Математические задания в старших группах детского сада

Ход занятия:

Часть 1

Воспитаетель:

— Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:

Сидит в корзинке девочка
У Мишки за спиной
Он сам того не ведая
Несет ее домой.

Воспитаетель:

— Из какой сказки гости, ребята?

Ответы детей:

— Маша и Медведь.

Воспитаетель:

— Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они. Маша и Медведь мне рассказали, что скучно им стало в лесу, и они решили придти к ребятам в детский сад и поиграть с вами. Дело в том, что Маша и Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Но есть у них и такие задания, с которыми они справиться не могут. Дети, давайте мы им поможем? Согласны?

Ответы детей:

— Да.

Воспитаетель:

— У каждого их них есть конверты, в котором написаны задания. У кого мы сначала возьмем конверт: у Маши или у Медведя?
Медведь говорит, что надо взять конверт у Маши, т.к. она девочка, а девочкам надо уступать.

Берем конверт, открываем и читаем:
У вас на столах лежат геометрические фигуры. На листок надо выложить геометрической фигурой предметы, которые я буду называть, например, тарелка , какой формы? Круглая, значит выкладываем круг. А дальше думайте сами.
(Дверь, крыша дома, огурец, кубик).

— Какие геометрические фигуры выложил Дима?
— Какие фигуры выложил Максим, Ваня?
— Сколько всего фигур?

Молодцы, как быстро вы справились с заданием.

Часть 2

— А теперь возьмем конверт у Мишки. Открываем его (достаю цветные облака и размещаю на фланелеграфе).
— Смотрите, что это за волшебные облака?

Ответы детей:

— Дни недели.

— Сколько дней в неделе? Давайте вместе назовем дни недели.
— Сегодня у нас третий день недели. Назовите и покажите какого он цвета.
(Третий день недели среда, он голубого цвета).
А какой будет завтра день недели, какого он цвета.
А вчера какой был день недели? Какого цвета?

Воспитаетель:

— Очень хорошо, ребята. Медведю очень понравились ваши ответы.

Часть 3

Воспитаетель:

— Возьмем еще конверт у Маши?
Открываю: Маша приглашает вас поиграть.
— Ребята, а сейчас вы все будете зайчиками. Согласны?

Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок-скок — скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте детки шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так!

Воспитаетель:

— Хорошо отдохнули.

Часть 4

Можно и у Медведя взять еще конвертик, да?
Читаю: Поиграйте в игру «Молчанка».

Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие — говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.

— Сколько пальцев на правой руке?
— Сколько глаз у светофора?
— Сколько носов у двух собак?
— Сколько ушей у двух мышей?
— Сколько хвостов у двух котов?
— Все верно, показали. Молодцы.

Часть 5

— Я смотрю, у Маши еще один конвертик, откроем? Маша просит вас выложить из счетных палочек два домика: маленький для Маши и большой для Медведя. (Образец на доске).

— Что сделала Настя?
— Что сделала Даша?
— Что сделал Максим?
— Сколько палочек использовали для домика Маши?
— Сколько палочек использовал Илья для домика Медведя?

Какие красивые домики у вас получились.

Часть 6

Воспитаетель:

— Сейчас я возьму последний конвертик у Медведя и прочитаю. «Сюрприз найдете, если Максим сделает 2 шага вперед, повернет налево и сделает 5 шагов вперед».

Анализ занятия:

Воспитаетель:

— Ребята, а кто был у нас в гостях, из какой сказки?
Что мы делали сегодня на занятии? (играли в игру «Молчанка», строили домики из счетных палочек, считали дни недели по волшебным облакам, ходили по лабиринту и нашли сюрприз. Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Маше и Медведю понять, как надо делать задания.

Что такое открытое занятие, его цели

Открытое занятие по математике в средней группе по ФГОС проводится с целью формирования у детей элементарных математических представлений. Развитие происходит во время занятий в игровой форме, где ребенок знакомится с такими новыми для себя понятиями, как «далеко» и «близко», «много» и «мало».

Открытое занятие в ДОУ — одна из самых эффективных форм организации учебного процесса. Задача педагога во время такого урока — изучить новую тему, повторить предыдущую, и закрепить полученные знания.

Открытый урок математики в саду

В садике открытый урок может проводиться как для наблюдателей, так и для родителей, которые желают знать, как проходит учебный процесс в заведении, куда они определили своего ребенка.

Практический уровень урока включает в себя следующее:

  • формирование определенных навыков, таких как счет и ориентирование в пространстве;
  • отработка умения складывать и вычитать простые числа;
  • ФЭМП — формирование элементарных математических представлений о высоте, ширине, длине;
  • самостоятельное оттачивание полученного навыка детьми посредством игры.

Важно! Главное требование, которое предъявляется к педагогу, — открытые уроки не должны быть отрепетированы заранее

Уголок краеведения в развивающей предметно-пространственной среде группы

Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Что же такое краеведение? Краеведение – это изучение определённой части страны, города, села или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает.

Одним из важных условий в работе по краеведению выступает создание развивающей предметно – пространственной среды в группе.

При оформлении и подборе материалов для создания уголка краеведения в нашей группе мы придерживались следующих правил:

— материал должен быть понятным и доступным возрасту детей;

— материалы должен быть достаточно ярким и насыщенным;

— предоставить детям возможность участвовать в создании уголка.

Уголок находится в доступном и безопасном месте. Дети могут взять материал, игры, предметы рукотворного мира. Также уголок может трансформироваться в мини-музей, мастерскую, выставку детского творчества. Наличие полифункционнальных предметов, в том числе природных материалов, для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов — заместителей.

Важным условием успеха в данной работе является тесная связь с родителями (законными представителями). Приняли участие в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения уголка краеведения: семейные фото, лэпбук, сведения об Иргизе, селе, стенд «Люби и знай свой край», оформление выставки «Неофициальные символы России.

Информация в уголке представлена по разделам:

«Моя семья»: семейные фото, генеалогическое древо, лэпбук, рисунки детей, стихи, высказывания о семье, дидактические игры.

«Детский сад»: план-схема группы, фото сотрудников детского сада, стихи, работаем над созданием альбома «Наши будни и праздники».

«Родное село»: альбом «Наш край», фото достопримечательностей, фото известных людей села, журналы, герб села, информация о реке Иргиз, о селе, наглядный иллюстрированный и справочный материал «Животные и растения родного края», игра «Пятый лишний», рисунки детей.

«Город Самара»: карта, символика, фото достопримечательностей, набор открыток.

«Страна Россия»: карта, символика страны, фото президента, дидактическая игра «Моя Россия», иллюстрированный и справочный материал.

«Наша Армия»: дидактический материал, альбомы для рассматривания, награды Великой Отечественной войны, папка «9 Мая».

«Русская национальная культура»: мини-музей прикладного творчества — изделия народных мастеров: матрёшка, свистульки, каргопольская, филлимоновская, дымковская игрушка, жостовский поднос, вологодские кружева, изделия из бересты, хохломские ложки, макет «Русская изба» тряпичные куклы, наглядный иллюстрированный материал: «Народные традиции и праздники», «Русский костюм», «Народные росписи».

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка краеведения, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:

— в центре детского творчества представлены образцы декоративно – прикладного творчества;

— в центре игры присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Ферма». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.

— в уголке познавательного развития помещены игры, лото «Профессии», напольная папка, стихи;

— в литературном центре помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, загадки, стихи).

Таким образом, не только уголок краеведения, но и вся предметно-развивающая среда группы направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Математические игры

Математика в детском саду — это не просто разучивание цифр и правил. Это увлекательная игровая деятельность

Поэтому, планируя такое занятие, педагогу важно правильно выбрать дидактические игры. Широкий ассортимент материала представлен на прилавках книжных магазинов

Кроме того, изготовить пособия можно и самостоятельно. Но все большую популярность завоевывают интерактивные математические игры. В любом случае следует выбирать материал согласно теме и целям занятия, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а также ориентируясь на технические возможности ДОУ.

На занятии «Путешествие по весеннему лесу» можно, например, провести интерактивную игру «Птицы прилетели». Детям демонстрируются с помощью проектора слайды с изображением пернатых (на каждом — разное количество). Дошкольникам необходимо посчитать количество птиц и поднять соответствующую табличку. За каждый правильный ответ ребенок получает балл в виде бумажного голубя. Таким образом, математика для детей проводится в игровой форме, позволяя тем самым повысить эффективность учебной деятельности.

Типы и виды проектов по ФГОС ДО

Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.

Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:

  1. По доминирующему принципу.
  2. По характеру содержания и информативности.
  3. По роли ребенка в проекте.
  4. По особенностям проводимых контактов.
  5. По количеству участвующих в проекте людей.
  6. По сроку действия.

В практике ДОУ используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательско-творческие.
  2. Ролевые с элементами игры.
  3. Информационно-практико-ориентированные.
  4. Творческие.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Большое значение имеют следующие виды проектов:

  • исследовательские;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • межгрупповые;
  • комплексные;
  • творческие.

Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе «Экспедиция на Луну»

Тема: «Экспедиция на Луну».

Задачи:

обучающие: учить называть предыдущее и последующее число, понимать выражение до и после, закрепить представление о треугольнике и круге, упражнять в обведении моделей этих фигур и заштриховке полученных рисунков; учить составлять из частей круга полный круг;

развивающие: развивать умение ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание, мышление, речь;

воспитывающие: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать культуру поведения.

Оборудование:

  • схема с наложенными друг на друга изображениями спутника, ракеты, самолета;
  • полоски с кругами от 1 до 9 (по количеству детей) синего и зеленого цвета; почтовые конверты с 2 треугольниками и кругами, 4 четвертинками круга жёлтого цвета (на каждого ребенка);
  • половинки альбомных листов с чертой внизу (на каждого ребёнка);
  • круг желтого цвета из листа формата А4, разделенный линией пополам; карандаши зеленого и оранжевого цвета (на каждого ребенка);
  • шкатулка с вырезанными звёздочками розового и фиолетового цвета.

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята.

— Посмотрите в окно, какая сегодня погода? Покажите мимикой лица. В нашей группе поселилось весёлое настроение! Улыбнёмся друг другу!

— К нам в детский сад пришло приглашение из Центра управления полётами посетить Луну с целью составления карты Луны и сбора информации о ней, построения модели.

2. Основная часть

Работа со схемой.

— Если вы найдёте что изображено на этой схеме, то узнаете, на чём мы доберёмся до Луны. Это должно быть самое большое из изображенных фигур.

— Что здесь самое маленькое? (спутник) — Что среднее? (самолёт) — Что большое? (ракета) — Значит, мы полетим на … (ракете).

Работа с числами.

_ мы полетим на ракете по билетам, где указаны ваши места. Если вы назовёте числа, которые идут до и после изображенного числа, то я дам билет.

Назовите числа до и после

Билет №3, билет №5, билет №7 (и т. д. на всех детей группы).

— Молодцы, а теперь займите места в соответствии с точками билетов и цифрами на пассажирских креслах

Обратите внимание на цвет цифр и кругов. — Поднимите, пожалуйста, свои билеты, я проверю, правильно ли вы заняли места

— Пристегните ремни безопасности, начинаем обратный отчёт для запуска ракеты: 10, 9 , 8 , 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск.

Работа со схемами.

— Подлетели мы к Луне. Надо для нашей экспедиции нарисовать лунные пейзажи. — Будем обводить фигуры, которые лежат в конвертах. — Положите перед собой лист с линией, достаньте фигуры. — Что это за фигуры? — Чем отличается треугольник от круга? — Надо обвести контуры так, как это показано на доске. Оранжевые треугольники — это лунные горы, зеленый круг — наша планета Земля

— Обратите внимание, как расположены фигуры. Вспомните, какой рукой держим фигуру? Что делаем правой рукой? Как обводим?

Пальчиковая гимнастика

— На Луну мы полетели, (делаем из рук ракету, соединив локти и пальцы рук) Всё узнать мы захотели. (переплетаем пальцы) Надо людям точно знать, (указательный палец ) Как Луну осваивать! (рисуем круг руками).

— Теперь мы заштрихуем треугольники прямыми наклонными линиями, отступая от каждой линии на одинаковое расстояние (сверху вниз, справа налево). — Круг заштрихуем по-другому. Найдите точку в центре круга. Будем как будто наматывать нитку в клубочек. (дети заштриховывают.) — Справились с заданием, у нас есть карта Луны. — Предлагаю встать и подойти к иллюминаторам, чтобы посмотреть на Землю.

Физкультминутка

Космонавты полетели, (идут по кругу друг за другом) И всю Землю облетели.(взялись за руки) Рассмотрели там моря, (большой круг руками) Горы, реки и поля. (вершина из рук, волна рукой) Зелёная наша планета, (взялись за руки стоя в кругу) Краше её в мире нет!

Работа с моделями.

— Отдохнули, пора приступить к выполнению следующего задания.

— Перед вами модель Луны (желтый круг из листа формата А4, разделенный линией пополам). — Как называются такие части? (полукруг) — Как сейчас я делю круг? (провожу еще одну перпендикулярно линию) — Сколько теперь частей? (4) Это называется четверть круга. — Что больше: целый круг или полукруг; полукруг или четверть круга; четверть круга или целый круг? — Возьмите конверты и достаньте 4 жёлтых фигуры. Соедините их так, чтобы получилась Луна. — Молодцы, справились с заданием, пора возвращаться на Землю.

Физкультминутка.

— Вот мы и вернулись на нашу планету Земля. — Какие задания нам удалось выполнить? — Как называются части круга?

Структура открытого занятия в ДОУ

Структура открытого занятия не отличается от стандартного. Она состоит из следующих этапов:

  • мотивационного;
  • основного;
  • заключительного.

На первом этапе открытого занятия важно активизировать малышей. В частности, для того чтобы математика для детей впоследствии не оказалась непосильной и нудной работой, важно заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью

Это можно сделать с помощью таких эффективных приемов, как проведение «ритуала начала занятия» и «сюрпризного момента». Также важно создать проблемную ситуацию, которую дети в процессе занятия должны будут разрешить. Так, в качестве сюрпризного момента будет выступать появление сказочного героя, который и расскажет о возникшей проблеме. Например, малышам нужно будет выполнить различные задания, чтобы найти «волшебный цветочек для Нюши».

Основной этап включает непосредственно организацию учебной деятельности детей. Так, «путешествуя по весеннему лесу», малышам предлагается выполнить различные математические задания. На заключительном этапе подводятся итоги (сказочный герой оценивает работу детей) и разрешается проблемная ситуация («волшебный цветок Нюши найден»).

Математические игры

Математика в детском саду — это не просто разучивание цифр и правил. Это увлекательная игровая деятельность

Поэтому, планируя такое занятие, педагогу важно правильно выбрать дидактические игры. Широкий ассортимент материала представлен на прилавках книжных магазинов

Кроме того, изготовить пособия можно и самостоятельно. Но все большую популярность завоевывают интерактивные математические игры. В любом случае следует выбирать материал согласно теме и целям занятия, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а также ориентируясь на технические возможности ДОУ.

На занятии «Путешествие по весеннему лесу» можно, например, провести интерактивную игру «Птицы прилетели». Детям демонстрируются с помощью проектора слайды с изображением пернатых (на каждом — разное количество). Дошкольникам необходимо посчитать количество птиц и поднять соответствующую табличку. За каждый правильный ответ ребенок получает балл в виде бумажного голубя. Таким образом, математика для детей проводится в игровой форме, позволяя тем самым повысить эффективность учебной деятельности.

Конспект занятия по математике для детей 5-6 лет «Учим Зайчика считать»

Формировать умение делить целое на 2 и 4 части путем складывания предмета пополам.
Учить понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги (центр, углы).
Упражнять в умении считать порядковым счетом, правильно отвечать на вопрос «Какой по счету?»
Закреплять умение строить сериационный ряд, раскладывая предметы в возрастающем по ширине порядке, совершенствовать умение считать звуки.
Развивать логическое мышление, внимание, глазомер, память, моторику пальцев рук, быстроту реакции, речь.
Воспитывать навыки самоконтроля, интерес к математическим играм.

Материал:

  • игрушка Заяц;
  • круги (мячи) разных цветов по 6 шт. на каждого ребенка;
  • карточка для выкладывания с красной полосой слева;
  • барабан;
  • бубен;
  • металлофон;
  • полоски разных цветов и ширины по 5 шт. на каждого ребенка;
  • картинки зайцев;
  • обручи и цифры для игры;
  • квадраты по одному на каждого ребенка;
  • ножницы;
  • лист бумаги;
  • блоки Дьенеша и карточки к ним.

Ход НОД

— Ребята, к нам в гости пришел Зайка. Он просит помочь ему. У него в шкафу помещается 7 мячей. Но он не умеет считать и не знает, поместятся все мячи в шкаф или нет. Поможем Зайчику?

Игра «Сосчитай и выложи правильно»

— Давайте сначала сосчитаем все мячи. Сколько мячей у Зайца? (6) Поместятся они в шкаф? Почему вы так думаете?

— А теперь разместите мячи так, чтобы вторым по счету был синий мяч, а четвертый по счету – красный. Выкладываем слева направо, начинаем от красной полосы.

— Ваня, какой по счету у тебя синий мяч? Какого цвета у тебя четвертый мяч?

— Мира, какой по счету у тебя желтый мяч? Какого цвета у тебя первый мяч?

— А теперь положите мячи так, чтобы третий по счету был зеленый, а шестой – красный.

— Давайте все вместе посчитаем порядковым счетом все мячи.

— Молодцы, ребята. Зайчик хочет с вами поиграть. Он будет играть на разных музыкальных инструментах а вы закройте глаза и считайте звуки.

Игра «Сосчитай звук»

— Давайте теперь, определим дорожку, по которой Зайчик побежит резвиться на полянку. Перед вами дорожки разной ширины. Вам нужно выложить их, начиная с самой узкой.

Дети выкладывают сериационный ряд.

Игра «Определи дорожку»

— Соня, какого цвета самая узкая дорожка? (синего цвета)

Какая по ширине дорожка желтого цвета? (чуть шире дорожки оранжевого цвета, но чуть уже дорожки зеленого цвета)

— Данил, какого цвета дорожка чуть шире зеленой? (чуть шире зеленой –дорожка красного цвета)

— Посадите зайца на дорожку, которая чуть шире желтой, но чуть уже красной. По дорожке какого цвета Зайчик пойдет на полянку играть? (по дорожке зеленого цвета) Он и вас приглашает с ним поиграть, выходите все на ковер.

— Вы все превратились в зайцев, поставили ушки и прыгаем, резвимся по всему ковру. По моему сигналу вам нужно занять место в домике (обруч)

Обратите внимание, что в домике должно быть столько зайцев, какая цифра там стоит

Игра «Зайцы в домиках» (физминутка)

— К Зайцу в гости сегодня придут трое друзей. Но у него только одно печенье. Что же ему делать, как можно угостить друзей печеньем? (ответы детей)

— Правильно, нужно его разделить. Какой формы печенье? (квадратное) Как будем делить, что нужно сделать? (сложить квадрат пополам) Сколько мы получим частей? (2) Хватит 2 кусочка на всех? Сколько нам нужно частей? (4) Нужно квадрат еще раз сложить пополам. Разрежьте ножницами по линиям сгиба. Сколько получилось частей? (4) А что больше часть и целое?

Деление целого на части

— Давайте поможем Зайчику накрыть стол к приходу гостей. Возьмите лист бумаги, в середину листа посадите Зайца, а по углам нужно будет разложить печенье. Будьте внимательны!

Воспитатель показывает карточку, на которой зашифрована геометрическая фигура (блоки Дьенеша) и говорит в какой угол ее нужно положить.

Игра «Накроем стол»

После выполнения всего задания проверить правильность его выполнения у доски.

— Зайка, мы тебе помогли сегодня?

Дети берут Зайца и говорят от его имени, чему его сегодня они научили.

— Спасибо, ребята, вы научили меня сравнивать дорожки по ширине.

— Спасибо, вы научили меня считать порядковым счетом.

— Вы научили меня делить печенье. И т. д.

Конспект занятия по математике для детей 5-6 летКонспект занятия по математике для детей 5-6 летКонспект занятия по математике для детей 5-6 летКонспект занятия по математике для детей 5-6 летКонспект занятия по математике для детей 5-6 лет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: