При каких болезнях высовывается язык
Не только расслабление и покой, но и целый букет болезней может означать «умилительная гримаса» кошки с высунутым языком.
Болезни органов дыхания
При рините кошки высовывают язык.
Ларингит, гайморит, риниты и даже воспаление легких – всем этим могут болеть не только люди. Если у котика течет из носа, он тяжело дышит, вывалив язык, необходимо начинать лечение. Правильную схему назначит врач, не стоит рисковать здоровьем питомца и пытаться спасти его самостоятельно.
Сердечно-сосудистая недостаточность
Как в острой, так и в хронической форме неправильная работа сердца, вызывающая дефицит снабжения кислородом органов, тканей опасна для жизни кота. Владельцу стоит немедленно отправляться в клинику или приглашать ветеринаров на дом, если кошка дышит, высунув язык, он тяжело и часто дышит, почти не двигается, нарушен ритм работы сердца. Сердечные проблемы тесно связаны с дыханием, любое нарушение его частоты должно настораживать.
Отравление
Кашель, перханье, а затем рвота, вздутие, сильная перистальтика в кишечнике и диарея – симптомы вероятного отравления животного. Рвотные позывы заставляют кота высовывать язык.
Функциональные нарушения головного мозга
Нарушения кровообращения после черепно-мозговой травмы, инсульта, инфекционных болезней может сказать на координации движений, ограничить контроль над собственным телом, его мышцами. Заметив, что кошка ходит с высунутым языком, хотя раньше подобное было ей несвойственно, проконсультируйтесь с ветеринарами. Грамотное и качественное лечение помогает избавиться от тяжелых последствий нарушений кровообращения, но не всегда это получается, если животное почтенного возраста.
Неправильный прикус
Неправильный прикус у кота, может стать причиной высунутого языка.
Исправить прикус животного удается нечасто. Если особенности породы предполагают такую патологию, стоит запомнить, что для заводчиков и выставочных площадок животное не подходит. Но любить, холить и лелеять создание любителям кошечек никто не запрещает, а характер их из-за прикуса совершенно не меняется.
Стресс
Волнение, испуг, страдание, отрицательные и положительные эмоции – все э то вызывает стресс, возбужденное состояние нервной системы, при котором вполне нормальным считаются одышка, слюноотделение и высунутый язык.
Роды
Ощущая приближение схваток, кошечка начинает вести себя очень беспокойно, бесконечно вылизывает себя, часто дышит, сидит с высунутым языком, прятаться или просить максимального внимания
Желательно заранее подготовиться к важному событию, позволить кошечке удобно устроиться в корзине, обеспечить покой и безопасность
Высокая температура
Высунутый язык может говорить о том, что кошке слишком жарко, если в помещении или на улице слишком высокая температура. Жару животные переносят очень плохо, желательно поместить питомца в более комфортные условия. Если же температура окружающей среды нормальная, а животное явно горячее обычного, нужно вызывать ветеринаров – скорее всего, кошка больна, начался воспалительный процесс или вирусная инфекция.
Остальное
Среди причин, из-за которых животное высовывает язык, могут быть стоматиты, зубной камень, застрявшая в глотке кость. Любители кошек часто говорит о том, что заставить любимицу показать язык могут некоторые хитрости.
Интересно. Некоторые умники, внимательно наблюдая за хозяевами, замечают, что их хозяева умиляются при виде розового язычка. Повторив несколько раз трюк и вызвав поощрение, животные начинают ловко манипулировать людьми, показывая язык всякий раз, когда хотят внимания, ласки или что-то вкусненькое. Манипуляторы они замечательные.
А еще коты и кошки высовывают язык от звука расчески или отрываемого скотча. Похоже, эта реакция совершенно рефлекторная, ведь удержаться не может никто: услышав хруст зубчиков, треск клейкой ленты, коты начинают зевать, потом облизываться, замирая с высунутым языком. Вероятнее всего, это связано с воспоминаниями о раннем детстве, когда мать тщательно вылизывала малыша, а затем себя, издавая похожие звуки. Но точно об этом пока не сказал ни один из заинтересовавшихся явлением любителей и профессионалов
Зачем коты высовывают язык
Учимся пересказывать
В этом деле нам помогут не столько речевые игры, сколько упражнения, потому что умение рассказывать — это в первую очередь умение выстраивать последовательность.
Попробуйте, например, делать что-то, следуя указаниям ребенка: строить домик из кубиков, рисовать, лепить, готовить салат — фантазия не ограничена. Условие: ребенок — командир. Он говорит, с чего начать, как продолжить, видит, что получается в результате, замечает успехи и недостатки своих указаний, учится корректировать их, то есть использовать связную речь.
Пробуйте вместе пересказывать знакомые сказки и небольшие рассказы. Очень хороши для этого произведения В.Сутеева. Они красочно и понятно проиллюстрированы автором, доступны и интересны по содержанию. Иллюстрации в них служат опорными картинками для пересказа.
Еще одна игра хорошо развивает речевую память — “Волшебная цепочка”. Первый игрок произносит предложение из двух слов — основу. Далее игроки по очереди распространяют эту основу, добавляя к ней новые слова в произвольном месте
Важно не сбиться, правильно повторить то, что уже было сказано, добавив что-то своё. Например: “Идет дождь. Идет сильный дождь
Сегодня идет сильный дождь. Сегодня весь день идет сильный дождь. Сегодня весь день идет сильный, холодный дождь”. И так далее
Идет сильный дождь. Сегодня идет сильный дождь. Сегодня весь день идет сильный дождь. Сегодня весь день идет сильный, холодный дождь”. И так далее.
Все эти занятия доступны детям примерно с 4 лет.
Как работает логопед
Если родители все-таки решают обратиться к логопеду, то они могут быть уверены, что специалист сможет решить проблему с речью их ребенка буквально за 1-2 месяца. После посещения логопеда вопрос, как научить ребенка говорить букву «р», больше не будет беспокоить.
Для начала, на первом занятии, логопед проведет специальное обследование, при помощи которого определит уровень развития речи. У всех врачей разные подходы к лечению дефектов речи, суть их в одном.
В основном тактика лечения врачей основывается на раздражении языка специальными инструментами (палочкой, зондом). Это помогает разработать тонкую моторику и, соответственно, научиться выговаривать буквы.
Кроме того, логопед может дать парочку полезных советов о том, как научить ребенка выговаривать букву «р», например, выполнять различные упражнения по графику.
Успешность работы с ребенком во многом определяется его индивидуальными особенностями. Не стоит отчаиваться, если не получается все сразу. Нужно быть терпеливым и хвалить ребенка даже за небольшие достижения.
Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика
Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.
Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».
Упражнения для дыхания
«День рождения». Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.
«Полет снежинки». Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это — снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох — плавный, длительный через рот.
Упражнения для губ
«Заборчик». Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.
«Хоботок». Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!
«Лягушка». Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.
Упражнения для языка
«Иголка». Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.
«Лошадка». Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.
«Варенье». Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.
«Качели». Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.
Делаем «Барабанщик» и другие полезные упражнения, как это показано на видео:
Уроки дикции для детей: бесплатные видео для занятий на дому
Дикция лучше всего формируется в возрасте 4-5 лет, когда многие вещи воспринимаются в форме игры. Но начинать тренировать лучше с года, как только малыш научился выговаривать первые слова. Если ребенок
не очень хорошо разговаривает для своего возраста, не стоит спешить обращаться к неврологу, логопеду. Проблему можно решить регулярными неутомительными занятиями: делать артикуляторную гимнастику, логопедические упражнения и массаж, произносить короткие скороговорки с трудно сочетаемыми звуками. Главное делать
акцент на проблемных звуках: шипящих, рычащих, глухих.
ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН собрали в статье лучшие видео уроки по тренировке дикции для детей, по которым можно заниматься самостоятельно в домашних условиях.
Почему ребёнок может не выговаривать звук Р
Звук Р — один из самых сложных в произношении в русском языке. Ведь чтобы он звучал правильно и чётко, ребёнок должен иметь хорошо тренированный речевой аппарат и развитую амплитуду и вибрацию языка. А малыш только учится управлять своим языком. Именно поэтому данный звук ещё не может освоить двухлетний ребёнок. Редкие дети овладевают им в три года.
Знаковым же возрастом считается пять лет. Если в это время кроха ещё не произносит Р, то родителям стоит побеспокоиться: обратиться к логопеду либо начать заниматься с ребёнком самостоятельно
Это очень важно сделать, поскольку до поступления в школу остаётся два года: период, чтобы речь ребёнка стала правильной
Если малыш посещает в детский сад, то в средней группе (там находятся дети пятилетнего возраста) обычно проходит плановый осмотр логопеда. По крайней мере, так происходит в нашем городе. Если в данном дошкольном учреждении имеется специальная логопедическая группа, то ребёнка переводят туда (с согласия родителей), могут дать направление в другой логопедический садик или же просто рекомендуют ему занятия со специалистом.
Если же ребёнок не посещает детский сад, то родители самим в пятилетнем возрасте стоит показать его логопеду.
В пять лет речь ребёнка долен оценить логопед, чтобы выявить возможные нарушения
Произношение звука Р является неправильным в следующих случаях:
- Ребёнок просто пропускает звук в слове, «проглатывает» его (ко_ова, га_аж).
- Заменяет сложный Р на более простые звуки — Л, Ы, Й (лыба, дейево).
- Звук Р произносится гортанно (на французский манер) либо с вибрацией (как в английском языке).
Как объясняла мне логопед детского сада, последний вариант наиболее сложен для коррекции. Ведь переучивать чему-либо всегда сложнее, чем учить с нуля.
В целом ребёнок может не выговаривать звук Р по ряду причин:
- Короткая уздечка языка. Ребёнок просто не в состоянии дотянуться язычком до верхнего нёба. Эту патологию можно исправиться специальными упражнениями, в тяжёлых же случаях требуется хирургическое вмешательство (степень недоразвитости определяет логопед).
- Недостаточная подвижность речевого аппарата, особенно языка (его слабая амплитуда и вибрация). Часто это бывает у детей-молчунов. Дефект также корректируется специальными упражнениями.
- Физиологическое нарушение дыхания. Когда воздух выходит в неправильном направлении, звуки могут произноситься неправильно (носовое Р). Причиной патологии может стать хронический насморк, увеличение аденоидов, слабая наполняемость лёгких, проблемы с сердцем. Помочь в этом случае может специальная гимнастика.
- Расстройство фонематического слуха. Малыш искажённо интерпретирует услышанное слово, путает в нём звуки (например, не «пижама», а «бизяма», не «дудка», а «тутка»). При этом звук Р чаще всего пропускается. Некоторых взрослых это до поры до времени умиляет, однако частое повторение подобных слов лишь закрепляет их неправильное произношение.
Как научить ребенка выговаривать «р»
Усадите ребенка перед зеркалом и для начала покажите, как нужно выполнять упражнение, предложив ребенку повторить за вами. Вытянете язык и положите его на передние зубы и подержите 15 секунд. Потом предложите повторить упражнение ребенку. Пускай ребенок повторит это упражнение 3-5 раз.
Второе упражнение помогающее поставить правильную букву «Р» такое: ребенок должен широко открыть рот и языком стучать по бугоркам за передними зубами и произносить букву «Д». Повторяйте такое упражнение в течение 20 секунд.
Также случается так, что ребенок выговаривает букву «Р» в определенных слогах, например «ре» и «рё», а в остальных не может. Повторяйте с ним эти слоги, а потом после упражнения просите говорить слова с другими гласными, и так постепенно ребенок сам поймёт разницу в произношении и с каждым разом будет говорить всё лучше и лучше.
Выяснив причины не правильного произношения слов и букв, и соблюдая рекомендации специалистов вы поставите со своим ребенком правильную речь.
Что делать, если ребенок в 5 — 6 лет не выговаривает
шипящие —Ш и Ж . О том,как научить ребенка правильно произносить буквы Ш и Ж , мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:
Звуки «ш» и «ж» сложны по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают их сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Есть много вариантов неправильного произношения этих звуков: их или вовсе опускают, или произносят нечетко, или заменяют другими (чаще всего «с» и «з»). Не останавливаясь на причинах этих искажений, расскажем кратко о том, как научить ребенка правильно произносить «ш» и «ж».
Что делать, если ребенок не выговаривает «ж»?
При произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при звуке слабые. Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения.
Звук «ж» сложен по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают его сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Существует несколько вариантов неправильного произношения этого звука: или его вовсе упускают, или произносят нечетко, или заменяют другим (чаще всего «з»).
Нарушение звука «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто этот недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать «ж» правильно.
Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков. Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь. Отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребёнком смысл слов, отличающихся одним звуком.
Разминка для языка
Чтобы лучше получалось выговаривать звук, можно использовать разминку для языка, которая состоит из следующих упражнений:
- Сначала округляем губы, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхать воздух с добавлением воздуха при произнесении шипящего звука.
- Широко распластать язык, загнуть его кончик и высовывать с приподнятыми боковыми краями.
- Лопатообразно высунутый язык поочередно поднимать к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губе.
- «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу, 5 раз открывать и закрывать рот.
- «Пирожок»: рот раскрыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края, досчитать до 15, а затем повторить.
Разминка для губ
Губы играют немаловажную роль при произнесении шипящих. Они должны вытягиваться вперёд «хоботком». Но подобную форму губам удаётся придать не сразу. Придётся вновь прибегнуть к артикуляционным упражнениям:
- губы слегка округлены;
- «улыбка» – улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 7 секунд;
- «трубочка» – вытянуть губы трубочкой.
Основные методы постановки звука «ж»
Постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. К методам, которые могут помочь поставить звук «ж», относят:
Первый метод – по подражанию, когда внимание ребенка фокусируется на движениях, положениях артикуляционного аппарата.
Второй метод – механический. Используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля.
Третий метод – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.. При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки
При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.
Для тренировки буквы «ж» можно прибегнуть к таким упражнениям:
- Чистоговорка: «ЖА-ЖА-ЖА. Мы видела ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Есть иголки у ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Я нашел ежа. ЖИ-ЖИ-ЖИ. Живут в лесу ежи.»
- Ребенок должен научиться образовывать множественное число существительных – гараж-гаражи, нож-ножи, уж-ужи и т. д.
- «Жук жужжит» – ребенку нужно представить, как жужжат жуки, и изобразить этот звук. Положение губ должно быть правильным – округлены и немного выдвинуты вперед. Широкая часть языка поднимается к бугоркам за верхние зубы, а изо рта должна выходить теплая воздушная струя.
А как работают с детьми логопеды для постановки звука «ж», Вы можете посмотреть в данном видео:
Формы дислалии
- Мономорфная (простая)
- Страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч).
- Полиморфная (сложная)
- Страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш).
- Физиологическая (возрастная)
- Нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития.
- Функциональная
- Нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
- Нарушена способность произвольно принимать и удерживать определенные позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Нарушение звукопроизношения может быть связано с неумением различать, дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Степень тяжести определяется степенью выраженности дефекта и количества нарушенных звуков.
- Органическая (механическая)
- Обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата (неправильные прикусы — прогения, прогнатия, «толстый» язык, короткая уздечка и т.д.).
Трудная буква «Л»
Ребенок может не выговаривать букву «Л», и это будет отчасти нормально. Звук этот вызывает сложности, потому что дети могут его не слышать в словах, как например, в слове «солнце». Поэтому они довольно часто также опускают его в своей речи. Беспокоиться родителям нужно, если у малыша проблемы с этим звуком не прошли после достижения им 5 лет.
Упражнения для развития аппарата
Как научить ребенка говорить букву «Л», особенно если он упорно ее игнорирует? Специалисты рекомендуют начать с подготавливающих упражнений. Такими часто пользуются профессиональные логопеды. Для начала предложите малышу представить себя лошадью. Его задача – громко цокать языком, так чтобы имитировать звук копыт. Причем необходимо менять громкость – от звонкого цоканья до совершенно беззвучного. Следите за тем, чтобы нижней челюстью ребенок не шевелил.
Не менее эффективным будет и упражнение «Дуновение ветерка». Для этого малышу необходимо приоткрыть ротик, улыбнуться и поместить кончик языка между зубами. Далее он должен закрепить его, слегка прижав зубами. Проверьте, чтобы с двух сторон языка осталось пространство – через него он будет впускать и выпускать воздух. Далее малышу нужно начинать активно дуть.
Подготовительным упражнением к произнесению звука «Л» можно считать и «Пароход». Для его исполнения нужно слегка приоткрыть рот и протяжно гудеть звук «Ы». Кончик языка в этот момент должен смотреть вниз.
Когда надо обратиться к логопеду
Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» и «Ж» происходит между третьим и пятым годами жизни.
Нарушение произношения исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными
Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш» и «Ж»
Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» и «Ж» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.
Причины плохого звукопроизношения
По логопедическим нормативам правильное произношение должно сформироваться к среднему дошкольному возрасту. Однако даже у старших дошкольников наблюдаются нарушения дикции. Специалисты приводят данные о том, что труднее всего детям дается произнесение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ. Несовершенство дикции может проявляться в неверном произнесении звука, замене одного на другой (машина-масына), его пропуске. Специалисты выделяют основные причины плохого произношения. К ним относятся строение речевого аппарата, недостаточное развитие фонематического слуха, восприятия, отношение родителей.
Как правильно работать над становлением звуков?
При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.
Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.
Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.
Когда надо обратиться к логопеду
Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» и «Ж» происходит между третьим и пятым годами жизни.
Нарушение произношения исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными
Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш» и «Ж»
Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» и «Ж» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.
Какие занятия подходят для буквы «Л»
Конечно же, сложно научиться правильному произношению без скороговорок и стихов. Именно они позволяют максимально эффективно обучиться правильному произношению. Например, можно громко пропеть сочетание разных слогов, начинающихся с буквы «Л»: ле-ла-ло-лу-ли и т.д.
Конечно же, стоит использовать и схожее упражнение, которое применялось для изучения буквы «Р». Выберите побольше слов с буквой «Л»: лес, ломоть, любовь, ласка и т.д., и начинайте проговаривать их, после чего малыш должен повторить их за вами точь-в-точь.
Как еще можно научить ребенка выговаривать букву «Л»? Можно поиграть в следующую игру. Выберите разные слова, среди которых будут и те, что содержат букву «Л». Предлагайте ребенку задания, при помощи которых он сможет обнаружить искомые слова. Чтобы было веселее играть, подготовьте дидактический материал – в игре ребенок лучше усваивает учебный материал.
Логопедические упражнения на букву «Р»
Перед тем, как стараться научить ребенка выговаривать «Р», начните с ним специальные логопедические занятия, способные подготовить речевой аппарат к занятиям. Одно из таких называется «Моторчик». Выполняется оно следующим образом: ребенок должен положить пальчик под язычок, а затем начать двигать языком от щеки к щеке и при этом рычит. Если малышу сложно понять, что вы от него хотите, покажите на своем примере.
Еще одно упражнение выглядит так: малыш широко улыбается (причем очень широко), языком при этом нужно проводить по задней стенке верхнего ряда зубов. Нижняя челюсть при этом должна оставаться полностью недвижимой.
Можно использовать и язычок для развития звука «Р». Просто достаточно подразниться. Язычок расслабьте и высуньте наружу. Кончиком начинайте двигать в разные стороны: наверх и вниз, вбок.
Упражнение «Змейка» позволит подготовить нужные мышцы для правильного говорения. Для его выполнения ребенок должен высунуть язык и тянуть его к носу и подбородку по очереди, Также придется покусывать кончик языка для активизации нужных мышц.
Приёмы отработки звука «Ж» с детьми
Работа по исправлению ошибочного произношения ребенком звука «Ж» должна проходить в несколько этапов:
- Наблюдение за его произношением и поиск источника дефекта.
- Выбор методики работы.
- Отработка правильного произношения.
- Автоматизация полученных навыков.
Процесс наблюдения
Первым этапом в работе с неправильной речью всегда должно быть наблюдение за произношением ребенка
Очень важно определить, какова причина неправильного звучания «Ж». Существует несколько вариантов его ошибочного произношения:
- проглатывание звука «Ж»;
- замена на «В» — губно-зубной парасигматизм;
- произношение «Г» — носовой сигматизм;
- «Д» вместо «Ж» — призубный парасигматизм;
- замена на «Щ» или «З» — шипящий и свистящий парасигматизм.
Родитель должен проследить за артикуляцией и дыханием малыша при произношении звука. После определения причины исправить дефект намного проще. Так, например, замена на другие звуки – это чаще всего следствие неправильной артикуляции — значит, в первую очередь, акцент нужно делать на ее коррекцию.
Иногда ребенок неправильно направляет струю воздуха – это можно увидеть по надувающимся щекам или слабому потоку воздуха – тогда помимо артикуляционной составляющей надо подключать дыхательные упражнения.
Если у малыша не получается воспроизводить звонкость, нужно тренировать голосовые связки.