«что от того, что ты будешь рыдать целыми днями?» иеромонах феодорит (сеньчуков)

Отчаяние у человека со звуковым вектором

Часто, к сожалению, нежное ухо звуковика попадает под воздействие нежелательного шума. Будь то шум большого города, крик родителей или оскорбительные смыслы, обращенные к звуковику. Все это травмирует слух.

Звуковик теряет желание вслушиваться во внешний мир – ему попросту больно. В результате возникает неспособность реализовать свои врожденные свойства. И так будучи интровертом, тут он полностью замыкается на себе, начинает вслушиваться внутрь себя, в свои состояния. Невозможность выйти из замкнутого круга своих мыслей влечет за собой отчаяние и нежелание жить.

Шесть тысяч лет назад звуковик, оставшись один на один с тишиной и бескрайним ночным небом, впервые сформулировал в своем сознании первый экзистенциальный вопрос: «Кто я?» Один этот вопрос положил начало развития всей мировой философии, религии, литературы, музыки и впоследствии всех точных наук. Звуковик стремился ответить на этот вопрос и понять суть своего существования в мире, понять суть экзистенции, бытия.

Экзистенциальные вопросы не пропали, не исчерпали себя и до наших дней. Наоборот, они усилились и повергают большинство звуковиков в полное отчаяние.

Каждый звуковик сталкивается с тяжело переносимым внутренним противоречием. С одной стороны, он знает: ему дана жизнь, и он очень хочет верить, что она важна, он как индивидуум важен и уникален. С другой стороны, он думает, что его существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла.

Этот конфликт повергает человека в состояние экзистенциального отчаяния, отрешения от реальности и приводит его к желанию избавиться от физического тела (относительно медленно через наркотики или прямым путем через суицид).

Отчаяние – когда я обвиняю всем сердцем родителей, общество, бога, все силы, известные мне и даже не известные, и не нахожу сил хоть что-либо оправдать.

Звуковику очень хочется понять весь этот процесс жизни, принять, полюбить, быть счастливым. Но в звуковом понимании любить – не значит любить цветы, животных или конкретного человека. Это означает – осознать все процессы, понять себя и понять других, как бы слиться с ними разумом, принять полностью все, что есть. Невозможность это сделать влечет за собой отчаяние.

Соблюдайте ритуалы

Помогая принять утрату, важно быть терпеливыми. Можно ходить вместе в церковь, на кладбище, молиться об упокоении

Вообще, для дошкольников важны ритуалы. Это возраст подражания, освоения мира через подражание поведению взрослых. Дети любят и органично воспринимают ритуалы. Если горе случилось в верующей семье, то научите ребенка и вместе кратко молитесь, делайте это каждый день. Это позволит быстрее пройти стадию отрицания.

Многие родители предпочитают не брать детей на кладбище, но я уверена, что можно и нужно брать детей на кладбище, правда, нужно быть готовым к тому, что ребенок может себя повести неожиданно. Смысл происходящего дошкольнику, особенно младшего возраста, действительно не вполне понятен.

Моя дочь, например, попав на кладбище на похоронах своего отца, стала бегать среди могилок с радостными криками: «О, это зоопарк. Но где же зверушки?» Ей это было нужно в тот момент.

Дошкольникам важны ритуалы, связанные с уходом за могилой, но куда важнее молитвенные ритуалы. Они воспринимаются как забота и связь с тем, кого ребенок потерял.

«Давайте помолимся, что она отмучилась»

Вопрос «Зачем Ты его забрал, почему его больше нет?» — живая реакция, смерть невозможно принять легко. Что делать, если обуревает недоверие, уныние?

— Мы люди обыкновенные, для нас печаль — это вполне нормальное чувство. Мы печалимся, потому что нам плохо без человека. У простого человека есть семья, двое были в плоть едину. Если тебе отрежут руку или ногу, ты же будешь печалиться?

А вот уныние — да, действительно, грех. Это как раз неверие Богу. Мне плохо, а Ты, Господи, меня обижаешь, Ты меня не любишь… 

Вот я принес домой нового кота, и мой старый кот сидел и унывал. Но потом ничего, есть захотел, преодолел свое уныние, вылез из таза — он там не прятался, просто показывал, что он унывает. Сейчас бегают вместе.

Иногда печаль перерастает в депрессию, тогда это надо лечить. У нас сейчас, к сожалению, очень распространена поп-психология и словом «депрессия» объясняют все. Депрессия — это болезнь, причем достаточно тяжелая.

— Как понять, что пора лечиться?

— Ну как… Посмотреть «Машу и Медведя» — ту серию, где Маша такая скорая на помощь (улыбается). Лечиться надо, когда твоя печаль ничем не мотивирована и ты не можешь с ней справиться сам. Если ты сидишь печалишься и у тебя есть повод, это не депрессия, это нормально. Но если ты постоянно страдаешь, у тебя все мысли только об этом, нет нормальных реакций — это я упрощаю, конечно, — то это депрессия.

Ощущение потери остается, но воспоминания постепенно сглаживаются. Понимаете, когда человек порвет штаны, ему будет поначалу неудобно. Если он дальше будет ходить в рваных штанах, он замерзнет. Если ты нормальный человек, ты штаны зашьешь. А если у тебя депрессия, то так и будешь ходить в рваных. И если ты видишь, что ты не справляешься со своей потерей, надо идти к врачу. Может быть, твоя болезнь нуждается не именно в таблетках, а в психотерапии. Но именно в терапии, а не в той ерунде, которой занимаются якобы-психологи.

Фото: Ефим Эрихман / «Правмир»

А так есть масса дел, которые могут помочь человеку в быту. Кто-то начинает больше молиться, кто-то помогать другим. Кто-то начинает пить, хотя это не работает. У меня были дочки, поэтому мне страдать было некогда. Если бы я просто бегал и работал, я бы их просто хорошо кормил, а они росли как бурьян. Нужно было больше общаться, чтобы семья оставалась семьей. Да, мама умерла, но семья осталась. Мне еще очень помогли даже не столько родственники, сколько подружки старшей дочери. Они у нас буквально дневали и ночевали, помогали с младшей, которой тогда было пять с половиной.

— «Надо радоваться, он же теперь на небесах» — возможны ли такие слова? Утешит ли тут идея, что христианство — религия радости?

— Христианство — религия радости. Как мы можем не радоваться, если сам Бог пришел к нам? Если бы мы все могли обожиться, то вообще печали бы не было. Но мы пока не можем. Поэтому у нас есть чувства, мы остро переживаем боль. Когда не будет различий между небом и землей, все будет едино, все будут с Богом. А пока есть обычный человек, который обычно реагирует. У меня и сейчас нет радости за себя после потери жены, ее и не может быть. Но у меня есть радость за нее.

Естественно, на похоронах никто не радуется. Просто подобраны не те слова. Вам скорбно, плохо, но вы помните о том, что ваш усопший именно квартирьер, он там для вас. Понятно, что слова — это слова и на каждого действуют по-разному, нельзя выдать универсального рецепта, все слова говорятся конкретным людям.

Именно поэтому я не люблю книжек в стиле «такой-то и такой-то сказали» или «разговоры с батюшками». Причем не просто конкретные разговоры, а про то, что батюшка сказал так.

Священник — не радио, он сказал это конкретному человеку: он знает его, знает его духовное состояние. Понимаете, я же как врач с разными людьми разговариваю по-разному.

Я с кем-то буду ласково сюсюкаться, а с кем-то строго могу. Собственно, как и священник на исповеди. С кем-то надо разговаривать жестко, с кем-то, наоборот, очень мягко, с кем-то посмеяться.

Вот я отпевал свою очень старую подругу, мы с ней дружили с шести лет. Она тяжело заболела и умерла. Конечно, это было очень печально. У нее семья верующая, это одно. Другой пример, когда я отпевал свою подопечную, легочную больную, и там была семья как раз особо не религиозная, там нужны были совсем другие слова.

Детям своей подруги я мог сказать: «Ребята, вы же верующие люди, прекрасно знаете, что мама там, она вас ждет, мы все туда уйдем». А во второй семье нужно было говорить другое: «Да, она мучилась. Не дождалась новых легких, все было плохо. Может быть, так для нее легче. Давайте помолимся, что она отмучилась». Конечно, каждому свои слова.

«Усопший — квартирьер, он подготавливает место для лагеря»

— Недавно говорила с женщиной, потерявшей близкого человека. Свое горе она прятала за формулами: «Ему там лучше, надо смиряться, молитва не дает унывать». Как вы к ним относитесь?

— Конечно, мы надеемся на то, что нашим близким там будет лучше. Очень важен такой момент: скорбь — это про нас, это не про них. Надо смотреть на усопшего как на квартирьера, которого засылают куда-нибудь, чтобы он подготовил место для лагеря. Так и мы засылаем наших близких на небо. Ну а как по-другому? Можно потратить всю свою жизнь на страдания, но это непродуктивно и бессмысленно. Что от того, если ты будешь рыдать целыми днями? У тебя остается печаль, но все равно это не повод, чтобы переставать жить.

Смерть моей жены была не то что предсказуема — но она была возможна. Мы и жили, исходя из того, что у нее тяжелый диабет и состояние может ухудшиться. Я как врач прекрасно понимал, что происходит в чисто физиологическом плане. Тогда я был не очень хороший православный — в том плане, что много чего не соблюдал. Но в Бога верил с детства. Поэтому вопросов, а лучше ли ей там, у меня не возникало.

— Возникает чувство, что эти призывы к смирению и молитве запрещают человеку думать про свою боль. Иначе будто неблагочестиво?

— Меня, например, молитва спасла

Когда супруга умерла, естественно, я стал гораздо больше молиться и уделять внимание церковной жизни. Это не значит, что я занимался только тем, что молился

У меня было двое детей, у меня была работа.

Когда человек теряет близкого, он больше начинает задумываться о духовной жизни, это естественно. По большому счету, только через смерть мы с этой духовной жизнью и соприкасаемся.

И мы с утратой близкого обращаемся к тому, что нас способно связывать с этим миром — к молитве, храму, церкви.

Другой разговор, что человек пользуется теми формами, которые уже даны. А даны они не просто так. Вот мы читаем Псалтирь по усопшим. По сути своей, Псалтирь создана совсем не для этого. Псалтирь — это основная хвала Богу, разговор с Ним, причем не о конкретном усопшем. Но мы читаем Псалтирь, таким образом входим в это духовное поле и в какой-то степени ритуализируем свою скорбь.

То есть у нас есть делание, мы читаем определенную молитву и знаем, что это должно облегчить состояние умершего. Может быть, человек и сам по себе такой близкий к Богу, что он попросит и ему все даруется, но про себя же мало кто скажет, что он святой. Поэтому мы обращаемся к тому, что нам дала Церковь.

Фото: Высоко-Петровский монастырь

Но что делать, если молитва не идет, а внутри кипит боль?

— Молитвенное правило — это как на дороге дорожные знаки, отбойники, разметка. Ехать мы можем по-разному — быстро, аккуратно, дергаться. Мы все равно будем ехать, но в кювет, если соблюдаем правила, не слетим. А вот все остальное зависит от тебя. Крепче за баранку держись, шофер.

Если человек не особо воцерковленный, ему надо подсказать, зачем он это читает. Вот мы здесь молимся, вот Псалтирь — это древние слова, их написал царь Давид для богообщения. А зачем мы читаем слова царя Давида — он святой, он лучше знал. Кстати, на многих такое объяснение действует (улыбается). Тебе никто не мешает молиться своими словами. Просто каждому человеку — разное.

— Может ли быть, что эти слова — «ему там лучше, так было надо» — работают как самоуспокоение? При чем здесь тогда Церковь?

— Польза только одна — человек меньше психует. Под самоуспокоение может подойти что угодно, оно потому и самоуспокоение. Если мы люди на самом деле верующие, то для нас это не просто слова. Если ты не веришь в жизнь вечную, ты понимаешь, что у твоего близкого и у тебя впереди ничего нет. Значит, ты либо пытаешься забить эту боль, либо ты меняешься.

Сохраняйте стабильную и предсказуемую среду

С двух-трех лет дети понимают, что такое отсутствие и присутствие родителей. Мамы нет, но можно позвать и она появится, вернется. Поэтому дети пытаются искать умерших родителей.

Тут приходится объяснять, вносить сразу ясность, что искать бесполезно. Причем донести нужно, что родитель не возвращается не потому что бросил, не потому что ребенок плохой, а просто такое случилось

Важно сохранять при этом максимально стабильную и предсказуемую среду

У дошкольников есть представления о смерти из сказок, у кого-то уже успели умереть хомячки. При этом есть еще и миф, что умершего достаточно побрызгать живой-мертвой водой и он оживет. То есть для дошкольников смерть – это не серьезно, понарошку, обратимо.

«Жить нужно в кайф»

— Иногда говорят, что усопшему будет лучше, если мы изменим свою жизнь и станем ближе к Богу. Что это значит?

— А Бог ведь не только в молитвах, Он и в делах. Вера без дел мертва. Помогай людям, делай добро. Когда люди ко мне приходят и говорят: «Я такой раздражительный, я на всех ругаюсь», — я им советую делать земные поклоны. Ты когда в следующий раз ругнешься, падай в ноги: «Прости меня грешного». Прямо перед человеком. И на работе, на улице — где угодно. Если на машине кого-то обругал, вышел из машины и давай — сколько раз обругал, столько земных поклонов и клади. Бывает, помогает. Так же и здесь. Постарайся стать кротким аки голубь.

Фото: Высоко-Петровский монастырь

— С потерей мужа или жены остро чувствуется нехватка тактильного контакта, потому что исчезает все — от того, что некого погладить по голове, до отсутствия интимных отношений. Хочется, чтобы рядом был кто-то, кого можно просто обнимать и чувствовать, что рядом живой человек. Что с этим делать?

— Телесный контакт необходим. Ты же клади руку человеку на шею, а не на другие части тела. Кота заведи. Чем больше котов, тем больше телесного контакта. Кот не заменит человека, но кот поможет в физиологии. 

Когда человек хочет элементарной ласки, это совершенно нормально. Может, у тебя есть ребенок, близкий родственник, который тебя погладит, подержит за руку… А так — бывает разное. Бывает, что люди после утраты супруга и женятся потом, замуж выходят. Почему нет?

— Часто у православного человека есть сначала желание хранить верность усопшему. Как разрешить себе жить дальше и вообще чему-то радоваться?

— А вот чувства вины как раз быть не должно, и его от себя надо гнать. Если ты полюбил другого человека, это не значит, что ты предал того. Это значит, что у тебя изменилась ситуация. Помните, что ответил Христос, когда у Него спрашивали, чьей женой будет жена семи братьев? В Царстве Божием не женятся и замуж не выходят, но пребывают как ангелы на небесах.

Вот сейчас Великий пост, а я сижу и пью апельсиновый чай и очень даже радуюсь. Хотя пост — время скорби и покаяния.

Ты не можешь всю жизнь ходить с кислой миной. Ты человека помни, человека люби. Но это не значит, что для тебя закрыто все остальное.

Когда этот человек был с тобой, ты же не только о нем думал? Ты ел, пил, ходил в театр. 

Ушедшего можно и нужно любить, но вот зацикливаться не надо. Если нам Господь дает пережить утрату, надо относиться к ней как к испытанию. Но Богу надо доверять. Песня такая есть у группы «Воскресение»: «А ты все ждешь, что ты когда-нибудь умрешь». Так нельзя. Есть другая песня у Лады Дэнс: «Жить нужно в кайф». Просто кайф у каждого свой.

— В чем ваш?

— Мой кайф в монастыре. Поэтому я здесь.

Помогите Правмиру

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Помогите нам быть вместе!

ПОМОЧЬ

Можно ли говорить подростку «Ты теперь за отца»

– Вы утверждаете, что психологические защиты возникают как ответ на потерю, но кажется, что подростки, которые со смертью не сталкивались, куда адекватнее реагируют на смерть и горе, чем дети младшего возраста.

– Это не совсем так. Все метания подросткового возраста связаны с тем, что у подростков нет адекватного языка, чтобы реагировать на действительность. Они стремятся к самостоятельности, но фундамента для самостоятельности пока не имеют. Если маленький ребенок разделит горе с родителями, то подросток предпочтет замкнуться в своем горе. Он чувствует себя абсолютно беспомощным, но, переоценивая силы, считает, что должен справиться со всем сам.

Подросток с высокой степенью вероятности будет уединяться, избегать общения и даже попыток близких поговорить с ним. Его горе будет проявляться в усилении дисбаланса. Обидчивость, агрессивность, заброшенная учеба вплоть до экспериментов с наркотиками – это типичные проявления переживания.

Подросток всегда ищет способы совладания с проблемами вне семьи и, значит, пойдет к друзьям. А друзья, если сами не имели опыта горя, начинают реагировать самым неприятным образом.

– Что вы имеете в виду?

– Сверстники начинают избегать такого подростка, причем, как правило, из смущения и неумения поддержать, а не из-за черствости и жестокости. Тогда наш горюющий начинает поиск того, за кого можно зацепиться.

– Всегда стратегия поведения одинаковая?

– Нет, конечно. Если, например, умирает родитель того же пола, что и подросток, могут возникнуть другие проблемы. Бывает, что «добрые люди» скажут: «Ты теперь в семье за отца» или «Ты теперь в семье вместо мамы».

Тогда ребенок начинает усиленно принимать на себя социальную роль умершего родителя. Например, подчеркнуто заботиться обо всех, общаться с такой позиции, будто в психологическом плане он стал на место этого умершего родителя. И это неминуемо приводит к серьезнейшим личностным проблемам.

– К каким проблемам может привести «Ты теперь за отца»?

– Основная задача подросткового возраста – самоидентификация. У такого ребенка не формируется собственная идентичность. И это вылезает в последующих возрастах, когда он начинает строить семью. Ему сложно строить семью, потому что его личность размазана между замещением умершего родителя и собственными потребностями, которые принесены в жертву. Он может до конца не знать, кто он сам.

В такой ситуации подростки еще и склонны замалчивать свои негативные чувства, не проживая их, уходить в патологическое горе. При этом горе выражается именно в том, что подросток играет роль умершего.

Впрочем, порой мы встречаем это и у взрослых людей, вспомните Ксению Петербургскую, которая в состоянии горя «заместила» собой умершего супруга. Ходила в мужской одежде, называлась его именем. Это яркий и всем известный пример, который еще и освящен ее последующим подвигом, поэтому мы можем его привести.

Но такое происходит не только со святыми. В истории культуры известно немало случаев, когда в паре умирает муж, а жена всю оставшуюся жизнь живет его наследием, поддерживает все в том же виде, в каком было при его жизни, продолжает его переписку с кем-то, кто не знает, что муж умер.

Замещение – очень психологически неоднозначная стратегия переживания горя. В случае с подростками им часто приходится брать на себя какие-то функции, еще чаще их навязывают

Важно, чтобы это были именно функции, а не игра в личность, которую потеряли

Но подростки только внешне походят на взрослых. Нам кажется, они взрослые, с ними можно как со взрослыми, поэтому-то подросткам достается от нас за неадекватное проявление горя. Например, мы осуждаем их за внешнее безразличие, за агрессию. За асоциальные поступки. Близкие не отказывают себе в манипуляции и часто используют светлый образ умершего: «Как тебе не стыдно! Что бы сказал твой отец?!», «Мать смотрит на тебя с того света, видит все эти безобразия!»

– А как же правильно?

– Оптимальный вариант поведения в ситуации потери близкого – сохранить его в ментальном и психологическом пространстве. «Мы вместе, пусть и не рядом».

Блаженный Августин произнес эти слова, глубоко скорбя о потере друга. Проваливаясь в горе, он сделал такой вывод и поднял себя со дна горя и отчаяния. Меня зацепили эти слова в «Исповеди» и позволили самой пережить горе, не утратив ни целостности, ни отношений.

Те, кто умер, остаются с нами, но за пределами этой реальности. Наверное, это звучит банально и замыленно, как, впрочем, и слова «У Бога все живы». Но через горе мысль блаженного Августина начинаешь ощущать как подлинный опыт. По ту сторону, по эту сторону – это все жизнь.

Фото: spbda.ru

Если обманули в важном – как доверять взрослым

– В семью пришло горе, умер кто-то из близких. Ребенок мал, сложный возраст, считают родители и не посвящают его в происходящее. Многие поступают как в хрестоматийной истории из рассказа владыки Антония (Блума), когда родители увезли детей из дома, где умерла бабушка со словами: «Смерть – это ужасно. Дети видели в саду крольчонка, которого задрала кошка. Ну зачем им видеть смерть еще раз?»

– Это колоссальная ошибка. Два года и двенадцать лет – конечно, это разная степень переживания горя, разный уровень осознания, разные внешние проявления реакции, но этапы переживания горя у детей ровно такие же, как у взрослого.

Дети всегда догадываются о происходящем. Чем меньше ребенок говорит, тем лучше он интуитивно чувствует эмоциональное состояние родителей. Маленький ребенок может не уметь сформулировать свой вопрос, при этом понимать, что случилось что-то непоправимое.

Вот кто-то умирает и ребенку говорят: «Он в командировке, уехал, в больнице». При этом по интонации ребенку понятно, что это неправда. Тогда у него растет тревога. Она может выражаться: в апатии, в вялости, потерянности, в уходе в себя, а может усилиться и перейти в панические атаки, повышенный тревожно-невротический фон или немотивированную агрессию. Из-за того, что ребенок не понимает происходящего, мы можем довести его до невротического и даже психического расстройства.

Замалчивание, уход от объяснения вызывает много проблем в будущем. Не сказали – обманули

Обманули в важном – а в чем тогда можно доверять взрослым? Главное, подрывается доверие ребенка к людям и к жизни в целом

Горе детьми переживается скрыто. Внешние проявления могут быть просто непонятны взрослым, например, на их взгляд, отсутствовать. Но так происходит из-за того, что ребенок не знает, как делиться горем, не имеет опыта выражения собственных чувств.

Но научить делиться горем на теоретических примерах нельзя. Все этому учатся на опыте реального переживания горя и только в том случае, если близкие откровенны. Иначе горе становится почвой для невроза.

– А как это может повлиять на будущее?

– Сталкиваясь в дальнейшем с горем в жизни, мы воспринимаем его как угрозу нашей психической цельности, потому становимся не способны сами его спокойно пережить, проваливаемся в него, оно становится патологическим. Если есть возможность как-то увильнуть от горя, то мы отгораживаемся от него. Это естественно, когда опыт переживания отсутствует. Иначе говоря, опыт детского переживания горя, по сути, определяет то, как человек переживает ситуацию горя в своей взрослой жизни.

Наталия Скуратовская. Фото: Ефим Эрихман

Признаки отчаяния

Такое состояние практически всегда сопровождается сопутствующими явлениями, такими как:

депрессия;

бессонница;

головные боли;

чувство одиночества, потерянности;

утрата объективного восприятия событий;

желание изолироваться от общества;

неспособность концентрировать внимание;

спутанность мыслей;

постоянное желание спать;

слабость;

уверенность в том, что жизнь не имеет цели;

потребность в алкоголе и наркотиках;

ощущение иллюзорности происходящего;

избирательный контакт с людьми;

снижение умственной и физической работоспособности;

суицидальные мысли.

Когда в одном человеке проявляются все или большинство из приведенных выше симптомов, общее состояние ощущается как практически не совместимое с жизнью. Это и есть отчаяние в высшей степени.

Смерть в разных культурах

2. Празднование, ведь они завершили свою земную жизнь!

Многие культуры отмечают смерть родственника, как самый настоящий праздник, ведь их близкий человек завершил земную жизнь и переходит в лучший мир.

Они также понимают, что рано или поздно произойдет долгожданная встреча с ним, потому что принимают тот факт, что жизнь духовная в отличие от физической, бесконечна.

Такое понимание заставляет испытывать печаль и боль, связанную со смертью близкого, но в то же время почувствовать радость от того, что они закончили земное существование и отправились на небеса.

Если объяснить это более доступным языком, то всё это похоже на сладостно-горькие чувства, как когда молодой человек заканчивает школу: он счастлив, что закончил школу, но грустит потому, что покидает место, ставшее ему вторым домом.

К сожалению, реакция многих людей на уход близкого вполне предсказуемая: сильная боль, страдания и грусть. Мало кому придет в голову испытывать радость, ведь он потерял родного человека.

Согласитесь, радоваться смерти близкого как-то противоестественно и нелогично. Вспомните моменты, когда вы чувствовали противоречивые эмоции и как вы справились с этим.

Совершенно точно одно: в вопросах восприятия смерти человек находится на довольно низком уровне развития, он еще не научился мыслить с духовной точки зрения и воспринимает смерть как физиологический процесс, а не духовный.

Для более глубокого понимания можно привести еще один пример. Представьте себе, как ужасно болели бы ваши ноги после ходьбы весь день в неудобных ботинках. Теперь подумайте, как прекрасно было бы в конце дня скинуть ненавистную обувь и поместить ваши ноги в ванну с теплой водой. Нечто подобное происходит и с телом после смерти, особенно когда человек старый, больной или немощный.

3. Они получают замечательный опыт

Помните о том, что сейчас ваш умерший близкий находится в лучшем мире. Конечно же, при условии, если это не Гитлер или другой подлый злодей, который совершил много плохого при земной жизни.

Вспомните ваши самые лучшие дни, самые счастливые, здоровые и энергичные моменты, а затем умножьте их на миллион. Примерно такие ощущения испытывает на небесах душа ушедшего человека, если при земной жизни он не совершал зла.

Согласитесь, в подобном ключе смерть не кажется уже такой страшной. Душа чувствует себя настолько хорошо, что сливается с этим светом и той чистой энергией, которую излучает другой мир.

Возможно, звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. А ведь порой при земной жизни мы привыкли бороться и испытывать множество разочарований, что, как правило, ждем новых плохих новостей.

Вот почему так важно принимать то, что душам наших умерших родственников в загробной жизни живется намного лучше и спокойнее, чем на земле. Они наслаждаются тем светом и той свободой, которую им дали небеса.. Вот еще одна грустная история, которая, все же, имеет очень глубокий смысл

Мать, потерявшая единственного сына, решила исцелить свое горе, помогая другим людям.

Вот еще одна грустная история, которая, все же, имеет очень глубокий смысл. Мать, потерявшая единственного сына, решила исцелить свое горе, помогая другим людям.

Каждую неделю она выносила бездомному человеку миску супа, и каждый раз, помогая бездомному, молча, повторяла имя своего покойного сына и представляла себе дорогое лицо. Она сосредотачивала свои мысли на тех счастливых временах, которые они провели вместе.

Вместо того, чтобы предаваться печали и боли, она решила помогать нуждающимся и вспоминать радостные моменты, тем самым облегчая боль потери.

Доносите вашу веру

Здесь приходится доносить хоть в какой-то мере, что есть смерть в реальной жизни. Например, что она не сон, человека не заколдовали и его нельзя расколдовать.

Придется много говорить с детьми, отвечать на бесконечное число вопросов, можно ходить в церковь и говорить о смерти и жизни там. Если у вас есть вера в жизнь вечную, то невозможно рассуждать с других позиций. И, значит, нужно просто донести вашу веру до ребенка.

Здесь важно показать, что смерть не является чем-то необратимым, что есть продолжение жизни и возможность встречи, но, увы, не прямо сейчас. Близкие ушли в жизнь вечную, а мы остаемся здесь, потому что нам еще не пора

И только Бог знает, когда нам будет пора

Конечно же, универсальной рекомендацией остается одна: окружить ребенка заботой, вниманием, любовью и предсказуемостью

Фото: spbda.ru

Отчаяние у человека пройдет навсегда

Выйти из состояния экзистенционального отчаяния можно только путем изучения человеческой психики. В буквальном смысле того, какими мы созданы и для чего.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность понять этот процесс изнутри в полном объеме.

С помощью знаний системно-векторной психологии вы раскрываете все свои особенности, осознаете, почему вас не понимают другие, в чем ваше предназначение и как его реализовать. Осознание того, как устроена психика других людей, позволяет звуковику на отличиях от других глубже познать и себя. Это влечет за собой невероятное объемное наполнение и позволяет выйти из плохих состояний. Как следствие раскрытия психики полностью меняется восприятие себя и мира вокруг.

Звуковик начинает видеть математически точные причинно-следственные связи между всеми процессами прошлого и настоящего и их развития в будущем, как снаружи, так и внутри. Складывая свое восприятие из постепенно приходящих осознаний, звуковик приобретает совершенно новую объективную и точную картину мира.

Понимать свое отчаяние. Вопросы «Кто я?» и «В чем смысл моей жизни» начинают наполняться, как следствие уходят плохие состояния. А потом начинают приходить все новые и новые открытия, большое наслаждение от каждой новой мысли. Этот процесс ничем нельзя остановить.

Звуковик рожден, чтобы постичь бесконечность, но не эзотерическую, а реальную. Живя в этом мире, среди других людей.

У звуковика очень важная роль в этом мире. В своем потенциале он способен испытать самое большое наслаждение из всех от реализации своих природных свойств и задач. А именно от познания себя и раскрытия бессознательного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: