Массаж губ
Дети по-разному относятся к странным манипуляциям на лице – особенно в начале ваших занятий может возникнуть недопонимание. Постарайтесь успокоить ребенка, объясните пользу массажа.
Выполняйте такие упражнения:
- Положите кончики указательных пальцев на крылья носа. Проделайте поглаживание с нажатием, ведя пальцы по носогубным складкам. Повторите движения 8-10 раз.
- Поставьте указательные пальцы на выемку верхней губы и разведите их к уголкам губ. Движение должно быть растирающим.
- Такую же манипуляцию проделайте с нижней губой. Повторяйте оба упражнения 8-10 раз.
- Пощипывайте поочередно верхнюю и нижнюю губу, используя большой и указательный палец. Ведите пальцы от одного уголка до другого. Число повторений – 8-10 раз.
- Постукиваем указательным пальцем над верхней и под нижней губой, совершая круг по часовой стрелке. Упражнения выполняется в активном ритме с нарастанием силы движений.
- Расположив указательные пальцы в кончиках губ, соберите в гармошку сначала верхнюю, потом нижнюю губу. Повторяем 8-10 раз.
Завершением логопедического массажа становится работа с ушными мочками. Выполняются 50 круговых движений – сначала в левом направлении, потом в правом. Между большим и указательным пальцами, у их основания, размещается «речевая точка». Массируем ее круговыми движениями так же, как и мочку уха. Завершив логопедический массаж, похвалите ребенка за терпение, поощрите его веселой игрой или интересной сказкой
Важно, чтобы ваши манипуляции доставили малышу удовольствие, а не напугали его
Зачем это нужно?
Способов развития речи существует множество. Немногие доверяют массажу, так как считают его скорее забавой, чем терапевтическим воздействием. И напрасно. Ученые давно доказали, что стимулирование определенных точек на ладонях ребенка способно творить чудеса. Чем скорее вы начнете работать над развитием моторики рук, тем раньше малыш заговорит и научится мыслить.
Есть мнение, что семимесячный карапуз должен уметь показывать хотя бы один пальчик из кулачка (чаще всего это указательный или большой). В этом случае проблем с речью у него быть не должно. Легкие поглаживания кистей необходимо осуществлять с рождения.
Для чего это нужно:
- заметно улучшается настроение у новорожденного после тактильного контакта с родными;
- он успокаивается и расслабляется;
- происходит улучшение кровообращение;
- кожа становится мягче.
Кроха начинает «чувствовать» свои пальчики и учится их контролировать.
От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику
Игры с бумагой. Сначала малышу будет трудно даже просто рвать бумагу, но в чем в чем, а в навыках разрушения малыш прогрессирует быстрее всего. Поэтому следующей игрой с бумагой будет вырезание ножницами. Обычно этот навык дети осваивают от 3 до 4 лет. Конечно, это должны быть легкие и эргономичные детские ножницы, с короткими лезвиями и удобными прорезиненными кольцами для пальчиков. Можно сделать аппликацию бабушке к ее дню рождения: такой достойный повод придаст малышу силы, а его деятельности — смысл. Оригами — самый сложный вариант игры с бумагой, этот навык дети начинают осваивать в возрасте 4 – 6 лет.
Пальчиковый театр
Вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развиваем речь
А главное — играем и общаемся!
Упражнение 3: который час – сложный вариант
Исходное положение: аналогичное.
- Указательным пальцем правой руки укажите на левую руку, при этом отведя большой палец вверх. Одновременно указательным пальцем левой руки покажите 1 час, так же, как мы это делали в предыдущем упражнении.
- Теперь правой рукой покажите 1 час, а левой изобразите указу́ющий жест. Повторите эту последовательность действий 10 раз.
- Далее сделайте то же самое, но теперь показывайте 2 часа, используя указательный и средний пальцы. Также повторите упражнение 10 раз.
- Продолжите упражнение, показывая 3, 4 и наконец, 5 часов, каждый раз повторяя действия по 10 раз.
Когда вы наловчитесь быстро и безошибочно выполнять это упражнение, модифицируйте его следующим образом:
- Левой рукой покажите 1 час.
- Правой покажите 2 часа.
- Левой – 3 часа, и так до 5.
- Теперь идём в обратном порядке, от 5 до 1, затем снова от 1 до 5 и обратно.
Повторите упражнение 10 раз. И не забывайте свободной рукой использовать указующий жест.
Интересный факт:
Благодаря тому, что сложные структурированные движения пальцев задействуют обширные области коры головного мозга, они не только развивают интеллект, но и защищают от деменции и болезни Альцгеймера.
Игры для ребят 2-3 лет
Такие игры задействуют не только пальчики. Участвует запястные, локтевые и плечевые суставы. Делайте упражнения вместе с малышом – и ему приятно, и вы разомнетесь. Мы подобрали пальчиковые игры для детей в картинках.
Совушка-сова, колпак
При выполнении упражнения «Совушка» задействованы руки, плечи и шея. «Колпак» дополнительно развивает координацию, можно попросить малыша проделать это простое упражнение с закрытыми глазами для большей пользы.
Царев двор
Объясните каждое движение малышу, как указано на картинке. Так он будет понимать, что и зачем он делает, и упражнение станет увлекательнее. Тренируются плечевые, локтевые, запястные суставы.
Кулачок
Попробуйте выполнить упражнение с ребенком сначала при помощи одной руки. Потом сделайте его обеими, синхронно. Стимулирует координацию, развивает внимательность.
Нормы развития мелкой моторики
Для того, чтобы понять, все ли в порядке у вашего ребенка с мелкой моторикой, специальных исследований не потребуется
Врач обратит внимание на способность проводить ручные действия, в некоторых случаях может попросить выполнить некоторые тесты (нарисовать, заштриховать и т. п.). Однако это касается дошкольников, а как не упустить время в более раннем возрасте?
В принципе, отставание в развитии ручной моторики хорошо заметно по усвоенным (или нет) навыкам самообслуживания. Это умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы и прочее. С другой стороны, большой выбор «упрощающих» работу рук видов детской одежды могут ввести вас в заблуждение. Наличие застежек на липучках и молниях не дают проявиться некоторым навыкам
На всякий случай обращаем ваше внимание на некоторые средние нормы формирования моторных навыков:
- С 2-3 месяцев ребенок тянет ручки к заинтересовавшим его предметам, к родителям, хватает пальцами сначала себя, а потом окружающих. Это первые знакомства с собственной моторикой.
- С 3 месяцев до полугода проявляется умение захватить рукой предмет.
- В год ребенок может перекладывать предмет из руки в руку, положить один в другой. Кроме того, в этот период должен сформироваться так называемый «пинцетный захват» — умение взять небольшой предмет двумя пальцами.
- В районе 1 года дети начинают производить с предметами действия, подражая взрослым.
- В полтора года или чуть позже в них зарождается «художник» — ребенку удается нарисовать так радующие родителей первые каракули. В этом возрасте дети умеют переворачивать книжные страницы, держат карандаш, ложку.
- В 2 года освоено умение нанизывать колечки от пирамидки на стержень, откручивать крышки, ставить один кубик на другой.
- К 3 годам дети способны рисовать пальцами или карандашом, воспроизводить по инструкции простые формы, черточки.
- В 3-4 года ребенок уже вполне умелый «творец» — ему по плечу справиться с детскими ножницами, кисточкой и пластилином, обводить контур рисунка или строить башню из значительного количества кубиков.
- В 5 лет ребенок умеет раскрашиваться картинки, рисовать схематический домик, человечка и подобные «картины». По образцу может копировать печатные буквы и цифры. В плане бытовых навыков осваивается шнурование обуви и застегивание пуговиц.
- В 6 лет написание букв и цифр детям вполне по плечу, подготовка к школьному обучению идет полным ходом. Осваиваются различные виды штриховок, обведение по пунктирному контуру, изображение геометрических фигур, аккуратное вырезание ножницами и создание аппликаций.
10-12 месяцев
Ребенок охотно повторяет действия взрослых: нажимает кнопки на телефоне и подносит его к уху, берет ручку и пробует черкать. Он начинает требовать самостоятельно держать ложку, бутылочку — разрешите ему это, пусть даже потом придется немного прибраться! Годовалый малыш уже неплохо управляет своими движениями: спокойно удерживает игрушки в руках (как в ладошках, так и пальцами), вертит их, бросает, сталкивает, он открывает и разбирает коробки, засовывает один предмет в другой. Но для того чтобы движения рук становились более совершенными и уверенными, необходимо продолжать тренировать мелкую моторику и дальше.
Использование наглядного материала во время пальчиковой гимнастики
Рассматривание картинок, плакатов, книжных иллюстраций является составляющей частью большинства занятий в детском саду. Во время проведения пальчиковой гимнастики также рекомендуется привлекать наглядные материалы. Яркие и понятные образы помогают дошкольникам в исполнении гимнастических движений, активизируют воображение. Дети легче включаются в игровую ситуацию.
Таблица: варианты наглядных материалов для пальчиковых игр
Тип | Варианты материалов | Примеры использования |
Дидактический материал |
|
При изучении нового упражнения воспитатель показывает ребятам картинку с изображением пальчиковой «фигуры», рассказывает, что нужно сделать. Таблицы применяются на занятиях со старшими дошкольниками: воспитатель вывешивает схему знакомой игры, по которой дети вспоминают правила. |
Иллюстративный материал |
|
Иллюстративный материал — художественные образы, о которых говорится в стихотворном/песенном содержании игры. Картинки животных и сказочных персонажей дарят детям позитивные эмоции и усиливают желание играть. |
Материалы ИКТ |
|
Презентации используются в качестве вспомогательного материала на занятиях в старших группах. Совершенствуется способность детей соотносить зрительные образы с объяснениями педагога. Мультфильмы по играм просматривают в группах всех возрастов. |
Воспитателям и родителям на заметку: подборка карточек с пальчиковыми играми развлечёт детей во время поездки. Наша воспитательница берёт с собой карточки в экскурсионный автобус: дети разбиваются по парам и разыгрывают карточки, меняются заданиями с одногруппниками.
Весёлые песенки-игры можно посоветовать родителям на консультации по пальчиковой гимнастике. Видеозанятия станут альтернативой просмотру развлекательных роликов. Ребёнок выучит песенку, разучит движения, у него улучшится настроение. Для старших дошкольников, которые приступили к изучению иностранного языка, рекомендуются к просмотру английские (французские, немецкие, испанские или др.) песенки-игры. Мои дети задорно поют и выполняют гимнастику под «Itsy Bitsy Spider», «The Wheels on the Bus» и «Brother Finger».
Детские пальчиковые игры
Пальчиковые игры – это упражнения, предназначенные для тренировки пальцев руки. Разминка и тренировка рук полезна не только в детстве. К примеру, в некоторых профессиях активизация тонких движений пальцев крайне важна. А в дошкольном возрасте, когда организм находится в активной стадии развития, каждому ребенку принесут пользу упражнения, способствующие формированию гибкости и подвижности пальчиков.
Игры с использованием пальцев давно зарекомендовали себя как метод развития мелкой моторики. Они имеют очевидный плюс по отношению к другим средствам.
Развитию моторики способствуют манипуляции с мелкими деталями – выкладывание мозаичных картинок, конструирование, нанизывание бусинок на нитку или шпажку, вырезание из бумаги и картона, шнуровка и пр.
Но в подобных действиях участвуют преимущественно три пальчика, а безымянный и мизинчик пассивны. Специальные игры для рук хороши тем, что они задействуют все пальцы.
Можно выделить виды пальчиковых игр, подходящих для дошкольного возраста:
- Движение и касание пальцами, имитирующие естественные движения, позаимствованные из окружающей природы.
- Выполнение определенных движений по команде в заданном ритме.
- Игры с использованием подручных предметов (веревочка, карандаш, камушки).
Разнообразие упражнений способствует гармоничному развитию кистей. Именно комплексный подход обеспечивает полноценное сочетание двигательных навыков: сжатие, растяжение, расслабление мышц.
Многие пальчиковые игры сопровождаются стихами или сказочной метафорой, что усиливает интерес детей к подобным занятиям. Ритмичные песенки легко запоминаются и подталкивают ребятишек к воспроизведению игр.
Анализ и диагностика пальчиковой гимнастики в ДОУ
Пальчиковые упражнения считаются одной из эффективнейших методик развития детей. Диагностика уровня речевых и мыслительных способностей состоит из трёхступенчатого мониторинга:
- уровень умений и навыков детей в начале учебного года (сентябрь);
- в середине года (январь);
- в конце учебного года (май-июнь).
Воспитатель отмечает, в какой степени повлияли на результаты диагностики регулярные занятия пальчиковой гимнастикой. Выделяются проблемные воспитанники, для которых необходимо составить индивидуальные планы коррекции: повторить игры, добавить упражнения на определённые группы движений, заменить на упрощённые задания.
Воспитатель анализирует каждую игру: не только качество движений, но и эмоциональное состояние детей
С результатами диагностики интеллектуальных способностей соотносятся показатели диагностики развития мелкой моторики у детей. В соответствии с возрастом воспитанников оценивается их координация движений, качество выполнения тонких движений.
Методика «Перебор пальцев» позволяет диагностировать уровень развития мелкой моторики дошкольников
Кроме того, воспитатель оценивает эффективность каждой пальчиковой игры, разучиваемой с детьми. С целью выявления уровня организаторских способностей педагога проводится анализ игры.
Протокол анализа пальчиковой игры:
- Соответствие темы и содержания игры интересам и умениям воспитанников.
- Степень заинтересованности детей во время игры, привлечение мотивирующего материала (игрушки, картинки, музыка).
- Какие задачи были достигнуты в игре.
- Оценка деятельности воспитанников:
- внимательность во время показа движений воспитателем;
- активность выполнения движений;
- эмоциональность песенного исполнения (если было);
- слаженность выполнения движений внутри группы, попадание в ритм.
- Завершение игры: эмоции и пожелания детей.
- Направление последующей работы воспитателя: корректировка/совершенствование методики проведения игры.
Родителям и педагогам необходимо обогащать игровой опыт детей пальчиковыми упражнениями и забавами. Они помогают развитию памяти и речи, подготавливают кисть ведущей руки к письму. И, что особенно актуально в современных условиях, являются простым и приятным способом сохранить эмоциональный баланс, избежать мышечного и психического перенапряжения.
Возрастные рамки
Ребёнок, начиная с самого своего рождения и лет до восьми, развивается очень быстро. Что касается пальчиковых игр, то условно этот период можно разделить на несколько возрастных интервалов, каждому из которых присущи свои особенности.
От двух до шести месяцев. Необходимо поглаживать ручки ребёнка
Очень важно, чтобы мама общалась с малышом прикосновением рук.
От семи месяцев до девяти. Движения рук становятся более интенсивными
Такие прикосновения являются отличным массажем.
От девяти месяцев до полутора лет. Игры можно разнообразить применением пальчиковых игрушек, шариков, бусин, пирамид, пластилина и теста для лепки.
От полутора до трёх лет. Отличное время для использования в пальчиковых играх развивающих игрушек и пособий. Уже можно с их помощью начинать учить с малышом названия цветов, геометрических фигур, частей тела, цифр и т.п. А сделать занятия более интересными помогут различные вспомогательные предметы. Не бойтесь экспериментировать и фантазировать. Это могут быть всевозможные шнуровки, пуговицы, застёжки, молнии и замочки, природный материал, конструкторы и др.
От трёх до шести лет. Детям стоит заниматься пальчиковыми играми с усложнением. Лишь к трем годам пальчики становятся хорошо развитыми. В таком возрасте малыш должен хорошо уметь завязывать узелки, неплохо раскрашивать рисунки и многое другое.
От шести до восьми лет. Можно использовать занятия рисованием и прикладными искусствами, которые прекрасно помогут вашему ребёнку развиваться всесторонне.
Как сделать игрушки самому
Если вы хотите изготовить пальчиковые куклы самостоятельно, то сначала определитесь, из какого материала будете делать. Если из фетра, то можно сделать игрушку по такой схеме:
Сделать схему выкройки героя на бумаге – заднюю и переднюю части
Обратите внимание на размер, чтобы игрушка держалась на пальце. Также подберите подходящий тон ткани.
Перенести выкройку на ткань и вырезать по контуру
Сшить детали, оставив отверстие внизу для пальца.
Оформить мордочку или лицо персонажа, в зависимости от того кого вы шьете. Можно вышивать, а можно нарисовать маркером.
Можно оформить также и туловище – людям сшить одежду, зверям дорисовать некоторые элементы меха.
При изготовлении героев из бумаги вам понадобятся такие материалы: цветная бумага или картон, клей, ножницы, фломастеры или краски.
Изготовить героя можно по такому плану:
- Если у вас герои будут на основе, то сделайте колпачки-заготовки, которые потом будут надеваться на пальцы, на каждом колпачке будет приклеен сам герой.
- Из цветной бумаги сделайте героев и приклейте их к колпачкам.
- Дорисуйте недостающие элементы сказочным героям.
- Изготовьте необходимые декорации для сказок.
Если вы хотите порадовать ребенка необычной игрушкой, то изготовьте ее из перчатки. Такие атрибуты шьются очень быстро и не занимают много времени. Необходимо отрезать от перчатки все пальцы и на их основе сделать сказочных персонажей, формируя их образ ушками, носиками, глазками и т. д. Можно также украсить героев аксессуарами – шляпами, платочками, бусами и т. д. Очень удобно то, что изготовив персонажей для одной сказки, их также можно использовать и для другой.
В этом деле можно проявить фантазию и творчество, которое ваш ребенок оценит наверняка. Если малыш постарше, то можно его тоже привлечь к изготовлению персонажей.
Переводим наши пальчики в старшую и подготовительную группу…
5-7 лет – время активной подготовки к письму, развитию связной речи, коммуникативных навыков для будущего школьника. Это ответственный период для родителей, которые хотят, чтобы их чадо не получило стрессовый удар в школе, будучи плохо подготовленным. Даже если вы не занимались специально развитием моторики, сейчас еще не поздно!
У меня запланирована консультация для родителей на эту тему, я покажу наглядно, какие игры и упражнения помогут укрепить руки и пальчики. Стоит сказать, что для старших ребят увеличивается время гимнастики пальчиковой – не менее 10 минут
Упражнения и забавки выбираем такие, чтобы тренировать координацию, ловкость и внимание. Учимся точности движений, различаем силу нажатий пальцами и ладонями – слабее, сильнее
Перед тем, как приступить к упражнениям, следует немного размяться, например, «сварить компот», попутно повторив, какие нужны фрукты для напитка:
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много –
Вот, (ладошку делаем ковшиком, пальцами второй руки накладываем кусочки фруктов в «ковшик»)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок, слив положим и песок (сахар). (При этом делаем разные движения: рубим ребром ладони по столу воображаемые фрукты, выдавливаем сок лимона и т.п.)
Варим, варим мы компот, угостим честной народ.
В качестве разминки можно выполнить упражнение «Делим апельсин»:
Мы делили апельсин! (ручки в кулачки) Много нас, (разжимаем кулачки, растопыривая пальцы) А он один. (показываем один пальчик) Эта долька для ежа, (снова кулачки и по одному пальчику отгибаем) Эта долька для стрижа, Это долька для утят, Это долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка кожура! (растопыренный пальцы) Он сердит на нас, беда! (грозим пальчиком) Разбегайтесь, кто, куда! («бегаем» пальчиками по столу)
Кстати, стоит прочесть:
- «Пальчиковые игры 5-6 лет. Забавные стихи с картинками и показом движений» – в комплекте 25 карт с рисунками движений и стихами – готовая картотека с картинками;
- «Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр» – здесь есть материал по блокам в виде программы для установки через Интернет: «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д. Либо аналогичное бумажное пособие.
Вместо заключения
Подводя итог всему вышесказанному, следует заметить, что пальчиковые игры для детей 1-2 лет — это не простое развлечение, которым можно пренебречь, ссылаясь на то, что такой вид занятости не нравится малышу. Привить любовь к подобным развлечениями – задача каждой любящей мамы, которая должна стремиться к тому, чтобы ребенок рос и развивался гармонично, согласно своего возраста. Пальчиковые игры стимулируют развитие речевого аппарата, правильную артикуляцию, деятельность головного мозга. Уделив время в младенчестве пальчиковым упражнениям, вы обеспечиваете успешное будущее своему ребенку.
<?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?><?php endif; ?>
Более сложные занятия на моторику
- Спички, счетные палочки. Собираем, складываем в коробочку, стаканчик, строим домик из палочек. Усложненный вариант: ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (двумя указательными, двумя средними и т. д. ).
- Пазлы и мозаика. Самые продвинутые игры-занятия на развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственного мышления и речи. Сначала могут быть очень крупными, с малым количеством деталей (можно предлагать играть уже годовалому малышу). По мере взросления размер элементов уменьшается, а их количество растет.
Как видите, значительную часть перечисленных выше занятий довольно просто организовать, они не требуют больших материальных или временных затрат со стороны взрослого, а малышу приносят не только радость, но и несомненную пользу.
Физминутки и пальчиковые игры для детского сада на тему: Новый год
Физминутка «Зимой»
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх) На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках) Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков) Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут») Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках) Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.) Я зиму, и снег и снежинки люблю, (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.) Но где же снежинки? В ладошке вода, (На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.) Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.) Растаяли хрупкие льдинки-лучи… (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.) Как видно, ладошки мои горячи.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи) Что за чудеса случились Этой ночью новогодней. Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы) А увидели парад: В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга) Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза) А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши) Пушистая, в иголочках.
Физминутка «Мы к лесной лужайке вышли»
Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба на месте) Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, (прыжки на месте) Через ветви и пенёчки. Кто высоко так шагал – (хлопки в ладоши) Не споткнулся, не упал.
Пальчиковая гимнастика «На елке»
Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши. И плясали, и резвились, Ритмичные удары кулачками. После добрый Дед Мороз «Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук. Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг. В них же — вкусные предметы: Ритмичные хлопки в ладоши. Конфеты в бумажках синих, Загибают пальчики на руках, начиная с больших. Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин.
Физминутка «Новый год»
У всех Новый год, И у нас Новый год. (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.) Возле ёлочки зелёной Хоровод, хоровод. К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.) Он игрушек, и хлопушек, И конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.) Он добрый у нас, Он весёлый у нас,— (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают) Возле ёлочки зелёной Сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте)
Пальчиковая гимнастика «Ёлка»
Елка быстро получается, если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, пальчики ты разведи. Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставить вперед. Локотки к телу не прижимать.
Физминутка «Елка»
Горит огнями елочка, под нею тени синие, Поднимаем руки вверх Колючие иголочки, как будто в белом инее. Опускаем через стороны, вниз Огни на елке яркие повсюду зажигаются. Наклоны вправо, влево Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются Ходьба на месте, улыбка
Физминутка «Гуляют дети»
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети. Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают. Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ. Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем. Ходьба на месте Ребенок потирает руку об руку. Ребенок топает ножками. Ребенок приплясывает. Пальчиковая гимнастика «Новый год» Наступает Новый год! хлопаем в ладоши Дети водят хоровод. кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу Висят на елке шарики, поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар Светятся фонарики. фонарики Вот сверкают льдинки, сжимать и резко разжимать кулаки по очереди Кружатся снежинки. легко и плавно двигать кистями В гости дед Мороз идет, пальцы шагают по коленям или по полу Всем подарки он несет. трем друг об друга ладони Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. по очереди массажируем каждый палец
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий Новогоднего утренника во 2 младшей группе Сценарий новогоднего утренника для детей подготовительной группы Сценарий Новогодней сказки. Подготовительная группа Новый год Лошади. Сценарий для детского сада
Новогодний сценарий для подготовительной группы детского сада
Сценарий Новогоднего утренника для младшей группы детского сада
Сценарии новогоднего утренника в детском саду
Сценарий Нового года в первой младшей группе
Сценарий Новогоднего утренника во второй младшей группе
Особенности развития мелкой моторики левши
Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.
Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).
В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.
Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.
Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.
Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.
Список использованной литературы
- Данкевич Е. В. Умные пальчики. Уникальная методика развития малыша. Москва: Издательство «Астрель», 2009 — 160 с.
- Трушина Л. П. Игры на развитие мелкой моторики. Набор развивающих карточек. Москва: Издательство «Речь», 2012 — 40 с.
- Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Москва: Издательство «Эксмо», 2013 — 80 с.
Виды
Пальчиковые игры делятся на три вида. Каждому возрастному периоду соответствует своя сложность игры.
- Игры для самых маленьких (2-6 месяцев). Это простые задания, которые помогают развивать реакцию. К примеру, похлопывания, касания, повтор движений.
- Упражнения и массаж (7-12 месяцев). Укрепляют мышцы кистей рук и пальчиков.
- Сказки (от 9 месяцев). Этот вид отличается тем, что можно изображать героев с помощью собственной руки. Примером является популярная пальчиковая игра “Сорока-Ворона”.
Но помимо «Сороки» пальчиковых игр существует великое множество. И вашему вниманию – некоторые из них.
Список литературы и библиографических ссылок:
- Ёсия Хасэгава «Как лёгким движением пальцев прокачать свой мозг»
Опубликовано: 27.1.2022
Дополнено: 28.1.2022
Просмотров: 7283
Поделиться
30733
Гимнастика для опорожнения желчного пузыря и улучшения оттока желчи
7521
Холодные руки – простые упражнения на улучшение кровотока в кистях и пальцах
3609
Как избавиться от болей в суставах и сохранить их молодость – самые важные упражнения
15169
Гимнастика для плеч: как избавиться от боли в самом подвижном суставе нашего организма
15023
Упражнения от боли в коленях – оживляем коленные суставы в домашних условиях
10370
Упражнения от боли в шее в домашних условиях. Снимаем спазм и приводим в порядок мышцы
7377
Избавляемся от сутулости в любом возрасте. Комплекс упражнений от популярных физиотерапевтов
3814
Упражнения при боли в пояснице. Комплекс для проработки поясничного отдела позвоночника и мышц спины
6030
Полезные упражнения при варикозе, отечности и усталости ног
67304
7 упражнений для шеи, чтобы ликвидировать морщины, провисания и второй подбородок
88380
Упражнения для кишечника, от вздутия и запоров – усиление перистальтики
12143
Мощное упражнение для укрепления всего тела и тонкой талии
79556
Лимфодренаж при помощи простых упражнений
75367
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для здоровья легких, сердца и не только
114262
Гимнастика для легких – избавление от одышки, усталости и слабости
25606
Как начать бегать. Бег для новичков. Упражнения для укрепления коленей
433806
Болезнь Альцгеймера — причины, симптомы, диагностика и лечение
87380
Болезнь Паркинсона. Причины, симптомы, диагностика и лечение заболевания
369127
Сколиоз — симптомы и степени, диагностика и лечение. Сколиоз грудного, поясничного отделов. Гимнастика, упражнения и массаж
110312
Радикулит шейного, грудного, крестцового и поясничного отделов. Симптомы, причины, диагностика и лечение. Как лечить радикулит: гимнастика, упражнения, массаж
19974
Рыбий жир + упражнения = крепкие мышцы даже в пожилом возрасте
Массаж языка
Точечный и круговой массаж языка работает на развитие артикуляционного аппарата. Насколько он необходим вашему ребенку, лучше выяснить у специалиста, консультация важна и для грамотного проведения упражнений. Полезно посмотреть видео в конце статьи.
В домашних условиях упражнения с языком можно проводить зубной электрической щеткой или с набором детских зубных щеток компании Кампол (подробнее в статье: электрические зубные щетки для детей от 3 лет). Они почти полностью заменят специальные логопедические инструменты.
При массировании языка чередуются круговые и точечные движения, повторяется каждый прием 3-10 раз.
Примеры упражнений:
- Точечно массируем язык, ведя щетку от основания по левому краю, кончику языка и по правому краю. «Пишем» английскую букву U.
- Повторяем упражнение. Делаем круговые движения.
- Проводим зубную щетку зигзагом, от основания к кончику, чередуя круги и точки.
- Массируем край с левой стороны, сначала точечно, затем кругами. Повторяем упражнение по правому краю.
- Выводим птичку (V), начиная от уздечки и заканчивая на кончике (рекомендуем прочитать: как проводится подрезание уздечки языка у детей?). «Рисуем» хвостики птички сначала по левой стороне, затем по правой. Приемы массажа чередуем.
- Ведем две параллельных линии – левый край, потом правый край. Движения чередуем, начиная с точечных.
Упражнение 4: веер
Исходное положение: соедините ладони вместе в молитвенном жесте, затем разведите пальцы в стороны в плоскости ладоней, продолжая прижимать одноимённые пальцы друг к другу.
- Для начала сплетите все пальцы, затем верните их в исходное положение.
- Теперь мы будем делать то же самое, но попарно одноимёнными пальцами. Сплетите указательные пальцы, поместив правый палец ближе к себе.
- Верните их в исходное положение.
- Снова сплетите указательные пальцы, поместив левый палец ближе к себе, затем верните их в исходное положение.
- Продолжайте таким же образом попарно сплетать средние, безымянные пальцы и мизинцы.
- Теперь проделайте упражнение в обратном порядке – от мизинцев к указательным пальцам.
Повторите всю эту последовательность 10 раз.
У вас начало хорошо получаться? Немного усложним упражнение:
- Одновременно сплетите большие пальцы и мизинцы, сначала правые пальцы спереди, затем левые.
- Таким же образом сплетите указательные и безымянные пальцы.
- Теперь большие, средние пальцы и мизинцы.
- И наконец, сплетите все 5 пальцев.
Повторите упражнение 10 раз.
Такие сложные движения пальцами, особенно совершаемые с большой скоростью, вызывают приток крови к мозгу и заставляют его активно работать.