Для начала предлагаю вспомнить основные известные факты истории Древней Спарте
- Основные законы Спарты были приняты правителем Ликургом, которые позаботился о том, чтобы они оказались неоспоримыми и вечными. Он покинул территорию страны, взяв со всех спартанцев клятву, что все законы будут сохранены до его возвращения в неизменном виде. Но на родину он так и не вернулся, совершив на чужбине самоубийство и завещав свое сжечь свое тело и развеять прах над водой, чтобы даже пепел его не попал в Спарту.
- Спартанцы гордились своей культурой и берегли ее от чужеземцев. Им запрещалось покидать территорию страны. Раз в несколько лет с территории Спарты выгонялись все чужаки, чтобы они не научили чему-то плохому спартанцев, а сами не научились от них хорошим привычкам.
- Дети в Спарте считались собственностью государства. После рождения все без исключения проходили тщательный отбор у старейшин. Все слабые и искалеченные безжалостно сбрасывались в пропасть либо отправлялись в специальную яму, где умирали от голода и холода. Сильные и здоровые возвращались в семью, где воспитывались до шестилетнего возраста. Затем передавались в специальные государственные учреждения на воспитание.
- Спартанцы обучались только тому, что реально пригодиться в их жизни. У них не было ни наук, ни людей, которые им занимаются. Все их воспитание было сведено к тому, что бы они умели подчиняться и стойко переносить мучения и страдания, а в битвах либо умирать за Спарту, либо возвращаться с победой. Если ты родился в Спарте, то твоя учесть – стать солдатом, других вариантов не рассматривалось. Единственное, чем все-таки учили спартанцев, так это чтению и только в рамках необходимости. Все дополнительные и альтернативные образовательные системы были запрещены. Считалось, что любое дополнительное образование будет отвлекать спартанца от битвы, и он перестанет слушать своего командира.
- Спартанцы носили круглый год один единственный гиматий, который представлял собой кусок ткани на голое тело. Они не принимали водные процедуры, не ходили в бани и вообще никак не заботились о своем теле.
- Спартанцы спали все вмести на ложах из ими собранного тростника. При этом они не использовали никаких орудий, а делали себе спальные места голыми руками.
- Старшие по возрасту спартанцы имели права расспрашивать младших о том, куда они ходят и чем занимаются. Если кто-то осмеливался не отвечать на подобные вопросы, то его ругали и бранили все присутствующие. Отказ от ответов на вопросы сопровождался физическими наказаниями, так же наказывались и те, кто присутствовал и публично не побранил нарушителя.
- Провинившиеся в чем-либо спартанцы должны были обходить центральный алтарь в городе и петь песню, в которой публично себя ругает.
- Питание юношей было скудным и однообразным, по мнению спартанцев, это приучало их к ощущению постоянного голода и помогало его легче переносить. Считалось, что это готовит их к войне, приучает их тело к отсутствию еды на длительное время, приучает довольствовать тем, что есть и употреблять в пищу то, что попадется под руку. Считалось, что скудная пища залог гибкого и красивого тела. Национальной едой считалась «черная похлебка» — суп из мяса, крови и уксуса. Это был практически деликатес для каждого жителя Спарты.
- При этом юношам разрешалось воровать продовольствие, более того, это поощрялось государством, но попавшиеся на воровстве наказывались поркой и голодом. Воровство обучало юношей нападать на сонных и ленивых стражей. А скудный рацион питания способствовал развитию дерзости и целеустремленности.
- Спартанцы не занимались умственным трудом, все философы, поэты и ученые просто изгонялись из государства. Спартанцы не занимались и ручным трудом, за них его выполняли илоты, общественные рабы. Спартанцы и не были знатоками военного дела, они не были сильны в обороне и стратегии ведения боевых действий. Единственными их сильными навыками были навыки ведения пеших боев и боев один на один.
Поощрение воровства
Спартанское воспитание подразумевало то, что мальчики получали минимум необходимых вещей. Например, обувь уже относили к роскоши, поэтому дети ходили босыми. Еды давали ровно столько, сколько нужно, чтобы ребенок не умер от голода. С другой стороны никто не запрещал красть еду, но при этом не нужно было попадаться. Если поймали на горячем, жестокого избиения и лишения даже малейшего пайка тебе не избежать!
Драки за сыр
Это было что-то вроде регулярного фестиваля. На алтарь богини Артемиды клали кусок сыра. Голодные дети сходились и начинали драться за эту еду. Зрители имели право «мотивировать» участников драки при помощи плетей. Иногда детей забивали на смерть. Но людям нравилась эта забава, все смеялись и веселились, наблюдая за детскими драками.
Ужасная еда
Один путешественник, побывавший в Спарте, описывая местный обед написал:
Он упомянул некий черный бульон. Это было мясо, которое варилось в смеси крови, уксуса и соли. Обедали спартанцы в одной палатке. Черный бульон — основное блюдо, всем доставалось по одному небольшому кусочку мяса.
Если хочешь больше — иди на охоту. Например, убив оленя, спартанец должен был разделить его на всех, но себе мог взять дополнительную порцию, чтобы отнести домой. Это был единственный случай, когда спартанец имел право поесть дома…
Избиение за неправильные ответы
После ужина помощник надзирателя начинал задавать детям различные каверзные вопросы. Например, «кто лучший человек в городе?» Дети должны были хорошо продумать ответ, чтобы его сочли умным, но на это давалось минимум времени.
Если кто-то не справлялся, его били по рукам. Интересно то, что за всем этим наблюдали надзиратели. И если они считали, что их помощник был слишком строгим или слишком мягким во время викторины, его также избивали.
Образование делает тебя слабее
Спартанец — это воин. А значит, он не может быть философом, фермером, ремесленником или торговцем. Традиционное испытание для спартанца — это опасная роскошь. Максимум, чему его могли научить, — это читать, и то по необходимости. Тратить свое немногочисленное свободное время на какие-то вычисления или философские мысли о бытие было строго запрещено. Воин должен был быть готовым в любой момент выполнить приказ!
Публичное избиение
Ежегодный фестиваль под названием Diamastigosis — это ничто иное, как публичное избиение мальчиков до полусмерти. Интересно то, что участвовать в нём было огромной честью. Дети сами хотели чтобы их избили. Они мечтали доказать, что смогут выдержать намного больше, чем о них думают.
Это развлечение было настолько диковинным, что многие римляне приезжали в Спарту специально ради того, чтобы посмотреть на это. Спартанцы даже создали что-то вроде театра, куда продавали билеты, тем самым получая прибыль от Римской империи.
Криптия
Спартанских рабов называли илотами, и отношение к ним было просто ужасным. Во время ритуала под названием криптия мальчикам выдавали кинжалы и немного еды. Они должны были сидеть в засаде где-то неподалеку того места, где работали илоты. Дождавшись ночи, мальчики нападали на рабов и убивали всех, кто не смог убежать, постоять за себя или спрятаться. Криптия давала спартанцам небольшую практику реального боя и напоминала илотам об их месте в обществе.
Спартанские надгробия
Умереть от старости — огромный стыд и позор. Таких людей хоронили в безымянных могилах. Чтобы получить надгробие с именем, нужно было умереть в бою. Тогда тебя похоронят со всеми почестями. Женщины также могли получить надгробие только в одном случае — смерть во время родов.
Вот такое суровое общество! В современные нормы морали спартанское воспитание точно не вписывается. Но с другой стороны мы живем в совершенно другое время.
Если этот материал показался вам интересным, непременно поделитесь им с друзьями и знакомыми!
Спартанское воспитание. Касается каждого, эфир от 01.02.2018
111252
00:44:53
01.02.2018
13 января многодетные родители Бондарук готовились к празднованию старого Нового года. 28-летняя Наталья, как обычно, вышла днем на прогулку с детьми, и больше не вернулась. На следующий день Наталья сама позвонила мужу и сообщила, что больше не вернётся, подает на развод и навсегда забирает детей. Женщина обвинила своего мужа в жестоком обращении с детьми и обратилась за помощью в редакцию. От чего на самом деле сбежала мама? Сегодня в студии «Касается каждого» супруги впервые встретятся после побега Натальи. Мы попытаемся выяснить особенности спартанского воспитания, которые применял к своим детям отец и на самом ли деле им угрожает опасность?
«Касается каждого» — телевизионный проект, который меняет жизнь.
«Стосується кожного» — телевізійний проект, який змінює життя.
Подписывайтесь на канал «Касается каждого» на Youtube –
🤍
«Касается каждого» в Facebook –
🤍
Официальная страница Андрея Данилевича –
🤍
Подписывайтесь на канал «Интера» в Youtube –🤍
Официальная страница «Интера» в Facebook – 🤍
Сайт телеканала «Интер» – 🤍
Как воспитывали спартанцев? / Какое было воспитание детей в Древней Спарте?
1869
42
3
00:05:53
07.08.2021
️Подписывайтесь на канал, чтобы увидеть больше интересных видео и не пропустить новые: 🤍
В наше время трудно представить, как воспитывали спартанцев в Древней Спарте. С самого рождения, ребенок не управлял своей судьбой, так как за него уже было предначертано: будет ли он жить, чем заниматься и кем быть. О том, как воспитывали спартанцев, вы наверное знаете из фильмов или книг. Но соответствует ли это все действительности и реально ли в таких суровых условиях росли будущие спартанцы? И все-таки какое было воспитание детей в Древней Спарте? В этом видео вы подробнее узнаете, как обучались и воспитывались дети в Спарте, чем занимались девочки, когда как мальчики вовсю становились воинами и какими по итогу они должны были стать.
Самые актуальные новости про образование смотрите на нашем канале — ИНТЕЛСФЕРА.
#образование #воспитание #интелсфера
Спасибо огромное за Просмотр! Я читаю все комментарии, и отвечаю на большинство вопросов под видео, так что пиши обо всем, что тебя волнует!
#спартанцы #воспитаниедетей #спарта
ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПОЛЕЗНОСТЕЙ:
Советы студентам: 🤍
Российские ВУЗы / Российские университеты: 🤍
Профессии / Поступление в ВУЗ / Самоопределение: 🤍
Университеты мира / ВУЗы в разных странах: 🤍
ОГЭ / ЕГЭ: 🤍
Авторские школы / Методики обучения / ТРИЗ: 🤍
Школы России: 🤍
Школы в разных странах / Европейские школы / Школы Азии / Американские школы: 🤍
ИНТЕЛСФЕРА — это про обучение и лайфхаки, которые точно пригодятся в учебе.
Мы расскажем, как учиться, и покажем, где это сделать лучше всего.
Смотрите видео на канале и узнаете:
Зачем нужно дистанционное обучение?
Как пережить сессию и сдать экзамены?
Как попасть в элитную школу?
Или как поехать учиться за границу?
И многое-многое другое…
Приятного просмотра!
У слабых детей не было шансов на выживание
Если дитё рождалось слабенькое, с болезнями, родовыми травмами, его бросали на верную смерть, что случалось постоянно. После того, как родился младенец, отцы относили младенцев к старейшинам в городе.
Они обследовали ребенка на заболевания с уродствами. Когда что-либо обнаруживали, отдавали приказ бросать мальчика в специальную яму, в ней он помирал от голода. Когда дети выживали, то им обещались свободные земельные участки, но шанс выжить был минимальный. Больше половины младенцев, родившихся в Спарте, умирало.
Это интересно: 5 самых глупых вещей, которые изменили ход истории: изучаем со всех сторон
Ликург Спартанский
Ликург Спартанский.
Ликург Спартанский происходит из царского рода Спарты, который восходит к потомству мифического Геракла. Геракл, в припадке безумия, лишил жизни своих сыновей.
Геракл. Миф о Геракле погубившем своих сыновей.
Подобно Гераклу, спартанские правители били и уничтожали сыновей своего народа, если считали их физически слабыми.
Созданный правителями Спарты уклад жизни в государстве, в долгосрочной перспективе, способствовал вырождению и упадку. Получив недолгое преимущество перед противниками, Спарта сошла с политической арены. Потому, что если в основании государственности стоит жестокость, неразвитость научной мысли, то оно неминуемо приходит в упадок. Спарта осталась в истории как музейный экспонат.
Законодатель Ликург Спартанский, сам жил и воспитывался в другом общественном укладе, и лишь теоретически мечтал о государстве, которое он попытался создать. Надо отметить и тот факт, что общество тогда, еще не знало христианской мысли, а языческая культура весьма жестока.
История Спарты, учит человечество тому, что жестокость не может быть основой стабильного, мощного, процветающего государства в долгосрочной перспективе. Некоторые законы древнего государства Спарта, являются преступными по отношению к людям.
Народное образование в Спарте
В своей классической форме спартанское образование имело
очень конкретную цель: «обучение» гоплитов (именно тяжелая пехота
создала военное превосходство Спарты, которое было побеждено только
тактическими инновациями афинского Гитикрата и великих фиванских полководцев
четвертого века). Организованное исключительно в интересах государства, это
образование было полностью в его руках. Получение надлежащего образования было
необходимым, хотя и недостаточным условием для осуществления гражданских прав.
Педантичный закон имеет дело с ребенком еще до его рождения:
В Спарте проводится настоящая евгеническая политика. Как только ребенок
рождается, он должен быть представлен в лешах перед комитетом старейшин:
Будущего гражданина принимали, только если он был красив, хорошо сложен и
силен; хрупких и калек бросали в бездну апофеты.
До достижения ребенком семилетнего возраста государство
доверяет свою власть семье: По мнению греков, образование еще не начиналось —
до семи лет речь шла только о «кормлении грудью», которым спартанские
женщины всегда овладевали. Лаконичные мокрые медсестры пользовались большим
спросом на рынке и особенно ценились в Афинах.
Достигнув семилетнего возраста, маленький спартанец
переходил во владение государства — с этого момента он принадлежал ему
бессрочно до самой смерти. Образование в истинном смысле этого слова длилось с
седьмого по двадцатый год жизни. Это была прямая обязанность специального
чиновника, фактического комиссара по народному образованию. Ребенок был принят
в молодежную организацию, иерархия которой имела некоторые аналогии со
скаутингом, а еще больше — с молодежными движениями тоталитарных фашистских
государств
Сложная и живописная лексика, используемая для обозначения классов
года, привлекала внимание ученых как древних, так и современных
В двадцать или двадцать один год молодой человек, получивший
образование, но еще не вполне отвечающий требованиям безжалостного
тоталитарного государства, вступал в ряды взрослых мужчин, которые в первую
очередь были «игроками в мяч».
Аналогию со скаутингом можно продолжить: Спартанские дети
были распределены по отрядам, подобно «стаям» или
«войскам». Ими тоже руководили взрослые молодые люди, двадцатилетние
ирландцы. Дети были разделены на небольшие группы, похожие на
«шестерки» или «патрули», во главе которых стоял самый
энергичный из их членов, получивший завидный титул «лидера патруля».
Таким образом, государственное образование является
коллективным; оно забирает ребенка из семьи, чтобы поместить его в сообщество
сверстников. Однако переход происходит постепенно: в первые четыре года
«волки» собирались только для игр и упражнений. Только с двенадцати
лет юноша подчинился более строгой дисциплине и покинул отчий дом, чтобы
отправиться в интернат, точнее, в казармы, которые он не мог покинуть до
тридцати лет, даже будучи женатым.
Воспитание женщин в древней спарте. Женщина в античном мире
Самый первый свой подвиг молодая Аталанта совершила во время Калидонской охоты. Артемида послала на Калидон огромного свирепого вепря за то, что царь Ойней не принес ей жертву. В охоте за вепрем, которую возглавил Мелеагр, участвовало много народу, в том числе, юная женщина, непорочная и быстроногая Аталанта. Большинство мужчин возражали против участия женщины, но Мелеагр, влекомый похотью, настоял на своем. Первая пролитая кровь оказалась кровью двух присоединившихся к охоте кентавров. Они хотели вдвоем овладеть Аталантой, но она сразила их выстрелом из лука. В течение длительной тяжелой охоты Аталанта нанесла чудовищу первое и решающее ранение, после чего его добил Мелеагр, который решил отдать трофей (голову и шкуру вепря) Аталанте. Однако сыновья Фестия посчитали унизительным отдавать шкуру убитого зверя женщине, в то время как мужчины тоже участвовали в этой охоте. Они настаивали на своем естественном праве на трофей, коль скоро Мелеагр отказался от него. Тогда разъяренный Мелеагр убил их обоих.
Унижение юношей
Женщины в Спарте могли общаться с мужчинами в общественных местах (скандал для любого другого греческого города-государства).
Более того, спартанские женщины всегда искрили своей остроумностью. Они публично унижали мальчиков во время их обучения, выделяя слабых.
Такая “дедовщина” проявлялась на публичных празднествах, на которых хор девушек стоял перед дворянами Спарты и пел песни о недостатках юношей. Во время таких выступлений доставалось даже самым перспективным войнам. Излишне говорить, что спартанцы считали публичное унижение стимулом для совершенствования.
В следующий раз, когда вы почувствуете стыд за ошибку на работе, просто порадуйтесь, что хор из девочек-подростков не будет слагать об этом песни.
Агогэ — система воспитания мальчиков всех полноправных граждан Спарты
Древнеримский историк Плутарх писал, что при рождении всех детей осматривали старейшины и, найдя следы болезни или увечий, сбрасывали со скалы Апофеты. Ну, Плутарх жил много позже настоящих спартанцев, а раскопки в ущелье выявили только останки взрослых: с этой же скалы скидывали дезертиров, трусов и прочих не очень уважаемых граждан. Так что вполне возможно, что это лишь красивый миф. Тем более в Спарте для больных, увечных и опустившихся людей существовало специальное обозначение – гипомейоны, так что хилый ребенок вполне мог избежать смерти и отделаться зачислением в касту «неполноценных».
В 7 лет мальчика забирали у родителей и отдавали в специальные военные лагеря, где из детей одиннадцать лет делали воинов. Их плохо кормили — они воровали еду из деревень илотов; им не давали одежду — красный плащ был единственным, что можно было носить с 12 лет. Спартанские дети спали на жестких прутьях, а чтобы согреться, кидали поверх крапиву, которая, обжигая, разгоняла кровь по телу.
Символом стойкости духа спартанцев служит история, когда голодный мальчик поймал лисенка, чтобы съесть его, и спрятал под плащ. Подошедший к нему воспитатель ничего не заметил, так как ребенок в этот момент разговаривал спокойным голосом, в то время как лисенок прогрызал его внутренности. В итоге мальчик умер.
Их учили быть солдатами: марш-броски, физкультура, воинские упражнения, холод и голод должны были сделать из юных спартанцев самых выносливых и умелых воинов. Спартанцы-подростки нападали на деревни илотов и убивали мужчин – так их приучали к крови. Взрослые спартанцы перед кругом подростков напаивали илотов вином до состояния животных – так юных спартиатов раз и навсегда отучали от алкоголя.
Есть версия, что спорт как самоцель был не в почете у спартанцев и использовался лишь как способ обучения военному делу. Тем более им был чужд культ красивого тела: «Спарте нужны не атлеты, а воины».
Последним испытанием при обучении была порка в храме Артемиды. Спартанца пороли мокрыми розгами до первой капли крови, но, если тот издавал хоть звук, начинали сечь все сильнее, пока он не замолкал. Случалось, что кого-то запарывали до смерти.
Лаконичность
Река Эвротас, рядом со Спартой. Крупнейшая река Лаконии.
Слово «лаконичность» происходит от названия области Древней Греции — Лаконии, в которой находился древний город Спарта. Лаконичность — это краткий и емкий способ выражения мыслей, подходящий для отдачи военных приказов. Во время сражений необходим краткий и меткий язык, позволяющий быстро выражать мысли и мобилизовать войско.
Для тех людей, которые тонко чувствую мир, способных к высокоинтеллектуальной деятельности необходим богатый словарный запас, для точного выражения своих мыслей. А краткая форма изложения мыслей не всегда может подойти.
Краткость сестра таланта, только тогда, когда необходимо выразить основную мысль. А для глубокого научной работы необходимы обширные, подробно изложенные знания. Краткость хороша тогда, когда она является квинтэссенцией знаний.
Если же лаконичность, скованность словарного запаса, является постоянным спутником человека, то она начинает мешать ему познавать в полном объеме окружающий мир, делиться чувствами и переживаниями.
У людей с ограниченным чувственным восприятием — скудный словарный запас. Ограниченность словарного запаса, может быть и свидетельством ограниченности интеллектуальной деятельности.
Возможно, древняя Спарта может послужить историческим примером того, каким может стать общество находящееся в условиях постоянной военной опасности. Какие черты характера могут сформироваться в людях. Возможно, Спарта превратилась в страну «психопатов», людей с расстройством психики?
В устройстве спартанского общества, теоретически, существовали и положительные идеи, но из-за постоянного ведения войн они не смогли воплотиться в реальности.
Спарта
Спарта (Лакедемон) — это древнегреческое государство, расположенное на полуострове Пелопоннес в области Лакония.
Древняя Спарта. Карта.
Древняя Спарта обладала военным могуществом в античном мире и в V в. до н. э. считалась наиболее сильным государством.
Появление такого военизированного государственного устройства, обусловлено историческими событиями. В те далекие времена, у человечества еще не было таких знаний, которые бы позволили защищаться от враждебных племен с помощью научных достижений. Войны дикарей происходили непосредственно между людьми, примитивным способом.
Для своего выживания, общество Спарты объединилось и создало военную систему, которая позволила им занять доминирующую позицию в своем жизненном пространстве. Появление такого военного государства, свидетельствует о том, что его соседи не уступали по жестокости спартанцам.
Древняя Греция. Ваза. Воины.
Если посмотреть на древнюю Спарту с точки зрения психологии, то в период своей военной мощи, устройство Спарты, может послужить примером государственного образования созданного тиранами, а ее систему воспитания «агогэ», можно назвать «школой жестокости» или «системой травмирования».
Женщины спартанки. Бытовой аспект
В жизни каждого человека есть целый ряд областей, куда не дано проникать постороннему: воспитатели здесь бессильны. Есть опыт, который каждая девушка должна не столько изучить, сколько рано или поздно пережить сама. В «фаллической фазе» — так 3игмунд Фрейд называет пятый и шестой годы жизни — ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность; причем девушка, чтобы вжиться в роль женщины, берет за образец свою мать. В возрасте своенравном, когда любят задавать вопросы, подрастающая девочка проявляет повышенный интерес к жизненным процессам, но наталкивается на строгость или молчание. Всякая потребность в сексуальном знании подавляется с помощью запретов. Если маленькая девочка бессознательно или во сне трогает свои гениталии, мать отводит ее ручку. Девочка должна научиться сублимировать присущую ей наблюдательность и легкую возбудимость. Каждый день малютка слышит все те же предостережения. Всюду подстерегают и манят опасности, всюду ожидают запреты, возможность вины, угроза наказания — этого достаточно, чтобы отбить у девушки охоту к удовольствиям. Чувство вины связано с правомерными упреками к самой себе.
Спартанские дети
Система воспитания мальчиков в древней Спарте (VIII – IV вв. до н.э.) носила название «агогэ», что значило «унесение».
Взращивание мальчиков в военно-героическом духе считалось привилегией, поэтому распространялось только на детей полноправных граждан Спарты – дорийцев.
Для всех остальных «неспартанских» детей прохождение через эту систему открывало перспективы получения гражданства, поэтому при любой возможности родители отдавали своего сына «на воспитание». Впрочем, «воспитание» — это не совсем правильный термин.
Это была государственная программа, призванная сформировать сильную армию, способную переносить тяжести и лишения долгих завоевательных походов. Этим целям была подчинена жизнь мужчины-спартанца с рождения до старости.
Плутарх в своей работе «Жизнеописание Ликурга» писал о том, что новорожденных мальчиков отцы приносили на совет старейшин. Те осматривали ребенка, и, если он оказывался здоровым, отдавали обратно отцу, чтобы тот кормил его. Вместе с ребенком отцу полагался земельный участок.
Слабых, больных и уродливых детей, по свидетельствам Плутарха, скидывали в пропасть Апофеты. В наши дни ученые доказали, что древнегреческий мыслитель преувеличивал.
Во время исследований на дне ущелья в горах Тайгета детских останков не обнаружено. Спартанцы, случалось, скидывали со скалы пленных или преступников, но детей – никогда.
Младенцы в Спарте росли в жестких деревянных колыбелях. Теплой одежды на мальчиков не надевали. С самых ранних лет их заставляли заниматься физическими упражнениями – бегом, прыжками.
В 7 лет мальчиков забирали из дома в воспитательные дома. Здесь детство их заканчивалось.
В жару и в самые холодные зимние дни они упражнялись на открытом воздухе: овладевали военными навыками, учились обращаться с оружием, метать копье.
Стрижены они были наголо, голову никогда не покрывали, теплая одежда тоже не полагалась.
Спали юные спартанцы на сене или камышах, которые сами должны были себе приносить. Еду часто воспитанники тоже должны были доставать самостоятельно – грабя соседние области. При этом попасться на краже было позором.
За любую провинность, шалость, оплошность мальчиков строго наказывали – избивали бичами.
Так в спартанцах воспитывались сила духа и стойкость. Считалось, что чем строже воспитание – тем лучше для юношей и государства в целом.
Образование в Спарте не ценилось. Воин должен быть не умным, а хитрым. Обязан быть изворотливым, приспособленным к жизни и лишениям.
Спартанцев учили говорить мало и коротко – «лаконично». Воспитание чувств, воображения, учение искусствам – все это считалось тратой времени и отвлечением воина от своего предназначения.
В 18 лет юноша уходил из воспитательного дома. С этого момента он мог не стричь волосы и не брить бороду, но продолжал заниматься военными упражнениями. В 20 лет спартанец переводился в отряд иеренов (юношей).
И хотя он уже был взрослым, до 30 лет по-прежнему находился под присмотром воспитателей и совершенствовал свои навыки в военном мастерстве.
Интересно, что в этом возрасте спартанцы могли жениться, создавать свои семьи, но все еще полностью не принадлежали себе.
Одним из принципов спартанского воспитания юношей было наставничество. Считалось, что опытный муж и воин способен научить молодого гражданина большему, чем официальная наука. Поэтому каждый спартанец зрелого возраста держал при себе мальчика или юношу, помогая развить ему свою гражданскую и военную доблесть.
Древняя Спарта и женщины
Мальчики не единственные, кто рос в нечеловеческих условиях. Хотя девушкам не суждено было стать воинами, от них ожидалось рождение войнов, что также подразумевало довольно строгий образ жизни.
Хотя по сравнению с другими греческими городами-государствами, спартанские женщины пользовались гораздо большими свободами, важно понимать, это было не из альтруистических соображений, а потому, что женщин рассматривали как средство, с помощью которого спартанское общество будет продолжать существовать
Это правда, что девушки в Спарте получали образование, в том числе и военное (неслыханное дело в то время), и допускались к спортивным соревнованиям. Но это было сделано для того, чтобы спартанские младенцы соответствовали обществу.
Женщинам было запрещено носить макияж. Они работали наравне с мужчинами. Целью всех правил женского поведения в Спарте было воспитание машин, которые смогут родить много детей для государства.
Воспитание от 7 до 20 лет
В 7 лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Их разбивали на отряды, в которых уже в столь юном возрасте выделяли наиболее выдающегося мальчика — на него должны были равняться все остальные. Те, кто не справлялся — погибали. Спали дети и подростки на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет. Как пишет Плутарх, детей крайне редко допускали к мытью, чтобы они не были излишне озабочены красотой и чистотой своего тела. Некоторые мальчики клали на свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мальчики постоянно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Рацион воспитанников был весьма скудным, им не позволялось наедаться до полного насыщения. Возможно, это было связано с тем, что спартанцы считали, что голод стимулирует рост, так как организм не обременён усиленным пищеварением. Однако юные спартанцы посредством такой меры приучались и к ловкости и хитрости: они учились воровать пищу, а так как если их заставали за этим делом, наказание было очень суровым, то им нужно было делать это максимально незаметно.
Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные, но при этом глубокие и содержательные, ответы — по названию области Лакония такая речь стала называться лаконичной. Грамоте их обучали ограниченно, чтобы они обладали самыми базовыми навыками счёта, чтения и письма, но не более того. При этом, спартанцы должны были обладать высокой нравственностью и понимать, что такое добродетель.
В ходе воспитания за детьми осуществлялся строжайший контроль, их приучали к иерархии и субординации. Так, уже в юном возрасте в каждом детском отряде избирался наиболее выдающийся, который ставился в пример остальным. Помимо этого, за детьми следили старики, которые не только поучали их, но и примечали наиболее сильных и храбрых. Контроль осуществлялся и в гимнасиях, и во время тренировок. Помимо этого, для детей постарше назначался педоном — надзиратель, из числа наиболее достойных мужчин. Наконец, с целью подготовки в дальнейшем командующих, среди уже двадцатилетних юношей избирали ирена — самого достойного, выносливого и сильного, который командовал младшими. Кроме того, он проверял их и на понимание и знание добродетели. Он мог попросить воспитанника оценить с нравственной точки зрения тот или иной поступок, при этом свою точку зрения надо было доказывать. За неправильный ответ также полагалось наказание.
Им разрешалось иногда «развлекаться», то есть устраивать так называемые криптии — мальчики бегали в соседние деревни (илотов) и грабили их, а самых сильных мужчин убивали. Также они убивали животных и грелись в их внутренностях.
В 17 лет, когда юные спартанцы возвращались домой, их ждало последнее испытание — им нужно было попасть в храм Артемиды, находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву» — вытерпеть очень жестокую порку. Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и хлестали его мокрыми розгами. Если юноша не издавал ни звука, его секли до первых капель крови, но стоило ему издать хоть звук, порка продлевалась на некоторое количество ударов, при этом его секли ещё сильней, так могло продолжаться много раз, и каждый раз порка становилась всё более и более жестокой; жрецы могли засечь юношу до потери сознания и даже до смерти. Таким образом отсеивались слабые.
Девочки в Спарте через эту систему не проходили, но их заставляли много заниматься спортом, и иногда учили пользоваться оружием.
Спартанские девушки
Воспитание спартанских девочек, как писал Плутарх, было похоже на воспитание мальчиков с той лишь разницей, что физическими упражнениями они занимались, не покидая родительского дома.
Развитие тела и стойкости духа было важно для девочек. Но при этом девушки были в Спарте олицетворением чистоты, отношение к ним мальчиков и мужчин было почтительно-уважительным, почти рыцарским
За внимание красавиц юноши сражались на гимнастических соревнованиях. С юности девушки чувствовали себя полноценными членами общества, гражданками, принимали активное участие в делах общества
Женщины пользовались уважением мужчин, поскольку разделяли их увлечения военным делом, их патриотизм и политические взгляды.
Но при всей общественной активности спартанки во все времена славились во всей Греции своей домовитостью, умением вести хозяйство и сохранять домашний очаг.
Спарта и ее модель воспитания молодежи оставила большой след в мировом военном деле. Считается, что принципы дисциплины спартанского войска использовал при создании своей армии Александр Македонский. Да и современная пехота берет свое начало именно из Спарты.
Современная Спарта – небольшой административный центр на юге Пелопоннеса. Население его не более 20 тысяч человек, и к детям отношение здесь совершенно обычное, их совершенно по-гречески обожают и балуют. О великом прошлом напоминают лишь немногочисленные руины.