Как повысить самооценку ребенку: советы по психологии

Особенности самооценки детей

Особенности формирования самооценки у детей зависят от возраста. Поэтому маме с папой нужно следить за изменениями в поведении малыша.

У детей дошкольного возраста самооценка иногда бывает высокой. Это связано с тем, что малыши только учатся оценивать себя. А под восторженные возгласы родителей сложно сделать это адекватно. Если родители найдут золотую середину между комплиментами и руганью, самооценка их сына или дочери придёт в норму.

В младшем школьном возрасте большую роль в формировании самооценки имеет учебно-воспитательный процесс. Окружение малыша меняется, и самооценка меняется вместе с ним. Также большое значение имеет успеваемость. Ведь раньше его работу никак не оценивали, а теперь есть оценки, баллы или звездочки, которым нужно соответствовать.

В среднем школьном возрасте дети привыкли оценивать себя адекватно. Они взрослеют, учатся анализировать своё поведение. Но в то же время есть риск образования низкой самооценки. Потому что ребенок превращается в подростка, и у него могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками, семьёй.

В старшем школьном возрасте низкая самооценка – обычное дело. В это время происходит множество событий: подготовка к экзаменам, первая любовь, вхождение во взрослую жизнь, страх перед будущим.

Особенности самооценки детей

Особенности формирования самооценки у детей зависят от возраста. Поэтому маме с папой нужно следить за изменениями в поведении малыша.

У детей дошкольного возраста самооценка иногда бывает высокой. Это связано с тем, что малыши только учатся оценивать себя. А под восторженные возгласы родителей сложно сделать это адекватно. Если родители найдут золотую середину между комплиментами и руганью, самооценка их сына или дочери придёт в норму.

В младшем школьном возрасте большую роль в формировании самооценки имеет учебно-воспитательный процесс. Окружение малыша меняется, и самооценка меняется вместе с ним. Также большое значение имеет успеваемость. Ведь раньше его работу никак не оценивали, а теперь есть оценки, баллы или звездочки, которым нужно соответствовать.

В среднем школьном возрасте дети привыкли оценивать себя адекватно. Они взрослеют, учатся анализировать своё поведение. Но в то же время есть риск образования низкой самооценки. Потому что ребенок превращается в подростка, и у него могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками, семьёй.

В старшем школьном возрасте низкая самооценка – обычное дело. В это время происходит множество событий: подготовка к экзаменам, первая любовь, вхождение во взрослую жизнь, страх перед будущим.

Хвалите его там, где это уместно

Похвалы часто используются не по назначению, но когда они конкретные и заслуженные, то тут же становятся прекрасным способом поднять ребенку самооценку. По словам психологов, именно практика — усилие — должна быть в центре внимания. Не говорите «отличная игра». Скажите ему, что было здорово, когда он передал мяч своему товарищу по команде.

И имейте в виду, что даже небольшая косвенная похвала может творить чудеса. Она российская мать продемонстрировала большую изобретательность в этом деле. Она следила за тем, чтобы ее дети «подслушивали» похвалы в их адрес. Она организовывала все так, чтобы они имели возможность ее подслушивать, и нахваливала их во время диалога со сторонним человеком.

Полезные советы родителям

Для того чтобы дошкольник адекватно оценивал собственные способности, родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Нельзя проводить сравнения Распространенная ошибка семьи — проводить аналогию между детьми. «Посмотри, Вася прекрасно учится», «Катя дома убирает, ты — разбрасываешь вещи». Подобные замечания развивают чувство неуверенности, ущербности. Нужно замечать сильные стороны крохи, подчеркивать их. Например, «Вася отлично знает математику, ты — русский язык», «Катя убирает, а ты замечательно моешь посуду».
  2. Нужно реально оценивать достижения Чрезмерная похвала способна привить ребятам зависимость от оценки. Критикуя, можно развить комплекс неполноценностей личности. Нельзя занижать способности, но и нельзя их завышать.
  3. Принятие границ малыша Под этим определением понимается широкий спектр особенностей личности. Родители должны уважать чувства, мысли собственного чада, бережно относиться к игрушкам, иной собственности. Принимать друзей, интересы, увлечения. Следует понимать — малыш может иметь плохое настроение, быть злым, расстроенным. Уважительное отношение родителей способствует формированию адекватной самооценки дошкольников.
  4. Быть примером Дети старшего дошкольного возраста выбирают идеал — маму или папу. Ребята отмечают, как родители относятся сами к себе. Считает мама себя красивой? Уважительно разговаривает папа? Дети сразу замечают внутренние проблемы взрослых, заимствуют, повторяют особенности поведения родственников, считая их правильными. Членам семьи рекомендуется заниматься самоанализом, выполнять обещания, заботиться, делиться достижениями. Внутри семьи формируются основные ценности, которые перенимает дитя. Кроме собственной деятельности дошкольника, самооценку формируют поступки, разговоры, действия родителей. Данные факторы влияют на успешное развитие личности, эффективность построения взаимоотношений, подражание положительным примерам.

Как побороть хронические обиды

Преодолеть обиду помогает техника «письмо обидчику».В таком письме нужно сформулировать и максимально искренне описать все свои переживания — даже если за них стыдно. Этот «монолог» потребует времени: дни, месяцы, а иногда и годы. Но постепенно боль отступит: человеку не нравится быть жертвой, а именно в это состояние нас и ввергает обида. Когда это произойдет, можно порвать и выбросить письмо. А с ним — и весь негатив, копившийся годами.

Еще очень помогает полезная привычка: уделять любой неприятной, обидной ситуации не более десяти минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы проанализировать произошедшее и понять, как действовать дальше. После этого нужно отпустить дурные переживания и навсегда с ними распрощаться. 

Материалы по теме:

  • «Мама меня ненавидит»: родительские фразы, которые разрушают ребёнку жизнь 
  • Родители-вредители: как взрослые препятствуют успеху детей
  • Стыд: инструмент воспитания или комплексы на всю жизнь?

Особенности адекватной самооценки

Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности — умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу,
поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку

Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе — это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:

  1. Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
  2. Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок – очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
  3. Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
  4. Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
  5. Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
  6. Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.
  7. Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание — меньше.

Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал — пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию

Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.

Способы правильного поощрения дошкольника:

  • хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
  • родители должны оценивать только поступки;
  • использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
  • давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;

Важно! Для того чтобы сохранить адекватную самооценку дошкольника, родители могут хвалить его при посторонних, но наказывать разрешается только наедине!

Советы

Запаситесь терпением. Путь повышения самооценки у детей может быть длительным. Главное, уже сейчас начать двигаться в нужном направлении.
Проанализируйте свою ситуацию. Подумайте, что именно могло усугубить состояние ребенка, что спровоцировало неуверенность в себе. Возможно, всему виной неправильное воспитание, частые укоры, упреки, отсутствие похвалы, сравнивание с другими. И тогда, прежде, чем двигаться дальше, нужно перестроить себя, изменить свое отношение, впредь не допускать действий, снижающих самооценку малыша.
Если у родителей проблемы с самооценкой, начните, в первую очередь, с себя. Помните о том, что карапуз может копировать Ваше поведение

Видя, как отец опускает руки при малейшей неудаче, да еще и вслух заявляет о том, что он ни на что не способен, ребенок и сам начинает подобным образом реагировать на происходящее в его жизни.
Важно позаботиться о наличии здоровой атмосферы в семье. Ребенок должен расти в спокойной обстановке, в доме, где родители уважительно относятся друг к другу и к своему чаду.
Начните хвалить своего ребенка

Но помните, что похвала должна быть заслуженной, за реальные достижения, пусть и самые незначительные. Малышу важно ощутить, что в него верят, что им гордятся близкие люди.
Постарайтесь больше времени отводить общению с сыном или дочкой. Маме нужно чаще общаться с дочкой, папе – с сыном. Идеально, если Вам удастся найти дело, которое заинтересует и взрослого, и ребенка, общее хобби, которое всем будет приносить удовольствие и веру в себя.
Планируйте дневной распорядок своего чада, старайтесь правильно распределять время на учебу, отдых, развлечения, физические нагрузки.
Всегда спрашивайте мнение сына или дочери касательно любого вопроса, возникшего в Вашей семье. Пусть Ваше чадо почувствует, что его слово что-то значит, что с ним считаются, его ценят.
Задумайтесь над тем, какие у Вашего малыша сильные стороны, способствуйте их развитию. Когда ребенок увидит плоды своих усилий, он начнет верить в свой успех.
Давайте своему малышу свободу выбора. Если Вам кажется, что он может совершить ошибку, не препятствуйте этому. Это его «шишки», которые он должен набить для опыта.
Учите ребенка отстаивать свои границы.
Позволяйте малышу самостоятельно справляться с поставленными задачами, не спешите выполнять задание за него, что-то подсказывать.

Психологические особенности детей в 8-9 лет

  1. В этом возрасте у ребёнка укрепляется самосознание, формируется своя точка зрения на окружающие предметы и явления. Он может высказывать свои соображения относительно того, кем хочет стать в будущем.
  2. Младший школьник способен критически относиться к поведению взрослых, в том числе своих родителей. Он начинает сравнивать информацию, полученную из разных источников (от родителей, учителей, сверстников, из СМИ), может сомневаться в истинности позиции взрослых, делает собственные выводы.
  3. В возрасте 8-9 лет ребёнок уже меньше тянется к родителям и больше стремится общаться со сверстниками. Усиливается его потребность в дружбе и коллективной деятельности.
  4. Для него по-прежнему значимы одобрение и похвала со стороны взрослых. При этом важны конкретика и оценка индивидуальных способностей ребёнка.
  5. Чаще всего в этом возрасте у детей уже есть хобби: они ходят в кружки, спортивные секции, музыкальную школу или танцевальные студии.
  6. Большинство учеников в возрасте 8 лет уже успели адаптироваться к школе, но утомляемость пока ещё наступает довольно быстро, и сохраняется высокая потребность в отдыхе.
  7. Дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, соблюдают правила вежливости, могут контролировать своё поведение на уроке, в общественных местах.

Заниженная самооценка дошкольников

Низкая самооценка детей старшего дошкольного возраста встречается редко, являясь отклонением формирования личности. Особенности таких ребят проявляются в поведении:

  • очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;
  • стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;
  • при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;
  • почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;
  • у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.

Неуверенные дети часто имеют неблагополучные семьи, низкий социальный статус. Это вызывает постоянные насмешки сверстников, определяет их в категорию отверженных. Неправильная оценка личности может возникать вследствие постоянной негативной обстановки, которую создают сами же родители. Например, мама постоянно одергивает кроху, ругает за любые промахи и шалости, сомневается в его способностях. Малыш уверен — если он плохо справился с одной задачей, другую задачу также не выполнит. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы:

  • конфликтуют, общаясь со сверстниками;
  • имеют слабое развитие личности;
  • у них часто проявляется озлобленность, враждебность.

Важно! Взрослым следует помнить: старший дошкольный возраст — это период, когда каждое грубое слово, необоснованная критика может губительно повлиять на социализацию. Ребенка нужно любить, поддерживать, принимать все его качества, помочь избавляться от отрицательных

Как повысить самооценку ребенку: другие способы

Каждый малыш индивидуален. У некоторых детей чувство собственного достоинства может быть слабее развито, чем у других. И некоторые дети сталкиваются с вещами, которые могут снизить их самооценку. Но даже если у ребенка она низкая, ее можно повысить.

Вот что могут сделать родители, чтобы дети чувствовали себя хорошо:

Как повысить самооценку ребенку в 9 лет? Очень просто. Помогите своему ему научиться решать проблемы самостоятельно. В каждом возрасте есть новые занятия для детей, которым они могут учиться. Даже во время детства умение держать чашку или делать первые шаги вызывает чувство гордости за самого себя и восторга. По мере того как ваш ребенок растет, такие вещи, как обучение одеванию, чтению или езде на велосипеде, — это возможность для роста самооценки.
При обучении детей, сначала покажите и помогите им, как все делать правильно. Тогда пусть они делают, что могут, даже если они будут делать ошибки. Убедитесь, что у вашего ребенка есть возможность учиться, применять свои навыки и гордиться собой. Не делайте новые вызовы слишком легкими или слишком сложными.
Будьте хорошим примером для подражания. Когда вы прикладываете усилия к повседневным задачам (например, сгребание листьев, готовка еды, мытье посуды или машины), вы подаете хороший пример. Ваш ребенок учится делать домашнее задание, убирать игрушки или заправлять кровать.
Моделирование правильного отношения тоже имеет значение. Когда вы делаете задания веселым (или, по крайней мере, задаете его без ворчания или жалоб), вы учите своего ребенка легко справляться с задачами. Когда вы избегаете суеты по дому и гордитесь хорошо выполненной работой, вы также учите своего ребенка этому.
Запрет жесткой критики. Сообщения, которые дети слышат о себе от других, легко превращаются в то, что они думают о себе. Резкие слова («Ты такой ленивый!») вредят, а не мотивируют. Когда дети слышат негативные сообщения о себе, это вредит их самооценке. Поправляйте и направляйте своих детей более тактично, деликатно и терпеливо. Сосредоточьтесь на том, что вы хотите, чтобы они делали в следующий раз. Когда нужно, покажите им как.
Сосредоточьтесь на сильных сторонах детей

Обратите внимание на то, что ваш ребенок делает хорошо и что ему нравится. Убедитесь, что у вашего ребенка есть шансы развить эти сильные стороны

Сосредоточьтесь больше на сильных сторонах, чем на слабостях, если вы хотите, чтобы дети чувствовали себя хорошо. Это также хороший способ повысить ребенку самооценку.

Обязательные правила для родителей

Позвольте ребенку высказывать собственное мнение. Не навязывайте свои желания, ведь у маленького человека есть своя точка зрения, к которой вы обязаны прислушиваться.

Нельзя сравнивать собственного ребенка с другими детьми. Дайте понять, что ваше чадо не лучше, и не хуже Оли, Киры или Ярослава. Он – особенный, неповторимый, уникальный, поэтому любые сравнения неуместны.

Чем больше вы будете отдавать сыну или дочери любви, тем легче им будет справляться с любыми жизненными трудностями. Некоторые родители боятся, что из-за переизбытка ласки и заботы они могут вырастить эгоиста. Это не так, перелюбить ребенка невозможно!

Давайте детям больше поручений и обязательно хвалите, если они их выполнили

Ребенку важно чувствовать свою значимость и нужность. Только не переусердствуйте в благодарностях – дети очень тонко чувствуют лесть и заискиванье со стороны взрослых.
Часто ребенок может потерять уверенность в своих силах из-за каких-то внешних раздражителей

Например, его начали травить в школе одноклассники. Родители безоговорочно должны встать на сторону своего сына/дочери, выслушать их мнение, а затем разобраться в причинах. Если понадобится, переведите ребенка в другую школу, чтобы создать благоприятные условия для учебы и становления личности.

Нельзя говорить в третьем лице о малыше, если он присутствует рядом. Хвалите или обсуждайте его поведение, только обращаясь к нему лично.

Проговаривайте с маленьким человеком, какие он испытывает эмоции в данный момент, научите справляться с ними.

Если сын/дочь не хочет надевать одежду, которую вы ему приготовили, не настаивайте. Предложите ребенку самому сделать выбор. Будьте готовы к тому, что он пойдет в детский сад в домашней кофте или резиновых сапогах. Зато он сам принял собственное решение, и это большой плюс для поднятия его самооценки.

Поддерживайте ребенка во всем, а особенно в моменты неудач и разочарования. Вы всегда должны быть рядом, чтобы похвалить или успокоить.

Критикуют не саму личность маленького человека, а его поступки. Разберите вместе, что ребенок делает не так или почему ведет себя плохо. Не повышайте голос, а спокойно объясните, как следует вести себя в этой ситуации.

Ставьте перед сыном/дочерью только выполнимые задачи. Некоторые родители пытаются самоутвердиться за счет своих детей. Например, папа мечтал научиться играть на фортепиано, но так и не сделал этого. И вот он ведет сына в музыкальную школу, нанимает ему педагогов, хотя мальчик не хочет учиться музыке, а страстно желает стать футболистом. Не навязывайте ребенку свои желания, учитывайте его интересы и увлечения. Ведь это его жизнь, и он должен прожить ее сам.

Как развивается самооценка

Она может начать проявляться еще в детстве. Она развивается медленно с течением времени. Этот процесс может начаться только потому, что малыш чувствует себя в безопасности, любимым и нужным.

Повысить самооценку ребенку в 6 лет, к примеру, довольно легко, нужно лишь дать ему больше самостоятельности. Поскольку малыши со временем становятся вполне себе сформировавшимися детьми, они могут делать некоторые вещи самостоятельно. Они чувствуют себя хорошо, когда могут использовать свои новые навыки

Их самооценка возрастает, когда родители обращают на них внимание, позволяют ребенку попробовать что-то сделать самому. А также могут просто улыбнуться и показать, что они гордятся им

Повышаем самооценку школьнику (6–10 лет)

У школьника впервые возникают два важных мотива: «быть как все» и «отличаться чем–то от всех, быть лучше». Первый нужен, когда действуют общие правила. Второй возникает в условиях соревнования и обращается к самолюбию. Если ребенок достигает успеха в соревновании, то его самооценка повышается.

  • Помогите развить его личный особый навык: художественный или технический.
  • Примите участие в эстафете, олимпиаде, пообещайте награду за успех в контрольной по математике. Не забудьте похвалить за минимальное продвижение и мотивировать на следующий шаг.
  • Вселить уверенность в десятилетку очень просто: объясните, что гордитесь им, его умениями, его лучшими качествами. Что любите его не за что–то, а потому, что он есть, вы цените его как личность и готовы помогать.

Дети очень отзывчивы на искренность взрослых, на поучительный доброжелательный тон. Они с удовольствием идут на контакт, даже после серьезных конфликтов. Впрочем, конфликтов лучше избегать.

Причины заниженной самооценки


Частые необоснованные наказания приводят к снижению самооценки у ребенка Дети нередко копируют поведение взрослых, зачастую мальчики копируют отцов, а девочки – мам. Наличие заниженной самооценки у одного из родителей может привести к неуверенности в своих силах у ребенка.

Факторов, влияющих на становление самооценки у детей, может быть множество, но есть пять наиболее часто встречаемых причин, приводящих к низкой самооценке, как у ребенка 6-8 лет, так и у детей постарше.

  1. Последствие родительской гиперопеки. Ситуация, когда мама с папой старались все делать за своего отпрыска, оберегали его от трудностей, не позволяли быть самостоятельным, принимать решения.
  2. Результат неконструктивной критики. Ситуация, когда малышу постоянно указывают на его промахи, не замечая достижений ребенка, или случай отсутствия надлежащего объяснения неправильности поступка и возможностей исправить, улучшить результат.
  3. Последствие сравнивания сына или дочери с соседским карапузом/одноклассником/сестрой или братом. Родитель, который постоянно восхищается успехами другого ребенка, заставляет своего малыша сомневаться в том, что его любят. Подобные разговоры отбивают все желание развиваться, чего-то добиваться, исчезает мотивация. А ведь родители иногда умышленно ставят соседского карапуза в пример, надеясь на то, что это замотивирует их чадо, сделает его лучше, что он будет стремиться достичь тех же высот.
  4. Результат оскорблений. Если родители в случае любой провинности называют ребенка плохими словами, они сильно занижают его самооценку, приклеивая слова-ярлыки (например, «тупица», «бестолочь», «ничтожество»).
  5. Наличие публичных замечаний. Если мама или папа не стесняются на людях критиковать свое чадо, делать ему замечания или даже наказывать, ставя в угол, у ребенка сильно снижается самооценка.

Родное плечо

Конечно, самое эффективное слово – родительское. Поэтому в случае замеченных тревожных признаков надо менять курс воспитания от критического на более равноправный:

просто советовать;
акцентировать внимание на том, что хорошо получается;
спросить у ребёнка его мнение при покупке какой-то одежды для него или других вещей;
научиться выслушивать его мысли;
дать ему возможность высказывать свое мнение;
совершать самостоятельные поступки, иметь собственные интересы.
относиться к нему как к личности и всеми силами стараться его понять;
исподволь просто втянуть ребёнка в любой разговор, где позже можно коснуться и чего-то ранящего его самолюбие;
категорически забыть проводить какие-то параллели по любому поводу, особенно сравнивая с ровесниками.

Необходимо понять, насколько значительны для подростка понимание и поддержка. Он должен быть уверен, что, обращаясь к отцу или матери, найдёт всегда близкого по духу человека, который воспринимает его тревоги и проблемы как свои, без лишнего осуждения. Главное, сохранить психическое здоровье подростка.

Почему самооценка вообще имеет значение

Дети с развитым чувством собственного достоинства гораздо лучше учатся, проще справляются с жизненными трудностями. Из них с куда большей вероятностью вырастут полноценные, психически здоровые люди, способные брать на себя ответственность и решать многочисленные задачи. Дети же с нарушенной самооценкой часто вырастают невротиками, страдают депрессиями, алкогольной зависимостью и даже наркоманией. Конечно, это несколько утрированно, и далеко не все дети с подобными проблемами разделят столь печальную участь. Но психологические исследования ясно показывают, что предрасположенность к социальной деградации есть именно у детей, испытывающих проблемы с самооценкой.

Упражнения для повышения самооценки

Как повысить самооценку ребенку? Простые и действенные на практике упражнения помогут воспитать решительного человека с лидерскими качествами.

  • Игра «Копилка успеха». Суть: нужно взять коробку и оформить вместе с ребенком, так как ему нравиться. В нее он будет складывать свои маленькие достижения, которые можно написать на бумаге: «красиво продекламировал стих», «выполнил контрольную по языку на пять, хотя боялся» и т. д. Повышать уверенность будет значительное прибавление веса коробки. Такая игра может использоваться впоследствии для повышения веры в свои силы.
  • Игра «Заверши предложение» — для проведения понадобится мяч. Правила этой игры гласят, что необходимо ребенку бросать мяч с началом фраз: «Я могу…», «Я умею…», «Я научусь…» и подобные, а ребенок каждый раз завершает предложение и бросает мяч обратно. Эта игра помогает осознать, кем он есть, и чего хочет добиться. Всякий раз, бросая мяч лучше повторять начало предложения несколько раз, так малыш осознает, что он когда-то этого не умел, но смог научиться.

«Звезда квартиры»

Игра «Звезда квартиры». Для нее необходимо изготовить стенд (лист бумаги) в центре с нарисованным цветком с лепестками, либо солнце с лучами. Посередине наклеить фотографию ребенка. В течение обусловленного времени (1-2 недели) на лепестках взрослые и дети будут записывать положительные качества и достижения. Сами взрослые смогут увеличить авторитет ребенка. В конце плакат снимают и отдают ему самому.

Следить и поднимать самооценку детей нужно не одноразово, а постоянно. Адекватная оценка себя — основа успешного человека, его карьеры, семейного благополучия и счастья. Доверие, взаимопонимание и дружеские отношения — залог успеха воспитания уверенного в себе деятеля.

Как поднять ребенку самооценку

Есть способы поднять самооценку и воспитать самодостаточного, уверенного в себе человека. И чем раньше вы начнете действовать, тем выше вероятность получить хороший результат. В более старшем возрасте (17-18 лет) без помощи психолога кардинально изменить что-либо в характере сына или дочки вам вряд ли удастся.

Сказав правильные слова, одобряющие тот или иной поступок, вы закрепите хорошие привычки своего ребенка. Если вы перестанете радоваться, к примеру, отличным отметкам, убранной вовремя комнате или вымытой посуде, в итоге школьник потеряет к этому интерес. Для вас ода вынесенному мусору – глупость, для малыша – жизненная необходимость. Не воспринимайте подобные действия как само собой разумеющееся.

Особенности развития мальчиков и девочек в 8 лет

Дети в этом возрасте хорошо понимают разницу между полами: во внешности, в некоторых чертах характера, в обязанностях, в социальных ролях. У них прослеживаются разные тенденции в поведении: девочки проявляют большую склонность к сдержанности, усидчивости, отзывчивости и послушанию.

Они начинают уделять внимание своей внешности, высказывают свои предпочтения к одежде, нередко примеряют мамины вещи. Девочки хорошо откликаются на помощь, заботятся о младших сёстрах и братьях, ответственно выполняют поручения

Обычно в этом возрасте они увлекаются творческими занятиями: рукоделием, музыкой, танцами.

Мальчики в 8-9 лет чаще всего менее сдержанны в проявлении эмоций и более импульсивны, чем девочки. Они демонстрируют большую активность и долго не могут усидеть на месте. Обычно в этом возрасте мальчики предпочитают занятия спортом и подвижные игры.

Посещение секции создаст хорошие условия для выплеска энергии, которая бьёт ключом. Мальчик может быть вполне успешным в учёбе, если дисциплины ему интересны и хорошо даются.

Для девочки в этот период важна похвала её как личности (просто как девочки), а для мальчика важна положительная оценка результатов его деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: