13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Как требуется действовать, чтобы развить речь ребенка?

Специалисты предлагают родителям целый ряд эффективных рекомендаций, которые помогут им научить ребенка говорить в приемлемые сроки.

Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы малыш не слишком увлекался соской. Этот предмет ему весьма приятен, но он не способствует такому развитию мышц языка и губ, которое требуется именно для произнесения слов. Чтобы артикуляционный аппарат совершенствовался, требуется избавить ребенка от соски.
Необходимо постоянно разговаривать с малышом. Предполагается, что начинать делать это стоит еще на этапе беременности

А когда ребенок родился, очень важно, какие эмоции мать вкладывает в то, что она ему говорит.
При этом слова должны быть правильными. Сами дети в силу неразвитости речевого аппарата не могут не искажать речь по сравнению с взрослой нормой

Однако родителям не следует спускаться до их уровня и также переходить на детский язык (сюсюкаться).
Причина в том, что в такой ситуации дети станут считать его нормой и задержатся на этом уровне. Необходимо, чтобы малыш четко осознавал, что существует именно правильная речь и стремился приблизить свою речь к этому образцу.

Ребенка следует побуждать высказываться. Разумеется, родители его часто хорошо понимают без слов, если он покажет на определенный предмет и произнесет некие слоги. Но чтобы он перешел на новый уровень, нужно, чтобы он произносил членораздельные слова и фразы, даже если для родителей они излишни.

В интернете можно найти массу видео, как научить ребенка говорить. В них родители могут почерпнуть массу эффективных рекомендаций.

Что является причиной неправильного произношения

Существует несколько причин, влияющих на неправильное произношение.

К ним относятся:

  1. Дефекты органов артикуляционного аппарата
  • неправильное строение зубного ряда,
  • неверный прикус,
  • слишком высокое или слишком низкое нёбо,
  • короткая подъязычная связка,
  • малоподвижная верхняя губа,
  • слишком большой или слишком маленький узкий язык.
  1. Физиологические
  • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (например, неумение держать язык в определенном положении при произнесении звуков),
  • общая физическая ослабленность в период активного становления речи,
  • снижение слуха,
  • неумение различать звуки, сходные по звучанию ({с}-{ш}, {б}-{п} и т.д.)
  1. Педагогические

Дети склонны к подражанию, поэтому авторитетные взрослые и сверстники по возможности должны обладать чистой речью. Нельзя подавать неверный пример: сюсюкать, уподобляться детскому произношению

Важно выговаривать все звуки в слове и четко артикулировать

В каком возрасте ребенок должен выговаривать буквы Р, Л, Ж, Ш, С

Логопеды заявляют, что становление звуков происходит у детей примерно в одинаковые сроки. Буквы С, Ш, Ж ребята должны уметь произносить в 4 года.

Самые трудные в произнесении Р и Л появляются в речи детей позже. Но в норме  ребенок должен осилить Р к 6 годам. Чуть раньше он должен произнести твердую букву Л.

Гимнастика для артикуляции

Тут вам логопед не нужен. Эта гимнастика нужна для того, чтобы ребенок смог научиться говорить правильно. Вы в игоровой форме тренируете речевой аппарат малыша и помогаете осваивать слова.

Как выполнять

Любой навык закрепляется при регулярных и постепенных занятиях. Правила такие:

  • делать не больше 2-3 упражнений;
  • продолжительность занятия от 5 до 10 минут;
  • упражнения закреплять несколько раз.

Нужно не работать, а играть, тогда малышу будет интересно этим заниматься, поскольку эти упражнения относятся к маленьким деткам, от полутора лет, у которых логопедические проблемы еще не выражены, но для профилактики стоит выполнять маленькие простые упражнения.

  1. «Открываем-закрываем ворота». Предложите ребенку вместе с вами открыть ротик, задержаться на пару минут и закрыть.
  2. «Покажи забор». Это означает сжать зубки и сильно улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки». Откройте рот вместе с малышом и покажите ему, как можно почистить зубки язычком, проводя по внутренней и внешней их части.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Малышу нужно нарисовать язычком на небе любые предметы. А можно закрасить все небо.

Не будьте серьезным, играйте в это вместе, гимнастика поможет красивому произнесению звуков с раннего возраста.

Мелкая моторика и развитие речи

Развитие мелкой моторики способствует развитию речевых навыков, поскольку соответствующие центры мозга находятся рядом.

Развивать мелкую моторику малыша помогают следующие упражнения.

  • Массаж пальчиков, в том числе шипованным резиновым мячиком.
  • Игры-потешки («ладушки», «сорока-ворона»).
  • Собирание пирамидки.
  • Лепка из пластилина, глины, теста.
  • Рисование, в том числе пальчиковыми красками.
  • Игра по разделению разнородных мелких предметов (например, фасоли и гороха). При этом попутно объясняем ребенку, что фасоль – длинная, коричневая (зеленая), а горох – круглый, желтый.
  • Можно спрятать в крупу маленькую игрушку и попросить ребенка ее «откопать».
  • Весьма полезно развивать тактильные ощущения малыша. Знакомим его с разными материалами (металлическое, деревянное, бумажное), разными фактурами (твердое, шершавое, сыпучее, гладкое, скользкое, пушистое, мягкое, жидкое), температурами (холодное, горячее, теплое).

Принципы для развития правильной речи

Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чем занять ребенка в 2 года дома – обзор полезных и интересных игр

Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: проводим артикуляционную гимнастику для детей)). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки

Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток
Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.

ИНТЕРЕСНО: когда дети говорят свое первое слово?

Упражнения и игры для развития речи

Научить ребенка говорить рано помогут следующие занятия:

  • пальчиковая гимнастика – массаж, растирание, поглаживание, сгибание, разгибание, хождение пальцами по столу, «сорока-ворона», «ладушки»;
  • развитие мелкой моторики рук – перебирание крупы или бусинок, мозаика, бросание мячика;
  • игра с кубиками;
  • собирание пирамидки;
  • игра с деревянными пазлами-вкладышами;
  • лепка из пластилина, теста или глины;
  • рассматривание и комментирование картинок в книжке;
  • сортировка фигур по цвету или форме.

В процессе занятий важно, чтобы ничего не отвлекало кроху, иначе его не удастся ничему научить. Ни в коем случае нельзя перебивать малыша, пускай он говорит несвязно, но для него это разговор

Читайте книги

После трех лет для развития речи недостаточно использовать жизненные ситуации

В этом возрасте важно начать читать книги вместе с ребенком. Это обогатит его словарный запас, улучшит грамматические конструкции и поможет сделать речь более связной

Читать можно стихи, сказки, энциклопедии — все, что ребенку интересно. Очень эффективны словари с картинками, комиксы, виммельбухи с большими подробными иллюстрациями. Многие дети любят постоянно читать одни и те же книги, заучивая наизусть большие отрывки. Это не только не бессмысленно, но и полезно для развития речи.

И главное — Евгения Ершова делает акцент на том, что каждый ребенок проходит индивидуальный путь становления речи

Не нужно обращать внимание на строгие нормы, важно наблюдать его собственный прогресс, даже если он происходит медленнее, чем в среднем у других детей

MyBook дарит 2 недели премиум-подписки всем новым пользователям. Активируйте промокод BABY и получите доступ ко всему каталогу сервиса — электронным и аудиокнигам.

Этапы развития детской речи

1-й год

Младенец издает возгласы и звуки, когда его берут на руки. Даже крик – часто представляет из себя гласные: а, о, я, у.

Около 1,5-2 месяцев кроха может издавать: г, х, к в сочетании с гласными: «гу» или «агу». В этот период развиваются интонации.

В 6-месячном возрасте появляется лепет: ма, па, ба… Этот этап продолжается до 1 года. Маленькие слоги постепенно удлиняются в небольшие слова. К концу 1-го года кроха учится коротким словам, и понимать несложные предложения.

Поможет чтение детских книжек, игры, музыка. Годовалый малыш часто имеет 5-10 легких слов. Разберем подробно, как без логопеда научить ребенка говорить.

2-й год

Наглядно, что малыш понимает, о чем говорят взрослые. Он может повторять слова, реагирует на свое имя. Могут появиться 2-3 слова вместе.

3-й год

Самый важный период в развитии детской речи. У каждого в запасе от 70 до 1000 слов и фраз. Уже появляются предложения и масса вопросов: «Почему…?»

В это время большую пользу принесет:

  • распевание песенок;
  • чтение книжек;
  • просмотр мультфильмов;
  • больше общаться с ребенком.

4-й год

Пора учить легкие стишки, отгадывать загадки, запоминать слова песенки. Будут ошибки в падежах и числах, но уже понятно, что хочет выразить малыш.

Запас слов примерно 2000 слов. Крошка может придумывать свой язык или переставлять слоги местами. Проблемные звуки: р, л, ц.

5-й год

Словарный запас ребенка уже около 3000 слов, они могут их всячески переделывать с предлогами и прилагательными. Кроха может описывать животное или предмет, пересказывать сказку, выучить стишок. Некоторые уже хорошо считают до 10.

Общие советы

В развитии речи ребёнка важно руководствоваться общим принципом «Не навреди». Нужно помнить, что каждый ребёнок развивается по своей индивидуальной модели и не всегда она подстраивается под описанные этапы развития

Мы рекомендуем придерживаться принципов, применимых в целом ко всему процессу воспитания и развития детей.

  1. Принцип игровой формы. Для ребёнка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Чем интереснее построено занятие, тем более вовлечённым в него будет малыш. Не принуждайте играть. Вместо этого заинтересуйте.
  2. Принцип взаимного диалога. Разговоры с детьми – не пустая трата времени, как может показаться на первый взгляд. Выводите ребёнка на диалог, поддерживайте с ним разговор, рассказывайте и внимательно слушайте. Общение – самый действенный способ научить ребёнка рано говорить.
  3. Принцип принятия проблемы. Трудно признаться самому себе, что у ребёнка есть какие-либо проблемы. Однако чем раньше вы начнёте работу над ошибками, тем быстрее получите результат. Не бойтесь обратиться к профессионалам, если видите, что самостоятельная работа не приносит плодов.
  4. Принцип принятия индивидуальности. Ваш ребёнок – уже отдельная личность, даже если он только-только начинает стоять на ногах. Не стоит сравнивать его со сверстниками, которые уже вовсю рассказывают стишки. Вместо критики хвалите каждое достижение вашего ребёнка и тогда он обязательно заговорит.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Поговорим о режиме дня

Раньше к режиму относились со всей ответственностью. Был режим кормления младенцев – строго по часам

И не важно, кричит ли малыш от голода или же, наоборот, есть не хочет, его нужно кормить по часам. Если ему надо по времени спать, нужно его срочно уложить

Ничего страшного, что он бодр и весел, а сна ни в одном глазу. Надо уложить, и точка – режим ведь.

Сейчас к этому отношение изменилось. Наблюдая дистрофичных и нервных младенцев, врачи пришли к выводу, что у каждого ребёнка свой режим, который зависит от индивидуальных особенностей. И если какому-то малышу нужно 6 кормлений в день, то другому – все 8. Кто-то съедает побольше, кто-то поменьше. Некоторые дети сохраняют три периода сна до года, а другие могут к этому времени спать всего 1 или 2 раза.

Для того, чтобы определились временные границы подъёма и засыпания, родителям не нужно ставить перед собой какие-то цели. Уложить в 21:00 или в 21:30. Ребёнок в раннем возрасте осуществляет всю свою деятельность по потребностям своего организма. Ест, когда голоден, играет, когда бодр, и спит, когда устал. Понемногу корректируя временные рамки, родители увидят, что ребёнок сам может просыпаться и засыпать в определённое время. Также и с кормлением. Со временем у ребёнка формируется его личный режим питания, который будет постепенно меняться по мере его взросления.

Артикуляционная гимнастика

1. Воздушный шарик.

«А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.

2. Паровозик.

«А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же — в другую.

3. Улыбка.

«А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.

4. Поцелуйчик.

«А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.

5. Лошадка.

«А как мы говорим лошадке „Стой“? „Тфпр-тфпр!“ — Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь — тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.

6. Ротик.

«А теперь давай себя погладим язычком, вот так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.

7. Язычок.

«А давай посмотрим, у кого язычок длинней, у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой стороны рта.

Фото: timkraaijvanger, pixabay.com

И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.

После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает поработать.

А — а — а — первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!

Аааааа — длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.

Проговариваем точно так же и остальные буквы — «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».

Тренинг на парные согласные (произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием этой буквы.

Б — Бу-бо-ба-бэ-би-бы

П — Пу-По-па-пэ-пи-пы

В — Ву-во-ва-вэ-ви-вы

Ф — Фу-фо-фа-фэ-фи-фы

Г — Гу-го-га-гэ-ги-бы

К — Ку-ко-ка-кэ-ки-бы

Д — Ду-до-да-дэ-ди-ды

Т — Ту-то-та-тэ-ти-ты

Ж — Жу-жо-жа-жэ-жи-жы

Ш — Шу-шо-ша-шэ-ши-шы

З — Зу-зо-за-зэ-зи-зы

С — Су-со-са-сэ-си-сы

Чем хороши эти и подобные занятия — их можно проводить в игровой форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице.

Фото: zilaseger, pixabay.com

Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие за это. Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:

А также занимайтесь с ребенком аппликацией, перебирайте различные крупы, нанизывайте бусы, лепите поделки из соленого теста или пластилина, применяйте старые русские потешки для развития мелкой моторики (такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).

Если мама будет уделять развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное — правильно, научится говорить.

Как научить ребенка выговаривать сложные буквы?

Правильно научить выговаривать сложные буквы, типа «р», «ш», «щ» бывает сложно без помощи логопеда. Но приложив все старания, это возможно.

Начинать занятия следует тогда, когда кроха четко произносит слова, у него расширенный словарный запас, приблизительно к 2 годам. Чаще всего у малышей возникают проблемы с произношением буквы «р». Основу занятий составляет речевое подражание, то есть ребенок должен все повторять за взрослым, говорить, как мама и папа.

Научить ребенка произносить сложные буквы можно так:

  • необходимо сесть лицом к лицу, показывать мимикой выговариваемые звуки;
  • затем демонстрировать, как должен двигаться язык, его расположение во рту;
  • отдельно произносите «р», затем сразу употребляйте ее в слогах и словах, используйте несколько, смотрите на реакцию ребенка, что ему произнести легче, например, «рыба», «рак», «трактор», «дыр-дыр».

Аналогично стоит учить детей шипящим. Малыши, разговаривая, часто заменяют их другими буквами.

Чтобы у ребенка сформировалось правильное представление о сложных звуках, можно начать с самого простого. Ближе к 9 месяцам родители должны комментировать, как едет машина («в-в-в»), как жужжит пчела («ж-ж-ж»), как дует ветер («ш-ш-ш»).

Как развивается речь ребенка

Данный процесс проходит следующие возрастные этапы:

  • В возрасте до двух месяцев ребенок выговаривает разнообразные звуки, а если к нему обращаются родители, то отвечает на их слова.
  • Далее (с двух до шести месяцев) следует специфическая стадия гуления, в это время малыш тянет гласные звуки (напоминающие а, у и ы), порой в сочетании с согласными,
  • Вслед за этим, начиная с полугода ребенок произносит уже слоги:
  • На отметке приблизительно в один год он учится соединять их в простейшие слова.
  • С года до двух ребенок осваивает простейшие словосочетания и знает от 120 до 300 слов;
  • С двух до трех лет он приобретает словарный запас в тысячу позиций и осваивает падежи и местоимения.

Когда мы учим ребенка говорить в три года, необходимо помочь ему освоить те звуки, произнести которые ему на данном этапе не под силу. Ведь, несмотря на то, что малыш помнит тысячу слов, он все-таки не может выговорить половину азбуки, так как у него еще недостаточно развит речевой аппарат

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: