Когда приучать ребенка к горшку
1) Правильное время. Прежде чем начинать приучать ребенка к горшку, задайте себе несколько вопросов:
- Установился ли у малыша более или менее стабильный режим дефекации?
- Способен ли он более 1,5 – 2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии?
- Знает ли ребенок названия частей тела и предметов одежды?
- Понимает ли он значение слов «пописал» и «покакал»?
- Может ли малыш следовать простым указаниям?
- Умеет ли он ходить и садиться?
- Может ли самостоятельно снимать и надевать штанишки?
- Умеет ли он демонстрировать отрицательные эмоции, вызванные пребыванием в грязных подгузниках?
- Способен ли он любым способом передать родителям слово «хочу»?
Если вы будете заставлять ребенка садиться на горшок, когда он еще не готов к этому ни морально, ни физически, скорее всего, это не приведет ни к чему хорошему, кроме лишнего стресса у малыша и у вас.
Правильные условияновая няня
Теперь спросите себя, готовы ли вы к ежедневным тренировкам на протяжении нескольких месяцев. Если вы делаете ремонт или только устроились на новую работу, если вы снова беременны и испытываете недомогание по утрам, возможно, это не лучшее время для приучения ребенка к горшку.
Если же время удачное и вы после консультации с педиатром думаете, что малыш готов, — можно начинать.
Как определить, что ребенок не готов к приучению к горшку
Детский психолог
Воспитание детей
Ранние успехи
Правда, очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев писает по команде «пи-пи», а какает исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот — не совсем то, что нам нужно. Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно тебя не оставят в покое, пока не пописаешь, то связь эта установится рано или поздно. Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Приучение к горшку в возрасте около 18 месяцев |
Приучение к горшку в более раннем возрасте |
Ребенок осознанно контролирует все процессы |
Процесс основывается полностью на рефлексах |
Приобретенные навыки не теряются |
При любых переменах в жизни ребенка он быстро забывает все, чему научился |
Приучение проходит быстрее и легче |
Приучение дольше и сложнее для ребенка |
Ребенок наслаждается своими успехами и самим процессом |
Частые промашки, больше стресса для ребенка |
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с 9 месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»… Каких бы «поразительных успехов» Вы ни добились, но до того, как ребенок будет готов к приучению к горшку (а это приблизительно в 18 месяцев), успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что Вам удастся познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.
Ошибки в приучении ребенка на горшок по системе довольный малыш в 1, 1,5 и 3 года
1.Вы выбрали не тот момент, не то время. Например, когда ребенок заболел или начал прибаливать. Возможно у ребенка прорезываются зубки, от приучения на время стоит отказаться.
2.Рано начали приучать. я уже писала, о том, как узнать, готов ли ребенок к приучению туалета с психологической точки зрения.
3.Памперсы всегда на ребенке. Бывают такие случаи, что ребенок ходит постоянно в памперсе и тут резко раз и вообще его убрали. Так нельзя поступать, нужно все делать постепенно, чтобы помочь осознать ребенку, что подгузника больше нет. То есть вы снимаете подгузник например, только днем, а на сон оставляете.
4.Удержание на горшке. Давление. Не нужно удерживать, принуждать ребенка сходить на горшок. Если ребенок сел и не хочет, отпустите его спокойно. Даже если, знаете, что он встанет с него и обписиется. Ничего получится в следующий раз, ну или еще в следующий раз…
5. Нет горшка на виду. Помните, что ребенок всегда должен знать, где стоит его горшок, если он не найдет его вовремя, соответственно вы получите мокрые штанишки.
6.Молчание за горшком. Не оставляйте ребенка одного на горшке, занимайте его чем-нибудь, чтобы ему нравился этот процесс, и в памяти, в подсознании это отложилось. Например, смотрите любимую книгу, называйте части тела любимой игрушки, дайте попить водички и т.д.
7.Хождение в туалет это стыдно. Никогда не говорите, когда ребенок сходит на горшок, например, что-то подобное, фу, или начинаете кривиться и выливать быстрее все унитаз. Вместе с ребенком рассмотрите содержимое, а потом вместе вылейте в унитаз. А после нажмите вместе на кнопку смыва, многим детям очень нравится нажимать на эту кнопку, и в дальнейшем возможно это отпечатается и ребенок будет намеренно ходить на горшок, чтобы потом нажать на эту кнопку. Лучше похвалите ребенка!
8.Нет системности. Очень распространенная ошибка. Сегодня приучаем, а завтра, да ладно пусть побегает в памперсе, послезавтра опять приучаем. Так ни в коем случае не делайте. Если вы начали приучать, то приучайте ежедневно!пока не научите!
В заключении, хочется сказать, что нужно дарить ребенку любовь и заботу, трепетное отношение, безграничное терпение и тогда все непременно получится!
Когда приучать ребенка к горшку
Современная медицина рекомендует начинать высаживать ребенка на горшок тогда, когда ребенок будет к этому готов физиологически и психологически.
Чтобы понять, готов ли уже ваш ребенок начинать знакомство с горшком, убедитесь, что он:
- Проявляет интерес к самому горшку;
- Понимает, что делают другие дети или взрослые в туалете;
- Каким-либо образом умеет демонстрировать то, что он хочет на горшок (переминается с ноги на ногу, зажимает ножки, говорит пи-пи или ка-ка);
- Умеет или стремится снимать штанишки;
- Знает название частей тела и одежды;
- Демонстрирует отвращение к грязному подгузнику или мокрой одежде.
Дорогие мамочки и бабушки, если вашему ребенку уже есть 1,5 года и он проявляет вышеописанные признаки, ему уже пора приучаться к горшку. Если не позволяет возраст или признаков готовности к самостоятельному туалету пока нет, подождите пару месяцев и наблюдайте за ребенком.
Нет смысла начинать постижение горшочной науки раньше времени, так как устойчивого успеха вы не добьетесь. Как говорит доктор Комаровский, это как отдать ребенка в школу до положенного срока:
Бывает, что ребенка высаживают на горшок еще до года, приучая его к нему. Часто такая практика дает результат, но этот результат еще никак не контролируется мозгом ребенка. Вследствие этого, к 1,5 годам ребенок может начать отказаться от попыток высаживания на горшок, протестовать и «делать свои дела» на ковре, рядом с горшком, в штанишки.
Такое поведение взрослеющего ребенка объясняется тем, что он уже понимает, что не хочет на горшок, когда его на него садит мама, он встает с него. Потом же он просто может заиграться и «сделать шкоду» вне горшка.
Правильный горшок
Немалый процент успеха приучения к детскому «туалету» зависит от самого горшка: того, насколько он нравится ребенку, удобен и безопасен. Розовый горшок для девочки, а голубой для мальчика – это далеко не основной показатель правильности выбора.
Что действительно важно?
- Оптимальный материал – пластик. Ведь керамика или металл холодные при прикосновении, а это только дополнительный стресс.
- Горшок должен быть устойчивым, чтобы кроха ненароком не упал вместе с ним и всерьез не испугался. Преодолеть барьер страха будет очень сложно.
- Анатомические особенности тоже стоит учитывать. Юным барышням больше подойдут горшки круглой формы, кавалерам – овальной, со специальным выступом впереди для предотвращения проливания и удобства расположения органов малыша.
- Модели со спинкой более комфортны для большинства детишек, на них удобно сидеть, опершись.
- Крышка – весьма гигиеничная деталь. Она поможет спрятать «дела», пока мама их не уберет, удобна в дороге, к тому же, приучает кроху к тому, что у взрослого унитаза тоже есть крышка.
- Удобство и приятный внешний вид. Хорошо, если к моменту покупки горшка ребенок будет точно знать, что это за предмет и для чего он ему нужен. Тогда можно сделать покупку вместе: кроха сможет «примерить» и выбрать ту модель, которая подойдет по размеру, форме, будет радовать его цветом (а возможно, и веселым изображением). При таком подходе малыш будет более благосклонен к новому приобретению, и научить его ходить на горшок будет намного проще.
- Безопасность. Стоит проверить горшок на отсутствие заусениц, сколов, царапин, убедиться, что он ничего не защемит малышу. Кроме того, детский предмет туалета должен быть изготовлен из безопасных материалов и красок, не испарять вредных веществ и не издавать химических запахов.
- Не нужно покупать модель фантазийной формы (в виде зверушки, машинки), со всевозможными «спецэффектами» вроде музыки, подсветок, подвесных игрушек. Ребенок должен четко понимать, что это – предмет гигиены, а не игрушка. Он нужен, чтобы «делать свои дела», а не развлекаться.
Как научить ребенка ходить на горшок в 1-1,5 года
Если кроха уже обладает определенными навыками: может приспускать и одевать штанишки, дает знать, когда хочет в туалет либо уже «сходил», становится более усидчивым — можно смело отправляться в магазин за горшком, выбор которого тоже повлияет на результат переучивания малыша.
Как выбрать горшок
Горшок для малыша должен быть удобным и устойчивым. Часто производители изобретают детские туалеты в форме машинок и сказочных зверей с музыкой и световыми эффектами — специалисты не советуют родителям выбирать такой «туалет», так как он не будет выполнять своей основной функции, став для малыша новой игрушкой.
Виды горшков
Он должен соответствовать таким характеристикам:
- Форма емкости: для девочек — круглая, для мальчиков — овальная.
- Материал изготовления — пластмасса (железный будет холодным).
- Лучше, чтобы он был со спинкой.
Первое знакомство ребенка с горшком
Научить кроху самостоятельно «справлять нужду» можно и в 1 год, если высаживая его, шептать на ушко «пись-пись» или «а-а». Такие звуки спровоцируют рефлекторное мочеиспускание или дефекацию. Но успех в приучении может оказаться мнимым и кратковременным.
Совет!Лучше выждать возраст, когда ребенок будет осознавать, что «ходить в трусики» — это плохо.
На стадии подготовки к высаживанию нужно запастись терпением и 8-10 штанишками свободного кроя, которые легко снимать и одевать. Знакомство крохи с детским туалетом осуществляют раньше, чем начинают приучать к нему. Ребенку предлагают посидеть на нем, но при этом запрещают использовать его не по назначению.
Когда мама идет в туалет, она может пригласить ребенка с собой и наглядно показать, для чего нужен унитаз, при этом усадив его рядом на горшочек. Она должна объяснить, какая разница между сухой и влажной вещью (для примера можно взять 2 полотенца, одно из них намочить). Когда ребенок и мама подготовились, можно приступать к самому процессу.
Первый этап высаживания
Когда ребенку исполнится 1,5 года, при этом развитие достигнет нужного уровня, можно начинать высаживать его на горшок. Эту процедуру проводят после приемов пищи, перед сном и после пробуждения, до прогулки и по приходе домой. Когда малышу удается использовать предмет гигиены по назначению, нужно обязательно его похвалить.
Второй этап
Если на протяжении 7 дней кроха с успехом справлял нужду на горшок, можно попробовать обойтись без подгузников.
Малыш не должен ходить с оголенной попой, его нужно одевать. Это позволит ему ощутить дискомфорт после мочеиспускания, когда штанишки станут мокрыми.
Приучаем к горшку быстро
Многие родители хотели бы, но не знают, как приучить ребенка ходить на горшок за 7 дней. Есть определенная методика под названием «Добровольный малыш», которую разработала Джина Форд. Вот ее последовательность:
- Первый день начать с того, что снять памперс после сна и сразу высадить кроху на горшок. Можно посадить рядом любимых зверюшек ребенка, найдя для них подходящие игрушечные горшочки. Если за 10 минут ничего не случится, попытку следует повторить через четверть часа.
- Во второй день закреплять полученные навыки, зорко следя за тем, чтобы малыш не справлял нужду в штанишки. А значит при первых признаках испражнения сразу посадить его на горшок.
- На третий день выбранная линия поведения не меняется, причем подгузник не рекомендуется надевать даже на прогулку. Перед походом на улицу сделать дома все свои дела, а выйдя на свежий воздух, чаще интересоваться у ребенка, не хочет ли он пописать или покакать.
- Соблюдать режим и на четвертый день, напоминая ребенку о посещении туалета. Зная, в какое примерно время он совершает акт дефекации, высаживать его на горшок и делать так все последующие дни.
- Не забывать хвалить малыша за хорошо сделанную работу, а на промахи не обращать внимания.
Подходящий возраст для приучения к горшку
Многие мамы пробуют высаживать ребенка на маленький туалет уже с 6 месяцев, как только малыш начинает сидеть самостоятельно. В данном возрасте и до года кроха не осознает процесс дефекации, опустошая мочевой пузырь на рефлекторном уровне. Поэтому попытки научить его проситься в туалет самостоятельно не увенчаются успехом.
В каком возрасте приучать к горшку? Уже в 1,5 года дети начинают осознавать, что им хочется сходить в туалет, поэтому этот возраст подходит лучше всего.
Отвечая на вопрос, со скольки приучать к горшку, чаще всего можно увидеть именно 18 месяцев:
- кроха начинает понимать предназначение предмета, процесс обучения проходит намного легче;
- ребенку интересно обучаться новым навыкам, поэтому можно придумать новую обучающую игру;
- маме уже не нужно тратить большое количество времени на постоянную стирку, можно уделить больше внимания детям.
Полный контроль процесса опорожнения кишечника у многих детей наступает ближе к 2-м годам, когда малыш владеет многими навыками:
- хорошо ходит;
- ему просто нагнуться или сесть на корточки, а затем встать;
- он хорошо понимает просьбы родителей, слушает, когда ему пытаются что-то рассказать;
- научился убирать небольшие игрушки на свои места;
- понимает, что ходить в мокрых трусиках неприятно;
- может сказать или объяснить, что ему необходимо;
- не писает в обеденный сон и может продолжительное время оставаться в сухих трусиках.
Популярные методики приучения ребенка к горшку
Как правильно приучить к горшку — тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного «горшочного» метода.
А перед тем, как перечислять методики, хотим поделиться рассказом молодой мамы про приучение к горшку:
https://youtube.com/watch?v=CFsUiFt7gxo
Методика приучения за 3 дня (быстрая)
Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:
- у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит «по большому» примерно в одни и те же часы);
- ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
- малышу еще не исполнилось 2 лет.
Активный этап приучения занимает три дня.
День 1. Убираем подгузник дома.
Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался «делать дела» — мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.
День 2. Убираем подгузник на прогулке.
Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести «дорожный» горшок (надувной или складной).
День 3. Закрепление.
Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня «дружбы» с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.
Садимся на горшок за 7 дней
Приучение к горшку за неделю — это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.
- В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
- Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
- Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он «сделать дела». Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок — чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
- В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте «режим» использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.
Важно! На время приучения к горшку одевайте ребенка в одежду, которую он сможет самостоятельно снять при необходимости. Никаких лямок, пуговиц и тугих резинок, — иначе малыш может однажды просто сесть в одежде и справить нужду в ней, если не успел вовремя попроситься снять штанишки.
Возможные проблемы
Если ребенок боится горшка, болен, испытывает стресс, то приучение не будет эффективным, независимо от возраста и усилий со стороны родителей. Тогда необходимо проанализировать ситуацию, выявить проблему и устранить ее. Бесполезно кричать или наказывать малыша, так негативные ассоциации с горшком только усилятся.
Почему ребенок отказывается ходить на горшок
Основные причины нежелания малыша сидеть на горшке:
- Боязнь горшка. Неудачное первое знакомство, падение с горшка, резкие звуки у соответственных моделей, могут напугать малыша;
- раннее приучение к горшку;
- резкая негативная реакция, проявление брезгливости родителями при мойке горшка;
- долгое высаживание;
- плохое самочувствие ребенка;
- стрессовая ситуация;
- стеснение малыша.
Что делать, если ребенок забыл о горшке: повторное приучение
Если семья переезжает или малыш заболел и какое-то время не пользовался горшком, он может забыть о нем. Тогда процесс приучения нужно начинать заново. Это займет значительно меньше времени, чем при первом приучении. Ведь малышу достаточно откорректировать забытые навыки, с помощью напоминаний со стороны родителей. Но и в этот раз не стоит забывать о похвале и поощрениях, чтобы ребенок не только вспомнил, для чего нужен горшок, но захотел им воспользоваться.
Чего ни в коем случае нельзя делать во время приучения к горшку
Распространенные ошибки родителей:
- приучение к горшку ребенка с несоответствующим развитием физиологии;
- нахождение родителей в ограниченных психологических и временны́х ресурсах;
- несистематический подход;
- резкая негативная реакция взрослых на неудачи;
- принуждение ребенка сидеть на горшке до положенного результата или при плохом самочувствии, истерике, нежелании;
- оставление малыша в мокрых штанишках надолго.
Исходя из вышесказанного: физиологическая готовность ребенка, терпение и хороший эмоциональный настрой родителей — главные критерии к успешному приучению малыша к горшку.
Какой горшок выбрать?
Сложно сказать какой именно горшок понравиться вашему ребенку. Если вы начинаете приучать совсем рано, то, вероятней всего, цвет не будет играть роли.
Важно, чтобы сам горшок был устойчивым и удобным в эксплуатации. Не лишней будет спинка
Ребенок постарше может выбрать сам. Зачем вам ломать голову над вопросом «Какой горшок выбрать?», если малыш сам в состоянии определить лучший вариант?
Во многих умных книгах психологов и педиатров встречала советы, что у малыша горшок не должен ассоциироваться с играми.
Однако, опыт наших мам, бабушек, моих знакомых и собственный показывают, что не стоит так уж сильно придерживаться этой рекомендации. На первых порах все средства хороши! Читайте книжки, давайте «особые» игрушки, ставьте мультфильмы.
В общем, делайте все, чтобы удержать ребенка на горшке до момента его «дел», а потом обязательно похвалите и объясните что же такое правильное он совершил! Но не затягивайте — 5-10 минут достаточно, а вот полчаса-час — явный перебор.
Один из лучших вариантов горшка — это тот, который с мелодией.
Он срабатывает тогда, когда ребенок сделает в него свое дело. Сразу после этого начинает играть музыка, а для вас это сигнал, что пора хвалить кроху и объяснять чем это именно вызвано. Снова-таки многие педиатры и психологи высказываются категорически против подобной «игрушки».
Если у вас вопрос «Как приучить ребенка к горшку в 2 года?», возможно, он неправильный сам по себе.
Если не удается этого сделать возможно, стоит попробовать детское сиденье (накладку) на унитаз. Ребенок уже достаточно взрослый для этого, а подражание папе и маме будет ему интересней, чем просиживание попы на горшке.
Не настаивайте, если кроха категорически отказывается пользоваться новыми гаджетами. Это говорит о том, что нужно сделать перерыв на 1-2 месяца.
Приучение к горшку недоношенных
При начале приучения недоношенного ребёнка к горшку в 9—24—36 месяцев способность оставаться сухим в течение дня и ночи развивается к тому же возрасту, что и у доношенных детей (в среднем в популяции) .
В среднем при использовании метода Бразельтона развитие туалетных навыков мочеиспускания и дефекации у недоношенных детей во время бодрствования достигается к 48 месяцам скорректированного возраста, в ночное время — к 60 месяцам скорректированного возраста .
Относительно применения метода естественной гигиены / высаживаний у недоношенных какие-либо данные отсутствуют. Можно сделать только предположение: развитие контроля над физиологическими отправлениями у недоношенных детей, вероятно, происходит позже, чем у доношенных детей. Следовательно, высаживания с первых дней-недель жизни могут быть затруднительными. Целесообразно начинать высаживать по прошествии нескольких месяцев.
Наш опыт
Хоть я и стараюсь, прежде чем что-то делать с ребенком, хорошенько изучить вопрос, с горшком у нас почему-то все вышло несколько иначе. Вероятно, понадеявшись на естественность самого процесса, первоначально я несколько халатно отнеслась к «горшечной теме» и не подготовилась как следует. В результате чего наделала ошибок, но к счастью вовремя спохватилась.
Итак, приступили к процессу мы довольно рано – в 9 месяцев. Сначала все пошло у нас хорошо, и даже отлично. Тасе горшок понравился, когда я сажала ее, она воспринимала это совершенно нормально и делала то, что полагается в таких случаях. Частенько по просьбе дочери мы просматривали на горшке карточки Домана. Ближе к году я показала Тасе, как и куда выливать содержимое горшка, и его посещение заиграло новыми красками
Но все изменилось примерно в 1 год 4 месяца. Уже потом, спустя какое-то время, я узнала, что примерно в этом возрасте у детей начинается постепенное формирование сознательной реакции на наполнение мочевого пузыря вместо условного рефлекса на «пись-пись» (см. выше). Но тогда это было мне неизвестно, ведь ослепленная успехом первых месяцев использования горшка, я не слишком торопилась ознакомиться с мнениями специалистов на этот счет. Мне было непонятно, почему дочь начала выгибаться, когда я предлагала ей старого друга.
Очень скоро протест Таисии начал сильно меня расстраивать, я пыталась применять различные уловки, чтобы заманить дочь на горшок. После «аварий» приговаривала что-то вроде «Как же так, ты же уже большая». Мне стал видеться какой-то злой умысел со стороны дочери – казалось, что она специально игнорирует горшок, хотя прекрасно понимает, для чего он нужен. Напряжение по поводу туалетной темы нарастало, тогда то мне и стало ясно, что мы двигаемся не туда. Когда я, наконец, приостановилась и задумалась о своем поведении, стало жутко стыдно. Ведь я всегда старалась, чтобы наше воспитание базировалось на принципах свободы, почему сейчас я давлю на дочь?
Тогда и было принято решение – отстать от дочери. Я исключила всяческую критику и мало-мальское давление, и только хвалила за успехи. В литературе пишут, что нужно забыть о горшке на 1-2 месяца, на практике же нам хватило пары дней, чтобы снять напряжение вокруг этой темы. Как только я отстала от дочери, практически сразу пропали протесты с ее стороны, все чаще Таисия стала по собственной инициативе устраивать встречи с горшком.
Конечно, мы не сразу распрощались с мокрыми штанами, «аварии» все же случались время от времени. И если явный прогресс в контроле над мочеиспусканием начался у дочери в 2 года с небольшим, то полностью процесс овладения горшком завершился к 2,5 годам, к этому времени число «аварий» полностью сошло на «нет».
В заключение хочется сказать: не давите на своих детей! Не ругайте, если они вдруг вовремя не успели дойти до горшка. Любая критика только негативно скажется на желании общаться с горшком! Рано или поздно малыш все равно научится ходить на горшок (согласитесь, вряд ли вам встречался 4-летний ребенок, который писается в штаны), а вот с каким настроением пройдет процесс привыкания, зависит от вас!
Буду рада, если вы поделитесь своим опытом в этой деликатной теме. Пишите!
Искренне ваша, Яна Разначенко