Развитие речи у детей

От лепета к лепетным словам

Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции. 

Шаг 1  

Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» — положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал)) 

Шаг 2
Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: «Кто пришел, кто это, позови маму». Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами «Как Ваня упал? Бах!» Ориентировочный возраст — с года до полутора лет 

Шаг 3
Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его «речевую продукцию» 

  1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл) 
  2. Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла) 

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.: 
ма, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га 

Шаг 4. 
Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов 
Слово звукоподражание: 

  • Барабан бам-бам-бам 
  • Упал бах, бабах 
  • Качаться, качели кач-кач 
  • Дождик кап-кап 
  • Гусь га-га-га 
  • лягушка ква-ква 
  • Дай, дать? дай 
  • Собака ав-ав 
  • Ворона кар-кар 
  • Спать а-а-а, бай-бай 

Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному. 
Шаг 3 и 4 — приблизительно в полтора года 

Шаг 5 
Появление слов взрослого лексикона: 

  • Бабака (собака) 
  • Титики (часики) 
  • Моти (смотри) 

Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком» 
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала) 
Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев. 

Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»:
 
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит «Большая», говорит «аяя» и все довольны, вместо слова «трактор», говорит «такта», или «тата» и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста. 

Есть дети, которых я бы назвала максималистами «или все или ничего». Похоже, что они думают так: 
«Я не умею говорить «большая», и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию». 

Что делать? Мы не можем попросить «скажи «аяя», предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов

Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать «кусочек» взрослого слова. 
Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым. 

Особенности развития речи на дошкольном этапе

Последний этап развития речи специалисты называют дошкольным. Он длится от 3 до 7 лет, характеризуется тем, что речь детей становится более совершенной, по своему построению приближается к речи взрослого.

  • Развивается контроль над произношением слов и фраз (фонетика).
  • Интенсивно растет словарный запас, достигая к концу дошкольного возраста 3000-4000 слов.
  • Дети узнают значение многих слов, оно становится разнообразным, что приводит к хорошему развитию грамматики и связной речи.
  • Существенно усложняется содержание и объем речи, что сказывается на структуре предложений. 
  • Если трехлетки используют довольно упрощенные фразы, то четырехлетки пользуются сложными предложениями. Словарный запас составляет в 4 года1500-2000 слов.
  • В 5лет дошкольники свободно строят сложные предложения при помощи слов «потому что, так как, который, чтобы».
  • К пяти годам словарный запас доходит до 2500-3000 слов. Детишки узнают обобщающие слова и активно их используют (мебель, посуда, растения и подобные).
  •  К 7 годам запас слов увеличивается до 3500, грамматический строй речи приближается к школьному обучению.

Нормы речевого развития позволяют родителям определить уровень сформированности речи детей, любое отклонение требует консультации специалистов.

Что значит “говорить красиво” и почему важно этому научиться

Мы все хотим свободно объясняться с другими людьми, легко доносить до них свои мысли, уметь заинтересовать собеседника и достойно выглядеть в его глазах. Это помогает нам достичь определенного уровня успеха и стать популярным.

Давайте опишем хорошо поставленную речь:

  • неторопливая;
  • легкая, без длинных неловких пауз и неожиданных запинок;
  • в ней отсутствуют ненормативная лексика и слова-паразиты;
  • повествование можно назвать содержательным;
  • сопровождается умеренной жестикуляцией и мимикой;
  • звучит эмоционально, а не монотонно.

Умение говорить четко, последовательно и убедительно пригодится во всех сферах жизни и выручит в любых ситуациях

Будь вы профессор в институте или учитель в школе, бизнесмен, менеджер по продажам – с помощью речи вы сможете приковать к себе внимание аудитории или добиться подписания важного контракта

Искусство красноречия пригодится любому человеку. Оно позволяет оказывать влияние на людей, управлять их действиями и поступками, заряжать аудиторию своей энергией и настроением. В конечном итоге, овладев этим искусством, вы легко станете душой компании, сможете блистательно выступать перед людьми и успешно проводить переговоры.

Чтобы выступление звучало красиво и убедительно, сам оратор должен быть энергичным, образованным, начитанным и уверенным в себе человеком. Только так он сможет заворожить аудиторию, вызвать доверие и симпатию, проникнуть в человеческие души и замотивировать людей. И хорошо, если при этом человек знает, как развить харизму. Тогда слушателям непременно захочется воплотить в жизнь свои тайные мечты и начать активно действовать.

Но это эмоциональная сторона вопроса. Ее часто разбирают на разных мотивирующих и вдохновляющих тренингах, где учат, как стать лидером. Однако человеку порой просто требуется поставить четкую, внятную, уверенную речь с грамотным и логически выстроенным повествованием. Она включает в себя следующие обязательные элементы:

  • дикция (отчетливое произношение звуков);
  • темп (умение говорить медленно или быстро, не тормозя и не тараторя);
  • громкость голоса;
  • интонация;
  • грамотность;
  • богатый словарный запас;
  • чистота (отсутствие слов-паразитов);
  • точность (использование наиболее подходящих слов для выражения мысли, структурированное повествование без “воды”);
  • выразительность (метафоры, сравнения, синонимы, образные выражения и другие языковые средства).

Разговорный навык начинает вырабатываться у человека уже с самого рождения. Родители постоянно общаются с ребенком, читают ему сказки, учат с ним стихи – все это способствует формированию правильной и красивой речи. А вот взрослому человеку придется развивать свои разговорные навыки самостоятельно.

Как определить уровень развития речи?

Ошибка многих мам заключается в том, что они начинают сравнивать своих детей с их ровесниками. Соответственно им начинает казаться, что где-то их чадо может отставать (особенно учитывая то, что всегда больше внимания уделяется на негативные моменты).

И тогда они уже начинают бить тревогу. Но это в корне неправильно. Для определения уровня развития речи малыша используются определенные критерии и специальные таблицы динамики развития речи.

Информацию о нормах развития речи вы сможете найти на видео в конце статьи. Если обобщить, то речь там идет о том, когда ребенок начал аукать, лепетать и произносить первые слова. Как развивается его пассивный словарь (то, что он понимает, но не говорит) и активный словарь (то, что малыш употребляет в собственной речи).

Что и как говорим в год?

Речь малыша этого возраста еще довольно несовершенна, но уже виден прогресс по сравнению с предыдущими месяцами. К году большинство деток умеют:

  • повторять открытые слоги. Именно поэтому в их речи присутствуют, в основном, слова, оканчивающиеся на гласный: «мама», «баба», «деда», «ляля», «кака»;
  • воспроизводить звуки животных и окружающих предметов («мяу», «би-би», «ко-ко»);
  • выражать свои эмоции при помощи интонаций;
  • называть предметы и действия (в основном, в виде слогов: «мама», «ням-ням»);
  • понимать названия предметов, узнавать их, показывать;
  • понимать речь взрослых.

Рассмотрим основные аспекты речевого развития годовалых деток.

Словарный запас.

Активный словарный запас сейчас составляет от 5 до 25 слов (для сравнения: у детей в 2 года это будет уже около 200 слов). При этом ребенок произносит как правильные слова, так и лепетные, когда полное слово ему сказать сложно («бух», «ам»). Дети после года уже воспринимают речь именно как средство общения и учатся использовать ее соответственно.

Сейчас быстрыми темпами расширяется пассивный словарь ребенка. Он понимает названия многих вещей, предметов, которые окружают его, знает названия животных, живущих в доме, встречаемых на прогулках или известных ему по сказкам и картинкам. Малыш запоминает все новые понятия, и взрослые должны ему в этом помогать. Например, показывать яркие понятные картинки, которые детки этого возраста так любят рассматривать.

Грамматика.

Речь ребенка в 1 год характеризуется односложностью. Способность связывать слова между собой, образуя простейшие предложения, появится немного позже: через 3 – 6 месяцев («дай би-би»). Вопросительные или восклицательные предложения малышу пока недоступны. Он выражает вопрос или восклицание интонацией. Предлоги в таких предложениях пока будут отсутствовать, это нормально («Катя му-му» – у Кати коровка).

Фонетика.

Гласные к году ребенок освоил полностью, а вот согласные – пока нет. Такие «упрямые» звуки, как л, р, ш, щ, с, ч, малышу могут быть недоступны. Это тоже нормально: его артикуляционный аппарат еще не достиг нужной степени развития. При этом чистота произношения освоенных звуков зависит от размера самого слова и места звука в нем. В словах из 1 – 2 слогов чисто звучат все звуки (Таня, киса, папа). В словах, которые длиннее, звуки чаще всего искажаются или глотаются («писин» – апельсин, «випед» – велосипед). Также крохе пока сложно справиться с сочетанием двух или более согласных подряд («игуся» — игрушка, «хеб» – хлеб).

Ошибки родителей

Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:

Отсутствие помощи малышу

Родители не уделяют внимание общению.
Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.

  • Игнорирование задержек в развитии.
  • Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
  • Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
  • Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
  • Взрослые мало читают малышу.

Чему должны научить родители дошкольника?

Существует специальная методика развития речи детей дошкольного возраста. Хорошо, если любящие родители будут следовать ей. Но это ипостась воспитателей детского сада. В домашнем обучении достаточно придерживаться общих задач речевого развития. Родителям надо знать, что методика предусматривает следующее:

  1. Обогащение словарного запаса: слова родного языка, специальные слова, обозначающие признаки предметов или действий, слова, без которых нельзя обойтись, например, фразеологизмы, иностранные слова.
  2. Усовершенствование грамматического строя речи: нормы изменения слов, соединение их в предложении.
  3. Формирование правильного звукопроизношения: система ударений в словах, интонации, артикуляция.
  4. Построение диалога: умения слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и задавать их.
  5. Обучение монологу: умение слушать устные рассказы, понимать их, затем пересказывать.
  6. Знакомство с художественной литературой: чтение разных по жанру произведений (рассказы, сказки, стихи, пословицы, загадки).
  7. Обучение пересказу и составлению коротких рассказов.

Первые обобщения

Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?

Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.

В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.

Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр

Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору

Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего

Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения

Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.

И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.

Статистика

Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.

Виды речевых отклонений

Отклонения в развитии устной речи делятся на фонационные и системные.

Системные отклонения — алалия и афазия — возникают из-за поражений коры головного мозга при развитии плода, в процессе родов, в результате перенесённой инфекции или инсульта. В этом случае ребёнок не всегда способен понимать смысл слов и правильно повторить их.

Фонационные отклонения более распространены, и их проще исправить. В этом случае ребёнок понимает речь, но ему трудно воспроизводить звуки, выдерживать темп и владеть интонацией.

Брадилалия — замедление темпа речи из-за трудностей произношения отдельных звуков.

Дизартрия — невнятная речь, вызванная поражением центральной нервной системы, которое мешает развитию речевого аппарата.

Дислалия — искажение звуков, связанное с нарушениями нервной системы или особенностями речевого аппарата. Одна из самых распространённых проблем с речью у дошкольников. Частные случаи — картавость, шепелявость.

Заикание — зацикленное или затянутое произношение слогов, нарушение темпа и ритма речи, неверные ударения. Может возникнуть под влиянием сильного стресса, перенесённой инфекции, задержке или наоборот слишком раннем развитии.

Ринолалия — гнусавость, возникает при хроническом синусите или из-за аномального строения носовой полости.

Тахилалия — патологически быстрый темп речи. Ребёнок очень частит и захлёбывается словами. Бывает связана с гиперактивностью и другими особенностями психического развития.

Психологи и логопеды делят детей на три условные группы в зависимости от того, насколько сильные нарушения речи у них имеются:

  1. Восприятие в норме, но есть проблемы с воспроизведением отдельных звуков.
  2. Проблемы с восприятием: неразличение некоторых слогов. Такие дети часто путают слоги и глотают окончания слов.
  3. Общее речевое недоразвитие: скудный словарный запас, проблемы с построением высказывания. Таким детям срочно требуется помощь логопеда.

Нарушения развития речи у детей: на что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

  • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет, и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
  • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

10 советов для родителей

Правильной организации процесса развития речи годовалых малышей помогут несложные правила:

  1. Учитывайте, что даже игра сейчас утомит ребенка, если будет длиться более 10 минут. Поэтому не «заговаривайте» его дольше, не проводите пальчиковые или артикуляционные игры больше 5 – 7 минут.
  2. Развивайте способности малыша последовательно. Пусть он сначала научится говорить открытые и закрытые слоги, а только затем – состоящие из них слова. Сначала учим понимать, что такое предмет и действие, затем – называть их, и лишь после – составлять из этих слов предложения.
  3. Упражнения для развития речи подбирайте так, чтобы они подходили конкретному ребенку. Ведь то, что одному легко далось в год, другому может не даваться и в полтора. Если игра окажется непосильной для малыша, он потеряет к ней интерес, начнет противиться подобным занятиям.
  4. Учите кроху выражать эмоции при помощи междометий: ай, эх, ой, ух, ого. Это интуитивно помогает ребенку усвоить эмоциональную функцию речи.
  5. Помогите ему освоить регулировку силы голоса. Можно петь, перекликаться, окликать друг друга во время игры в прятки, или просто находясь с ребенком в разных комнатах.
  6. Называйте предметы, только когда ребенок видит их непосредственно, ведь мышление у деток от 1 года до 3 лет – наглядно-действенное. Кормите кроху – называйте продукты и посуду, купаете – называйте ванные принадлежности, средства гигиены, игрушки. Учите ребенка называть и понимать действия: его одевают – это называется «гулять», укладывают в кроватку – это значит «спать».
  7. Чаще позволяйте малышу играть со старшими детками. При таком общении старшенькие провоцируют младшеньких выражать свои желания доступными способами, подают пример для подражания. Особенно эффективно такое общение во время совместных игр.
  8. Приобретите или сделайте домашний кукольный театр. Играя с персонажами, детки активно развивают речь, учатся сочинять свои истории. Они появятся не сразу и будут совсем примитивными, но всему свое время.
  9. Прогуливаясь с малышом, не просто называйте предметы, а развивайте вокруг них простые сюжеты. То есть, не просто «собачка», а «собачка гонится за бабочкой и лает».
  10. Разыгрывайте с игрушками увиденные в жизни сюжеты. Например, вы видели, как девочка кормит на площади голубей. Проиграйте эту ситуацию с куклой. Увидели, как грузовик выгружает кирпичи – сделайте то же самое дома с кубиками.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: