Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.
С самого раннего детства в семье начинается процесс формирования основ патриотизма и любви к своей Родине. При знакомстве с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, у детей постепенно складывается свое восприятие времени, прошлого и преемственности между разными поколениями, складывается свое мнение на происходящие события и свою причастность к ним. И, конечно же, воспитание патриотизма невозможно без участия школы.
Актуальность данного исследования заключается в том, что большинство нравственных качеств человека формируются в детские, школьные годы. Однако на сегодняшний день патриотическое воспитание находится в процессе перестройки в новых социально-политических условиях.
Самая первостепенная задача — это помочь учащимся с малых лет на доступных примерах из окружающей жизни осознать сущность патриотизма и воспитать чувство любви к Родине и чувство долга перед своим народом.
Актуализация проблемы усиливается тем, что школа как один из социальных институтов имеет высокий потенциал для создания педагогических условий патриотического воспитания подрастающего поколения.
В процессе организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях возможно и необходимо использовать различные формы организации воспитания учащихся, (например: экскурсии, круглые столы и
обсуждения интересующих тем учащихся, научные общества, разнообразные спортивные и интеллектуальные секции, олимпиады и соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.).
Все данные формы отличаются от организационных форм в урочной системе обучения, и этим фактором могут заинтересовать учащихся и повлиять как на мировоззрение, так и на складывание патриотических чувств, гордости и чувства уважения к своей Родине.
Проблема патриотического воспитания уходит корнями в прошлое. Русский ученый А.Ф. Афанасьев занимался проблемой патриотизма, считая, что патриотическое воспитание детей должно «подготовить человека для общества».
Проблемой патриотического воспитания занимались позже В.А. Сухомлинский, Ш.Ш. Хайруллин и другие, но в наши дни эта проблема приобретает особое значение. По мнению О.Р. Шеффер идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются нравственно-духовные интересы нации, вследствие того, что педагогические традиции, уходящие корнями в историю народа, требуют адаптации к сегодняшнему дню.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою, отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с ощущением красоты родных мест.
Проблема исследования: Каковы методы и приёмы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников во внеурочной деятельности, будут более эффективны?
Цель исследования: Изучение условий патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности на современном этапе образования.
Объект исследования: Патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Исходя из цели и учитывая специфику исследования, определены следующие задачи:
- 1. Изучить сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
- 2. Выявить особенности патриотического воспитания младших школьников.
- 3. Определить формы и методы патриотического воспитания младших школьников.
- 4. Описать типы, виды и структуру внеурочных форм работы с младшими школьниками.
Методы исследования: теоретические, включая анализ, классификацию, обобщение.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка литературы.
Патриотизм — любовь к Родине. Это именно та черта человека, которая делает его достойным гражданином своей страны, полноценной личностью. Школа должна научить младших школьников гордиться своей Родиной и народом, уважать их великую нелёгкую историю. Многое даёт школа: именно она нам закладывает тот фундамент, на котором будет строиться наша дальнейшая картина мира.
С чего начать?
Воспитание любви к Отечеству является не только очень важной, но и очень сложной задачей, особенно когда она решается в отношении работы с дошкольниками. Но сложность возникает больше всего в тех случаях, когда детей пытаются научить любить Родину «по-взрослому»
В дошкольном же возрасте происходит лишь становление личности, которая имеет ещё ограниченные возможности для становления таких позиций, как чувство патриотизма. Чтобы отыскать верный путь для формирования всесторонней любви к Родине, нужно чётко представлять то, на базе каких чувств может сформироваться эта любовь, и какая эмоционально-познавательная основа требуется для её появления. Патриотизм можно рассматривать как преданность, ответственность, привязанность в отношении Родины, поэтому ещё в дошкольном возрасте ребёнка нужно научить (если это в принципе возможно) быть к кому-то или чему-либо привязанным, проявлять ответственность в своём, даже незначительном, деле. Человеку, прежде чем трудиться на благо страны, нужно научиться ответственно и добросовестно выполнять любое порученное ему дело.Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным, логика здесь выстраивается по принципу «от частного к общему» – вначале любовь к семье и детскому саду, затем к улице, городу и, в конце концов, ко всей стране.
Постепенно у дошкольников формируется образ собственного дома, имеющего свои традиции, уклад, стиль взаимоотношений. Свой дом ребёнок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определённых условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. На данном этапе малышу безразлично, где, в какой стране его дом находится, ему важно лишь то, чтобы эмоционально комфортным было его ближайшее окружение. Это ещё нельзя назвать чувством любви к родине, а только базой для его зарождения. Важно, чтобы ребёнок не рос гостем, но был хозяином в своём родном доме, чтобы он за что-то отвечал, имел свои обязанности. Всё это укрепляет чувство семьи.Для полноценного участия дошкольного учреждения в воспитании чувства патриотизма необходимо, чтобы малыш полюбил свой детский сад, чтобы жизнь там для него была насыщенной и интересной. Привязанность к детскому саду зависит от того, насколько малыши хорошо его знают, ориентируются в нём, чувствуют ли себя здесь как дома. С этой целью по детскому саду организуется экскурсия, дети знакомятся с персоналом, а в последующем обсуждении они должны рассказать о том, чем предпочитают заниматься.Литература, музыка, изобразительное искусство относятся к мощным средствам патриотического воспитания. Детям показывают репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана, К. Васильева и других известных мастеров, с большой любовью изображавших родные места. В другой раз они слушают стихи А. Пушкина и С. Есенина либо музыку П. Чайковского. Отбирать для прослушивания нужно понятные, но обязательно высокохудожественные произведения.
Нельзя отделить воспитание у детей любви к Родине от формирования у них верных представлений о соотечественниках. Им следует рассказывать о людях, в разное время прославивших страну: учёных, поэтов, врачей, изобретателей, художников, композиторов, путешественников. На примерах конкретных людей нужно знакомить детей с лучшими чертами русского и других народов страны: творческими способностями, гостеприимством, стойкостью, отзывчивостью, готовностью защищать общую Родину.
Упражнения и игры
«Вот эта улица, вот этот дом»
Цель упражнения заключается в расширении и закреплении знаний детей об улицах, на которых они проживают. При этом детей знакомят со всеми названиями, которые улица носила в разное время, значимыми объектами, стоящими на ней. Для детей, проживающих на этой улице, воспитатель открывает много неизвестного, учит их подмечать, как преображается город, как становится краше улица, и кто этим строительством занимается
Нужно обращать внимание малышей на порядок и чистоту на придомовых территориях, приобщая их тем самым к озеленению и благоустройству территории вокруг своего дома или детского сада
«Вместе дружная семья»
Занятие нацелено на необходимость укрепления семейных связей и знаний детей о структуре семьи. Оно должно вызвать интерес к людям старших поколений и роли, которую они играют в семейных отношениях, воспитывать уважение и желание заботиться о бабушках и дедушках. Воспитатель, работая с детьми, формирует у них понятие семейных корней: от родителей к дедушкам и бабушкам и далее к прадедам. Углубление в историю своей семьи очень увлекательно: здесь выстраивается родословное древо, где найдётся место и фотографии ребёнка. Воспитатель может сделать уголок «Делай, как мы», в котором будут размещены семейные фотографии походов в лес, цирк или просто по дороге в детский сад. Красочный стенд будет излучать семейное счастье и служить хоть какой-то защитой от семейного неблагополучия.
«Город, в котором я живу»
Целью занятия является раскрытие красоты родного для детей города, его социальной значимости в развитии государства. Необходимо рассказать детям, какую продукцию он производит на тех предприятиях, где работают их родственники, возможную значимость её на мировом рынке. Познакомить с памятниками старины, объектами культурного назначения, лучшими образчиками архитектуры. Тем самым воспитатель показывает дошкольникам значимость труда их родителей и их вклада в экономику страны. Дети узнают, кому воздвигнуты памятники и за какие заслуги, кому посвящены стелы. Соприкасаясь с историей родного города, малыши учатся заботиться о ветеранах, чтить память воинов, погибших за Родину.
Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?
Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.
Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.
- К. Симонов «Жди меня» (стихотворный сборник).
- «С Богом, верой и штыком!» (сборник произведений об Отечественной войне 1812 года).
- Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» (издание с комментариями для детей).
- «Богатырская застава» (сборник былин).
- «За Землю Русскую» (сборник Куликовского цикла).
- «Идет война народная» (сборник произведений поэтов-фронтовиков).
Кроме того, можно выставить репродукции картин с патриотическими темами, либо включить их в презентацию к классному часу. Например, В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», А. Аверьянов «Подвиг генерал-майора В. Костенецкого», С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле», «Мать партизана».
Смысловая нагрузка этих картин — любовь к Родине, верность своему призванию и долгу, непоколебимость и бесстрашие русского духа. Разумеется, картины не должны быть просто антуражем, их стоит обсудить и разъяснить ученикам непонятные моменты.
Если направленность занятия носит спортивный характер, то стоит показать небольшие фрагменты спортивных состязаний, Олимпийских игр. А единство и сплоченность народа как нельзя лучше отразят эмоции болельщиков на трибуне.
В качестве эпиграфа к классному часу по патриотическому воспитанию можно взять одну из следующих цитат:
- «И в торжественные годины и в будни идея отечества должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право называть себя гражданином» (М. Салтыков-Щедрин).
- «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (А. Радищев).
- «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Белинский).
- «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина» (М. Пришвин).
- «Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот» (М. Шолохов).
Полезные советы родителям: как воспитать маленького патриота
В детстве в процессе взаимодействия с окружающим малыш получает необходимый эмоциональный опыт. В таком активном контакте возникает основа для более серьезных чувств ребенка. Процесс воспитания юного патриота начинается с самых любимых для него мест – милого дома, родной улицы, где он проживает.
Чтобы воспитать в ребенке чувство гордости за свой родной край, можно придерживаться следующих советов:
необходимо часто заострять внимание ребенка на красотах родного села;
во время активных прогулок на свежем воздухе объясняйте малышу, что находится на родной улице, обсудите значение каждого предмета;
дайте малышу общее представление о работе многих общественных учреждений: почты, местного магазина, районной библиотеки. Можно вместе наблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их ежедневного труда;
вместе с малышом можно принимать активное участие в труде по озеленению и благоустройству своего окружающего двора;
постоянно расширяйте кругозор своего ребенка;
необходимо учить ребенка адекватно оценивать свои поступки и действия окружающих;
часто читайте ему интересные книги о родном крае, ее выдающихся героях, об уникальных традициях, культуре своего народа;
малыша нужно активно поощрять за его намерение наводить порядок, за примерное поведение в людных местах.. Изучение родного края – важный элемент воспитания любви к Родине
Изучение родного края – важный элемент воспитания любви к Родине
Патриотизм является чувством, очень схожим с привязанностью, преданностью и ответственным отношением к своей родине. Цель взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы еще в маленьком возрасте научить его быть привязанным к родным местам, проявлять ответственность в своих маленьких поступках. До того как малыш научиться сопереживанию бедам и задачам его Родины, ему необходимо прививать чувство сопереживания к своим ближним.
Восторженные чувства при виде просторов страны, природными богатствами у ребенка само проявится, если его научить замечать все прекрасное вокруг себя.
Именно поэтому так важно научить ребенка видеть всю прелесть окружающих мест, их важные достопримечательности, отмечать природную красоту края в разные сезоны, замечать характерные особенности улиц, в этом и заключается каждодневная работа учителей и родителей. Своим отношением к увиденному они показывают некий образец, истинный эталон гражданственности
Экскурсии к историческим местам воспитывают уважение к истории
Родителям напоследок
Если родители искренне любят свою Родину, они преданы ей, то они смогут показать ребенку всю ее привлекательность. В таком случае можно быть абсолютно уверенным, что они смогут воспитать настоящего патриота. Нравственно-патриотическое воспитание – это довольно сложный педагогический процесс, где родителям всегда нужно быть примером. В его основе лежит развитие важных нравственных чувств.
Комплексное понятие «Родина» включает в себя все окружающие условия жизни: занимаемую территорию, климатические особенности, общую организацию общественной жизни, уникальные языковые особенности, но и этим оно не ограничивается. Чувство Родины у малыша начинается со всего того прекрасного, чем искренне восхищается малыш, что вызывает отклик в его сердце.
Изучение национальных обычаев – важная часть воспитания патриотизма
Духовную и творческую составляющую патриотизма необходимо прививать детям с ранних лет. Это напрямую связано с духовностью человека, ее глубиной. Необходимо знакомить малыша с народным фольклором, особенностями национального изобразительного искусства. Именно национальный фольклор является настоящим кладезем нравственного и познавательного развития детей. Также не стоит забывать про национальные празднества и обычаи, именно в них сосредоточены многочисленные наблюдения за тонкими особенностями природных сезонов, общими погодными изменениями, поведением окружающих птиц, насекомых и растений. Все эти наблюдения неизбежно ведут к труду, ведь все это познается в процессе активной деятельности.
При знакомстве детей с национальными сказками, пословицами и уникальными загадками происходит их приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, что в нынешнее время обретает особое значение. Основная задача каждого родителя – передать эти важные ценности своему ребенку, воспитывая в нем настоящего патриота.
Основные задачи воспитания патриотизма у младших школьников
Цель воспитания патриотизма у младшей категории школьников заключается в развитии у младших школьников следующих качеств:
- воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
- формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
- через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям, уважение к прошлому страны формируется любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.
Вот самые основные качества, которые формируются у школьников в процессе патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание – определение
Некоторые важные особенности воспитания чувства патриотизма в младших классах
Для детей в возрасте от 7 до 10 лет воспитание патриотизма должно осуществляться в игровой форме во время посещений интересных мероприятий, понятных школьникам этого возраста. В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, находятся тематические классные часы, различные деловые игры, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, захватывающие викторины, коллективные соревнования, творческие дела, выездные экскурсии, различные поездки, ознакомление с важным историческим прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского народа.
Обязательная часть любой школьной программы заключается в военно-патриотическом воспитании. Ее основная цель заключается в формировании чувства любви к Родине, формировании готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы. Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.
Экскурсия в музей – метод изучения военной истории
Младший школьный возраст как сензитивный период для воспитания любви к Родине
Именно младший школьный возраст является наиболее подходящим, сензитивным периодом для формирования социально значимых ценностей в сознании ребенка
Именно в этот период важно заинтересовать ребенка деятельностью, которая направлена на благо Родины и коллектива. Как правило, организуется патриотическое воспитание школьников через внеурочную деятельность учителя
Педагог должен дать детям возможность проявлять активность, создавая материальные ценности, организуя мероприятия, которые позволяют познакомиться с жизнью своей страны, ее традициями и историей.
У ребенка младшего школьного возраста хорошо развито образное мышление, лучше всего он воспринимает эмоционально окрашенные факты. Опираясь на эти особенности психики можно построить эффективную систему патриотического воспитания. Например, изучать историю России можно по родословным, которые составили дети с родителями. Тогда факты истории для них проникнутся эмоциями, и знания закрепятся в образах.
Известную активность младших школьников тоже можно направить на формирование патриотизма. Общественно значимые и общественно одобряемые работы очень привлекают детей. Это может быть подготовка к встрече ветеранов, украшение класса и школы, озеленение и обустройство пришкольной территории и т. п.
Игра у детей младшего школьного возраста все еще остается ведущим видом деятельности и ее тоже следует направить в нужное русло. Можно серьезные мероприятия превратить в увлекательную игру: экологические игры, игры по истории, соревнования, общественные акции и т. д.
Таким образом, умело организуя общие дела и различные мероприятия, учитель постепенно достигнет своей цели – воспитание патриотической позиции каждого ученика.
Уроки патриотизма: как воспитывают в детях любовь к Родине?
Воспитание достойных граждан России является сейчас одной из приоритетных задач правительства. Для этого в 2020 году Владимир Путин внес значительные изменения в закон «Об образовании», касающиеся воспитания в школах.
Значительный упор сделан на мероприятия, связанные с Великой Отечественной войной. Дети участвуют в школьных шествиях Бессмертного полка, несут караул у военных мемориалов. Среди младших школьников популярны конкурсы рисунков, акция «Окна Победы». Памятным датам Второй Мировой войны посвящаются классные часы и Уроки Мужества. Обязательным пунктом программы патриотического воспитания вновь стали военно-спортивные игры «Зарница».
Ведется работа и в области экологической, этнографической и краеведческой грамотности школьников. Темы, связанные с данными направлениями, востребованы в рамках проектной деятельности старшеклассников.
Школа активно привлекает родителей к патриотическому воспитанию учащихся. Для этого проводятся общешкольные собрания и мероприятия семейного характера (например, школьный квест «Моя спортивная семья»).
Эффективным средством патриотического воспитания стал и отечественный кинематограф. Такие фильмы, как «Движение вверх», «Двадцать восемь панфиловцев», «Легенда №17», «Солдатик», заставляют гордиться историей своей страны, вдохновляют.
В планы по гражданско-патриотическому воспитанию школы включены мероприятия различных форматов:
- викторины;
- конкурсы;
- фестивали;
- семинары;
- круглые столы.
Это разнообразие позволяет заинтересовать и, соответственно, воспитать как можно больше учащихся.
Форма проведения
Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания может быть любой формы: подойдет и устный журнал, и тематический концерт, и тренинг. Главное — это активное участие школьников в подготовке классного часа.
Если приглашен гость, интересно будет провести мероприятие в форме гостиной. Возможно и с чаепитием. Приглашенный гость расскажет школьникам свою историю, а учащиеся, в свою очередь, смогут порадовать гостя исполнением патриотических песен («С чего начинается Родина?», «Смуглянка» и т.д.), чтением стихов, народными танцами.
В качестве рефлексии можно использовать написание сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня», либо письма настоящему герою.