«не хочу, не буду!»: 8 способов, как приучить ребенка помогать по дому

Советы педагогов

Чтобы работа над сочинением «Как я помогаю маме» в 4 классе показалась не такой трудной, ученик может воспользоваться практическими советами от педагогов:

Ученики пишут обучающее сочинение, чтобы дальше оттачивать навыки монологической речи, получить мотивацию к развитию. Они должны уметь письменно сделать описание своего обычного дня — как он проходит после окончания занятий, что в семье происходит вечером.
Допустимо использовать разговорный стиль, как во время обычной беседы, но стоит избегать просторечных выражений, междометий.
Ребенок должен научиться подбирать нужные слова, которые бы донесли его мысль

Важно, чтобы они не повторялись.

Подросток не хочет делать уроки в 8, 9 или 10 классе

Вообще, очень подозрительно, когда в этом возрасте ребенок с радостью садится за домашнюю работу. У человека любовь, конфликты, отношения, а тут ему предлагают 20 примеров по алгебре. Да еще и не все получается, да еще и общий подростковый стресс. А объем домашней работы — запредельный. Так что это совершенно нормально, когда подросток не хочет делать уроки.

Редко встретишь школу, где учителей интересует, кто сколько задал по другому предмету. Особенно в 9 классе перед ОГЭ. В общем, это нормально, что подросток отказывается делать домашнюю работу всю и целиком. И все же хочется, чтобы он понимал что делает, а не просто придумать, как заставить его делать уроки

И важно, чтобы он делал то, что необходимо для высоких результатов по главным предметам

Подросток не успевает делать уроки

Если ребенок чем-то занят дополнительно: спортом, хобби, олимпиадным кружком — он может физически не успевать сделать всю домашнюю работу. В этом случае ваша задача — помочь ему выставить приоритеты.

  • Позвольте ребенку иметь плохие оценки, если учитель так наказывает детей за несделанные уроки. Это поможет вам сформировать доверительные отношения с ребенком.
  • Опирайтесь не на количество двоек, которое некоторые учителя ставят за каждую несданную работу, а на качество домашней работы, которая действительно важна для ребенка. Например, это предмет для будущего поступления, и учитель дает разумную работу, которая интересна и полезна. Это приоритет №1.
  • Рассмотрите неинтересную, но полезную домашнюю работу. Например, отработку навыков решения типовых заданий к ОГЭ. Это приоритет № 2. 

Эти работы ребенок должен делать обязательно, а остальные — вариативно. Если вы видите, что учитель заваливает детей домашкой, но это явно не сказывается на знаниях, потому что он все равно ничего не объясняет, попробуйте с ним пообщаться

Если учитель не пойдет вам навстречу — обратите внимание на то, что вас ставят в ситуацию, когда подростка приходится заставлять делать уроки ценой отношений в семье. Не давите на ребенка

Времени у него от этого не прибавится.

Подросток отказывается делать домашнюю работу

Очень часто за таким протестом скрывается неспособность справиться со всем объемом или затруднения по конкретным предметам. Ребенок чувствует себя плохо из-за неуспешности, но боится говорить об этом. В результате нам кажется, что подростку лень делать домашнюю работу. Но лень — это обычно прикрытие для всевозможных проблем. Например, неуверенности в предмете, бессилия, когда оценки плохие, даже если ребенок пытается выучить уроки.

  • Объясните подростку, что вам важна не домашка ради галочки, а уверенность ребенка.
  • Предложите ему нанять репетитора или пойти на курсы, чтобы подтянуть знания по тем предметам, в которых он чувствует себя неуверенно.
  • Возьмите “мораторий на домашку”. Пусть ребенок не выполняет ее, пока они с репетитором не нагонят материал.

Объясните учителю, что вы делаете и зачем. Заявите о своей поддержке ребенка, что это ваше совместное решение, чтобы добиться хорошего результата по предмету.

Ребенок делает уроки ночью

Очень часто подростки не садятся за домашку в течение дня, а потом в ночи что-то пишут и утром еле могут проснуться. Обычно так сказывается нежелание садиться за уроки, которое может быть вызвано как сложностью, так и скучностью домашки. В любом случае, это негативная ситуация, которая вредит концентрации и успеваемости подростка.

  • Снизьте общую стрессовую нагрузку на ребенка. Сложность приложить волевое усилие в течение дня и вечером может быть обусловлена или усугубляться от домашних конфликтов.
  • Скажите ребенку, что сон — это здоровье, и оно важней любых оценок. Договоритесь, что у него есть два часа в день, когда домашку делать можно. В остальное время — нельзя. Понятно, что успеваемость от такого решения резко снизится, но такой шаг поможет вам наладить отношения с подростком и защитить его от перегрузки из-за недосыпа.
  • Если в процессе эксперимента выяснится, что ребенок плохо засыпает, решайте эту проблему с помощью хорошего врача-терапевта. Не исключено, что ребенку уже необходим комплекс витаминов для поддержания работоспособности.

Помните, что ребенку потребуется много сил и здоровья для того, чтобы справиться с нагрузками в 11 классе. Это главный приоритет, когда мы хотим, чтобы ребенок стал успешен, смог спокойно выбрать направление для поступления в вуз и работать усиленно.

Дети от 13 до 16 лет: раздел территорий

Это, пожалуй, самый сложный возраст, гораздо сложнее дошкольного. Подросток чаще всего просто не хочет помогать. Зато желает громко качать свои права, демонстративно саботировать принятые в семье правила и из чувства протеста делать все наоборот. Что ж, если вам достался именно такой товарищ – дышите глубже и помните, что это пройдет. Только прежде придется взять себя в руки и полностью поменять привычную стратегию.

Как надо

Главное и основное – не пытайтесь давить на подростка, стыдить его, заставлять, шантажировать или подкупать. Все эти методы в лучшем случае ничего не изменят, в худшем – подорвут и без того хрупкие доверительные отношения.

Пытайтесь говорить, по возможности без крика, со своим юным бунтарем, который в данный момент проходит через запланированный самой природой период сепарации, предполагающий низведение авторитета родителей до уровня плинтуса.

Честно проговаривайте свои чувства – пусть подросток осознает, что родители тоже живые люди.

Если он совсем не слышит, ищите авторитетного человека снаружи, не из семьи. Это может быть тренер, с которым у ребенка хорошие отношения, любимый дядя, отец лучшего друга – любой взрослый, который на вашей стороне, но способен «достучаться» до нигилиста.

Как бы вам ни было противно, позволяйте ребенку в этом возрасте сохранять право на анархию в пределах своей личной территории. Пусть его комната (или хотя бы рабочий стол в общей жилой зоне) превратится в «сынарник» или «хлевуар». Возможно, таким образом вы сможете добиться порядка во всех остальных уголках дома.

Сформировать для всех четкие «правила жизни»

В многодетной семье правила жизни, гарантирующие относительный порядок и чистоту в доме, безопасности, душевного покоя и физического комфорта должны быть куда строже, чем в небольшой семье.»Мы не носим пищу по комнатам и едим только за столом», «не прыгаем ногами по дивану», «собираем игрушки перед сном», «не деремся, а выясняем всё в конструктивном диалоге или идем «в высший суд» — к родителям, разбираем спор «по косточкам», «кто разбудил малыша — тот его и укачивает» — таких правил может быть много, они могут быть самыми разнообразными, но непременно должны касаться всей семьи. И выполняться всеми, не только детьми, но и родителями и неукоснительно их соблюдать.

Если всем запрещено, то и папа, и мама не должны эти правила нарушать, только тогда они будут признаваться и выполняться детьми безоговорочно. Если детям нельзя ругаться и обзываться, то и родители, выясняя отношения, должны придерживаться этих придуманных правил. Или выяснять отношения так, чтобы дети это не видели.

Истерика дошкольника: как реагировать до и после

В самом начале можно попытаться отвлечь малыша чем-то интересным. Если это не помогло, и истерика началась, нужно применить одну из следующих моделей поведения:

  1. При истинной истерике – приласкайте ребёнка. Ему сейчас плохо, покажите, что любите его. Об его поведении можно поговорить после, сейчас же нужно обнять его, погладить, покачать, показать, что вам не безразлично его горе. Ласковые прикосновения и утешения помогут ему быстрее прийти в себя и успокоиться.
  2. При манипулятивной истерике – лишите его зрителей. Если истерика случилась в магазине, уведите его от чужих глаз, если дома – покиньте детскую. Лишите его возможности играть на публику. Проявите твёрдость. Один раз показав слабину, вы будете смотреть на истерики постоянно. «Нет» должно означать «нет», и недопустимо, чтобы кто-то из родственников противоречил решению родителей.

В случае Софии истерики были истинными, и девочка действительно нуждалась в утешении и поддержке. После кратковременных объятий, озвучивания переживаний девочки взрослые начинали мягко переключать её на что-то интересное, стремились занять творчеством или тихими играми. Стыдить и ругать перестали, и это помогало, выходить из истерик София стала легче.

Самое худшее, что могут сделать взрослые при детской истерике (неважно какой) – накричать на него или даже побить. Не нужно показывать свои слабости и вставать с ребёнком на один уровень эмоционального развития

Когда истерика закончилась, можно поговорить с ним о произошедшем. Во-первых, дать возможность сказать, что с ним случилось, что он чувствовал. Во-вторых, объяснить, как он другим способом может сообщать свои желания и чувства. Конечно, это не значит, что ребёнок сразу всё поймёт: до определённого возраста он сам себе не хозяин. Но обсуждать это нужно.

Какие обязанности ставить перед ребёнком

Учитывайте интересы ребёнка, прежде чем приучать его выполнять какие-либо обязанности по дому:

Одним малышам нравится делать всё и сразу, и с этим проблем нет — просто давайте ему посильные поручения, которые необходимо сделать.

Вторым нравится ухаживать за домашними питомцами и/или комнатными растениями, поэтому другую работу по дому они делают весьма неохотно. Ничего страшного. Пускай в обязанности ребёнка входит забота о растениях — полив, обрезка сухих листочков, рыхление и подкормка, пересадка; или животных — кормление, мытьё мисок, вычёсывание, купание, выгул и игры. В таком случае и вам плюс — снимается одна из домашних забот, и ребёнку весело и интересно проводить время помогая вам.

Третьи дети любят наводить порядок, рассортировывая всё по полочкам. Отлично! Сообщите ему об обязанности складывать всё по своим местам — свои игрушки и вещи, мелкие предметы, разбросанные по квартире, продукты и инструменты.

Четвёртые — любители творчества. Им нравится мыть полы и посуду, помогать в приготовлении разных блюд. Не бойтесь, что ребёнок разобьёт тарелку и поранится — объясните ему, как делать это аккуратно и безопасно для себя.

О чем необходимо позаботиться?

Важно, чтобы ребенок всегда был в безопасности. Есть некоторые моменты, которые следует учесть, если решено, что новорожденный ребенок будет спать вместе с родителями:

  • Оба родителя должны быть абсолютно здоровыми, чтобы ничем не заразить своего ребенка. Это одно из главных требований для родителей, решивших практиковать совместный сон. Недопустимо спать с малышом в одной постели, если кто-то из родителей болен ОРВИ, гриппом, различными кожными заболеваниями.
  • Нельзя брать с собой в кровать малыша, если кто-то из родителей употребил алкоголь. В таком состоянии во время сна можно легко нанести ребенку существенный вред. То же самое касается успокоительных и снотворных препаратов.
  • Кровать, на которой будет спать новорожденный кроха, должна быть достаточно твердой и ровной. Грудничку не нужно стелить мягкую перину и подкладывать подушку под голову. Это отрицательно скажется на здоровье малыша – может привести к искривлению позвоночника. Ребенок в пеленке прекрасно будет спать и без подушки.
  • Нельзя ставить кровать возле окна, если от него сквозит — ребенок может легко простудиться.
  • Не нужно слишком кутать малыша, чтобы не допустить его перегрева. Особенно, если малютка спит под одним одеялом с родителями, ведь его греет не только одеяло, но и тела родителей.
  • Нельзя укладывать ребенка на краю кровати, он может упасть. Наиболее безопасный вариант – у стены или по центру кровати. Если кровать стоит у стены, и между стеной и кроватью образовалась щель, следует заложить ее мягкой тканью или одеялом, чтобы малыш туда не упал.
  • Педиатры уверяют, что грудной ребенок должен спать только на спине или на боку. Потому как на животе ребенок может задохнуться, уткнувшись в подушку. Все же лучше, чтобы новорожденный кроха спал на боку. Дело в том, что потребляя грудное молоко, детишки частенько срыгивают, и лежа на спине, малыш может захлебнуться.
  • В период прорезывания зубов, а также, если малыш заболел, ему просто необходимо спать с материю. Чем чаще кормящая мама будет прикладывать кроху к груди, тем быстрее он выздоровеет.

Оплата за оценки

Обучение в школе является необходимым для будущего ребенка. Он уже в это время начинает понимать, какие предметы ему нравятся и в каком направлении в выборе будущей профессии ему стоит двигаться. Так стоит ли платить за это?

Платить за успехи в школе психологи категорически не рекомендуют. Во-первых, это является весьма слабой мотивацией. Ведь школьник ставит во главу угла не процесс обучения, а именно оплату труда. В итоге он найдет более легкий способ получать высокие оценки. А в будущем он рискует получить психологическую травму, если за отлично сделанную работу не получит привычного денежного вознаграждения.

Какие обязанности ребенок выполняет в семье (с картинками)

Какие обязанности ребенок выполняет в семье, как он может помочь родителям? Ребенок может делать практически все! Чтобы вам было легче ориентироваться, можно составить списки дел, которые можно делать без ребенка, рядом с ребенком и вместе с ним, то есть при его активном участии. Для этого воспользуйтесь следующей таблицей.

Домашние дела и ребенок:

Без ребенка

Рядом с ребенком

Вместе с ребенком

Постарайтесь вписать в первую колонку как можно меньше дел: время «Без ребенка» можно и нужно тратить на что-то более приятное, полезное и интересное, чем уборка. А ведь для многих современных мам именно время сна ребенка является временем для выполнения домашних дел. Маме тоже нужно отдыхать и набираться физических и моральных сил!

«Рядом с ребенком» и «Вместе с ним» можно выполнять практически все домашние хлопоты, главное в это время хорошенько его занять. Если мама занялась рукоделием, то ребенок может быть рядом и развивать мелкую моторику, перебирая пуговицы и лоскуты ткани. Если мама решила навести порядок в книгах и документах, у ребенка есть прекрасная возможность сделать аппликацию из ненужной бумаги или нарисовать портрет всей семьи на гарантийных талонах с закончившимся сроком действия. Если мама «расхламляет» гардероб, то малыш может представить себя моделью и дизайнером и примерить на себя различные образы.

Дети не обязательно должны заниматься тем же, чем заняты вы. Они могут действительно просто находиться рядом или хотя бы в одной комнате с вами. Если малыш занят строительством железной дороги и города вокруг нее, то вам можно смело снимать шторы или гладить белье, поддерживая игру, задавая наводящие и уточняющие вопросы: «А в твоем городе есть почта?», «А как же без кафе! Надо же жителям городка где-то подкрепляться», «Куда отправляется твой поезд?» и т.д. Чем дольше вам удастся подогревать интерес к игре, тем больше у вас будет времени на ваши дела.

Даже самый маленький ребенок может выполнять посильные дела по дому — пусть и с вашей небольшой помощью. Вам стоит подумать и составить свои списки того, что ваш ребенок может делать, реально помогая вам. Чем старше ребенок, тем больше помощи он вам может оказывать.

Предлагайте ребенку больше, чем, по вашему мнению, он способен сделать. Лучше попробовать на практике и убедиться, что это ему пока недоступно, чем переждать и получить ребенка, который скажет: «Нет, ты сама почисть».

Подумайте, какую реальную помощь может оказать ребенок и что для этого нужно подготовить.

Для удобства можно использовать таблицу.

От лица девочки

Я люблю помогать своей маме. Мои друзья думают, что домашние заботы — это скучно. Но достаточно лишь подключить фантазию, и ежедневная работа становится сказочным приключением. Пылесос может быть голодным чудовищем. Веник — преподавателем танцев. Когда я повзрослею, у меня будет собственный дом, семья. Мне обязательно пригодится все, чему я научилась.

Очень люблю помогать на кухне. Я чищу овощи, натираю сыр, режу помидоры, грибы. Меня пока не назовешь поваром, но я умею готовить салат и борщ. Однажды вместе с мамой готовила печенье, и оно получилось очень вкусным! В нашей квартире много цветов, я их поливаю, убираю испорченные листики, рыхлю землю.

Каждый день помогаю мыть посуду, ведь у мамы и так много дел. По ее просьбе я иногда хожу в магазин за покупками. Пока она готовит ужин, я успеваю сбегать в ближайший супермаркет за хлебом, молоком, маслом. Это мне не стоит особого труда, а маме экономит время на отдых или любимые дела. Она очень любит вязать. Я рада, что, благодаря мне, она может освободить больше времени для себя. Мама ценит мою помощь.

Как приучить ребёнка помогать?

Нельзя заставить ребёнка работать по хозяйству. Но можно мотивировать. Наилучшим решением будет начинать привлекать детей к домашним делам еще с детства. В этот золотой период малышу самому интересно познавать мир и пытаться копировать действия родителей. Есть масса дел по дому, которые подвластны любопытному карапузу, например, месить тесто, мыть фрукты или спасать комнату от нападения плюшевых оккупантов

Важно начинать это делать вместе, вовлекать его в игровой форме. С течением времени навыки будут увеличиваться, и вот вы уже вместе делаете суп или чините водопровод

Нужно показать ребёнку, что вы действительно цените его участие и желание помочь. Нельзя уборкой или какой-либо работой наказать ребёнка или пытаться что-то ему этим доказать. Потому что в таком случае у него

сформируется негативное отношение ко всем домашним хлопотам. И с этого момента никакой добровольной помощи уже ждать не придется.

«Подумаешь, устала!»

Автор проекта горячей линии «Помощь усталым мамам» Мария Будылина

Культура поддержки мам у нас только начинает формироваться, все еще можно услышать «вот раньше сколько рожали и ничего, воспитывали всех патриотами». Или сомнение – неужели нельзя обсудить свои проблемы с кем-то близким?

«Факт обращения к психологу, как правило, означает, что все доступные ему средства человек испробовал и они не подействовали», — говорит Мария Будылина. Кроме того, многие мамы стесняются признаваться в своих переживаниях подругам и домашним, боясь предстать «плохой мамой». Они даже звонить на линию стараются тогда, когда дома нет никого.

«Иногда полезно на свою ситуацию взглянуть глазами не близкого или хорошо тебя знающего, а другого человека», — уточняет Ирина Алькова, психолог-консультант проекта.

Переживания, особенно такие как «усталость», или связанные с отсутствием времени на себя, часто обесценивают, особенно поколение бабушек. А ведь усталость – понятие многослойное, за ней стоит, когда начинаешь разбираться, множество причин: непонимание, неуважение, одиночество, эмоциональное насилие под видом помощи (нередкое у бабушек), требование быть «на уровне», «не хуже других» и унижение, скрытое или явное, если не получается.

«Предельно усталой себя может чувствовать и молодая «упакованная» мама с одним здоровым и покладистым ребенком. Это зависит от ситуации, личности мамы», — рассказывает Ирина Алькова.

«Самая распространенная жалоба – на вечный «день сурка», который преследует всех, кто находится в декрете.

Нехватка понимания и поддержки, желание, чтобы просто выслушали, посочувствовали –наиболее частые запросы от звонящих», — говорит психолог горячей линии Ирина Вислобокова.

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие. Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка. Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
  5. Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

Как сформировать у детей интерес к уборке у дошкольников

Для детей этого возраста бытовые дела должны быть интересными и весёлыми. Вместо ограничений нужно позволять маленькому выполнять простые задачи. Например, вместо того, чтобы прогонять малыша подальше от стиральной машины, можно объяснить ему, зачем эти кнопки и предложить нажать нужные для запуска машины. А за обедом вместе очистить яйца от скорлупы и разложить колбасу по бутербродам. Старайтесь максимально поддерживать интерес ребёнка и отношение к помощи по хозяйству как к игре, чтобы это ощущение закрепилось у ребёнка. Позволяйте совершать ошибки. Творческое отношение мамы и папы к детскому труду поможет решить вопрос.

Вот несколько креативных способов пробудить у детей желание наводить порядок:

  • Представьте процесс уборки в форме игры – дайте задание очистить квартиру от «космического мусора», поиграть в кафе и вместе убрать посуду со стола.
  • Дайте ему интересную «роль» — ненавязчиво предложите малышу стать полицейским, который находит потерянные игрушки и складывает их на свое место.
  • Устройте соревнование — можно предложить включить секундомер и проверить, кто быстрее сделает бутерброд — мама или дочка.
  • Придумайте поощрение – например, приз за помощь. Можно использовать конфеты, игрушки, любимый журнал или поход в кинотеатр.
  • Избегайте рутины – используйте в уборке оригинальный инвентарь. Например, багажник детской машины для сбора мусора.
  • Рассказывайте интересные истории — полив растений можно совместить с информацией о том, зачем цветочку нужна вода, как он расцветает и почему погибает.

Как помочь ребенку пережить развод родителей

Многое зависит от возраста детей. Так, в младенческом и раннем возрасте самое главное – это сохранить традиционный режим, к которому привык малыш. Для дошкольников расставание родителей – настоящий удар, поскольку они не понимают причины и последствия этой ситуации. Нужно окружить ребёнка любовью, но при этом не забывать про сохранение режима. С подростками же стоит разговаривать на равных, чтобы они не боялись делиться мыслями и переживаниями.

Что рекомендуют психологи?

  1. По возможности сохраняйте уважительные отношения со свой второй, уже бывшей половинкой. Между вами есть общее – и это ребёнок.
  2. Не позволяйте другим родственникам втягивать малыша или подростка в ваши семейные разборки с супругом.
  3. Обговаривайте с бывшим супругом режим встреч с ребёнком. Допустим, отец встречается с сыном по выходным и в определённые будни дни.
  4. Договоритесь об едином стиле воспитания. То, что запрещает мама, не должен разрешать отец. И наоборот.
  5. Не обсуждайте бывшего супруга, особенно в уничижительном тоне, ни с кем в присутствии ребёнка. Это табу.
  6. Обязательно объясните ребёнку, что он не виноват. Донесите до него простую мысль: развод родителей – это итог недопонимания между мамой и папой.
  7. Разрешите детям злиться, плакать, печалиться. Ребёнок может по-своему отреагировать на новость о разводе. И это вполне естественно! Гораздо хуже, если он замкнётся в себе.
  8. Расскажите, что поменяется, а что останется прежним. Ребёнку будет полезно узнать о будущих переменах, чтобы успеть морально подготовиться к ним.

При всём желании окружить ребёнка заботой не нужно целиком и полностью сосредотачиваться на детской жизни. Не забывайте и о собственной: общайтесь с друзьями, родственниками, посещайте театры, рестораны, знакомьтесь с новыми людьми. Ваша жизнь продолжается и может заиграть новыми красками.

Когда и с чего начать?

Стоит отметить, что заставить убирать подростка невозможно, поэтому делать шаги в этом направлении нужно с самого рождения. Многие мамочки считают, что малыши до 2-х лет не поддаются воспитанию, но как только ребенок встает на ноги, его необходимо приучать к порядку. Главное, ставить перед ним разрешимые цели. В этом возрасте дети познают мир через игры, и процесс уборки необходимо сделать веселым.

Последовательность:

  1. Дети после 1 года, как правило, ходят неустойчиво, поэтому убирать полезно не только для дисциплины, но также для координации. Самый легкий прием – собирание игрушек.
  2. Малыша от 2-х лет необходимо задействовать на кухне. Можно доверить ему сервировку стола (пластиковую посуду, ложки, салфетки) и привлечь убирать после завтрака. Процесс приготовления еды тоже может стать интересным.
  3. В 3 года дети вполне способны помыть свою тарелку и чашку, протереть пыль на подоконнике, полить цветы, расставить книги, помочь маме вытащить носочки из стиральной машины. К этому времени систематические уборки должны выработать принцип «поиграл-убери».
  4. Ребенок в 4 года не ждет указаний, чтобы собрать постель после сна, сполоснуть кружку от остатков молока (см. также: что делать, если ребенок 4-х лет не слушается?). В этом возрасте он должен сам понимать, что в комнате беспорядок, и его можно и нужно устранить без родителей. Необходимо позволять ему самостоятельно выбирать схему уборки. Если малыш желает расставить игрушки по цветам, пусть занимается. Это прививает желание убирать ради красоты, а не только ради порядка. Четырехлетнему малышу можно позволить стереть пыль, постирать свои носочки.
  5. В 7 лет ребенок должен перенять на себя часть домашних обязанностей. Его личная ответственность – цветы, состояние одежды и обуви. Убирать он должен без присмотра родителей. Ответственно мыть обувь после прогулки, прибирать в своей комнате, поливать мамины растения. В 7 лет человек знает зачем нужно умываться, купаться, причесываться и стирать одежду. Верное прохождений всех предыдущих стадий может привить желание ухаживать за собой.

Начинаем приучать с раннего детства

Маленькие дети обычно стремятся принять участие в том, чем занимаются их родители. Например, когда мама моет посуду, малыш может проявлять интерес, и даже изъявить желание попробовать сделать это самостоятельно. Когда папа что-то ремонтирует в доме, это вызывает не меньший интерес и любопытство. Но родители, как правило, только прогоняют ребенка, чтобы он не мешал

В итоге он теряет интерес к домашним делам, так как все равно это ему делать не разрешают, и направляет свое внимание на другие действия. Это скажется на поведении в дальнейшем. Когда мама захочет приучить ребенка помогать, сделать это будет уже намного труднее

Ведь родители сами приучили его к тому, что в домашних делах он участвовать не должен. Даже с возраста 2 лет ребенок может выполнять какие-либо небольшие задания

Когда мама захочет приучить ребенка помогать, сделать это будет уже намного труднее. Ведь родители сами приучили его к тому, что в домашних делах он участвовать не должен. Даже с возраста 2 лет ребенок может выполнять какие-либо небольшие задания.

В возрасте 2-4 лет

Ребенок уже вполне все понимает, и может выполнять простые просьбы родителей о помощи. Например, принести книгу или другой предмет из другой комнаты. В 3-4 года малыш может начать учиться одеваться и раздеваться самостоятельно. Он должен знать, где лежит его одежда и обувь, и убирать их на место.

Когда малышу 4-5 лет

В этом возрасте задания могут быть более сложными. Малыш должен уметь после игры положить игрушки на место, рассортировать одежду, носочки. Вместе с мамой он может разложить принесенные из магазина продукты, протереть пыль с мебели, поставить на стол тарелки. Главное, чтобы ребенок понимал, что он помогает маме с делами, так как ей тяжело со всем справиться. Покажите ему, что вы цените это.

От 5 лет

Это уже достаточно взрослый ребенок, чтобы поддерживать чистоту в своей комнате или на своем рабочем месте. Ведь скоро он пойдет в школу, и там ему придется обходиться без помощи родных. Он должен четко понимать свои обязанности. Например, поручите ему поливать цветы хотя бы в своей комнате, застилать постель, собирать свой рюкзак сначала в садик, а затем и в школу. При необходимости можно составить график и списки. В возрасте 7 лет ребенок уже может самостоятельно пойти на прогулку с собакой (конечно, если она небольшая). Он уже может мыть за собой тарелку, приготовить чай, бутерброд.

Младшие дети в семье

Сейчас в семьях не так часто бывает больше двух детей. Поэтому многие родители считают, что не нужно загружать старших заботами о младших: внимания родителей хватит всем, а старшие еще успеют побыть няньками у своих детей. Некоторые родители боятся доверить младшего ребёнка старшему. Да и снова вспоминается аргумент о том, что учёба должна быть на первом месте. Но есть и доводы, почему стоит поручить старшим детям брать на себя некоторую часть заботы о младших:

  • Гармоничному развитию ребёнка помогают ситуации, в которых он выполняет разные социальные и семейные роли. Для родителей он ребёнок, а для младшего брата или сестры – старший, который несёт ответственность в то время, когда родители заняты.
  • Отношения братьев и сестёр становятся ближе, теплее, что скажется во взрослой жизни.

Если младшему 3-4 года, а старшему 10-12 лет, их можно ненадолго оставить вместе (конечно, предварительно проинструктировав на случай всех возможных ситуаций и снабдив мобильным телефоном). Ребёнок от 14 лет может пробыть с младшим дома более продолжительное время, а подросток 16 лет может забирать брата или сестру из садика, водить на прогулку.

Часто родители боятся перегрузить ребёнка домашними делами, боятся, что школьник и так устаёт от занятий. Иногда у родителей не хватает терпения ждать, когда ребёнок сделает что-то – самим ведь и быстрее, и результат будет лучше! Да, поначалу может оказаться, что пол подметён плохо, а посуда недостаточно чистая. Но после нескольких попыток ребёнок обязательно научится выполнять все дела не хуже взрослого. Это и уверенности в себе придаст, и поможет чувствовать себя взрослым. И родителям радостно смотреть на то, как дети помогают. А главное – мама с полным правом может сказать: «Ну что бы я делала без моего помощника?»

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие. Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка. Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
  5. Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

«Не хочу помогать!»

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: