Пассивная гимнастика (массаж)
Лучше, если технику массажа вам покажет опытный профессионал, однако самые простые приемы вы можете освоить сами.
Массаж выполняется одной рукой, другая придерживает массируемую кисть. Продолжительность сеанса — 3 – 5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж включает в себя следующие типы движений:
- Поглаживание — совершается в разных направлениях;
- Растирание — отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
- Вибрация — нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;
- Массаж с помощью специального мячика — мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик нужно использовать твердый, то есть он не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
- Сгибание-разгибание пальцев — пальцы изначально сжаты в кулак, каждый по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Мы подробнее рассказываем о массаже здесь.
В 5-7 лет используем игры для приобретения навыков
«Я забыла, помоги мне!». При желании можно сделать карточки с заданиями или использовать игру в повседневных делах. Например, наливая чай, родители вдруг забывают, что нужно сделать и тогда ребенок приходит на помощь. Задача малыша дать четкие и последовательные инструкции: нагреть чайник, взять кружку, насыпать заварки и налить кипятка.
Темы для игры могут быть абсолютно любыми, главное чтобы ребенок 5–7 лет мог их детально описать.
В последующие годы задания усложняются, больше внимания уделяется памяти и координации. Однако многие умения закладываются в простых на первый взгляд играх и упражнениях, которые можно легко повторить в домашних условиях
Но это не отменяет профессиональной консультации, так как только опытный врач сможет подсказать, на что именно стоит обратить внимание. При необходимости он составит индивидуальный план занятий и подберет наиболее полезные упражнения
Гармоничное развитие ребенка – это его возможность к дальнейшей реализации заложенного потенциала
А чуткое отношение родителей и внимание нейропсихолога позволяют устранить многие препятствия на его пути еще до того как они станут активно проявляться и влиять на самоопределение малыша
Классификация упражнений
Нейрогимнастика включает 4 группы упражнений, которые представлены в таблице.
Название группы Суть Полезный результат Пересекающие среднюю линию тела Направлены на одновременную работу двух рук, ног, глаз, то есть на интеграцию деятельности сразу двух полушарий. Улучшение координации движений, навыков чтения, письма. Получение дополнительной энергии. При постоянных занятиях человек развивает навык пространственного ориентирования. Энергетические Направлены на обеспечение определенной скорости нервных процессов
Улучшают эмоции и саморегуляцию
Регулярные тренировки помогают улучшить мышление, способствует повышению скорости осознанного чтения, улучшают внимание. Растягивающие Помогают избавиться от мышечного напряжения и расслабить сухожилия
Снимают стресс. Способствуют улучшению внимания, концентрации, полезны для письменной работы. Повышающие позитивное отношение Направлены на стабилизацию нервных процессов
Позволяют в стрессовой ситуации сохранять спокойствие
Перед важными событиями (публичными выступлениями, контрольными) ребенок перестанет нервничать, его память и внимание будут активны
Таковы основные группы упражнений для мозга. Часть из них вполне успешно может использоваться детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Асинхронная гимнастика
Эти упражнения можно делать, когда захочется. На работе или на отдыхе. Особенно они эффективны перед принятием какого-либо решения или для того, чтобы увидеть ситуацию с другой стороны.
Кстати, когда я нахожусь в компании маленьких детей, они с огромным удовольствием повторяют за мной упражнения и сразу же забывают о компьютерных играх и мобильных телефонах.
1. Новое место. Сходите в какое-то новое место. Это может быть кинотеатр в новом районе города. Или новый торговый центр
Обращайте внимание на детали интерьера, запахи, фигуры или звуки
2. На ощупь. Постарайтесь пройтись по своей квартире с закрытыми глазами, стараясь вспомнить все предметы по пути. Это позволит вам воспроизводить все в образах.
3. День левой руки. Делайте весь день дела с помощью нерабочей руки. Порежьте хлеб, откройте дверь левой рукой (для правшей), рассчитывайтесь в магазине другой рукой и т.д
Посмотрите, как сложно делать что-то, акцентируя на этом внимание
4. Новая дорога к дому. Чаще всего вы ходите домой по одному пути. Постарайтесь что-то изменить в своем маршруте. Выйдите на пару остановок раньше и пройдитесь пешком
Обратите внимание на то, что вас окружает. Вы с удивлением обнаружите много нового и интересного
А самое главное, отвлечетесь от привычных мыслей: что завтра делать, что сегодня готовить и т.д.
5. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу в каждую руку. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
6. Метод Цицерона. Этот метод можно применить для запоминания списков. Например, вы идете в магазин. Список брать не хотите. С закрытыми глазами представьте ваш путь из спальни в кухню. Начиная от спальни, расставляйте предметы, которые надо купить. На кухонном окне вы размещаете последний предмет из списка. Через пять минут желательно возобновить список в виде образов. Так же можно запоминать план доклада, чтобы не перескакивать с темы на тему.
7. Алфавит. Эту программу можно найти в Интернете. Ее смысл заключается в том, что на экране перед вами появляются две буквы с промежутком в несколько секунд. Верхнюю букву нужно произнести вслух, а нижняя обозначает, какую руку одновременно нужно поднять.
В первый раз могут возникнуть легкая головная боль или головокружение. Поэтому, чтобы было комфортно, вы можете упражняться ежедневно, постепенно увеличивая нагрузку до максимально рекомендуемой.
Моя знакомая делает такую гимнастику перед принятием решения или перед встречей с партнерами. Ответы приходят быстрее, и начинаешь лучше чувствовать людей и ситуацию.
Способов научиться быстро переключаться с левого на правое полушарие мозга (и наоборот) достаточно много
Важно понимать, для чего это вам нужно. Это такая же зарядка, как и физическая
Если перестать ее делать, мышцы вернутся в первоначальное расслабленное состояние. Хотя такая тренировка похожа на езду на велосипеде. Стоит один раз в детстве научиться ездить, и даже через десять лет тело вспомнит все, что нужно.
Стихи для развития памяти у взрослых
Эта методика улучшения памяти применяется уже давно. Благодаря своему ритмическому рисунку, эмоциональной составляющей и рифмам, стихи запоминаются гораздо лучше, чем проза. В процессе заучивания нейроны получают дополнительное кровоснабжение, их деятельность активизируется. Между клетками мозга формируются новые связи, стимулируя развитие и других когнитивных способностей.
При изучении стихов развивается речь, происходит пополнение словарного запаса, расширяется эрудиция. По мнению Бродского, человек, пропуская через себя информационное и эмоциональное наполнении поэзии, обогащает мозг. А чтение стихов вслух стимулирует ораторские способности и расширяет коммуникативные навыки. Хотя данная методика используется преимущественно при обучении детей, она будет полезна для людей любого возраста.
Занятия с нейропсихологом для детей дошкольного возраста
Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.
Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.
Примеры упражнений для развития мозга
Ученые разработали упражнения, которые активизируют деятельность мозга. Среди них представлены наиболее популярные тренировки:
«Ленивые восьмерки для глаз»
Нужно вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описать восьмерки в горизонтальном поле видения. При этом рекомендовано следить за движением большого пальца только глазами, а также рисовать восьмерки справа налево и наоборот. Действия придется повторить 8-10 раз.
«Думающая шляпа»
Ухо — это сложный орган, на поверхности которого находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать или говорить.
Одной рукой следует растянуть края ушей. Проводить действия рекомендовано от 4 до 5 раз. Далее придется помассировать сосцевидный отросток. Длительность занятия составляет от 4-9 мин.
Особенности упражнений для развития мозга
Для детей 4-5 лет
Для детей в 4-5 лет лучше всего подойдет несложное, но эффективное упражнение «Энергетическая зевота». Малыш должен закрыть глаза, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность — 1-2 минуты.
Обратите внимание! Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию
Для детей 5-6 лет
Для усиления взаимодействия левого и правого полушарий мозга дошкольник должен выполнить простое упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Родитель показывает малышу три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности.
- сначала ладонь выпрямлена;
- потом — сжимается в кулак;
- далее ладонь ставится ребром;
- после этого последовательность повторяется.
Нейрогимнастика очень проста и доступна — упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Если ребенку требуется серьезное лечение, тогда его можно записать на занятия по ментальной арифметике. Они направлены на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка, а также улучшают его умственные способности.
Как тренировки влияют на мозг
Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и про комплекс упражнений для мозга – они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию.
Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость.
Сам комплекс появился в 70-х годах XX века, идея принадлежит Полу Денисону – американскому исследователю, который 20 лет занимался выявлением причин неуспеваемости в процессе обучения. Суть комплекса, включающего в себя 26 упражнений, заключается в идее теснейшей взаимосвязи мышления и движения: первое помогает улучшить второе, то есть движение влияет на способность ребенка к обучению.
Как развивать левое полушарие мозга
Развитие левого полушария решает проблему рассеянного внимания, помогает концентрироваться, запоминать и ясно
выражать свои мысли. Развитие правого полушария добавит вашим решениям креативности, позволит задействовать
интуицию и научит ориентироваться в пространстве.
Какие упражнения помогут добиться результатов? Поскольку основная специфика левого полушария — логическое
мышление, обобщение и анализ, то и упражнения, направленные на его формирование, будут включать в себя
всевозможные логические задачи. Работу правого полушария можно улучшить с помощью более абстрактных и творческих
упражнений — визуализации (представления образов), сочинения историй, рисования или письма левой рукой
Кроме
того, стоит уделить внимание развитию межполушарных связей — именно они позволяют половинкам мозга действовать
слаженно и эффективно
Нейрофидбэк-тренинг
Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.
Как это происходит
Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.
Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.
Что дает пальчиковая гимнастика?
- Развивает мелкую моторику.
- Стимулирует развитие речи ребенка.
- В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
- Выступает отельным видом игрового занятия.
- Объединяет в играх со старшими детьми.
- Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.
Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.
Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.
Какие существуют способы активизировать мозг?
Хочу в сотый раз повторить, что между активностью мозга и ловкостью пальцев существует тесная связь. Исходя из этого, в детском возрасте, особенно – раннем, начинать стимулировать процессы в полушариях нужно с тренировки пальчиков. Об это много написано, а у меня так почти все материалы в той или иной степени посвящены вопросам моторики, сенсорики и т.п. Но упражнения для рук – лишь одна из составляющих комплекса мероприятий для детей.
Основные, по моему мнению, направления работы, связанные с усилением интеллекта:
- Пальчиковая гимнастика;
- Логоритмика;
- Кинезиологические тренировки;
- Самомассаж;
- Нейробика;
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика;
- Творческие занятия;
- Дидактические игры и задания;
- Мнемоника;
- ТРИЗ;
- Обучающая деятельность по математике, развитию речи и т.п.
Что касается гимнастики для пальчиков, творческих занятий, дидактических игр, мнемоники, логоритмики (гимнастика под декламацию), ТРИЗ и обучающей деятельности, то об этом я пишу постоянно. Если интересно, ищите статьи. Вам в подспорье даю отличную литературу по усилению работы извилин и памяти ребенка:
«Развиваем внимание, память и речь» – удобные карточки на скрепке понравятся и воспитателям, и родителям;
«Развиваем внимание и память. Для детей 5-6 лет» – интересная подборка упражнений, которые помогут занять и обучить детку;. «Развиваем память и мышление
«Развиваем память и мышление
Для детей 4-5 лет» – уникальное пособие, которое сделает из малыша в будущем отличника в школе;
«Тренируем память и внимание» из серии «365 дней до школы» – пора активной подготовки для будущих первоклашек;
«Скоростная память» – авторское пособие по мнемонике, адресовано желающим любого возраста улучшить способности к запоминанию.
На закуску «УчМаг» предлагает принять участие в офлайн-вебинаре «Формирование навыков письма: психофизиологические основы (ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ)» – материалы помогут педагогам найти ключ к каждому ребенку в процессе обучения, используя психофизиологические механизмы.
Береги кафтан снову
Передовые учебные заведения дошкольного, среднего и высшего образования применяют Нейробику, как инструмент гармоничного развития умственных способностей учащихся. Это повышает показатели медалистов и красных дипломов.
Применяя упражнения с раннего детства, Вы будете развивать сразу оба полушария мозга, более того, они будут синхронизированы и работать совместно. Гораздо проще и лучше сразу расти здоровым и полноценным, чем потом переучиваться и развивать недоразвитое.
Для нас, как для взрослых людей, которые воспитывались и обучались в условиях не предполагающих гармоничное полноценное развитие, эти знания были не доступны. К сожалению ни наши преподаватели ни родители не понимали, как надо действовать, а просто копировали то, что им говорили и как учили их. И теперь, уже во взрослом возрасте, нам приходится наверстывать упущенное. Помню как в детстве мы баловались крутя одной рукой у виска или гладя живот, а другой стуча по макушке. Тогда нам взрослые что говорили? – Перестань баловаться. Сиди смирно. Не шуми. Не беги.
Сейчас я понимаю, какое удивительное чудо, что мы вообще выжили и выросли достаточно здоровыми и креативными людьми. Это удивительно. А сейчас уже ученые доказали, что то, что нам позиционировали как баловство и недостойное поведение, есть упражнения Нейробики и развивают мозг и полноценную личность. Вот такой вот парадокс времени.
Для наших детей все гораздо лучше. Они могут с раннего детства развиваться более полноценно. Так давайте не упускать этот шанс и вырастим более совершенное и гармоничное поколение. А вот эта задача полностью лежит на взрослых. Поэтому изучайте, в том числе и Нейробику, делайте ее сами и вместе с Вашими детьми. Развивайте свой мозг и поддерживайте нейноны молодыми и жизнеспособными и воспитайте здоровых детей, которые пользуются не одним полушарием мозга, когда у каждого есть их два.
Примеры упражнений для развития мозга
«Ленивые восьмерки для глаз»
Нужно вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описать восьмерки в горизонтальном поле видения. При этом рекомендовано следить за движением большого пальца только глазами, а также рисовать восьмерки справа налево и наоборот. Действия придется повторить 8-10 раз.
«Думающая шляпа»
Ухо — это сложный орган, на поверхности которого находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать или говорить.
Одной рукой следует растянуть края ушей. Проводить действия рекомендовано от 4 до 5 раз. Далее придется помассировать сосцевидный отросток. Длительность занятия составляет от 4-9 мин.
Особенности упражнений для развития мозга
Для детей 4-5 лет
Для детей в 4-5 лет лучше всего подойдет несложное, но эффективное упражнение «Энергетическая зевота». Малыш должен закрыть глаза, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность — 1-2 минуты.
Обратите внимание! Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию
Для детей 5-6 лет
Для усиления взаимодействия левого и правого полушарий мозга дошкольник должен выполнить простое упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Родитель показывает малышу три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности.
- сначала ладонь выпрямлена;
- потом — сжимается в кулак;
- далее ладонь ставится ребром;
- после этого последовательность повторяется.
Нейрогимнастика очень проста и доступна — упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Если ребенку требуется серьезное лечение, тогда его можно записать на занятия по ментальной арифметике. Они направлены на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка, а также улучшают его умственные способности.
Что еще добавить?
Знаете, раннее постепенное ослабление памяти и мыслительных процессов в коре головного мозга – бич современного человека. Бывает, слово забудешь напрочь, или направляешься в другую комнату и забываешь цель «визита», не говоря уже о запоминании номеров телефонов. Чтобы постоянно держать в тонусе наши извилины, специалисты рекомендуют следовать таким правилам интересной науки – нейробики:
- Периодически менять привычный маршрут на работу, домой, на прогулке.
- Один час в день передавать главенство левой руке (брать предметы ею, чистить зубе, есть и т.п.)
- Разгадывайте ребусы, загадки, решайте с ребенком задачки.
- Старайтесь каждый день выучить 2-3 иностранных слов.
- Забудьте о калькуляторе и считайте в уме.
- Намеренно запоминайте разную информацию: список покупок, телефон мамы, друга и т.п.
- Находите время для новых эмоций и опыта.
- Тренируйте тело, и мозг получит больше кислорода.
Все эти правила стоит внедрить в свою жизнь, я думаю, если на кону – спасение памяти и способности трезво мыслить до глубокой старости. А у вас есть свои рецепты, как заставить мозг работать лучше? Поделитесь, прошу!
На этом пока буду заканчивать, но завтра новый день и новый материал. Стандартная просьба: делитесь материалами и лайкайте все, что понравится на моем блоге! Также милости просим в нашу компанию новых подписчиков, будет интересно!
От простого к сложному
Самые простые упражнения для тренировки правого полушария мозга связаны с искусством, ведь эта сторона нашей подкорки отвечает за творчество.
В первую очередь, это рисование. Причём, есть такое хитрое художество, направленное именно на тренировку, состоящее в рисовании одновременно двумя руками
- Во-вторых, помогает развиваться правому полушарию музыка, точнее – игра на музыкальных инструментах. Этот процесс предполагает активность обеих рук, на что требуется включить сразу обе мозговые коробочки.
- В-третьих, образное мышление. Где и как его можно активировать? Самый простой способ – пойти в картинную галерею или музей. Там подходящих образов – море.
Знаете ли вы, что? Ребёнок изначально – существо преимущественно правополушарное. Лишь где-то к двум годам левая часть его ещё маленького мозга, вставшего на путь развития, подключается и начинает активно действовать по полной программе.
Какие функции левого полушария головного мозга?
Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:
- Координация движений правой части тела;
- Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
- Логический анализ полученных извне фактов;
- Только буквальное понимание понятий;
- Этапность в обработке любой полученной информации;
- Все математические манипуляции;
- Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
- Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
- Преобладание интровертности в характере;
- Логическое, символическое и последовательное мышление.
Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением доминирующего полушария такие методики:
- Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
- При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
- При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.
У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.
Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.
Как развивать речь ребенка
Движения организма и органов, участвующих в воспроизведении речи, имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно по этой причине пальчиковая гимнастика для развития речи малышей должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.
Тренировка движений пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых 5 месяцев. Подробнее о мелкой моторике мы рассказываем здесь.
А теперь давайте посмотрим, как можно помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.
Помните: занятия должны проходить в максимально легкой, веселой и игровой форме. Тогда они и принесут реальную пользу, и доставят настоящее удовольствие вам обоим.
Комплекс мер по развитию речи (для проведения в домашних условиях):
- Развитие мелкой моторики
- Речевая гимнастика
- Логоритмика
Мы не упоминаем здесь такие направления работы по развитию речи, как логопедический массаж, специальные упражнения на отработку различных звуков, на развитие фонематического слуха и некоторые другие. Они являются областью применения исключительно профессиональных знаний и умений. Здесь лучше довериться специалисту, а не пытаться справиться с этой задачей самостоятельно.
Пособия для развития мелкой моторики:
- Матрешки
- Бархатная бумага
- Пластилин
- Мозаика
- Шнуровки
- Фасоль, горох
- Манная крупа
- Соленое тесто
- Счетные палочки
- Разноцветные прищепки
- Бусины
- Тряпочки с пришитыми пуговицами
- Трафареты
- Массажный мячик
- Деревянные конструкторы
Мелкая моторика:
- Пассивная гимнастика — массаж для развития мелкой моторики.
- Активная гимнастика — игры для развития мелкой моторики: стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.
Упражнения для детей 5-6 лет
Среди упражнений нейродинамической гимнастики можно выбрать те, которые без особых затруднений смогут выполнить дети старшего дошкольного возраста.
Пересекающие среднюю линию тела
«Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе горизонтальную восьмерку (значок бесконечности), таким образом, чтобы сама фигура находилась на уровне глаз, а ее «талия» была примерно напротив переносицы. Рисовать следует вытянутой вперед рукой, слегка согнутой в локте. Указательный палец вытянут, остальные сложены в кулак. Направление движения – всегда вверх. Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем – второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными, мягкими.
«Двойные каракули» – еще одна полезная игра. Задача ребенка – одновременно двумя руками «нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами.
Два упражнения следует чередовать.
«Слон». Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так:
- нужно встать, слегка согнув ноги в коленях;
- одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой руки, глаза смотрят вдаль;
- теперь необходимо совершать вращательные движения верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую восьмерку» от центра;
- затем упражнение повторяется с другой рукой в другую сторону.
Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.
Энергетические
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Кнопки мозга»: одна рука (правая) помещается на область пупка, другая – на правую ключицу, ею совершаются массажные движения основания ключицы, правая же рука неподвижна. Далее руки меняются, а упражнение повторяется.
Еще одно задание – «Кнопки Земли» – делается так: указательный и средний пальцы правой руки помещаются под нижней губой. Левая кисть кладется на низ живота. Теперь необходимо «вдохнуть энергию»: не меняя положения рук делать глубокие вдох и выдох.
Растягивающее
«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше. Порядок выполнения таков:
- левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча;
- теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми;
- затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются;
- после этого упражнение повторяется на другую сторону.
Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот.
Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с дошкольниками. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят малыша энергией.