Нравственное воспитание детей

Нравственное воспитание ребенка зависит от личного примера родителей

В основе всякого обучения лежит способность детей к подражанию. Так же и в нравственной сфере. У маленького ребенка отсутствует жизненный опыт, знаний ему не хватает, поэтому он подражает взрослым. Он прекрасно чувствует атмосферу семьи, отслеживает характер нравственных отношений между папой и мамой: степень уважения друг к другу, согласия, чуткости. Ребенок воспринимает тон и характер их разговоров, замечает то, как родители разрешают возникающие конфликты и трудные жизненные ситуации. Все наблюдения и впечатления ребенка от внутрисемейной жизни ложатся в основу его собственного поведения и становятся критерием отношения к окружающему миру.

Становясь взрослее, дети уже выходят за рамки семейного опыта, их знания жизни расширяются и у них начинают формироваться свои определенные взгляды и суждения. Так, в подростковом возрасте дети уже более критично оценивают поступки своих родителей и не все принимают, как образец для подражания. Здесь многое зависит от родительского авторитета в глазах ребенка.

Нравственное воспитание в семье заключается в усвоении моральных понятий о добре и зле, в формировании нравственных чувств и эмоций, а главное – в возникновении нравственных потребностей и убеждений. В чем они заключаются:

Отзывчивость – как первая ступенька нравственного воспитания. Ее нужно воспитывать еще до сложившихся понятий добра и зла, чувства долга и социальной ответственности. Умение чувствовать состояние и потребности другого человека, сочувствие его затруднениям, сопереживание, желание облегчить его страдания – то, что делает ребенка чутким, сердечным человеком. Именно в семье нужно научить ребенка заботиться о тех, кто находиться рядом, поступаться своими желаниями ради другого. Помните строки из стихотворения «Мама спит, она устала, вот и я играть не стала…».

Нравственная установка на добро: «Никогда никому не вредить – стараться приносить максимум пользы». Ее формируют в сознании ребенка с самого раннего возраста.

И еще важна одна нравственная потребность, которую важно заложить в душу ребенка: «О добре не нужно говорить — добрые поступки следует совершать». Таким образом, нравственное воспитание заключатся в том, что бы в жизни родителей слово не расходилось с делом

Только тогда они своим примером сформируют нравственные качества и у своих детей

Таким образом, нравственное воспитание заключатся в том, что бы в жизни родителей слово не расходилось с делом. Только тогда они своим примером сформируют нравственные качества и у своих детей.

Прививать ребенку нравственность можно и в игровой форме. Посмотрите подборку игр на развитие нравственных качеств у ребенка/

Проблемы подросткового возраста

В подростковом возрасте задачами воспитания является преодоление важнейших противоречий между личностью, ее самоутверждением, самореализацией и реальной жизнью. От того, какие качества личности приобретет подросток в процессе воспитания, сможет ли он выйти из сложных для него жизненных ситуаций, каким будет его моральный выбор, поступки, зависит то, кем он станет в конечном итоге, какой личностью он станет для общества. Нравственное воспитание должно быть компонентом любого образовательного процесса, так как школа для ребенка является главной адаптивной средой, которая может определять все его ценностные ориентации

Важно, чтобы все без исключения компоненты воспитательного процесса обязательно были пронизаны нравственным наполнением

Главная задача воспитания подростков – развитие самостоятельности, уверенности и правильности в принятии решений, самовоспитания, саморегулирования эмоций и отношений.

Нравственное воспитание крайне важно для становления зрелого и всесторонне развитого человека, высокоморального и развитого члена общества. Начинать его нужно с самых ранних лет, можно сказать с самого рождения, показывая ребенку родительскую ласку, добрые отношения в семье, читая правильные сказки, давая нужное направление для дальнейшего развития во взрослой жизни

Нравственность и ее важность

Под нравственностью понимается комплекс убеждений, чувств и поведения. Нравственное воспитание детей в семье начинается с формирования поведения, затем чувств, а потом и убеждений.

Нравственность в первую очередь проявляется в форме отзывчивости и сочувствия. Чуткость ребенка к чужим переживаниям и эмоциям заложена природой

Важно развивать ее таким образом, чтобы ребенок начинал постепенно замечать и уважать не только свои собственные чувства, но и своих близких. Со временем малыш повзрослеет, и ему придется заботиться о своих родителях, родственниках и детях

Если с детства он будет сосредоточен только на своих потребностях, то он, повзрослев, не научится заботиться и сотрудничать, не сможет эффективно жить среди людей и получать от этого удовольствие.

Со временем малыш вместе с поступками сможет переживать и нравственные чувства. Например, получать удовольствие от того, что помог, поделился, поддержал и пр. Эти переживания являются основой установки на добро, которое необходимо прививать ребенку. Мир теми или иными способами постоянно испытывает детей на прочность, заставляя их принимать сложные решения в пользу сиюминутной выгоды или длительных отношений, в пользу жадности или щедрости, в пользу трусости или смелости и др. Размышляя вместе с ребенком о добре и зле можно помочь ему определиться с базовыми принципами своего поведения, вдохновить его на поступки, которые доставят удовольствие не только ему, но и окружающим.

Школьники, подростки и нравственность

Воспитанность — важное качество, которое прививается ребенку с малых лет. Школьный возраст в отношении развития нравственности самый сложный, поскольку в современном мире царит очень много соблазнов и жестокости

Хрупкая и чуткая психика ребенка может достойно пройти через моральный и этический конфликт только при хорошем воспитании в первые годы жизни. В противном случае школьные годы могут сделать детей черствыми, равнодушными и отстраненными. Мораль и этика в этом возрасте должны становиться предметами дискуссий и регулярных разборов, но для того чтобы в них участвовать, у школьника должна быть база в виде усвоенного поведения и эмоциональной зрелости. Школьник, не умеющий откладывать свои желания, не признающий интересы других, с низким уровнем воспитанности, в этом возрасте не будет способен постигать моральные и этические нормы, так как в них не нуждается.

Моральные нормы и этические ценности закладываются только на основе уважения чужих взглядов, представления о мире как о месте, где живут миллионы таких же личностей.

Нравственное воспитание в этом возрасте — это развитие понятий «общество», «Родина», «ответственность», «долг», «обязанности» и пр. Школьникам в силу их повышенной эмоциональности нужные яркие примеры, истории и образы, которые могли бы привлечь их воображение. Со временем у школьников появляется критическое отношение к моральным и нравственным ценностям, но это часто возникает не из-за желания противостоять нормам, как постичь их от обратного. Подросток критикует нравственные ценности, пытаясь проверить их на прочность и нуждаясь в победе взрослого.

Семейный круг не менее важен в этом возрасте. Школьники и подростки вступают в столкновения с родителями, проверяя их убеждения и их поведение

И если родители смогут в критических обстоятельствах остаться верны своим словам, то для нравственного развития подростка это будет важное достижение

Духовно нравственное воспитание детей и молодежи прочно связано с разбором отношений между ними

В этом смысле важно рассмотрение понятий «товарищество», «дружба», «любовь», «счастье» и пр

Воспитание малышей

Переоценить роль семьи в нравственном воспитании невозможно. Заниматься в этом отношении с детьми нужно с раннего возраста, только так можно получить плоды своего воспитания. Моральные вопросы и дилеммы начинают появляться у малышей с началом первых контактом с людьми. Ребенок, играя со своими сверстниками, переживает множество новых чувств, одно из которых — здоровая агрессия.

Малыш конкурирует, отстаивает свои права и вещи, и в ссорах до определенной черты поступает здраво, пока у него не начинают складываться привычки и модели поведения, которые делают его ограниченным в контактах. Например, чтобы не делиться с другими, он играет в одиночестве или дерется так часто, что его никто не принимает в игры. Нравственное воспитание должно помочь выработать у малыша определенные манеры поведения, которые помогут ему социализироваться и адаптироваться в обществе, а не мешать другим. Взрослый при этом играет самую важную роль. В младшем возрасте разговоры с крохами не помогут, работает только сила примера, который показывают родители в общении друг с другом и ребенком.

Дети могут учиться до определенного возраста, только в играх они попробуют свое новое поведение как будто понарошку. Несмотря на то что игра — занятие не серьезное, чувства, которые переживаются в них, сильные и настоящие. В играх, где по условиям нужно делиться, вести себя сдержанно, внимательно и аккуратно, малыш сможет отточить свои навыки поведения и заложить основу для своего нравственного воспитания.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Направления работы классного руководителя

Классный руководитель — человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

Система воспитания этической культуры как условие формирования нравственной самооценки младших школьников

Необходимым условием формирования нравственной самооценки младших школьников является системный подход, который разработала А.И. Шемшурина применительно к системе воспитания этической культуры школьников. Мы показываем возможности этого подхода в условиях работы с младшими школьниками в аспекте нравственной самооценки детей. Экспериментальная работа показала, что данная система, построенная на принципах единства и взаимосвязи формирования чувств, знаний и поведения позволяет эффективно воздействовать на нравственное развитие личности. Сочетание нравственного просвещения с деятельностью, игрой, творчеством, подкрепленное содержанием и методами педагогической деятельности, обеспечивает положительное влияние на нравственное сознание, а через него на нравственную самооценку школьников. Само этическое воспитание как педагогическое явление направлено на углубление и развитие механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь школьников, их жизнедеятельность. Направленность на овладение этическими знаниями, получение эмоционально-образных представлений, приобщение личности к соответствующим нормам морального поведения влияет не только на повышение общей культуры нравственных чувств и нравственно ориентированного мышления учеников, но и на умение адекватно оценивать свои действия, поступки, поведение.

Мы исходили из убеждения, что формирование нравственной самооценки определяется соответствующим процессом воспитательного влияния на детей, при котором ребенок, получая необходимые этические знания, ориентирован на вычленение и градацию качеств гуманной личности, на познание себя и окружающих. Как показало исследование, системный подход к этическому воспитанию позволяет детям данного возраста выходить на подобные ориентиры. Полученные знания ребенок осмысливает в контексте структуры человеческих взаимоотношений, их эмоционального восприятия, что постепенно приводит его к осознанию своего места в структуре этих отношений, а затем уже к умению объективно оценить себя, свои поступки и возможности, то есть к развитию нравственной самооценки.

Системный подход к этическому воспитанию позволяет педагогу постепенно провести ребенка через все этапы формирования нравственной самооценки, приобщить его к основным сферам жизнедеятельности в школе, во внеурочном пространстве, внеклассной коллективной деятельности.

Урок, названный «Этическая грамматика», выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий по предлагаемой для каждого класса программе, где последовательно расширяются и углубляются этические знания, представления, эмоциональное восприятие, приобретается опыт приобщения к общечеловеческим ценностям. Успешному усвоению ребёнком необходимых этических знаний способствует диалогическое взаимодействие на уроке, при котором педагог, занимая опосредованную позицию, дает возможность младшему школьнику самостоятельно прийти к пониманию той или иной этической категории. Здесь же ученик получает первоначальный опыт осмысления других и самоосмысления.

Происходит это примерно в следующей логике, что можно проследить на примере этического занятия в первом классе «Рядом друг всегда с тобой». Его цель — раскрыть понятие «дружба», его важные составляющие.

В процессе занятия дети вместе с учителем выходят на такие качества как доброжелательность, верность, доверие, необходимые в дружеских отношениях. При этом понятия раскрываются с точки зрения их понимания детьми. Достигается это путем использования многообразных форм включения детей во взаимодействие. Так, например, такое качество как доверие раскрывается в процессе игры. В ходе занятия учитель предлагает детям:

— Встаньте, пожалуйста, мы немного поиграем и отдохнем. Я буду называть сказочных героев. Если эти герои дружат, беритесь за руки, а если нет — руки опущены.

Малыш и Карлсон. Винни Пух и Пятачок. Заяц и Волк. Айболит и Бармалей. Чебурашка и крокодил Гена. Кот Леопольд и два мышонка. Львенок и черепаха. Красная шапочка и волк. Дядя Федор и кот Матроскин.

— Сейчас вы подали руки друг другу. Не отпускайте их.

— Что вы почувствовали?

— Да, тепло. А что это значит?

— Конечно, теплое, дружеское, доброжелательное отношение, доверие друг к другу. Вы замечали, ребята, что при встрече вы подаете руку своему другу, тянетесь к нему. Почему?

— Да, вы ему доверяете. Доверие. А что значит доверять?

(На доске появляется табличка с этим качеством).

Вот таким образом через чувства, ощущения, включаясь в игровую ситуацию, ребенок приходит к пониманию важного качества личности

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

С. А. Козлова и Т. А. Куликова выделяют две группы задач нравственного воспитания.

Рассмотрим первую группу задач. В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одно компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы.

Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна. На её содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

В.Г. Нечаева в свою очередь отмечает основными задачами нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений, между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т.п.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся разных национальностей

С.М. Зырянова разделила задачи нравственного воспитания дошкольников на 4 группы.

К первой группе задач относится формирование нравственного сознания: осознание детьми справедливости и значимости моральных норм общества, накопление оценочных представлений о добре и зле, об отношении к разным сторонам окружающего мира, осознание моральной сути доступных пониманию дошкольника событий в социальной действительности.

Воспитание социальных эмоций, нравственных чувств составляет вторую группу задач. Дошкольнику свойственно эмоциональное отношение к окружающему миру. За период дошкольного детства у детей воспитываются гуманные чувства (отзывчивость, сочувствие, сопереживание, заботливость). Формируется оценочно чувственное отношение ко всем сторонам социального окружения, эмоционально-чувственное отношение к себе.

В третьей группе решаются задачи воспитания нравственно-волевых качеств и опыта поведения, соответствующих моральным нормам: ответственность, настойчивость, самоорганизация, самоконтроль, самооценка.

В последнюю группу задач входит воспитание доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, коллективистической направленности личности.

Можно сделать заключение, что задачи нравственного воспитания дошкольников сгруппированы в четыре смысловых блока. Следует воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

Что мы имеем в виду, когда говорим о нравственном воспитании?

Нравственное воспитание — это воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, чувства патриотизма к Родине, специальное регулирование способов мышления и поведения, принятых в гражданском обществе.

Первый опыт работы над структурой поведения и над формированием нравственных принципов начинается с детского сада, когда взрослые дают первые уроки дошкольникам. Воспитатель детского сада с ранних лет прививает детям любовь к Родине, бережливость и уважение к человеческому труду, доброжелательность в отношениях, учит активности и инициативности, самостоятельности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке, бескорыстности.Исследовательская работа учёных по изучению психологии и возможностей дошкольников показывает, что у детей дошкольного возраста большой потенциал в вопросах воспитания их нравственности. Детское сознание способно управлять своими поведенческими способностями, такими как активность поведения, самостоятельность в своих действиях и выборе, проявление определённого интереса к окружению.

Старшие дошкольники способны к коллективизации, где уже в их совместных действиях проявляются чувства дружбы и товарищества. Чем больше ребёнок видит правильных действий и поступков, а также чаще слышит положительного, тем выше его нравственное воспитание – это и есть основная задача воспитателей.

У ребёнка должны развиваться положительные привычки и мотивы нравственного поведения.

Всё, что ребёнок видит и слышит, несущее негативный характер и отрицательные действия, также откладывается в детском сознании и вредит его нравственности.

Детям нравится общаться со взрослыми, у них при частом общении возникает чувство любви и привязанности, дети с радостью выполняют поручения, стараются понравиться и сделать что-то приятное для взрослых.

Дошкольникам свойственно проявлять эмоциональную отзывчивость в отношении реакции взрослых на хорошие и плохие детские поступки. Когда детей ругают, они волнуются и огорчаются, когда хвалят – улыбаются и радуются. Такая отзывчивость является основой формирования нравственных чувств ребёнка.

Дошкольники, в силу своего возраста, испытывают радостные или грустные чувства не только за себя, но и за сверстников. Они способны радоваться и грустить за товарищей из чувства солидарности, что приводит к действенным поступкам по оказанию моральной поддержки. Дошкольники не умеют хитрить или лукавить, их чувства искренни и не подложны.

В детском саду можно наблюдать картину, когда один из детей поранился или ударился, и возле него скапливаются сверстники и с грустью жалеют его.

Нравственные чувства приобретают свою сознательность ближе к среднему возрасту, они способны оценить труд других людей, способны проявлять чувства любви к родному дому и краю.

К шести годам у детей начинается формирование чувства собственного достоинства, чувство долга, они распознают справедливость поступков, проявляются чувства уважения по отношению к другим людям. Дети этого возраста начинают с полной ответственностью подходить к заданиям и поручениям.

Задачей воспитателей детского сада не упустить время, когда у детей проявляются способности к воспитанию нравственных чувств, привить к детям любовь к родному краю и стране, в которой дети родились и живут, также научить их уважать людей других национальностей и их культуру.

Одной из детских особенностей является подражание, но дети не распознают и не понимают нравственности совершаемых ими действий, и это может зафиксироваться в сознании отрицательным жизненным опытом.

В связи с этим появляется задача перед родителями и воспитателями оградить дошкольников от объектов и ситуаций подражания, несущих безнравственность чувств и поведения и от такого жизненного опыта.

Очень важно научить ребёнка простым вещам, таким как: доброжелательность — уважать взрослых, поддерживать хорошие отношения со сверстниками, бережливости, вежливости, приветливости, культурному поведению. При полученных первоначальных навыках, ребёнок ближе к старшему дошкольному возрасту, научится осмысливать свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни дошкольника и станет его спутником в дальнейшем развитии

При полученных первоначальных навыках, ребёнок ближе к старшему дошкольному возрасту, научится осмысливать свои поступки и поведение, нравственное поведение станет нормой жизни дошкольника и станет его спутником в дальнейшем развитии.

Сущность понятия «нравственное воспитание»

Нравственное воспитание охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума. С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель его нравственного развития.

Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Нравственное воспитание – процесс двухсторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитанников, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Г. А. Урунтаева выделила особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:

  • у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
  • возрастает действенность нравственных представлений;
  • возникает сознательная нравственность, т.е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Важнейшую задачу воспитания К.Д. Ушинский видел в формировании духовно-нравственных качеств, а развитие ума и укрепление физических сил человека должны быть подчинены формированию нравственности: «Убеждение в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Нравственность же представляет собой сложное социально- психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, облик и образ жизни. Нравственность «задает» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.

Из определения, приведённого выше, становится понятно, что нравственность может рассматриваться только как сложная, многоуровневая система, сочетающая в себе такие качества как разум, воля, чувства. Создание стойкой системы моральных убеждений, благодаря которой человек может самостоятельно понимать границу между нравственным и безнравственным, определяется единством и гармонией нравственного сознания, выраженные в устойчивых нравственных привычках. Эта система убеждений сообщает нам о моральной зрелости человека. Это немаловажный признак соответствия между процессом воспитания и развитием нравственности в воспитуемом. Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком.

Л. А. Григорович говорил о нравственности так: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».

И. С. Марьенко обозначил «нравственность — как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д».

По мнению авторов У.Б.Ибрагимовой, Р.Т. Мейрбековой, Г.А. Умирзаховой, «нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали».

Следует отметить, что процесс нравственного воспитания — это, в первую очередь, воздействие педагога на ребенка, нравственное развитие же — это отклик личности ребенка и те изменения, которые происходят в ней в процессе нравственного воспитания.

Иными словами, нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Старшеклассники

Нравственность старшеклассников — одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не семья. Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей

Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание — любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы: благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

Вам может быть интересно

18.04.2019 Хотите похудеть? Визуализируйте себя правильно

23.07.2019 Больше никаких гаджетов, или как бороться с номофобией?

29.07.2019 Опять на те же грабли: при выборе нового партнера мы зацикливаемся на типаже бывшего

01.08.2019 28 % людей предпочитают работать с психологом дистанционно

31.05.2019 Займ, пропажа или кража? Как распознать и решить проблему детского воровства

04.06.2019 Откуда слухи? Ученые выяснили, кто и сколько сплетничает

23.08.2019 Диагноз: подросток. 7 способов преодолеть подростковый кризис

25.09.2019 Килограммы счастья: в серьезных отношениях люди в среднем толстеют на 16 кг

09.01.2020 Роль психосоматики в развитии рака

08.05.2019 (Не) делай, что хочешь: как помочь подростку воспитать силу воли

18.04.2019 Всё будет хорошо: как помочь ребёнку справиться с тревогой

01.08.2019 «Я вижу, что ты чувствуешь»: умные очки помогают детям с аутизмом распознавать эмоции

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: