Психологические приемы воспитания
Необходимые навыки малыш может приобрести в детском саду. Программа занятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей малыша, помогает ему развиваться постепенно, равномерно. Если малыш не посещает детский сад, воспитание полностью становится обязанностью родителей. Чтобы облегчить этот процесс следует использовать психологические навыки, разработанные специалистами по детской психологии.
Ведущую роль в развитии малыша играет сенсорное восприятие. Он познает мир через касания, изучая размер, текстуру, вес и другие свойства предмета. Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют развитию воображения, логики, снимают мышечное напряжение. Дети любят играть с сыпучими и податливыми материалами, эту особенность полезно использовать в ежедневных играх.
В 1,5–2 года ребенок начинает активно передвигаться, его мышечный корсет растет, укрепляется. В зависимости от темперамента, у детей формируется разная потребность в физической активности. Подвижным детям для нормального развития необходимо расходовать излишки энергии. Для этого подходят игры с мячом, упражнения со шведской стенкой и другие доступные виды физической активности. Если у подвижных детей нет возможности реализовать энергетический потенциал, они становятся капризными, агрессивными. Малоподвижных, инертных малышей принуждать к активным играм не следует. Им достаточно коротких разминок, спокойных игр.
Чтобы развить эмоциональную сферу, нужно четко придерживаться одного типа воспитания. У детей эмоции непостоянны, малыши не умеют себя контролировать, поэтому рамки их поведения должны задавать родители.
К трем годам малыш уже четко понимает половую принадлежность. Мальчики и девочки в раннем возрасте практически не проявляют отличий в поведении. Осознав, что вырастет мужчиной либо женщиной, кроха начинают регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями взрослых.
Кризис двух лет ↑
Дети растут и вот уже малыш, который недавно был так привязан к родителям, умиляя их своей улыбчивостью и послушанием, становится маленьким тираном. Любые игры и занятия вызывают протест, слова мамы воспринимаются в штыки.
Так ребенок вступает на новый этап развития. Этот переходный период знаменуется кризисом 2 лет.
Причины
Целый комплекс причин провоцирует возникновение кризиса 2 лет:
- стремление к самостоятельности;
- освоение новой схемы взаимодействия с окружающим миром;
- открытие новых возможностей и границ дозволенного.
Детские истерики, проявление которых может быть самым разным: лежание на полу и крики, ребенок плохо ест, становится плаксивым, бьет окружающих. Спровоцировать такое поведение может самая безобидная ситуация.
Родителям важно помнить, что причина кроется не в каком-то ситуативном факторе. Проблема лежит гораздо глубже. Кризис 2 лет – важный этап, в результате преодоления которого ребенок получает необходимые знания и умения, поднимаясь на ступень выше в своем развитии.
Маленький манипулятор
Истерика у ребенка – настоящее испытание для родителей. Вот в магазине он падает на пол при отказе купить понравившуюся игрушку. Многие мамы теряются в такой ситуации и не знают, как им правильно поступить.
О вреде родительской уступчивости
Многие родители склонны останавливать истерику у ребенка уступками. Бьющийся в крике и слезах ребенок, конечно, не самое приятное зрелище. Однако уступив один раз, взрослые теряют свою власть в глазах маленького манипулятора.
Он начинает чувствовать себя всесильным и понимает, что теперь его слезы – это его основное оружие, с помощью которого он и будет добиваться желаемого.
Родители должны понимать, что этот путь воспитания крайне опасен, потому лучше предупредить подобную ситуацию. Для этого ребенку необходимо в доступной форме объяснить, что ему позволительно, а на что существует абсолютный запрет. И придерживаться этой линии поведения необходимо постоянно.
Важные аспекты, которые должны быть освоены к 3 годам
Ребенок имеет определенные навыки, как интеллектуальные, так и физические. Не должна явно преобладать одна или иная сфера.
Открытость, честность, интерес к новым знаниям
Ребенок спокоен, хорошая обстановка в семье. Возраст «почемучки» в три года. Если ее нет, то ребенок тревожен, причиной может быть дискомфорт в семье, переезд.
Отсутствие хронических заболевании
Говорит о том, что у ребенка хорошая иммунная система.
Отсутствие аллергии
Необходимо тщательно следить за рационом питания ребенка и не перенасыщать лекарствами.
Здоровый интерес к еде
В 3 года садиться кушать в определенное время, испытывает голод к этому времени, владеет столовыми приборами, кушает с аппетитом и удовольствием.
Освоены функции мочеиспускания и дефекации
Ровное, спокойное поведение
Ребенок не склонен к затяжным истерикам, капризам. Спокоен, адекватен, готов сотрудничать с окружающими.
Здоровый иммунитет
Здоровье ребенка не уменьшать, а увеличивать.
Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет
До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания — что он плохой и его не любят.
До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.
Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать самостоятельной личностью, и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные — плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.
Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка
Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию
Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.
В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление
Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся
Психологический портрет при сепарации
Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что все в мире предназначено и происходит только для них. Все, что с этим понятием расходится, вызывает крики, протесты, возмущения, громкий плач, истерики
Сейчас очень важно донести до малыша социально разумные рамки проявления своего недовольства. Прекрасно помогут в этом «сказки-воспиталки»
Если на конкретный случай сказки не найдется, ее можно сочинить.
Стараясь установить собственную независимость, ребенок пытается манипулировать родителями: появляются неожиданные требования помочь ему сделать то, что он вполне может выполнить сам
Здесь важно дать понять ребенку, что взрослые гордятся тем, как он хорошо это делает без них, постоянно хвалить его за самостоятельность
В детском коллективе малыши взаимодействуют пока плохо: играют не вместе, а рядом. Но потребность в общении со сверстниками высока
Поэтому важно провоцировать детей на совместные действия. При этом взрослые должны наблюдать, не стремится ли их кроха стать авторитарным лидером, которому принадлежит и подчиняется все вокруг
Его лидерские задатки нужно направлять в правильное русло, помогая развивать навыки коммуникации не силовыми способами, а конструктивным общением.
Почему родители идут учиться
На хороших курсах для родителей не только дают знания, но и работают с личностью. Матери и отцы учатся самостоятельно принимать решения и ориентироваться в проблемах. В идеале им нужно прийти к «родительской самоэффективности» — ощутить себя уверенными и компетентными воспитателями, отмечают исследователи. Такие родители лучше воспитывают детей. Например, решают проблемы, а не кричат на ребенка.
По данным исследования, больше половины родителей хотят посещать занятия по воспитанию и развитию ребенка. Среди них 64% матерей и 45% отцов. При этом 36% опрошенных мам 11% пап уже посещали занятия для родителей.
Обычно родители идут учиться, чтобы:
-
узнать больше о воспитании;
-
получить разные варианты решения проблем и задач, связанных с ребенком;
-
под воздействием родительского сообщества или «тусовки заинтересованных».
Пути преодоления
А теперь – немного конкретики. Как вести себя родителям, чтобы кризис трёх лет у их ребёнка прошёл безболезненно и продуктивно.
- Осознайте и примите взросление вашего малютки, как свершившийся факт. Чем раньше вы это сделаете, тем эффективнее сможете контролировать сам процесс становления личности ребёнка.
- Не пытайтесь переломить карапуза. Твёрдость проявляйте только в тех ситуациях, которые, действительно, по-другому решить нельзя. Если же возможны варианты, и они устраивают вас в равной степени, предлагайте крохе выбрать из нескольких тот, который будет приемлемым для него.
- Помните о правах маленького человека.
-
Не ущемляйте его гордость.
- Чётко установите границы дозволенного. Ребёнок должен знать все табу, которые ни в коем случае нарушать нельзя.
- Всячески поощряйте стремление карапуза к самостоятельности. Иначе, как он приобретёт необходимые ему в жизни навыки? Это касается одевания-раздевания, еды, купания и др.
- Давайте малышу различные «взрослые» поручения. Так он будет чувствовать себя нужным и значимым. А ещё, таким образом, вы разовьёте в нём обязательность и чувство ответственности.
-
Хвалите кроху, если он того заслужил.
- Не бойтесь показать, что вы расстроены, а главное, объяснить, что именно в поведении малютки вас огорчает.
- В общении с малышом используйте преимущественно просьбы и советы, а не приказы.
- Помните, что в 3 года ребёнка довольно легко отвлечь игрой от чего бы то ни было. Пользуйтесь этим приёмом в особо бурные моменты. А уроки хорошего тона будете преподавать крохе в более благоприятное время.
Уделяйте ребёнку достаточно своего внимания, любите кроху настоящей родительской любовью – нежной и мудрой
Не думайте, что только вам тяжело в это время. Ребёнку тоже ведь приходится несладко. И он должен быть уверен, что в вашем лице всегда найдёт поддержку. Если кроха поймёт, что родители его понимают и готовы всячески ему содействовать, его растерянность, порождающая раздражение и агрессию, постепенно растворится, как утренний туман.
Любите своё чадо не безумной и слепой любовью, а искренней и мудрой. Любовью родительской – верной и нежной, но где-то и требовательной, и строгой. Только так вы сможете найти золотую середину, и воспитать в вашем ребёнке Личность.
Развивающие игры – как элемент воспитания ребенка до двух лет
Двухлетний ребенок еще не понимает, что хорошо, а что плохо, и основная обязанность каждого родителя – объяснить ему это.
Простейшие игры с воспитательным элементом, в которые можно играть с ребенком от года до двух лет:
Девочки любят играть с куклами с самого малого возраста. Помогайте дочке одевать куклу, кормить и купать
Важно: лучше всего купить крупную, тряпичную куклу, без мелких деталей.
Прививать любовь к порядку у мальчиков можно, играя в «парковку». После игры все машинки должны заехать на парковку, роль которой может играть стол, или картонная коробка.
Делая с ребенком зарядку, поощряйте правильность выполнения упражнений
Важно: упражнения должны быть очень простыми, например: «покачаться на ветру», или «вырасти и стать деревом».
Приучение к порядку надо начинать с 2-х лет После игры всегда собирайте игрушки ребенка в специально отведенное для этого место, и просите малыша помочь вам.
Эмоционально-волевая сфера
В 2 года малышу все еще сложно дается управление своими эмоциями. Он проявляет их бурно и непосредственно. Ближе к 3 годам настроение становится более стабильным, но все же ребенку бывает очень непросто совладать с сильными чувствами.
Чтобы успокоиться, ему необходима помощь взрослого
При этом внимание малыша можно легко переключить с одного на другое, чтобы отвлечь от раздражающего фактора
Ребенок 2-3 лет легко”заражается” чужими эмоциями.
Иногда можно заметить, что он причиняет кому-то боль. Например, таскает кота за хвост. Это происходит не по злому умыслу. Ребенок пока не понимает, что могут чувствовать окружающие. В 2 года он еще эгоцентричен.
У малышей 2-3 лет из-за появившегося воображения могут возникнуть страхи. Дети часто боятся животных, темноты, автомобилей и т.д.
Эмоции ребенка тесно связаны с его физическими ощущениями. К примеру, он легко начинает капризничать из-за колючей кофты.
В целом, малыши 2-3 лет находятся в преобладающе приподнятом настроении.
Дети этого возраста открыты и искренни. Они не умеют скрывать свои чувства и говорить неправду.
Методика раннего развития Макото Шичида
Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.
Основные принципы методики:
- Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
- Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
- Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое. Источник — lovingmama.ru
Причины возникновения
Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.
Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.
Как надо себя вести
Установите простой и четкий распорядок дня
Ребенку, который мечется от одной крайности к другой, очень важно знать, что в мире все устроено в определенном порядке: сначала он просыпается, на стульчике его ждет одежда, которую нужно надеть, потом умыться, позавтракать и т.д. Точно так же вечером (допустим, после всенародно любимой передачи «Спокойной ночи, малыши») придет время уборки игрушек
Так заведено! Вальдорфские педагоги говорят, что с трех лет начинается возраст повторений – ребенок будет вести себя так, как это принято и, что немаловажно, как вы себя ведете. Поэтому без лишних слов постарайтесь и сами следить за порядком в своих вещах, комнате, не взывайте к совести малыша (ему и в хаосе неплохо!), а изо дня в день вместе с ним живите по четкому ритму.
Система запретов должна быть разумной и четкой. Пусть их будет не слишком много (и в самом деле, вещей, которые касаются безопасности, жизни и здоровья ребенка на самом деле не так уж много), но они должны соблюдаться неукоснительно. Это твердые рамки, стены, на которые можно опереться. Внутри этих стен ребенку позволено все, что угодно. Но он должен знать, что ни при каких обстоятельствах он не может, например, включать плиту или утюг, брать в руки спички, выходить на проезжую часть и пр. Имейте в виду, что ребенок будет постоянно проверять, насколько тверды рамки ваших запретов. Может быть, то, что запрещают утром, разрешат вечером? Или то, что не позволяет мама, позволит папа? Будьте тверды и единодушны – это нужно и вам, и еще больше – вашему малышу.
Специально для поклонников либерализма. В современном обществе считается, что прогрессивный родитель должен всегда советоваться с ребенком, спрашивать его мнение по любому поводу и объяснять каждое свое действие. Но здесь есть некоторое лукавство. Полная свобода предполагает полную ответственность. Готов ли трехлетний кроха полностью за себя отвечать? Конечно, нет. Ему, несмотря на все его «Я САМ!», нужны родители, которые помогут ему, поддержат и, в конце концов, возьмут на ручки. И если вам с ребенком НУЖНО куда-либо пойти, честно ли спрашивать его, хочет ли он это делать? И посему вывод очень простой – серьезные решения принимайте сами и ставьте ребенка перед фактом, а для менее серьезных предлагайте альтернативу. Например, так: «Мы идем гулять. На чем поедет твой мишка на прогулку – в коляске или в грузовике?»
Придумайте приятные перспективы для не самых приятных дел. Например, такие: после уборки игрушек ты пойдешь смотреть мультик (рисовать, читать с мамой книжку и т.д.).
Рекомендации родителям по воспитанию
Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху
Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:
- Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: что при правильном развитии должен уметь ребенок в 2 с половиной года?).
- Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
- Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.
Именно в этом возрасте ребенку можно привить трудолюбие и самостоятельность – для достижения результата достаточно просто не пресекать его инициативу
- Мама и папа не должны смеяться или шутить, если у крохи что-либо не получается.
- Быть терпеливыми, помнить, что нужно время для того, чтобы малыш научился какому-либо действию.
- Не ругать кроху, нервно одергивая, если он не смог сделать что-то аккуратно, либо сломал игрушку, стараясь понять, как она устроена.
- Демонстрировать доверие и уверенность в том, что он справится с задачей.
Каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира. Задача родителей – не отвергать его мироощущение, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а также нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут маме, папе и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».
Повышенная активность
Приобретенные умения дают детям новую степень свободы. В этом смысле умение ходить дарит крохе массу новых возможностей. Ему очень нравится ходить и бегать. Самостоятельное и быстрое передвижение позволяет малышу изучать новые предметы и познавать их свойства. Он учится ориентироваться в пространстве и координировать свои действия. Постоянно падая, кроха постепенно учится избегать предметов, которые мешают передвижению. Он пытается падать так, чтобы нанести себе меньше урона. В этом смысле некоторые мамы могут в определенной степени препятствовать ребенку динамично развиваться, убирая с дороги лишние предметы и постоянно поддерживая его.
Чрезмерное любопытство и активность малыша могут привести к беде, если не убрать все опасные предметы как можно дальше от детских ручек. Закрывая острые, режущие и другие опасные вещи в ящики, нужно понимать, что дети очень находчивы. Они умудряются открывать хитроумные защелки, забираться на стулья и подоконники. Их любопытство не знает границ. Неуемное стремление достать тот или иной предмет заставляет детей творить чудеса. Лучше не оставлять двухлетних детей без присмотра на короткий срок даже в случаях, когда все уже, вроде, спрятано и закрыто. Читать далее: Чем занять ребенка в 1 год
На улице для безопасности детей нужно выбирать детские игровые площадки вдалеке от проезжей части.
Развитие речи и артикуляционных навыков
В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.
Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.
В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.
Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:
- играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
- рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
- проговаривать или пропевать сложные слова;
- изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
- разучивать скороговорки и песенки.
Родители играют важную роль в становлении речи малыша. Многое зависит от их усилий и терпения. Но не стоит изводить малыша беспрерывными занятиями и замечаниями
Развитие речи должно проводиться в форме игры и заканчиваться в тот момент, когда дошкольник теряет интерес, и его внимание рассеивается
Воспитание ребёнка до года
Что вообще представляет из себя воспитание маленького человечка? Здесь речь идёт не столько о самой дисциплине, сколько о закладке необходимой для развития малыша базы. Когда ребёнок правильно и своевременно развивается, у него здоровая психика, а это значит, что и воспитание с первых дней происходит естественным образом.
В первый год жизни родители ходят на приём к педиатру каждый месяц, чтобы оценить то, как развивается их малыш. И врач помимо всего прочего оценивает нервно-психическое развитие ребёнка. Каждый месяц у малыша должны появляться новые навыки, которые помогают определить его нормальное развитие
Когда выявляют отсутствие или же отставание в появлении навыков, рекомендуют родителям уделить более пристальное внимание развитию их чада. Психологи утверждают: «Все проблемы родом из детства.» Чтобы обеспечить своему ребёнку гармоничное развитие и полноценную жизнь в будущем, нужно начинать с самого рождения
Что должен уметь ребенок к 3,5 годам
Каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью. Умения ребенка 3 -3,5 лет обширны. Одни дети больше склонны к развитию физических навыков, другие — умственных, третьи — с малых лет проявляют тягу к творчеству. Оценивать умения разных детей одного возраста не совсем корректно, ведь каждый из них идет собственным путем. Но существует список навыков, которые должны освоить все дети к 3,5 годам в разной степени.
Физические навыки ребенка 3 — 3,5 лет:
- Бег. Ребенок 3,5 лет должен уметь бегать с разной скоростью (быстро, медленно, с подскоком), менять направление движения на ходу, изменять темп при необходимости;
- Прыгать на 1 или 2 ногах вверх, вперед, в стороны. К 3,5 годам ребенку под силу перепрыгнуть на 1 или 2 ногах небольшое препятствие;
- Стоять и ходить на пятках, носках, сохраняя равновесие. Если малыш выполняет эти элементы, но при этом раскидывает в стороны руки для удержания равновесия не стоит волноваться. Навык усвоен, умение удерживать равновесие придет с опытом;
- Лазать по турникам. Подниматься и спускаться по прямой или изогнутой стенке, полностью преодолевать “радугу”, висеть на перекладине и спрыгивать с нее самостоятельно;
- Самостоятельно ходить по лестнице вверх и вниз, придерживаясь за поручень. При подъеме вверх может отпустить руки и подниматься, чередуя ноги, при спуске передвигаться приставным шагом;
- Спрыгивать с небольшого возвышения, бордюра, стульчика. При приземлении слегка сгибать ноги в коленях для смягчения прыжка;
- Играть с мячом. Ловить и бросать мяч на расстояние около 2 метров вперед, в стороны, назад. Для броска использовать две или одну руку. Кидать мяч из разного положения тела: стоя, лежа, из за головы, между ног;
- Выполнять 2-3 действия синхронно. В одно и то же время хлопать и топать, прыгать и махать;
- Наклоняться вперед, пытаться достать пальцами до земли;
- При наличии велосипеда уверенно крутить педали, быстро передвигаться при помощи беговела, самоката.
Бытовые навыки:
- Самостоятельно обувается и разувается, одевается и раздевается;
- Застегивать и расстегивать удобно расположенные пуговицы, замки, застежки;
- Следить за опрятностью своей одежды, при необходимости заменять испачканный предмет гардероба;
- Выбирать подходящую по погоде и времени года одежду для прогулки;
- Вытирать ноги после прогулки, входя в дом;
- Использовать при необходимости носовой платок;
- Мыть руки, лицо, использовать при необходимости мыло;
- Правильно пользоваться горшком или унитазом, мыть руки после посещения туалета;
- Самостоятельно есть ложкой, вилкой. Пить из кружки, чашки, стакана;
- После окончания игры собирать свои игрушки, расставлять по местам предметы;
- Проявлять инициативу в домашних делах, пытаться помогать взрослым убираться, готовить еду.
Интеллектуальные навыки и знания:
- Свободно ориентироваться в пространстве. Знать и называть слова, обозначающие расположение предметов в пространстве: вверху, внизу, справа, слева;
- Знать свое имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей;
- Употреблять в речи слова обобщения, подбирать к предложенному слову подходящие предметы;
- Конструировать башни, замки, домики для игровых целей или по образцу;
- Подбирать пару предложенному предмету по образцу;
- Считать до 5 и выше;
- Различать цвета спектра и их основные оттенки;
- Находить и называть в книжке знакомые предметы, животных, растения;
- Сравнивать между собой предметы, находить между ними общие и отличительные черты;
- Знать основные геометрические фигуры, по просьбе взрослого находить очертания фигуры в окружающих предметах (окно — прямоугольное, спинка стула — квадратная);
- Разделять предметы на группы по 1-2 признакам;
- Находить в группе предметов лишний, не подходящий по обозначенному признаку.
Перечисленные навыки должны присутствовать у ребенка к 3,5 годам. Если малышу сложно дается тот или иной навык, он отказывается выполнять предложенное задание, рекомендуется пересмотреть подход к обучению, предложить более легкий, игровой вариант обучения. Дети учатся через непосредственный контакт с предметами, игровые задания. Не нужно стараться придать занятиям вид школьных уроков. Это не сработает. Постарайтесь во время обычной игры рассказывать и показывать на конкретных примерах новую информацию, активно привлекать ребенка к решению задач.
Воспитание ребенка от года
Возраст от года — это период счастливого человечка. Малыш с огромным удовольствием познает окружающий мир, исследует неизведанное и старается принимать непосредственное участие во всех аспектах.
С родителей требуется лишь одно — они должны уделять внимание малышу, постоянно с ним разговаривать, показывать на собственном примере простые и непонятные крохе действия. Установление контакта с годовалым малышом происходит через игры. Взрослые должны набраться терпения и гибкости
Маленький человечек ни в коем случае не будет понимать смысл запретов и слова «нельзя», «фу», «не трогать» и т.д. Кроха послушает и спокойно полезет в шкаф или начнет тыкать пальчиками в розетку. Наилучший выход — по максимуму обезопасить знакомство малыша с окружающим его миром: маме следует спрятать или поднять на более верхние полки все нежелательное и обязательно использовать заглушки для розеток
Взрослые должны набраться терпения и гибкости. Маленький человечек ни в коем случае не будет понимать смысл запретов и слова «нельзя», «фу», «не трогать» и т.д. Кроха послушает и спокойно полезет в шкаф или начнет тыкать пальчиками в розетку. Наилучший выход — по максимуму обезопасить знакомство малыша с окружающим его миром: маме следует спрятать или поднять на более верхние полки все нежелательное и обязательно использовать заглушки для розеток
Установление контакта с годовалым малышом происходит через игры. Взрослые должны набраться терпения и гибкости. Маленький человечек ни в коем случае не будет понимать смысл запретов и слова «нельзя», «фу», «не трогать» и т.д. Кроха послушает и спокойно полезет в шкаф или начнет тыкать пальчиками в розетку. Наилучший выход — по максимуму обезопасить знакомство малыша с окружающим его миром: маме следует спрятать или поднять на более верхние полки все нежелательное и обязательно использовать заглушки для розеток.
Близость мамы очень важна, но годовалому ребенку желательно уметь самостоятельно отвлекаться от родителей и придумывать свой досуг.
Итак, что же известно о кризисе трех лет?
Известны его симптомы. Их иногда называют «семизвездие кризиса трех лет».
Негативизм.
Вы видите, что малыш очень хочет почитать книжку, но вдруг швыряет ее. Он мечтает пойти погулять, но наотрез отказывается. Делает все ровно наоборот и противоречит взрослым. Ребенок негативно реагирует не на предложение, ведь подчас оно так соблазнительно, а на самого взрослого. Поверьте: крохе и самому несладко, но он ничего с собой поделать не может.
Упрямство.
Ребенок упрямится «из принципа». Он настаивает на чем-то не потому, что ему этого действительно хочется, а потому, что он уже это потребовал и менять свое решение не желает. Возможно, он рад бы уже согласиться с вами и надеть любую шапку, чтобы пойти гулять, но не может.
Строптивость.
Чадо постоянно недовольно. Причем всем! И игрушками, и едой, и одеждой. Он протестует против привычного образа жизни, норм воспитания — в общем, против всего.
Своеволие.
Это прекрасный симптом. Ребенок пытается все делать сам! Одеваться, кушать, а еще — мыть пол, чинить телевизор и управляться с компьютером. В итоге гипертрофированная самостоятельность, не соответствующая реальным возможностям ребенка, приводит к постоянным конфликтам не только с родителями, но и со всеми окружающими. Малышу очень плохо от того, что у него что-то не получается: он так громко кричал «Я все сделаю сам!», но не справился.
Протест-бунт.
Как охарактеризовал это психолог Л. С. Выготский, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Очень точное определение.
Обесценивание.
Прежде любимые игрушки становятся не нужны и нелюбимы, бабушка из разряда «лучшей на свете» перекочевывает в отряд вредных, родители кажутся злыми, а с языка трехлетки срываются ругательства и обзывательства. Он обесценивает принятые в семье нормы поведения и все свои привязанности. Но не идите у него на поводу, не выбрасывайте плюшевого мишку, с которым он спал с рождения. Он о нем еще вспомнит.
Деспотизм.
Представьте, что в вашей семье поселился маленький тиран. Он требует повиновения во всем, все ему должны и обязаны. А уж если в семье подрастает не один, а два-три ребенка, берегитесь: таких сцен ревности вы еще не видели ни в одной мыльной опере.
Утешает то, что в жизни редко встречаются одновременно все семь перечисленных симптомов. Но несколько из них в той или иной степени выражены у каждого малыша, вступившего в пору кризиса. И что же хорошего в этом может быть, логично спросите вы?
Объясняем: кризис трех лет ведет ребенка на новый уровень. И лишь от родителей зависит, успешно ли маленький открыватель своих новых способностей преодолеет его, повзрослеет или останется маленьким упрямым тираном.
Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме поведения».