Виды воспитания ребенка
Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.
Виды семейного воспитания:
- физическое,
- нравственное,
- экологическое,
- интеллектуальное,
- патриотическое,
- гендерное.
Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.
По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:
- Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем.
- При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.
- Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка.
Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:
Название стиля | Описание |
Кумир семьи | Капризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм. |
Золушка | Ребенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии. |
Гиперопека | Чрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам. |
Мирное сосуществование
Позиция родителей, предпочитающих мирное сосуществование со своим ребенком, сводится к следующему: «Пусть привыкает быть самостоятельным, я в его дела не вмешиваюсь». В такой семье родители работают, дети учатся – все заняты своими делами и не особо интересуются жизнью других членов семьи. Зачастую это обусловлено не столько занятостью родителей, сколько неумением и нежеланием общаться с ребенком.
В подобной семье, как правило, вырастает индивидуалист, для которого семья не являются «домашним очагом» и не имеет особой ценности. Не получив родительского тепла, он не сможет делиться им с другими и проявлять заботу о близком человеке.
Гармоничный тип
Типы семейного воспитания ребенка делятся на гармоничный и дисгармоничные. Первый подразумевает:
- взаимную эмоциональную поддержку;
- максимальное удовлетворение потребностей всех членов семьи, как взрослых, так и детей;
- признание того факта, что ребенок — это личность, и он может сам выбирать свой путь развития;
- поощрение самостоятельности детей.
Кроме того, в сложных ситуациях проявляется взаимное уважение и действуют равные права родителей и ребенка в принятии решений. Система требований к чаду здесь всегда обоснована его возрастом и индивидуальностью. Контроль со стороны родителей носит систематический характер, постепенно маленький член семьи привыкает к самоконтролю. Поощрения и наказания всегда заслужены и разумны. У родителей существует постоянство и непротиворечие в вопросах воспитания, но при этом у каждого сохраняется право на собственный взгляд на ситуацию. Мать или отец могут внести изменения в систему воспитания согласно возрасту детей.
Либеральный (попустительский) стиль воспитания
В данном случае лучше всего ситуацию описать можно так: «Отсутствие требований в сочетании с удовлетворением абсолютно всех потребностей».
В семьях с либеральным типом воспитания господствуют теплые, дружеские отношения, но практика наказаний за серьезные проступки часто отсутствует, вследствие чего начинает хромать дисциплина.
Родители в данной ситуации часто очень добродушны, позволяют детям все, чего они хотят. Это большая проблема вопреки тому, что кажется, что попустительский стиль – это рай для любых детей. Это не так
Если родители пускают на самотек их развитие, пренебрегают важностью участия в делах, это на практике может привести к возникновению ряда негативных последствий
Каковы последствия либерального воспитания?
Развитие личности детей хоть и проходит в ключе, при котором они становятся в большинстве вопросов самостоятельными и уверенными в себе, может развиться синдром одиночки. Им может начать казаться, что они противостоят целому миру и не имеют права рассчитывать на поддержку. Это характерно для случая, когда родители не просто попустительствуют, но и не стремятся проявлять участие в жизни детей.
Вот к чему еще может привести либеральный стиль воспитания:
- безответственность. Когда маленький член семьи с детства привыкает не отвечать за свои поступки, чувство ответственности как таковое буквально атрофируется;
- эгоизм. Ребенок, растущий в либеральной семье, считающий, что ему все дозволено, перестает заботиться об окружающих, он часто не думает о других, когда делает что-либо. Его заботят только собственные интересы.
Дети, воспитывающиеся в рамках попустительского стиля, часто считают, что им все можно. И ведут себя соответствующе. Из этого и вытекает впоследствии эгоизм, который в случае с неразвитой способностью отвечать за поступки начинает сочетаться с безответственностью.
Как сгладить либеральный стиль?
То, что не способствует росту и развитию детей как полноценных личностей, можно без труда убрать из модели либерального воспитания.
Вот 3 совета, которые позволят сгладить негативные черты попустительского стиля:
- Добавьте в модель взаимоотношений с детьми элемент контроля. В крайности бросаться не стоит, потому что, например, контроль в авторитарном формате еще хуже попустительства.
- Научите детей отвечать за дела и поступки. Поручите им, например, какую-то работу по дому, но в мягкой манере, без принуждения. Покажите, что это делаете и вы. Укажите на вероятные исходы: выполнение – поощрение и похвала; невыполнение – ответственность (в виде мягкого наказания, в виде отсутствия одобрения).
- Покажите, что все люди заслуживают уважения и имеют одинаковые права. Вне зависимости от выбранного способа, что следует понимать, это позволит маленькому члену семьи осознать, что эгоизм – негативное качество. Попробуйте научить его проявлять тепло, ласку и заботу сначала в семье, а потом вне ее. Научите его благодарить людей за то, что они делают ему. Покажите, что это не их обязанность, а часто просто жест доброй воли. Примеры: «Бабушка сделала подарок, потому что любит тебя, а не потому что должна»; «Папа работает, чтобы купить тебе игрушку, не потому что обязан, а потому что хочет радовать тебя».
Характерно ли для вас сочетание разных стилей?
Да, я иногда замечаю, что в зависимости от ситуации использую отличающиеся друг от друга стили. 50%
Нет, я стараюсь придерживаться одного. 0%
Не могу ответить, потому что недавно начала (начала) задаваться вопросами воспитания. 50%
У меня уникальная манера, это не сочетание чего-то. Я воспитываю детей вне рамок описанных вами моделей. 0%
Проголосовало: 2
Авторитарный стиль воспитания
Для данного стиля характерна строгость родителей в отношении ребенка, контроль его действий. Родители в рамках авторитарного стиля самостоятельно решают, что хорошо, а что плохо для их чада. Для семей, в которых доминирует данный стиль, характерно насилие, подавление ребенка и его стремлений, мысль взрослых о недопустимости предоставления свободы выбора чаду. Они считают, что маленький член семьи должен жить так, как им кажется правильным.
Если говорить о ситуации просто, можно выразиться так: «Высокие требования в сочетании с игнорированием потребностей». Авторитарный стиль – это о жестком воспитании. Семья в нем принимает вид и форму буквально небольшой армии, где родители – строжайшие военачальники.
Какие могут быть последствия такого рода воспитания?
По причине того, что в случае с авторитарным стилем воспитания у детей практически отсутствует личное пространство, родители во всем контролируют их, ограничивают и заставляют жить «по накатанной», начинают формироваться негативные установки. Иногда дети, которые во всем подчиняются родителям, и вовсе сталкиваются с тяжелыми психическими последствиями.
Следствия преобладания авторитарно стиля для ребенка:
- он не умеет принимать решения самостоятельно без «указки»;
- у него нет собственного мнения, он привык руководствоваться тем, как и что «должно быть»;
- у него складывается слабая жизненная позиция, возникает привычка подчиняться и делать так, как «нужно».
Иногда у детей, воспитывающихся в авторитарных семьях, формируется агрессивная, грубая личность. При этом свою агрессию они выливают сначала не на родителей, а на сверстников, друзей, животных. Они начинают считать, что грубость и доминирование с позиции силы – это нормально. Срываясь сначала на слабых или на почти равных, по мере взросления они начинают осознавать собственное, пусть и ложное, физическое и умственное превосходство над родителями. Доставаться начинает и им.
Последствия для личности вне зависимости от приведенных вероятных сценариев губительны. В первом случае общество получает безынициативного, неспособного самостоятельно мыслить и действовать человека, нуждающегося в шаблонах, помощи и «указках». Во втором высокой является вероятность того, что человек будет демонстрировать агрессию постоянно и во всем, что в худшем из стечений обстоятельств сделает из него преступника.
Как смягчить авторитарный стиль?
Склонность к контролю детей, желание направить их на верный путь – это норма. Но не в том случае, когда рамки контроля и наставлений переходят все разумные пределы. О вероятных проблемах рассказано в предыдущем разделе.
Вот 3 совета, как не перейти черту, за которой начинаются губительные для маленькой личности последствия:
- Знайте меру контролю. Вот пример: попросить дневник для проверки оценок – хорошо, лезть в портфель и рыться в нем – плохо.
- Не решайте за детей, как и кем им быть. Подсказывать, направлять, рассказывать о перспективах дела, профессии, увлечения – хорошо. Корить за то, что дети предпочитают рисование конструктору – плохо.
- Общайтесь с ребенком. Если помимо контроля, каким бы он ни был, а также «указок» в ваших с ним отношениях присутствуют только совместные приемы пищи, значит быть беде. Общение – верный мостик на пути к тому, чтобы дать маленькому члену семьи понять, что вы любите и цените его, что готовы общаться с ним даже вопреки желанию направлять и контролировать.
Считаете ли вы, что в вашей манере воспитания все хорошо?
Да. Мы счастливы с супругом (супругой), дети не жалуются ни на что. 33.33%
Иногда сомневаюсь и хочу что-то изменить, но это бывает редко. После прочтения статьи подумаю. 0%
Нет. Я хочу изменить стиль воспитания и буду прикладывать усилия. 66.67%
Проголосовало: 3
Методы воспитания детей в семье
Конкретные методы воспитания детей в семье прямо зависят от стиля, которого придерживается данная «ячейка общества». Первой стили — типы семейного воспитания, классифицировала американский психотерапевт Диана Баумринд. В данной статье изложены основные стили семей. Важный момент! Принадлежность структурной единицы общества к одному из типов семейного воспитания прямо влияет на используемые ими методы, отношения между членами мини-коллектива, а также средства воздействия, которые позволяют себе применять взрослые по отношению к маленьким людям. Итак, существуют следующие типы семей.
1. Авторитарные.
2. Авторитетные или демократические.
3. Попустительские или либеральные.
Кроме того, существуют переходные формы между основными. Например, либерально-демократические или авторитарно-авторитетные.
Однако стоит поговорить и о тех типах, которые не вошли в данные 3 категории. Т.к все семьи разнообразны и стили поведения часто перемешаны. Были введены еще 2 типа:
1. Хаотический стиль;
2. Опекающий.
В первом случае в семье вообще отсутствует линия определенная линия поведения. Сегодня в таких семьях могут разрешать все, а завтра в подобной ситуации ставить жесткие запреты. Это вызывает большие проблемы в формировании личности ребенка, так как он нуждается в стабильности и четких ориентирах. Что в конечном итоге приводит к агрессии и нервному напряжению у ребенка (особо ярко выражается в подростковом возрасте).
При опекающем типе родители стремятся к слишком тесному контакту со своим ребенком. Постоянно решая все проблемы ребенка, они порождают у ребенка ощущение беспомощности. С этим же у ребенка возникает переоценка своей значимости. Зачастую такой внутренний конфликт приводит к комплексам.
Как видите, тенденции семейного воспитания сейчас полностью на стороне партнерского союза родителей с детьми, приправленные чувством уважения и ответственности за действия всех участникам миниатюрной ячейки общества.
Правильный родитель и как им стать
Установление контакта с ребенком
Одно из простых и базовых условий для развития гармоничной личности ребенка – проявление безусловной любви и уважения к нему. Педагогическая роль родителя заключается, помимо развития умственных способностей, в эмоциональном принятии своего малыша, в установлении с ним близких доверительных отношений в совместной деятельности. Контакт формируется на нескольких уровнях:
- Телесном – в виде прикосновений, поглаживаний, объятий.
- Визуальном – жесты и мимика, внешний образ.
- Аудиальном – выстраивании диалога с ребенком, эмоционально-личном общении на волнующие малыша темы. Диалог предполагает не только высказывания, рассуждения и объяснения от мамы, но обязательно выслушивание того, что говорит ребенок, ответы на его вопросы. Ребенку требуется, чтобы его слушали и слышали. Способом реализации аудиального взаимодействия могут быть ситуативные разговоры или регулярные семейные вечера вместе с ребенком.
Условия становления гармоничной личности
В каждом возрасте у малыша свои потребности, а у родителей, соответственно, задачи и цели воспитательной деятельности. Младенец в 2 месяца по всем показателям совершенно отличается от ребенка в 2 года. Однако, есть факторы, актуальные для ребенка всегда. Прежде всего, это выражено в отношении родителей, от которых малыш ждет:
- Уверенность и адекватную самооценку. Не ребенок, а родитель должен выполнять руководящую функцию. Он должен воплощать в себе опыт и знания, опираясь на которые способен вести ребенка, контролировать его развитие и оказывать необходимую поддержку.
- Способность анализировать. Нельзя недооценивать наблюдательность детей. Ребенок должен видеть не хаотичные действия родителей, но выстроенную систему поведения. Стремление взрослых к анализу и объяснению действий ребенка даст малышу понимание причинно-следственных связей собственной активности.
- Четкие запреты и ограничения. Ребенок чувствует себя в большей безопасности, когда понимает, что есть границы и правила. Задача взрослого – выставить нормы взаимодействия с окружающим, показать, что можно или нельзя делать. В данном случае обоим родителям полезно не только проговорить или показать, а самостоятельно следовать установленным принципам – ребенок учится на их примере. При этом все правила должны быть разумными, адекватными действительности и выполнимыми для малыша.
- Здоровые эмоции, эмоциональная уравновешенность. Весь спектр чувств естественен – от проявлений искренней радости до раздражения и печали. Не нужно скрывать свои чувства, иначе малыш не сможет оценить ваше состояние и соответствующе вести себя. В будущем это может негативно отразиться на его способности опознавать эмоции других и понимать собственные реакции.
- Взаимопонимание, доверие между папой и мамой. Счастливый ребенок – показатель гармоничной семьи и положительных отношений между родителями. Любые разногласия отражаются на самочувствии, настроении детей и желании строить взаимоотношения с миром.
Воспитывая и продумывая направления педагогических действий, следует помнить, что даже маленький ребенок индивидуален и уникален, он юная личность и нуждается в понимании и принятии.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Воспитание ребенка в семье и стили семейного воспитания
Стилем семейного воспитания называют систему приемов и методов, с помощью которых родители взаимодействуют с детьми. Психологи выделяют три основных стиля воспитания, кардинально отличающихся друг от друга по характеру эмоционального взаимодействия между родителями и детьми.
Авторитарный стиль. Этот традиционный тип воспитания ребенка в семье предполагает полное и безоговорочное подчинение младших старшим. Родители стремятся во всем контролировать ребенка, требуя от него покорности и послушания. Они стараются «подогнать» свое чадо под определенные стандарты, соответствующие их собственным представлениям о том, каким должен быть хороший ребенок. Основными воспитательными приемами здесь являются запреты и наказания. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, у них формируются такие качества, как безынициативность, низкая самооценка и пассивность. Кроме того, ребенок, который воспитывается в авторитарном стиле, обладает невысокими коммуникативными и социальными навыками.
Либеральный стиль. Данная форма воспитания ребенка в семье характеризуется проявлением со стороны родителей заботы, уступчивости и внимания. Она не включает каких-либо строгих мер воздействия на ребенка, а также системы правил и ограничений для него. По сути, этот стиль можно считать осознанным отказом родителей от воспитательного процесса как такового. Предполагается, что находящийся в атмосфере любви и вседозволенности ребенок самостоятельно усвоит принципы правильного поведения. Дети, которые воспитываются в таких семьях, становятся импульсивными, безответственными и несамостоятельными, часто у них формируется высокая тревожность и неуверенность в себе. Им сложно адаптироваться в новых коллективах, так как никто не научил их понимать требования и желания других людей и правильно реагировать на них.
Демократический стиль. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, принимают желания и потребности ребенка, учитывают его мнение, но в то же время стараются деликатно направлять его, прививая ему навыки правильного поведения. Они вырабатывают у ребенка умение самостоятельно принимать решения и формируют у него адекватную систему жизненных ценностей. Главными инструментами этого типа воспитания ребенка в семье являются личный пример родителей и ненавязчивое внушение, которое основывается на объяснении и убеждении. Ребенок вырастает ответственным, самостоятельным, открытым и дружелюбным.
Какой-то один из перечисленных стилей редко встречается в чистом виде. Чаще всего в современных семьях наблюдаются комбинации принципов каждого из них. Например, в отдельных сферах жизни родители могут проявлять авторитарность (учеба, нравственность ребенка), а где-то позволяют ребенку действовать по своему усмотрению (отношения со сверстниками, личные увлечения).
Зная принципы основных стилей семейного воспитания и понимая, какое влияние они оказывают на формирование личности ребенка, родителям проще оценивать эффективность системы воспитания, которая действует в их семье. Но главным фактором качественного семейного воспитания являются гармоничные отношения родителей и детей, при которых взрослые предоставляют ребенку свободу для самовыражения, но в то же время уверенно пользуются своим родительским авторитетом.
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/661245/http://studopedia.ru/10_181920_roditelskie-ustanovki-strategii-i-stili-semeynogo-vospitaniya.htmlhttp://mezhdunami.net/dety/osobennosti-vospitaniya-rebenka-v-seme.html
Стили аномального семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера
Основополагающие факторы для разделения стилей воспитания, следующие: эмоциональное присутствие взрослых в детской жизни, уровень заботы и контроля, учет возрастных и личностных способностей ребенка. Приведем данную классификацию, в которой представлены аномальные стили воспитания:
Гипопротекция – контроль и опека находятся на минимальном уровне. Встречаются даже ситуации патологической безнадзорности. Мальчикам и девочкам уделяется мало внимания как в духовном, так и в физическом аспекте. Часто имеет место скрытая гипопротекция, при которой контроль присутствует на формальном уровне, а на деле имеется полное отсутствие заботы и тепла.
- Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная забота угнетается контролем в самых незначительных вещах. Налицо присутствие большого количества запретов и ограничений. Все это приводит к отсутствию самостоятельности, решительности, инициативности у ребенка. Таким детям трудно постоять за себя (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка постоять за себя в школе?).
- Потворствующая гиперпротекция. При таком аномальном способе общения ребенок является светочем. Все желания, прихоти исполняются в мгновение ока. В результате потворствующего отношения мы видим ребенка с большим желанием быть лидером, при этом не отличающегося упорством и настойчивостью.
- Эмоциональное отвержение. Взрослые игнорируют потребности детей, нередки случаи жестокого обращения. Родитель выражает свой эмоциональный негатив в виде постоянных недовольств. Ребенок постоянно находится под влиянием фраз: «не такой», «не тот», «слабо развитый, которого любой может поколотить». Порой взрослые пытаются спрятать свое эмоциональное отвержение, чрезмерно заботясь о ребенке, но в то же время холодность выдает себя в виде отсутствия искренности. Взрослому тягостны тесные взаимоотношения, он желает от них быстрее избавиться.
- Повышенная моральная ответственность. Требования, выдвигаемые к ребенку, не соответствуют его возрастному развитию. К примеру, возложение на дитя ответственности за здоровье и жизнь близких, ожидание безоговорочной честности, порядочности. Такие завышенные требования сочетаются с игнорированием истинных потребностей ребенка и его личных интересов.
Хаотический стиль
Выделяет также еще один тип – хаотический стиль семейного воспитания. Данный способ общения подразумевает непоследовательность действий взрослого. Нет единого подхода к воспитательному вопросу, отсутствуют четкие требования и обязанности. При хаотическом стиле воспитания ребенка родители сами не могут договориться о том, что правильно в данном случае, а что нет.
Ребенок при таком стиле воспитания не усваивает необходимой стабильности и размеренности в окружающем мире. У него отсутствуют четкие правила поведения и оценки. Хаотические родительские реакции отнимают у ребенка возможность получить стабильность. Мальчики и девочки из-за непоследовательных наказаний и поощрений становятся тревожными, неуверенными и импульсивными. В тяжелых ситуациях такие дети проявляют агрессию, неуправляемость и антисоциальное поведение. При данном стиле воспитания в итоге мы видим детей с отсутствием самоконтроля, ответственности. Дети имеют низкую самооценку и незрелые суждения. Приведенная классификация стилей детского воспитания отражает только самые резкие отклонения внутри семейного круга.
Гармония – на родительском примере
Роль родителей в воспитании гармоничной личности неизмерима. Именно родители являются самыми первыми, а значит – самыми значимыми воспитателями в жизни маленького человека. При этом воспитание начинается задолго до того, как ребенок услышит от взрослых первое «нельзя» или первое «ты должен». С самого раннего возраста кроха впитывает, словно губка, все, что видит вокруг себя: запоминает матрицу родительского примера
Поэтому так важно, каким он будет, этот пример
Скажем, ребенок, выросший в неполной семье, вряд ли сможет сохранить собственную, не имея перед глазами примера семейной гармонии двух взрослых людей. А значит, не имея опыта сохранения семьи с помощью взаимной заботы, взаимопомощи, выражений нежности, умения находить компромисс, преодолевать неизбежные конфликты, слушать другого, прощать. Каждый человек испытывает потребность в этом, но не каждый может получить необходимый опыт. Даже если семья является полной, но в ней люди часто ссорятся, не могут уступать, признавать правоту другого, заботиться о комфорте детей в создавшейся атмосфере, такие дети все равно не будут иметь нужного примера построения гармоничных отношений.
Ребенок, никогда не видевший, как мама или папа катаются на велосипеде или бегают в парке, скорее всего, и сам никогда не полюбит спортивные занятия.
Если у малыша перед глазами будет деспотичный, жестокий отец, то мальчик с большой долей вероятности вырастет таким же, подсознательно переняв стиль поведения мужчины в семье. А девочка выберет себе в мужья такого же деспота, как бы ни старалась она найти себе жениха «не из таких».
Страшно, когда в семье с самого младшего дошкольного возраста малышу не прививают духовных, нравственных ценностей. Такие дети вырастают духовными «пустышками», людьми, лишенными гуманного, созидающего начала.
Опека
Несмотря на кажущуюся диаметральную противоположность, воспитательная тактика в виде опеки схожа с диктатом. Просто вместо чрезмерной требовательности, выступает чрезмерная любовь к ребенку и его всесторонняя опека. Все решения принимают родители: как ребенку одеться, с кем гулять, что кушать. В ранние годы, когда у детей появляется своеобразный импульс «Я сам», при чрезмерной опеке со стороны родителей стремление к самоидентификации у ребенка уступает безразличию – «пусть решают мама и папа».
В итоге, дети становятся безвольными и в будущем могут испытывать трудности в решении даже самых простых жизненных вопросов. Ярче всего результат опеки проявляется в подростковом возрасте, когда ребенок хочет быть самостоятельнее и испытывает потребность в самоутверждении, а постоянная родительская забота только мешает ему в этом. И когда он начинает бунтовать, родители расценивают такое поведение как проявление неуважения и неблагодарности.
В разумных пределах опека может нести и положительный эффект, но только в том случае, когда она приобретает характер принуждения детей к ответственности и самостоятельности.
Сущность определения
По сути, воспитание в семье начинается еще в утробе матери. Ведь давно доказан тот факт, что на определенной стадии развития ребенок начинает ощущать настроение матери, ее самочувствие, отношение к происходящему.
Если появление малыша ждут, разговаривают с ним, представляют, каким он появится на свет, то он чувствует защищенность, ему спокойно. Поэтому и развитие всех физиологических и психологических процессов происходит своевременно и правильно.
На первый взгляд может показаться странным приобщение эмоционального и психологического комфорта плода к вопросу воспитания. Ведь многие привыкли под этим термином подразумевать определенные правила и рамки, которые внушают детям для того, чтобы направить их развитие в определенное русло. Однако правильное семейное воспитание базируется на эмоциональном спокойствии, комфортном отношении взрослых и детей.
В чем же особенности воспитания в семье и почему этому процессу отводится такая большая роль?
Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на формирование личности. При этом специфика этого воздействия определяется тем, что семьей называют и ее членов, и место, где малыш постоянно проживает. Следовательно, семейные отношения – единственная возможность ежеминутно влиять на сознание и развитие ребенка.
В первые годы жизни малыша семья заменяет ему все воспитательные факторы:
- Социум (родители и другие близкие родственники являются его общественным окружением);
- Искусство и литературу (восприятие источников происходит через призму отношений взрослых);
- Друзей (малыши в этом возрасте еще не могут делать четких разграничений между собой и другими людьми);
- Информационные источники (их предоставляет семья в том объеме и содержании, в котором считает нужным).
Следовательно, на раннем этапе развития личности семья как фактор воспитания является единственным источником воздействия на подрастающего человека. Этот тезис уже не требует доказательств, так же как и утверждение, что дети являются точной копией родителей.
Последнее утверждение многие приверженцы свободного воспитания оспаривают, однако нельзя отрицать роль подражания, к которому склонны все дети. Все малыши с точностью копируют манеру поведения, привычки и даже лексику родителей. При этом, как правило, быстрее всего им «запоминаются» отрицательные черты характера взрослых. Поэтому можно с уверенностью заявить: ценности взрослых членов семьи перейдут в жизненное кредо их детей.
Принципы семейного воспитания
У семейного воспитания есть не только цели, но и принципы. Их важнейшей задачей является воспитание из школьников и дошкольников ответственных граждан своей страны, а также опоры для родителей в старости. Эти принципы проявляются не при громких речах и нравоучениях, а на уровне гуманности и милосердии к подрастающему человеку.
Также важны следующие принципы:
Участие детей в процессе жизнедеятельности семьи на равных. Ребенок должен с детства понимать, что надо что-то вкладывать в семейный уют и благополучие. Если труд чада приносит вклад в общее благосостояние семьи, то он чувствует себя значимым. В будущем такие дети будут стараться работать на благо своей семьи и фирмы.
Открытость и доверительность в отношениях между поколениями. Ребенок не должен таиться от семьи, для него его близкие просто обязаны стать тихой гаванью, в которой можно найти защиту от иногда несправедливого окружающего мира
Это лучше, чем замыкаться или искать совета у случайных людей.
Оптимистичность взаимоотношений в семье – для ребенка важно, что папа любит маму, никто никого не обижает, царит доверительная атмосфера любви.
Последовательность в требованиях – не нужно ставить завышенные планки к своим детям. Ошибка некоторых родителей – требовать практически невозможного в плане учебы, карьеры, личной жизни
Мальчику пророчат стать депутатом, девочке – выйти замуж за депутата, поступить нужно обязательно в престижное учебное заведение, а работать в успешной фирме с хорошим окладом. Все это очень хорошо, но только сложно реализуемо на практике. Поэтому появляются комплексы неполноценности. Нужно ставить перед детьми простую, но требующую больших усилий задачу – быть хорошим человеком.
Оказывать посильную помощь ребенку, общаться с ним и участвовать в его воспитании. Сначала это ремонт поломавшейся машинки, потом – запись в спортивную секцию, далее – помощь при выборе учебного заведения. Не нужно отлынивать от воспитания чада, оправдываясь тем, что ваши родители делали для вас мало. Будьте лучше своих родителей, показав это на примере.
Важно
Принципы семейного воспитания не ограничиваются указанными выше тезисами, нужно приучать своих детей к следующему: не читать чужие письма, физические наказания должны быть под запретом, нельзя потакать и т. д.