Основные правила тибетского воспитания
В традициях правил тибетского воспитания кроется мудрость веков. Сегодня вы сможете прикоснуться к этой мудрости и узнать, как на Тибете принято воспитывать детей, чтобы они вырастали полноценными и самодостаточными личностями, наполненными уважением к родителям и своему окружению.
Тибетцы делят процесс воспитания на несколько этапов:
- Возраст ребенка до 5 лет.
- Возраст от 5 до 10 лет.
- Возраст от 10 до 15 лет.
- Старше 15 лет.
Каждый из этапов имеет свою методологию и особенности, но на протяжении всего воспитания детей существует одно основное правило:
Ребенка нельзя унижать и наказывать физически.
Давайте рассмотрим каждый из этапов подробнее.
Возраст до 5 лет
Это «царский» период, когда детям разрешается все или ничего не запрещается напрямую. В данном периоде жизни в человеке начинает созревать любознательность, интерес к жизни и окружающему миру, активность.
Если же ребенок пытается сделать что-то опасное, то его просто отвлекают. Инструментом для отвлечения служит испуганное лицо родителя и испуганный возглас. Мимика и возгласы понятны ребенку в таком возрасте, а вот сложная логика пока отсутствует.
Поэтому вы не сможете объяснить ему, что разбитый или сломанный в результате исследования им окружающего мира, дорогой предмет роскоши дорог тем, что придется много работать, чтобы купить его. Не стоит наказывать в данном случае ребенка физически, так как подобное поведение с вашей стороны воспитает в нем привычку подчиняться тем, кто сильнее.
Возраст от 5 до 10 лет
Из «царского» периода в этот момент жизни тибетские дети попадают в период «рабский». Это означает, что перед ребенком ставится какая-либо задача и требуется ее выполнение. За невыполнение задачи может последовать не физическое наказание.
В возрасте от 5 до 10 лет у детей развивается интеллект, способность выявлять реакцию других на свое поведение и поступки. Также ребенок моделирует положительное восприятие его окружающим миром. В данный период хорошо начинать давать знания – они приживутся хорошо.
Возраст от 10 до 15 лет
Это период общения с ребенком «на равных», когда вы принимаете во внимание его советы по разрешению какой-либо ситуации, даете ему проявлять самостоятельность и поощряете эти попытки. В этом возрасте у детей формируется самостоятельное, независимое мышление. Если требуется привести ребенка к другому решению (противоположному его), то делайте это не напрямую, а методом дискуссий, советов и подсказок
Прямые запреты в этот период также нежелательны: старайтесь указать на отрицательные возможные последствия, а не запрещать
Если требуется привести ребенка к другому решению (противоположному его), то делайте это не напрямую, а методом дискуссий, советов и подсказок. Прямые запреты в этот период также нежелательны: старайтесь указать на отрицательные возможные последствия, а не запрещать.
Старше 15 лет
В этом возрасте как таковое воспитание уже не будет иметь силы, поэтому относитесь к детям в этот период с уважением. Так как перевоспитать уже не получится.
Последствия неисполнения этих советов
До 5 лет. Если в этот период вы будете подавлять интерес ребенка к окружающему миру, то это приведет к низкому уровню его интеллекта, он станет подчиняться грубой силе. Это, в свою очередь, может сделать его легкой добычей для всяких недоброжелательных людей.
С 5 до 10 лет. Если в этот период будете продолжать «царское» отношение к ребенку, то это приведет к его инфантильности и неспособности заниматься трудом, делать какие-либо усилия для своего блага.
С 10 до 15 лет. Продолжая опекать ребенка в этом возрасте, вы рискуете сделать его неуверенным, несамостоятельным и зависимым от более самостоятельного окружения: друзей, знакомых, всех, кто окружает. Он будет следовать за ними, что далеко не всегда хорошо.
С 15 лет. Здесь все просто: неуважение к своему ребенку в этом возрасте может привести к разрыву отношений. В любой момент ваше чадо просто напросто помашет ручкой и упорхнет из родительского гнезда.
Умейте благодарить
Нужно уметь быть благодарным Вселенной за все то, что мы имеем. Всегда есть те вещи, за которые непременно нужно быть благодарным. Будьте благодарными за то, что если даже много не учились, то хотя бы не потеряли слишком много времени, а если даже и потеряли какое-то время, то, по крайней мере, не заболели, ну а если даже и заболели, то хотя бы не умерли.
Нельзя быть настолько пессимистично настроенным, что даже в моменты ссоры быть не способными делать всего несколько вещей, за которые вы могли бы быть благодарными. Ведь сегодня не всем было суждено проснуться утром. Кто-то сделал это вчера в последний раз.
Сердце благодарного человека непременно сделает его великим.
Что такое воспитание?
Фото автора cottonbro: Pexels
Воспитание – это комплекс мер, направленных на развитие личности. Любые воздействия могут быть как намеренными, с конкретным представлением о цели достижения, так и неумышленными, когда пример поведения человека берется за основу и воспринимается как единственно правильный вариант действия.
Целью воспитания является помощь в развитии личностных качеств, формировании индивидуальности, а также поддержка в обретении социальных навыков. Также, намеренное воспитание родителями воспринимается, как попытка передать детям свои лучшие качества и свой опыт.
Воспитание начинается в семье. Именно семья формирует в ребенке все основные механизмы взаимодействия с миром и самим собой. Там он учится понимать свои потребности, желания, свою ценность. Также происходит закладка основ межличностного общения, рождаются все основные установки, взгляды на жизнь, морально-этические нормы.
С рождения до 5 лет
Тибетские родители уверены, что с малышом до 5-летнего возраста нужно обращаться очень трепетно и заботливо, как с царем.
Кричать, ругать и запрещать они себе не позволяют, стараясь во всем соглашаться с маленьким непоседой. Если кроха делает что-то опасное или нехорошее, родители просто делают испуганное лицо и издают удивленные возгласы, таким образом показывая, что они опасаются за него и ему лучше остановиться.
Почему такой запрет на детские ограничения? Именно в этом возрасте у детей закладывается любознательность и интересен к жизни, поэтому очень важно сохранить эту активность. Также тибетцы поясняют, что в этот период малыши мыслят буквально, и разбив дорогую вазу они не поймут, почему мама так кричит – ведь ему неведомо, что такое работа и почему зарабатывать деньги непросто, а терять дорогие вещи грустно… Если вы решите наказать ребенка из-за такого проступка, он не поймет причину негатива, а лишь запомнит, что нужно подчиняться тем, старше и сильнее – поясняют тибетцы
К чему может привести несоблюдение правил воспитания?
Восточные мудрецы уверены, что нарушение тибетских традиций при воспитании ребенка зачастую приводит к отрицательным последствиям.
- Дети до пяти лет, к которым применялись телесные наказания и ограничение активности, учатся подчиняться более сильным личностям. А значит, есть риск, что такой ребенок попадет в плохую компанию.
- Потакая капризам пятилетнего ребенка, родители рискуют вырастить лентяя, пассивного человека, который не способен к созиданию, творчеству, достижению целей.
- Излишняя опека над подростками приводит к неуверенности, несамостоятельности и психологической зависимости от более самостоятельных сверстников.
- Неуважение к молодым людям после 15 лет часто приводит к разрыву отношений. Если не уважать сформировавшуюся личность, ребенок начнет бунтовать и может уйти из семьи.
Периоды детского развития и соответствующее к ним поведение родителей
Малыш должен себя чувствовать полноправным хозяином в доме или попросту говоря «царем». Именно в этом возрасте ребенок испытывает наибольший пик любознательности, начинает активно интересоваться окружающим миром. Запрещать что-то брать или делать – неверный выход
Родителям нужно стараться переключить внимание малыша на другой объект, заинтересовать его чем-то полезным
По теме: как говорить ребенку “нет” и “нельзя”
Если кроха уже успел разбить мамину любимую вазу, то ругаться не стоит. Если он делает что-то опасное, то достаточно притвориться испуганным, сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Дети хорошо понимают такой язык жестов, но совсем не умеют рассуждать логично, а силовое наказание просто подавит желание изучать мир. В неправильном ключе воспитания ребенок со временем будет подчиняться лишь тому, кто физически сильнее его. Такой результат воспитания мало кого устроит, правда же?
От 5 до 10 лет
Это противоположный период воспитания по сравнению с первым. Здесь к ребенку нужно относиться, как “к рабу”: постоянно ставить задачи и требовать выполнения, заставлять учиться. Каждую задачу придется контролировать и если она будет не до конца выполнена – можно наказывать, но не физически. В этом возрасте у детей активно развивается интеллект, ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки. Метод воспитания поможет ребенку завоевать к себе уважительное отношение и прочно избежать любого негатива.
От 10 до 15 лет
Этот период вызывает много вопросов у родителей, но ответ на них самый простой: относитесь к своему чаду, как к равному. Сравняться с ним вы все равно не сможете, у вас слишком богатый опыт для этого, но дать право на независимый выбор просто необходимо. Разговаривайте и беседуйте, принимайте решения вместе, попытайтесь для своей дочери или сына стать другом. Позвольте подростку самому делать выбор. Советуйтесь с ребенком по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Если вы заметите, что решение опрометчиво – не запрещайте и не настаивайте, просто спрогнозируйте и озвучьте возможные негативные последствия, чуть-чуть подтолкните к правильному решению.
Свою точку зрения нужно преподносить лишь в «бархатных перчатках», с неоспоримой выгодой. В этом возрасте должна сформироваться устойчивая собственная позиция, свой взгляд на все происходящее. Это именно тот момент, когда ребенок начинает становиться самостоятельным, а вы в этом ему станете настоящим помощником.
После 15 лет
Процесс формирования личности завершен. Перевоспитывать детей уже не имеет смысла, так как не получится, остается только научиться уважать выбор своего ребенка, то есть «пожинать свои плоды».
К чему может привести несоблюдение таких правил?
- Ребенок до 5 лет, привыкший к подавлению силовыми методами, не будет стремиться к активным действиям, не станет любознательным. Он научится подчиняться более сильному. В итоге превратиться в «тряпку» для людей более сильных.
- Если после 5 лет родители будут во всем потакать ребенку, то из него вырастет самый настоящий лентяй, не способный к труду и достижению целей.
- Излишняя опека над ребенком старше 10 лет сделает его неуверенным. Он будет зависимым от более сильных и самостоятельных друзей, но они не всегда смогут оказать на него положительное воздействие.
- Если ребенок после 15 лет не будет чувствовать уважение к себе, то вскоре он уйдет из семьи, он просто не сможет простить этого.
А вы как воспитываете своих детей?
Первая пятилетка – до пяти лет
На этом этапе малыши чувствуют себя настоящими хозяевами или даже «царями».
Родители стараются ничего не запрещать, а просто переключают детское внимание на другой объект. Это делается с целью не нарушить свойственную этому возрасту познавательную активность. Если ребенок превращает игру в шалость, мама не станет кричать «нельзя» и ругаться, а мимикой покажет, что так поступать не стоит
Испуганные окрики допустимы лишь в случае реальной угрозы для жизни, да и то интонация будет скорее предупреждающей, а не запрещающей
Если ребенок превращает игру в шалость, мама не станет кричать «нельзя» и ругаться, а мимикой покажет, что так поступать не стоит. Испуганные окрики допустимы лишь в случае реальной угрозы для жизни, да и то интонация будет скорее предупреждающей, а не запрещающей.
Дети прекрасно понимают язык жестов, но рассуждать логически пока не умеют. Вот почему наказания, по мнению тибетцев, неэффективны. В этом возрасте у малышей формируются такие немаловажные черты характера, как:
- любознательность;
- открытость новому;
- интерес;
- желание сотрудничать с взрослыми.
Почему воспитание важно для социализации
Роль воспитания для человека настолько велика, что может называться основополагающей. Нас воспитывает семья, среда, окружающие, ситуации, проблемы, жизнь. Самовоспитание также занимает немалую часть нашего существования. Воспитание происходит постоянно, везде и всегда.
Основную функцию, возможно, рассмотреть на примере закладки фундамента для строительства дома. Есть некая поверхность, участок земли, на котором будет производиться возведение дома. Прежде чем наращивать здание в высоту, ему необходим фундамент. Так же и человеку, нужна опора, основание.
Для укладки основы, нужны прочные материалы, правильная технология выполнения и аккуратность со стороны рабочих. Закладывая в ребенка основы воспитания, потребуются также «качественные» материалы, верная подача и филигранность со стороны родителей, старающихся заложить в ребенка «все самое лучшее».
Вот и получается, от закладки фундамента дома зависит, насколько он будет прочным, качественным и устойчивым. Не будут ли погодные условия или другие воздействующие факторы влиять на саму постройку.
Социализация
А от воспитания зависит, каким будет человек, как он будет существовать в социуме, чем он будет увлекаться, какие цели у него будут, насколько он будет легко справляться с трудностями, как будет относиться к людям и т.д.
Правила и этапы воспитания.
Согласно тибетскому воспитанию детей, родители не делают акцент на собственном примере, они владеют большим багажом историй, притч о том, что и как надо делать. Многое черпается из наблюдений за природой. Но мамы и папы сами воспитаны по этой системе, поэтому создают живой эталон.
Основные правила тибетского воспитания касаются возрастных изменений физических, интеллектуальных характеристик ребенка. Педагогика расписывает 4 периода, во время которых воспитание наследника кардинально отличается.
Первый период.
Длится 1 период до 5 лет: к ребенку относятся, как к царю. Родители открывает ему мир, полный чудес. Разрешено все, что не вредит жизни малыша. Мать и отец становятся его поводырями. По первой просьбе они подходят к нему, часто берут на руки, вместо наказаний применяют объяснения, отвлекают. Но дальше малыша ожидают другие уроки.
Второй период.
Тибетские педагоги выделяют 2 период с 5 до 10 лет. В эти годы у детей развивается усидчивость, любознательность имеет боле направленный характер, появляется интерес к обучению. Пока приверженцы западной системы страдают от постоянных расспросов маленьких почемучек, азиатские мамы и папы, наоборот, стараются загрузить сына или дочь по полной программе.
Обучение письму, чтению, активные занятия спортом выходят на первый план. Подрастающее поколение получает помощь от взрослых, но без сюсюканья и гиперопеки. Помощь родителям в домашнем хозяйстве приветствуется. Это время иногда называют периодом «рабства»: самый сложный, но важный этап. От него зависит, каким человеком вырастет сын или дочь.
Третий период.
Период с 10 до 15 лет называют «дружеским». Ребенок может вспомнить доброе отношение и суровость, родительское чувство такта и напор. Он переживает пубертатный этап, но, благодаря получаемым знаниям и родительскому примеру, понимает, как устроен мир.
Такой подросток не постесняется обратиться за помощью к самым дорогим учителям – родителям. На мир его глаза смотрят рассудительно, сам подросток не страдает эгоизмом или заниженной самооценкой.
Четвертый период.
Воспитание ребенка по тибетским принципам накладывает на родителей еще одно обязательство, которое не всегда реализуется европейскими мамами и папами. Необходимо наследнику дать достойное образование. Сюда водит и привитие нравственных ценностей, основных принципов национального менталитета.
Преимущества такой системы легко отследить на примере сводок новостей. Кто помнит азиатских маньяков или террористов? Об асоциальных личностях, жестоких людях из Тибета вряд ли кто слышал.
Наоборот, они смиренно принимают посланную им судьбу, учатся с уважением относиться к старшим, берегут природу, но и усиленно занимаются развитием техники и экономики своей страны.
Однако славянский менталитет отличается самобытностью и оригинальностью. Но никто не мешает применять постулаты мировых педагогических практик. Уметь видеть главное и второстепенное – лучшее, чем наградила нас природа. Давайте этим пользоваться!
Традиции воспитания в 6 совершенствах
Согласно религии, человеку с детства должны быть привиты 6 принципов, основанных на милосердии и разуме. Они и помогают достигать совершенства, проделав колоссальную работу над собой. Разберем каждый из них подробнее.
Чувство безмерной щедрости
Желание отдавать миру все самое лучшее, что имеется. А если ничего нет, то необязательно дарить что-то материальное. Главное, излучать моральные и духовные ценности. Питать любовь, милосердие, желание оказать помощь всему живому.
Сдержанность и дисциплина
В порыве страсти можно навредить себе и окружению
В ситуациях, которые выбивают человека из душевного равновесия, важно вовремя остановиться и успокоиться. В буддизме для этих целей принято совершать медитации: это развивает способность остановиться в нужный момент
Гуманность и терпение
Истина гласит, что нужно относиться к другим с толерантностью. Нельзя поддаваться гневу и агрессии. Стоит научиться пониманию и прощению. При этом желая своему обидчику только самого наилучшего.
Постоянное воодушевление
Родители стараются научить своих детей радоваться каждому дню, получать позитивные эмоции от правильных поступков. Это и порождает стремление к хорошим делам.
Умственное развитие и концентрация
Полезно сосредотачиваться на том, что дает продуктивные результаты. Целесообразно отдавать свои силы и на саморазвитие, обогащаясь мудрыми мыслями.
Стабильная умиротворенность
Иногда нужно подавлять в себе импульсивные чувства. Стоит стараться быть устойчивее, приводить свой внутренний лад в состояние покоя.
Периоды взросления и особенности воспитания
От первого дня появления малыша на свет, его воспитание условно подразделяется на «пятилетки». Так символически называют 4 этапа жизни детей, чья религия буддизм. Предлагается подробнее рассмотреть их по порядку.
С рождения до 5 лет
До пятилетнего возраста ребенок живет, словно в сказке, не зная слова «нет». Ему позволяется абсолютно все, к тому же никто ни за что не наказывает. Когда дитя начинает вести себя плохо родители стараются его отвлечь. В случае опасности, они с помощью мимики и жестов пытаются показать, что это рискованно.
Согласно воспитанию детей в буддизме, на этом отрезке жизни человеческое сознание лишь начинается формироваться. Когда малыш беззаботно резвится и норовит пошалить, он проявляет свою любознательность и познает мир. Нельзя ему этого запрещать.
От 6 до 10 лет
Сразу после пяти лет, у человека кардинально меняется способ жизни. Если в первые годы он бегал, прыгал, играл и делал, что хотел, то следующий этап существования пройдет в неких рамках. С шести лет ребенка заставляют выполнять некоторую работу и развиваться.
Это как раз тот возраст, когда человеческий организм способен стремительно развиваться не только физически, но и в умственном плане. Посему и рекомендуется увеличивать некоторые нагрузки. Кроме работы по дому, ребенок может заниматься творческой деятельностью: рисовать, петь, играть на инструменте, танцевать и прочее.
Главное, научить формирующуюся личность общению с людьми
То есть, важно объяснить какой будет реакция других на те, или иные действия. Наказывать можно, но в меру. Цель не унизить, я указать на ошибку
Также нельзя чрезмерно жалеть и опекать дитя, так как это может развить в нем инфантильность
Цель не унизить, я указать на ошибку. Также нельзя чрезмерно жалеть и опекать дитя, так как это может развить в нем инфантильность.
От 11 до 15 лет
В следующие годы с подростком общаются «на равных» и советоваться, чтобы тот начинал чувствовать себя взрослым. Такие действия помогают приучить человека к ответственности. Данный возраст формирует в юноше или девушке желание к независимости и самостоятельности.
Если поступки несут отрицательный характер и подросток проявляет негативные черты, то стоит деликатно указать ему на это. Ни в коем случае нельзя запрещать что-либо или стыдить, что лишь усугубит ситуацию.
С 16 лет и далее
Люди утверждают, что по истечению 15 лет, уже поздно что-то менять и начинать воспитывать своего отрока. После третьей «пятилетки» родителям остается наблюдать за результатом своих трудов. Главное, уважать любое решение своего ребенка, иначе, в момент совершеннолетия он уйдет из семьи окончательно и будет сторониться родителей из-за непонимания.
Статистика показывает, что дети, которых воспитывали в обычаях буддизма, чаще всего, отличаются особым миролюбием. Они отвечают за свои поступки, прежде всего, перед собой. И даже если им удастся поймать насекомое или птицу, они обязательно их отпустят, не причинив ни малейшего вреда.
Что дает человеку воспитание и почему оно так важно
Давай подробнее рассмотрим, что дает человеку воспитание:
Общие представления и отношение к миру.
Родители, посредством воспитания знакомят ребенка с миром, в котором ему предстоит развиваться. От характера подаваемой информации зависит то, как ребенок будет к этому всему относиться.
Если ему будут говорить, что мир опасен, он никогда не сможет доверять людям, ситуациям и себе. В случае же адекватного введения в среду обитания, малыш потихоньку обретает спокойствие, уверенность, а также учится смелости, храбрости и умению размеренно шагать по жизни.
Внутреннюю опору.
При помощи воспитания, человек обретает внутреннюю силу и способность противостоять внешнему миру. От того, насколько опора будет крепкой и стабильной, зависит его будущее в целом. Стержень образуется также от тепла и степени эмоциональной наполненности отношений родителей и ребенка.
Также малыш учится осознавать свою ценность и индивидуальность. Однако это происходит при условии наличия в родительской роли поддержки и развитии этих аспектов
Другими словами, если родители акцентируют свое внимание на формировании в ребенке неповторимости и позволяют ему быть ценным, это остается с ним навсегда
Ценности и ориентиры.
По каким принципам жить, и на какие ориентиры стоит опираться, нам подсказывает семья, общество. Происходит это посредством воспитательной деятельности. Родители учат быть высоко моральными людьми, а общество лишь закрепляет в нас подобные установки.
Умение противостоять преградам.
Giphy
Воспитание формирует в человеке стрессоустойчивость. Родители и социум учат его реагировать на ситуации, в которых человеку приходится преодолевать себя. Эти паттерны поведения закладываются уже с раннего детства, когда ребенок еще совсем мал, а родители сами дают конкретную реакцию, которую ребенок также способен брать за основу уже своего реагирования.
Продуктивное взаимодействие в обществе.
Занимать активную позицию в социуме, общаться с людьми и налаживать контакты также помогает воспитательная деятельность. Правда этот аспект развивается не только в семье, но и посредством общественных организаций: сначала садик, затем школа, кружки.
Даже конфликт в песочнице может послужить актом воспитания, в случае, если родители не сидят в стороне безучастно, а стараются объяснить своему малышу правила взаимодействия с другими детьми.
Причем, ситуаций, которые, так или иначе, влияют на ребенка, связанных с социальным развитием, огромное множество. Умение постоять за себя, отстоять свою точку зрения, найти близких по духу людей, достичь успеха в своей деятельности, поддержать друга и многие другие.
Умение грамотно выстраивать личные отношения.
Выстраивание личных отношений с людьми формируется на основе воспитания, примера родителей, а также благодаря собственному опыту. Родители научают правильному отношению к друзьям, к противоположному полу, к детям и старшему поколению.
Благодаря воспитанию, человек либо твердо стоит на ногах, либо несмело и неуверенно бредет по закоулкам своей судьбы. В первом случае, ему будут открыты многие двери, какие-то он откроет сам. Ему не страшно с самим собой, ведь опора внутри его самого. Эту опору подарила ему, в первую очередь, семья.
Во втором варианте, человек будет постоянно сомневаться, заходить не туда, не понимать для чего ему надо вообще куда-то идти. В этом случае, неверные ориентиры сбивают и дают ложные указатели.
Воспитание для человека – основа его индивидуальности. Оно формирует в нем все основные личностные качества, индивидуальные характеристики, а также социальные особенности. Воспитание развивает, ориентирует и направляет, а также дарит потенциал на всю жизнь.
Правила и этапы воспитания.
Согласно тибетскому воспитанию детей, родители не делают акцент на собственном примере, они владеют большим багажом историй, притч о том, что и как надо делать. Многое черпается из наблюдений за природой. Но мамы и папы сами воспитаны по этой системе, поэтому создают живой эталон.
Основные правила тибетского воспитания касаются возрастных изменений физических, интеллектуальных характеристик ребенка. Педагогика расписывает 4 периода, во время которых воспитание наследника кардинально отличается.
Первый период.
Длится 1 период до 5 лет: к ребенку относятся, как к царю. Родители открывает ему мир, полный чудес. Разрешено все, что не вредит жизни малыша. Мать и отец становятся его поводырями. По первой просьбе они подходят к нему, часто берут на руки, вместо наказаний применяют объяснения, отвлекают. Но дальше малыша ожидают другие уроки.
Второй период.
Тибетские педагоги выделяют 2 период с 5 до 10 лет. В эти годы у детей развивается усидчивость, любознательность имеет боле направленный характер, появляется интерес к обучению. Пока приверженцы западной системы страдают от постоянных расспросов маленьких почемучек, азиатские мамы и папы, наоборот, стараются загрузить сына или дочь по полной программе.
Обучение письму, чтению, активные занятия спортом выходят на первый план. Подрастающее поколение получает помощь от взрослых, но без сюсюканья и гиперопеки. Помощь родителям в домашнем хозяйстве приветствуется. Это время иногда называют периодом «рабства»: самый сложный, но важный этап. От него зависит, каким человеком вырастет сын или дочь.
Третий период.
Период с 10 до 15 лет называют «дружеским». Ребенок может вспомнить доброе отношение и суровость, родительское чувство такта и напор. Он переживает пубертатный этап, но, благодаря получаемым знаниям и родительскому примеру, понимает, как устроен мир.
Такой подросток не постесняется обратиться за помощью к самым дорогим учителям – родителям. На мир его глаза смотрят рассудительно, сам подросток не страдает эгоизмом или заниженной самооценкой.
Четвертый период.
Воспитание ребенка по тибетским принципам накладывает на родителей еще одно обязательство, которое не всегда реализуется европейскими мамами и папами. Необходимо наследнику дать достойное образование. Сюда водит и привитие нравственных ценностей, основных принципов национального менталитета.
Преимущества такой системы легко отследить на примере сводок новостей. Кто помнит азиатских маньяков или террористов? Об асоциальных личностях, жестоких людях из Тибета вряд ли кто слышал.
Наоборот, они смиренно принимают посланную им судьбу, учатся с уважением относиться к старшим, берегут природу, но и усиленно занимаются развитием техники и экономики своей страны.
Однако славянский менталитет отличается самобытностью и оригинальностью. Но никто не мешает применять постулаты мировых педагогических практик. Уметь видеть главное и второстепенное – лучшее, чем наградила нас природа. Давайте этим пользоваться!
Удивительно несложная инструкция для родителей была найдена мной в интернете. Жаль, что далеко не в каждой семье «работает» такая система воспитания для детей любого возраста.
Воспитание ребенка в тибетских традициях исключают даже малейшее применение силы. Физически наказать ребенка легко, ведь малыш намного слабее взрослых и не в состоянии дать отпор. Поэтому многие родители пользуются своим силовым преимуществом. Большинство из таких родителей на первый взгляд кажутся милыми, замечательными папами и мамами, но это лишь иллюзия.
С 10 до 15 лет
С 10 до 15 лет родители должны обращаться с ребенком, как с равным.Тибетцы делают акцент воспитания в этом возрасте на доверие к подростку, во всем поощряя его самостоятельность. Они стараются во всем спрашивать совета у ребенка, активно интересуются его мнением в разных вопросах и стараются не решать ничего за него. Тибетские родители словно тренируют свою волю, обучаясь давать советы и подсказки незаметно, иногда позволяя себе форму обсуждения. Прямые запреты – то, что нельзя использовать в воспитании подростка, утверждают они. Если он совершает ошибку, попробуйте напомнить о негативных последствиях, чтобы он сам мог принять правильное решение. В этот период у детей формируется самостоятельность и независимость мышления.
Практиковать аскетизм
Любое потребительство тибетские монахи начисто презирают. Люди много и часто гоняются за теми вещами, которые, по их мнению, сделают их счастливее. Но вся материальная составляющая ничего общего не имеет со счастьем и точно не достигается в погоне за какими-то материальными ценностями. Человек тратит очень много времени на то, что ему совершенно не нужно: новенький айфон, какие-то украшения или брендовые вещи — все это чрезмерная, излишняя суета. Необходимо научиться сократить свои потребности и свести их к минимуму для того, чтобы научиться тратить свое время более рационально.
В чем суть системы
Согласно буддийскому верованию, человек приходит в этот мир с определенными заданиями. Он должен отработать грехи, или карму, поэтому обязан поступать с живой природой и остальными людьми по совести.
В таких детях воспитываются биполярные качества. С одной стороны – это смирение и покорность, умение быть благодарным родителям, Богу, друзьям, вторым половинам. С другой стороны, дети должны вырастать в личности – самостоятельные и полноценные члены общества.
Главный принцип удачной домашней педагогики, как гласит азиатское воспитание, – это отсутствие критики и физического наказания. Считается, что ребенок слаб, ответить взрослому он не в состоянии, поэтому поднимать на него руку грешно. Но как быть, если шалости переросли в проблему?
Тибетцы отвечают: отвлекать, смещать центр заинтересованности малыша. Но родители не могут 24 часа в сутки играть роль аниматоров, поэтому апогеем их возмущения должно стать недовольное или грустное лицо. Малыш поймет, что так вести себя нельзя.
А теперь к воспитанию по возрастам
До 5 лет
Ну, это прям детство-детство! Во-первых, проявлять строгость в этом возрасте к ребенку бессмысленно – ничего у него не отложится. Во-вторых, не лишайте малыша детства, пусть все познает, знакомится с окружающим миром. Тибетское воспитание гласит, что с ребенком необходимо обращаться в этот период, «как с царем». Никаких запретов абсолютно! Если ребенок делает что-то для него или для окружающих опасное, то не нужно кричать на него, просто сделайте, к примеру, напуганное лицо, или вскрикните словно испугались. Этот язык малыш точно поймет. До пяти лет в маленьком человечке закладывается интерес к жизни, любопытство и активность.
В этом возрасте дети еще не умеют выстраивать логическую цепочку. К примеру, ребенок что-то порвал или разбил. Не нужно кричать, он же не понимает, что вещь дорого стоит, и что, для того чтобы ее купить, необходимо работать, зарабатывать деньги, потом пойти в магазин, купить вещь. Так что, если вы будете наказывать за испорченную вещь, ребенок уяснит совершенно другое. Он уяснит то, что надо слушаться того, кто его сильнее, а не то, что нельзя портить вещи.
От 5 до 10 лет
Сядьте поспокойнее. Это не мои правила, это воспитание по-тибетски. С 5 до 10 лет с малышом необходимо обращаться «как с рабом»! Что это значит? Это значит, что в этом возрасте вы можете устанавливать свои правила, требовать выполнения ваших просьб, и наказывать за их невыполнение. В это время развивается интеллект человека. Ребенок учится предугадывать реакцию людей на его действия. Он учится избегать проявления негатива и вызывать в окружающих хорошее отношение к себе.
От 10 до 15 лет
А в этом возрасте с ребенком надо обращаться, «на равных». Понятно, что у взрослого побольше знаний и опыта. Поэтому проявление «равенства» должно заключаться в советах с ребенком на какие-то важные темы и вопросы, поощрении самостоятельности. А свою волю можно навязывать советами, подсказками, во время обсуждения. Если вам не нравится поведение ребенка, то делайте акцент на возможные плохие последствия, которые могут случиться, но никаких открытых запретов. В этом возрасте у человека формируется собственное мнение, независимость и самостоятельность.
С 15 лет
Тибетское воспитание говорит, что после 15 лет к ребенку просто нужно проявлять уважение. Уже поздновато заниматься воспитанием, остается лишь пожинать плоды собственного труда.
Обязательства родителей и детей
Отдельное внимание уделяется родственным отношениям в каждой буддистской семье. Есть ряд обязанностей, которые должны выполнять мать и отец перед своими детьми. В свою очередь и они имеют несколько указаний, чтобы отблагодарить своих родителей
В свою очередь и они имеют несколько указаний, чтобы отблагодарить своих родителей.
Обязательства родителей
Сигаловада Сутта повествует, что есть 5 направлений, согласно которых мать и отец проявляют наивысшие светлые и непорочные чувства к своим детям:
- Защита от всякого зла.
- Обучение добру и добрым действиям.
- Обеспечение достойного образования.
- Благоустройство брака с честным и подходящим человеком.
- Своевременная передача наследия.
Будда гласит, что дети за все свое существование не способны отплатить своим родителям за их любовь и заботу, но, прежде всего, за подаренную ими жизнь.
Обязательства детей
От того как дети воспитаны зависит и качество выполнения таких обязанностей:
- Всесторонняя поддержка родителей;
- Исполнение обязательств перед семьей;
- Почитать и хранить семейные традиции;
- Быть достойными наследниками;
- Осуществлять молитву и религиозные подношения в честь матери и отца.
Рождение собственных детей и их воспитание – это тоже дань долга своим родителям. Ведь продолжение рода считается великим смыслом жизни человека.