Календарь кризисов ребенка
Самый первый психологический кризис ребенка. Проявляется в 6-8 месяцев. Малыш осваивается с новым условиям обитания. Он учится самостоятельно согревать себя, дышать, употреблять пищу
А вот общаться самостоятельно он еще не может, поэтому крайне нуждается в поддержке и помощи родителей.
Чтобы облегчить этот период привыкания родителям нужно как можно больше внимания уделять малышу внимание: брать его на ручки, кормить грудью, обнимать и защищать от стрессов и тревог.
Этот переходный период психологи выявили самым первым, поскольку в это время малыш начинает самостоятельно познавать мир. Он начинает говорить и ходить
Ребенок начинает понимать, что мама, которая находится в центре его мировоззрения, имеет еще и другие интересы, собственную жизнь. Он начинает бояться быть брошенным или потерянным. Именно по этой причини, только научившись немного ходить, малыши ведут себя довольно странно: каждые 5 минут проверяют, где мама, или любыми способами пытаются добиться максимального внимания родителей.
В возрасте 12-18 месяцев ребенок пытается сравнивать себя с другими и принимать первые волевые решения. Довольно часто это выливается в настоящие «протесты» против ранее установленных правил
Родителям важно понять, что ребенок уже не беспомощен и ему необходима определенная свобода для развития.
Это очень острый психологический кризис, который проявляется в 2-4 года. Ребенок становится практически неуправляемым, его поведение сложно поддается коррекции
На все ваши предложения он имеет один ответ: «не буду», «не хочу». При этом довольно часто слова подтверждаются действиями: вы говорите «пора домой», малыш убегает в противоположную сторону, вы говорите «складывай игрушки», а он нарочно их разбрасывает. Когда ребенку что-то запрещают, он громко кричит, топает ногами, а иногда даже пытается вас ударить. Не пугайтесь! Ваш малыш начинает осознавать себя, как личность. Это проявляется в виде самостоятельности, активности и настойчивости.
В этот нелегкий период родители должны запастись особым терпением. Не стоит на протесты ребенка отвечать криком, а тем более наказывать его за это. Такая ваша реакция может только ухудшить поведение малыша, а иногда становится причиной формирования негативных черт характера.
Однако, четкие границы дозволенного определить необходимо, и отступать от них нельзя. Если вы поддадитесь жалости, ребенок моментально это почувствует и будет пробовать вами манипулировать. Многие психологи рекомендуют во время сильных истерик малыша оставить наедине с собой. Когда нет зрителей, капризничать становится не интересно.
Данный переходной период ребенок переживает в возрасте от 6 до 8 лет. В этот период дети активно растут, у них совершенствуется точная моторика рук, продолжает формироваться психика. Вдобавок ко всему этому, меняется его социальный статус, он становится школьником.
У ребенка резко меняется поведение. Он становится агрессивным, начинает спорить с родителями, огрызаться и кривляться. Если раньше родители видели все эмоции своего чада на его лице, то теперь он начинает их прятать. У юных школьников повышается тревожность, они боятся опоздать на уроки или неправильно выполнить домашнее задание. В результате у него пропадает аппетит, а иногда даже появляется тошнота и рвота.
Постарайтесь не перегружать ребенка дополнительными занятиями. Пускай он вначале адаптируется в школе. Попробуйте к нему относиться, как к взрослому, дайте больше самостоятельности. Назначьте ребенка ответственным за выполнение его личных дел. И даже ели у него что-то не получается, продолжайте поддерживать его веру в себя.
Один из самых сложных кризисов, поскольку их дитя становится взрослым. Этот период может начаться, как в 11, так и в 14 лет, и длятся он 3-4 года. У мальчиков он длится дольше.
Подростки в этом возрасте становятся несдержанными, легко возбудимыми, а иногда даже агрессивными. Они очень эгоистичны, обидчивы, равнодушны к близким и окружающим. У них резко падает успеваемость, даже по тем предметам, которые раньше давались легко. На их мнение и поведение довольно сильно начинает влиять круг общения.
К ребенку пора начинать относиться уже, как к вполне взрослому человеку, который может сам отвечать за свои поступки и принимать решения. Помните, что, несмотря на самостоятельность, ему все еще необходима поддержка родителей.
Источники
- Wagner R., Meißner J., Grabski E., Sun Y., Vieths S., Hildt E. Regulatory concepts to guide and promote the accelerated but safe clinical development and licensure of COVID-19 vaccines in Europe. // Allergy — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33887070
- Al-Tammemi AB., Tarhini Z., Akour A. A swaying between successive pandemic waves and pandemic fatigue: Where does Jordan stand? // Ann Med Surg (Lond) — 2021 — Vol65 — NNULL — p.102298; PMID:33880181
- Koweyes J., Salloum T., Haidar S., Merhi G., Tokajian S. COVID-19 Pandemic in Lebanon: One Year Later, What Have We Learnt? // mSystems — 2021 — Vol6 — N2 — p.; PMID:33879497
- Przednowek T., Stacey C., Baird K., Nolan R., Kellar J., Corser WD. Implementation of a Rapid Post-Code Debrief Quality Improvement Project in a Community Emergency Department Setting. // Spartan Med Res J — 2021 — Vol6 — N1 — p.21376; PMID:33870002
- Desilets J., Lee CS., Fang W., Hinkle DM. Mortality risk associated with endophthalmitis in West Virginia. // Int Ophthalmol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33861381
- Monte-Soldado A., López-Masramon B., Rivas-Nicolls D., Andrés-Collado A., Aguilera-Sáez J., Serracanta J., Barret JP. Changes in the epidemiologic profile of burn patients during the lockdown in Catalonia (Spain): A warning call to strengthen prevention strategies in our community. // Burns — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33858713
- Eubank JM., Burt KG., Orazem J. Examining the psychometric properties of a refined perceived stress scale during the COVID-19 pandemic. // J Prev Interv Community — 2021 — Vol — NNULL — p.1-14; PMID:33855930
- Ghosh AK., Mecklenburg M., Ibrahim S., Daniel P. Health Care Needs in the Aftermath of Hurricane Maria in Puerto Rico: A Perspective from Federal Medical Shelter Manatí. // Prehosp Disaster Med — 2021 — Vol36 — N3 — p.260-264; PMID:33853696
- Wang R., Zhong R., Liang H., Zhang T., Zhou X., Huo Z., Feng Y., Wang Q., Li J., Xiong S., Li F., Liang W., He J. Thoracic surgery and COVID-19: changes and managements during the pandemic. // J Thorac Dis — 2021 — Vol13 — N3 — p.1507-1516; PMID:33841943
- Ogura Y., Gum JL., Steele P., Crawford CH., Djurasovic M., Owens RK., Laratta J., Brown M., Daniels C., Dimar JR., Glassman SD., Carreon LY. Drivers of in-hospital opioid consumption in patients undergoing lumbar fusion surgery. // J Spine Surg — 2021 — Vol7 — N1 — p.19-25; PMID:33834124
Младший школьный возраст
Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.
Что это значит?
- Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
- Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
- Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
- Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
- Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.
Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в коллективе, подчиняться школьной дисциплине.
Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.
Кризис подросткового возраста
В этот кризис человек становится самостоятельным.
Признаки кризиса: формируется критическое мышление (не воспринимает слова взрослых).
Послушный подросток – удобный подросток, но незрелый. Покладистость подростка должна насторажить вас.
Самоидентификация – главное в этом кризисе. Подросток хочет говорить только о себе. И его главная проблема в том, что ему не с кем поговорить о себе. Родители, как правило, говорят с ним лишь о том, что ему нужно делать.
Роль родителя во время любого кризиса – не жертвы и не цербера, а тренера. Ребенок должен потренироваться на родителях и прокачать свои навыки, чтобы взрослеть дальше.
Раздраженный воспитатель не воспитывает, раздражает
Объяснение должно быть доступным — по возрасту, спокойным и сказанным в такое время, когда ребенок слышит.
Ребенок раздраженную речь слышит «не тем местом». Ребенок слышит только тон. Первым делом он считывает информацию, что мама сейчас злая. Бывает, что интонация полностью блокирует содержание. Бывает, что блокирует не на 100 процентов. Слышит что-то, но не то, что вы хотите сказать. Очень много сил он тратит на то, чтобы справится с эмоциональной окраской этой речи.
Иногда нужны жесткие меры (например, если машинку в голову брату кинул), надо говорить, если ты еще раз это кинешь, то она уйдет на шкаф. Можно забрать игрушку. Можно разработать семейное правило, как поступать, если ребенок ведет себя таким образом.
Если вы просто будете объяснять, то не значит, что объяснение сработает именно сейчас. Может, сработает пятое объяснение, может, сто двадцать пятое, может, ваш сын или дочка просто перерастут желание бросать.
Если объяснение в спокойной обстановке не приносит результата, нужно подумать, почему не работает такой правильный метод. К примеру, бросание и игра с палкой – одна из базовых потребностей мальчиков. Тогда ему нужно дать игрушки, которые можно швырять. Может быть, он не может словами выражать какие-то эмоции, поэтому швыряется. Его нужно пытаться научить объясняться словами, а не бросками. В любом случае, нужно разработать правила, которые обезопасят остальных от швыряния.
Раздраженный тон будет действовать в каком-то случае, но действовать будет именно раздражение, а не то, что вы хотите сказать. Если вы шлепаете ребенка и сильно на него кричите, то объяснения работать не будут. Потому что действует самая сильная эмоциональная мера.
Почему у родителей, которые кричат и бьют детей, дети хуже слышат? Потому что пока родитель не ударит и не закричит, он не отреагирует. Работает только самая сильная мера из используемых.
Критический период сложно преодолевается с нянями и бабушками. Родители, если не усталые, не истощенные, они готовы предоставлять ребенку большую самостоятельность, если они сообразили в чем дело, чего ребенок добивается, а няни и бабушки очень боятся ее предоставить. Няням и бабушкам нужно дать разрешение на взросление и подтолкнуть к этому. Если это няня, нужны должностные инструкции.
В кризисный период перестают работать воспитательные меры, которые работали прежде. Идея не в том, чтобы усиливать их, а в том, чтобы попытаться понять, что ребенок хочет, требует. Не с тем, чтобы целиком согласится на требования, а с тем, чтобы издать указ, который узаконил бы часть этих требований, увеличив дозу самостоятельности ребенка.
Внутренний смысл кризиса ребенка – повзрослеть. Взросление происходит не мягким, а резким способом. Взросление связано с самостоятельностью. Изначально мы вынашиваем малыша внутри живота, потом мы рожаем. Дальше ребенок начинает ползать, ходить, говорить. Он все больше делается от нас независимым. Давайте встречать это как данность и… с радостью!
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
Причины возрастных кризисов
Почему одни люди сталкиваются с кризисом в том или ином возрасте, а другие — нет? На это влияет как внутренний склад, опыт, успехи и провалы, так и среда, внешние обстоятельства.
«Взрослеют и меняются все, но одни делают это плавнее других, субъективно менее заметно. Есть, к примеру, счастливцы, которые преодолели пубертатный период гладко — без приступов неприятия своей внешности, конфликтов с родителями или острого ощущения несправедливости мира и никчёмности существования. Но практически не бывает людей, легко прошедших климактерический период, когда помимо колебаний давления, изменений внешности, снижения настроения, меняются сексуальные, физические возможности. Только очень стрессоустойчивый человек способен философски отнестись к утрате прежних способностей и интересов. Хорошо при этом, что здоровье позволяет найти себя в другом
Амплитуда психологических расстройств у каждого разная. Она также зависит от культуры, воспитания, нравственных устоев человека. Не любой способен в период тоски отвлечься классической музыкой. Гораздо легче растормозиться, поссориться со всеми, обвинить в собственной немощи близких или экономический кризис и с отчаянием уйти в запой — алкогольный, пищевой, навязчиво-тревожный (когда человек каждый день варится в переживании проблем и не стремится избавиться от собственной токсичной эмоциональной атмосферы)».
Кризисы зрелых возрастов прочно связаны с ожиданиями и амбициями. Человек, который многого ожидал от себя и от жизни, но находился в иллюзии относительно своих способностей и усилий, рано или поздно переживает столкновение с реальностью. Он понимает, что время проходит или уже прошло, а желаемые цели не достигнуты и, возможно, даже то, что имелось, теперь утрачено.
Особенности протекания и значение критических возрастов
Дети развиваются постепенно и поэтапно. Если условно считать «детством» возраст от 0 до 18 лет, то в нем есть свои периоды. И они не совпадают с годом жизни. Цикличность развития имеет психологические предпосылки. Основными этапами становления ребенка личностью являются: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младшая школа, подростковый возраст, юность.
В каждом из обозначенных периодов дети получают определенные навыки и умения, и каждый из них завершается кризисом, после которого все приобретенное совершенствуется и дополняется. Это, как утверждают психологи, вполне закономерно. Кризисный этап – ступенька для перехода в другой период развития, своеобразный «психологический толчок». Он длится несколько месяцев, но четких границ у него нет. Не всегда удается точно определить, что «перестройка» уже началась.
Итак, основные переходные моменты от одного этапа развития к другому в психологии детей:
- кризис новорожденного: переход из новорожденности в младенчество;
- кризис годовалого ребенка: переход из младенчества в раннее детство;
- кризис трех лет: ступенька из раннего детства в дошкольный период;
- кризис семилетних детей: дошколята становятся школьниками;
- подростковый кризис: переход из начальной школы в средние классы (ребенку на этот момент 11 или 12 лет);
- кризис ранней юности: грань между детством и взрослостью (15-17 лет).
Кризисные состояния у детей проходят по-разному. У одних протекание переломного момента сопровождается повышенной нервной возбудимостью, плохим поведением, а у других – заболеваниями.
Большую роль в создании оптимальных условий для детей, переживающих определенный кризис, играют родители. Им нужно быть уравновешенными, доброжелательными и терпимыми. Поддержка взрослых очень важна для детей в такие сложные периоды.
Кризис новорожденности
Счастливым и радостным событием является рождение ребенка. Родителей переполняют самые нежные чувства, умиляются все близкие. Для малыша же первое время после появления на свет – кризисный момент. В отличие от внутриутробного существования в новой среде более светло, другой температурный режим, иной способ питания. Ко всему новому надо приспосабливаться, а это – физический и психический труд. Крошечное создание беззащитно. Его благополучие полностью в руках его родителей.
С момента появления на свет кроха обладает врожденными рефлексами: сосательным, хватательным, подошвенным, шаговым, глотательным и др. (всего их 15). Эти реакции безусловные, они естественны и необходимы для адаптации малыша к самостоятельному существованию. Их слабое проявление или отсутствие — повод для тревоги со стороны родителей и врачей.
Наряду с этими природными закономерностями в период новорожденности формируются и условные рефлексы. Это примитивная деятельность как следствие реагирования на окружающую среду. Сюда относятся улыбка грудничка при виде людей, его плач как зов о помощи и внимании, гуление и движения при приближении кого-нибудь. Все перечисленные реакции в комплексе называются комплексом оживления.
Характерным признаком кризиса новорожденности, с точки зрения психологии, является противостояние полной зависимости ребенка от взрослых, потребности в уходе и внимании, с одной стороны, и неумения выражать свои желания – с другой. Этот «конфликт» становится толчком к возникновению индивидуальной психологической деятельности малыша. Он родился, он уже личность!
Продолжительность этого критического периода индивидуальна. Обычно он длится с момента рождения, когда ребенок начинает терять вес, и до того времени, когда вес восстанавливается до исходных показателей.
В целом, кризисный этап в жизни грудничков длится не более 2-х месяцев. Когда ребенок начинает самым примитивным образом общаться со взрослыми, тогда и заканчивается период новорожденности и начинается следующий этап — младенчество.
Как реагировать на кризис у ребенка?
Первое, что нужно сделать, — осознать, что кризис 3 лет неизбежен, через него проходят все. Это биологическая программа человека. Вы не можете заставить малыша обойтись без этой сложной перестройки. Но отстраняться от ребенка в этот непростой период тоже не стоит — любящие родители должны установить для него новые границы и помочь обрести самостоятельность
Важно, чтобы родственники не противоречили друг другу и выступали «единым фронтом», вместе искали оптимальный подход к маленькому бунтарю.
Часто родители начинают кидаться в крайности: все разрешать, лишь бы избежать детских истерик, или, наоборот, держать малыша в ежовых рукавицах, чтобы не избаловать. Попробуйте найти золотую середину и показать сыну или дочери, что из каждой ситуации есть несколько выходов. Пусть узнает, что можно попросить, настоять, поискать компромисс, а порой — принять категорический отказ. Все эти инструменты пригодятся вашему чаду для разрешения конфликтов во взрослой жизни.
Позвольте ребенку принимать многие решения самостоятельно — конечно, если они не связаны с его здоровьем или безопасностью. Трехлетний малыш вполне может выбрать кашу на завтрак или наряд для похода на утренник. Старайтесь находить компромиссы: например, если ребенок настаивает на мороженом вместо супа, пообещайте ему желанный десерт после еды — и сдержите слово!
Вот отличные способы помочь малышу легче пережить кризис:
- Избегайте приказного тона, который сам по себе вызывает противодействие. Так, вместо «Сейчас мы будем рисовать!» стоит спросить: «Какой карандаш ты выберешь?»;
- Старайтесь не делать замечаний ребенку напрямую, а обозначать общие правила. Например, говорите: «Малышей бить нельзя», «Кошек не обижают», «Люди не кусаются»;
- Давайте ребенку больше свободы — пусть он сам решает, когда пора уходить с детской площадки, куда пойти гулять и какую шапку надеть на улицу. Будет замечательно, если у малыша появится собственное пространство, будь то отдельная комната или секретный уголок на кухне;
- Доводите негативизм ребенка до абсурда — умоляйте его не надевать пижаму, не есть кашу и поскорее сломать все игрушки. Осознав комичность ситуации, малыш перестанет настаивать на своем;
- Не пытайтесь «переупрямить» трехлетку, устраивая соревнования в духе «Нет, будет так, как я сказала!». Они лишь портят настроение и отнимают душевные силы;
- Как можно чаще показывайте ребенку свою любовь. Поощряйте и хвалите его, когда он того заслуживает;
- Не стоит капризничать, обижаться или пытаться переложить ответственность на малыша («Ну что мне с тобой делать, скажи?»). Это выбивает у ребенка почву из-под ног, мешает ему нащупать границы;
- Поговорите с родителями, чьи дети недавно прошли через кризис. Их опыт может оказаться очень полезным;
- Будьте внимательнее к потребностям ребенка. Очень часто истерики и скандалы имеют под собой банальные причины — малыш перевозбудился, устал, голоден или замерз;
- Помогайте сыну или дочке снять напряжение. Для этого отлично подойдут активные игры, шуточная борьба, массаж, совместные танцы.
Подростковый кризис
Физиология. В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание.
Психология. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность. Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников. Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.
Что делать? К подростку нужно относиться как к взрослому, способному принимать решения и отвечать за поступки. Не нужно навязывать ему свое мнение, постарайтесь подводить его к адекватным самостоятельным решениям. Если поведение подростка вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с психологом.
Как выйти из возрастного кризиса
Если говорить о детских кризисах, то в их преодолении малышам необходима поддержка взрослых
При кризисе 2-4 лет, когда малыш нащупывает свою независимость, важно поощрять самостоятельное поведение и избегать жёсткой критики. Если родители ведут себя правильно, у ребёнка будет больше шансов вырасти уверенным в себе
В 5-8 лет маленький человек учится жить в социуме, и здесь опять же важно давать аккуратную обратную связь, без излишнего критицизма. Если ребёнку удаётся на этом этапе проявить свои коммуникативные и организаторские способности, его дальнейшее взаимодействие с окружающими протекает гармонично.
Подростковый кризис часто называют самым ярким кризисом. Для родителей он часто оказывается неожиданным: ещё вчера послушного, доброго и ласкового ребёнка сегодня просто не узнать. Он отчаянно спорит, отказывается делать домашнюю работу и просто дерзит. Надо понять, что это нормальный процесс. Растущая личность нащупывает свои и чужие границы и активно занимается самоопределением, даже если всё это больше похоже на хаос. Стремление к независимости — естественное желание подростка, которое стоит поощрять в разумных пределах. Так или иначе, родителям придётся предоставлять взрослеющему ребёнку больше прав и свобод. Главное, предварительно убедиться, что он достаточно сознателен и готов к этому.
Взрослый человек способен самостоятельно выйти из любого кризиса возраста
«Каждый человек способен преодолеть кризис возраста. Обнаружив свой кризис, не пугайтесь и не записывайте себя в неудачники. Спокойно скажите себе, глядя в зеркало, например, следующее:
«Да, это кризис. А это лицо с угрюмым выражением — я, заставший себя врасплох. Оказался неготовым. Растерялся. Спо-кой-но. Не делай резких движений. Сначала привыкни. Кризисы неизбежны. Теперь проведи инвентаризацию. Голова — одна. Всё остальное — тоже присутствует. Раздражительность, апатия, рассеянность и головные боли. Денег нет, а бессонница есть. Нужно же от чего-то отталкиваться. Замри и слушай. С невозмутимым лицом продолжай делать, что умеешь хорошо. А где какая-то ерунда — прекрати и потрать это время на музыку Гайдна. Не тот молодец, кто не падает. А тот, кто встает. Живи так, чтобы сам себя снова зауважал. Опираясь на самоподдержку, постепенно найдёшь правильный выход. Потому что возрастной кризис закончится тогда, когда ты согласишься со своим возрастом и перестанешь втискиваться в чужой. Когда поймешь, что всё получится, если перестанешь этого сильно хотеть. Когда не будет нетерпимости, а нагрянет мудрость — замри, дыши и начинай двигаться плавно. Может быть, в другую сторону. Но только двигайся. Иначе заржавеешь».
Самостоятельно выйти из кризиса помогают все психологические методы, помогающие если не полюбить себя, то начать относиться с уважением: «этот человек имеет право на мнение, ошибки и отказ от прежних убеждений, навязанных ему прежним немудрым возрастом». Каждая минута в мире с собой — метод выхода из кризиса.
Юношеский возраст
Раннюю юность как отдельный возрастной этап становления личности ребенка выделяют не все психологи. Многие ограничиваются подростковым периодом. И все же, кризис юношеского возраста происходит в 17 лет.
На пороге совершеннолетие, которое ассоциируется у детей с полной свободой и независимостью. И пока оно не наступило, подростки впадают в размышления о бытие. Вся жизнь впереди, и надо тщательно ее продумать. В это же время наступает и половая зрелость, возникает стремление к интимным отношениям.
Обычно кризис ранней юности протекает мягко, без острых проблем. От взрослых требуется проявление уважения к мнению своего ребенка и психологическая поддержка. Строго наказывать ребенка за то, что он проявляет свой характер, утверждается как личность, не совсем правильно в любом возрасте. Наказание должно быть понятным ребенку, он должен осознавать последствия того или иного поведения, должен понимать, что какие-либо его выходки могут сильно ранить окружающих.
Какие существуют кризисы детского психического развития
Наиболее известные:
– Первый кризис активно выделяют только у нас в России, его не выделяют в зарубежной психологии. Это кризис года, вернее, того времени, когда ребенок начал ходить и это на него очень сильно повлияло – он перестал быть младенцем, перестал быть послушным.
– Следующий кризис раньше называли кризисом трех лет или «Я сам». Теперь кризиса трех лет не существует. За последние пятьдесят лет он помолодел на год. Кризис «Я сам» – это теперь кризис 2 – 2,5 лет, когда дети начинают говорить, незрело отвергать помощь взрослых, не понимая, зачем она нужна.
Чем старше ребенок, тем более «плавающий» момент наступления кризиса.
– В 5,5 лет наступает один из микрокризисов развития, связанный с дозреванием основных структур коры головного мозга, которые контролирует эмоции. Это кризис перехода в старший дошкольный возраст.
С этого момента от ребенка можно требовать большего контроля за своим эмоциональным поведением. В этом возрасте начинаются процессы с осознанием пола, выстраиванием сценария вперед, происходит скачковое усложнение внутреннего мира, возникает максимальное количество страхов. Ребенок делает серьезные обобщения о мире, жизни, сильно расширяется поле действия его фантазий.
– Следующий кризис – 7 лет. Это кризис социального происхождения, это период начала обучения в школе. Если ребенок пошел в школу в 6 лет, то у него будет кризис в 6 лет. Это тот момент, когда ребенок перестает ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – перестройка доминирующего авторитета, появление авторитета школьного учителя и связанной с этим социальной позиции.
— Следующий кризис – подростковый. Раньше было принято считать, что в подростковом возрасте все приключения заканчиваются, но, на самом деле, они только начинаются, потому что кризис сопровождает человека до самой старости. Самая интересная ситуация случается, когда в семье совпадает два и больше кризиса. Например, когда один ребенок в кризисе трех лет, другой – в подростковом кризисе, а папа – в кризисе средних лет. И у бабушки возрастная депрессия, связанная с кризисом старения.
Если у ребенка критический период длится от шести недель до трех месяцев, то у взрослых это могут быть месяцы и годы, хотя проявления кризиса у ребенка гораздо более яркие. Вы можете несколько месяцев только догадываться, что ваш спутник жизни находится в кризисной ситуации, а у ребенка вы увидите сразу на следующий день, что в нем что-то поменялось.
Кризис трех лет
Период раннего детства (от 1 до 3-х лет) завершается. Ребенок многое умеет, уже и кушает сам, и что-то мастерит. Для достижения следующего периода развития не хватает четкого «Я». В его формировании и заключается кризис трехлетних малышей. Эго в этом возрасте занимает свою прочную позицию.
Примерно за полгода до исполнения 3-х лет у ребенка начинают формироваться потребности «хочу» и «могу». Малыши всегда пытаются настоять на своем или сделать что-то в противовес желанию взрослых. В их поведении преобладают деспотизм, негативизм, протест, упрямство, желание дразнить и ругаться. Все эти симптомы – результат формирования «Я».
Что же делать родителям? Ведь ругая и наказывая, бунт собственного чада усилится. Эффективным «лекарством» в этом периоде является игра. Только в ней можно направить желания ребенка в нужное русло и научить его тому, что помимо «хочу», существует «нельзя».
Кризис 3 лет: рекомендации родителям
Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение
Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается — просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо
Предоставьте ребенку возможность выбора
Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»
Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.
Помогите ребенку принять себя
Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.
Обратитесь к специалистам
Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет — тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.