Тест векслера

Общие правила проведения тестирования

Несмотря на активное развитие исследований интеллекта в 20 веке, вплоть до 1930-х годов не было хорошо стандартизированных методов оценки интеллекта для взрослых. Это и послужило толчком Векслеру к созданию собственных шкал. Психолог разработал тест как «бальную шкалу», которая включала в себя вербальные, и невербальные составляющие.

Изначально тест Векслера предназначался для лиц старше 16 лет. Позже для обследования детей в возрасте 6,5 – 16,5 лет был создан специальный вариант, стандартизированный и адаптированный в 1973 году А.Ю. Панасюком. Он состоит из 11 субтестов, которые соответствуют взрослому варианту, но представлены в более облегченной форме + двенадцатый «Лабиринты» (во взрослом варианте его нет).

Тест помогает решать педагогические и психологические задачи:

  • Выявлять не только уровень развития умственных способностей, но и эрудиции;
  • Оценка памяти, типа мышления;
  • Определение причин плохой успеваемости ребенка;
  • Профилактика трудностей при обучении, определение проблемных зон;
  • Возможность обнаружить нарушения психического развития.

Вербальные показатели связаны с критериями общей культуры и успеваемостью. Тем самым результаты могут быть чувствительны к национальным различиям. Отражают способность к умозаключениям и обобщениям, словарный запас, осведомленность, объем памяти.

Субтесты для определения уровня вербального интеллекта:

  • «Общая осведомленность» — диагностирует уровень общей образованности.
  • «Понятливость» — определяет способность моделировать поведение в социуме. Могут выявляться признаки социальной дезадаптации, конформности.
  • «Арифметический» — оценивает легкость оперирования цифрами.
  • «Сходство» — определяет, на каком уровне развития находится абстрактно-логическое мышление.
  • «Словарный» — определяет уровень культуры речи и мышления. Может указывать на особенность личностных черт (например, импульсивность).
  • «Повторение цифр» — оцениваются особенности внимания.

Невербальные показатели отражают уровень общего интеллекта, связанный с различными навыками, а также с сенсомоторными, психофизическими и перцептивными особенностями и характеристиками.

Субтесты для определения уровня невербального интеллекта:

  • «Недостающие детали» — отражает уровень зрительной внимательности/наблюдательности и умения выделять основные признаки, что отражает уровень развития мышления.
  • «Последовательные картинки» — выявляет умение планировать и понимать социальные действия. Определяет уровень социальной активности и адаптации.
  • «Кубики Косса» — определяет уровень пространственного анализа и синтеза.
  • «Складывание фигур» — показывает способность составлять целое из частей.
  • «Шифровка» — диагностируется зрительная и моторная скорость.
  • «Лабиринт».

В СССР Метод Векслера был адаптирован научными работниками Ленинградского психо-неврологического института им. В.М. Бехтерева.

Правила проведения тестирования

Убедиться в желании испытуемого выполнять задания. Замотивировать, вызвать интерес.
Не должно создаваться ощущение, что испытуемого проверяют

Для ребенка важно почувствовать, как будто с ним хотят поиграть.
Точная формулировка при постановке вопроса.
Ответ, если он не отрицательный, следует поощрять, подбадривая ребенка словами: «правильно», «молодец» и т.п.
Когда испытуемый говорит «не знаю», необходимо поддержать.
В случае, когда ребенок молчит, нужно мотивировать к ответу. Важно не подсказывать и не подталкивать к определенному ответу.
Не давать следующее задание, если не выполнено предыдущее.
Если дается 2 непротиворечивых ответа, выбрать наиболее подходящий из них.
Если противоречивых, то подтолкнуть ребенка к выбору одного из вариантов.
Если на вопрос не получен ответ в течение 10-15 секунд, повторить в первоначальном виде (кроме 6 и 3 субтестов).

Дополнительные ответы учитываются, когда не получается оценить первоначальный вариант в 0 или 1 балл.
Если ответ оказывается между 1 и 2 баллами, то ставится 1 балл.
При неправильно выполненном задании, если установленное время еще не истекло, экспериментатору следует притвориться, что он ничего не заметил.
С основными определениями приводятся альтернативные выражения или слова, представленные в скобках, которые оцениваются в тот же балл.
Ответ после цифры «0» считается неудовлетворительным.
После знака «?» необходим дополнительный вопрос

Если качество ответа не меняется, то ставится «0» баллов.

WISC

Тест, предназначенный для тестирования исключительно детей, впервые был выпущен в 1950 году, а редакция WISC-R вышла только спустя 24 года.

