Путешествуем с детьми
Если каникулы родителей и детей совпали, то можно отправиться в путешествие вместе с детьми. Сегодня туристические компании предлагают отдых на любой вкус: уикенды и двухнедельные туры, жаркие страны и прелести северных краёв, автобусные туры и круизы, экскурсии по родному краю. Также путешествие можно организовать самостоятельно. Для того чтобы такой отдых был по-настоящему интересным, можно придумать идею-фикс. К примеру, укрепляем знания английского языка, изучаем живопись в музеях Парижа, проверяем легенды и мифы Древних Египта и Греции и т. д. Время в путешествии, проведённое вместе, принесёт всем массу удовольствия.
Путешествуя, расширяйте познания и словарный запас ребёнка. Обсуждайте вместе всё, что видели, делали, слышали, чему удивились. В дороге читайте книги — сейчас их просто загрузить в планшет. Давайте ребёнку тематические задания на основе полученных впечатлений: пусть он сделает коллаж из фото или нарисует увиденное в путешествии.
Шаг 2. Наладить коммуникацию воспитателей и детей
Работа в детском саду выстроена зачастую так, что большая часть общения воспитателя с детьми ведется вокруг выполнения правил — помыл ли руки, готов ли к занятию
Это важно, но наши исследования показывают, что в течение дня педагог недостаточно времени разговаривает с детьми, ведет диалог, задает вопросы, которые вызывают дискуссию. Такая коммуникация развивает речь, мышление и воображение ребенка, но именно на нее не хватает сил и времени
Одна из причин — часто воспитатель один взаимодействует с группой из 20-25 детей. Другая заключается в том, что вести обсуждение, задавать вопросы и вызывать интерес у детей — непростая задача, не все умеют это делать.
Необходимость продуктивной деятельности
Целью занятий является всестороннее развитие и воспитание ребенка дошкольной Развиваются дети многосторонне, поэтому важно включить в занятия все виды продуктивной деятельности дошкольников, не зацикливаясь лишь на рисовании или лепке. Занятия должны проводиться в игровой форме, а не «из-под палки», малыш должен осознавать, что это весело, кроме того, будет по окончании работы гордиться своим продуктом
В это же время он будет постепенно усваивать необходимость слушать внимательно педагога, и делать все, что необходимо для получения результата.
Во всем мире специалисты изучали продуктивную деятельность дошкольников, и пришли к выводу, что она способна развить в детях следующие качества:
- Хорошее творческое воображение, механизм мышления, то есть — умение логично мыслить, сравнивать, анализировать и синтезировать.
- Целеустремленность, усидчивость и настойчивость.
- Хорошие умственные способности, так как продуктивная деятельность дошкольников — это познавательные занятия.
- Мелкую моторику пальчиков и мускулатуру кистей рук.
- Методы продуктивной деятельности дошкольников направлены на донесение до детей необходимости самостоятельной работы.
- Любознательность, пытливость и инициативу.
Еще занятия положительно сказываются на дисциплине детей, педагогами отмечена хорошая связь продуктивной деятельности с сенсорным воспитанием. То есть, чтобы ребенок имел хорошее представление о предмете, он должен знать, как он выглядит, его цвет, пользу, величину и расположение в пространстве.
В процессе занятий проявляются все качества, в первую очередь умственные и физические и педагоги точно знают, с каким ребенком и чем необходимо больше заниматься, они дают дельные советы родителям.
Продуктивная дошкольников дает практику и навыки, которые потребуются для дальнейшего обучения и работы. Например, для создания аппликации требуется приложить определенные усилия, хорошо подумать о размещении предметов, правильно их расположить, а для этого нужны созидательные действия. В процессе занятий детки набираются опыта самостоятельной работы.
Хорошо реализуется в продуктивной деятельности дошкольников интегрированный подход. Помимо этого, малыши способны полностью расслабиться, а это избавление от всевозможных страхов перед социумом. Дети, самостоятельно создавая продукт, могут реализовать в модели свои представления о том или ином предмете, получают материальное воплощение воображаемой конструкции.
Что такое продуктивная деятельность детей
Понятие «продуктивная деятельность» наводит на мысль, что результатом определенных действий должен быть некий продукт.
Дети дошкольного возраста больше ориентированы непосредственно на процесс. Выполняя различные действия, они познают окружающий мир. Малыши любят разобрать игрушку до последнего винтика только для того, чтобы посмотреть, что там внутри. Созидание, получение продукта мало совместимо с дошкольным возрастом. Однако, смотря что подразумевать под продуктом детских усилий.
Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста направлена на создание реального продукта в виде рисунка, поделки, конструкции, аппликации, связанного крючком квадратика под присмотром бабушки и подобных изделий.
Продуктивная деятельность оказывает огромное влияние на развитие восприятия дошкольника. Изготавливая поделку или конструкцию, ребенок усваивает предметные свойства и отношения, разбирается с формой и размерами. Эти характеристики становятся доступными для понимания малыша только тогда, когда он применит их на практике.
Преимущества профессии
Если написать эссе «Почему я выбрала профессию воспитателя», то в нем обязательно будут описаны все плюсы и минусы такой работы. Плюсов в работе педагога имеется множество. Поэтому когда педагогам приходиться отвечать на вопрос «почему я выбрала профессию воспитателя», они выделяют несколько моментов:
- Общение с детьми, ненавязчивая игровая атмосфера.
- Участие в развитии ребенка и возможность дать ему что-то новое.
- Творческие люди способны реализовать свой потенциал и делать с детьми поделки, аппликации и придумывать свои сказки и рассказы.
- Многие воспитатели отзываются о работе положительно, говоря, что назвать ее однообразной и рутинной нельзя.
- Продолжительный отпуск (42-56 дней) в зависимости от продолжительности работы на этой должности.
- Востребованность — хорошие воспитатели нужны всегда.
Несмотря на то, что плюсы профессии воспитателя превышают минусы, но они существуют, как и в любой другой работе.
Аппликация
Это очень полезный вид деятельности, позволяющий сформировать у ребенка представление о форме и положении в пространстве, а также научить его вырезать фигурки, создавать из них композиции. Тренировки улучшают мышление и воображение дошкольника, способствуют возникновению и закреплению математических навыков.
Для работы можно использовать не только привычную многим цветную бумагу, но и иные, необычные материалы:
- старые газеты;
- бумажные салфетки;
- фантики;
- пуговицы;
- крупы;
- зерна кофе.
Несложно использовать фигурные дыроколы и ножницы, самоклеющуюся бумагу, на фигурки наклеивать искусственные пластмассовые глаза. Все это поможет сохранить интерес к продуктивной деятельности.
Организация продуктивной деятельности дошкольников
Большинство дошкольников включается в продуктивную деятельность с подачи взрослого. Лучше, если взрослый будет побуждать и мотивировать ребенка, а не делать за него большую часть работы.
Данные виды деятельности создают прекрасные условия для формирования самостоятельности ребенка. Даже, когда дошкольник занят таким непростым делом как изготовление композиции из природных материалов, взрослый сопровождает не каждый его шаг. Такую самостоятельность ребенка следует поощрять. Достаточно спросить у дошкольников «Из чего бы нам смастерить…?», и дети предложат свои варианты.
Детское воображение подсказывает, как горстку мха применить для создания кроны дерева, а из соломинки сделать солнечные лучики. Особенно старшие дошкольники способны отходить от тех стандартов, которые предложили взрослые, или они уже видели ранее.
Ценным опытом для дошкольника станет выполнение задания в группе детей. Например, дети рисуют на заданную тему. У всех, разумеется, получатся разные рисунки. Крайне полезно по завершении показать свое творчество всем и посмотреть рисунки других. Ребенок наглядно увидит свой результат в ряду других работ, что внесет вклад в формирование адекватной самооценки.
Не нужно бояться, что у кого-то из детей самооценка рухнет от осознания слабости своего рисунка. Стремление быть причастным к действиям у дошкольника выражено намного сильнее, чем нацеленность получить качественный результат. И если большинство детей восхитятся чужим рисунком, а не его, дошкольник спокойно примет этот факт. А вот взрослый обязан найти, за что похвалить каждого ребенка, когда он занят продуктивной деятельностью.
Таким образом, вовлечение дошкольника в создание реального продукта дает многое. У ребенка развивается ручная умелость, художественные и творческие способности, актуализируется потребность быть самостоятельным, формируется адекватная самооценка. В современном мире взрослым нужно находить больше возможностей для организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников.
Рекомендуем к прочтению: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Анализ продуктивной деятельности в ДОУ
В перечень видов работы для проверки включены основные виды упражнений:
- речевые (способствует запоминанию слов, выработке правильного звукопроизнесения);
- подвижные (для развития мелкой и общей моторики);
- манипулятивные задания (с крупой, мелкими игрушками), применяемые для стихийных или запланированных сюжетно-ролевых игр;
- пальчиковые для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму;
- музыкальные — упражнения, которые выполняются под музыку и направлены на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве.
Мониторинг продуктивной деятельности по уровню развития детей позволяет опосредованно оценить уровень педагогического мастерства педагога
Продуктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт, а значит, получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его
Для методически верной организации практической деятельности педагог исходя из особенностей детей своей группы использует весь арсенал приёмов, необходимый для эффективного взаимодействия с детьми.
«Отказался продолжать путь»
Как-то в 2003 году два студента пришли к нам в школу. Они сказали, что в школе будет секция туризма, куда мы можем ходить. На первом занятии нас было человек 30. Мы нарисовали план нашего кабинета – вид сверху, и на следующее занятие пришли уже пять человек – мы с братом и трое моих друзей (смеётся). Нам не дали школьный кабинет, и мы вязали туристские узлы в коридоре на подоконнике. 23 февраля мы с ребятами-студентами пошли в свой первый поход – на дальние скалы, хребет Улан-Баргусы. По этому маршруту мы и сегодня часто ходим с детьми и взрослыми. Прошли мы его нормально, но в конце маршрута есть скальник, где очень крутой подъём. В него мне шлось тяжело. Были такие сугробы, и я даже с небольшим рюкзачком не мог стоять на ногах. Так, в первом походе я упал в снег и отказался продолжать путь. Парни чуть-чуть протащили меня волоком и бросили (смеётся). А оставалось буквально минут десять. Отдохнув, я поковылял за ними вверх. А когда поднялся, увидел много других людей и площадку с таким красивым видом!.. Там мы и познакомились с моими старшими товарищами, с которыми дружим до сих пор. Мы поели, полазали и вообще не хотели уходить домой.
Затем нас передали клубу «Лаборатория активного туризма», который вела семейная пара – Светлана Валентиновна и Игорь Михайлович Задеваловы. Они стали не просто нашими педагогами, а в дальнейшем по жизни учителями – в клубе «Буревестник». Каждый понедельник проходили занятия, в выходные – выезды на соревнования и практика. А мы впятером очень хотели в горы, на скалы и постоянно ныли об этом. Светлана Валентиновна всегда говорила: «Как вы хотите пойти в горы, если не умеете ориентироваться?».
Первый наш большой поход состоялся летом 2004 года через Баргузинский хребет – «Путь к чистому Байкалу». Мы до сих пор благодарны тем студентам – Сергею Белозёрцеву и Андрею Коробейникову – за ту искорку, которую они в нас зажгли. Дальше было много интересных сложных походов, и к 11-му классу мы уже были спортсменами. Я поступил в БГУ на специальность «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Светлана Валентиновна как раз пришла туда работать старшим преподавателем. Много куда мы за студенчество съездили, много новых маршрутов узнали.
Лучшие формы работы
Есть огромное количество различных техник, приемов и форм, которые способствуют продуктивной и полезной деятельности дошкольников, но не вызывают у них уныние и скуку. Их можно чередовать.
- Плетение из разноцветных бумажных полосок.
- Оригами.
- Торцевание из бумажных салфеток или гофрированной бумаги, создание веселой картинки, например цветка.
- Квиллинг – композиции из бумажных полосок. Создание снежинок, цветов или целого панно в такой технике.
- Лепка барельефа. В качестве основы используется плотный черный картон, потребуется также восковой пластилин. Ребенок нарезает материал стеком, придает ему необходимую форму, после чего наклеивает элемент на основу. Далее аналогичным образом прорабатывает другую деталь, соединяет ее с первой. Получается изделие, по своей сути напоминающее привычный нам барельеф.
- Украшение шкатулки крупами и зернами кофе.
Если предлагать ребенку также и рисование, лепку, создание поделок из природного и искусственного материала, то можно быть уверенным: в процессе увлекательной игры он получает и закрепляет полезные для дальнейшей жизни навыки.
Родители не должны мешать малышу проявлять творческие способности, их задача – помогать, подсказывать, а не поучать или заставлять. Иногда дошкольники находят совершенно нестандартные методы решения поставленной задачи, вызывая у взрослых недоумение, но это не говорит о том, что дети действовали неправильно. Они просто нашли выход не там, где его видели мама или папа. Поэтому не стоит навязывать маленьким творцам собственное мнение, лучше дать им возможность придумывать и фантазировать, тогда и результат будет гораздо более удачным.
Трудовое воспитание: цели и задачи ↑
Еще в годы Советской власти В.И.Лениным была сформулирована формула благополучного общества: от каждого по способностям, каждому по труду. И главной задачей новой власти было воспитание нового сознательного поколения, подростков, для которых труд, созидание стало бы жизненной необходимостью.
Существует несколько положительных мотивов, подвигающих человека трудиться:
- Созерцание результата, гордость за себя.
- Материальные вознаграждения за труд.
- Понимание общественной значимости своего труда, самоопределение себя членом коллектива.
- Физическая необходимость в труде, созидании.
Сегодня ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) регламентируют программы воспитания (трудового в том числе) подрастающего поколения.
В семье
Все начинается в семье. Появляется ребенок и сразу же определяется его статус в первичной ячейке общества. Вот два возможных развития взаимоотношений.
Правильно
Каждый член семьи вкладывал посильную лепту в дела. Маленький полуторагодовалый ребенок тоже должен трудиться.
Ему не объяснишь, что одежда и игрушки должны быть собраны и разложены по местам. Сделайте это сначала игрой, а потом просто ритуалом, таким же, как умывание или хождение на горшок. Этот труд в семье и потом в условиях ДОУ станет незаметным и необходимым, как дыхание или еда.
Труд в радость, как физическая и моральная потребность – вот о чем писал вождь октябрьской революции. Только такой подход убережет от депрессии, сделает общество счастливым и благополучным.
Потом человек поймет, что трудиться иногда не хочется, но надо. Стимулом, побуждающим к нежелательным действиям, может стать прогнозируемый конечный результат и расплата за него. За хорошо сделанное домашнее задание – «пятерка» в дневнике. За собранную макулатуру – интересная игрушка. За связанную салфетку – мамина счастливая улыбка. За честный труд – зарплата.
Это правильное воспитание детей дошкольного возраста сделает его самого счастливым и принесет радость близким.
Неправильно
К сожалению, очень часто в семьях не воспринимают ребенка, как равноправного члена коллектива. Позиция «сейчас мы о нем печемся, а потом он будет о нас заботиться» не срабатывает.
Не приученный трудиться вместе со всеми, он даже не почувствует потом потребности делать что-то для кого-то.
Невозможно упрекать человека, который не знает о том, что бывает по-другому. С его рождения все делали за него и для него. Так правильно и так должно быть всегда!
Психология не перевернется в один миг. Тунеядец останется тунеядцем. Глупо упрекать выросший в пустыне кактус за то, что он вырос кактусом, а не лилией.
В школе
Чем дольше живет человек, тем больше на него наваливается обязательств, дел, которые надо выполнять. И далеко не всегда они сопровождаются желанием.
Трудно представить себе школу без принудительных обязательных мероприятий. В начальной школе иногда даже просто учеба воспринимается ребенком, как насильственный труд.
Мероприятия
У учителей есть прекрасная поговорка: воспитание детей начинается с воспитания их родителей.
Понимая, что воспитать взрослого индивида практически невозможно, мудрый классный руководитель проводит родительское собрание, на котором ненавязчиво советует мамам и папам правильные поступки, описывая их последствия, как мы в нашей статье чуть выше.
Подсознание диктует поведение безопасности – быть «в стае», быть, как все. И вот вся «стая» делает скворечники или убирает школьный двор. Здесь уже проявляется чувство солидарности, игры в соперничество.
А если еще умный воспитатель проведет предварительную беседу на уроке биологии на тему «как помочь птицам», настроит учеников, то их труд превратиться в интересное занятие, направленное на получение «оплаты» в виде счастливых скворцов или чистого красивого газона.
Классный час
Как раз для того, чтобы правильно настроить ребятишек, в современной школе придумали классный час
Подбирая темы для общего разговора, учитель должен акцентировать внимание детей на трудовых подвигах их предков и современников.
Ежедневные заботы
Школьнику нужно помочь организовать процесс обучения
Если у вас в семье существуют детские домашние обязанности, если у вас есть хотя бы какое-то подобие режима или ритма жизни, есть какая-то ежедневная цепочка событий, которая повторяется (примерно в одно время встаем, в одно время ложимся) — ребенку будет проще привыкнуть к школьному ритму.
Домашние обязанности приучают брать на себя ежедневную ответственность. И тут очень хороши цветы и домашние животные, вынос мусора — то, что необходимо делать регулярно. Цветы видимым образом засыхают, коты мяукают и просят пить, а мусорным ведром нельзя пользоваться. Взрослым надо не «спасать» ребенка и не выполнять обязанности вместо него.
К моменту попадания в школу у ребенка должны быть регулярные обязанности, то, что он делает ежедневно: чистит зубы, заправляет кровать, складывает одежду. На этом фоне к домашним обязанностям прибавляются другие ежедневные обязанности — школьные.
Школьнику полезно:
- Самому уметь собрать вещи для занятий в секциях и сложить портфель. Это нужно начинать делать за год до школы — минимум. У мальчиков это в целом получается хуже, чем у девочек. Сначала ребенок будет делать это с вашей помощью, с подсказкой последовательности. Пока ребенок не читает, можно повесить на стенку нарисованный список того, что должно быть в портфеле. Если ребенок забыл что-то, не нужно обязательно его поправлять: пусть он один раз окажется с недостающим предметом, зато сможет это запомнить.
- Если вы знаете, что ребенок будет все равно забывать что-то дома, можно с ним проверять портфель. «Давай проверим, все ли ты собрал. Покажи мне, все ли есть в портфеле».
- Знать, где лежит одежда и обувь для школы. Он должен оценить, чистая это одежда или грязная, грязную убрать в грязное белье. Тут тоже формируется ответственность: нет ничего сложного, посмотреть свою одежду на предмет пятен.
- «Детский тайм-менеджмент»: не только собрать портфель, но еще собраться вовремя на занятия. Это базовый навык, без которого начало обучения в школе очень сложно. Формировать этот навык, который станет ступенечкой к следующему, также нужно не в 1 классе, а за год перед ним, когда занятия довольно расслабленные и не с самого утра.
- Знать, в какие дни происходит какая подготовка. Для этого хорошо пользоваться календарями. Можно под днями написать, какие именно в этот день занятия, раскрасив их разными цветами, чтобы ребенок знал, что именно нужно собрать.
Если вы не успели дать своему ребенку все эти навыки до школы, делайте то же самое в 1 классе.
Занятия для дошкольника
Вопрос о том, нужны ли детям 3-4 лет дополнительные занятия, должен решаться каждой семьей индивидуально. Причем необходимо участие обоих родителей в обсуждении. Первые несколько занятий должны рассматриваться как пробные. В конце недели можно будет оценить состояние ребенка и понять, не переутомляется ли он.
Лучшим выбором для дошкольников будут занятия, направленные на развитие координации и мелкой моторики. Во многих центрах работают кружки, где дети учатся лепке, танцам и рисованию с трех лет. Это помогает развить творческое начало и воображение.
Для тех, кто немного постарше, будут полезны детские театральные занятия. Здесь дети могут гримасничать вволю — так формируется мимика. Они приобретают опыт в психологии, ведь во время занятий им удается наблюдать проявления различных эмоций.
Еще один вариант для ребенка 4-5 лет — кружок с живым уголком. Чадо учится бережно обращаться с животными. Лучший способ развить эмпатию — заботиться о другом живом существе. Не у всех семей есть возможность держать домашнего питомца. А в живом уголке дети обретают пернатых и четвероногих друзей.
В 5-6 лет уже можно обратить внимание на занятия, направленные на развитие логики и интеллекта. Например, шахматы или шашки
Дух соперничества поможет сделать постижение новых вещей более развлекательным.
Будет хорошо, если вы лично познакомитесь с педагогом. Это должен быть профессионал, который любит свою работу и умеет найти подход к детям. Попросите разрешения поприсутствовать на одном из занятий. Хороший преподаватель, которому нечего скрывать, вряд ли откажет.
Предлагая дошкольнику то или иное занятие, постарайтесь рассказать о том, почему полезно им заниматься. Опишите чаду все возможные варианты и никуда не записывайте его, не посоветовавшись с ним предварительно. Ребенку будет комфортнее, если занятия проходят в окружении знакомых людей. Поинтересуйтесь у других родителей из группы, на какие кружки ходят их дети.
Как родители могут поучаствовать в жизни детского сада?
Если детский садик представляет собой дошкольное учреждение «старой закалки» (то есть, руководство и педагоги не стремятся задействовать родителей в работе детсада), а вы хотите активно участвовать в жизни ребенка, то можно:
- помочь в благоустройстве группы, уборке игровой площадки, украшении детсада к празднику или строительстве снежного замка;
- внести предложение о проведении «родительского дня», когда родители могут поиграть с детьми в группе или рассказать им о своей профессии;
- описать игры, в которые играют в семье, и предложить воспитателю использовать их в работе с детьми;
- регулярно интересоваться успехами своего ребенка, не пропускать детских утренников и родительских собраний;
- узнавать о воспитателей, не нужна ли им помощь и при возможности оказывать ее.
Помимо этого, родители могут провести экскурсию для детей по своей работе (естественно, если руководство детского сада одобрит эту идею), сопровождать детей на прогулках, которые проводятся за пределами дошкольного учреждения, организовать кружок по интересам или секцию (опять таки, если разрешит руководство детсада и родитель обладает соответствующими навыками и квалификацией). Многие образовательные организации не отказываются от помощи по формированию фонда, поэтому вы можете принести игрушки, книжки или поделочные материалы, которые уже не нужны вам и вашему ребенку, но могут заинтересовать других детей.
Планирование режима дня
Приступая к планированию содержания каникул для вашего ребёнка, прежде всего, выясните, как сделать это с максимальной пользой
Обратите ваше внимание на режим дня ученика во время каникул. Многих родителей тревожит вопрос: «Стоит ли позволить ребёнку изменить привычный режим дня в каникулярный период?»
То есть, позволить вставать позже обычного, сместить режим завтраков-обедов-ужинов, время прогулки и прочее. В этом случае всё индивидуально, родители вправе выбирать режим дня ребёнка во время каникул. Лучше всего обратиться к индивидуальному подходу решения этого вопроса, потому что один ребёнок нормально переносит подъем рано утром, а другой — тяжело адаптируется ко всяческим изменениям. Детям второго типа (чаще всего это относится к младшим школьникам) лучше оставить привычный для них режим, который был в учебное время. Так мы не нарушим благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка. Можно просто немного сместить время подъёма и отхода ко сну: например, на 1 час. Всё-таки ребята утомились во время учёбы: пусть отдохнут.
Можно и совсем отказаться от чёткого соблюдения режима: пусть планы на день слегка откорректируют его. Однако при этом следует сохранять время продолжительности сна детей:
- младшим школьникам врачи рекомендуют спать 10-11 часов
- детям 10-11 лет — не меньше 10 часов
- ученикам 12-14 лет — около 9 часов
- старшеклассникам можно спать немного меньше (8 часов).
Организм ребёнка должен восстановиться во время каникул — это основная цель отдыха между учебными четвертями. Это приобретает особую актуальность зимой, когда потребность сна увеличивается.
Отдых для школьников
Каникулы — долгожданная пора прекрасного времяпрепровождения для детей и их родителей. Как сделать, чтобы ребёнок мог с пользой насладиться каждым мгновением отдыха? Необходимо правильно организовать его. Нужно чётко понимать: от того, как ученик проведёт каникулы, как он отдохнёт, зависит успешность его обучения в следующей четверти. Итак, базовые правила по организации отдыха школьника во время каникул:
- Соблюдаем режим. Время подъема и «отбоя», часы приёма пищи, гигиенические процедуры: всё это должно соответствовать возрасту и потребностям школьника.
- Следим за питанием. Постоянное употребление конфет, батончиков и прочих сладостей, газировки, еды из фаст-фуда не принесут здоровья ученику.
- Занимаемся спортом. Пусть ребёнок не забывает о ежедневной утренней гимнастике, а игры на свежем морозном воздухе прибавят бодрости, укрепят и закалят его.
- Расширяем кругозор. Предлагаем ученику интересные книги для чтения во время каникул, посещаем библиотеку.
Помним, что во время каникул самое главное — восстановиться после напряженной учёбы и подготовить организм к следующему учебному периоду. А варианты могут быть самые разные.
Аппликация
Это очень полезный вид деятельности, позволяющий сформировать у ребенка представление о форме и положении в пространстве, а также научить его вырезать фигурки, создавать из них композиции. Тренировки улучшают мышление и воображение дошкольника, способствуют возникновению и закреплению математических навыков.
Для работы можно использовать не только привычную многим цветную бумагу, но и иные, необычные материалы:
- старые газеты;
- бумажные салфетки;
- фантики;
- пуговицы;
- крупы;
- зерна кофе.
Несложно использовать фигурные дыроколы и ножницы, самоклеющуюся бумагу, на фигурки наклеивать искусственные пластмассовые глаза. Все это поможет сохранить интерес к продуктивной деятельности.
Активный отдых
Чем заняться на новогодних каникулах? Прежде всего, будет полезен активный отдых. Зима – замечательное время, когда можно вдоволь повеселиться, играя в снежки, катаясь на санках, осваивая горные или беговые лыжи. Вот несколько примеров, как активно отдохнуть ученику в свободное время.
- Активный отдых можно начать с малого. Утренняя зарядка позволит пробудить организм и настроить его на продуктивный день. Ежедневные прогулки на свежем воздухе в морозную погоду помогут укрепить здоровье и закалиться.
- Каждому ребенку понравится кататься на санках или ледянках с горки – это веселое занятие позволяет потратить лишнюю энергию. Кроме того, можно заняться беговыми лыжами, попробовать себя в сноубординге, покататься на снегоходах, освоить коньки.
- Зимой не менее интересно проводить время с друзьями и одноклассниками. Ученики с удовольствием отправятся вместе на пикник или на экскурсию.
Физическая активность на каникулах очень важна независимо от того, чем конкретно будет занят школьник. Об этом должны позаботиться родители, ведь многие дети с удовольствием провели бы больше времени дома, бездельничая или сидя за смартфоном.
Школьные персонажи
Если педагогов много
Ребенку проще привыкнуть к одному педагогу, который ведет несколько предметов. Если преподаватели разные, нужно помочь ребенку сориентироваться, «как зовут какую тетю». Тети разные, у них есть отчества, а первоклашки с отчеством разбираются с трудом — его сложно запомнить, нелегко произнести.
Тут может быть нужен своего рода домашний тренинг: вырезаем фигурку тети такой-то — она ведет математику, зовут ее так-то.
Стоит также помочь ребенку выучить имена и фамилии одноклассников. Пока ребенок не знает, как зовут одноклассников и педагогов, он чувствует себя некомфортно.
Ориентируясь на способности ребенка, помочь запомнить «школьных персонажей» — детей и взрослых, — это важная родительская задача.
Продуктивные виды деятельности дошкольников
Не всякая занятость ребенка приводит к наглядному продукту. И игра может порадовать результатом. Например, в сюжетно-ролевой игре ребенок может научиться накрывать стол или понять, как происходит покупка в магазине. В процессе игры развиваются коммуникативные умения, дети находят своих друзей. Это все важные результаты. Но не предметные, не материальные.
К продуктивным видам относят:
- Изобразительную деятельность
- Конструирование
- Рукоделие
Возможно, что некоторые родители сомневаются назвать продуктом тот результат, который получается у ребенка после его экспериментов с красками или соединения некоторых деталей конструктора. С точки зрения качественных характеристик результат часто в исполнении дошкольника слабоват… Тем более, взрослым нужно помнить, что ребенок демонстрирует все, что он делает, с желанием услышать поддержку и похвалу, а не критику.
Продуктивность изобразительного творчества и рукоделия
К изобразительной деятельности относят рисование, лепку и декоративное творчество. Это может быть изготовление аппликаций и других поделок. Близко к этому виду и рукоделие, хотя требует большей техничности, а поэтому доступно уже в старшем дошкольном возрасте.
Как только малыш трех-четырех лет в своих каракулях увидит некий объект, можно считать, что он создал свой первый продукт. Значит, ребенок не просто хаотично чертил на листе. У него был замысел! А что получилось – соответствует возрасту.
В среднем дошкольном возрасте дети рисуют вполне узнаваемые образы. Фигурки из пластилина еще не получаются, но простые формы уже вполне реализуемы. Яблоко, огурец, тарелку способен вылепить каждый ребенок.
Дети 6-7 лет имеют вполне сформированные навыки рисования и лепки. Усидчивые внимательные дети интересуются созданием аппликаций, присматриваются к вязанию и шитью. Если в семье кто-то увлекается рукоделием, старшие дошкольники обязательно приобщаются к этой деятельности.
Продукт деятельности в конструировании
Причисляя конструирование к продуктивной деятельности, важно иметь в виду, что продукт в этом случае временный. Редко какую конструкцию удается сохранить на продолжительное время
Разве что старший дошкольник смастерит по схеме из металлических или пластиковых деталей машину, кран, робота, и ему захочется на определенное время сохранить удачную модель.
У любой конструкции короткий век. Дети строят, собирают некий объект, смотрят на него, призывают взглянуть других, ожидают услышать похвалу и… в скором времени разрушают, чтобы создать нечто иное.
Но очевидно, что данная деятельность и осуществляется ребенком ради конкретного продукта. Это именно тот вид деятельности, который дает возможность увидеть дошкольнику наглядные достижения.