Советы родителям
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка
Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков
Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий
Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.
Удачного и легкого обучения!
Парные и непарные звонкие и глухие согласные: таблица
В русском языке принято выделять пары глухих-звонких согласных:
Остальные согласные непарные:
Иногда встречается «вынужденная» глухость или звонкость согласного звука. Это происходит из-за положения звука в слове. Частым примером такого вынужденного состояния является слова: пруд и будка .
Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Их всего 9: , , , , , , , ,
Шумные согласные звуки — существуют звонкие и глухие:
- Шумные глухие согласные звуки (16): , , , , , , , , , , , , , , , ;
- Шумные звонкие согласные звуки (11): , , , , , , , , , , .
Сводная таблица часто распространенных мягких и твердых букв и звуков в русском языке:
Что такое твёрдые и мягкие согласные?
Начнем с того, что в нашей речи используются звуки, которые отличаются друг от друга различными характеристиками.
Если звук образует струя воздуха, свободно выходящая из полости рта, то она формирует гласные звуки , , , , , . Остальные звуки речи произносятся с шумом. Шум получается, когда выдыхаемый воздух встречает различные препятствия на своём пути в виде языка, зубов, губ и пр. Так образуются согласные звуки. Они различаются по соотношению голоса и шума, поэтому бывают звонкими и глухими.
А ещё согласные могут различаться по признаку мягкости и твердости. Чтобы понять, что такое твёрдые и мягкие согласные, произнесём, например, очень похожие на первый взгляд слова «пар» и «пир»:
- пар
- пир .
Слово «пир» произносится несколько иначе. При произнесении первого согласного серединка языка выгибается к нёбу в виде горбатого мостика, а воздух устремляется по боковым узким проходам мимо языка. Так образуется мягкий согласный. А твёрдый согласный звук произносится более широкой струёй воздуха.
Твердые и мягкие
Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: был – бил; ток – тёк.
При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка.
В речи звучание определяет последующая за согласным буква.
Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.
Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как . Или слово мята. Оно произносится как: . Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной.
Пример различия:
Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.
Фонетическая транскрипция:
– , – , – .
Правила произношения:
- твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
- мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
- твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного стоит согласная . Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
- твердые произносятся, если буква стоит последней в слове: класс, дом;
- согласные перед гласной в заимствованных словах произносятся твердо, как перед . Например: кашне – ;
- всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
- исключения из правил:
- всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
- всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.
Новый урок русского языка начался с повторения. Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало: Согласных больше чем гласных. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные. — Как это парные? — удивился Зубок. Они что в бане парятся? — Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, — пояснила Василиса. Сейчас Шуня и Веснушка расскажут, какие они знают согласные: звонкие глухие парные непарные. И приведут примеры. Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар — шар. — Я понял, — сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. — Но бывает так, что мы не сразу можем понять: какую букву писать в слове. В конце слов многие звонкие согласные слышатся глухо. Например: в слове «зуб» слышится звук «п», а пишем звонкую согласную «б». — Так как же нам разобраться во всех этих звонких глухих парных непарных согласных? — расстроился Зубок. Неужели всё учить наизусть? — Нет, не надо учить все слова наизусть, — успокоила Василиса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. И тогда мы поймём точно — какую букву нужно писать. Например, в слове «год» на конце слышится глухая «т». Меняем слово — в начале января мы поздравляем с Новым годом. В слове «годом» ясно слышится звонкая «д». Вот её и пишем в слове «год».
Однако не все согласные парные. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. На доске нарисованы два домика. В одном будут жить парные согласные, а в другом — непарные. Помогайте, друзья! Парные Непарные Ж — Ш М, Н З — С Х, Ц К — Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные. Ученики придумали такие слова: муха, царь, луна, рыцарь. Муха села царю на макушку. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! А вы придумали свой рассказ? Урок, на котором мы изучали звонкие глухие парные непарные согласные подошёл к концу.
Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Зуб и суп, кров и плов, Что писать в конце слов?
То ли звонкий, то ли потише, Кот — кота, год — года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем.
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.
Ответ: никак.
Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.
Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы
Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.
Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.
Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?
Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»
Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.
На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.
Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.
Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.
Гласные звуки и буквы
Знакомство ребенка с алфавитом — это очень увлекательное занятие. Но, это только один из первых шагов в освоении языка. Для продолжения изучения его элементарных единиц нужно научиться делить их по характеристикам.
Те буквы, которые произносятся протяжно, нараспев называются гласные.
- В русском языке 10 гласных букв «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я»
- 6 гласных звуков , , , , , . Обычно гласные звуки в школьной программе должны быть выделены красным цветом.
Мы уже выяснили отличие между элементарными частицами языка.
Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Они подразумевают один или два звука.
Из этой таблицы — это различие можно увидеть еще раз:
Сколько звуков в русском языке
Все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Русский язык имеет 33 буквы, но 42 звука. Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что есть звуки гласные и согласные. Одна буква может представлять два звука. Ниже приведен список букв, а также количество звуков, которое представляет каждая из них.
Всего 33 буквы:
- 10 гласных: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;
- 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
- знаки ь и ъ — это буквы, которые не имеют звуков.
Всего звуков — 42:
- 6 гласных: , , , , , ;
- 36 согласных: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .
Твердый и мягкий знаки
Ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.
Ъ |
Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый. |
Ь |
Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему. |
Смягчающие гласные
Гласные русского языка можно разбить на пары: а — я, у — ю, о — ё, ы — и, э — е. Сделаем фонетический разбор слов с использованием одной из пар (а — я), исследуя влияние разных гласных на один и тот же согласный звук:
- ананас (никаких изменений не происходит);
- сияние (наблюдаем смягчение звука «н», которое находится между «я» и «и»).
Делаем вывод, что гласные, которые находятся первыми в паре, на мягкость соседних согласных не влияют.
Гласные, смягчающие согласные, в виде таблицы:
я | яблоко , судья , кровля , пяльца |
ю | юрист , любить , плюшевый |
ё | ёлка , полёт , варёный |
е | лежать , генерал , вешенки |
и | лис , синий , писать |
Смягчение согласных также обеспечивает графема «ь», не имеющая обозначения в транскрипции: учитель , рьяный , бегать .
Интересный факт: иногда гласной не обязательно располагаться рядом со звуком, чтобы его смягчить. Возьмем для примера прилагательное «твердый», в котором чаще всего допускают фонетическую ошибку. За счет явления, которое характеризует это слово, кажется что и произносить его стоит соответственно. Но если попробовать произнести медленно, можно заметить как на первых движениях языка речевой аппарат готовится к последующим звукам. Именно поэтому в транскрипции слова «твердый» присутствует неожиданное смягчение: . Аналогичный эффект можно наблюдать в словах вроде басня , стекло , гвоздик .
Что такое глухой согласный звук
В фонетике русского языка наряду со звонкими звуками существуют глухие согласные, которых насчитывается меньше. Если звонкие согласные вместе с сонорными составляют число 20, то глухих согласных только 16.
Глухие и звонкие согласные в отличие от гласных являются шумными звуками. Но шум в их образовании проявляется в разной мере.
Глухие согласные звуки производятся только шумом, без участия голоса. При их произнесении голосовые связки полностью расслабляются, гортань не вибрирует.
Звонкие согласные формируются из шума и голоса. При их образовании голосовые связки колеблются. Эту вибрацию можно ощутить, если приложить руку к передней стенке горла.
Глухие звуки качественно отличаются тем, что они состоят полностью из шума. Выдыхаемая струя воздуха трется о различные препятствия в речевом аппарате говорящего и создает характерный шум в образовании каждого глухого звука. Если зажать уши, то звон в ушах не ощущается, как при произношении звонких согласных. Вибрации голосовых связок нет, что свидетельствует об отсутствии голоса.
Перечислим глухие согласные, которые в письменной речи соответствуют следующим буквам алфавита.БукваТвёрдый глухой звукМягкий глухой звук
к | ||
п | ||
с | ||
т | ||
ф | ||
х | ||
ч | — | |
ц | — | |
ш | — | |
щ | — |
Как видим, многие глухие согласные составляют пары по признаку твёрдости/мягкости. Твердость или мягкость согласного можно определить по его фонетической позиции в слове. Если за согласным следует гласный звук , , , , , обозначенный соответствующей буквой, то глухой согласный является твёрдым.
Если же за ним стоит звук, обозначенный буквами «и», «е», «ё», «ю», «я», или «ь», то глухой согласный звучит мягко.
Убедимся в этом, сравнив пары слов:
- сыро́к — си́ний
- старт — степь
- фона́рь — фи́рма
- хо́хот — хитре́ц .
Отметим, что среди этих согласных звуков имеются непарные глухие по признаку мягкости/твёрдости:Внимание!Глухие согласные звуки и всегда только твёрдые, а и мягкие независимо от позиции в слове. Понаблюдаем:
Понаблюдаем:
- шёпот
- цирк
- участник
- щаве́ль .
Какие согласные являются глухими
Всего существует 16 глухих звуков, среди которых есть как твердые, так и мягкие согласные:
- — кошка , исключение , воск ;
- — келья , никель , механики ;
- — поднос , упадок , опоздавший ;
- — Петербург , пяльца , выпередить ;
- — свекла , осиновый , купорос ;
- — сюрреализм , высечь , полюбившийся ;
- — тупик , решётка , шелест ;
- — типичный , еретик , снимать ;
- — фантазия , вафля , торф ;
- — филин , феникс , картофель ;
- — хамон , уходить , вверх ;
- — хижина , херес , хюгге ;
- — церковь , оцифровать , пловец ;
- — человек , очерк , беречь ;
- — швея , каштан , пустошь ;
- — щебетать , осчастливить , пуща .
Если внимательно и по нескольку раз произнести эти слова, обращая внимание на движения воздуха через речевой аппарат, вы почувствуете, что глухие звуки звучат немного нечетко, зачастую на выдохе или так, будто для их произношения необходимо много сил. Запомнить какие звуки являются глухими, чтобы точно не запутаться, можно по выдуманной фразе-подсказке: «Стёпка, хочешь щец?» — «Фи!»
В этой фразе одновременно присутствуют все буквы, которые могут обозначать глухие звуки (без разделения на мягкость и твердость). Вот так в игровом формате правило легко запомнить и взрослым, и детям
Запомнить какие звуки являются глухими, чтобы точно не запутаться, можно по выдуманной фразе-подсказке: «Стёпка, хочешь щец?» — «Фи!». В этой фразе одновременно присутствуют все буквы, которые могут обозначать глухие звуки (без разделения на мягкость и твердость). Вот так в игровом формате правило легко запомнить и взрослым, и детям.
Звуки русского языка
Сначала мы произносим звуки, а потом из них образуем слова — так получается речь, которая становится информативнее через предложения.
Звук — это основная единица языка, как слово и предложение. Звуки формируют слова на уровне фонетики. И именно благодаря звукам мы отличаем одно слово от другого:
Всего в русском языке сорок два звука. Их разделяют на гласные и согласные звуки, которые отличаются по способу формирования.
Например, гласные звуки , , , , , целиком состоят из голоса. В момент их произношения воздух свободно проходит через напряженные голосовые связки и рот. Гласные звуки можно долго тянуть и петь: а-а-а, о-о-о, у-у-у, ы-ы-ы, что часто используют музыканты и певцы.
С согласными немного сложнее: у них есть различие на звонкие (с участием тона — звука) и глухие (только с шумом).
Игры для изучения гласных и согласных звуков
Домик с гласными и согласными
Нужно подготовить два домика, в которых будут «жить» звуки. Буквы нужно прикреплять в соответствующий домик. Параллельно можно рассказывать сказку о гласных и согласных.
Гости
Игра тренирует навык слогослияния.
Понадобятся два домика с гласными и согласными. Они решили познакомиться между собой. Первым вышел звук Б и позвал гулять звук А (нужно протяжно позвать: «А-а-а-а»). Какой получился слог из Б и А?
Игра-ходилка
Нужно подготовить лабиринт с буквами, фишки и игральный кубик. Один игрок двигает свою фишку на столько шагов, сколько выпадет на кубике. Выигрывает тот, кто первым дойдет до конца. Лабиринт можно сделать как с алфавитом, так и отдельно с гласными и согласными. Когда ребёнок делает ход, он должен назвать букву и слово на неё.
Угадай слово
Задание формирует умение ориентироваться в звуковом составе слова.
Даны слова на карточках: «кот», «мама», «окно», «собака». Предлагаются схемы слов. Нужно подобрать схемы к словам. Схемы имеют вид последовательно расположенных кружков красного и синего цвета (СГС, СГСГ, ГСГС, СГСГСГ).
Игра с мячом
Взрослый называет слово и кидает мячик малышу. Ребёнок ловит только слова, начинающиеся с гласного или согласного, по договорённости. Ещё вариант – взрослый бросает мяч дошкольнику, говоря «гласный» или «согласный». Малыш должен назвать слово, начинающееся с гласного или согласного.
Как различать звуки и буквы?
Различать эти понятия легко. Буквы записываем, рисуем, видим. Они выглядят так: А, е, р, У, М, ь. Буквы нужны, чтобы переводить устную речь в письменную. Звуки говорим, поём, слышим. Их записывают в квадратных скобках: . Такая запись называется транскрипцией.
Одинаково ли количество звуков и букв в русском языке?
В русском языке 33 буквы и 42 звука.
Звуков значительно больше, потому что не каждому звуку соответствует буква. Одна и та же буква может передавать разные звуки. Так, буква р в словах удар и ударь определяет различные звуки: твёрдый и мягкий .
По какому принципу делятся звуки речи?
Звуки речи разделяют на гласные и согласные по степени использования в них голоса. При формировании гласных звуков воздух проходит через рот свободно. Широко открывается ротовая полость. Слышен только голос.
При произнесении согласных звуков воздух во рту встречает преграды: язык, нёбо, зубы, губы. Например, чтобы произнести , нужно теснее сжать губы, а звуки , произносятся через щель между зубами и губами. В каждом согласном звуке есть шум.
Парные и непарные согласные по глухости-звонкости
Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.
Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).Сонорные – это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.
Два сонорных согласных – и – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».
Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:
, , , , |
Иногда не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.
Звонкие | б | в | г | д | ж | з | й | л | м | н | р | – | – | – | – |
Глухие | п | ф | к | т | ш | с | – | – | – | – | – | х | ц | ч | щ |
По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук .
Звонкие и глухие согласные
Чтобы понять, что такое непарные согласные, вначале определим, что наша речь состоит из предложений, предложения — из слов, а слова — из звуков.
Звук — это минимальная единица речи, которая сама по себе не имеет значения, но объединившись с другими звуками создает фонетический облик слова, имеющего лексическое значение.
Звуки речи произносятся по-разному. Если струя воздуха проходит свободно через напряжённые голосовые связки и полость рта, то образуются гласные звуки , , , , , . Гласные звуки формируются целиком голосом.
Большинство звуков речи образуются, когда выдыхаемый воздух встречает препятствия в виде языка, зубов, смыкания и размыкания губ и пр. Тогда появляется шумный звук, который называется согласным.
По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на звонкие и глухие.
Звонкие согласные состоят из шума и голоса:, , , , ,
А глухие согласные, напротив, «безголосые». Они состоят только из шума:, , , , , , , , ,
Многие звонкие и глухие согласные похожи по способу образования, но различаются только своей звонкостью, то есть участием голоса, или глухостью. По признаку звонкости/глухости такие согласные составляют пары:
- —
- —
- —
- —
- —
- — .
Это парные согласные, которые различаются признаком звонкости/глухости.
В фонетике русского языка существует 6 пар звонких и глухих согласных. С их помощью можно различать слова:
- убор — упор;
- влага — фляга;
- грот — крот;
- дрова — трава:
- жалость — шалость;
- зев — сев.
Остальные согласные являются непарными.
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.
- По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
- Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
- * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
- Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
- Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.
Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.
Сколько в русском языке гласных и согласных звуков – дополнительная информация
- Согласные звуки делятся на звонкие – четко слышимые при разговорной речи (жар) и глухие, произношение которых похоже на шепот (сон, шум).
- Звонкие/глухие объединены в пары, которые легко запоминаются – б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с, остальные звуки непарные – , , , , , , .
- Звонкий звук при произнесении может оглушаться, а глухой – становиться слышимым: бровь – слышим – брофь, ягодка – говорим – ягатка. В этом случае найдите проверочное слово, чтобы после этого согласного шел гласный – брови, ягоды. Исключение (нужно запомнить) – космонавт, вокзал, зигзаг и другие.
Шипящие – Ж и Ш при наличии твердого звучания – Ы, пишутся с мягким гласным – И (камыши, живот, живность). Звуки Ч и Щ при мягкой озвучке (Я-Ю), пишутся с твердыми гласными – А-У. Например: щавель, грачата, щука, чудо.
Есть среди согласных и непроизносимые, которые проверяются по родственному слову с четким звучанием: тростник – тросточка.
Некоторые звуки нам только слышатся. К примеру: искусный, чудесный, небесный звучат со звуком “Т”, но его там нет. На этот счет есть смешной стишок, заучите его и – пишите правильно.
Соотнесения буквы и звука очень важно для правильного произношения и написания, поэтому хорошенько изучите представленный материал и постарайтесь доступно донести его до ребенка. Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений
А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее
Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.
Дидактический материал , гласные и согласные звуки.
Гласные звуки.
-
произносятся при помощи голоса
-
не встречают преграды
-
поются
-
образуют слог
Назови картинки. Эти слова начинаются с гласных звуков.
Согласные звуки.
— произносятся при помощи голоса и шума илитолько шума
Назови картинки. Эти слова начинаются с согласных звуков.
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.
Назови картинки. Какие слова начинаются с твердого, а какие с мягкого звука?
Собери картинки в свои коробочки. Те предметы, которые начинаются с гласного звука — в белую коробочку, а те, которые с согласного — в серую.
Соедини друг с другом предметы, которые начинаются с гласного звука и соедини между собой предметы, начинающиеся с согласного звука.
Произнеси названия картинок. Какие из них начинаются на согласный, а какие — на гласный звук?
Произнеси названия картинок. Какие из них оканчиваются на согласный, а какие — на гласный звук?
Помоги рыбаку поймать только гласные буквы.Соедини их с удочкой.
Помоги бабочке сесть только на цветочки с согласными буквами. Соедини бабочку и нужные цветочки.
Какая картинка лишняя в каждом ряду? Обрати внимание на первые звуки (гласные и согласные)
Какая картинка лишняя в каждом ряду? Обрати внимание на последние звуки (гласные и согласные)
Произнеси название этих предметов. В каких словах первый звук звучит твердо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зеленым цветом.
Закрась кружки с буквами в определенные цвета. Гласные в красный цвет, согласные — в синий, твердый и мягкий знаки — серым.
В схеме слова звуки можно обозначить квадратами разного цвета.
— мягкие согласные звуки
Посмотри, как можно составить схемы слов.
Раскрась буквы в словах в свои цвета.
Раскрась буквы в словах в свои цвета.
К
А
Р
Т
И
н
А
Б
Е
Р
Ё
Е
3
А
Я
Б
Л
О
К
О
т
Е
Л
Е
В
И
3
О
Р
Л
А
М
П
А
Назови картинки. Подбери к словам подходящие схемы.
После мягкого согласного звук
— обозначается буквой Я
— буквой Ю
— буквой Ё
— буквой Е
— буквой и
Назови все гласные и согласные звуки в этих словах.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Назови предметы, которые начинаются с твердого согласного \М\ и с мягкого согласного |МЬ|.
Соедини предметы, начинающиеся на твердый согласный с предметами, начинающимися на мягкий согласный.
Назови предметы, которые начинаются с твердого согласного и с мягкого согласного
Соедини предметы, начинающиеся на твердый согласный с предметами, начинающимися на мягкий согласный.
Когда буквы Е, Ё, Ю, Я стоят в начале слова или в середине слова после гласной, они обозначают два звука:
Назови все звуки в этих словах.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Согласные звуки , , , , всегда звучат мягко. Назови картинки. Раскрась схемы слов правильно.
Мягкий знак не обозначает звука, он обозначает мягкость согласного, после которого стоит.
Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.
Найди в словах Ь и обведи его в кружок, Ъ обведи в квадратик.
Выбери пары слов, начинающиеся с одинакового звука. У тебя получатся пары звуков — братцев — твердый и мягкий согласный.
Соедини предметы с подходящей к ним схемой.
Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Сосчитай и напиши.
Что налили в стакан: сок или чай?
Что в шкафу: чашка или блюдце?
Что в портфеле: книга или тетрадь?
Что в пакете: груша или банан?
Какая сказка в этой книге: «Колобок» или «Морозко»
Кто спрятался за деревом: лиса или заяц?
Как зовут девочку: Марина или Наташа?
Как зовут котенка: Пушок или Чижик?
Что лежит в коробке: пирожное или печенье?
Что лежит на тарелке: яблоки или груши?
Что лежит в корзине: грибы или ягоды?
Что лежит в мешке: конфеты или игрушки?
Понятие согласных
Согласными называют речевые элементы, которые формируются под влиянием голосового потока и артикуляционного аппарата. Во время произнесения согласного у голоса появляются препятствия. Их функции выполняет язык или нижняя губа. Как следствие, звучание становится более шумным. В русском языке насчитывается 36 согласных звуков. При письме их обозначают 21 буквой.
Для согласных характерна четкая классификация. Их делят по 5 главным признакам:
- место образования;
- способ образования;
- уровень шума;
- участие голоса;
- твердость или мягкость.
В зависимости от степени шума и применения голоса выделяют следующие виды согласных звуков:
- шумные;
- сонорные.
Шумные звуки тоже делятся на 2 категории, а именно:
- глухие;
- звонкие.
По месту образования бывают такие виды:
- переднеязычные согласные;
- среднеязычные;
- заднеязычные.
По способ образования существуют следующие виды:
- щелевые;
- смычные;
- смычно-проходные;
- дрожащие;
- слитные.
В зависимости от участия голоса выделяют такие группы:
- произносимые с голосом;
- произносимые без голоса.
Звонкие, глухие и шипящие
К звонким относятся «б», «в», «г», «д», «ж», «з», «й», «л», «м», «н», «р». Глухими называют такие звуки, как «п», «ф», «к», «т», «ш», «с», «х», «ц», «ч», «щ».
К ним относятся «ш», «ж», «щ», «ч». Они всегда являются глухими. При произнесении таких звуков язык различными способами должен прижиматься к небу. При этом появляется звучание, напоминающее шипение змеи, особенно если его немного протянуть.
Твердые и мягкие
Согласные также делят на мягкие и твердые
Чтобы определить тип звуков, стоит обратить внимание на произношение. Так, мягкие удается выговорить, лишь подняв середину языка к небу
На мягкость или твердость влияет следующий звук. Так, если после согласного идут такие гласные, как «е», «ё», «и», «ю», «я», или «ь», он будет определяться как мягкий. К тому же буквы «ь» и «ъ» говорят о мягкости предыдущего звука.