлагайте горшок слишком часто! Объясняйте, зачем нужен этот незнакомый предмет и подчеркивайте преимущества его использования – «Вот, и попка чистенькая осталась, и штанишки сухие».
Замечательно, если кроха будет видеть на примере старших детей или взрослых, как и куда справляется нужда. Можно также приводить в пример какого-нибудь любимого персонажа. Ведь совершенно невозможно представить в подгузниках, например, крокодила Гену.
- Хвалим и не критикуем!
Если высаживание на горшок прошло успешно, обязательно похвалите малыша. Про критику неудач нужно забыть совершенно! Да, это нелегко. По себе я отлично знаю, что это первая приходящая на ум реакция при виде очередных мокрых штанов (ведь целый день уже прошел без промахов!), но все-таки нужно постараться. Можно сказать что-то вроде «Ой, МЫ забыли, что у нас есть горшок. В следующий раз обязательно им воспользуемся». Но опять же, не стоит занудно повторять это каждый раз.
Также никогда не сравнивайте ребенка в укорительной манере с другими детьми («Вот Вася младше тебя, а уже давно в штанишки не писает»). Любое давление способствует исключительно негативному отношению малыша к этой болезненной теме, протесту с его стороны.
- Набираемся терпения
Естественно, вам хочется, чтобы малыш как можно быстрее начал сам ходить в туалет. Однако чудес не бывает. И что бы там не обещали методики вроде «Как приучить малыша к горшку за 3 дня», в столь короткие сроки научить ребенка ходить на горшок абсолютно без промахов, да чтоб он еще и сам просился, вряд ли выйдет.
После первого знакомства с горшком наступает довольно длинный этап (чем раньше вы начнете, тем длиннее он будет), когда кроха может делать свои дела то в положенное место, то мимо, и здесь самая главная задача – научиться реагировать спокойно на промахи. Просто не замечать их. Но активно хвалить за удачи.
Иногда даже кажется, что ребенок специально издевается. Например, когда сидя на диване и делая свои дела, он задумчиво сообщает всем «Я писаю!». Однако малыш делает это вовсе не из злого умысла, просто ему нужно некоторое время, чтобы научиться распознавать сигналы, которые предшествуют самому событию.
Бывают случаи, когда у ребенка, который вроде бы совсем уже обучился горшечной науке, случаются «аварии». Как правило, это происходит когда малыш болеет, находится в чужой обстановке / в гостях, стесняется попроситься при незнакомых людях или просто слишком увлекается игрой. Расстраивается как обычно не стоит, это совершенно нормальная ситуация, число подобных «аварий» будет постепенно сокращаться, пока, наконец, не сойдет на «нет».
То же самое касается и ночного сна. Малыш, научившийся пользоваться горшком в течение дня, может еще некоторое время писаться в постель. Освоение ночного горшка происходит несколько позже.