Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников
Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
В основе современных занятий духовно-нравственного воспитания дошкольников заложена православная педагогика, которая содержит духовно-нравственные компоненты, необходимые для духовного развития общества и государства.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, преподавателей и воспитателей. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера.
Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности.
В рамках православной педагогики духовно-нравственное воспитание рассматривается как формирование и развитие личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры, самосовершенствование в служении добру и самоопределение в добродетелях.
К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
- духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
- гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
- естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
- культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
- государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Эффективные занятия духовно-нравственного воспитания дошкольников должны включать научность и каноничность, многоуровневость, наглядность, активность, систематичность и последовательность, практичность и ответственность.
Воспитание нравственности ребенка – непрерывный, комплексный процесс
Специфическая черта воспитания нравственности – его только теоретически можно обособить в отдельный воспитательный процесс.
Моральный облик любого человека может сформироваться только при многогранной деятельности (в игре, учебе, творчестве), в разнообразных отношениях, которые возникают у ребенка: со сверстниками, с детьми моложе, со взрослыми. Несмотря на это нравственное воспитание все-таки является целенаправленным процессом, в основе которого лежит целая система содержания, форм, приемов педагогических действий.
Результатом воспитания должен стать уровень нравственной воспитанности.
Он выражается в свойствах, качествах личности, ее деятельности, общении. О воспитанности свидетельствует глубина чувства, возможность эмоционального переживания, наличие мук совести, страданий, чувства сочувствия. Ее характеризуют зрелость сознания: моральная образованность и воспитанность, способность анализировать поступки, поступки других, способность смотреть на происходящее с позиции нравственных идеалов, давать самостоятельную оценку.
?
Воспитание нравственности начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Этот процесс не имеет явно определенных этапов.
Тем не менее периодизация все-таки существует. Каждому возрасту соответствует определенный сензитивный период для формирования различных моральных качеств, каждый возраст имеет свои особенности для развития различных качеств, составляющих общее понятие “нравственность”. Именно знание этих периодов позволяет делать процесс воспитания продуктивным, особенно при воспитании ребенка.
Занятия по экологии в детском саду
Конспект занятия по экологии «Зимние встречи»
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Перелётные птицы»
Конспект занятия по экологии «Экологическая пирамида»
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Наши младшие друзья»
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Лесные модники», «Зимние гости»
Развлечение на экологическую тему для детей средней группы «В зимнем лесу»
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Как птицы весну встречают»
Конспект занятия по экологии по теме «Почему исчезают животные?»
Конспект занятия по теме «К первоцветам в гости»
Конспект занятия для старшей группы на тему «Животный мир Белгородчины»
Конспект занятия по экологии в старшей логопедической группе «Живая природа»
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Люблю березку русскую»
Конспект занятия «Птицы»
Акция «Столбисты»
Акция «Книга Красноярского края»
Конспект по экологическому воспитанию для детей в средней группе
Конспект занятия по теме «Почему исчезают животные?»
Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей: «У природы нет плохой погоды», «Мой ласковый и нежный зверь»
Занятие по экологии в подготовительной группе «Где живёт Капелька?»
Интегрированное занятие средняя группа «На бабушкином дворе»
Занятие по экологии «Волшебница вода» в средней группе
Экологический турнир «На цветочной полянке» (старший дошкольный возраст)
Занятие по экологии в старшей группе «Весна, весна на улице»
Конспект занятия по экологии в средней группе «Живая и неживая природа»
Конспект викторины «Мы — друзья природы»
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в осеннюю сказку»
Открытое занятие в средней группе «Хищники и травоядные»
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Суд природы над человеком»
Конспекты по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Поглощение воды растениями»
Экологический КВН в детском саду «Мы — друзья природы»
Сценарий ООД для детей 5-6 лет викторина «Пернатые друзья»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет «Репка»
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей 2-3 лет «Подарки Весны»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по теме: «Север»
Конспект интегрированного занятия по экологическому развитию «Как поссорились март и февраль»
Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников «Посев семян свеклы»
Конспект занятия по экологии в средней группе «Путешествие капельки»
Конспект открытого занятия по экологии «Вот она какая вода»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Чудесная полянка»
Занятие по экологии в ДОУ «Юные спасатели»
Занятие по экологии в ДОУ «Осень»
Занятие по экологии в ДОУ «Волшебные листья»
Актуальность нравственного воспитания детей
Общепринятый факт состоит в том, что обучить нравственному воспитанию невозможно. Привитие нравственных норм, привычек, качеств, поведения происходит за счет индивидуальных личностных особенностей. Взрослого перевоспитать невозможно. Он сам принимает для себя те или иные принципы нравственности.
Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония
К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей
И все же, чем младше ребенок, тем больше он открыт к окружающему миру. Уже доказано, что личность формируется к пяти годам (о чем писал советский педагог Макаренко). Но дошкольный и младший школьный период остаются наиболее гибким, благоприятным периодом в формировании нравственных норм.
Особенности нравственного трудового воспитания
По сей день общество ценит трудолюбие, инициативность, исполнительность, дисциплину, ответственность, мобильность, способность планирования, анализа и прогнозирования. Именно эти качества начинают формировать в дошкольном возрасте, приучая детей к дежурству в группе, уголке природы, раздевалке и т. п.
Малыши трудятся на своем участке, зимой убирая снег, а летом поливая растения
Важно закрепить у детей уважение к чужому труду, научить бережно относиться к вещам. В этом и заключается трудовое духовно-нравственное воспитание детей
С дошкольного возраста ребят приучают к тому, что относиться к детскому саду нужно как к дому. Выполнять все поручения следует на совесть
Это отношение особенно важно в наше время, когда родители с неохотой воспринимают участие в коллективной уборке территории, мытье окон, починке игрушек или мебели и других подобных мероприятиях. Мало того, большая часть мам и пап в дальнейшем яростно отстаивают права школьников, запрещая им проходить практику, нести дежурство в классах и по школе, воспринимая это как эксплуатацию детского труда
Какие проблемы существуют в нравственном воспитании?
В учреждении детского образования очень важен авторитет учителя, соответственно дома – авторитет родителя. В этом с одной стороны сила нравственного воспитания, с другой большая ответственность человека. Дети разного возраста подсознательно копируют поведение наставника. Пик такого подражания приходится на последние годы в детском саду и первые школьные годы.
Участие в жизни страны – основа патриотического воспитания
Во времена советского периода вся жизнь образовательного учреждения и конкретного ученика выносилась на общественное обсуждение. День начинался с проведение линейки, содержание которой фокусировалось на положительных и отрицательных моментах предыдущего дня и наставлений на следующий день. Сейчас все нюансы, которые относятся к личности ребенка, стараются обсуждать индивидуально. Общественная огласка воспринимается в качестве наказания. Цель современного воспитателя – выставить негативные поступки ребенка на общественное порицание, а призвать разум и совесть детей
К деятельности педагога любого образовательного учреждения стало приковываться пристальное внимание, родители ребенка могут пожаловаться на педагога, если они не согласны с методами его воспитания. С этим фактором связывают снижение активности учителей в плане развития нравственных чувств, любви к Родине, уважения к старшим людям и преподавателям
Не всегда ребенку можно объяснить азы нравственности красивыми литературными фразами, порой приходится приводить нелицеприятные жизненные примеры. Такие беседы могут вызвать негатив и стрессовое состояние ребенка, на что незамедлительно отреагируют родители.
Воспитание духовности – один из аспектов нравственности
Цель нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в:
- формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
- взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
- закладке патриотического чувства, гордость за свою родину,
- воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
- умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
- культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудится сообща.
Нравственное воспитание в отношении маленьких детей является максимально эффективным, если взаимодействие между субъектом и объектом ведется на высоко уровне.
«продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать …» и т.д.
- НОД должна включать в себя следующие основные этапы:
— организационный момент;
— актуализацию имеющихся знаний;
— сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса;
— сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);
— итог НОД.
Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности (музыкальная деятельность, занятия физкультурой, если вместо физминутки используется подвижная игра).
- В ходе НОД надо помнить:
В любой момент дети могут предложить педагогу такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в плане. Нельзя упускать ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.
Не торопите детей с ответами!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из-за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
Никогда не задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
Не спешить отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.
Можно спровоцировать детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем-то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого-нибудь») Спросите меня!»
- При подведении итога НОД надо помнить:
Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
Не хвалить каждый раз всех детей (кроме младшей группы) словами «Вы все молодцы!». Отмечать конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет говорить», «Марина замечательно выполнила трудное задание – составила свою сказку…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.
Средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов С. А. Козлова и Т. А. Куликова объединили средства нравственного воспитания дошкольников в несколько групп
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы, и другие средства относят к группе художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования Н.С. Карпинской, Л.Н. Стрелковой, А.М. Виноградовой показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам В.А. Елисеевой и Г.Н. Пантелеева. Средством воспитания может быть любой предмет искусства или творчества, все зависит от усилий воспитателя. Любые произведения искусства или народного творчества производят огромное впечатление на ребенка, изображают мир реалистично, что делает их понятными для любого, в том числе ребенка дошкольного возраста, который только учится понимать мир образно, ощущать его. Художественные средства наиболее эффективны при оформлении у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Природа, как средство воспитания дошкольников, дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботится о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их способствует формированию у ребенка уверенности в себе. С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Г. Фокина и В.Д. Сыч считают, что воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.
Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность: игра, творчество, труд или учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности обладает своей спецификой, выполняет работу по формированию конкретных качеств, развитие которых при помощи других средств затруднено.
Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность. В первую очередь она необходима для привития навыков практики нравственно правильного поведения. У собственной деятельности есть огромное практическое значение: она позволяет дать оценку нравственному воздействию ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми, детьми или взрослыми.
Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами М.И. Лисиной и А.Г. Рузской считать видом деятельностями. Общение как средство нравственного воспитанию лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой ребенок постоянно проживает, учится, играет немаловажную роль в становлении моральной культуры. Атмосфера, пронизанная доброжелательностью, любовью, гуманностью всегда положительно скажется на воспитанности человека, и наоборот безнравственная и жестокая обстановка сможет сформировать только негативные черты характера.
Окружающая среда, активизируя весь ранее сформированный потенциал нравственных качеств, становится средством становления моральных чувств, правильных норм поведения.
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
В.Г. Нечаева дала определение понятию методы нравственного воспитания – это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.
Рекомендуемая литература
Проблемы нравственного воспитания детей, всегда привлекали внимание педагогов, ученых, писателей и философов. Причин этому много:
- Нравственное воспитание в условиях школьных учреждений;
- Патриотизм – как одно из направлений воспитаний в школах;
- Возрастные особенности ребенка, его обучение и обучаемость, используемая в организационно-воспитательном процессе;
Известно, что воспитание патриотизма и нравственности зависит от формирования личности ребенка, которое в дальнейшем дает полноценное развитие ребенка. То есть все основы, воспитания закладываются с юных лет. Детские учреждения всех типов- самая первая и ответственная ступень дальнейшего становления личности. Перед детскими учреждения стоит серьезная задача организовать воспитательный процесс таким образом, чтоб педагогический процесс нес в себе эстетический смысл.
Перед педагогами учеными, учителями и воспитателями стоит огромная задача обновить воспитательную работу так, чтоб нравственно-патриотическое воспитание внедрялось в ногу с со временем, при этом улучшить подготовку детей к самообразованию, самообучению приучить ребенка к самостоятельности.
Современная педагогика воспитания детей заняла две противоречивые позиции. С одной стороны – гуманизация поставленной цели, а с другой стороны раннее обучение, без учета возрастную специфику ребенка.
В такой ситуации возникает потребность переосмыслить методы нравственного воспитания в детских учреждениях. Школы должны обязать воспитателей вести жесткий контроль разрешения противоречий, предприняв все меры для улучшения воспитания детей в учреждениях начального звена:
- Буре P.C. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада, публикация 1985 года
- Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка:
- Саморукова П.Г. и К.Д.Упшнский О природе в первоначальном обучении. «Дошкольное воспитание», 1968,
Обучать нравственности, патриотизму без фанатизма – основная задача каждого взрослого человека. Обучить нравственным поступкам не возможно. Их, по мнению педагогов, можно только привить. К тому же сам процесс, патриотического воспитания связан с личностной особенностью самого ребенка.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников
Духовно-нравственное воспитание дошкольника является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.
Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры.
К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
- познание и прививание православной культуры и традиций;
- раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
- гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
- формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
- одухотворение жизненного пространства ребенка;
- защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Нравственное воспитание дошкольников
Данный процесс рассматривают с разных точек зрения:
- нормы поведения в разных ситуациях (в транспорте, обществе, здании, за столом);
- моральные нормы по отношению к людям;
- духовная составляющая;
- патриотические чувства;
- личностные качества.
Нравственное воспитание дошкольников происходит комплексно, то есть на каждом занятии педагог наблюдает за детьми, корректирует их поведение. Проблемные ситуации проигрывают в сюжетно-ролевых играх, обсуждают на примере литературных произведений, прибегают к помощи психолога и родителей.
В зависимости от требований программы и методов педагоги выделяют те или иные аспекты нравственности: например, развитие нравственных чувств через труд, игру, а также патриотическое, экологическое, религиозное, эстетическое воспитание.
Сейчас также уделяют внимание не только развитию коллективизма, но и личности. Ребенок должен уметь общаться с другими людьми, но при этом отстаивать свое мнение, не давая другим «задавить» себя
Поэтому чаще педагоги в своей деятельности прибегают к личностно-ориентированной теории Сухомлинского.
Перспективное планирование по социально-нравственному воспитанию в разных возрастных группах ДОУ
Перспективное планирование с детьми 2-3 лет
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
с е н т я б р ь
«Детский сад-второй наш дом» — игры Цель: Помочь детям быстрее привыкнуть в новым условиям.
«Репка» — чтение сказки Цель: Знакомить детей с русским народным творчеством. Учить видеть, что общими усилиями можно справиться со всеми трудностями.
«Паровозик» — подвижная игра. Цель: Формировать умение играть в коллективе.
«Новая игрушка».Чтение А.Барто «Игрушки» Цель: Воспитывать бережное обращение с игрушками, стремление содержать их в порядке.
о к т я б р ь
«Наша зарядка» А.Кузнецова- комплекс упражнений. Цель: Воспитывать заботу о своём здоровье.
«Волшебница осень» -рисование. Цель: Развивать знания о временах года.
«Водичка-водичка»- разучивание потешки. Цель: Учить заботиться о чистоте своего тела.
«Каблучок» — игра Цель: Развивать взаимодействие между ребенком и взрослым, стимулировать положительные эмоции.
н о я б р ь
«Моя семья» — рассматривание фотографий. Цель: Закреплять у детей умение называть членов своей семьи. Воспитывать чувство гордости за свою семью.
«Веселые матрёшки» — игра. Цель: Знакомить детей с декоративно-прикладным творчеством.
«Улыбка» — игра. Цель: Формировать умение взаимодействовать со сверстниками.
«Сорока — белобока» — пальчиковая игра. Цель: Дать представление о птицах.
д е к а б р ь
«Новичок — Молчок» — игра Цель: Способствовать возникновению положительных эмоций, желание общаться.
«Кормушка для птиц» Цель: Дать элементарные представления о жизни птицы.
«Цепочка» — игра. Цель: Формировать сплоченность детского коллектива.
«Ёлочка — иголочка» — утренник. Цель: Воспитание добрых чувств и хороших взаимоотношений со сверстниками.
я н в а р ь
«Шалун» — пальчиковая игра. Цель: Воспитывать культуру поведения при общении.
«Работа дворника» — наблюдение. Цель: Знакомить детей с профессией, трудом дворника.
«Уложи куклу спать» Цель: Эмоционально обогащать малышей новыми впечатлениями.
ф е в р а л ь
«Сказка о глупом мышонке»С.Я. Маршак – чтение. Цель: Учить детей внимательно слушать произведения, стараясь понять смысл.
«Мыльные пузыри» — игра-забава. Цель: Учить детей получать радость от совместных игр друг с другом.
«Ласковые дети» — игра. Цель: Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
«Мы — солдаты» — развлечение. Цель: Познакомить детей с праздником «День Защитника Отечества»
м а р т
«Цветочек для мамы» — рисование. Цель: Воспитывать любовь к близким людям. .
«Ладушки — ладушки» — разучивание потешки. Цель: Развивать желание общаться, играть со взрослым.
«Добрые слова» — игра. Цель: Учить детей здороваться и прощаться с другими людьми.
«Пузырь» — подвижная игра. Цель: Учить играть дружно в коллективе.
а п р е л ь
«Мой друг» — общение. Цель: Развивать умение, чувствовать и понимать другого человека.
«Теремок» — спектакль. Цель: Продолжать знакомить с русским народным творчеством
«Это — Я» -беседа Цель: Продолжать формировать представления о внешнем образе человека.
«Маша обедает» — Дидактическая игра
Цель: Развивать культурно-гинетические навыки.
м а й
«Осторожно дорога» — беседа Цель: Знакомить с правилами дорожного движения.
«Лохматый пёс» — подвижная игра Цель: Учить дружно, играть, беречь здоровье друг друга при игре.
«Капризка» — кукольный театр. Цель: Воспитывать культуру речевого общения.
«Добрый — злой» — рассматривание картинок
Цель: Познакомить детей с понятием настроения «добрые и злые люди»
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Важно развивать детей не только с социальной стороны, но и давая им духовно-нравственное воспитание. Не только педагоги детских садов, но и сами родители не должны забывать о важности развития духовности
90-е годы прошлого столетия сильно отразились на нашей стране не только с точки зрения экономики, но и в других, не менее важных, аспектах. Тысячи молодых людей утратили смысл жизни, деградировали с точки зрения нравственности, остро переживали духовный кризис, что выразилось в высоком росте преступности, алкоголизма, наркомании. Современная молодежь России, конечно, гораздо устойчивее в моральном плане, но ей свойственные другие «бичи» современности: культ потребления, четкое социальное разделение людей. Морально неуравновешенному человеку, а именно такими являются маленькие дети, очень сложно самому сориентироваться в моральном плане, когда вокруг давит негатив (из СМИ, интернета, от чужих людей). Чтобы ребенок не вырост потребителем и не был жестоким по отношению к окружающим, важно помочь ему сформировать собственный духовный стержень. Его правильное и достойное формирование возможно только общими усилиями семьи, дошкольных учреждений, государства.
Духовное воспитание детей на основе православия в современной России занимает особенное место. Практически в каждом населенном пункте можно найти православные воскресные школы, в которых посредством игр и занятий происходит активное духовное воспитание. Детей приобщают к ценностям православной культуры, нравственным нормам морали с точки зрения Христианства, учат различать добро и зло, пресекать безнравственность. Также на таких занятиях формируется чувство любви к Родине, укрепление воли, развитие выносливости, дети приобщаются к хоровому пению, классической и духовной музыке.
Однако, не стоит религию и духовность непременно объединять. В нашей стране можно встретить много людей, считающих себя атеистами. Но это не значит, что их всех можно назвать неразвитыми с точки зрения духовности. В ее понятие относятся и следующие аспекты:
- преемственность поколей;
- патриотизм;
- умение ценить заслуги своих предков;
- ценность семьи;
- возможность видеть «прекрасное», то есть эстетику;
- размышления на тему собственного внутреннего мира, предназначения.
Духовный человек не ставит выше всего материальные ценности, понимая, что есть что-то более важное в жизни. Поэтому, если вы по каким-то причинам не хотите водить детей в церковь, приобщать их к религии, то вы можете помочь им развивать духовность другими способами
Приобщайте ребенка к культурному наследию страны, формируйте бережное отношение к ценностям, созданными предыдущими поколениями, учите ценить традиции своего народа, приобщайте к устному народному творчеству.
Конечно, не стоит усаживать ребенка на стул и читать ему лекции и исторические выдержки из учебников. Дети дошкольного возраста гораздо больше впитывают той информации, которая была им преподнесена в игровой форме, ненавязчиво, но интересно. И гораздо лучше проводить духовно-нравственное воспитание «вживую» с ребенком, а не просто показывая фильмы по интернету. Из десятков таких фильмов малыш не вспомнит и половины. Но он наверняка на всю жизнь запомнит рассказ собственного деда, бабушки или даже прадеда, который усадил его на свою коленку и «один на один» рассказал свой жизненный случай.
Поэтому развивайтесь вместе со своим ребенком, тогда результат будет продуктивным. Если говорить о проведении тематических мероприятий, то устройте осеннюю ярмарку по случаю сбора урожая, отмечайте государственные праздники и памятные даты с обязательным изучением истории этих праздников, создавайте поделки, рисунки на темы ВОВ, Рождества, Нового года и т.п
Важно посещать с детьми музеи, выставки, изучать историю национального костюма, кулинарии
Одним из самых ярких и сильных примеров духовности русского человека является акция «Бессмертный полк». Она была создана всего несколько лет назад, но моментально объединила миллионы людей, которые не хотят терять связь со своими предками, чтят их память, помнят о подвиге народа и выражают признательность. «Бессмертный полк» — один из самых ярких примеров преемственности поколений.
Конспекты занятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в III группе ЗПР (6-7 лет) «Семейные обычаи на Руси»
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Праздник доброты и вежливости»
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «О Русь моя», для детей имеющих нарушения речи
Занятие по познавательному развитию и духовно-нравственному воспитанию «Георгий Победоносец – символ победы добра над злом»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Вспомним те дни»
Конспект занятия в средней группе по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Наша Родина — Россия»
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Зернышко»
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в младшей группе «Моя дружная семья»
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию во II младшей группе «Москва — любимый город»
План-проект образовательной деятельности в старшей группе «День народного единства», «Мой город»
План образовательной деятельности «С праздником любимый город»
План образовательной деятельности в подготовительной группе «День народного единства», «Мой город, моя страна»
Краткие выводы
Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.
Нравственное воспитание школьников в дальнейшем определяет моральный облик граждан страны
Если педагоги будут акцентировать внимание своих воспитанников на общественных проблемах государства (нацизм, расизм, фашизм, эгоизм и равнодушие), учить их решать трудности всевозможными способами, а не искать оправдания, то в государстве возрастет число инициативных сильных личностей, которые изменят будущее к лучшему