Психологический анализ занятия психологом ДОУ материал на тему
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГОМ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ (по Л.Т. Охотиной) ____________________
дата ______________________________ _____________________________________________________________________
Группа воспитатель / основной воспитатель
1 | Наличие комплексных – развивающих, обучающих, воспитательных и коррекционных целей | |
2 | Содержание и структура занятия отвечает принципам: | |
А) | Формирование мотивационной основы к занятию (умение увлечь детей, соотношение методов побуждения и принуждения деятельности | |
Б) | Индивидуального и дифференцированного подхода | |
В) | Динамичности детского восприятия (переключения с разных видов воспринимающей деятельности на другие: с аудиальной на зрительную, кинестетическую и т.д. | |
Г) | Развития высших психических функций | |
Д) | Использования разных видов обучающей помощи (по подражанию, образцу, словесной инструкции, схематическому плану, применению символов) | |
Е) | Использования игровой деятельности в качестве «канвы» занятия | |
3 | В какой мере происходит распределение нагрузки: | |
А) | На память детей и их мышление | |
Б) | На чередование эмоционально насыщенного и интересного, но трудного материала;
интересного, но простого материала; неинтересного и простого материала; неинтересного и сложного материала |
|
В) | На использование воспроизводящей и творческой деятельности | |
4 | Какие приёмы используются для предупреждения переутомления детей | |
5 | Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются педагогом, а какие – детьми: | |
А) | Кто ставит проблему | |
Б) | Кто формулирует её | |
В) | Кто решает | |
6 | Умение воспитателя сочетать коллективные, подгрупповые, парные и индивидуальные формы работы | |
7 | Как соотносится контроль, анализ и оценка деятельности детей взрослым и сверстниками? Что является объектом оценки воспитателя (знания, умения и навыки детей, их поведение, взаимопомощь и т.д.) | |
8 | Особенности самоорганизации воспитателя: | |
А) | Подготовленность к занятию (степень овладения содержанием и психологической целью занятия), внутренняя готовность к проведению занятия (активность, целеустремлённость, оптимизм, находчивость); рабочее самочувствие в начале занятия и в процессе его проведения | |
Б) | Педагогический такт и гибкость педагога | |
9 | Психологический климат в группе: | |
А) | Как поддерживает воспитатель атмосферу общения детей друг с другом | |
Б) | Тип взаимоотношений и стиль общения | |
10 | Соответствие временного регламента занятия возрастной категории (отметить в мин) | |
11 | Наличие рефлексии (обратной связи) — насколько интересно для детей (описать момент) |
Выводы, замечания и рекомендации по занятию:
Педагог-психолог Эдемова Э.Р.
МБДОУ «Солнышко» с. Старая Полтавка
Будут ли готовить к школе
Чтение и письмо перестали быть главными приоритетами дошкольного образования. Главное — формирование стрессоустойчивой личности, которая легко справится с трудностями взрослой жизни. Но подготовка в детском саду должна помочь успешно осваивать школьную программу. Дети разные, и подход к их обучению должен быть соответствующий. Но на первый план выходит развитие психологической, физической, коммуникативной деятельности ребенка.
Поэтому дошкольник в будущем с удовольствие пойдет в школу, так как будет к ней готов физически и морально. Дети в современном мире получают больше информации, чем предыдущие поколения. Поэтому и занятия с ними должны выйти на новый уровень. Уже в младшем дошкольном возрасте малыш осваивает сложные гаджеты. И процесс обучения в ДОУ должен поднимать его знания на новый уровень, а не тормозить процесс развития.
Цели и задачи проведения анализа занятия в ДОУ
Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:
- самоанализ, или рефлексивный анализ;
- анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.
Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.
Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога
Проблемный анализ призван диагностировать:
- качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
- эффективность используемых методов работы с детьми;
- уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
- соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.
Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:
- оценка точности и реалистичности цели урока (то есть соотношения времени на реализацию с уровнем подготовленности малышей, их способностями и возможностями);
- прослеживание интеграции разных направлений образования в рамках одного занятия (то есть выполнение одного из основных требований ФГОС, основанного на совмещении видов активности из разных направлений образования — рисование на математике, или счёт на физкультуре);
- психологическая обоснованность содержания материала форме проведения урока (осуществление комплексного подхода к выбору темы через разные виды взаимодействия, основанного на совместной деятельности детей и педагога — игры, беседы и пр.);
- наблюдение за ходом занятия (оценка и содержания подборки материала, и организационных моментов, таких, как мотивация детей на работу, поддержание интереса на протяжении всего урока, подведение итогов);
- уровень усвоения детьми материала;
- методическая грамотность педагога (создание на занятии ситуации успеха для каждого малыша, осуществление индивидуального подхода, то есть способность и видеть, и «чувствовать» каждого воспитанника).
Определяем цели анализа
Открытое занятие в детском саду проводится с целью продемонстрировать педагогическое мастерство воспитателя в работе с детьми. В частности, показать разнообразные приёмы, используемые для реализации поставленных образовательных задач. С другой стороны, показательные уроки позволяют увидеть прогресс в развитии, обучении и воспитании малышей. Для того чтобы соотнести эти задачи проводится анализ открытого занятия. Кроме того, разбор открытого занятия позволяет достичь ещё целого ряда целей.
Оценить уровень подготовки урока. Как театр начинается с вешалки, так и подготовка показательного занятия начинается с выбора подходящего оборудования и материалов
Важно понимать, что если на уроке предполагается раскрашивание шаблона и одному-двум малышам этих картинок не хватит, всё впечатление от занятия, насколько бы методически разнообразным оно ни было, будет потеряно. Провести мониторинг готовности детей к школе
Это, конечно, не открытое тестирование, а по большей части наблюдение за тем, насколько хорошо малыши ориентируются в материале, воспринимают организованную структуру занятия и следуют ей
Провести мониторинг готовности детей к школе. Это, конечно, не открытое тестирование, а по большей части наблюдение за тем, насколько хорошо малыши ориентируются в материале, воспринимают организованную структуру занятия и следуют ей
Причём такого рода оценка проводится не только с детьми подготовительной к школе группе, но и с другими дошколятами, ведь нацеливание на дальнейшее обучение в школе в разных видах происходит уже в первой младшей группе (например, задавать вопросы по очереди, следовать расписанию образовательного процесса и т.д.). Проанализировать структуру занятия. То есть логичность всех этапов: вводного, основного и заключительного, а также переходы одного в другой. Если в вводной части педагог не оговорил тему и не представил героя, который будет её «проводником» для малышей, то начинать основной этап с задания из уст этого персонажа будет неуместно — дети попросту не поймут, что от них требуется, а главное, почему это нужно сделать (самый важный и актуальный вопрос для дошколят). Рассмотреть приёмы, использованные на занятии. При этом оценить, насколько каждый из них работает на реализацию поставленных целей и задач. Так, например, дидактическая игра «Четвёртый лишний» позволяет не только выяснить, насколько хорошо дети научились классифицировать предметы или явления по тем или иным признакам, но и понять, хорошо ли у них развито образное, логическое мышление, воспитали ли в них уважение и терпение к сверстникам, допускающим ошибки и пр.
Оценить уровень организации взаимодействия воспитателя с детьми. То есть хорошо ли воспитатель чувствует время занятия (укладывается ли в отведённые для каждого вида работы минуты), соответствует ли темп и тембр его речи нужному эмоциональному фону, насколько самостоятельны и активны ребята. Выделить недостатки, если они есть, и указать пути их ликвидации.
Индивидуальное занятие с логопедом
Этот вид занятий позволяет установить контакт между обучающимся и педагогом, у детей снимается застенчивость.
В структуру плана входят:
- дидактические материалы;
- упражнения на сенсорику и интеллект;
- развитие моторики.
Обратите внимание. Урок длится около 20 минут и проводится 2-3 раза в неделю
Структура индивидуального логопедического занятия
К логопедическому уроку требуется определенная подготовка, которую проводит педагог.
В подготовку должны быть включены:
- Сформулированные тема и цель.
- Связанные этапы.
- Материалы по грамматике и лексике, которые постепенно усложняются.
- Игровые приемы.
- Короткие задачи и цели, сформулированные для детей.
- Яркие зрительные материалы.
Обратите внимание! Информация должна даваться в легкой форме, позитивно
Анализ индивидуального логопедического занятия в детском саду, пример
Ниже будет приведен пример анализа занятий логопеда в ДОУ.
Обратите внимание! Цель — автоматизация произношения звука «л» в слогах, словах и предложениях. Задачи:
Задачи:
- Коррекция и развитие. Постановка разборчивого произношения звука «л» на конкретных примерах, совершенствование восприятия фонетики на слух, развитие мелкой моторики, координация движений, улучшение ориентации в пространстве, логической памяти, зрительной и слуховой памяти.
- Коррекционно-образовательная. Обучение малыша нахождению в слове основных звуковых признаков, ответу полным предложением, образованию родительного падежа, единственного числа в именах существительных, работе по шаблону.
- Коррекционно-воспитательная. Прививается умение слушать старшего, формировать желание к занятиям, воспитывается умение слушать и анализировать речь другого, воспитывать речевой самоконтроль.
Примерный образец отчета:
- Дата проведения: _.
- Время проведения: _.
- Место проведения: _ кабинет учителя-логопеда.
- Учитель-логопед:__Иванова И. И.
Нормативы открытого логопедического урока по ФГОС и его соответствие:
Соотношение содержания образовательной программы развитию и возрасту
Урок построен последовательно и логично, подобранный игровой прием проходит через все занятие, и делает его более целостным.
Поведение преподавателя при получении неверного ответа
В случае ошибочного ответа, преподаватель тактично и осторожно акцентирует внимание на неправильном ответе и постепенно подводит к верному решению, не стараясь исправить самостоятельно.
Соответствие возраста и развития ребенка выбранной образовательной программе — материал подобран и преподнесен ребенку грамотно, в легкой форме.
Применение наглядного материала.
Вывод: занятие насыщенное, полноценное, цели достигнуты.
Социально-личностное развитие.
Цель: Профилактика, предупреждение развития «профессионального выгорания» педагогов.
Задачи: 1. Создать условия для осознания педагогами своей неповторимости, ценности для способности к рефлексии, самодиагностике.
2. Развивать эмоционально- личностную сферу у детей.
3. Обогащать психолого-педагогические умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
4. Способствовать становлению социальной позиции будущих первоклассников, адаптации детей к школьной жизни.
Структура и организация психологической службы.
Цели и задачи деятельности педагога-психолога:
Ход урока
Основная часть конспекта – подборный план урока, его ход. Стандартно можно выделить следующие составляющие:
- Организационный момент. Любой урок начинается именно с него. В организационный момент входит занятие учениками своих мест, приветствие, выявление отсутствующих, запись даты.
- Проверка домашнего задания. Данная часть урока не всегда актуальна. К примеру, на уроках усвоения новых знаний и умений, контрольных занятиях домашняя работа не проверяется. К основным вариантам проверки относится: устный опрос, работа у доски, с карточками или тестами.
- Актуализация полученных ранее знаний проводится в виде беседы.
- Подготовить учеников к новому материалу следует объявлением цели и задачи урока, а также его темы. Сделать это можно с помощью загадок и ребусов, кроссвордов, задать проблемный вопрос.
- Основная часть урока.
- Подведение итогов или рефлексия. Итоги работы подразумевают наличие выводов, вопросов по материалу, оценивание учеников.
Основная часть урока делится на несколько пунктов:
- Сообщение нового материала. Предполагает подачу материала с помощью рассказа или беседы, работы с учебником, просмотра фильма.
- Закрепление знаний проходит с помощью беседы, работы с учебником и тетрадью, выполнения практической работы, решения задач, выполнения тестов, самостоятельных работ, игр.
Самостоятельный анализ занятия в ДОУ по ФГОС
Образец урока рисования в полной мере отражает процесс контроля педагогической работы. Но воспитатель может оценивать свою деятельность самостоятельно. В этом случае надо действовать в соответствии с тем же планом. Например, как проводится самоанализ занятия по определению времени.
Сначала педагог формулирует общую тему урока. Затем ставит цели, которых необходимо достигнуть в процессе работы. Они могут быть конкретными: научиться узнавать время по часам, иметь представление о приборах, измеряющих время
И развивающими: активизировать память и внимание, развить логическое мышление, определить причину и следствие
Затем поставить перед собой задачи. Скорее всего, они будут воспитательными.
- Осмыслить применение технологий: информационных, игровых, личностных, коммуникационных.
- Отследить взаимосвязь всех производимых действий.
- Описать порядок работы и инструменты для ее осуществления.
- Проанализировать действия детей, их реакцию, восприятие занятия и педагога.
- Отметить, способствовала ли обстановка в группе сохранению здоровья воспитанников.
Самоанализ итогового интегрированного занятия в старшей группе по теме: «Поможем матушке природе »
Самоанализ итогового интегрированного занятия
в старшей группе по теме: «Поможем матушке природе »
Выполнила: воспитатель Ронжина Светлана Геннадьевна
Занятие осуществлялось на основании конспекта.
Конспект составила с использованием интернет ресурсов, в соответствии с возрастными особенностями старшего дошкольного возраста.
Форма организации – подгруппа детей.
На занятии решались следующие цели и задачи:
Приоритетная образовательная область-
«Художественно-эстетическое развитие»,
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Цель:
Уточнить знания детей о природе. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Образовательные задачи:
1. Уточнять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях.
2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).
2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному посредством музыки.
3. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.
2. Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.
Оборудование:
Картинки с животными, птицами; конверт с письмом; заготовки бабочек, ножницы, клей, кисточки, подставки, фоновые изображения экологических задач на мониторе.
Методические приемы:
загадывание загадок, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, подведение итогов.
Для реализации каждой задачи, мною подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной и практической деятельности. Пособия представлены в нужном размере, количестве, эстетически оформлены. В ходе занятия детям предлагались разнообразные виды деятельности (познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая, двигательная). Структура занятия состоит из трех частей, все они взаимосвязаны одной темой.
Первая часть занятия состояла: настрой на позитивное настроение; чтение художественного слова (загадка); рассуждение детей, ответы на вопросы. Были использованы различные методы и приемы (наглядный – для привлечения внимания детей, словесный – вопросы детям, беседа для активизации словаря, повторение, обобщение), физминутка.
Итоговые занятия в детском саду: общие рекомендации
Чтобы итоговое занятие в торжественной обстановке выполняло свою прямую функцию, не стоит уделять много внимания внеучебным действиям, например, чтению стихов о школе (если это не урок чтения). Старайтесь насыщать учебным смыслом каждый элемент урока.
Особое внимание стоит уделить правилам поведения в школе, правилам техники безопасности, особенностям школьной системы обучения. Конечно, все эти знания должны быть грамотно вписаны в структуру урока и адаптированы для возраста детей. Не забывайте про обязательную разминку и прочие обязательные атрибуты любого урока
Не забывайте про обязательную разминку и прочие обязательные атрибуты любого урока.
Итоговые занятия в детском саду не должны сильно выпадать, выделяться из течения учебного процесса, но при этом дети должны чувствовать, что сейчас, на этом уроке происходит подтверждение того, что уже было изучено, что это последний, подтверждающий урок. При этом не стоит давать детям совсем уж окунаться в атмосферу праздника без учебных элементов – у них ещё будет отдельный, торжественный прощальный праздник, а урок всё же должен оставаться уроком.
К сожалению, многие родители продолжают перегружать детей дополнительными занятиями для подготовки к школе, хотя любая образовательная программа в ДОУ снабжает ребёнка необходимыми знаниями и умениями. Поэтому часто педагоги замечают, что в конце учебного года у многих детей налицо повышенная усталость и проблемы с восприятием учебного материала. Не забывайте проводить ликбезы с родителями, чтобы подготовка к школе проходила грамотно.
Так как в конце года внимание у детей «расшатанное», а, тем более, это усиливается в предвкушении перехода в школу, всю учебную нагрузку ближе к концу года (и итоговое занятие тоже) нужно насытить как можно большим количеством ненавязчивых упражнений в игровой форме