Адаптация в саду: как пережить

Тонкости адаптации к садику

Прежде всего, стоит разобраться в самом понятии адаптации. Если описывать это в глобальном смысле, то адаптация – постепенное привыкание к новым условиям среды. В нашем случае малыш вынужден адаптироваться к режиму и укладу образовательного учреждения, сменяя родные домашние стены и узкий семейный круг на шумную группу детишек и заботливую воспитательницу. Это, безусловно, трудно для него, поэтому задача родителей – сделать так, чтобы привыкание к новому этапу в жизни и адаптация к детскому саду в целом прошла у малыша максимально безболезненно.Почему стрессует малыш? Вспомните свои ранние годы: наверняка вы боялись остаться без мамы в магазине, пугались, когда теряли ее из виду, чувствовали себя неуютно в присутствии малознакомых взрослых, в чужом доме. Да что далеко ходить, помните ли вы свои годы в саду? А, может быть, вас переводили в новый незнакомый сад или новую школу? Ощущение полной незащищенности, все чуждо: новые стены, новые дети, новые взрослые. Все – чужое, другое, незнакомое. Это стресс. А представьте, каково такому маленькому крохе сейчас!

Стрессовые факторы для ребенка в период адаптации:

  • основной и главный – мамы нет рядом. Многие еще не готовы к самостоятельности в этом возрасте и предпочитают быть около близкого человека постоянно;
  • чужие дети и взрослые, с которыми ребенок вынужден взаимодействовать и общаться;
  • иной распорядок дня и правила, которых стоит придерживаться;
  • теперь малыш – не центр всеобщего внимания. Детей много, а сотрудники дошкольного учреждения физически не могут уделять малышу все свое время в течение дня;
  • большая степень самостоятельности. Хочется или нет, априходится ухаживать за собой самому, кушать ложкой самостоятельно, проситься в туалет или справлять нужду как положено без посторонней помощи, пытаться одеваться и т.д.

Вот почему родителям не стоит относиться к выходу в детский сад легкомысленно. Это очень ответственный момент, к которому нужно подойти со всей серьезностью и подготовить своего ребенка насколько это возможно. Тем самым вы убережете его от излишних эмоциональных потрясений, избавите от проблем себя и облегчите работу воспитателям и нянечкам.

Различают три периода привыкания к саду:

  • острый;
  • умеренно острый;
  • стабилизирующий.

Логично предположить, что первые два периода для ребенка являются особенно тяжелыми. Он постоянно находится в возбужденном состоянии, тратит очень много энергии, стараясь привыкнуть к новому распорядку дня, правилам поведения в группе.

Очень часто детки протестуют, становятся капризными, плаксивыми, не слушаются. Редкий малыш с удовольствием остается в саду в первые дни посещения, хорошо кушает, спит и в целом бодр и весел.Стабилизирующий период «расставляет все на свои места». Его окончание знаменует об успешном завершении адаптации, малыш полностью влился в коллектив и в саду чувствует себя вполне комфортно.Длительность периода адаптации в детском садутакже строго индивидуальна у каждого конкретного малыша: кто-то уже через неделю готов остаться с воспитателем на полный день, а кто-то в течение месяца-двух постоянно плачет по маме. 

Советы психолога: 6 разговоров о садике

Рекомендации родителям по адаптации детей часто включают совет больше разговаривать с ребёнком о дошкольном учреждении. Только как это сделать правильно и о чём нужно говорить с малышом, чтобы облегчить будущее привыкание?

Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают».
Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек

То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым.
Каждый раз, проходя мимо детского сада, не забывайте напоминать, что через некоторое время ребёнок также сможет сюда ходить и играть с другими детьми. В его присутствии также можно рассказывать своим собеседникам о том, как гордитесь новоиспечённым дошколёнком.
Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон.
Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет. Кроме того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться мгновенно, поскольку для воспитателей важно уследить сразу за всеми детьми.
Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения. Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику.

Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как следует хорошо себя вести!» Старайтесь выдерживать золотую середину.

Этапы физиологического и психологического приспособления к новым условиям и правилам

Попадая в новые условия, малыш должен перестроиться не только эмоционально, но и физически. Маленький организм приспосабливается к новой окружающей среде. Физиологическая адаптация делится на следующие этапы:

  1. Острая адаптация. В это период маленький организм болезненно реагирует на новую обстановку. В напряжении находятся все жизненно важные системы. В результате многие дети в этот период заболевают.
  2. Неустойчивое приспособление. Организм ещё ослаблен, но уже нормально реагирует на окружающие условия.
  3. Устойчивое приспособление. Организм ребёнка возвращается к такому же состоянию, как и до первого посещения детского сада.

В период острой адаптации часто происходит снижение иммунитета и малыш может заболеть

Чем крепче иммунная система крохи, тем легче удастся пережить приспособление к новым условиям. При этом возраст ребёнка значения не имеет. Дети, которые регулярно проводят время на свежем воздухе, полноценно питаются и общаются со сверстниками, часто начинают адаптацию в дошкольном учреждении сразу со второго этапа.

Важной является также психологическая адаптация, которая подразумевает приспособление ребёнка к требованиям, существующем в новом коллективе. Процесс будет включать:

  • привыкание к распорядку дня;
  • налаживание контакта с воспитателями и детским коллективом;
  • принятие новых «коллективных» правил.

Большинство детей в первые дни ведут себя настороженно, не хотят играть с одногруппниками и общаться с воспитателями. Но проходит совсем немного времени, и малыш уже чувствует себя как дома.

Готовность к школе: важные аспекты

От чего же тогда зависит успешность ребенка в школе? И почему опыт одних мам говорит о позитивном влиянии домашнего воспитания перед школой, а другие родители вместе с педагогами нередко отмечают у несадовских детей частые пропуски по болезни, повышенную утомляемость и даже нервные срывы, коммуникативные трудности и сложности в самоорганизации и принятии школьных правил?

В действительности на благополучное обучение ребенка в школе оказывает влияние не место, где он провел первые семь лет своей жизни, а степень сформированности различных сторон его личности. Условно можно выделить 4 критерия готовности малыша к школьному обучению:

1. Интеллектуальный и психологический

Это и система знаний, которой обладает ребенок, и способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитая память, мелкая моторика и речь.

Приобщение к детсадовской обстановке

Перед тем, как отводить ребенка в садик, приучите его к детсадовскому режиму.

Минимум за 2-3 месяца начинайте перестраивать ребенка на этот режим: подъем, завтрак, прогулка, обед и дневной сон в строго отведенное время.

Чтобы ребенок лучше усвоил уклад детсадовской жизни, разверните дома масштабную игру-стратегию под названием «Кукольный детский сад». Выберите нескольких кукол или зверушек, которые будут посещать игрушечный садик, соорудите необходимые помещения (спальня, раздевалка, группа) и включайтесь в игру. Покажите ребенку, как мамы с утра приводят своих деток в садик, раздевают их; там они играют, гуляют, кушают, спят, а вечером родители забирают их домой. После таких игр ребенок быстро освоится в новой обстановке.

Организация адаптации к детскому саду

Чтобы максимально адаптировать ребенка, необходимо соблюдать ряд рекомендаций, в частности научить малыша:

  • пользоваться столовыми приборами;
  • проситься в туалет;
  • кушать разную еду;
  • стараться четко выражать свои мысли;
  • слушаться взрослых;
  • мыть руки после улицы и перед едой;
  • отказаться от соски;
  • общаться и играть со сверстниками;
  • уметь засыпать самому.

Программа подготовки должна включать в себя следующие этапы и приемы:

1. Смена режима дня. Нужно скорректировать распорядок дня малыша таким образом, чтобы он был максимально приближен к тому, что будет в садике. Это снизит психологическую нагрузку на ребенка и сильно облегчит адаптацию.

2. Смена рациона питания. Если ваш рацион сильно отличается от того, что будет в детском саду, то рекомендуется скорректировать его. Если ребенок будет хорошо и с удовольствием питаться в садике, то это сильно облегчит его адаптацию. И наоборот, дети, которые отказываются есть непривычную пищу, привыкают к новым условием дольше.

3. Моральная подготовка. Рассказывайте ребенку в положительном ключе, куда ему вскоре предстоит отправиться и что его там ждет. Если во время прогулки вы проходите мимо садика, то показывайте малышу это место, объясняйте, что скоро он туда будет ходить, там будут другие ребята, а вы не бросаете его, просто нужно работать. Старайтесь описывать все правдиво, не нагнетать, но и не приукрашивать.

4. Будьте уверены в себе и спокойны. Ребенок должен быть уверен, что все идет так, как надо. Если он увидит, что родители переживают, то сам начнет беспокоиться и это затруднит его адаптацию. Отводите малыша в сад с улыбкой, настраивайте его на хорошее настроение и приятное времяпрепровождение.

5. Не оставляйте ребенка в саду сразу на весь день. Процесс привыкания должен происходить постепенно. В первые дни ребенку нужно оставаться в группе на пару часов, затем до обеда, дневного сна и уже потом на целый день.

«Я здесь чужой!»

Переезд неизбежно ведет за собой смену окружения. Очень часто на прежнем месте жительства остаются бабушки и дедушки, по которым сильно скучают малыши, и иногда и младшие школьники

Часто встречается ситуация, когда именно старшее поколение в наибольшей степени окружало ребенка заботой и вниманием, организуя его досуг, оказывая помощь в подготовке уроков, наполняя положительными эмоциями время между уходом из детского учреждения до прихода родителей. На новом месте может возникнуть ситуация, когда ребенок будет вынужден дольше находиться в школе или садике, больше предоставлен сам себе.

Иногда бывает и по-другому. Один из родителей начинает больше проводить времени со своим чадом, так как временно не работает, что также ведет к изменению всей системы взаимоотношений в семье, которое иногда бывает на пользу, а иногда – нет.

Кроме того, новый житель большого города вынужден по-новому выстраивать все социальные контакты, на этот факт мы уже обращали внимание выше. Особенно сильно по поводу отношений со сверстниками переживают подростки

В силу психологических особенностей возраста они просто не способны успешно заниматься учебой, быть социально активными и эмоционально устойчивыми, если их отношения с ровесниками не складываются. Эта проблема выходит на первый план внутренних переживаний детей, не позволяя им выполнять все те задачи, которые им ставят взрослые.

Гамма эмоций, которые стоят за трудностями адаптациями в новом коллективе, очень широка: от тревоги, что его не примут, ощущения собственной ненужности, неуместности на новом месте до неосознаваемого страха построения близких отношений. Подросток с одной стороны уже достаточно сознательная личность, чтобы серьезно относиться к друзьям и их выбору, с другой – очень ранимый, болезненно реагирующий на то, что его забывают и постепенно вычеркивают из общения старые друзья.

Субъективно подросток может чувствовать себя очень одиноким, противопоставлять тех, кто остался там, тем, кто есть сейчас, не видеть реальных достоинств новых одноклассников, из-за высокой тревоги воспринимать нейтральное к себе отношение как враждебное, что, конечно, не только не помогает, а, напротив, осложняет создание новых социальных связей.

Ирина, 15 лет, чьи родители восемь месяцев назад переехали из небольшого южного городка в мегаполис, так и не смогла наладить отношения в новом классе. С прежними друзьями она попыталась сохранить контакт, общаясь через социальные сети, но расстояние сделало свое дело, у них становилось все меньше тем для разговоров. Девушка чувствовала себя преданной. Новые одноклассники отнеслись к ней спокойно, но не спешили принимать ее в своей круг. Сама Ирина оказалось не готова выстраивать все отношения с нуля, постепенно все ее попытки наладить общение со сверстниками прекратились, она замкнулась в себе, стала хуже учиться, большую часть времени проводила перед телевизором. Понадобилось полгода работы с психологом, чтобы девушка вновь поверила в свои силы, научилась видеть позитивное в других людях, стала более активной. Личностные изменения повлекли за собой и повышение успеваемости.

Лишаясь возможности в прежнем объеме общаться с теми людьми, которые были очень значимыми «там», ребенок или подросток лишается значительной части поддержки, внимания, безусловного принятия, которые так нужны ему в непростой период адаптации

Поэтому очень важно родителям быть рядом со своим чадом и быть готовым не ругать и критиковать, а понять и прийти в нужный момент на помощь. В случае, когда ситуация выходит из под контроля, лучше обратиться к психологу за консультацией.

Срыв адаптации

Нередко бывает так, что ребёнок уже успел приспособиться к новой обстановке и вдруг начинает продолжительно болеть. Или детский организм так и не справился со стрессом и дал сбой в виде ухудшения самочувствия. Это называется срывом адаптации. За время пребывания дома кроха может забыть о детском саде, и психологический дискомфорт при повторном посещении дошкольного учреждения придётся испытать снова. Причём эта ситуация может повторяться из раза в раз.

Родителям нужно регулярно стоит напоминать о воспитателях и новых интересных занятиях малыша в саду, о совместных весёлых играх. В общем, продолжайте поддерживать и всячески мотивировать ребёнка, формировать у него позитивные воспоминания и отношение к садику. После выздоровления стоит возобновить посещение сада постепенно: возможно, будет лучше первые дни приводить малыша только на время прогулки, а затем постепенно увеличивать его.

Шаг 7. Не замалчивайте свои проблемы

Порой причиной отказа ребенка идти в сад становятся… личные проблемы родителей. Звучит странно, но это так. Чем чаще мы замалчиваем свои трудности, тем больше накапливается тревоги в семейном информационном поле. Ребенок не понимает, в чем причина напряжения, но считывает эту тревогу и может неосознанно воспринимать садик как разрушительный фактор. Особенно если это новый для него ритм жизни.

Для того чтобы снизить общий фон тревоги, проговаривайте свои проблемы вслух, будьте откровенны с ребенком настолько, насколько это позволяет его возраст. Вы можете сказать: «Милый, у меня сегодня болит голова, поэтому не пугайся, если я вдруг зарычу» или «Помни, пожалуйста, что я хмурюсь не из-за тебя, а потому, что у меня случились проблемы на работе». Либо: «Знаешь, мы с папой в последнее время часто не можем договориться, поэтому я бываю такая грустная».

– Очень полезная практика для семьи – рассказывать за ужином о том, как прошел день. Это может занять всего пять минут, но подарить ребенку понимание, что у взрослых есть свой мир, который диктует им свои радости и проблемы. Так он меньше будет переносить родительские тревоги на себя и свои дела.

Трудности адаптационного периода

Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой внезапная смена привычного ритма жизни может вызвать серьезный стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. В первую очередь, трудности в адаптации связаны с отрывом от родителей. Порой ребенку кажется, что его больше никто не любит, все от него отказались.

Замечено, что особенно остро в период от трех до пяти лет разлуку с матерью переживают мальчики, чем девочки.

Нарушение устоявшегося ритма жизни, привычных моделей поведения. Если же ребенок до этого еще ни разу не испытывал самостоятельности или взаимодействия со сверстниками, то новой модели поведения у него попросту нет, и он не знает, как себя вести в новых для него обстоятельствах. Отсюда возможны конфликты как с воспитателями, так и другими детьми.

Самыми распространенными причинами, по которым дети отказываются посещать дошкольное учреждение, это страхи и повышенная эмоциональность. Рассмотрим их.

  • Избыток впечатлений или повышенная эмоциональность ребенка. Еще не до конца сформировавшаяся детская психика бывает неспособна справиться со шквалом новых эмоций и ощущений, которые обрушиваются на малыша с самых первых дней пребывания на новом месте. Часто это пугает ребенка и не дает ему адекватно оценить действительность.
  • Страх перед неизвестностью. Маленький человек растерян, он не знает, что его ожидает в дальнейшем. Новый распорядок дня, новые люди, к которым он не привык.
  • Особенно тяжело адаптация происходит у тех детей, которые до детского сада практически постоянно воспитывались в семье. Дома гораздо снижен порог запретов, а в детском саду новые и новые «нельзя» окружают его со всех сторон.
  • Строгость воспитателей часто резко контрастирует с доброжелательностью родителей, что нарушает прежние поведенческие модели ребенка.

К тому же теперь многие вещи ему приходится выполнять самостоятельно, поэтому очень важно приучать к выполнению хотя бы элементарных действий по самообслуживанию с самого раннего возраста

Чего делать нельзя?

Чтобы не вызвать у крохи боязнь и стойкое неприятие детского сада категорически запрещается:

  • водить в садик заболевшего ребенка;
  • обманывать малыша, говоря, что заберете его совсем скоро, если на самом деле вы этого делать не планируете;
  • ругать или наказывать кроху за то, что он не хочет с вами расставаться;
  • плохо отзываться о воспитателях или условиях в саду;
  • сравнивать малыша с другими детьми не в его пользу.

Нужно понимать, что адаптация к садику – процесс сложный и это может занять много времени. Главное, в чем нуждается кроха и в 2-3 года, и в 5 лет – родительская любовь и понимание. С ними проблема адаптации ребенка к детскому саду будет вполне решаема и первый шаг малыша к взрослой жизни пройдет без особых потерь.

Что такое «период адаптации»

Минимальный период привыкания, или адаптации, к детскому саду (как и к любому другому большому изменению в жизни) составляет 6 недель.

Это время, когда почти каждый ребенок чувствует себя выбитым из колеи. Новые связи и привычки еще не налажены, а старые, домашние модели поведения уже не работают. Самая настоящая «революционная ситуация»! В это время возможны разные и неожиданные для родителей изменения поведения и состояния ребенка.

Сам малыш не понимает, что с ним происходит: в 3 года рефлексия отсутствует. Ребенку просто плохо, трудно, скучно без мамы. И задача родителей — объяснить сыну или дочке, что привыкать к саду непросто, что это целая работа — привыкнуть.

Родителям полезно осознавать, что почти любые поведенческие проявления в этот период нормальны. Ребенок переходит на новый этап развития, и дается это непросто.

Что же может ожидать родителей в период привыкания?

У малыша могут начаться так называемые психосоматические респираторные или желудочные проявления, не связанные с инфекцией, могут появиться страхи, возобновиться ночные пробуждения и даже энурез. Ребенок может начать бояться отпускать от себя маму, а разлучения воспринимать очень эмоционально, говорить: «Мамочка (папочка), ты никогда не придешь, мне без тебя плохо!».

Что делать с подобного рода поведением и психосоматикой? С одной стороны, не обращать внимания на столь яркое поведение нереально, с другой — если относиться ко всему «арсеналу адаптации» слишком внимательно и тревожно, такое поведение может закрепиться, и ребенок в сад не пойдет. Более того, станет вести себя подобным образом при любых попытках разлучения с мамой.

Это один из простых законов детского поведения: удачные стратегии закрепляются. Если какое-то поведение принесло желаемый ребенком результат — оно будет повторяться.

Например, если ребенок с утра сказал: «Мама, у меня горлышко болит», а мама, не проверив состояния, с облегчением с в сад не повела, с высокой вероятностью такая жалоба у ребенка станет ежеутренней. Нужно внимательно, но очень аккуратно реагировать на все жалобы и «заявки», чтобы не пропустить реальные и отбросить фантастические.

Наиболее стратегически правильный вариант родительского поведения — это внимательно выслушать, применив все приемы активного слушания, которые вам известны. Скажите: «Я понимаю, как тебе сложно. Многим детям, которым 3 (4) года, не хочется с утра идти в детский сад, и им кажется, что у них что-то болит. Но…» — и дальше должен идти стройный список доводов, почему в детский сад нельзя не пойти.

Отношение к реальным заболеваниям — простудам и ОРВИ — должно быть максимально позитивное: болеет сейчас — значит укрепляет иммунитет и не будет болеть в школе

Важно: все свои тревоги по поводу здоровья ребенка обсуждайте только приватно, когда он вас точно не слышит

Развитие самостоятельности

Перед тем, как отправлять ребенка в детский сад, нужно обучить его азам самостоятельности и сформировать у него начальные умения самообслуживания. В садике малыш будет чувствовать себя комфортно, если он:

  • умеет одеваться и раздеваться (допускается небольшая помощь со стороны взрослых);
  • самостоятельно ест ложкой, не играет с едой;
  • ходит на горшок;
  • умеет вразумительно попросить о помощи.

Чтобы маленькому человечку было легче научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, подбирайте комфортную одежду, с кнопками и молниями вместо пуговиц. Лучше, если застежки будут спереди или сбоку, а не сзади. Насчет обуви руководствуйтесь тем же правилом: вместо шнурков – удобные липучки. Пусть малыш как можно чаще тренируется самостоятельно надевать и снимать одежду и обувь, предназначенную для садика.

Правильному поведению за столом также нужно уделять достаточное время. Если ребенок привык есть с телевизором, книгами и всевозможными играми, постепенно отучайте его от этих развлечений, заменяя их сначала песнями, устными сказками и рассказами.

Ошибки родителей во время адаптации ребёнка

  1. Родители не уважают воспитателей или недоброжелательны к ним, транслируя такое отношение детям. Помните, малыш постоянно наблюдает за поведением взрослых, копируя его, поэтому если вы приветливы и спокойны в общении с работниками детского сада, то и ребёнок будет поступать так же. Значит, “эта тётя хорошая” и ей можно доверять.

  2. Не убегайте из группы, пока малыш отвлёкся и не видит вас. Объясняйте ребёнку, что мама уходит, но скоро вернётся и обязательно его заберёт. Проговаривайте, когда это произойдёт, тогда малышу будет легче ориентироваться во времени: “Когда ты поспишь, поешь, немного поиграешь, потом мама за тобой придёт”.

  3. Стоять у двери и прислушиваться, сидеть в раздевалке, караулить у окон группы — плохая затея. Дети очень чувствительны, и чрезмерная тревога родителей пугает их.

  4. Не стоит игнорировать чувства малыша: “Хватит плакать, ты уже большой мальчик/послушная девочка!”. Ребёнку сейчас тяжело, он нуждается в поддержке, а не нотациях и упрёках. Объясняйте детям, почему не можете остаться и вынуждены уйти.

  5. Наказывать ребёнка за то, что он не хочет оставаться один. Сюда же относится запугивание: “Не будешь слушаться, отведу тебя в садик!”. Так вы закрепите у малыша мысль, что сад — это плохо, там страшно и небезопасно. А любить то, что пугает, невозможно.

  6. Подкупать детей за посещение детского сада тоже не стоит. Скоро маленький манипулятор будет просить за ваше чувство вины всё больше сладостей и игрушек. 

  7. Старайтесь по возможности не приходить за малышом последними, хотя бы первое время. Когда всех остальных ребят уже забрали, ребёнку становится страшно, а придут ли за ним вообще? Если вы знаете, что будете поздно, всегда предупреждайте малыша.

Детей, которые легко и быстро адаптируются к новой обстановке, не так много. Для большинства из них это долго и сложно

Поэтому в этот период им особенно важны внимание и поддержка родителей. Будьте рядом, запаситесь терпением, применяйте наши рекомендации, и совсем скоро ваш ребёнок станет с удовольствием ходить в детский сад!

Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

Когда стоит обратиться к психологу

Помнить обо всех вышеописанных трудностях необходимо, чтобы вовремя среагировать на то, что происходит с ребенком. Вместе с тем, есть ряд тревожных признаков, когда лучше сразу обратиться за консультацией к специалисту. В нашей практике мы сталкивались с тем, что в связи с переездом у детей возникали следующие сложности:

1. Изменение эмоционального состояния. Немотивированные эмоциональные всплески (слезы, истерики, приступы агрессии) без явных на то причин, когда сила чувств явно не пропорциональны причине их вызвавших. Либо, напротив, подавленное состояние, отсутствие интереса к тем делам и занятиям, которыми раньше ребенок увлекался.

2. Неожиданное ухудшение школьной успеваемости (или же повышенное количество жалоб на поведение) ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.

3. В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей, при этом часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т.п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.

4. Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злиться, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и т. п.

5. Появились неврологические расстройства. Например, заикание, тики, энурез и т.д.

6. Ребенка не оторвать от компьютера или телевизора, попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с техникой не ведут к улучшению ситуацию.

к детскому психологу

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: