Список книг для летнего чтения 7 класс
А.С.Пушкин «Станционный смотритель»». А.С.Пушкин «Борис Годунов». «Медный всадник»Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Л.Н.Толстой «Детство». А.М.Горький «Детство».Н.А. Некрасов «Русские женщины».Новгородский цикл былин «Садко». Былина » Вольга и Микула Селянинович «. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Л. Андреев «Кусака». Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». Стихи Роберта Бернса. О. Генри «Дары волхвов».Н. Носов «Кукла».М.Зощенко «Беда»М.Щедрин . Сказки.А.Чехов «Хамелеон», «Злоумышленники»А. Платонов «Юшка»
Русская литература XIX векаЖуковский В. «Светлана»Пушкин А. «Полтава», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь»Гоголь Н. «Тарас Бульба»Тургенев И. «Бурмистр», «Певцы»Салтыков-Щедрин М. СказкиТолстой Л. «Детство», «Хаджи-Мурат»Куприн А. «Изумруд», «Тапер»Чехов А. «Размазня», «Тоска» и другие рассказыРусская литература XX векаГорький М. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Детство»Бунин И. «Сны Чанга»Зощенко М. «История болезни»Грин А. «Алые паруса», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»Фраерман Р. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»Розов В. «В добрый час!»Рыбаков А. Трилогия о КрошеАстафьев В. «Мальчик в белой рубашке»Зарубежная литератураБрэдбери Р. «Всё лето в один день», «Зелёное утро», «Каникулы»Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Белый клык»Олдридж Д. «Последний дюйм»По Э. «Лягушонок», «Золотой жук», «Овальный портрет»Свифт Д. «Путешествия Гулливера» (в пересказе Т.Габбе)Сент-Экзюпери А. «Планета людей»Твен М. «История с привидением»Уэллс Г. «Война миров»
О твоих ровесниках:1. В.Богомолов «Иван».2. Л.Пантелеев «Ленька Пантелеев».3. А.Свирский «Рыжик».4. А.Грин «Бегущая по волнам» и др. повести и рассказы.5. Н.Дубов «Мальчик у моря».6. Ю.Нагибин «Эхо».7. А.Маршалл «Я умею прыгать через лужи».8. Р.Погодин «Сколько стоит долг» и др. рассказы.9. В.Железников «Путешественник с багажом», «Чучело».О природе и животных:10. В.Бианки «Одинец», «Аскыр», «Мурзук» и др.рассказы.11. Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».12. Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо».13. Дж.Даррелл «Моя семья и звери».Классики отечественной литературы:14. Н.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».15. А.Куприн «Изумруд» и др. рассказы.16.А.Пушкин «Повести Белкина».17. Л.Толстой «Детство».18. А.Чехов «Налим» и др. рассказы.Зарубежные классики:19. Ч.Диккенс «Приключения Оливера Твиста».20. А.Дюма «Три мушкетера».21. В.Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард».22. М.Твен «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий». 23. Ф.Шиллер «Вильгельм Телль».24. Майн Рид «Всадник без головы».Приключения, фантастика:25. А.Беляев «Человек – амфибия», «Ариэль».26. Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров».27. И.Ефремов «Звездные корабли», «На краю Ойкумены».28. Ф.Купер «Последний из могикан», «Пионер», «Следопыт», «Зверобой».29. Г.Мартынов «Каллисто», «Каллистяне».30. Г.Уэллс «Человек – невидимка».31. К.Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли».32. Р.Брэдбери «Ржавчина» и др. рассказы.
На досуге:
-Беляев А. Вечный хлеб. Остров погибших кораблей. -Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы.-Гершензон М. Робин Гуд.-Кэрролл Л. Алиса в зазеркалье.-Майн Рид. Всадник без головы.-По Э. Золотой жук. Похищенное письмо.-Скотт В. Айвенго. -Толстой А. Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.-Уэллс Г. Человек-невидимка.-Грин А. Алые паруса.-Войнич Э. Овод.
Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени»
«…Самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким…»
То, что мы узнаем о смерти главного героя в начале книги, даёт нам возможность разглядывать его под увеличительным стеклом. И когда мы его так пристально разглядываем (его поступки, отношение с другими людьми, принятые решения), мы понимаем, почему же Михаил Лермонтов называет его «героем» нашего времени.
Мы начинаем видеть сходства молодого Печорина с теми, кого мы видим ежедневно на улицах. Так ли мы учтивы друг с другом? Может быть, мы великодушны с женщинами? Порядочны с соперниками и оппонентами? Ответ становится очевиден. Даже несмотря на приличное количество лет, прошедших с появления этой истории.
10 класс
№ урока | Тема |
---|---|
1 |
Русская литература 2-ой половины ХIХ века 11 минут 20секунд |
2 |
Иван Александрович Гончаров 16 минут 33секунд |
3 |
И.А.Гончаров роман «Обломов» 18 минут 22секунд |
4 |
И.А.Гончаров «Обломов» И.И.Обломов и А.И.Штольц 17 минут 32секунд |
5 |
И.А.Гончаров «Обломов». Любовь в жизни Обломова 27 минут 8секунд |
6 |
Александр Николаевич Островский 1823-1886 14 минут 15секунд |
7 |
А.С.Пушкин «Я вас любил» 14 минут 22секунд |
8 |
Александр Николаевич Островский 1823-1886. Пьеса «Гроза» Итоговый урок 16 минут 45секунд |
9 |
Александр Николаевич Островский 1823-1886. Пьеса «Бесприданница» 15 минут 15секунд |
10 |
Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети»: история, герои, анализ романа 15 минут 30секунд |
11 |
И.С.Тургенев. Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» 19 минут 22секунд |
12 |
М.Е.Салтыков — Шедрин Роман » Господа Головлевы » 14 минут 58секунд |
13 |
М.Е.Салтыков-Шедрин. Сказки 13 минут 11секунд |
14 |
Ф.М.Достоевский 1821-1881. Жизнь и творчество 17 минут 4секунд |
15 |
Ф.М.Достоевский. Роман: «Преступление и наказание» 20 минут 13секунд |
16 |
Характеристика героев романа «Преступление и Наказание» 17 минут 51секунд |
17 |
Иван Сергеевич Тургенев 1818-1883 18 минут 37секунд |
18 |
И.С.Тургенев «Отцы и дети», Песнь торжествующей любви, Базаров и Одинцова 14 минут 41секунд |
19 |
М.Е,Салтыков-Щедрин 1826-1889. Жизнь и творчество 15 минут 10секунд |
20 |
Ф.М. Достоевский. Символы в романе. «Преступление и наказание» 17 минут 4секунд |
21 |
Ф.М, Достоевский. Образ Сони Мармеладовой 15 минут 29секунд |
22 |
Ф.М.Достоевский. Роман «Идиот» 21 минут 9секунд |
23 |
Ф.М.Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». 15 минут 44секунд |
24 |
Урок повторение по творчеству М.Е Салтыкова Щедрина 16 минут 12секунд |
25 |
Урок повторение 15 минут 50секунд |
26 |
Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество 14 минут 56секунд |
27 |
Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир» 17 минут 20секунд |
28 |
«Мертвые души» Н.В.Гоголь. История создания, сюжет, композиция галерея образов 16 минут 49секунд |
29 |
Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Войнa и мир». 2 часть 18 минут 26секунд |
30 |
Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Путь Пьера Безухова. 13 минут 35секунд |
31 |
Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Путь Андрея Болконского 15 минут 32секунд |
32 |
Л.Н.Толстой. Роман «Анна Коренина» 15 минут 59секунд |
33 |
Л.Н.Толстой роман «Воскресение» 11 минут 58секунд |
34 |
Жизнь и творчество А.П. Чехова 21 минут 57секунд |
35 |
Повторение пройденного 15 минут 45секунд |
36 |
Жизнь и творчество М.А.Шолохова 10 минут 35секунд |
37 |
А.П.Чехов. «Вишнёвый сад» 16 минут 23секунд |
38 |
А.П.Чехов «Вишнёвый сад» 2 часть 16 минут 28секунд |
39 |
А.П. Чехов «Вишневый сад» 3 часть 19 минут 44секунд |
40 |
Подготовка к сочинению произведению Л.Н.Толстого «Война и мир» на тему «Духовные искания Андрея Болконского» 18 минут 47секунд |
41 |
Подготовка к сочинению по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» на образ «Образ Раневской» 15 минут 34секунд |
42 |
Поэзия второй половины 19 века 17 минут 41секунд |
43 |
Федор Иванович Тютчев 1803-1873 19 минут 48секунд |
44 |
Афанасий Афанасьевич Фет 1820-1892 14 минут 35секунд |
45 |
Николай Алексеевич Некрасов 19 минут 24секунд |
46 |
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» Образ Гриши Добросклонова 12 минут 8секунд |
47 |
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» Часть 3 12 минут 11секунд |
48 |
Николай Алексеевич Некрасов 19 минут 25секунд |
49 |
Мухаммад Амин Ходжа Мукими 1851-1903 14 минут 46секунд |
50 |
Закирджан Халмухаммад Фуркат 1858-1909 10 минут 12секунд |
51 |
Абдурауф Фитрат 1886-1938 11 минут 4секунд |
52 |
Чулпан Абдулхамид Сулейман-Оглы 13 минут 26секунд |
53 |
Зарубежная литература 16 минут 17секунд |
54 |
Джордж Гордон лорд Байрон 18 минут 27секунд |
55 |
Виктор Гюго 1802-1885 17 минут 19секунд |
56 |
Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир» Путь Андрея Болконского 15 минут 37секунд |
57 |
Урок повторения 14 минут 11секунд |
Александр Пушкин. «Евгений Онегин»
«…Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…»
Московская лаборатория режиссера Дмитрия Крымова (театр «Школа драматического искусства») поставила любопытный спектакль для школьников — «Евгений Онегин. Своими словами». История Евгения Онегина — это история о моменте позднего «взгляда назад»: нужно уметь вовремя обернуться и попытаться понять, что же происходит вокруг.
Но герой этой теории не знает и оборачивается тогда, когда уже совсем поздно: друг убит, любимая девушка с другим, родственники все умерли. «Евгений Онегин» — это про наш сумасшедший мир, где нет времени оглянуться и осмотреться.
Александр Грибоедов. «Горе от ума»
«…Служить бы рад, прислуживаться тошно…»
Это история о молодом человеке, который, побывав за границей, решает рассказать всем вокруг, как они неправильно живут. Мыслят не так, любят как-то тоже не совсем так, да и вообще пора всем выйти из зоны комфорта. На что общество взрослых во главе с Фамусовым начинает над ним насмехаться, а молодёжь, ярким представителем которой является красотка Софья, и вовсе объявляет главного героя, Чацкого, сумасшедшим.
Актуальность истории заключается в том, что общество не всегда готово к переменам. Чаще даже совсем не готово. Прогрессивные идеи непонятны и болезненны, общество предпочитает проверенный вариант, в котором и волки будут сыты, и овцы не пострадают.
Литература, 6 класс: список произведений на лето
Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.
Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.
Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.
- Поэзия Александра Сергеевича Пушкина (кроме этого школьники могут почитать романы автора, что существенно облегчит им жизнь в старших классах).
- Николай Гоголь «Ночь перед Рождеством или Вечера на хуторе близ Диканьки» (веселый, занимательный рассказ, в котором переплетены мистические сюжеты с реальными).
- Николай Лесков «Человек в часах», «Обман», «Тупейный художник» и прочие повести.
- Александр Сергеевич Пушкин «Дубровский».
- Федор Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
- Лев Толстой «Хаджи-Мурат».
- Антон Чехов «Жалобная книга», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и другие произведения писателя.
- Виктор Астафьев «Фотография, на котором меня нет».
- Иван Тургенев «Хорь и Калиныч» (у Тургенева много рассказов и повестей, в которых использована метафора, автор жестко высмеивал человеческие пороки, проводя аналогию людей и животных.
- Михаил Зощенко, рассказы для детей.
- Кир Булычев «Заповедник сказок» и другие произведения автора (для внеклассного чтения можно взять рассказы и повести о путешествиях Алисы Селезневой из одноименного цикла).
- Федор Искандер «Запретный плод», «Вечерняя дорога», «Первое дело» и прочее.
- Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире».
- Владислав Крапивин «Валькины друзья и паруса».
- Константин Паустовский «Мещерская сторона».
А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.
- Артур Конан Дойл «Горбун».
- Александр Дюма «Три мушкетера».
- Рэй Дуглас Бредбери «Третья экспедиция».
- О.Генри «Вождь краснокожих».
- Джеймс Фенимор Купер «Следопыт», «Последний из могикан» и другие произведения для шестиклассников.
- Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
- Джек Лондон, рассказы.
- Майн Рид «Всадник без головы».
- Эдгар По «Овальный портрет».
- Эрнест Сетон-Томпсон, рассказы.
- Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна» (продолжение истории о друзьях Томе Сойере и Гекльберри Финне).
Для юношей
1. Франц Кафка. «Превращение»
Кажется, это одно из самых современных произведений: как иногда хочется оказаться в одиночестве, а когда оказался — оно гнетет и превращает тебя в изгоя
Как иногда нужно просто остановиться, чтобы кто-то другой понял нечто важное. Как вдруг люди начинают проявлять те свои качества, которые ты в них раньше и не замечал
И как иногда быстро ты становишься обузой, когда жизнь твоя меняется и не может встроиться в обычные человеческие рамки.
2. Всеволод Гаршин. «Четыре дня» & «Красный цветок»
Все мы знаем сказку про лягушку-путешественницу, но мало кто из нас помнит имя автора этой детской вещицы. Знакомьтесь, Всеволод Гаршин, человек, с которого в русской литературе началась «окопная проза». Это потом будут написаны выдающиеся «Батальоны просят огня», «В окопах Сталинграда», «На войне как на войне» и многие другие, в 1877 году Гаршин создает рассказ «Четыре дня», основанный на реальных событиях. Автор передает физиологический ужас раненого бойца, медленно умирающего, но надеющегося на спасение.
«Красный цветок» же — удивительная история человека, который нашел цель всей своей жизни. Но писатель показывает, что иногда достижение ее губительно…
P.S. Кстати, Гаршина очень любил Репин. На одной из самых известных картин художника «Не ждали» моделью для главного героя послужил как раз Гаршин.
3. Эдгар Аллан По. «Убийство на улице Морг»
Эдгар Аллан По считается создателем жанров хоррора и детектива, которым недавно исполнилось 180 лет — день рождения как раз отсчитывают со дня публикации «Убийства на улице Морг». Именно этот рассказ, а также следующие детективные произведения Эдгара По «Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо», составившие вместе с «Убийством…» трилогию, открыли путь всем будущим детективщикам мира – от Конан Дойла до Бориса Акунина.
Сложность (как это нередко бывает) ошибочно принимается за глубину. (с)
Все мы знаем, что Шерлок Холмс использовал в своих расследованиях метод дедукции. Главный герой же этого рассказа Огюст Дюпен использует метод индукции. Но, как вы уже догадались, для обоих это «элементарно».
4. Виктор Конецкий. «Петр Иванович Ниточкин к вопросу о морских традициях»
Конецкий был писателем и… капитаном дальнего плавания. На ледоколе «Ленин» до сих пор поминают его добрым словом и рассказывают, как он ходил в Арктику. Его Петр Ниточкин, главный эксперт по психической совместимости на корабле, советы которого всегда пригодятся.
Просто поверьте: это безумно смешно. От смеха будет болеть живот. Рассказы не очень объемны, их вполне можно осилить за один вечер. Но это будет прекрасный вечер.
5. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
В прошлом году Рэй Брэдбери отмечал 100-летний юбилей. Его антиутопии «451 градус по Фаренгейту» уже более полувека, но сейчас она звучит намного актуальнее, чем даже в год создания.
Писатель-фантаст очень многое предугадал: и как будет развиваться домашнее телевидение, и как будет меняться отношение к книгам, но самое главное — вселил надежду. Потому что книги дают свет, даже когда горят.
6. Владимир Богомолов. «Момент истины» («В августе сорок четвертого»)
Военный детектив, написанный настоящим военным разведчиком, который наглядно показывает, что войну выигрывали не только на передовой, но и в кабинетах и в тылу.
Просто, знаете, как говорится, семь раз проверь, а потом поверь!.. (с)
Сюжет то и дело перемежается с военными сводками, в которых изменены только фамилии и названия, поэтому можно с головой окунуться в реалии агентов контрразведки. История держит в напряжении до самого конца, так что хочется вместе с героями кричать в рацию: «Бабушка приехала!»
7. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища»
Представитель так называемого «потерянного поколения» отразил в своих романах всю ту боль, которая свалилась на молодых мужчин и женщин, зажатых меж двух мировых войн. Прошлое они ненавидели, настоящее презирали, а будущее, оказавшееся еще более страшным, их не интересовало вовсе.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
- Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник» и прочие повести и романы, соответствующие школьной программе.
- Николай Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести», «Женитьба» (Если из предложенных романов и повестей одного автора в список внесено сразу несколько, то в каждой школе учитель должен сообщить школьникам, какое произведение он ставит в приоритет остальным. Это значит, что учитель сам определит, что они будут проходить более детально, а что оставит на внеклассной чтение для поверхностного ознакомления с произведением).
- Иван Тургенев «Ася».
- Иван Пущин «Записки о Пушкине».
- Лев Толстой «После бала», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (в некоторых школах трилогию разбивают на отдельные романы и проходят не за один учебный год, а за несколько. Например, в пятом классе дети читают «Детство» Толстого, в шестом – «Отрочество», в седьмом – «Юность». Разбивка может меняться).
- Иван Бунин «Лапти», «Цифры».
- Поэзия Марины Цветаевой.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
- Эмброз Бирс «Человек и змея».
- Виктор Гюго «93-й год», «Человек, который смеется», «Отверженные».
- Томас Гарди «Роковая ошибка церковных музыкантов».
- Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается».
- Джек Лондон «Под палубным тентом» (восьмиклассникам еще предлагается к прочтению экранизированный роман «Сердца трех» этого же автора).
- Эдгар По «Очки».
- Роберт Стивенсон «Владете ль Баллантре».
- Герберт Уеллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее. (В восьмом классе школьники проходят те произведения автора, какие не успели пройти в седьмом классе. Все сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
- Марк Твен «Журналистка из Теннесси».
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Внутренний мир человека и его личностные качества
Этот подраздел сложен для понимания, но книги для итогового сочинения помогут все исправить.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир».
- Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго».
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети».
- Л.Н. Толстой, «Анна Каренина».
Для любителей готовиться быстро есть свой список книг:
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник».
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско».
- А.П. Чехов, «Крыжовник».
- А.П. Чехов, «Ионыч».
- А.П. Чехов, «Невеста».
Эта тема более понятна: добро и зло можно отыскать в каждой книге, было бы воображение:
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка».
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души».
- М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита».
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».
- А.С. Пушкин, «Дубровский».
Короткие рассказы по направлению «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» упростят подготовку:
- М.А. Шолохов, «Судьба человека».
- Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник».
- А.П. Чехов, «Анна на шее».
- Е.И. Носов, «Кукла».
- И.А. Бунин, «Красавица».
Познание человеком самого себя
Литература для итогового сочинения по этой теме уже есть в формате аргументов. А вот что мы можем предложить сейчас:
- А.И. Куприн, «Олеся».
- А.И. Куприн, «Поединок».
- А.П. Чехов, «Дядя Ваня».
- М. Горький, «На дне».
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин».
Короткие рассказы не менее значимы:
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник».
- И.А. Бунин, «Легкое дыхание».
- А.П. Чехов, «Человек в футляре».
- А.П. Чехов, «О любви».
- М. Горький, «Челкаш».
Свобода человека и ее ограничения
Человек свободен настолько, насколько уверен в своих возможностях. Чтобы этого достичь, нужно готовиться к экзамену качественно. Вот список произведений для итогового сочинения:
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон».
- Л.Н. Толстой, «Война и мир».
- Л.Н. Толстой, «Анна Каренина».
- М. Горький, «На дне».
Короткие рассказы о свободе помогут прояснить тему:
- Н.В. Гоголь, «Шинель».
- В.М. Шукшин, «Крепкий мужик».
- Р. Брэдбери, «Каникулы».
- Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник».
- М.Ю. Лермонтов, «Мцыри».
Для девушек
1. Джин Уэбстер. «Длинноногий дядюшка» & «Милый недруг»
Премилая вещица, которую нужно читать в нежном возрасте 14-16 лет. Добрая и сердечная история о девочке-сироте Джуди, которая сумела сохранить оптимистичный взгляд на мир, веру в добро и искренность, благодарность за жизнь и возможность эту жизнь узнать. Это роман в письмах, и письма эти наполнены светом и жизнью.
Оптимизм – необходимый щит для общественного работника. (с)
Вторая часть — логичное, но не банальное продолжение первой, где главной героиней становится лучшая подруга Джуди — Салли Мак-Брайд, в очень молодом возрасте неожиданно для себя ставшая директором детского дома. Этот роман предсказуемо получился более социально-острым, хоть и по-прежнему наивно чистым и добрым.
2. Фрэнсис Бёрнетт. «Таинственный сад»
История эта поначалу мрачна и печальна: неприятная героиня, смерть родителей, переезд из жаркой Индии в дом у вересковой пустоши, одиночество, дождь.
Только там расцветут пышно розы, мой мальчик, где ты выполол все сорняки! (с)
Но скоро повествование начинает оживать, и, как и сама Мэри, набирать в легкие воздуха, разбегаться по тропинкам огромного приусадебного парка, заговаривать с малиновкой — и в итоге очутится в том самом таинственном саду, двери от которого нет, а ключик закопан в земле…
3. Луиза Мэй Олкотт. «Маленькие женщины»
Недавно вышедшая экранизация вновь вернула интерес к истории о маленьких женщинах: четырех сестрах, таких разных, но таких родных и близких. Роман этот хорош тем, что, во-первых, учит любви и взаимопониманию в семье; показывает, как важна способность не только слышать, но и слушать.
Во-вторых, книга ярко демонстрирует, что только сама женщина может определять для себя, какой путь она избирает: быть женой и матерью, быть свободной и творить, любить и быть любимой или же сосредоточиться на самой себе. Все женщины разные, и выбор каждой — достойный.
4. Джейн Остен. «Гордость и предубеждение»
Один из самых экранизируемых романов английской литературы. Входит в «Десять величайших романов человечества», по мнению английского писателя и разведчика Сомерсета Моэма, да и во все остальные обязательные списки тоже.
Я бы простила ему его гордость, не задень он мою. (с)
Джейн Остен была особой ироничной и даже иногда саркастичной. Именно ей мы обязаны нынешним процветанием феминизма, потому что когда-то именно ее Элизабет Беннет поставила женскую гордость выше удачного брака. Но если кратко: это одна из самых романтичных историй любви и потрясающее противостояние двух главных героев.
5. Эмили Бронте. «Грозовой перевал»
Ох, сколько копий сломали об этот роман литературоведы, пытаясь понять, как совсем неопытная молодая Эмили, умершая уже в 30 лет, в 27 написала одну из самых страстных историй всей мировой литературы. Всего в одном своем произведении молодая писательница смогла применить столько новаторских приемов, что даже 170 лет спустя этот текст исследуется и вызывает восхищение всей читающей публики.
Мысли — это чудища, что снова и снова являются терзать нас. (с)
Это книга о роковой страсти Кэтрин Эрншо и Хитклифа, сметающей все на своем пути, но все же породившая и нечто благородное и светлое, что в конце концов пробьется вереском к суровому солнцу.
6. Шарлотта Бронте. «Джейн Эйр»
Старшая сестра Эмили оказалась чуть более счастливой и прожила на 8 лет больше младшей, успев написать пять романов. Ее же первый опубликованный роман, хотя написан был чуть позже, но вышел одновременно с «Грозовым перевалом», и обеспечил мировую известность семье Бронте. Этот роман экранизировался десять раз и что-то подсказывает, что это далеко не предел.
Та же неоготика, что и у сестры, тот же байронический герой — роковой Эдвард Рочестер, но Шарлотта Бронте первая создает в английской литературе героиню, которые благодаря образованию и высокой нравственности добиваются независимого положения в обществе.
7. Федор Достоевский. «Белые ночи»
Когда вы будете читать этот роман, то постоянно будете себя перепроверять: а точно ли автор Достоевский? Неужели тот самый, который написал историю об убийстве старухи-процентщицы? Да, тот самый. Он тоже может быть романтичным и утонченным лириком, особенно когда в Петербурге белые ночи и так хочется немного тепла.
Природа и культура в жизни человека
Природа и человек
На этой теме многие собаку съели, потому что она поднимается в литературе очень часто. Книг об этом можно насобирать целую библиотеку, не выходя за рамки школьной программы:
- А.И. Куприн, «Олеся».
- А.П. Чехов, «Дядя Ваня».
- Л.Н. Толстой, «Война и мир».
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети».
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон».
Кратко раскрыть темы позволяют рассказы, которые можно освоить за час:
- М.М. Пришвин, «Еж».
- И.С. Тургенев, «Бирюк».
- А. Платонов, «Юшка».
- Е.И. Носов, «Кукла».
- Л.Н. Андреев, «Кусака».
Наука и человек
Этот подраздел отличается сложностью. Многие классики как будто сговорились, обходя науку стороной. А современных произведений, где о ней говорят много и интересно, в программе нет, как будто время остановилось в начале 20 века. Но мы все равно свое дело сделаем:
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети».
- А.Р. Беляев, «Человек-амфибия».
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?».
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина».
- Д. Дефо, «Робинзон Крузо».
Короткие рассказы о науке можно найти у братьев Стругацких. Они реально интересны даже сегодня, когда фантастика на каждом углу. А вот это уже ближе к школьной программе:
- М.А. Булгаков, «Стальное горло».
- М.А. Булгаков, «Звездная сыпь».
- А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия».
- В.М. Шукшин, «Микроскоп».
- А. Платонов, «Песчаная учительница».
Еще больше коротких произведений для итогового сочинения о науке Вы найдете в профильной подборке.
Искусство и человек
О творчестве любят писать многие выпускники. Как никак, тема близка молодежи и широко представлена в галерее литературных образов. Многие писатели говорили об искусстве и предоставили нам бесценный материал.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир».
- А.И. Куприн, «Гранатовый браслет».
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети».
- И.А. Гончаров, «Обломов».
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума».
Очень пригодятся и короткие рассказы об искусстве. Меньше подробностей — легче запомнить.
- И.С. Тургенев, «Певцы».
- А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери».
- Н.В. Гоголь, «Портрет».
- К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками».
- В.П. Астафьев, «Далекая и близкая сказка».
Список произведений — палочка-выручалочка при создании итоговых сочинений. Если аргумент на ум не приходит, можно открыть перечень и вспомнить, какие авторы поднимали эту тему. Для начитанного человека большего и не нужно. А для ребят, которые все прочитать не успевают, у нас есть пересказы, которые сократят временные издержки. Понятно же, что сюжеты забываются, новой информации слишком много. Как бы там ни было, Литрекон уверен: все у Вас получится! ИС — не финальный бос, а разминка.
7 класс
№ урока | Тема |
---|---|
1 |
Введене. Роль художественной литературы в жизни. 10 минут 55секунд |
2 |
Устное народное творчество. Былины о Садко. 10 минут 55секунд |
3 |
Устное народное творчество. Былины о Садко. 11 минут 30секунд |
4 |
Древнерусская литература. » Поучение Владимира Мономаха» 11 минут 29секунд |
5 |
Низамиддин Алишер Навои. Очерк жизни и творчества. 12 минут 2секунд |
6 |
Низамиддин Алишер Навои. «Смятение праведных» 11 минут 25секунд |
7 |
Литература XVIII века. Понятие о классицизме. Роды и жанры литературы. 11 минут 51секунд |
8 |
Гаврил Романович Державин. «Памятник». 14 минут 32секунд |
9 |
А. С. Пушкин «Полтава» 10 минут 59секунд |
10 |
Связь русской и узбекской литературы. Александр Сергеевич Пушкин в Узбекистане 9 минут 0секунд |
11 |
Михаил Юрьевич Лермонтов 10 минут 6секунд |
12 |
М.Ю. Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 12 минут 38секунд |
13 |
Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества 11 минут 2секунд |
14 |
Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества 8 минут 52секунд |
15 |
Произведения Н.А Некрасова «Железная дорога», «Мороз, Красный нос» 12 минут 7секунд |
16 |
И.С.Тургенев. «Записки охотника», «Бирюк». 10 минут 47секунд |
17 |
И.С.Тургенев. «Стихотворение в прозе» 13 минут 7секунд |
18 |
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 10 минут 19секунд |
19 |
Внеклассное чтение Сказки «Дикий помещник», «Премудрый пескарь» 10 минут 42секунд |
20 |
Лев Николаевич Толстой 13 минут 7секунд |
21 |
Л.Н.Толстой. «Отрочество» главы из повести 12 минут 37секунд |
22 |
Н.С.Лесков «Человек на часах» 12 минут 29секунд |
23 |
Антон Павлович Чехов 12 минут 16секунд |
24 |
Максим Горький. Повесть «Детство» 13 минут 44секунд |
25 |
Айбек 1905-1968 гг. Очерк жизни и творчества 12 минут 6секунд |
26 |
Айбек. Повесть «Детство» 18 минут 23секунд |
27 |
Абдулла Каххар 1907-1968 Повесть «Сказки о былом» 16 минут 53секунд |
28 |
В.М.Шукшин 1929-1974гг. Рассказ «Сельские жители» 14 минут 55секунд |
29 |
Ч.Т. Айтматов 1928-2008 гг. Очерк жизни и творчества 13 минут 8секунд |
30 |
Ч.Т. Айтматов Повесть «Тополек мой в красной косынке» 13 минут 8секунд |
31 |
Антуан де Сент-Экзюпери. Очерк жизни и творчества 14 минут 53секунд |
«Слово о полку Игореве»
«…Тяжко голове без плеч, беда телу без головы…»
Говорили тебе, Игорь, не ходи ты один воевать! И предзнаменования тебе были, и вороны летали, даже знамение случилось! Не послушался, пошёл. И себе и всем проблем добавил.
«Слово о полку Игореве» — это своеобразная песнь, которую нам «поет» Боян (пишется через О, это специальный человек, пускающийся вместе с воинами в походы и описывающий в своих напевах, что там происходит, своеобразный держатель древнерусской ленты фейсбука). Это история о том, что междоусобные войны ни к чему хорошему не приводят, и что будет, если всё время поступать по-своему, игнорируя общее решение.
ИЗУЧАЕМЫХ В 11 КЛАССЕ.
А.И. Куприн повесть «Гранатовый браслет»
И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи»
А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
М. Горький пьеса «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»
С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
В.В. Маяковский поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
А.А. Блок поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
Е. Замятин роман «Мы»
М.А. Шолохов роман «Тихий дон», рассказ «Судьба человека»
М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита».
А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»). Лирика.
К. Симонов стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
В. Некрасов роман «В окопах Сталинграда».
В. Закруткин повесть «Матерь человеческая».
А.И. Солженицын рассказ «Матренин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»
А.П. Платонов рассказ «Фро», повесть «Котлован».
В.М. Шукшин рассказы «Охота жить», «Чудик», «Сельские жители», «Срезал» и др.
Выделенные курсивом и жирным шрифтом стихотворения учить наизусть.