Субтесты, включенные в него, соответствуют аналогам из WAIS, но они дополнены более легкими вопросами, отличающимися своей однотипностью, поскольку исследование рассчитано на детский возраст.

С учетом этой особенности был добавлен дополнительный субтест, предназначенный для прохождения лабиринтов.

К тому же по желанию специалиста субтесты «Понимание» и «Лабиринт» могут заменяться «Кодированием» и «Запоминанием цифр», но их показатели не будут учитываться во время подсчитывания IQ.

Тест Дж. Равена

Методика матрицы Равена разработана для использования в домашних условиях, в школах и на рабочих местах. Методика матрицы Равена измеряет полный диапазон умственной способности и применяется для тестирования людей разного возраста, образования, национальности и физического состояния.

Матрицы Равена – это батарея тестов, разработанная английским психологом Дж. Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Дж. Равен придерживался взгляда, что умственные способности включают два компонента: продуктивный — способность выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации; и репродуктивный — способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию. Методика Равена — «Тест прогрессивных матриц», ориентирована на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серий последовательно усложняющихся геометрических фигур, была создана для измерения продуктивных возможностей интеллекта. Данный тест признан одним из наиболее чистых способов измерения фактора «G» — фактора общего интеллекта.

Как подготовится к прохождению теста с дошкольником

Ребенок должен приходить на тестирование на пике интеллектуальной активности:

  • быть здоровым и отдохнувшим. Лучше не приходить на тестирование после школы, посещения бассейна, занятий в секции или с репетитором;
  • лучший день для прохождения тестирования – суббота или первые дни каникул. С одной стороны, сохраняется работоспособность, а с другой – отсутствует школьная нагрузка;
  • по времени для «жаворонков» лучше первая половина дня, для «сов» сразу после обеда.

Если школьники уже обычно готовы к прохождению тестирования и им психологическая подготовка не требуется, то для дошкольника, особенно если он первый раз участвует в подобном мероприятии, следует учесть следующие факторы:

  • перед тестированием постараться исключить эмоциональную и физическую активность;
  • предупредите, что с ним сначала поговорят, а потом будут работать с кубиками и картинками;
  • постарайтесь объяснить, что будут простые и интересные задания, которые должны будут ему понравиться.

АСТУР

Тест назван АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). При разработке теста получили дальнейшее развитие те принципы конструирования диагностических методик, которые использовались при создании Школьного Теста Умственного Развития (ШТУР). Это принципы нормативной диагностики, т.е. диагностики, ориентированной не на статистическую норму, а на социально-психологическую.

В отличии от традиционного теста — в задания теста АСТУР включены только те понятия и умственные действия, которые представлены в школьных учебных программах. Если авторы традиционных тестов интеллекта при отборе понятий исходили в основном из собственного опыта и интуиции, то авторы АСТУРа исходили из того, что умственное развитие учащихся в основном представлено школьным обучением. Школьные программы содержат те требования к умственному развитию, которые выступают перед учащимися как обязательные. Практика обучения показывает их доступность для всех психически нормальных детей.

Работа по отбору понятийного содержания заданий проводилась совместно с опытными учителями и методистами. Были проанализированы учебные программы и учебники 9-11 классов. Включенный в задания теста перечень понятий и умственных действий представляет то, что можно считать социально-психологическим нормативом (СПН).

Созданный по такому принципу нормативный тест АСТУР имеет иные, чем традиционные тесты, способы представления и обработки диагностических данных, основным среди которых является отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально-психологического норматива. Другими словами, психологу нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь старшеклассника или абитуриента, обращаться к континууму всей совокупности или выборки.

Данный тест включает в себя методическое руководство, бланки ответов для испытуемых, ключ и нормативные показатели по возрастам. Тест включает 8 субтестов:

  • 1 субтест: осведомленность;
  • 2 субтест: двойные аналогии;
  • 3 субтест: лабильность;
  • 4 субтест: классификация;
  • 5 субтест: обобщение;
  • 6 субтест: логические схемы;
  • 7 субтест: числовые ряды;
  • 8 субтест: геометрические фигуры.

Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников и предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы. Проведение теста занимает около 1,5 часов.

Плюсы:

Отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально-психологического норматива. Другими словами, психологу нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь старшеклассника или абитуриента, обращаться к континууму всей совокупности или выборки.

Важный признак, отличающий АСТУР от традиционных тестов: задания разрабатывались таким образом, чтобы разные виды логических и логико-функциональных отношений были представлены более или менее равномерно.

