Нравственное воспитание младших школьников

Почему важно воспитывать в детях нравственность

Иногда можно услышать мнение, что и без нравственности можно прожить, и вообще, зачем нужно придерживаться каких-то непонятных правил? Ведь свобода превыше всего. Но концепция нравственного воспитания играет огромную роль в нормальном функционировании общества, где человек человеку друг, а не волк.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет нравственное поведение:

Регуляция общественного поведения. Воспитание духовности и нравственности помогает людям взаимодействовать, учитывая интересы других. При этом не только нам нужно учитывать интересы других, но и другие должны учитывать наши интересы. Это делает жизнь комфортной для всех членов общества, обеспечивает защиту и гуманное отношение к более слабым и менее защищенным людям.
Оценка и регуляция своего поведения. Человек, который обладает внутренним пониманием того, что такое добро и зло, критично оценивает свои поступки и руководствуется принципом «личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Например, прежде чем обрезать растения в кабинете, нужно подумать, не задевает ли моё поведение других людей? Эти растения выращивал не я, учитель расстроится, а растения погибнут — получается, я причиню вред другому человеку и уничтожу чужое.
Оценка чужого поведения. Нравственное воспитание личности также помогает увидеть, когда другие нарушают общественные нормы, мешают другим людям и причиняют кому-то вред. Соседский хулиган мучает котёнка, правильно ли это? Не требуется ли моя помощь слабому и беззащитному существу?
Комфортное существование в обществе

Человеку очень важно формировать крепкую и здоровую привязанность с другими людьми — это существенно улучшает качество и продолжительность жизни. Но мало кто захочет общаться с человеком, который постоянно хамит

Обычно люди отвечают взаимностью, и школьнику будет проще выстраивать доверительные отношения в коллективе, если родители развили и воспитали в нём верные духовно-нравственные качества.

Нужно ли уступить место пожилому человеку? Можно ли брать чужое? А портить школьное имущество? Донести мусор до урны или бросить в кусты? Включать ли громко музыку ночью? Во всех этих ситуациях человек делает выбор, опираясь на свои внутренние, нравственные нормы.

Советы родителям по основам нравственного воспитания

Чтобы воспитать в ребенке хорошие качества, родителям нужно следовать нравственным законам существования семьи.  Все методы воспитания не должны идти вопреки сложившимся законам семьи

Родителям необходимо принять во внимание следующие полезные рекомендации:

Каждый ребенок должен чувствовать себя в семье любимым

Родительская любовь была разумной, здесь важно найти гармонию между лаской и наказанием.
Ребенок должен жить в искренности. Иногда родители начинают немного привирать в различных жизненных обстоятельствах, они видят в этом единственный выход из ситуации

А дети мгновенно ощущают ложь, их это начинает смущать. Поэтому, если родители не могут что-то объяснить ребенку, лучше просто сказать: «Я не могу тебе это объяснить сейчас».
Ребенку нужно все разъяснять. Чтобы убеждать детей разного возраста в чем-то, родителям нужно быть мудрее и применять индивидуальный подход к каждому. Например, в младшем школьном возрасте детям требуются убеждающие аргументы из книг.
Безнравственные методы наказания ребенка нужно исключить из жизни семьи. Эффект порицания оказывает огромное влияние на ребенка, тут важно найти правильный подход, чтобы не оскорбив ребенка, дать точную оценку его действиям. Порицание является искусством сочетания строгости и доброты.
Родители должны стать для детей образцом работоспособности и показывать блага, созданные своим трудом. Ребенок постепенно начинает повторять действия за взрослыми в игровой деятельности, а в дальнейшем становится сам исполнителем.

Тема 4. Воспитательная работа с коллективом детей

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема коллектива и личности в современных условиях.
  2. История становления и развития теории детского коллектива.
  3. Определение коллектива. Традиционное педагогическое понятие роли коллектива в воспитании: уровни сформированности коллектива: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.
  4. Структура детского коллектива.
  5. Динамика развития коллектива.
  6. Типология детских коллективов.
  7. Деятельность и общение как источники взаимоотношений, традиций и общественного мнения в коллективе.

Основная литература:

  1. Агеев ВС. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
  2. Виноградов М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
  3. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.,1982.
  4. Караковский В.А. Пути формирования ученического коллектива. М., 1978.
  5. Ковалев А.Т. Коллектив и социально- психологические проблемы руководства. М., 1978.
  6. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.-т.5.
  7. Мальковская Т.Н. Коллектив как социальный организм и педагогические основы его формирования.// Обучение и воспитание детей. — Л.,1972.
  8. Мудрик А.В. Личность и ее воспитание в коллективе. М., 1983.
  9. Новикова Л. Педагогика детского коллектива. М., 1978.
  10. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., Знание,-1988.- №7.
  11. Подласный И.П. Педагогика. М., 1996.с.486.
  12. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.,1987.

Дополнительная литература.

  1. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / Пед. сочинения в 8-ми томах. — М.,1983.-т.1-.с.276-329.
  2. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива : Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978.
  3. Педагогика / Сластенин В.А. и др.-М.: Школа-Пресс, 2000.-гл.13.-с.211-225.
  4. Поляков С., Ясницкая В. Творчество-коллективное, воздействие — индивидуальное // Директор школы. -1998.-№1.-с.37-46.
  5. Поляков С.Д. Технология КТД // Классный руководитель.-2000.-№ 6.-с.63-69.
  6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, иллюстрациях. — М.: Пед. общество России,1999.
  7. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение,1981.
  8. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.
  9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие.- М.: Юристъ, 1997.

Цели и задачи воспитания младшего школьника

Основной целью воспитания школьника является оказание помощи личности во всестороннем развитии, т.е. высшей целью становится высоконравственный гражданин, воспитанный в духовных и культурных традициях России.

Перед воспитательным процессом школьников младших классов стоит целый ряд общечеловеческих задач, которые решаются в контексте национального воспитательного идеала. 

Вот основные из них:

  1. гармоничное развитие личности с учетом ее природных и социальных возможностей с учетом требований общества;
  2. воспитание инициативного, ответственного и компетентного гражданина;
  3. формирование основ морали, способности к духовному развитию;
  4. прививание школьнику основных общенациональных ценностей;
  5. формирование эстетических ценностей и чувств;
  6. развитие способности к трудолюбию, к преодолению трудностей.

Сущность нравственных качеств младших школьников и особенности их формирования

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

По мнению Сергея Ивановича Ожегова: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка. Нравственность — особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Он писал, что необходимо учить «умению чувствовать человека».

человеколюбие,
вежливость;
бескорыстие;
терпимость;
тактичность;
трудолюбие;
бережное отношение к природе.
Все это можно отнести к нравственным качествам личности.

Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость

На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель

Нравственное формирование личности — сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются дети, — люди, вещи, явления окружающей жизни — накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.

Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.

Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.

Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.

Педагогу важно разобраться в том, как нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства. Это можно понять, если расчленить целостный процесс нравственного воспитания на отдельные звенья и рассмотреть каждое из них

В младшем школьном возрасте, в период собственного нравственного развития детей, нравственная сфера претерпевает дальнейшие изменения. В начальной школе дети сталкиваются с тем что они постоянно должны следовать моральным правилам и нормам, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшие школьники должны постоянно учиться применять данные правила и нормы во взаимоотношениях с учителями, другими взрослыми, сверстниками. Дети младшего школьного возраста психологически готовы к пониманию смысла всех нравственных норм и правил. В этом возрасте происходит становление таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, коллективизма, способности к сопереживанию, эмпатии.

Нравственное воспитание в начальной школе

То, что воспитание идет из семьи, мы все знаем. Но далеко не всегда семьи нашего общества обладают нужными знаниями в области воспитания, моральными качествами и дорожат моральными человеческими ценностями. Если в вопрос воспитания оставить полностью на семье, то до катастрофы нам не далеко. Поэтому образовательные институты несут большую ответственность по воспитанию подрастающего поколения. В школе работают грамотные специалисты, знающие психологические и физиологические особенности детей. Начальная школа – фундамент воспитания, поэтому перед педагогами младших классов стоит огромная задача – учить и воспитывать одновременно.

Средства нравственного воспитания:

Пример. Пример, как средство воспитания, по праву стоит на первом месте. В первую очередь дети смотрят, а не слушают. Педагог может учить, объяснять и рассказывать о добре, чистоте и нравственности, но, если он (она) срывается на учеников, закрывает глаза на факты буллинга в классе, разделяет учеников по материальному уровню и позволяет себе (бывает и такое) нецензурную брань – из ее уроков дети вынесут именно это. Личный пример педагога – волшебная палочка в нравственном воспитании.

Работа с родителями. Не менее важна, чем пример. Потому, как (вернемся выше) основы воспитания лежат именно в семье. Научить семьи воспитывать, проводить беседы с родителями, приглашать на собрание школьного психолога, говорить о проблемах в классе, не бояться озвучить перед родителями сложную ситуацию. Многие педагоги, столкнувшись с конфликтами в классе, боятся говорить об этом с родителями, чтобы не дать усомниться в свей компетентности. Это ошибка. Родители имеют право и должны знать, что происходит с их детьми в школе (ведь здесь они проводят половину дня). Обсуждать, беседовать, учить родителей быть примером для детей – основное средство воспитания нравственности.

Чтение художественной литературы

В рамках школьной программы или нет – не важно. Важно, чтобы содержание книги отвечало поставленной задаче – воспитание высоконравственной личности

Долго думать над выбором литературы не придется – практически все произведения классиков, рекомендованных школьной программой, попадают под эти требования. Просто чтение без анализа будет неэффективным. Анализировать прочитанную литературу дети должны под руководством педагога. Здесь педагог должен быть очень внимателен. Часто в этом ошибаются сами педагоги, разделяя поведение героев на черное и белое. Узкое мышление приведет в будущем к конфликтным ситуациям.

Нужно учить детей видеть хорошие черты в характерах негативных героев, рассуждать с ними, почему они поступают плохо, что им не хватает, что нужно сделать, чтобы герой перестал так вести себя.

Учить детей осуждать поступок, а не человека. «Мальчик (герой книги) соврал маме. Он совершил плохой поступок, но это не значит, что он плохой. Он соврал, потому, что боялся наказания, боялся ответственности. Но он хороший и любит маму. Вывод не может быть один. Здесь их несколько:

  1. Нужно уметь нести ответственность за свои поступки;
  2. Ложь рано или поздно вскроется;
  3. Чтобы человек не боялся сказать нам правду, нужно уметь эту правду принимать, слушать и прощать (здесь уже о маме).

В любой ситуации всегда ответственность двух сторон. И этому тоже нужно учить детей.

  1. Мероприятия по нравственному воспитанию. Такие мероприятия могут быть организованы как всей школой, так и классным руководителем на уроке и на внеклассной работе. Форма мероприятий может быть разной – классные часы, участия в акциях, конкурсы, смотры, экскурсии. Мероприятия, дающие максимальный воспитательный эффект – это те, где дети не просто слушатели, но участники. Встречи с ветеранами, участниками боевых действий, акции в помощь старикам, больным животным, акции в поддержку окружающей среды. Некоторые школы организовывают выезд в дома инвалидов. По этому поводу есть много мнений. Кто-то считает, что детей нужно ограждать от негативных эмоций, от переполнения чувством жалости. Но если взять позитивный опыт европейских стран, где дети-инвалиды учатся вместе со всеми детьми в обычных школах, то можно увидеть, что дети воспринимают «других» детей совершенно нормально, общество принимает инвалидов без предрассудков и «показывания пальцем». Нравственное воспитание идет бок о бок с другими видами воспитания (патриотическое, экологическое, эстетическое, духовное и физическое), поэтому мероприятия чаще всего имеют интегрированный характер (участие детей в озеленении города, в параде Победы и так далее).

Теория и технологии обучения младшего школьника

Изучение теоретических основ начального общего образования
целесообразно начать со знакомства с историей становления дидактики как
одной из важнейших отраслей педагогики (прил.1), принципами и
правилами, которыми руководствуется учитель при осуществлении
учебно-воспитательного процесса (прил.2-3), методами и средствами,
используемыми в его ходе (прил.4). Также следует рассмотреть
концептуальные основы теории и методики обучения (прил.5),
современные модели образования (прил.6), актуальные проблемы
организации начального общего образования (прил.7).
Далее необходимо перейти к знакомству с психолого-педагогическим
обоснованием образовательного процесса в начальной школе.

Младший школьник в процессе овладения социальным опытом Социальный опыт – это все то, чего достигло человечество в процессе своего развития. Каждое новое поколение рождается и развивается именно в тех условиях, которые создали к данному моменту предшествующие поколения (Г.И.Вергелес). Он представляет собой взаимосвязь материальных и духовных ценностей общества. Для социального прогресса нужна не только материальная основа, но и владение духовной культурой (как интеллектуальной, так и нравственной), обеспечивающей рациональное использование материальных ценностей. Социальный опыт предполагает наличие следующих компонентов: опыт умственной деятельности и опыт нравственных отношений.

Первый из названных компонентов – умственная деятельность – становится все более значимым для развития личности, поскольку сформированная умственная деятельность обеспечивает высокую активность личности в присвоении прошлого опыта и внесении собственного вклада в процесс создания материальных и духовных ценностей общества (Г.И.Вергелес).

Второй компонент – это система нравственных отношений, которые сложились на протяжении многовековой истории того или иного народа. Усвоение социального опыта (социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества и т.д.) происходит в процессе социализации. Социализация рассматривается как развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения культуры общества.

Это процесс приобщения ребенка к социальной жизни, который заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (А.В.Мудрик). Социальная адаптация ребёнка — процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребёнка с социальной средой (Г.М.Андреева).

Результат процесса социализации – социализированность. В качестве критериев и показателей социализированности используют отношение школьников к обществу, социально значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.

Тема 5. Формы организации обучения в начальных классах

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «форма обучения», «формы организации обучения», «организационные формы обучения».

2. Организация формы обучения, их характеристика.

3. Классификация форм организации обучения: фронтальные, индивидуальные, парные, коллективные, групповые, традиционные и нетрадиционные, внеклассные и внешкольные и др.

Литература.

1. Акимова М.К., Козлова В.Г. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М., 1992.

2. Антропова М.В., Манке Г.Г. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии //Педагогика. – 1996, №5.

3. Глассер У. Школа без неудачников.- М., 1991.

4. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения.- Красноярск: Изд. КГУ, 1984.

5. Куписевич И. Основы общей дидактики.- М., 1986.

6. Махмудов М.И. Современный урок.- М., 1985.

7. Онищук В.А. Урок в современной школе.- М., 1981.

8. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе.- М., 1988

9. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого.- М., 1991.

10. Шабалин З.П. Домашняя учебная работа школьника.- М.: Знание,1992.

11. Яковлев Н.М., Сахар А.М. Методика и технология урока.- М., 1985.

Воспитание младшего школьника в семье

Традиционно главным институтом воспитания и развития ребенка является семья. Те основы, которые ребенок получает в семейной обстановке сохраняются с ним на всю жизнь. В семье закладывается фундамент для создания полноценной личности, которая уже к поступлению в первый класс практически наполовину сформирована. Значительная роль семьи, как основному институту образования, отводится также потому, что ребенок находится в семейной обстановке длительное время.

Основная задача родителей — достижение душевной гармонии, нравственного единения с ребенком. Процесс воспитания не должен быть отпущен родителями на самотек, нельзя оставлять ребенка предоставленному самому себе, наедине с самим с собой. В семье, где царит любовь и радость, нежность и забота, оптимизм и душевность, ребенок развивается полноценным, психически здоровым, нравственно развитым человеком

От родителей ребенок перенимает абсолютно все: как внимание и доброжелательность, так и неуважение, грубость, злость, раздраженность

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос высоконравственным, ответственным, благоразумным и порядочным человеком. Родители могут ему в этом помочь, подавая хороший пример своими поступками, проявляя любовь, сочувствие и заботу по отношению к малышу.

Тема 6. Контроль и оценка знаний младших школьников

Вопросы для обсуждения:

  1. Цели и функции контроля в обучении.
  2. Педагогические требования к организации контроля и оценки результатов учебного процесса.
  3. Виды, методы и формы контроля.
  4. Оценочная деятельность учителя и ученика.
  5. Место контроля и оценки в целостной системе процесса обучения.
  6. Государственный стандарт образования как ориентир в осуществлении контроля и оценки.
  7. Педагогический контроль как основа формирования самоконтроля и самооценки.

Литература.

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников.- М.: Педагогика, 1984.

2. Ингенками К. Педагогическая диагностика.- М.: Педагогика, 1991.

3. Ксензов Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. — М.: Пед общество России, 1999.

4. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Пед общество России, 2000, гл.13.

5. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Опрос как средство обучения.- М.: Пед общество России, 1999.

6. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.- М.: Педагогика, 1977.

Тема 3. Регулятивная направленность методов воспитания. Организация самовоспитания младших школьников

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимосвязь понятий «средство», «метод», «прием» воспитания. Подходы к классификации методов воспитания.

2. Характеристика различных групп методов воспитания.

3. Новые методические подходы к формированию личности.

4. Средства воспитания как способы психологического воздействия (Прямые и опосредованные, сознательные и неосознаваемые, когнитивные, эмоциональные и поведенческие).

Литература.

1. Алякринский Б.С. Беседа о самовоспитании.- М.: 1977.

2. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников.- М.: Просвещение, 1975.

3. Леви В.Л. Искусство быть собой.- М.: Знание, 1973.

4. Леви В.Л. Искусство быть другим.- М.: Знание, 1981.

5. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство. Вдохновение.- М.: Просвещение, 1986.

6. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности.- М.: Мысль, 1984.

7. Семёнов В.Д. Быть собой.- Знание. Педагогика и психология. №2, 1989.

Дополнительная литература

  1. Амонашвили Щ. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.
  2. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М„ 1998.
  3. Вульфов В. 3. Семь парадоксов воспитания. М., 1994.
  4. Караковский В. А, Новикова Я. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 1996.
  5. Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых // Как любить детей. – М. 1996
  6. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред.Н.Е. Щурковой. -М, 1997.
  7. Макаренко А. С. О моем опыте // Сочинение.: В 5 т. Т. 4. М., 1984.
  8. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
  9. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: