Немного истории
Первое упоминание о Тильзите в хрониках Тевтонского ордена произошло в 1385 году, а право быть городом Герцог Альбрехт даровал ему в 1552 году. Уже в XVII-XVIII вв. через Тильзит совершаются поездки русских и иностранных посольств. Именно здесь 7 июля 1807 года подписан Тильзитский мирный договор между Россией и Францией (Александр I и Наполеон), а 9 июля – между Пруссией и Францией. В 1845 году под Тильзитом открыта сыроварня, выпускавшая знаменитый “Тильзитер”. Позже рецепт перевезён в Швейцарию. В начале XX века построен мост королевы Луизы через реку Мемель (Неман), имеющий огромное торгово-экономическое и политическое значение. На его открытии присутствовал принц Фридрих Вильгельм Прусский с женой. 22 октября 1944 года мост взорван немецкими инженерами, чтобы помешать продвижению советских войск. Восстановлен спустя три года. В 1945 году советские войска вступают в Тильзит. Кёнигсбергская область становится Калининградской, а город Тильзит – Советском. Таким образом, история этого небольшого города насыщена событиями международного масштаба.
Музей истории города Советска
Созданный в апреле 1987 года, музей истории города расположен на первом этаже старинного жилого здания, выстроенного на рубеже XIX-XX веков в стиле модерн и являющегося объектом культурного наследия регионального значения. В коллекции музея — 4160 предметов: старинные вещи и предметы быта, фотографии, почтовые открытки.
Музей истории города Советска
С 2015 г. структурным подразделением музея является Туристско-информационный центр (ТИЦ) города Советска, что на ул. Ленина, 4. На базе ТИЦа работает музей Яснодора Калиниченко – главы санатория «Советск», заслуженного врача России, кандидата медицинских наук, поэта. Здесь также открыт небольшой выставочный зал, а также превосходно оборудованный конференц-зал для тематических мероприятий.
Адрес: ул. Победы, 34.
Первые годы существования СССР
Это было время больших перемен. Почти постоянным был вопрос о национальной делимитации, так как ареал расселения национальностей часто не совпадал с географическими границами республик.
Особенно заметно это было в Средней Азии. После серии встреч и переговоров были сформированы Туркменская, Киргизская и Узбекская республики. Они вошли в состав СССР в 1925 году.
Сложность заключалась и в том, что понятия единства и дружбы народов у представителей разных национальностей иногда кардинально различались. Но, пусть и с трудностями, молодое советское государство крепло. День образования СССР был праздником.
Договор о создании СССР предусматривал гибкость в принятии новых членов. К 1940 году в составе Советского Союза было 15 республик.
Памятник королеве Луизе
Адрес: Городской парк культуры и отдыха
Памятник любимой немецким народом королеве Луизе был открыт 22 сентября 1900 года в парке Якобсруэ. На торжественной церемонии открытия присутствовал император Вильгельм II. Памятник изготовлен немецким скульптором Густавом Эберлейном из белого каррарского мрамора.
Высота фигуры прекрасной королевы — 3 метра, а пьедестала — 5 метров. Королева Луиза облачена в королевскую мантию, на голове диадема, в одной руке — ниспадающий плащ, в другой — букетик васильков.
После Второй мировой войны памятник был безвозвратно утрачен. На его месте какое-то время находился футболист с мячом из гипса. Памятник королеве Луизе был создан вновь на деньги Евросоюза — более 14,8 млн руб. были выделены по программе приграничного сотрудничества. 6 июля 2014 года памятник был торжественно открыт на прежнем месте.
Памятник королеве Луизе — это символ города, одна из важнейших достопримечательностей Советска. Кстати, в городе Зеленоградске тоже увековечена память о королеве, там в честь нее названы бювет, сквер и гостиница, установлен бюст.
Что такое зарница
Самая захватывающая игра того времени была ЗАРНИЦА. Проводилась она 23 февраля, в День Советской Армии. В школе всех участников игры делили на две команды. Игра начиналась с построения на линейке. Командиры команд сдавали рапорт главнокомандующему, поднимали флаг и получали задания. Здесь же перед всеми ставилась боевая задача, рассказывались правила игры и условия судейства. Команды отправлялись на задания по маршрутному листу.
Обычно основное действие игры проходило в близлежащем лесу. Но, до того как добраться до леса, по пути проверялись строевые и военные навыки. Здесь нужно было выполнить множество разнообразных заданий: пройти полосу препятствий и минное поле, показать себя в ориентировании по карте и владении рацией. В лесу ученики встречались со своими соперниками, и начиналась перестрелка снежками и самая веселая заключительная часть игры – «Захват знамени», или «Захват высоты». У каждой команды своя база, свой флаг. Цель команды – захватить базу и флаг противника, но при этом удержать свою высоту и спасти своё знамя. К этой части ЗАРНИЦЫ готовились заранее. Из картона и цветной бумаги мамы вырезали погоны и пришивали их к одежде детей. Пришивали очень крепко, чтобы было как можно труднее их оторвать. Погоны – это главный атрибут жизнедеятельности участника игры. Погоны сорваны – значит «убит». Сорван один погон – значит «ранен». В командах определялась тактика и стратегия захвата, распределялись люди, всё как в настоящих военных действиях. В заключение игры учеников, мокрых и снежных, немного замерзших, ждали полевая каша, горячий чай и подведение итогов. А на следующий день на линейке победители и лучшие ребята получали подарки и грамоты.
Как Германия распалась на две половины
После Второй мировой территория Германии была поделена на четыре оккупационные зоны — американскую, французскую, британскую и советскую. Подразумевалось, что страны-оккупанты наведут порядок в стране, потерпевшей поражение в войне, и благополучно отвалят. Так получилось со всеми, кроме СССР.
Знак с благодарностью советским солдатам на дороге у Балтийского моря. ГДР, 1974 год.
Летом 46-го года в стране сформировались временные ландтаги (парламенты), где в равной степени было представлено несколько партий. Осенью прошли выборы, и большинство в ландтагах получила Социалистическая партия Германии (СЕПГ). Она в равной степени состояла из коммунистов и социал-демократов, но тут настало время для красной магии. В следующую пару лет из СЕПГ выдавили всех, кроме коммунистов; многих просто депортировали в СССР. Когда в 1949 году был принят закон Федеративной Республики Германии, восточная часть Германии заявила о том, что она его не признает, и у нее будет своя республика — Германская Демократическая. Руководящие посты в ней заняли члены СЕПГ.
Выпас овец на площади в Дрездене, 60-е.
Новые власти провели национализацию почти всех предприятий, учредили сельхоз-кооперативы; повысились нормы выработки на заводах. В 52-м между двумя Германиями провели границу. Летом 53-го ошалевшее от закручивания гаек население Восточного Берлина вышло на акцию протеста, требуя отставки правительства; волнения пошли по всей ГДР. Восстание в Берлине подавили силами армии, а до конца лета обстановка стабилизировалась: рабочим восстановили прежние нормы выработки, взлетевшие ранее цены на продовольствие понизили. События того лета в СССР связали с влиянием Запада и назвали “фашистским путчем”.
Советская демонстрация в городе Шталинштадт, 50-е.
В ФРГ на отделение Востока отреагировали в 55-м так называемой доктриной Хильштейна: согласно ей, Западная Германия прекращала дипломатические отношения не только с ГДР, но и со всеми ее партнерами, кроме СССР.
Советск
Образ моста был навеян расположенной вблизи Немецкой орденской церковью с ренессансными мотивами. За порталом на городской стороне в сторону реки устремлялись три стальные арки — каждая 105,6 метров длиной; 49,8 метра высотой, на пяти опорах из красноватого шведского гранита. Всего мост был 416,3 метров длины, с левобережной эстакадой 27,72 метров и правобережной 49,28 метров. 12-метровый разводной пролет разместился у левого берега, перед порталом. Сложные работы по возведению быков в русле реки и концевых арок провело казенное строительное управление. Опоры у фарватера строили специалисты-кесоннщики из Грюнберга. Они же исполнили стальные пролеты и двойной разводной механизм — электрический, и на случай обесточивания, ручной. Электричество не только освещало и разводило мост: предусматривались особые лебедки, которыми несамоходные баржи можно было протаскивать против течения и ветра. Вся эта механика размещалась в двух островерхих домиках перед порталом, вытесанным каменщиком Карлом Шиллингом из прочного песчаника . Вершину портала венчал богатый четырехметровый картуш с медальоном королевы Луизы. Два игривых ангелочка держали спадавшие с него цветочные гирлянды, воспоминания о тех, которыми сто лет назад встречали королеву. Над тротуарами портал украсили рельефы, символизирующие мореплавание и земледелие—весь этот декор создал скульптор Стефан Вальтер из Фриденау под Берлином, там же они отливались из бронзы Мартином Пильцингом. Через три года строительства, 18 октября 1907 года мост открылся для движения. С 1 мая 1914 года по 1944 год по мосту ходил электрический трамвай. В послевоенные годы тильзитская трамвайная сеть не восстанавливалась. 22 октября 1944 года немецкие инженерные части взорвали мост, чтобы задержать продвижение Красной Армии. Были уничтожены пролёты моста и северный портал.
Мост королевы Луизы был восстановлен в 1947 году. Поначалу пролеты были деревянными. С сохранившегося южного портала моста сняли барельеф королевы Луизы, в 1964 году на его место поместили герб Советского Союза. Также изменили обозначенную на портале дату: 1907 год заменили на 1947 год и убрали немецкую надпись Konigin Luise Brucke. К весне 1965 года деревянный мост прекратил свое существование, современный мост построен в 1965-1966 годах. После распада СССР мост стал пограничным между Россией и Литвой. 6 марта 1995 года с портала моста сняли герб СССР. Широкомасштабная реставрация портала была проведена в 2002-2003 годах. В ходе этих работ были восстановлены все утраченные детали портала: вернулся на своё историческое место барельеф королевы Луизы, бронзовые вазы и прочие архитектурные элементы главной арки моста. Были отреставрированы домики для технического оборудования моста, сам мост получил подсветку.
Дешевые авиабилеты
Найти отель
История основания
Его история начинается в 1589 году. Город занимал остров Царицын, расположенный на месте впадения одноимённой реки в Волгу. Именно реке Царица этот населённый пункт обязан своим первым названием — Царицын. Он во все времена имел стратегическое значение в военных конфликтах и различных смутах. На момент основания гарнизон крепости отбивал набеги кочевников на речные караваны в районе волгодонского перешейка.
На протяжении неспокойных XVII—XVIII вв. город несколько раз подвергался разорению и сожжению. Смутное время стало для него периодом первых серьёзных испытаний. Город, поддержавший лжеправителей, был сожжён правительственными войсками. Заново он был отстроен в 1615 году уже не на острове, а на берегу Волги.
Во время многочисленных восстаний и крестьянских войн этого периода Царицын находился в эпицентре событий. Последним значительным столкновением этого времени стала оборона города от отрядов Емельяна Пугачёва. Царицын стал единственным поселением в низовьях Волги, которое не покорилось Пугачёву. За отважные действия комендант крепости был пожалован званием генерала.
Со второй половины XVIII века, из-за значительно расширившихся границ, город становится тихим и спокойным поселением.
XIX век становится для Царицына временем активного расширения и развития. Открываются школа, аптека и кофейня. Появляются промышленные предприятия. Во второй половине века город становится крупным железнодорожным узлом. Удобство положения и развитая инфраструктура позволяют открывать в нём крупные промышленные предприятия: металлургический и орудийный завод, керосиновое производство.
Период спокойной жизни и развития был остановлен трагическими событиями начала XX века. Во время Гражданской войны Царицын стал оплотом большевиков в волжском регионе. Он выдержал 3 штурма белогвардейцев. В этих событиях не последнюю роль играл И. В. Сталин , командующий в это время Северокавказским военным округом.
В результате четвёртой попытки, поселение на короткое время оказалось под контролем белой армии. В начале 1920 года Царицын окончательно стал подчинен красной армии. Эти события причинили много горя жителям города, и значительно ослабили его хозяйство.
Вслед за этими трагическими событиями в поселение пришёл голод, унёсший жизни нескольких миллионов человек
Помощь горожанам оказали иностранные благотворительные организации, а хороший урожай и окончание Гражданской войны в 1923 году стали началом нового подъёма отважного города на Волге
В советском государстве не могло быть города с названием, напоминающим о царском прошлом страны. Было принято решение переименовать его. В 1925 году Царицын был назван Сталинградом в честь человека, отличившегося при обороне города от белогвардейских отрядов. Именно под этим названием поселение на Волге станет всемирно известным местом.
20−30 годы стали для Сталинграда периодом активного развития промышленности и социальной сферы. Восстанавливались уже имеющиеся предприятия и строились новые: тракторный и метизный заводы, судоверфь. Активно развивался городской общественный транспорт, велось жилищное строительство, развивались образование и медицина. Сталинград рос и благоустраивался.
Сочинение когда моя мама училась в школе
Когда моя мама училась в школе
Сочинение №1 для 6 класса
Когда мама училась в школе, у них в классе было 17 человек. 8 мальчиков и 9 девочек.
Мама училась в сельской школе. Классов было не много. Школа была одноэтажной, старой постройки. На улице для физкультуры было футбольное поле и турники со шведской стенкой.
Зимой после уроков мама любила лепить снеговиков и делать штабики. С одноклассниками часто играли в снежки.
Был свой огород, там все дети весной работали. Они учились сажать и выращивать овощи. Еще девочек учили печь и шить, а мальчиков учили делать вещи из дерева.
Тогда еще не было современного оборудования. Не использовались проекторы и мультимедийные доски. Уроки информатики проходили на старых компьютерах. Темы информатики были другими. Программ, которыми мы сейчас пользуемся, не было. Информатику вела учитель математики.
Мама говорит, что школы за последнее время сильно изменились. Стали лучше, но свою школу ни на что не променяет.
Сочинение №2
Когда я училась в школе все было по другому. Подобные высказывания от родителей или бабушек, наверняка, слышал каждый ученик. Наши родные очень часто сравнивают свое детство с нашим, свои школьные годы с нашими.
Чаше всего они это делают с целью убедить нас, чтобы мы лучше учились, проводили больше времени за чтением книг или по нескольку раз повторяли уроки дома. Разумеется, все дети должны осознавать, что родитель желает всего только самого лучшего для своего ребенка.
И всякие упреки, сравнения делаются для того, чтобы ребенка заставить лучше учиться, ведь только получив много знаний человек может стать пригодным для общества и найти хорошую работу по душе.
Совет
Каждый ученик по неволе задумывается как же все было идеально и хорошо во времена, когда мама училась в школе. На самом же деле все совсем не так. И во времена учебы родителей и бабушек, и в наше время есть и отличники и ребята с совсем плохой успеваемостью. Это естественное явление и никак не связано со временем или эпохой.
Более того, можно смело утверждать, что в наше время, в двадцать первом веке, гораздо легче учиться и гораздо больше возможностей почерпнуть знания из самых разных источников.Знания – это не только то, что написаны в учебнике. В повседневной жизни требуется гораздо больше знаний и умений, чем дает учебник.
Простое умение пользоваться компьютером и другими высокими технологиями тоже считается знанием, и, при том, очень полезным знанием.
Главное иметь желание учиться и развиваться. А у каждого современного ученика есть очень много шансов, чтобы учиться.Очень сложно представить, а ведь были же времена, когда наши сверстники не имели возможности получить самые минимальные необходимые знания. Не было школ, учителей.
А если и находился умный человек, готовый учить детей, то какого-то здания, или помещения для этого дела было просто невозможно найти.Учитывая все факторы, можно смело сказать, что нынешнее поколение и вес будущие имеют и будут иметь еще больше шансов для учебы и совершенствования, чем наши родители или дедушки и бабушки.
6 класс, ГДЗ 578 — ГДЗ по Русскому языку за 6 класс: Ладыженская Т.А. Баранов М.Т.
Наталья Чернова
Наталья Чернова
Наталья Чернова стала самой возрастной выпускницей Казанского федерального университета. Получила степень магистра теологии пенсионерка в 64 года. Перед тем, как поступить в университет, бабушка посещала курсы при храме Серафима Саровского, а после решила углубиться в изучение религии.
На обучение Наталью благословил священник, что было для неё очень важно. Свой диплом возрастная студентка написала на тему «Канонические документы РПЦ: традиции и новаторство», получив вполне заслуженную похвалу
Это не первое высшее образование в копилке Черновой. В 1975 году она закончила политех, но тяга к знаниям снова вернула её за парту. Как говорит сама Чернова: «Пенсия — это отличное время для учёбы, так как появилось много свободного времени, да и дети подросли».
Мост Королевы Луизы
Пограничный мост через реку Неман длиной 416 метров назван в честь королевы Луизы — популярнейшей исторической личности в Пруссии и Германии. Работы по возведению моста начались в 1904 году и были завершены 19 октября 1907. Торжественное открытие моста было приурочено к столетию заключения Тильзитского мира. На открытии присутствовали принц Фридрих Вильгельм Прусский с женой. В честь этого события были отчеканены памятные медали.
Въезды на мост оформляли красивые порталы. Главное украшение южного портала — барельеф королевы Луизы из бронзы. В 1944 году мост был подорван немцами для задержания движения Красной армии. Северный портал и пролеты моста были уничтожены, южный портал, к счастью, уцелел.
В 1947 году мост был восстановлен, сначала он был деревянным, с 1965 года его сделали железобетонным. В советские годы на Южном портале вместо королевского барельефа висел герб СССР. Барельеф Королевы Луизы вернулся на место после реставрации моста в 2002-2003 годах.
Другая сторона моста относится к самому маленькому литовскому городу Панямуне. Когда-то его территория была правобережной частью Тильзита, а мост соединял две части города, разделенные рекой. В 1920 году согласно Версальскому договору северная часть города была отделена от Германии и мост стал пограничным.
Во времена Третьего рейха отделенная территория снова вошла в состав Восточной Пруссии. Вновь пограничным мост стал после распада СССР, когда Литва стала независимым государством.
Как можно оценить российское образование
В сфере образования в России занято чуть больше 5,5 миллионов человек. Это много – учителей больше, чем чиновников или медиков, и примерно столько, сколько занято людей в сельском хозяйстве. В процентном отношении это больше 15% от всех работающих в стране.
Большая часть этих людей работает на государство (конечно, есть и частные детские сады, школы, колледжи и вузы, но их меньшинство), поэтому именно от государства непосредственно зависит то, как работает образование.
Охарактеризовать состояние российской сферы образования однозначно не получится – с чем-то у России относительно неплохо (число людей без начального общего образования старше 25 лет – всего около 0,2%), а в чем-то есть проблемы (зарплаты учителей).
Оценить же уровень образования можно только в сравнении с другими странами. Один из главных индикаторов – то, сколько государство тратит на образование. В России это 3,5% от ВВП или 10,8% от суммарных государственных расходов. В сравнении с другими странами это не так уж много:
- в Великобритании на образование тратится 4,9% от ВВП или 12,4% от расходов государства;
- в Южной Корее – 4,1% от ВВП и 14% от расходов государства;
- в Швеции – 5% от ВВП и 11,6% от суммарных расходов государства.
Однако эти цифры говорят не так уж много – бюджет Южной Кореи на 2020 год составляет 423,2 миллиарда долларов, а расходы федерального бюджета России – эквивалент 296,7 миллиардов долларов, и это при населении Кореи втрое меньше российского.
Что касается уровня образования взрослого населения, то проблема безграмотности была побеждена много десятилетий назад в СССР (впрочем, большинство стран мира ее тоже победили). Так, в России 94,2% жителей старше 25 лет имеют образование на уровне среднего общего (11 классов) и выше.
Высшее образование есть у 30,2% людей в возрасте от 25 до 64 лет, в среднем по развитым странам цифры примерно такие же: от 18,7% в Италии до 35,7 в Великобритании. Однако доступность высшего образования – скорее часть политики государства, поэтому эти цифры тоже мало о чем говорят.
Поэтому относительно взвешенную оценку российскому образованию могут дать только международные оценки. Первая из них – индекс уровня образования, который используется ООН для расчета Индекса развития человеческого потенциала (ИЧРП). Индекс учитывает 2 показателя – долю грамотного взрослого населения и долю учащихся заведений среднего и высшего образования.
Россия сейчас находится на 32 месте между Грецией и Лихтенштейном с показателем 0,832. Считается, что развитые страны должны иметь уровень выше 0,8, в идеальном случае – 0,9 (но таких стран немного). Лидируют в Индексе Германия, Австралия и Новая Зеландия.
Также очень важны рейтинги стран по качеству среднего и высшего образования. Прежде всего, это результаты анализа Международной программы оценки образовательных достижений (PISA), в которой школьникам выставляются оценки по читательской, математической и естественнонаучной грамотности.
В 2018 году Россия оказалась на 31-33 местах из 79 стран мира по разным направлениям. В 2015 году позиции России были выше, хоть баллов тогда российское образование набрало меньше (но и стран-участниц рейтинга было меньше).
Интересно, что в исследовании посчитали показатели отдельных 3 регионов России, и по читательской грамотности школьники Москвы заняли третье место после Сингапура и китайских провинций.
Что касается рейтинга стран по уровню вузов, здесь стоит учитывать Рейтинг лучших университетов мира, который ежегодно публикует журнал Times Higher Education (THE) из Великобритании. Он оценивает более 1300 вузов из 92 стран мира, и в 2019/2020 учебном году в него вошли 39 российских вузов.
Лидерами из России стали:
- МГУ им. Ломоносова – занял 189 место в рейтинге;
- МФТИ – попал в группу с 201 по 250 место;
- ВШЭ – попала в группу с 251 по 300 место;
- ИТМО и НИЯУ МИФИ – попали в группу с 401 по 500 место.
Российские вузы попадают и в другие рейтинги по качеству образования – но, как правило, это те же МГУ, СПбГУ, МГТУ им. Баумана и другие громкие имена.
Так что по международным оценкам российское образование сложно назвать совсем депрессивным, но и первые места в мировых рейтингах страна тоже не занимает.
Памятник тильзитскому трамваю
Трамвайная линия в Тильзите была открыта в 1901 году и существовала до 1944 года, трамвай ходил и по мосту королевы Луизы. После войны советские власти ликвидировали трамвайную систему заменив ее на автобусы. Раньше о том, что в Тильзите ходили трамваи, напоминали только остатки трамвайных рельсов и столбы.
В августе 2012 года на улице Победы был установлен в качестве памятника тильзитскому трамваю трамвай МС-4. Об был изготовлен в 1933 году в Ленинграде на Путиловском заводе. В отличие от тильзитского трамвая, который был узкоколейным, путиловский трамвай предназначен для традиционных в России рельсов (1524 мм).
Мост королевы Луизы
Мост через реку Неман, архитектурный символ города, был построен в 1907 году и имеет длину 416 метров. Торжественное открытие моста приурочили к столетнему юбилею со дня заключения Тильзитского мира. В наши дни мост является пешеходным и автомобильным, но для прохода и проезда по нему требуется Шенгенская виза: на том берегу уже Литва, входящая в Евросоюз.
Мост королевы Луизы
До войны по мосту также ходил трамвай. В 1944 году мост был взорван отступающими фашистами. В 1947 году его восстановили, а после распада СССР мост королевы Луизы приобрёл статус пограничного объекта. Изображение его портала, похожего на триумфальную арку, используется в качестве одного из основных символов города Советска.
Военный коммунизм и НЭП
Четырехлетняя Гражданская война внесла свои коррективы в планы индустриализации. Большевики были вынуждены ввести политику военного коммунизма, чтобы избежать голода и восстаний пролетариата в городах. Насильственная экспроприация сельскохозяйственной продукции у крестьян вызвала оппозиционные настроения в сельской местности и крестьянские бунты.
Ленин начал стратегическое отступление. Была разработана новая экономическая политика – НЭП. Крестьянам предоставили право продажи излишков продукции на рынке. Большевики разрешили частную розничную торговлю.
Государственная монополия во времена НЭПа сохранялась только в банковском деле, на транспорте, в тяжелой промышленности и коммунальном хозяйстве.
Новая экономическая политика принесла свои плоды, экономика возродилась. После смерти Ленина в 1924 году, как только Советский Союз вновь столкнулся с нехваткой продовольствия и денег, Сталин начал проводить политику раскулачивания и экспроприации. Эпоха НЭПа закончилась.
Печальные итоги
Несоответствие пути развития страны в реальности и замыслов ее создателей произошло не из-за структуры самого государства или провальной идеологии. Те, кто основал СССР, в образовании СССР видели первый крупный шаг к созданию великого государства.
Их идеи, в которые верили миллионы, не осуществились в полной мере из-за ошибок и перегибов конкретных людей в руководстве страны, неверного выбора приоритетов и методов управления.
Частично замыслы отцов-основателей реализовались. На 1/6 части планеты было построено социалистическое общество, пусть и далекое от идеала. К распаду страны привели ошибки в экономической политике, которую проводили престарелые руководители.
Можно много писать и говорить об ошибках, репрессиях, бюрократии, коррупции и тому подобных вещах. Но следует осознавать, что все они связаны с конкретными личностями, возглавлявшими СССР в тот или иной период.
Сама идея социалистического государства не была бесперспективной, что доказано 70-летним его существованием.
В 1922 году основан СССР. В каком страшном сне делегатам первого съезда Советов могло присниться, что инициатором его распада в будущем станет Генеральный секретарь ЦК КПСС?