Как сделать лэпбук своими руками: подробный мастер-класс по изготовлению своими руками, обзоры элементов лэпбука

Основа для лэпбука

Но чтобы собрать все эти удивительные части лэпбука, наполнить их полезной информацией, разнообразными заданиями и упражнениями, сперва необходимо сделать саму папку, украсив её титульную страницу в соответствии с темой. Необходимо помнить, что мы создаём пособие для дошкольников, значит, обложка должна содержать не только надписи, но и картинки, чтобы дети могли быстро сориентироваться и понять, что содержит в себе лэпбук.

Изготовить титульные листы можно несколькими способами:

  • Купить картон с принтом и наклеить на него буквы из цветной бумаги.

  • Самостоятельно найти в интернете образец фона, нанести на него надпись в текстовом редакторе, распечатать. Фоном могут послужить и так называемая бумага из скрап-наборов для скрапбукинга.
  • Распечатать по готовому шаблону, «посадив» после этого на картон.

Фотогалерея: примеры оформления титульной страницы лэпбуков различной тематики

Внутри пособие стоит сделать ярким, привлекающим внимание малышей, но не слишком пёстрым, иначе дети будут теряться в поиске нужного, особенно младшие дошкольники. Если фон страниц лэпбука разноцветный, кармашки и надписи на них лучше сделать однотонными, если же вы выбрали фон одного тона, то в таком случае будут уместны яркие разноцветные элементы

Уголок логопеда в детском саду, оформление

Уголок логопеда в детском саду должен быть правильно оформлен.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Идеи для оформления уголка логопеда в детском саду

В условиях дошкольного образования существует два способа логопедического образования детей:

  • специально отведённый уголок
  • отдельная группа логопеда

Помимо занятий непосредственно с логопедом, ребёнок должен закреплять полученный материал, таким образом в группах не будет лишним логопедический уголок.

Уголок логопеда

Обратите внимание! Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС): помимо игр обязательно зеркало для тренировки артикуляции, соответствие возрасту, важно обеспечить обновление материала

Что должно быть в логопедическом уголке в группе детского сада

  • артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).
  • мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, трафареты ит.п.;
  • дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю ит. п.;
  • фонематический слух: игры на дифференциацию звуков
  • звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков, игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото» и др.
  • лексика: картинки, отражающие лексическую тему; развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет» и др.;
  • грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один— много», и др.;
  • связная речь: сюжетные картинки, «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, требования, предъявляемые к учителю логопеду в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть новейшими образовательными технологиями.

Также ему приходится искать новые идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, применять инновационные технологии в логопедии, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Таким образом, лэпбук — обязательный атрибут в логопедический уголок в каждом ДОУ.

Важные аспекты теории составления лэпбука

Для разработки пособия привлекаются и взрослые, и дети. Чем старше ребята, тем более обширен спектр их обязанностей. Так, если воспитанники младших групп участвуют лишь в приклеивании картинок, то дошколята средней группы предлагают свои варианты размещения блоков пособия, за содержание которых отвечают родители и воспитатель, а ребята старших групп подбирают информационные материалы, ищут картинки, игры по теме. Вне зависимости от возраста целевой аудитории педагог выполняет функции координатора работы.

Чем младше целевая аудитория, тем больше в пособии должно быть крупных и ярких картинок

Определяемся с формой пособия

Чтобы лэпбук «заработал», он должен быть эстетически привлекательным и содержательным. Таким образом, нужна форма, позволяющая эти задачи реализовать. Судя по практике составления пособия, наиболее продуктивными для темы «Эмоции» являются:

папки-передвижки — либо в виде окна с двумя створками, либо в виде книжечки с 3–4 разворотами (первый вариант больше удобен для малышей, так как пособие для них не предполагает много текстовой информации, а значит, важно, чтобы вся наглядность была обозрима сразу);
папка-силуэт, то есть вырезанная фигурно — для темы «Эмоции» самой подходящей будет круг-смайлик (такая форма также наиболее востребована для пособий с небольшим количеством блоков для малышей, так как большой объём информации хранить в таком лэпбуке неудобно);
книжка-гармошка — форма, которая больше подойдёт для ребят средней-старших групп, так как дети младшей группы могут путаться с порядком расположения створок такого лэпбука.

Выбираем способ и формат организации содержания лэпбука

Кармашки и конверты, которые закрываются с помощью «язычка» на верхнем клапане, являются наиболее удобными для организации материалов. Кроме того, информацию по теме можно разместить в:

  • фигурных конвертах (например, в форме цветов, пирамидок, где каждый блок посвящён тому или иному виду работы по теме — загадкам, потешкам, играм и пр.);
  • книжках-гармошках — так можно организовывать картинками с разными эмоциональными состояниями, загадками, пословицами и поговорками, мирилками – короткими стишками, которые помогают мириться и забывать ссоры;
  • окошках — таким образом систематизируются картинки по теме;
  • сегментах вращающегося барабана со стрелкой — так можно оформить иллюстрации к той или иной эмоции, например, «сломанная кукла» – «плачущая девочка».

Вне зависимости от темы самым удобным способом оформления текста и картинок являются картонные или заламинированные бумажные карточки.

Что касается формата презентации материалов, то это могут быть:

  • иллюстрации с изображением эмоций людей, картинки с эмотиконами;
  • пазлы;
  • игры (на карточке приводится краткое описание условий);
  • стихотворения (для малышей обычно рифмовка является основой информационного блока по теме);
  • загадки;
  • поговорки и пословицы (этот блок вводится в лэпбук для старших дошколят, можно использовать мудрые высказывания разных народов);
  • картинки-раскраски с учётом возрастных особенностей детей — для малышей элементов рисунка должно быть немного, для ребят средней и старших групп сюжеты могут быть усложнёнными;
  • CD с записями мультфильмов по теме, мелодий для создания спокойного настроения во время игр, выполнения творческого задания.

Движущиеся элементы и модули

Неподдельный интерес малышей вызывают движущиеся части лэпбука: круги, открывающиеся окошки, стрелки, фигурки животных, сказочных персонажей. Их можно нарисовать или изготовить в технике аппликации вместе с детьми во время занятий или свободной деятельности.

Сделать круг с окошком тоже несложно, для этого необходимо:

  1. Подготовить два одинаковых круга из плотной бумаги или картона.
  2. Верхний разбить на нужное количество секторов и вырезать один сектор, оставив в центре место для крепления.
  3. Нижний круг разделить на такое же количество секторов и разместить в каждом секторе картинку по теме лэпбука.
  4. Скрепить два круга в центре так, чтобы верхний вращался.

При творческом подходе вращающиеся круги можно изготовить не только из бумаги

Инновационные технологии в логопедии в рамках ФГОС

Требования, выдвигаемые новым ФГОС гласят: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Лэпбук логопедический

Обратите внимание! Инновационные технологии — это новые, нестандартные методики, по сути являющиеся дополнениями к общепринятым. Они являются результатом деятельности педагога. Лэпбукинг в логопедии также не что иное, как инновация, комплекс методик которой непременно выведет звукопроизношение на уровень

Своего рода презентация, где вместо слайдов используются занимательные материалы

Лэпбукинг в логопедии также не что иное, как инновация, комплекс методик которой непременно выведет звукопроизношение на уровень. Своего рода презентация, где вместо слайдов используются занимательные материалы.

Кто разрабатывает пособие

Автором лэпбука обычно является педагог. Но если для младшего дошкольного возраста воспитатель занимается и подбором материала, и его оформлением, то в средней группе к оформлению и поиску информации могут подключаться родители.

Например, в своей практике в рамках рассмотрения темы «Профессии» я даю воспитанникам и их родителям проектное задание составить рассказ о профессиях, без которых нам не обойтись. Или же составить пособие с картинками, загадками, играми, посвящёнными одной профессии.

В старшем дошкольном возрасте дети принимают активное участие в подборке материалов для оформления лэпбука: находят иллюстрации, вырезают, приклеивают их. Как и в средней группе, к поиску материалов активно подключаются мамы и папы, к примеру, составляют кроссворды, ребусы по теме или собирают «банк данных» о профессиях будущего (сити-фермер, занимающийся озеленением мегаполисов, разработчик домашних роботов и др.).

Материалы для группового лэпбука могут предлагать родители, дети, а педагог отбирает самое подходящее и нужное по теме

Польза применения

В отличие от других распространенных дидактических материалов (карты, иллюстрации, игры, конкурсы) лэпбук «Профессия» дает возможность ребенку почувствовать самостоятельность выбора. Малыш непосредственно участвует во всем происходящем, сам определяет нравящуюся ему профессию, находит карточки с изображениями работников, соотносит их с необходимыми атрибутами, описывает основные функции сотрудника. Такой подход помогает в социализации детей, развитии у них образного и логического мышления, формировании умения брать на себя ответственность за свои решения.

Разрабатывают лэпбуки, как правило, педагоги, но участие родителей в процессе подбора и оформления профессий также будет нелишним. Это позволит включить в перечень более интересные и актуальные на сегодняшний день виды деятельности. Нередко воспитатели грешат тем, что годами используют один и тот же материал, не обращая внимания на изменения на рынке труда. Старшие дошкольники также могут активно подключаться к созданию альбома о профессиях (подыскивать подходящие картинки в журналах, вырезать и наклеивать их, сортировать по разным направлениям).

Основные задачи, выполняемые лэпбуком:

образовательные: показать важность труда и необходимость разных профессий, сформировать осознанное отношение к ним;

развивающие: помощь в улучшении внимания, связной речи, памяти, мышления, воображения. Кроме того, большое значение имеют развитие мелкой моторики рук и умение общаться со сверстниками и старшими;

воспитательные: повышение уважения к труду, в том числе своих родителей, наработка навыков самостоятельности и сотрудничества.. Малыш учится самостоятельно собирать и классифицировать нужную информацию

Увеличение познаний ребенка о различных видах полезного труда, их значимости для общества, особенностях, недостатках и преимуществах является хорошей базой для расширения кругозора и повышения интереса к окружающему миру

Малыш учится самостоятельно собирать и классифицировать нужную информацию. Увеличение познаний ребенка о различных видах полезного труда, их значимости для общества, особенностях, недостатках и преимуществах является хорошей базой для расширения кругозора и повышения интереса к окружающему миру.

Сейчас лэпбук «Профессия» можно купить в магазине или заказать через Интернет (несколько файлов в PDF-формате на 15–20 листов A4 стоят 200–300 рублей). Однако для того, чтобы объединить коллектив взрослых и детей единой целью, лучше его создать самостоятельно. Некоторые изготавливают его из подручных материалов, другие находят все нужное в Сети, формируют макет в компьютере, а затем распечатывают на цветном принтере и наклеивают на картонные заготовки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: