Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
Помощь по дому
Прежде чем рассмотреть, что делать девочкам в 10 лет дома, стоит напомнить родителям, что их чада не рабы или бесплатная рабочая сила. Так что свалить на них все обязанности по дому, а потом удивляться плохим оценкам в школе — непорядочно.
Естественно, в этом возрасте дочка уже должна уметь обслуживать себя сама. То есть чистить обувь, сортировать и раскладывать свою одежду, а также определять нужно ли ее отправить в стирку. В сферу ее ответственности входит пришивание пуговиц и прочий мелкий ремонт.
Касаемо работы по дому, то к 10 годам чадо следует обучить мыть посуду, делать чай/кофе, разогревать еду на плите и в микроволновке, чистить овощи, сортировать и выносить мусор.
Также десятилетка в обязательном порядке должна принимать участие в уборке дома. Она может пылесосить, мыть полы и стекла, вытирать пыль.
Если у семьи есть дача/огород, девочке в 10 лет уже пора помогать и там. Копать ей еще рано, но собирать урожай и поливать, полоть сорняки и прочие мелочи она вполне в состоянии.
Иногда десятилетки могут и больше: печь пироги, закатывать варенье и стирать не в машинке, а своими руками. Если девочка все это умеет столь рано — отлично. Если нет — не стоит торопить события.
Ошибки взрослых при воспитании мальчиков
Идеальных родителей не бывает. Мама или папа совершают ошибки. В воспитании 9-летних сыновей нужно постараться избежать неправильных методов влияния.
Суровость — одна из первых ошибок. Взрослые думают, что таким образом они воспитывают в мальчике мужественность. Это неверно. Ребята также нуждаются в поддержке со стороны родителей, в их мягкости, поэтому перегибать палку не стоит.
Отталкиваться в воспитании нужно от индивидуальности каждого ребёнка. Один увлекается спортом, другой коллекционирует. Нельзя подавлять интересы парнишки, иначе он может пристраститься к вредным привычкам.
Не стоит ругаться на глазах у мальчика. Так он будет учиться неправильным отношениям с женой и ребёнком в собственной семье.
Нельзя унижать, если что-то не получилось, чтобы не вырастить неуверенного в себе мальчика, который смирится с неудачами и не будет работать над собой.
Родители в воспитании должны предъявлять единые требования. Если папа запрещает, а мама потакает капризам, то сын учится манипулировать, делать всё, что ему заблагорассудится. Всё запрещать также не стоит, иначе вырастет бесхарактерный человек.
Неправильно придерживаться в воспитании какой-то одной методики. В таком случае жизнь мальчика превратится в невыносимую каторгу, существование в строгом режиме. Любую книгу о новых методах воспитания стоит воспринимать как рекомендацию, которую нужно адаптировать под конкретного ребенка.
Вырастить мужчину из 9-летнего мальчишки – не поле перейти. Можно воспользоваться предложенными рекомендациями, чтобы помочь сыну стать уверенным в себе, надежным партнером в будущем, хорошим отцом для собственных детей.
Книги о семье для старшеклассников 13-18 лет
Л. Ф. Воронкова
- «Старшая сестра»;
- «Личное счастье» — повести о девочке, на плечи которой после смерти матери легли заботы о семье: отце и младших сестре и брате.
Э. Кестнер
«Когда я был маленький» — повествование о детстве, родителях, прабабушках и прадедушках писателя, достоверно передающее чувство семейной общности и родственной привязанности.
Дина Сабитова
«Где нет зимы» — история об удивительной дружбе брата и сестры в океане страшных обстоятельств их жизни.
Анне-Катарина Вестли
- «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»;
- «Маленький подарок для Антона»;
- «Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании».
Жан-Филипп Арру-Виньо
«Омлет с сахаром. Приключения семейки из Шербура».
Луиза Олкотт
«Маленькие женщины» — светлая и трогательная история о семье, в которой заботы и трудности не мешают искренней любви между домочадцами.
С. Востоков
«Ветер делают деревья» — веселые и грустные рассказы мальчика-дошкольника о своей жизни дома и в детском саду, об отношениях с родителями и друзьями.
А. Н. Толстой
«Детство Никиты» — повесть, навеянная воспоминаниями детстве, рисует яркие образы отца и матери писателя, сыгравших большую роль в его жизни.
И. Минутко
«Старая липа в московском дворе» — повесть о подростках, которым родители помогают найти верные решения непростых нравственных задач.
Д. Олдридж
«Последний дюйм» — остросюжетная повесть, в которой отец под угрозой гибели вынужден искать общий язык с сыном, который никогда не был близок ему.
М. Паньоль
«Детство Марселя» — повесть о детстве писателя, проведенном в старом деревенском доме в окружении большой семьи: отца, матери, дяди, тети и младшего брата.
Л. Н. Толстой
«Детство. Отрочество. Юность» — в трех повестях великий русский классик подчеркивает основополагающую роль своих родителей в формировании его нравственных устоев, мировоззрения и отношения к окружающему миру.
А. П. Чехов
«Событие» — рассказ о богатой и благополучной семье, в которой дети несчастливы из-за отсутствия взаимопонимания с родителями.
Ю. Яковлев
«Мальчик с коньками» — рассказ о мальчике, которому в жизни очень не хватает отца.
Павел Санаев
«Похороните меня за плинтусом».
Анатолий Алексин:
- «Дневник жениха» — рассказ о том, как родительская любовь бывает эгоистична и слепа и калечит судьбу ребёнка. Но и ребёнок в какой-то момент должен повзрослеть и почувствовать личную ответственность за свою судьбу. Вот вторая повесть именно об этом.
- «А тем временем где-то» — школьник Серёжа Емельянов воспитывается в образцовой семье — так говорят все окружающие. Но в один день он случайно узнаёт, что его отец не такой уж и образцовый человек. Когда-то он оставил женщину, которая поставила его на ноги в прямом и переносном смысле, а потом даже не откликнулся на её просьбу о помощи. О том, какое решение принял Серёжа, рассказывает автор.
Вообще почти в каждой повести Алексина присутствует непростая ситуация в семейных отношениях.
Наринэ Абгарян
«Манюня».
Дина Рубина
«На солнечной стороне улицы».
Людмила Улицкая
«Казус Кукоцкого».
Права несовершеннолетних согласно Конституции РФ
В Конституции Российской Федерации закреплены основные полномочия малыша, дарованные ему от рождения. Маленький ребенок имеет право на:
- жизнь;
- самовыражение и развитие личностных качеств;
присвоение имени, фамилии и отчества, выбранных родителями при государственной регистрации рождения малыша; - гражданство России при рождении, даже если родители ребенка приезжие;
- знание своих биологических родителей, жить и воспитываться в их семье;
- развитие способностей и уважение человеческого достоинства;
- защиту своих интересов родителями, опекунами, органами опеки и попечительства, правоохранительными органами, прокурором или судом;
- пользование, принятие во владение, наследование имущества родителей и других родственников;
- пользование наиболее усовершенствованными государственными услугами медицинского здравоохранения, лекарственных средств, оказание медицинской помощи бесплатно;
- отдых и досуг (лагеря, санаторно-курортные учреждения и тп.), участие в культурных мероприятиях и проявление творческих амбиций;
- защиту от экономической эксплуатации;
- защиту от насилия и причинение время здоровью (принуждение к занятию проституцией, приему наркотических или психотропных средств, рабство, похищение, контрабанда).
Поэтому, государство наделяет несовершеннолетних различными обязательствами, соответствующими способностям ребенка.
Ранжируются в законодательстве о правах детишек полномочия и обязательства несовершеннолетних в зависимости от количества полных лет:
- с полутора лет малыш может посещать ясельную группу детского сада;
- с трех – посещать дошкольное учреждение муниципального или частного владения;
- с шести лет – получать общее среднее образование в школе государственного или частного владения, самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, не требующие государственной регистрации или нотариального удостоверения, а также распоряжаться карманными средствами с разрешения законных представителей;
- с восьми лет – быть членом или участвовать в детском общественном объединении;
- с десяти лет – имеет право давать согласие на восстановление родителей в родительских правах, согласие на смену своих данных (имени, фамилии, отчества), изъявление желания остаться с каким-то из родителей после развода, согласие на усыновление или передачу в приемную в семью;
- с четырнадцати лет ребенок становится уже более осознанным, начинается новый этап его взросления, поэтому он наделяется такими полномочиями, как отмена усыновления, согласие на изменение своего гражданства, может требовать установление отцовства в судебном порядке, распоряжаться заработанными денежными средствами самостоятельно без согласия родителей, совершать мелкие сделки и нести ответственность по ним, без согласия законных представителей осуществлять права автора интеллектуальной собственности, самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов, работать не более 24 часов в неделю, быть официально трудоустроенным на время, свободное от учебной деятельности и получать поощрение за свой труд, ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью 31 день, имеет право объединяться в профессиональные союзы, иметь документ, удостоверяющий личность – паспорт, более того, четырнадцатилетний подросток обязан его получить;
- с пятнадцати лет ребенок приобретает право высказывать свое решение на медицинское вмешательство, быть принятым на работу с неполным рабочим графиком, если имеется документ об окончании общего среднего образования;
- с шестнадцати лет – человек имеет право трудиться по договору 35 часов в неделю, являться членом кооператива, вступать в брак при наличии существенных на это причин (беременность, угроза жизни), осуществлять родительские права своих отпрысков.
С момента шестнадцатилетия до совершеннолетия сохраняются все вышеперечисленные полномочия. По достижению возраста 18 лет, совершеннолетний гражданин приобретает полную дееспособность, которая позволяет осуществлять все права и обязанности, закрепленные кодексами государства.
Как научить школьника в 9–11 лет и старше убирать за собой
Как приучить ребенка к порядку в комнате и навыкам опрятности, если ему 9 лет и более, если в раннем возрасте навык аккуратности так и не сложился? Способ напрямую зависит от того, как ребенок себя ведет. Обычно по поведению уже можно сказать, в чем причина проблемы:
-
Ребенок упрямится, разводит грязь, бесконечно откладывает дела на потом? Значит, от природы это обстоятельный и медлительный человек. Причем с раннего детства его ритм жизни не совпадал с родительским: мама требовала делать все быстрее, не копаться и, вероятно, срывала с горшка. Если вы хотите изменить ситуацию — запаситесь терпением и вернитесь на шаг назад. Применяйте рекомендации для более раннего возраста. Главное — создать ребенку комфортный, неторопливый ритм. Дайте больше времени на выполнение любой задачи. Не торопите, не подгоняйте, не обрывайте в речи и во время любого начатого процесса — дайте довести его до конца. Ваше понимание и поддержка играют для такого ребенка решающее значение.
-
Ребенок разбрасывает все вокруг, мельтешит, попытки убраться бросает на полпути? Это амбициозный шустрик, который просто испытывает дефицит дисциплины. Опять же, вернитесь на шаг назад и создайте ребенку нужные условия для развития: режим, структуру в пространстве и времени, систему правил и ограничений.
-
Ребенок часто вспыхивает гневом, норовит сбежать из дому? Это юный «вождь», который противится чрезмерному давлению. Опасная ситуация: тут уже не до уборки. Что делать — описано выше. Более подробно можно почитать в статье Вождь краснокожих. Коллизии воспитания неслабонервных. Часть 1
Уход за младшими детьми
Десятилетки уже в состоянии помогать маме или другим родственникам ухаживать за малышами. Например: сменить памперс, погулять с коляской во дворе, приготовить смесь и покормить с бутылочки. Однако эта помощь не должна становиться чрезмерно обременительной. Девочка — еще сама ребенок, и ей нужно личное время. А делать из нее бесплатную безотказную няньку — только вредить ей.
В случае с более взрослыми детьми, 3-7 лет, десятилетка вполне может водить и забирать их из детсада (если он находится недалеко), а также играть с ними на улице, помогать с уроками. И опять-таки, подобная помощь не должна отнимать личное время (2-4 часа) и возможность полноценно высыпаться, питаться, учиться и т. п.
Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому
Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»
Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.
Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.
Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому
Или, наоборот, способен на большее.
Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.
Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.
Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.
Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.
Занятия, игры и игрушки для ребёнка в 8-9 лет
В этом возрасте при необходимости можно проводить с ребёнком занятия на развитие памяти (разучивание стихов, пересказ текста), внимательности (наблюдение за изменениями в окружающей обстановке, в звуках, словах), логического мышления (решение задач, объединение предметов в группы и поиск различий). Любые занятия лучше проводить в форме игры.
Игры для детей 8-9 лет:
Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на себя образы героев фильмов, комиксов, мультфильмов.
Подвижные: «Царь горы», «Куча мала», «Выше ноги от земли», игры с мячом, скакалкой, спортивные игры и др.
Настольные: «Морской бой», «ходилки», шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают мышление, логику).
Игры на развитие памяти и внимательности: «Съедобное-несъедобное», «Повтори движение», «Найди отличия» (на картинке), «Что изменилось?» и др.
Игрушки для детей 8-9 лет
Конечно, куклы, машинки и интерактивные игрушки долго не теряют своей актуальности. Но наиболее полезными для развития в этом возрасте считаются: пластилин, краски, конструкторы, пазлы, головоломки, различные наборы для творчества и детских научных экспериментов. Игрушки несут ещё одну важную функцию – отвлечение ребёнка от компьютера и телевизора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его именно таким способом.
Не забывайте о том, что не за горами подростковый возраст, и к этому времени важно суметь стать для ребёнка не только наставником и примером во всём, но и другом, который в любой момент способен выслушать, понять, принять и поддержать
Как приучить ребенка выполнять обязанности по дому
Чтобы приучить дошкольника помогать, родителям необходимо набраться терпения и придерживаться следующих правил:
Не отказывайтесь от помощи малыша, даже если потом придется корректировать результаты его труда.
Учитывайте возраст помощника, привлекая его к трудовым действиям.
Если возраст крохи невелик, заинтересуйте его.
Покажите, где находятся инструменты для работы, и как надо правильно выполнять порученное дело.
Именно родители оказывают поддержку, поэтому каждое новое поручение сначала выполните вместе, а потом предоставьте дошкольнику самостоятельность.
Похвала – это необходимость
Таким образом ребенок увидит результаты и важность своей деятельности.
Не ждите, что результат будет идеальным. Маленький помощник только получает навыки трудовой деятельности.
Демонстрируйте положительную модель поведения
Только если вы сами трудолюбивы, аккуратны, любите порядок и чистоту, эти качества появятся и у малыша.
Физическое развитие
- Бег. Ребенок должен уметь бегать медленно, с ускорением, быстро, меняя скорость движения. Уметь бегать быстро на короткие дистанции, медленно на длинные (500м). Мальчики и девочки должны освоить навык бега с высоко поднятыми коленями, на носочках, с широким шагом, с подпрыгиванием. Во время движения уметь перепрыгивать небольшие препятствия, не сбавляя скорость, менять направление движения без снижения темпа;
- Прыжки. Уметь прыгать на 1 и 2 ногах вперед, вверх, в стороны, через небольшие препятствия;
- Лазать. Уметь лазать вверх и вниз по лестнице, радуге, канату, веревочной лестнице;
- Висеть на руках. Повиснув на перекладине, уметь оторвать одну руку и провисеть на второй несколько минут, вернуть руку в прежнее положение. Повиснув на турнике, приподнимать свое тело минимум до половины длины руки, чтобы плечо и предплечье были в положении 90 градусов относительно друг друга;
- Ползать. При необходимости проползти на четвереньках, по-пластунски под предметом или натянутой веревкой;
- Наклоняться вперед, в стороны. Во время упражнения “наклон вперед” дотягиваться пальцами рук до пола;
- Приседать. Выполнять приседание, не отрывая пятки от пола, сохраняя спину прямой, не терять равновесие во время упражнения;
- Ездить на велосипеде, роликах, коньках;
- Игры в бадминтон, настольный теннис, мяч.
Домашние обязанности детей 3-4-5 лет.21 Февраля 2011 в 17:45
Домашние обязанности трехлетнего ребенка
• Собрать и положить игрушки в соответствующее место.• Положить книги и журналы на полку.• Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.• Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.• Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.• Самому раздеться — с некоторой помощью одеться.• Вытереть за собой следы «детской неожиданности».• Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки. Убрать вещи на нижнюю полку.
Домашние обязанности четырехлетнего ребенка
• Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками (с некоторой помощью).• Помочь убрать бакалейные товары.• Под тщательным наблюдением помогать с покупками бакалейных товаров.• По расписанию кормить домашних животных. Помогать прибирать в саду и во дворе.• Помогать расстилать и убирать постель.• Помогать мыть посуду или загружать посудомоечную машину (с некоторой помощью). Протирать пыль с мебели. Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья и т. п.).• Помогать накладывать еду в тарелки на семейных обедах.• Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на кекс, залить сверху мороженое джемом и т. п.).• Делиться с друзьями игрушками (практика вежливости).• Доставать из почтового ящика почту.• Сообщать родителям, когда выходит из дома поиграть, где будет находиться.• Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых и без постоянного с их стороны внимания.• Развешивать носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке.• Помогать складывать полотенца.
Домашние обязанности пятилетнего ребенка
• Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.• Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.• Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол. Нарвать салата-латука.• Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.• Расстилать и убирать постель и убирать комнату.• Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.• Чистить раковину, туалет и ванную.• Чистить зеркала, если они низко расположены.• Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую — цветное.• Складывать чистое белье и убирать его.• Отвечать на телефонные звонки.• Помогать по уходу за двором.• Оплачивать мелкие покупки.• Помогать мыть машину.• Помогать выносить мусор.• Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений. Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним. Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.
http://www.semya-rastet.ru/razd/objazannosti_rebenka_po_vozrastam/
теги: Домашние обязанности детей,
Рейтинг: 5 Всего оценок: 25
Что должен уметь делать ребенок по дому в 7-9 лет
С тем, что домашние заботы это не эксплуатация детского труда, а формирование важных черт человеческого характера мы определились, а значит, приступаем от теории к практике.
Определяем круг домашних обязанностей, которые ребенок 7-9 лет мог бы взять на себя:
- убирать в квартире: пылесосить, подметать, мыть пол, вытирать пыль;
- раскладывать и развешивать по местам свои вещи (чистую одежду вешать в шкаф, а грязную относить в стиральную машину или корзину для грязного белья);
- следить за состоянием своей обуви, мыть ее в случае необходимости, всегда ставить на место;
- самостоятельно собирать портфель и отвечать за его содержимое;
- поливать цветы;
- носить нетяжелые покупки, разбирать сумки с продуктами, когда семья пришла из супермаркета;
- заботиться о домашнем питомце: мыть, кормить, вытирать лапы, менять содержимое лотков;
- мыть посуду и раскладывать ее по местам;
- застилать свою постель;
- накрывать на стол и протирать стол после приема пищи;
- готовить элементарные блюда: бутерброды, салат, утреннюю кашу;
- помогать родителям с приготовлением основных блюд: натереть на терке морковку, порезать лук, почистить картошку, налить в кастрюлю и поставить на огонь воду для супа или макарон, сварить яйца;
- рассортировать и постирать в стиральной машине одежду, развесить стирку (если дома есть невысокая напольная сушилка);
- знать, какие именно вещи ему необходимо надеть в школу или на прогулку, где и в каких шкафах они лежат;
- помогать взрослым с младшими братьями и сестрами: побыть рядом с малышом, покормить, развеселить, поиграть, погулять за ручку.
Если у вас есть дача или загородный дом, ребенок 7-9 лет легко может помочь вам:
- граблями убрать прошлогодние листья,
- станет вашим напарником в ручной распилке досок,
- вместе со взрослым сможет выкопать или закопать яму,
- самостоятельно полить грядки,
- собрать созревшие фрукты и овощи с кустов.