Баба-яга и ягоды

Занятие для детей с ЗПР.»Сказка Баба-Яга и ягоды»

Часть 1

Давным-давно стояла  возле речки большая деревня. И рос возле неё дремучий бор. Грибов и ягод водилось там видимо-невидимо, да только жителям деревни радости от этого не было совсем, потому что обитала в чаще того леса старая карга — злобная Яга. Жадная была Яга и никому в лес ступить не давала: кого в трясину заведёт, кого и вовсе изведёт.

Вопросы

  1. Где рос дремучий бор?
  2. Почему жители деревни не могли собирать грибы и ягоды в лесу?

Задания

1. Рассмотри и запомни ягодки, растущие в наших лесах. Если ребёнок умеет читать хотя бы по слогам, пусть прочтёт их названия. При затруднениях помогите малышу. 

2. Переверните картинку изображением вниз. Попросите маленького ученика вспомнить, какие ягодки там нарисованы. Если затрудняется покажите ещё раз и прочитайте название каждой из них. Снова переверните картинку, и предложите вспомнить, что там нарисовано.

3. Рассмотрите предложенные раскраски. Сравните их с изображениями ягод на картинке. Догадайтесь, какие это растения на раскрасках. Раскрасьте, как на картинке. Скопируйте их названия печатными буквами.

Часть 2

Как-то летом в самую ягодную пору задумала она полакомиться земляникой, да вот незадача: не хотят ягодки в корзинку к старой Яге идти, под листочками спрятались, в травке затаились. Ворчит баба Яга, злобится, да под каждый листик не заглянешь, каждому кусту не поклонишься.

Вопросы

  1. Какими ягодками захотела полакомиться баба Яга?
  2. Почему землянички под листочками спрятались и бабе Яге не показались?

Часть 3

Той же порой ходила по лесу маленькая девочка. Ещё затемно из дому вышла, корзинку ягод набрать да самой спелой земляники поесть. Уж ей-то ягоды на показ выставляются:

— Здесь мы, бери нас скорей!

Наелась девочка ягод, набрала полную корзинку, и хотела уж было домой идти, как повстречалась ей баба Яга, ухватила своей клюкой, да как зашипит:

— Вот почему мне ни одной ягоды не попалось! Ты их все собрала!

Отняла у девочки корзинку, и отправилась к себе в избушку, радуясь нежданной добыче. А девочка присела на пенёк и горько заплакала от обиды.

Вопросы

  1. Кто ещё в этот день землянику в лесу собирал?
  2. Когда пришла в лес девочка?
  3. Сколько земляники набрала девочка в лесу?
  4. Кто отнял у неё корзинку с ягодами?
  5. Как девочка отнеслась к такой обиде?

Задание

Обведи корзинку по пунктирным линиям

Обрати внимание, чего не хватает на ягодах земляники? Дорисуй. Раскрась. 
Сосчитай, сколько ягодок в корзине. Нарисуй столько же ромашек.

Нарисуй столько же ромашек.

Часть 4

Идёт баба Яга, корзинкой покачивает, а ягоды оттуда прыг да скок на травку, прыг да скок, так все и повыпрыгивали и покатились обратно на полянку.

Сидит девочка, жалобно всхлипывает и вдруг слышит из травы:

— Готовь-ка, милая, платочек!

Сняла она платочек, расстелила перед собой, ягодки туда и закатились. Связала их девочка в узелок и радостная побежала домой.

Вопросы

  1. Что делали ягоды, пока баба Яга несла их в свою избушку?
  2. Куда они покатились?
  3. Во что их собрала девочка?
  4. Куда она побежала с узелком?

Задание

Нарисуй землянику на платочке девочки.

Часть 5

А баба Яга пришла к себе в избушку, глядь — а ягод-то и нет! Один запах остался. Швырнула она в сердцах корзинку, затряслась, затопала ногами:

— А-а-а! Чтоб тебе ни дна, ни покрышки!

Ругалась, ругалась, так что от злобы и лопнула, да с таким треском и грохотом, что вместе с ней рассыпалась и её избушка. И появилось в этом месте болото, а по краям его выросло много ягодных кустов, куда деревенские ребятишки каждый год за спелой земляникой ходят.

  1. Что обнаружила баба Яга, придя в избушку?
  2. Куда подевались ягоды?
  3. Как поступила баба Яга?
  4. К чему привели её ругань и крик?
  5. Что появилось на месте избушки бабы Яги?
  6. Прочитай, какие ягоды выросли по краю болота.
  7. Раздели слова на слоги. Посчитай количество букв в каждом слове, сравни, найди самое длинное.

Образ Кощея Бессмертного. Откуда он появился?

Любопытен и другой, не менее популярный персонаж русских народных сказок — Кощей Бессмертный.

По одной из версий, его прообразом является древнеславянский бог — Чернобог, имя которого упоминается в ряде летописей, но только после крещения Руси. Чернобога якобы называли Кощеем, или Черным змеем, повелевал он мертвыми в царстве тьмы, был богом холода, уничтожения, смерти и зла.

По другим предположениям, прототипом Кощея был половецкий хан Кончак, воевавший иногда с нашими предками. Хотя по большей части между славянами и половцами (кочевым народом) велась взаимовыгодная торговля, всё же в памяти славян он мог оставить и такой след.

А вот благодаря малоизвестной сказке «Про Кощея — богатыря» появилась версия о том, что это был русский богатырь, которого предали князья. После долгих лет заточения в башне о нём забыли и друзья, и враги, и сам он, забыв своё имя, стал называть себя Кощеем («пленником»). Но когда проржавевшие цепи дали свободу, богатырь подчинил себе армию врага, завоевал чужеземные города и вернулся на Русь, чтобы отомстить за предательство.

В настоящее время городок Старица Тверской области именует себя родиной Кощея Бессмертного, считая, что он был вполне исторической личностью. Согласно исследованиям В. К. Болдака, опубликовавшем в 2007 году статью «Реконструкция событий политической истории восточных славян II–V веков», Кощей и все что с ним связано — это воспоминание славян о событиях, которые происходили почти две тысячи лет назад. В разных письменных источниках у этого человека были разные имена: Кощей, Вострогот и столетний Германарих, но всё это было одно лицо. Это был германский полководец, «король» восточных готов, владения которого располагались на территории современного Крыма и Приазовья. Из сообщения Иордана следует, что Кощей Бессмертный был убит в 375 году после рождества Христова аж на 110 году жизни! По мнению историка, воспоминания о кровопролитной войне — страшном побоище в славянских землях сохранились в виде преданий о Кощее Бессмертном в русском фольклоре и о столетнем Германарихе — в германском.

В последние годы среди ученых появилось даже мнение о внеземном происхождении Кощея. Высокий, худой, с очень длинными руками, без волос на голове и с серым цветом кожи. Видимо, добрым нравом он не отличался, потому и заслужил дурную славу. А вот железными доспехами он больше напоминает биоробота, замок его подобен космическому кораблю, а меч-самосек похож на лазерное оружие. И в самом деле, чем не Дарт Вейдер из «Звёздных войн»?

Происхождение его имени тоже неоднозначное: в древнерусском языке слово «кошь» обозначало «стан», «обоз», а главу обоза и хранителя казны называли «кошевым»; имелось существительное «кощей» в значении раб, пленник, «Этимологический словарь» объясняет происхождение слова «кощей» от слова «кость», т. е. худой, тощий. В «Слове о полку Игореве» слово «кощей» употребляется как в значении раба, так и в значении человека низкого, коварного, презренного (например, половецкий хан Кончак называется поганым кощеем). А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от костить — бранить. А вот академик В. В. Виноградов указывал, что в славянских языках и диалектах «костить» означает не только хулить, ругать, но и портить, наносить вред, пакостить.

Спаслись

Поутру встала баба-яга, глянула в окошечко — кругом стены торчат на спицах дочерние головы; страшно она озлобилась, приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. Куда молодцам спрятаться? Впереди сине море, позади баба-яга — и жжет и палит! Помирать бы всем, да Заморышек догадлив был: не забыл он захватить у бабы-яги платочек, махнул тем платочком перед собою — и вдруг перекинулся мост через все сине море; переехали добрые молодцы на другую сторону. Заморышек махнул платочком в иную сторону — мост исчез, баба-яга воротилась назад, а братья домой поехали.

Горб, лохмотья, нос крючком, мчится в ступе с помелом

Забавные загадки от Бабы-Яги для детей смешные запутанные

В ступе летаю, Детей похищаю В избе на куриной Ноге проживаю, Красавица златокудрая, А зовут меня… Василиса Премудрая? (нет, Баба Яга)

***

Есть ещё в лесу один Очень важный господин. Он весь шишками оброс, На лице лишь виден нос. Может быть пуглив, как зайка, А зовут его… Незнайка? (нет, Леший)

***

В дремучем лесу, на болоте Вы её непременно найдёте. Не рыбка она, не лягушка, А моя дорогая подружка. Стройная фигурка, зовут её… Снегурка? (нет, Кикимора)

***

Он живёт в глуши лесной, Сердца моего герой. Он костями громыхает И в округе всех пугает. Это что за старичок? Ну конечно… Пятачок? (нет, Кощей Бессмертный)

***

Внутри него водица, С ним не хотят водиться, А все его подружки — Пиявки да лягушки! Водорослями весь зарос Добрый дедушка… Мороз? (нет, Водяной)

***

Он пиявок добывал, Карабасу продавал, Весь пропах болотной тиной, Его звали… Буратино? (нет, Дуремар)

***

Всё узнает, подглядит, Всем мешает и вредит. Ей лишь крыса дорога, А зовут ее… Яга? (нет, Шапокляк)

***

Много дней он был в пути, Чтоб красавицу свою найти, А помог ему клубок, Его звали… Колобок? (нет, Иван-Царевич)

***

Он гулял по лесу смело, Но лиса героя съела. На прощанье спел бедняжка. Его звали… Чебурашка? (нет, Колобок)

Бедных кукол бьёт и мучит, Ищет он волшебный ключик. У него ужасный вид, Это доктор… Айболит? (нет, Карабас)

***

Он большой шалун и комик, У него на крыше домик. Хвастунишка и зазнайка, А зовут его… Незнайка? (нет, Карлсон)

Занятие для детей с ЗПР.»Сказка Баба-Яга и ягоды»

Часть 1

Давным-давно стояла  возле речки большая деревня. И рос возле неё дремучий бор. Грибов и ягод водилось там видимо-невидимо, да только жителям деревни радости от этого не было совсем, потому что обитала в чаще того леса старая карга — злобная Яга. Жадная была Яга и никому в лес ступить не давала: кого в трясину заведёт, кого и вовсе изведёт.

Вопросы

  1. Где рос дремучий бор?
  2. Почему жители деревни не могли собирать грибы и ягоды в лесу?

Задания

1. Рассмотри и запомни ягодки, растущие в наших лесах. Если ребёнок умеет читать хотя бы по слогам, пусть прочтёт их названия. При затруднениях помогите малышу. 

2. Переверните картинку изображением вниз. Попросите маленького ученика вспомнить, какие ягодки там нарисованы. Если затрудняется покажите ещё раз и прочитайте название каждой из них. Снова переверните картинку, и предложите вспомнить, что там нарисовано.

3. Рассмотрите предложенные раскраски. Сравните их с изображениями ягод на картинке. Догадайтесь, какие это растения на раскрасках. Раскрасьте, как на картинке. Скопируйте их названия печатными буквами.

Часть 2

Как-то летом в самую ягодную пору задумала она полакомиться земляникой, да вот незадача: не хотят ягодки в корзинку к старой Яге идти, под листочками спрятались, в травке затаились. Ворчит баба Яга, злобится, да под каждый листик не заглянешь, каждому кусту не поклонишься.

Вопросы

  1. Какими ягодками захотела полакомиться баба Яга?
  2. Почему землянички под листочками спрятались и бабе Яге не показались?

Часть 3

Той же порой ходила по лесу маленькая девочка. Ещё затемно из дому вышла, корзинку ягод набрать да самой спелой земляники поесть. Уж ей-то ягоды на показ выставляются:

— Здесь мы, бери нас скорей!

Наелась девочка ягод, набрала полную корзинку, и хотела уж было домой идти, как повстречалась ей баба Яга, ухватила своей клюкой, да как зашипит:

— Вот почему мне ни одной ягоды не попалось! Ты их все собрала!

Отняла у девочки корзинку, и отправилась к себе в избушку, радуясь нежданной добыче. А девочка присела на пенёк и горько заплакала от обиды.

Вопросы

  1. Кто ещё в этот день землянику в лесу собирал?
  2. Когда пришла в лес девочка?
  3. Сколько земляники набрала девочка в лесу?
  4. Кто отнял у неё корзинку с ягодами?
  5. Как девочка отнеслась к такой обиде?

Задание

Обведи корзинку по пунктирным линиям

Обрати внимание, чего не хватает на ягодах земляники? Дорисуй. Раскрась. 
Сосчитай, сколько ягодок в корзине

Нарисуй столько же ромашек.

Часть 4

Идёт баба Яга, корзинкой покачивает, а ягоды оттуда прыг да скок на травку, прыг да скок, так все и повыпрыгивали и покатились обратно на полянку.

Сидит девочка, жалобно всхлипывает и вдруг слышит из травы:

— Готовь-ка, милая, платочек!

Сняла она платочек, расстелила перед собой, ягодки туда и закатились. Связала их девочка в узелок и радостная побежала домой.

Вопросы

  1. Что делали ягоды, пока баба Яга несла их в свою избушку?
  2. Куда они покатились?
  3. Во что их собрала девочка?
  4. Куда она побежала с узелком?

Задание

Нарисуй землянику на платочке девочки.

Часть 5

А баба Яга пришла к себе в избушку, глядь — а ягод-то и нет! Один запах остался. Швырнула она в сердцах корзинку, затряслась, затопала ногами:

— А-а-а! Чтоб тебе ни дна, ни покрышки!

Ругалась, ругалась, так что от злобы и лопнула, да с таким треском и грохотом, что вместе с ней рассыпалась и её избушка. И появилось в этом месте болото, а по краям его выросло много ягодных кустов, куда деревенские ребятишки каждый год за спелой земляникой ходят.

  1. Что обнаружила баба Яга, придя в избушку?
  2. Куда подевались ягоды?
  3. Как поступила баба Яга?
  4. К чему привели её ругань и крик?
  5. Что появилось на месте избушки бабы Яги?
  6. Прочитай, какие ягоды выросли по краю болота.
  7. Раздели слова на слоги. Посчитай количество букв в каждом слове, сравни, найди самое длинное.

Тайны имени

Имя Бабы-Яги является одной из главных загадок, которые история задаёт фольклористам. Уж сколько языковеды бились над её разгадкой, версий по-прежнему масса, а аргументов в пользу какой-либо из них крайне мало.

Макс Фасмер, известный русский и немецкий лингвист предполагал, что истоки этого названия стоит искать в славянских языках. Не секрет, что существовало праславянское слово “ега, что значило “ужасный, жуткий”. В современных языках славян также можно встретить подобные определения. Согласитесь, чешское слово “езинка” и польское “едзя” имеют некоторое созвучие с именем Бабы-Яги. В переводе эти названия означают “лесная ведьма”.

Яга – лесная ведьма / SMIRNOV SCHOOL / smirnovschool.artstation.com

Английский путешественник Джайлс Флетчер в своём труде «О государстве русском» рассказывает, что узнал, будто в Пермском крае самоеды поклоняются некой “золотой или бабе-яге”. Правда, приехав на указанное место, англичанин так ничего и не увидел.

Возможно, это были просто байки, а может, иностранцу местные жители не хотели демонстрировать изваяние своей Бабы-Яги. Но если второй случай верный, то возникает вполне логичный вопрос: зачем поклоняться лесной нечисти, сказочной старухе со злым характером и одной костяной ногой? Дело в том, что изначально Баба-Яга таковой вовсе не была, и открывает нам это старинный славянский фольклор.

Баба-Яга ворует детей / Alexander Shatohin / manusmortis.artstation.com

В глухом лесу, среди болот старуха в домике живёт

Загадки про Бабу-Ягу и ее помощников сложные для детей начальной школы

На ступе волшебной старуха летит, Так быстро, что ветер за нею свистит. Живет она в сказочной темной глуши – Ты имя старухи назвать поспеши! (Баба-Яга)

***

У старушки есть изба. У избушки – ноги. И к избушке той всегда Все ведут дороги. Та старушка очень зла, И летает в ступе. У нее в руке метла. «Ух, сварю вас в супе!» (Баба-Яга)

***

Стоит избушка, в избушке – старушка. Морда жилиная, нога глиняная, Спина горбатая, голова косматая. Рядом с ней стоит Иванушка, Как зовётся эта бабушка? (Баба-Яга)

***

Как у бабы у Яги нет совсем одной ноги, Зато есть замечательный аппарат летательный. Какой? (Ступа)

***

В лесной сторожке пролетает Бабка — Ёжка. Кто знает? На чём она летает? Этот прибор называется… (Ступа)

***

Без крыльев, а летает и землю подметает. (Метла)

***

К лесу передом стоит И кривой трубой дымит. Там Яга — лесная бабка — На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)

***

В глухом лесу, среди болот, Старуха в домике живёт. С двумя ногами этот дом, И повернуться передом Он может к лесу, может к гостю, – Смотря уж кто о том попросит. Он с детства каждому знаком. Ответьте, – что это за дом? (Избушка на курьих ножках)

***

Разлетелись по сторонам птицы, Детей ловят и хозяйке относят! Как их называют, кто знает? Это… (Гуси-лебеди)

***

Ночка зимняя светла. Бабушка Яга в полёте. Ей не нужно самолёта. Для полёта есть… (Метла)

Фольклорные (народные) сказки

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание).

Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки):1. Устность.2. Коллективность.3. Анонимность.

Сюжет фольклорной сказки, в отличие от сюжета литературной сказки, существует во множестве текстов, в которых допускается некоторая степень импровизации исполнителя сказочного материала. Тексты фольклорной сказки противостоят друг другу по степени схожести-несхожести как вариант-вариации. Сказитель хранил в памяти сказочные сюжеты целиком или в форме единиц сюжета, т. н. мотива, и воспроизводил в исполняемой сказке. Фольклорная сказка включает несколько жанров (по другой классификации — жанровых разновидностей одного жанра сказки). В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. Единой научной классификации фольклорных сказок до сих пор не существует, и исследователи по-разному выделяют жанры или группы сказок.Фольклорист Э.В.Померанцева выделяет сказки 1) о животных, 2) волшебные, 3) авантюрно-новеллистические 4) бытовые.Фольклорист В.Я.Пропп делит сказки на 1) волшебные, 2) кумулятивные, 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические, 5) небылицы, 6) докучные сказки.

В «Сравнительном Указателе Сюжетов: Восточнославянская сказка», созданном на основе указателя Аарне представлены следующие жанры сказочного фольклора: Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.Волшебные сказки.Легендарные сказки.Новеллистические (бытовые) сказки.Сказки об одураченном чёрте.Анекдоты.Небылицы.Кумулятивные сказки.Докучные сказки. 

Фольклорные сказки ярко отражают традиции, старинные поверья, религия и другие национальные особенности. Сюжеты народных сказок отличаются национальным оформлением деталей, но неизменно следуют законам добра и справедливости.

Русские народные сказки несут в себе идею победы добра над злом, поддерживают акцент на установление социального равенства и наличие «супер-героев» — выходцев из народа, наделенных волшебством и житейской мудростью. Европейские сказки имеют особенный «вкус» древних мифов и легенд, они нередко сатирически высмеивают алчность, несправедливость и другие человеческие пороки.В английских сказках персонажи часто имеют конкретную профессию: портной, фермер, продавец. Основная идея английских сказок: человек, который сделал себя сам. Немецкие сказки делают акцент на семье, доме, труде, каждый занят своим делом, и получает соответственно то, что заслужил. Французские сказки наполнены романтизмом и волшебством. Герои Итальянских сказок ищут славы, денег, власти. Арабские сказки напротив, учат тому, что не стоит брать лишнего, и довольствоваться тем, что есть, ибо на все воля Аллаха. Индийские и африканские сказки отображают обилие животных в тех краях и особое отношение народов, которые часто отождествляют качества людей с обликом животных.Китайские и японские сказки всегда несут смысловую нагрузку и по содержанию и построению часто напоминают всем известные басни, в которых история сопровождается эпилогом в виде вывода.А вот сказки Австралии наоборот – не несут назидательных интонаций

Мифы мункан оставляют за слушателем право самостоятельно делать выводы и не акцентируют внимание на распределении «плохих» и «хороших» ролей

BOOK24. КНИГИ С ВЫСОКИМ РЕЙТИНГОМ

Почитать народные сказки 

Сказки народов мира

Детская электронная библиотека «Пескарь»

Сайт «Сказки»

ВИДЕО

Фильмы на основе сказок на ivi.ru

Мультфильмы-сказки на ivi.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ АУДИОКНИГИ

Частушки юбилейные от Бабы-Яги

День рожденья — праздник детства, Хоть тебе и пятьдесят, . Мы подарим погремушку, Будешь ты в нее играть.

Игры, конкурсы, подарки В день рождения не зря! Для тебя сегодня праздник — Красный день календаря!

Мимо дома юбиляра Я без шуток не хожу То про седину напомню То на возраст укажу.

Мы сидели вечерком, Пивом забавлялися. Вот бы наши дни рожденья Круглый год справлялися.

Растяни меха, гармошка, Эх, играй, наяривай! У Любаши день рожденья, Пей, не разговаривай!

Согласитесь , со мной гости, Я бабуся стильная! При фигуре , при уму, К тому же сексапильная!

Юбилярша, не грусти. Можешь мне поверить — Сорока тебе не дашь, Только тридцать девять!

Я все горы исходила И крутые бережка. Я тебе желаю счастья И подарков два мешка.

Частушки Бабы Яги — сборник

Без метлы мне не летать, Следы нечем заметать. Горе, горе у Яги, Коли нет у ней метлы.

Вот пройдусь я перед вами, Вот станцую, вот спою. Ну, какая я милашка, Как же я себя люблю!

Елки – палки, Новый год, Елочки – моталочки, Я одна в лесу живу – Без папочки, без мамочки!

Елочки-сосеночки, Колючие иголочки. Без метлы я как без рук, Без моей метелочки!

Заходи к Яге в избушку, приноси с собой частушку чтобы бабка веселилась и с палатей вдруг свалилась

Кстати, где наша Бабуся, Наша милая Ягуся? Может хором позовём, Чарку бабушке нальём?

Мне не надо » Мерседес», Мне не надо «Волгу,» Мне бы ступу да метлу, Чтоб летать по долгу.

Мои глазки, как коляски, Только не катаются, Я не знаю от чего лешаки влюбляются!

На горе стоит избушка, Красной глиной мазана… Там живет Баба-Яга, — Нога у ней привязана.

Посмотрите на меня, Ну, чем я не красавица? Моя девичья краса Не может не понравиться!

Расступись-ка, весь народ, Бабка в пляс сейчас пойдет! Прочь скорей, с дороги! Берегите ноги!

Слышали, что у Яги Есть отличный Жанишок? Он печёт ей пироги, Покупает портвешок.

У меня подружек нет – До чего же горько! Друг Кощей да Водяной Навещают только!

Я была на веселе, И летала на метле, Хоть сама не верю я В эти суеверия!

Я – девчушка хоть куда, Не совсем еще стара: Триста лет отроду Не портят мне погоду!

Я Кащея потеряла, Где ты, где ты, дорогой? А сегодня повстречала, Самый классный и родной!

Я сто лет живу одна В самом центре леса, Я в Кощея влюблена, Он — в свою принцессу.

Я Ягуся из Самары, Ах, Самара, городок, Я сыграю на гитаре Джаз и вальс, и даже рок.

Сказки, в которых Баба-Яга помогает молодцу или девице

 
Также существуют сказки, в которых Баба-Яга предстает как мудрая и одинокая женщина, которая дает наставление заблудшему молодцу. При этом она может подарить ему волшебный предмет, что после приведет его куда нужно или поможет в трудный час. Рассмотрим такие сказки с Бабой-Ягой:
«Василиса Прекрасная». Это русская народная сказка, в которой рассказывается о бедной девочке, вынужденной исполнять приказы мачехи. Когда мачехины дочки отправили ее к Бабе-Яге за огнем, та пошла. Исполнив все приказы старухи, Василиса получила то, за чем приходила.
«Перышко Финиста Ясна Сокола». В этой сказке персонаж Бабы-Яги показан с хорошей стороны. Главный герой – заколдованный молодец, которого идет спасать его возлюбленная. На своем пути она встречает трех Бабок Ежек, которые дают ей по одному волшебному предмету. С их помощью она и освобождает возлюбленного Финиста.
«Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Удивительная и волшебная история, где Баба-Яга предстает вообще в другом образе – доброй помощницы молодцу на его пути.
 

Поймаем вора

На другой день старик опять собрался в луга, захотелось на свое добро полюбоваться; приехал — а одного стога как не бывало! Воротился домой и говорит: «Ах, детки! Ведь один стог-то пропал». — «Ничего, батюшка! — отвечает Заморышек. — Мы этого вора поймаем; дай-ка мне сто рублев, а уж я дело сделаю». Взял у отца сто рублев и пошел к кузнецу: «Можешь ли сковать мне такую цепь, чтоб хватило с ног до головы обвить человека?» — «Отчего не сковать!» — «Смотри же, делай покрепче; коли цепь выдержит — сто рублев плачу, я коли лопнет — пропал твой труд!» Кузнец сковал железную цепь, Заморышек обвил ее вокруг себя, потянул — она и лопнула. Кузнец вдвое крепче сделал; ну, та годилась. Заморышек взял эту цепь, заплатил сто рублев и пошел сено караулить; сел под стог и дожидается.

Вот в самую полуночь поднялась погода, всколыхалось море, и выходит из морской глубины чудная кобылица, подбежала к первому стогу и принялась пожирать сено. Заморышек подскочил, обротал ее железной цепью и сел верхом. Стала его кобылица мыкать, по долам, по горам носить; нет, не в силах седока сбить! Остановилась она и говорит ему: «Ну, добрый молодец, когда сумел ты усидеть на мне, то возьми — владей моими жеребятами». Подбежала кобылица к синю морю и громко заржала; тут сине море всколыхалося, и вышли на берег сорок один жеребец; конь коня лучше! Весь свет изойди, нигде таких не найдешь! Утром слышит старик на дворе ржанье, топот; что такое? а это его сынок Заморышек целый табун пригнал. «Здорово, — говорит, — братцы! Теперь у всех у нас по коню есть, поедемте невест себе искать». — «Поедем!» Отец с матерью благословили их, и поехали братья в путь-дорогу далекую.

Все про Бабу Ягу

Происхождение термина

В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга». В русском же языке наиболее близким является слово «язва». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.

Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга, а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.

Как выглядит Баба Яга

Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.

Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху —

Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.

Избушка Бабы Яги

В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).

Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами.
Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.

У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:

Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.

Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.

Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ.
Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.

В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: