Очень краткое содержание для читательского дневника
Получил однажды в городе сын крестьянки пенсию и по дороге домой увидел, что какой-то человек щенка хочет задушить верёвкой. Выкупил парень щенка за копейку.
В следующий месяц пенсию увеличили на одну копейку. Идя домой, снова увидел Семён того же человека и выкупил у него на всю пенсию кошку, которую тот мучил.
Через месяц снова вышла прибавка к пенсии. На все три копейки купил парень у того злого человека змею, чтобы тот её не раздавил. Змея сказала, что зовут её Скарапея и что отец её отблагодарит спасителя.
Стали у Семёна жить серая кошка, белая собака да змея Скарапея. Скарапея попросила Семёна проводить её к отцу, потому что Семёнова мать невзлюбила её.
Змеиный царь подарил спасителю его дочери волшебное кольцо и научил, как им пользоваться. Дома Семён ночью снял кольцо с пальца да на другой надел. Явились двенадцать молодцев и по его указанию насыпали в амбар муку, дали масло и сахар. Перестали с тех пор Семён и его мать голодать.
Увидел однажды Семён во сне красавицу, проснулся и с помощью волшебного кольца очутился там, где она живёт. Узнал он от тамошнего жителя, что девица эта — царская дочь. Вернулся парень домой и запечалился. Чтобы мать согласилась идти сватать за него царевну, сын ночью велел двенадцати молодцам хоромы построить да в постель матери пуховую перину положить.
Проснулась мать на перине, увидела вместо избы хоромы и пошла сватать царевну. Царь велел, чтобы жених построил хрустальный мост от царского крыльца до крыльца избы, чтобы поехать посмотреть, как живёт жених.
Выдали царь с царицей дочку за Семёна. Однажды на лесной прогулке молодожёны устали и уснули под деревом. Увидел их приёмный сын змеиного царя Аспид. Давно хотел он стать хозяином волшебного кольца. Обратился Аспид в красавицу, разбудил Семёна и позвал за собой. Не пошёл тот за красавицей, сказал, что жена ему милее, да снова заснул.
Превратился Аспид в прекрасного юношу, разбудил царевну. Он так понравился царевне, что по его указанию она вызнала у мужа тайну волшебного кольца. Доверчивый муж надел ей на палец кольцо.
Ночью царевна приказала двенадцати молодцам перенести хоромы и хрустальный мост к Молодцу из Молодцов (так назвался ей Аспид).
А Семён с матерью, кошкой и собакой стал жить в прежней избе. Царь, увидев, что хоромы, мост и царевна исчезли, посадил парня в тюрьму. Старуха-мать с кошкой да собакой пошли нищенствовать.
Кошка и собака убежали искать царевну, чтобы забрать у неё волшебное кольцо. Добежали они до хором, кошка забралась в спальню к царевне и добыла кольцо.
Доставили кошка и собака его своему хозяину в тюрьму, он вызвал двенадцать молодцев, чтобы они перенесли сюда хоромы и мост хрустальный. Мост, по его велению, молодцы установили одним концом в деревню соседнюю.
Стал Семён по мосту ездить на «самосильной» машине в соседнюю деревню и выбрал там себе невесту — красивую девушку-сироту. Женится он на ней, пойдут у них дети, и начнётся новая сказка.
Скарапея
Итак, прошел еще месяц, отправился наш герой в город и на сей раз получил уже три копейки — снова прибавили пенсию. Идет по той же дороге и видит того же мужика, который на сей раз змею изводит. Пришлось и на этот раз отдать все деньги.
Однако змея оказалась говорящая и, утешая Семена, сказала, что зовут ее Скарапея, и за спасение дочери змеиный царь обязательно наградит парня.
Увидев змею, мать испугалась и тут же влезла на печь. Даже ругаться больше не стала. Только невзлюбила она эту змею: то есть не даст, то воды не нальет, то наступит. Тогда Скарапея попросила отнести ее в змеиное царство, где обитает ее отец — змеиный король. А загодя предупредила, чтобы Семен в награду золото не брал, а просил кольцо с руки царя. Кольцо то приметное — на нем змеиная голова выдавлена и вместо глаз зеленые камни горят.
Король сначала не хотел расставаться с кольцом, но потом отдал и сказал, как им пользоваться.
2 вариант
В одной деревушке жила колхозница со своим сыном по имени Семен. Поживали они скудно, последний кусок доедали. Семену была положена пенсия за отца. Деньги были мелкие – копейка, но и та помогала в трудную минуту.
Пошел Семен пенсию за отца получать. Видит, на рынке мужик собаку задушить пытается. Не выдержало сердце Семена и купил он собаку за последние гроши. В следующий месяц снова пошел сын крестьянский за пенсией. В этот раз пенсия была больше – две копейки. Опять Семен увидел этого мужика, только теперь он кошку сгубить хотел. И снова Семен купил животину. Только теперь за две копейки. В третий раз пошел крестьянский сын за пенсией. И в этот раз пенсия опять увеличилась на одну копейку. Стало три копейки. Смотрит Семен, а мужик, который то собаку хотел задушить, то кошку прибить, снова на рынке. В этот раз мужик хотел змею убить. И снова не выдержало доброе сердце Семена, купил он змею за последние деньги.
Змея оказалась волшебной. Она царевной была в змеином царстве. Звали ее Скарапея. Но матери Семена змея была не по душе. Тогда Скарапея попросила Семена отвести ее в царство змеиное, к отцу. Долго шли герои до змеиного царя. Когда Скарапея и Семен пришли к царю-змею, то тот в награду за спасенную жизнь дочери предлагал много золота. Но крестьянский сын не стал брать золото, а попросил волшебное кольцо. Уходя, Семен откланялся всем, в том числе и с сыном змеиного царя, Аспидом.
При помощи кольца Семен сделал свою жизнь лучше. Захотелось ему жениться на царевне. Крестьянский сын и этого добился с помощью волшебного перстня. Только царская дочь оказалась неверной и влюбилась в сына змея – Аспида. Царская дочь отобрала у Семена волшебное кольцо. Она выманила его лукавством и ложью. А Семен очень любил свою жену, вот и отдал кольцо ей. Но недолго прожила царская дочь с волшебным кольцом. Все равно вещь нашла хозяина.
Собака и кошка, которых Семен спас от гибели, решили забрать кольцо у царевны. У них все получилось. Вернулось волшебное кольцо к настоящему хозяину. Семен вернул обратно свои хоромы и решил свататься к обычной крестьянке из соседней деревни.
Мораль сказки такова, что нужно быть добрее. Нужно любить людей, которые любят тебя. Нельзя придавать близких и любимых людей. Тем самым человек приносит много боли другому человеку. Всегда нужно помнить: что не добыто собственным трудом и добротой, то долго с тобой не задержится. Сказка Андрея Платоновича Платонова яркий пример вышесказанным словам.
Сюжет рассказа «Волшебное кольцо» с цитатами
Краткое содержание «Волшебное кольцо» Платонов:
Давным-давно в одной деревне жила крестьянка, а вместе с ней – «сын ее Семен, не женатый еще». Они жили очень бедно: спали на соломе, ели скудно, да и одежонка была у них «старая, латаная». И даже с землей не повезло крестьянам – она была неродящей, и давала плохой урожай. Жили мать с сыном на отцовскую пенсию, получая в городе «копейку в месяц».
Вот как-то раз возвращался из города Семен со своей денежкой. Вдруг увидел, как какой-то бессердечный человек собирался удавить маленькую белую собачку. Семену стало жалко песика, он отдал живодеру «последнюю копейку, взял щенка на руки и пошел домой». Узнав об этом, мать принялась браниться – самим есть нечего, а сын притащил в дом собачонку.
Спустя месяц Семен вновь пошел в город за пенсией. «Вышла копейка прибавки», и Семен получил целых две копейки. По дороге домой он опять увидел злого человека, который в этот раз мучил кошку. Пришлось ему купить за две копейки и кошку, за что «мать пуще прежнего забранилась на сына».
Спустя положенный срок Семен отправился за пенсией. Опять ему вышла прибавка, и получил он уже три копейки. На обратном пути он увидал того же живодера, который давил змейку. Чтобы спасти животное от гибели, Семен отдал все свои деньги.
Оказалось, что змейка эта могла говорить. Она была дочерью Змеиного царя, и звали ее Скарапеей. За свое спасение она пообещала щедро наградить Семена.
При виде змеи мать так сильно испугалась, что даже не стала бранить сына. Она сразу невзлюбила Скарапею – «то есть ей не даст и воды не поставит, то на хвост наступит». Тогда змея попросила Семена отнести ее в Змеиное царство, к отцу. Она посоветовала своему спасителю попросить у отца только золотое кольцо.
Змей очень обрадовался, когда узнал, что его любимая дочь была спасена. Он предложил Семену взять «золота, сколько хочешь», но тот, помня совет Скарапеи, попросил лишь золотое кольцо. Задумался Змеиный царь, но все же подарил кольцо Семену, и рассказал, как им пользоваться.
Кольцо оказалось волшебным – если переменить его с палец на палец, то тут же появятся двенадцать молодцев, и исполнят любое желание своего хозяина. С тех пор Семен с матерью зажили в достатке.
Но однажды увидел Семен во сне красивую девушку и затосковал. Когда он узнал, что то была царская дочь, загрустил еще больше – «и пища не естся, и брага не пьется». Он решил жениться на царевне, но мать долго отговаривала его от этого. Уже лучше жениться на простой крестьянской девушке, так и счастья в семье больше будет.
Однако Семен настоял на своем, и послал мать к царю-императору сватать царевну. Царь согласился отдать дочь, но только если будущий зять построит хрустальный мост от дворца к своему дому. При помощи змеиного кольца Семен выполнил это требование, и вскоре женился на царевне.
Однажды супруги решили прогуляться по лесу, устали, и заснули на полянке. Их увидел Аспид – приемный сын Змеиного царя, который давно мечтал заполучить волшебное кольцо. Обернувшись красивым юношей, он подговорил царевну, и та отдала ему волшебное кольцо и научила, как им пользоваться. Так Семен потерял все, что имел.
Царь разгневался, и посадил Семена в тюрьму. Кошка и собачка, которых когда-то спас Семен от верной гибели, решили помочь хозяину в беде. Они нашли волшебное кольцо и принесли его Семену, который приказал вернуть на место и хоромы, и жену. Узнав, что царевна потеряла кольцо, Аспид «от злости превратился в змею-гадюку».
Семен вернул коварную изменницу царю, а сам женился на красивой и доброй сиротке из соседней деревни.
Рассказ «Никита» Платонов написал в 1945 году, он повествует о маленьком мальчике с добрым сердцем. Благодаря своей фантазии, Никита видит жизнь во всех окружающих его предметах. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Никиты» для читательского дневника.
Характеристика персонажей
Писатель создал произведение в жанре русской народной сказки. В ней описывается множество волшебных сюжетов и элементов. Главной мыслю сочинения являются добрые дела. Платонов хотел донести читателям, что если человек будет делать добрые поступки, они обязательно к нему вернутся.
Произведение учит любить и заботится о животных. Своим повествование писатель говорит, что нужно с особой бережливостью относиться ко всему живому и не проходить мимо чужих проблем.
История сказки прививает такие качества как доброта, честность и отзывчивость. Сюжет является доказательством, что ни какие деньги не стоят жизни живого существа. Как показывает время, человек, совершавший добрые дела, становится счастливым, а зло, ненависть и жестокость всегда наказывается.
Анализ показывает, что в произведении имеется несколько персонажей, посредством которых Платонов старался донести свои мысли:
- Егоров Семен — молодой парень, крестьянин. Он добрый, вежливый и отзывчивый. Герой очень любит свою маму и бережно заботится о ней. Не равнодушен к чужим судьбам, очень любит животных и не терпит жестокого обращения к ним.
- Мать Семена — пожилая старушка, мудрая и справедливая. Она получает маленькую пенсию за своего покойного мужа. Денег едва хватает и она постоянно ругает сына, что он каждую копейку тратит на животных.
- Скарапея — дочь царя змей. Благодарна парню за то, что он спас ее. Она могла бы превратиться в красавицу, если бы Семен поцеловал ее, но ее жених уже был предопределен.
- Кошка и собака — умные животные, умеющие говорить. Парень спас их от погибели и теперь они его верные друзья, которые придут на помощь в любое время.
- Царь — самодур и самовлюбленный человек. Капризный и невоспитанный мужчина, который считает, что ему все должны.
- Аспид — злой персонаж. Не родной сын змеиного царя.
- Царевна — красивая девушка, жена главного героя.
- Змеиный царь — щедрый и мудрый правитель. Он очень любит свою дочь и ничего для нее не жалеет.
Утопил кольцо
А Журка, как скоро выплыл на берег, тотчас про кольцо спросил. Васька стоит голову понуривши.
— Прости, — говорит, — виноват, брат, перед тобою: ведь я кольцо в море уронил!
Напустился на него Журка;
— Ах ты олух! Счастлив ты, что я прежде того не узнал, я бы тебя, разиню, в море утопил! Ну с чем мы к хозяину явимся? Сейчас полезай в воду: или кольцо добудь, или сам пропадай!
— Что в том прибыли, коли я пропаду? Лучше давай ухитряться: как прежде мышей ловили, так и теперь станем за раками охотиться; авось, на наше счастье, они нам помогут кольцо найти.
Журка согласился; стали они ходить по морскому берегу, стали раков ловить да в кучу складывать. Большой ворох наклали! На ту пору вылез из моря огромный рак, захотел погулять на чистом воздухе. Журка с Васькой сейчас его слапали и ну тормошить во все стороны!
— Не душите меня, сильномогучие богатыри. Я — царь над всеми раками. Что прикажете, то и сделаю.
— Мы уронили кольцо в море, разыщи его и доставь, коли хочешь милости, а без этого твое царство до конца разорим!
Царь-рак в ту же минуту созвал своих подданных и стал про кольцо расспрашивать. Вызвался один малый рак.
— Я, — говорит, — знаю, где оно находится. Как только упало кольцо в синее море, тотчас подхватила его рыба-белужина и проглотила на моих глазах.
Тут все раки бросились по морю разыскивать рыбу-белужину, зацапали ее, бедную, давай щипать клешнями; уж они гоняли-гоняли ее — просто на единый миг покоя не дают. Рыба и туда и сюда, вертелась-вертелась и выскочила на берег.
Царь-рак вылез из воды и говорит коту Ваське да собаке Журке:
— Вот вам, сильномогучие богатыри, рыба-белужина, теребите ее немилостиво: она ваше кольцо проглотила.
Журка бросился на белужину и начал ее с хвоста уписывать. «Ну, — думает, — досыта теперь наемся!»
А шельма кот знает, где скорее кольцо найти, принялся за белужье брюхо и живо на кольцо напал. Схватил кольцо в зубы и давай бог ноги — что есть силы бежать, а на уме такая думка: «Прибегу я к хозяину, отдам ему кольцо и похвалюсь, что один все устроил. Будет меня хозяин и любить и жаловать больше, чем Журку!»
Тем временем Журка наелся досыта, смотрит — где же Васька? И догадался, что товарищ его себе на уме: хочет неправдой у хозяина выслужиться. — Так врешь же, плут Васька! Вот я тебя нагоню, в мелкие куски разорву!
Побежал Журка в погоню; долго ли, коротко ли — нагоняет он кота Ваську и грозит ему бедой неминучею. Васька усмотрел в поле березку, вскарабкался на нее и засел на самой верхушке.
— Ладно, — говорит Журка. — Всю жизнь не просидишь на дереве, когда-нибудь и слезть захочешь, а уж я ни шагу отсюда не сделаю.
Три дня сидел кот Васька на березе, три дня караулил его Журка, глаз не спуская; проголодались оба и согласились на мировую. Помирились и отправились вместе к своему хозяину. Прибежали к столбу. Васька вскочил в окошечко и спрашивает:
— Жив ли, хозяин?
— Здравствуй, Васька! Я уж думал, вы не воротитесь. Три дня, как без хлеба сижу.
Кот подал ему чудодейное кольцо. Мартынка дождался глухой полночи, перекинул кольцо с руки на руку — тотчас явились к нему двенадцать молодцев:
— Что угодно, что надобно?
— Поставьте, ребята, мой прежний дворец, и мост хрустальный, и собор пятиглавый и перенесите сюда мою неверную жену. Чтобы к утру все было готово.
Небылица
У этого термина существуют и другие значения, см. Небылицы.
Небыли́ца
илинебыва́льщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.
По определению филолога-фольклориста В. Я. Проппа, небылица — разновидность сказочного жанра, в которой «действительность выворочена наизнанку». К небылицам относятся повествования «о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д.»
Небылицы в русском фольклоре
Андрей Синявский в исследовании русского фольклора называет небылицы и небывальщины рассказами «о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть. Это откровенно алогичные ситуации и словосочетания, рассчитанные на комический эффект». В качестве примера он приводит следующий фрагмент из «Северных сказок» Н. Е. Ончукова:
Бывал да живал, на босу ногу топор надевал, топорищем подпоясывался, кушаком дрова рубил… Жона была раскрасавица… за окошко зглянёт, так три дня собаки лают…
Он также отмечает, что для достижения комического эффекта в небылицах «просто меняют местами значения поставленных рядом слов» (например, вместо «баба доит корову» говорится: «под дубом корова бабу доит», вместо «озеро всколебалось, утка улетела» говорится: «утка всколебалась, озеро улетело»).
Мост хрустальный
Наутро проснулся Мартынка не в простой избе, а в знатных, роскошных покоях; вышел на высокое крыльцо, смотрит — все как есть готово: и дворец, и собор, и мост хрустальный, и деревья с золотыми и серебряными яблоками. В ту пору и король выступил на балкон, глянул в подзорную трубочку и диву дался: все по приказу сделано! Призывает к себе прекрасную королевну и велит к венцу снаряжаться.
— Ну, — говорит, — не думал я, не гадал отдавать тебя замуж за мужичьего сына, да теперь миновать того нельзя.
Вот, пока королевна умывалась, притиралась, в дорогие уборы рядилась, Мартын, вдовьин сын, вышел на широкий двор и перекинул свое колечко с руки на руку — вдруг двенадцать молодцев словно из земли выросли:
— Что угодно, что надобно?
— А вот, братцы, оденьте меня в боярский кафтан да приготовьте расписную коляску и шестерку лошадей.
— Сейчас будет готово!
Не успел Мартынка три раза моргнуть, а уж притащили ему кафтан; надел он кафтан — как раз впору словно по мерке сшит. Оглянулся — у подъезда коляска стоит, в коляску чудные кони запряжены — одна шерстинка серебряная, а другая золотая. Сел он в коляску и поехал в собор. Там уже давно к обедне звонят, и народу привалило видимо-невидимо. Вслед за женихом приехала и невеста со своими няньками и мамками и король со своими министрами. Отстояли обедню, а по том, как следует, взял Мартын, вдовьин сын, прекрасную королевну за руку и принял закон с нею. Король дал за дочкой богатое приданое, наградил зятя большим чином и задал пир на весь мир.
Живут молодые месяц, и два, и три. Мартынка, что ни день все новые дворцы строит да сады разводит.
Только королевне больно не по сердцу, что выдали ее замуж не за царевича, не за королевича, а за простого мужика. Стала она думать, как бы его со света сжить. Прикинулась такою лисою, что и на поди! Всячески за мужем ухаживает, всячески ему услуживает да все про его мудрость выспрашивает. Мартынка крепится, ничего не рассказывает.
Вот как-то раз был Мартынка у короля в гостях, вернулся домой поздно и лег отдохнуть. Тут королевна и пристала к нему, давай его целовать-миловать, ласковыми словами прельщать — и таки умаслила: не утерпел Мартынка, рассказал ей про свое чудодейное колечко.
«Ладно, — думает королевна, — теперь я с тобой разделаюсь!»
Только заснул он крепким сном, королевна хвать его за руку, сняла с мизинного пальца колечко, вышла на широкий двор и перекинула то кольцо с руки на руку.
Тотчас явились перед ней двенадцать молодцев:
— Что угодно, что надобно, прекрасная королевна?
— Слушайте, ребята! Чтоб к утру не было здесь ни дворца, ни собора, ни моста хрустального, а стояла бы по-прежнему старая избушка. Пусть мой муж в бедности остается, а меня унесите за тридевять земель, в тридесятое царство, в мышье государство. От одного стыда не хочу здесь жить!
— Рады стараться, все будет исполнено!
В ту же минуту подхватило ее ветром и унесло в тридесятое царство, в мышье государство.
Утром проснулся король, вышел на балкон посмотреть в подзорную трубочку — нет ни дворца с хрустальным мостом, ни собора пятиглавого, а только стоит старая избушка.
«Что бы это значило? — думал король. — Куда все делось?»
И, не мешкая, посылает своего адъютанта разузнать на месте: что такое случилось? Адъютант поскакал верхом и, воротясь назад, докладывает государю:
— Ваше величество! Где был богатейший дворец, там стоит по-прежнему худая избушка, в той избушке ваш зять со своей матерью поживает, а прекрасной королевны и духу нет, и неведомо, где она нынче находится.
Король созвал большой совет и велел судить своего зятя, зачем-де обольстил его волшебством и сгубил прекрасную королевну. Осудили Мартынку посадить в высокий каменный столб и не давать ему ни есть, ни пить — пусть умрет с голоду. Явились каменщики, вывели столб и замуровали Мартынку наглухо, только малое окошечко для света оставили. Сидит он, бедный, в заключении, не ест, не пьет день, и другой, и третий да слезами обливается.
Волшебство существует
Пересказывая краткое содержание для читательского дневника «Волшебного кольца», нужно сказать о главных героях сказки. Один из персонажей — говорящая змея. Она успокаивает молодого человека, говоря о том, что ее отец отблагодарит его и сделает все ради Скарапеи.
Мать Семена устала браниться на сына. А когда увидела змею и вовсе залезла на печь. Скарапею она очень невзлюбила, постоянно забывала накормить ее или наступить на хвост. Змея не захотела более терпеть такое унижение и попросила парня отнести ее к отцу. Но при этом она наказала не брать золото за ее спасение, а просить кольцо, которое надето на руку царя змей.
Это был необычный перстень. Золотое кольцо было выполнено в форме змеи, вместо глаз у которой горели два зеленых камня. Призадумался царь от просьбы такой. Но все же подарил Семену то, что он просил и сказал на ухо заветные слова, которые вызывали волшебную силу на помощь.
Придя домой, парень перекидывает кольцо с руки на руку и перед ним появляется двенадцать молодцев, готовых выполнить приказ нового хозяина в точности. Первым приказом Семена становится наполнение амбара мукой и сахаром, а также небольшим количеством масла. Когда утром мать встала и начала скорбно убиваться над последними хлебными крошками, то он предложил ей испечь пироги.
Матушка уговаривала сына одуматься, говоря о том, что в амбаре нет муки уже два года. Но парень предлагает женщине сходить и посмотреть получше. Каково же было ее удивление, когда она увидела столько муки и сахара, сколько никогда ранее не было. С тех пор жизнь у них началась безбедная. Половину запасов Семен продал на рынке и выручил неплохую сумму, на которую смог купить мяса для себя и своих животных.
Свадьба с царевной
Царю пришлось сдержать свое слово и выдать дочь замуж за Семена. Жили они душа в душу, пока как-то не пошли в лес и не заснули под деревом. Их приметил Аспид, брат Скарапеи, который сам мечтал завладеть этим кольцом. Змей прикинулся прекрасной девицей, надеясь, что Семен оставит жену. Но тот прогнал искусителя.
Тогда Аспид обернулся в прекрасного юношу. Царевна не устояла перед красотой соблазнителя. Вскоре он подговорил ее принести кольцо Семена. Жена так и сделала. Первым делом перенесла мост и хоромы к своему новому мужу Аспиду. Наутро Семен с матерью проснулись в бедности и нищете, как раньше.
Более того, царь велел его посадить в тюрьму за то, что не уберег его дочь. Тогда на помощь главному герою приходят кошка с собакой. Собака унюхала дорогу к спальне царевны, а кошка пробралась в ее опочивальню. Оказалось, что та спит с кольцом во рту, чтобы никто его не похитил.
Тогда кошка поймала мышь и приказала пощекотать хвостиком у нее в носу. Когда она чихнула, кольцо выпало. С ним кошка и скрылась.
Но когда помощники переплывали реку, потеряли кольцо. Оно утонуло. Правда. оно быстро нашлось в рыбе, которой их угостили рыбаки. Друзья вернули Семену кольцо. Он тут же вызвал молодцев. Снова обрел хоромы и хрустальный мост. А новую жену решил взять из деревни — из своего круга.
Аспид же от злости обратился обратно в змею. Да так, что больше не мог превращаться в человека.
Жанр и композиция
Жанр произведения — литературная авторская волшебная сказка. В ней множество волшебных элементов: говорящие животные, змеиное царство, золотое кольцо, вызывающее двенадцать молодцев, благодаря которым может исполниться любое желание его хозяина.
Композиция:
- Завязка: описание бедной жизни Семёна и его матушки.
- Развитие действия: спасение животных и получение кольца.
- Кульминация: герой лишается всего и попадает в тюрьму, оказываясь в безвыходном положении.
- Развязка: зло наказано, а Семён, к которому возвращается кольцо, сватается на этот раз к бедной, но доброй и хорошей девушке.
Кроме того, в произведении наблюдаются такие сказочные приёмы, как зачин «жили-были», троекратные повторения и счастливый финал, в котором добро побеждает зло.
Хлеба купи
— На, сынок! Поезжай в город, купи хлеба, а задаром денег не бросай.
Приехал Мартынка в город, стал ходить по улицам да присматриваться, и попался ему на глаза злой мальчишка: поймал кота, зацепил веревкой за шею и давай тащить на реку.
— Постой! — закричал Мартынка. — Куда Ваську тащишь?
— Хочу его утопить, проклятого!
— За какую провинность?
— Со стола пирог стянул.
— Не топи его, лучше продай мне.
— Пожалуй, купи. Давай сто рублей.
Мартынка не стал долго раздумывать, полез за пазуху, вытащил деньги и отдал мальчику, а кота посадил в мешок и повез домой.
— Что купил, сынок? — спрашивает его старуха.
— Кота Ваську.
— А больше ничего не купил?
— Коли б деньги остались, может, и купил бы еще что-нибудь.
— Ах ты дурак этакой! — закричала на него старуха. — Ступай же из дому вон, ищи себе хлеба по чужим людям!
Пошел Мартынка в соседнее село искать работу. Идет дорогою, а следом за ним Журка с Васькой бегут. Навстречу ему поп:
— Куда, свет, идешь?
— Иду в батраки наниматься.
— Ступай ко мне. Только я работников без ряды беру: кто у меня прослужит три года, того и так не обижу.
Мартынка согласился и без устали три лета и три зимы на попа работал. Пришел срок к расплате, зовет его хозяин:
— Ну, Мартынка, иди — получай за свою службу.
Привел его в амбар, показывает два полных мешка и говорит:
— Какой хочешь, тот и бери.
Смотрит Мартынка — в одном мешке серебро, а в другом песок и задумался.
«Эта шутка неспроста приготовлена! Пусть лучше мои труды пропадут, а уж я попытаю, возьму песок — что из того будет?»
Говорит он хозяину:
— Я, батюшка, выбираю себе мешок с мелким песочком.
— Ну, свет, твоя добрая воля. Бери, коли серебром брезгуешь.
Мартынка взвалил мешок на спину и пошел искать другого места. Шел, шел и забрел в темный, дремучий лес. Среди леса поляна, на поляне огонь горит, а в огне девица сидит, да такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать. Говорит красная девица:
— Мартын, вдовьин сын! Если хочешь добыть себе счастья, избавь меня: засыпь это пламя песком, за который ты три года служил.
«И впрямь, — подумал Мартынка, — чем таскать с собою этакую тяжесть, лучше человеку пособить. Невелико богатство — песок, этого добра везде много!»
Снял мешок, развязал и давай сыпать. Огонь тотчас погас, красная девица ударилась оземь, обернулась змеею, вскочила доброму молодцу на грудь и обвилась кольцом вокруг его шеи.
Герои сказки
У Платонова в «Волшебном кольце» представлены следующие герои:
- Семен – молодой бедняк. Он любит животных, поступает по-доброму и ждет такого же отношения от окружающих;
- Мать Семена – обычная крестьянка, живущая каждодневными заботами, поэтому нрав у нее не очень добрый. Она считает, что глупо отдавать за животных деньги, так как от них нет в доме никакой пользы;
- Скарапея – гордая царская дочь, хоть и змеиного рода. Она не стала терпеть плохого отношения от матери главного героя и попросила сопроводить ее домой, к царю змей;
- Собачка и кошечка – спасенные Семеном животные. Они очень любят своих хозяев, даже сердитую маму героя, и готовы ради них на многое;
- Аспид – неродной сын змеиного царя, хитрый и коварный, использует любые способы для достижения своей мечты;
- Царевна, жена Семена – женщина тщеславная, любит наряжаться. В кратком содержании понятно, что ей не хочется жить с простым крестьянином, а вот красавец царского рода ей очень даже подходит. Она не ценит доброе отношение мужа и предает его при первой возможности.
Заключение к краткому пересказу
- доброта, отзывчивость;
- благодарность за спасение и заботу;
- верность;
- коварство.
Основная мысль (идея) сказки «Волшебное кольцо»: нужно по-доброму относиться к людям и животным, тогда они тоже будут к тебе добры. Тот, кто на добро отвечает злом, получает это зло себе обратно.
Эта сказка учит помогать обиженным, быть добрыми и верными, бережно относиться к животным.
Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
«Иуда Искариот» — краткое содержание и пересказ по главам повести Л. Н. Андреева
Образ и характеристика Андрия — героя повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
«Ашик-Кериб» — краткое содержание и пересказ сказки М. Ю. Лермонтова
Сравнительная характеристика братьев Кирсановых — героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Образ и характеристика доктора Вернера — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«Вождь краснокожих» — краткое содержание и пересказ рассказа-новеллы О. Генри
Анализ произведения Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Образ и характеристика Платова — героя повести Н. С. Лескова «Левша»