Минусы:

Так как содержание заданий в тексте взято из школьных программ, этот тест может использоваться только для абитуриентов указанных специализаций (имеет узкоспециализированное предназначение)

Вербальная часть теста Векслера

Вербальный тест связан со словесной частью нашего мышления. Так как язык – это культурное понятие, эта часть теста различается для разных народов.

Какие субтесты входят:

29 вопросов, которые помогают узнать запах простых знаний и сведений.

«Общая понятливость»

Тест на понимание человеком общих понятий и норм, смысл высказываний и способность с собственным суждениям. Испытуемый выбирает среди предлагаемых ответов тот, который характеризует его действия в описанной ситуации.

«Арифметический тест»

Оценка концентрации внимания и сложности работы с числовыми материалами. Испытуемый решает ряд задачек, подсчитывается не только количество правильных ответов, но и затраченное время.

«Тест сходства»

Оценка способности упорядочивать, сравнивать, классифицировать и составлять понятия. Человек должен установить и дать понятие общности между парой понятий.


Giphy

«Повторение числовых рядов»

Человеку предлагается запомнить и повторить ряд чисел в прямом и обратном порядке

Исследуется оперативная память и внимание

«Словарный тест»

Исследуется способность понимать значения слов. Испытуемый дает определения представленным словам, чем дальше – тем слова реже используются в жизни.

WPPSI

Тест Векслера, рассчитанный на детей самого младшего возраста, был впервые опубликован в 1967 году. Он включает в себя 10 основных и 1 дополнительный субтест, при этом 8 из них носят облегченный характер.

При проведении исследований рекомендуется чередовать вербальные и невербальные тестирования, процедуру можно реализовать в два захода, чтобы не утомлять ребенка. Принципиально новыми являются субтесты под названием «Геометрические схемы», «Предложения» и «Дом животного».

Субтест «Предложения» может быть использован в качестве дополнения либо замены «Запоминание цифр».

Субтест «Дом животного» подразумевает демонстрацию ребенку карточек, на которых изображена кошка, собака, рыба и цыпленок, после чего он должен соотнести животное с подходящим для него домиком.

Для выполнения тестирования «Геометрические схемы» ребенку дается 10 карточек с чертежами, которые он должен скопировать, воспользовавшись цветным карандашом.

Задания (субтесты) методики Векслера

Всего в методике Векслера 12 групп заданий (субтестов): 10 основных и 2 дополнительных.

Субтесты разделены на 2 группы:

вербальные – для оценки вербально-логического интеллекта. Субтесты позволяют оценить уровень и качество общего развития и уровня образованности

Субтест измеряет: общую осведомлённость, способность строить умозаключения и обобщать, уровень словарного запаса, математические и логические способности, объем памяти.

невербальные для оценки характеристик восприятия менее зависимых от уровня знаний.  Невербальный показатель оценивает: пространственное мышление, способность соотносить части и целое, аналитико-синтетические способности, внимание.

Поскольку часть заданий включает работу с наглядными материалами (специальными кубиками, частями изображений, последовательными картинками, лабиринтами), то результаты диагностики обрабатываются исключительно вручную. Диагност подсчитывает баллы по каждому субтесту, сверяет их с нормативными таблицами, переводит результаты в стандартизированные единицы.

Вместо заключения

Заключение про уровень интеллектуального развития конкретного ребенка необходимо делать корректно. Полученные данные по невербальному интеллекту могут указывать на зону ближайшего развития или возможности интеллекта в целом. В детском возрасте показатели весьма изменчивы в связи с условиями жизни, обучения и воспитания ребенка.

Важно осознавать, что стандартизированная методика не может максимально полно оценивать индивидуальные особенности интеллектуального развития. Высокие баллы IQ не всегда являются определяющими признаками гениальности

Успешность во многом зависит от таких составляющих, как целеустремленность, внимательность, креативность, усидчивость и т.д.

<?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?><?php endif; ?>

Из истории

Тест Векслера был разработан в конце 30-х годов прошлого века, до его появления у специалистов не было других аналогичных способов определения уровня интеллектуального развития взрослого человека. Сам Векслер неоднократно подвергал критике шкалу Стэнфорд-Бине, поскольку она имела исключительно вербальное направление, именно поэтому в его тест было включено такое значительное количество заданий невербального типа.

Одна из основных сложностей заключалась в стандартизации новой школы, для получения объективных показателей использовались очень большие выборки среди взрослых людей без каких-либо отклонений в интеллектуальном развитии. При этом необходимо было строго контролировать профессиональный статус и образование у исследуемых людей, критерии неоднократно менялись. Для проведения итоговых исследований был откорректирован и возрастной диапазон, поскольку обследовались лица от 10 до 60 лет.

Окончательный отбор субтестов, которые были включены в созданную Векслером концепцию проведения исследований, был сформирован под воздействием следующих факторов:

  • достаточно высокий уровень связи с иными способами исследования интеллекта;
  • значительные различия в функциях, которые выполняют отдельные субтесты, что позволяло исключить субъективность конечного результата из-за слишком высокой степени внимания к определенным способностям или пробелам в знаниях у конкретного человека;
  • возможность анализировать результаты всех субтестов, что позволяет делать необходимые заключения.

Тест Векслера неоднократно подвергался коррекциям, его окончательная редакция была принята только в конце 40-х годов прошлого века. В первоначальных исследованиях приняло участие более 2000 человек, проживающих в разных регионах США, а также различающихся по возрасту, условиям жизни, цвету кожи и некоторым иными критериям.

Подсчет результатов теста Векслера. Шкала Векслера

Вручную подсчет результатов займет много времени: разные вопросы оцениваются в разное количество баллов, где-то важно учесть время, а где-то заметить неточности в ответе. Результаты теста – это три цифры

Балл по невербальному, вербальному и общему виду интеллектов

Результаты теста – это три цифры. Балл по невербальному, вербальному и общему виду интеллектов.

Полученные цифры по специально шкале переводятся в привычные баллы IQ. Исследования подтверждают, что 50% населения получают от 90 до 109 баллов и этот показатель считается нормой.

Тест позволяет сделать вывод о преобладающей сфере интеллекта – вербальной или невербальной, и оценить развитие отдельных интеллектуальных способностей благодаря подсчету отдельных результатов субтестов.

Сегодня создана также версия для тестирования детей и подростков от 6,5 до 16,5 лет. В Америке есть версия для деток от 4 лет, но на русский язык сейчас она не адаптирована.


Фото автора Marcus Aurelius: Pexels

Как можешь увидеть из описания субтестов – провести их в Сети сложно: где-то нужны кубики, вырезанные картинки. Официальная «коробочка» с набором теста стоит значительных денег и проводить качественный анализ по ней может только специалист. Однако отдельные тесты вполне можно пройти в Сети. Также разработаны краткие тесты Векслера, которые показывают близкие с полным тестом результаты.

Исследования говорят, что тест Векслера лучше работает на выборке людей со средним уровнем интеллекта, а вот высокоодаренных оценить им сложнее

Кроме того, при прохождении важно помнить, что тест оценивает не креативность, а культурное, общее мышление, и не давать «уникальные» ответы

Невербальная часть теста Векслера

Это менее зависимые от культурного контекста тесты, некоторые из которых можно применять даже на племенах, оторванных от культуры цивилизации, и такие эксперименты часто проводились в прошлом веке.

«Шифровка цифр»

Изучается степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Необходимо соотнести цифры и символы за ограниченное время.

«Нахождение недостающих деталей»

Исследуется способность человека отличать отдельные детали картинки. Необходимо за 20 секунд назвать недостающую делать или несоответствие.

«Кубик Коса»

Этот тест часто используют как отдельное самостоятельное задание. Испытуемому дают изображения, которые ему необходимо повторить из разноцветных деревянных кубиков.

«Последовательность картинок»

Исследуется способность к организации отдельных кусочков в целое и предвосхищение событий. Испытуемому надо как в детской игре расположить картинки в хронологическом порядке.


Фото автора cottonbro: Pexels

«Составление фигур»

Исследуется способность синтезировать цельный объект из отдельных частей. Испытуемый составляет единую картинку из предложенных кусочков.

Общие правила тестирования

Перед использованием рассматриваемой медики необходимо изучить общие рекомендации правила по проведению тестирования.

  1. Приступать к тестированию допускается только при наличии уверенности, что испытуемый обладает подобным желанием на текущий момент. Возможно, потребуется искусственное повышение его настроения.
  2. Исследование должно быть начато незаметно для испытуемого и напоминать обычную беседу или игру, у него не должно выработаться впечатление присутствия на экзамене.
  3. Специалисту необходимо следить за четкостью собственной дикции и соблюдением точности формулировок фраз.
  4. Все положительные ответы испытуемого должны поощряться.
  5. Ситуации, во время которых наблюдается неспособность испытуемого дать ответ на поставленный вопрос, должны сглаживаться, чтобы не вызывать у него дискомфорт или чувство раздражения.
  6. При отсутствии со стороны испытуемого хоть каких-либо ответов должна происходить стимуляция общения, при этом не допускается подводить его к даче конкретного ответа путем подсказок. Без получения ответа также не допускается осуществление перехода к новому заданию.
  7. В случае получения нескольких ответов на один вопрос, если они не противоречат друг другу, специалист должен самостоятельно выбрать наиболее положительный из них. При возникновении противоречия требуется задать уточняющий вопрос.
  8. При отсутствии ответа на протяжении 10-15 секунд требуется повторение вопроса, формулировка должна быть прежней. Исключение допускается только для субтеста под названием «Повторение цифр». Частичное исключение делается для «Арифметического субтеста»: повторение осуществляется только при наличии просьбы со стороны испытуемого, но при этом отсчет времени не подлежит обнулению.
  9. Дополнительные вопросы допускается задавать в ситуациях, когда данный ответ нельзя оценить в 0 или 1 балл.
  10. При исследовании ребенка могут возникнуть ситуации, когда задание выполнено с ошибкой, но время еще не истекло. Специалисту в таком случае требуется имитировать занятость иными процессами и предложить испытуемому еще некоторое время позаниматься своими делами.

На что обратить внимание

Если Вы хотите протестировать своего ребенка при помощи теста Векслера, обратите внимание на следующее:

  • тестировать можно старших дошкольников от 5 лет, используется вариант методики типа WISC. Дошкольники до 5 лет не справятся с заданиями варианта WISC, а вариант WPPSI для дошкольников 3-6 лет в России не адаптирован. Поэтому результаты тестирования можно поставить под сомнение, хотя исследования М.Н. Ильиной показывают их надежность. Если вашему ребенку меньше 5 лет и вам предложили пройти тест Векслера в методике 16 субтестов, то результаты тестирования можно ставить под сомнение;
  • различия между дифференцированными и общими результатами. Отдельные низкие результаты при прохождении субтестов, влияют на общий (генерализированный) показатель IQ;
  • могут быть значительные расхождения между результатами у ребенка с ЗПР, вызванной педагогической запущенностью и уровнем интеллекта, связанным с дефектом сложной структуры;
  • тест показывает симптоматику последствий нарушений работы головного мозга и их влияния на интеллект, но не всегда позволяет сделать выводы о причинах нарушений;
  • выводы об интеллектуальном развитии ребенка делаются без учета результатов тестов (могут просто не проводится, т.к. тестирование длительное), данных по анамнезу, текущего состояния ребенка и т.д.;
  • значительные требования к опыту психолога, проводящего тест. Ему необходимо поддерживать интерес к заданиям, мотивацию, активность и работоспособность у ребенка на протяжении значительного времени (до 1,5 часов) в условиях стрессовых для ребенка условиях.

Процедура прохождения теста Векслера

Тест Векслера дает достаточно надежные и валидные результаты только, если ребенок сохраняет работоспособность.

Длительность тестирования порядка 1-1,5 ч. Это достаточно высокая нагрузка для ребенка, особенно дошкольника и требует высокой квалификации и значительного опыта от психолога для сохранения у ребенка активности, мотивации к выполнению заданий и работоспособности. Дошкольники часто показывают низкую устойчивость деятельности, что сопровождается ухудшением результатов в случае продолжительного выполнения тестовых заданий.  Когда ребенок значительно утомлен или отказывается от выполнения тестовых заданий, результаты тестирования искажены и могут привести к ошибочным выводам.

Для детей с ЗПР или дефектами сложной структуры результаты тестирования по Векслеру могут оказаться спорными. Например, у ребенка, выросшего с молчаливыми родителями, тестирование покажет низкие результаты, т.к. его визуальное и наглядно-действенное мышление развито лучше вербального. Поскольку ребенок развивался в норме, то начав читать, он сможет в достаточной мере восстановить свое речевое развитие, особенно если параллельно будет заниматься с логопедом. Пример показывает, что тест Векслера может только подтвердить ранее поставленный диагноз, но не даст представление о ведущем факторе в дефекте интеллекта и формах его компенсации.

На результаты тестирования по Векслеру оказывают влияние следующие объективные факторы: педагогическая запущенность, замедление психического развития при сенсорных и локальных дефектах, нарушения работы ЦНС вызванные органическими нарушениями и т.д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: