Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся колледжей

Что такое умение?

Это реализация на практике какого-либо действия в новых условиях, на основе полученных знаний и приобретенных навыков, как правило, с эффективным результатом.

Что такое умение? Обычно считают начальным этапом навыка. Но это заблуждение, безусловно, навык является его частью, и именно на нем и на знании базируется умение.

Невозможно качественно выполнить работу без определенных навыков и знаний. К примеру, взять десятилетнего юношу, который никогда не занимался профессионально хоккеем, а только играл с мальчишками на озере, но выпусти его на ледовую арену на настоящий матч, сможет ли играть в новых условиях? Конечно, нет. Не хватает опыта.

Если же начнет посещать секцию и наловчится, тренер сможет его выпускать на лед во время игры. Тут, главное, запомнить, что без целенаправленной работы ни знания, ни тем более навыки не будут формироваться.

Вершиной развития умения является мастерство. В продолжение нашего примера, мастер – это человек, который качественно выполняет свою работу на высшем уровне. Чтобы стать таким выдающимся хоккеистом, как Александр Овечкин, нужно трудиться упорно и до изнеможения.

Итак, теперь мы знаем, что такое умение. Оно формируется только в процессе деятельности, целенаправленной с применением усердия. Чтобы развить умение плавать, необходимо идти в бассейн и учиться этому.

Какие существуют виды знаний

Существует несколько критериев классификации видов знаний. Примеры наиболее распространенных.

По степени рациональности:

  • научное (рациональное);
  • вненаучное (иррациональное).

Научные ‒ общезначимые, систематичные, достоверные, рациональные знания, получаемые в результате изучения, природы, общества и человека методами науки. Их также классифицируют.

1. По группам предметных областей: математические, естественные, гуманитарные и технические знания.

2. По способу отражения сущности: феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные) знания.

3. По функциональному назначению: фундаментальные, прикладные знания и разработки.

4. По отношению к деятельности субъектов: дескриптивные (описательные) и прескриптивные (нормативные знания). 

5. По уровню познания: эмпирическое (установленные научные факты) и теоретическое (общие закономерности).

Вненаучное знание имеет собственные источники и средства познания, строится на интуиции, эмоциях, часто отрицает законы логики, характеризуется эмоциональностью и субъективностью. В составе вненаучного знания различают: ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное знание.

Сюда же относят обыденно-практическое знание (элементарные сведения о природе и окружающей действительности) и особую форму вненаучного и внерационального знания ‒ народную науку (заветы, приметы, наставления, ритуалы).

Существуют и другие классификации знаний. 

Заблуждения – не соответствующие воспринимаемому объекту, но которые считают истинными.

Житейские – основаны на здравом смысле и наблюдениях повседневной жизни, констатации фактов и их описании (то, что помогает существовать, быть в безопасности, благополучии, реализоваться).

Практические – основаны на деятельности людей по удовлетворению потребностей.

Художественные – основаны на восприятии образов, эмоционально и субъективно.

Научные – основаны на системе понятий и категорий, общих принципов и законов.

Сущность формирования навыка в педагогике

Определение 1 Формирование навыка – это одна из основных задач практически каждого процесса обучения.

Особенную важность формирование навыка приобретает во время профессионального обучения. Это связано с тем, что данный вид обучения направлен непосредственно на формирование профессионального навыка, с которым в дальнейшем будет связана вся жизнь человека

Формирование навыка осуществляется на основании специальной методики, эффективность которой зависит от ряда факторов:

  1. Если в основе методике заложено понимание внутренних особенностей механизма формирования конкретного навыка.
  2. Если методика учитывает физиологию и психологию формируемого навыка.
  3. Упражнения и задания в методике подобраны так, чтобы систематически и прицельно активизировать именно те механизмы, которые необходимы для успешного формирования навыка.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Формирование навыка в педагогике 450 руб.
  • Реферат Формирование навыка в педагогике 220 руб.
  • Контрольная работа Формирование навыка в педагогике 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Контроль знаний, умений и навыков

Виды контроля знаний, умений, навыков зависят, в первую очередь от того, на кого возложена эта важная и ответственная функция. В соответствии с этим классификатором они бывают:

  • внешние (выполняется преподавателем);
  • взаимные (многие педагоги в процессе обучения возлагают на учеников обязанность контролировать качество выполнения заданий другими учащимися);
  • самоконтроль (ученик самостоятельно контролирует качество выполнения поставленных задач).

Последний тип оказывает существенное влияние на развитие ученика, как личности. Это связано с тем, что осуществляя самостоятельный контроль, учащийся проверяет последовательность и правильность выполнения тех или иных действий, обнаруживает без посторонней помощи допущенные ошибки и самостоятельно устраняет их.

Взаимный контроль учит школьников и студентов не только сверять работу другого слушателя с определенным эталоном, но и проверять при этом собственные знания.

Самоконтроль обычно применяется на практике только после того, как ученики или студенты научились качественно проверять работы своих одноклассников или одногруппников.

Характеристика умений и навыков

В зависимости от этапа и уровня сформированности выделяют четыре вида навыков и умений: 

  1. Начальные умения – первые попытки применить знания в деле, сознательно планируя его.
  2. Простые навыки – несложные приемы и действия, совершаемые без усилий (контроль в процессе).

Подвиды простых навыков: двигательные, сенсорные, умственные и смешанные.

  1. Сложные навыки – усвоенное комплексное автоматизированное действие, выполняемое без усилий, ошибок, в короткое время при несущественном напряжении сознания и обеспечивающее необходимую эффективность деятельности. 
  2. Сложные умения – комплексное действие, которое выполняется в любых условиях деятельности под особым контролем сознания. Это гибкое применение сформированного навыка в непрерывно изменяющихся условиях.

Умение — целенаправленное преобразование предмета или явления на основе знания о них. 

Примечание

В умении – действие планируется, выполняется и оценивается, в навыке – выполняется, а в процессе идет контроль сознания. 

Навык ‒ совершенное выполнение действия, как результат многократных упражнений при отсутствии направленного контроля сознания, за оптимальное время.

Русский ученый, Николай Александрович Бернштейн, создатель «физиологии активности», определил навык так:

«Активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения. Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок».

Он выделил два периода в построении любого навыка: установление и стабилизация.

Доктор психологических наук, профессор Лев Борисович Ительсон выдел несколько этапов формирования навыка. В связи с этим, интерес вызывает описание особенностей выполнения действия на каждом этапе:

ознакомительный (понимание цели, но не способов достижения; грубые ошибки при действии);
подготовительный (понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое выполнение: лишние движения, напряжение, сосредоточенность, плохой контроль);
стандартизующий (растет качество движений, внимание ‒ на результат, переход к мускульному контролю);
варьирующий (гибкое целесообразное выполнение действий; контроль на основе специальных сенсорных синтезов; интеллектуальные синтезы — интуиция).

Для того, чтобы сохранить сформированные навыки и умения, их следует постоянно реализовывать.

Напоследок поговорим о саморазвитии

Люди обучаются в процессе всей жизни. Но как оказалось, большинство владеют знаниями без понимания. Оценить уровень навыков, знаний и умений можно только по результатам совершенного действия.

Допустим, знания учеников посредством тестов-опросов, рефератов и докладов проверяется поверхностно. В отличие от профессиональных знаний и умений, потому что в этом случае, их качество будет влиять на результат работы. Допустим, медики, авиаконструкторы, сварщики, инженеры-атомщики и другие специалисты, в руках которых оказываются судьбы живых людей, должны владеть мастерством безупречно и многократно проверяться экзаменаторами дол начала профессиональной деятельности.

Итак, еще раз поговорим об отличиях понятий. Знание – это просто информация, которая получена человеком без осознания, куда ее применить, без глубинного понимания процессов, которые происходят с применением этих знаний. Мы можем много знать, но не все уметь.

Знания необходимо научиться применять. И чем больше будет умений приобретено, тем лучше человек станет проявлять свою приспособленность в любой ситуации. А навыки – это другой более качественный уровень знаний и умений. Добиться мастерства можно только при помощи упорного труда

И еще, важно не сколькими умениями ты обладаешь, а какие в состоянии применить

Знаю, умею, навык — применение на практике

Обучение даст необходимый результат при реализации всех составляющих – ЗУН. Без знаний не будет умений, без умений не сформируется навык.

Как реализуется ЗУН на практике? Применение ЗУН организуется разнообразными видами деятельности. 

Пример: подготовка юристов. Обучение студентов – длительный и сложный процесс. Знания и некоторые умения они получают в вузе на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях. Однако, чтобы формировать навыки, необходимо от теории переходить к практике.

Для этих целей реализуются программы, дающие возможность студентам полноценно участвовать в трудовых буднях юридических компаний, с целью формирования у студентов базовых навыков, необходимых для юридической деятельности и профессионально значимых качеств.

Навыки являются составным элементом компетенций, которые должны быть сформированы в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Это отличная возможность получить профессиональную подготовку в соответствии с запросами работодателей и требованиями рынка труда.

Знания: корпоративного, гражданского, арбитражного, коммерческого, предпринимательского, уголовного, трудового права и т. д.

Умения: составление договоров (купли-продажи, поставки, оказания услуг), учредительных документов, выполнение регистрационных действий и т. п.

Навыки:

  • защита интересов организаций в арбитражном судопроизводстве;
  • представление интересов организаций частных лиц в судах общей юрисдикции;
  • сопровождение юридически значимых сделок;
  • ведение деловой переписки с контрагентами;
  • ведение юридически значимых переговоров, решение споров, поиск компромиссов с оппонентами;
  • претензионно-исковая работа на предприятии;
  • тайм-менеджмент, ораторское искусство, работа в команде, интервьюирование;
  • анализ дела и выработка позиции по делу;
  • консультирование.

Базовые рекомендации по персональному развитию.

______

1) Сделайте свое обучение и развитие непрерывным процессом: получайте новый опыт, знакомьтесь с новыми профессионалами, берите на себя более сложные задачи, используйте новые инструменты в жизни и, главное: делайте это постоянно.

2) Научитесь эффективно планировать и упорядочивать свое развитие.

3) Подходите к собственному развитию комплексно: используйте разные форматы развития и обучения.

4) Относитесь к окружающей информации с любопытством: изучайте окружающие вас бизнес-процессы, постоянно узнавайте о новых трендах, интересуйтесь достижениями в ваших областях интересов. Любопытные и любознательные люди — интересные, успешные, захватывающие, завораживающие и открытые!

5) Развивайте навыки постепенно: выбирайте именно те направления, которые действительно помогут вам добиваться успеха в вашей работе, учебе или бизнесе.

6) Возьмите себе в привычку читать литературу и информационные ресурсы в вашей области каждый день, постоянно наращивая уровень экспертизы. Наращивайте ее не только в профессиональных областях, но и в области персональной, и личной эффективности.

7) Развивайте свои персональные и профессиональные навыки во время работы, постоянно беря на себя новые задачи и проекты;

9) Научитесь эффективно использовать поступающую вам обратную связь (реакцию других на ваши действия или бездействия) и определять ее ценность.

10) Используйте возможности организаций альтернативного образования у себя в городе по максимуму: посещайте все полезные и интересные для вас мероприятия: мастер-классы, тренинги, семинары. Заранее определяйте их качество и уровень спикеров. Читайте книгу Стивена Кови 7 навыков высокоэффективных людей.

______

Этапы развития

Формирование умений и навыков – процедура длительная, занимает много времени. Понадобится не год, самосовершенствоваться можно в течение всей жизни.

Определить уровень владения какого-либо действия учеником можно при помощи следующей классификации:

· Нулевая ступень. Обучающийся, вообще, не владеет действием. Умения также отсутствуют.

· Первая. Имеет понятие о характере действия, но без помощи учителя его не выполнит.

· Вторая. В состоянии выполнить самостоятельно, но только по образцу, подражая преподавателю и коллегам.

· Третья. Уже без посторонней помощи выполняет действие осознанно.

· Четвертая завершающая. Произошло удачное формирование навыков, действие осуществляется на автоматическом уровне.

Итак, мы рассмотрели этапы развития навыков и умений.

А что такое знание?

Навыки, знания и умения – тесно взаимосвязанная троица. Все логично, чтобы осуществить игровой, трудовой или учебный процесс необходимо обладать определенными знаниями в соответствующей области. Это информация, которой человек владеет на теоретическом уровне. Но имея определенный умственный багаж, не значит, что его с легкостью можно реализовать на практике. К примеру, первоклашки к концу учебного года знают как, и могут писать, но не владеют навыком письма. Как уже говорили выше, навыки и умение тесно взаимосвязаны. Для формирования последнего, нужно знать, каким способом действовать и понимать, что для этого необходимо.

Теперь мы знаем, что такое умение и знание, а навыки – это действия, которые выполняются на подсознательном уровне, то есть автоматически. Для этого нужно много раз повторять одно и то же упражнение, чтобы сформировать привычку осуществления данного действия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: