Почему подростковый период

Признаки кризиса подросткового периода

Для того чтобы родители сумели заметить, что их ребенок вступил в кризис подросткового периода (осознание данного факта может уберечь семью от лишних конфликтов, а в случае необходимости родители смогут во время оказать помощь/поддержку своему ребенку), им необходимо помнить о ряде главных признаков данного кризиса.

Нетерпимость и негативизм. Подросток начинает относится ко всему, что происходит в его жизни и что совершают родители нетерпимо

Он может отрицать важность ценности семьи, негативно относится ко всему, что происходит дома или в учебном заведении, воспринимать все в штыки. Часто за таким поведением скрывается нечто большее: тоска, нетерпимость к самому себе, депрессия

Постоянный анализ. Этот признак кризиса подросткового периода проявляется в виде чрезмерного самоанализа и анализа окружающих. Подросток придирается ко всему, что делают взрослые. Он пристально рассматривает себя в зеркале и в каждом встречном отражении на улице.

Депрессия. Апатия, безразличие к окружающему миру, ощущение пустоты внутри и многое другое – все это признаки депрессии во время подросткового периода. Если подросток красит волосы разноцветными яркими или темного цвета красками, делает различные татуировки — это может быть признаками депрессивного состояния. Не оставляйте ребенка в одиночестве. Вы именно сейчас очень ему нужны. Возможно даже нужно обратиться за помощью к специалистам. Помогите своему ребенку.

Суицидальное поведение

Довольно часто подростки стараются привлечь внимание родителей различными формами суицидального поведения (угрозы суицида, попытки суицида и тому подобное). Все это – крик о помощи

Не стоит относиться к такому поведению легкомысленно с мыслями: «Он\она все равно ничего не сделает», ведь это опасно для жизни вашего ребенка. Демонстративный суїцид может окончиться бедой.

В особенности, если вы заметили два последних признака у своего ребенка, который находится в подростковом периоде, то необходимо обратиться к специалистам. Также, не забывайте о том, что самое главное, в ком сейчас нуждается ваш подросток – это вы. Не отворачивайтесь от него и давайте знать, что вы всегда рядом.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский , советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» .

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет — поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Психология возраста

Возраст 13 лет считается периодом очередного кризиса – социального. Основные вопросы, которые задает себе подросток в это время – «Зачем я живу?», «Кто я?». Учёба отходит на второй план. Ведущей деятельностью для этого возраста является общение со сверстниками. Главная потребность — быть значимым среди сверстников. В этом возрасте формируются нравственность и моральные ценности. Подросток стремится занять свою социальную позицию.

В это период человек сравнивает себя с детьми и взрослыми, и приходит к выводу, что он уже не ребёнок, а скорее взрослый. Подросток хочет, чтобы его считали взрослым. Для этого он перестраивает свою деятельность на более серьёзную. Этот возраст считается у психологов очень сложным, так как человек растёт и изменяется во всех смыслах этого слова. Человек не хочет быть ребёнком, но взрослый мир его пока не принимает.

Основные признаки 13 лет – снижение успеваемости, уменьшение работоспособности, неудовлетворенность своей личностью

Внимание человека обращено внутрь себя. Он стремится познать свои чувства, поступки

Ребенок ищет единомышленников, объединяется с ними в группы, где общие идеи часто считаются своими собственными. Встречаются самые разнообразные фобии социального характера: боязнь выделиться, быть осмеянным. В сознании подростка активно проявляются сексуальные интересы.

Интеллектуальные способности в этом возрасте активно совершенствуются. В этом возрасте подросток переходит к логическому мышлению.

Как воспитывать такого подростка

  • изменить стиль воспитания, который принят в семье. Инфантилизм – совсем нездоровый тип протекания подросткового возраста. В будущем он грозит неумением устроиться в жизни, создать крепкую семью.
  • нельзя слишком жестко контролировать, требовать безусловного подчинения, применять моральную и физическую силу
  • проявлять доверие к действиям подростка, позволять делать все, что соответствует моральным нормам и семейным правилам. Контролировать не прямо, а косвенно, знакомиться с друзьями, интересоваться делами.
  • нельзя решать все проблемы за подростка, нужно чтобы он научился решать жизненные проблемы и трудности. Можно помогать в решении сложностей, поддерживать, давать советы. Быть опорой, при которой подросток сможет сам принимать сложные решения.
  • не ограничивать подростка от работы. У него должна быть своя зона ответственности, круг домашних обязанностей, которые он выполняет.

В целом, нужно стараться не передавить, не сломить волю, чтобы подросток вырос самостоятельным и ответственным человеком.

Формирование самосознания подростка

Известно, что один из важнейших этапов формирования личности — это этап формирования самосознания, когда молодой человек учится осознавать свои потребности и соотносить их со своими возможностями, учится анализировать свои переживание, желания и мысли и делать выводы на основании выполненного анализа, а также осваивает очень важное умение отличать себя как личность от того, что эта личность делает.
 
Восприятие себя самого, то есть субъективное «Я», формируется у подростков преимущественно не на самооценке, а на мнении окружающих, причем часто даже тех, кто подростку не нравится. Но ведь бесспорный факт, что самооценка — это обязательный и неотъемлемый компонент самосознания

А именно самооценка у подростков, как говорится, хромает на обе ноги: то она занижена по совершенно непонятным причинам, то завышена, и тоже непонятно, почему именно.
 
Чтобы самосознание подрастающего и взрослеющего человека не было искалечено и деформировано, взрослые должны внимательно относиться к подростку и своевременно вносить коррективы в формирование восприятия подростком самого себя и своей неповторимости и уникальности в этом мире.

Подростки часто рискуют, когда за ними наблюдают друзья

 Кадр из сериала «Папины дочки» / СТС Love

Вуд говорит, что в экспериментах «молодые подростки в возрасте от 14 до 18 лет совершали больше рискованных поступков, когда находились в компании сверстников».

В процессе эксперимента исследователи сканировали мозг испытуемых. Они обнаружили, что когда за подростками наблюдали сверстники, активность частей их мозга, которые участвуют в торможении и контроле, не менялась.

Чего нельзя было сказать о частях, ответственных за выработку гормона удовольствия, — в частности, об области мозга, известной как полосатое тело. Но это явление наблюдалось лишь у подростков младшего возраста. «Ученые предположили, что риск в присутствии друзей просто приносит больше удовольствия», — отметил Вуд.

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний . Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.

Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.

Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.

А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.

На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.

Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.

С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.

Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости

Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.

К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.

Причины кризиса

Кроме полового созревания, психологи называют еще несколько причин, из-за чего начинается подростковый кризис:

  1. Развитие собственного сознания. Ребенок предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, но часто они слишком завышены. В этом случае происходит формирование личностных комплексов, поскольку подростки еще не готовы воспринимать всю ответственность за собственные поступки. Из-за этого у детей могут ухудшаться отношения с родителями, сверстниками, педагогами.
  2. Контроль со стороны взрослых. 13-летние дети считают себя взрослыми людьми, которые могут принять взвешенные решения, не прибегая к помощи. На самом деле, это удается не всегда, ведь у подростков еще мало жизненного опыта. Когда со стороны взрослых (родителей, педагогов) поступают какие-либо запреты, подросток их демонстративно нарушает, при этом часто оказывается в смешной, нелепой ситуации. Взрослые хотят детям лучшего, поэтому злятся, что к их мнению не прислушиваются, а подросткам кажется, что их считают детьми. Отсюда противостояние и открытый конфликт.
  3. Самоутверждение. Дети в возрасте 13-14 лет хотят доказать всему миру и себе, что они уникальные, неповторимые, талантливые. Часто у подростков появляются лжеидеалы, на которых они стремятся быть похожими. Когда приходит осознание, что ничего не получается, начинается жесткая самокритика, ощущение своего бессилия, самокритика падает до нуля.

Кризис независимости

В основном, все наслышаны о бурном проявлении этого типа кризиса. Это благоприятный, нормальный и нужный для развития подростка вариант. Однако его проявления очень пугают родителей.

Ярко протекает негативизм подростка. Он выражается в отрицании подростком прежних требований, протестных реакциях, обесценивании взрослых. Если негативизм протекает открыто, то выражается в активном протестном поведении подростка. Он начинает проявлять своеволие, упрямство, строптивость, хулиганство, он может бороться против прежних авторитетных для него людей. Если скрыто, то подросток проявляет недоверие к близким людям, доверяя негативные мысли дневнику.

  • Ревнивое отношение к собственности. Подросток просит оставить ему жизненное пространство, не трогать его вещи, стол, проверять его шкаф или заходить в его комнату.
  •  Личные мысли, мечты и фантазии, которые подросток бережливо скрывает от родителей и других взрослых.
  • Склонность пристрастно анализировать окружающих людей, прежде всего, собственных родителей, при этом, не умея объективно оценивать самого себя.
  • Начинает подражать поведению взрослых людей, чтобы быть на них внешне похожим. Например, такое сходство подростку могут дарить употребление алкоголя, одежда известных брендов, ненормативная или особая лексика, «взрослый» флирт, развлечения, яркий макияж.
  • Возникают депрессивные реакции, проявляющиеся в переживаниях пустоты, безразличии, ощущении, что период детства прошел, а взрослым еще предстоит стать; подросток может считать, что не справляется со своими задачами и что связь с родителями теряется.

Подросток стремится войти в интересную для него группу, проявляет зависимость от мнения компании, подчинение ей, при этом стремится к независимости от родителей.

  • Придирчивая оценка собственной внешности. Подросток нуждается в позитивном восприятии окружающими того, как он выглядит. В противном случае у подростков могут возникнуть проблемы в поведении, замкнутость, нежелание посещать школу.
  • У развитых умственно подростков может возникнуть явление интеллектуализации, скрывающей беспокойство. Это проявляется в погруженности в оторванные от реальной жизни философские и абстрактные рассуждения.
  • Учеба дается сложнее, снижается успеваемость, теряется желание учиться, интерес смещается к жизни вне школы.
  • Суицидальное поведение. Это может быть как опасное для жизни поведение и крайний риск, демонстративные угрозы покончить с собой, так и реальные попытки самоубийства. Чаще всего такое поведение говорит о травматичных событиях в жизни подростка, о которых он не может рассказать взрослым, а также о семейных проблемах.

А это значит, что в молодом возрасте вы с большей вероятностью сделаете (или рискуете сделать) то, что вас пугает

Columbia Pictures / tumblr.com

Химический состав вашего мозга меняется так же, как и его структура. «Простой пример — когда вы вступаете в половую зрелость, то получаете всплеск половых гормонов, который меняет нейрохимию, — поясняет Вуд.

Меняется способ, с помощью которого в мозге высвобождается дофамин — гормон удовольствия. Меняется чувствительность к эмоциям. Все это дает вам больше желания заниматься различными видами деятельности, для сопротивления которым у вас еще недостаточно когнитивного контроля. Можно сказать, в этот период наблюдается существенная задержка между желанием что-то сделать и тем, что позволяет вам сказать: «Нет, это того не стоит».

Все это приводит к тому, что молодые люди решаются на рискованные или пугающие поступки, — утверждает эксперт. — Кто, скорее всего, прокатится на самом страшном аттракционе в тематическом парке? Конечно, подростки. Кому нравятся фильмы ужасов? Опять подросткам».

По словам Вуда, такое поведение характерно не только для людей. «Повышенное рискованное поведение наблюдается у обезьян и грызунов. Есть некоторые свидетельства того, что подростки-самцы совершают гораздо более длинные прыжки сквозь кроны деревьев, чем взрослые. А грызуны-подростки часто далеко отходят от семейного гнезда».

Сочинение на тему «Какие мы современные подростки» для 7-го класса

Что всем приходит на ум при вопросе «какие современные подростки?». Интернет, компьютерные игры и мобильный телефон. Наши мамы на родительских собраниях жалуются на нас, что мы только и дело, что сидим дома за компьютером, мало гуляем и очень редко ходим в библиотеку. Так видят нас они – старшие. Но не всё с нами так плохо. Мои родители рассказывали мне о своём детстве, оно у них было забавным. Они делали рогатки, из бутылок — брызгалки и играли всем двором, бросали карбид в лужи и смотрели как он шипит. А однажды отец рассказал мне, как расплавил свинец и сделал маме фигуру в форме сердца. С того дня они вместе. Она показывала мне это сердце, небольшое и тяжёлое для своей формы. На мой взгляд, детство родителей было беднее и опаснее. Купить игрушки было не за что, приходилось выдумывать игры, иногда опасные для здоровья. Нам досталось другое детство.

Мы не катаемся на кусках картона с горки зимой, сладости – не подарок, а потребность по желанию и мы можем их купить. В наше свободное время мы проводим время в Интернете за общением со своими друзьями. Ведь взрослым очень часто на нас не хватает времени. Они работают, смотрят телевизор или разговаривают по телефону. Не лучший пример для нас, их детей. А мы рассказываем друг другу свои впечатления за день, делимся новостями, обмениваемся интересами. И не надо говорить, что мы не читаем! Может в библиотеку мы редко ходим, но у нас есть электронная библиотека.

Не у всех наших родителей есть деньги на новые книги, но очень много книг можно скачать на компьютер, планшет или телефон. Это быстро и удобно для современного подростка. И не нужно осуждать нас за это, такие мы современные подростки. Сейчас модно заниматься спортом, читать книги, а потом смотреть фильмы, снятых по этим книгам и делиться впечатлениями. Любой подросток хочет быть лучше и стремиться к этому. Наше время – время Гарри Поттера, покемонов и Инстаграма. Но в этом нет ничего плохого. Ведь Гарри Поттер – это волшебный мир книг, который питает нашу фантазию, покемоны и инстаграм «выгуливают» нас на улице. В мире столько всего интересного, со всеми хочется поделиться этим.

Поэтому мы проводим много времени за компьютером, мы собираем информацию, мы учимся, она всегда у нас под рукой. Какие мы современные подростки? Мы активные, спортивные, любим джинсы с дырками и социальные сети. Интернет тоже и это не делает нас хуже, это делает нас людьми современного мира, нового века. Просто, чтобы это понять, родители должны хоть иногда с нами говорить. Мы не выбирали время родиться, но не отказываемся от удобств этого века. Да и родители тоже, разве не так?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями:

Рекомендуем также посмотреть!

Сочинение на тему «Листопад» для 4-го класса

Сочинение на тему «Литература 18 века в восприятии современного читателя»

Сочинение на тему «Изображение природы в лирике Ф.И. Тютчева»

Сочинение на тему «Волшебство в сказке Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Сочинение на тему «Снежная королева»

Сочинение на тему «Что я знаю о войне?»

Сочинение на тему «Город – герой Ленинград»

Сочинение на тему «Воскресная прогулка»

Сочинение на тему «Как надо читать вслух»

Сочинение на тему: «Помощники из шестого Б»

Сочинение на тему «Осенние каникулы»

Сочинение на тему «Моя семья»

Что делать, если у вашего ребенка наступил кризис подросткового возраста?

Несмотря на то, что родители подростков очень переживают за своих детей, никакого определенного лечения не понадобится. Обращаться к специалистам нужно в том случае, когда поведение подростка выходит из-под контроля, что может повлиять на развитие его личности в дальнейшей жизни.

Советы психологов родителям детей-подростков:

Старайтесь находить компромиссы

Больше общайтесь с детьми, чтобы понять, как и чем они живут.
Ищите общие интересы, ведь вам наверняка есть, о чем поговорить за чашкой чая.
Старайтесь придерживаться общих семейных правил, например, ужинать всем вместе за большим столом.
Родителям важно придерживаться этих правил, иначе подросток быстро поймет, что можно из нарушать.
Обсуждайте все важные семейные дела вместе с детьми. Интересуйтесь их мнением, прислушивайтесь к нему, чтобы подростки осознали, что их слово что-то значит.
Не срывайтесь, разговаривайте спокойно, наберитесь терпения.
Старайтесь заинтересоваться увлечениями своего сына/дочери

Допустим, сын увлекается тяжелым роком.
Послушайте с ним вместе концерт любимого исполнителя, не критикуйте, не высказывайтесь негативно. Уважайте интересы своего ребенка!
Хвалите за каждое достижение, говорите, что гордитесь успехами сына/дочери. Несмотря ни на что, ребенку в любом возрасте важно услышать слова похвалы именно от родителей.
Проводите с подростком больше времени. Забудьте о домашних делах, прогуляйтесь по магазинам, посидите в кафе вместе, обсудите новости, поговорите по душам. Детям очень важно ощущать эмоциональную и физическую близость родителей, поэтому не жалейте времени на то, чтобы немножко побыть вместе.
Постарайтесь остаться авторитетом для своего ребенка, при этом сохраняйте дружеские отношения. В подростковом возрасте так важно, чтобы родители понимали и принимали позицию детей.
Чаще интересуйтесь делами детей у педагогов и школьных психологов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: