Наталья Кириллина, психиатр: Погоня за успехом
Но гораздо опаснее другая черта, присущая современным детям. Общество и родители чрезмерно настроены на успех. С первого класса, а иногда и с дошкольного возраста ребенок зациклен на достижении результатов. Дети вынуждены расти в условиях, где их постоянно с кем-то сравнивают. Недавно ко мне на консультацию привели пятиклассника, который заявил, что он плохо учится. В разговоре выяснилось, что «плохая учеба» — это две четверки в четверти.
Под влиянием социума родители давят на детей, требуют от них высоких результатов, забывая о других ценностях— уважении к самому себе, свободном времени, игре, семейном досуге. Если человеку постоянно завышать планку и не формировать позитивной самооценки, он никогда не будет удовлетворен результатами. Не достигая желаемого, человек испытывает чувство вины. Отсюда неврозы, с которыми тяжело справиться даже взрослой сформировавшейся личности, не говоря уже о детях. В погоне за успехом люди не задаются вопросом: а счастливы ли те, кого им ставят в пример?
Находиться в условиях непрекращающейся гонки невозможно. Ребенок лишается обычных радостей и постоянно думает только о том, как бы оправдать надежды родителей. Если ситуация не изменится, нам на смену придет поколение несчастных людей. Хочется верить, что этого не произойдет.
1. Хэштег-челленджи
Если вы заметили, что ребенок целый час стоит перед камерой и повторяет одни и те же движения, — скорее всего, он делает видео для хэштег-челленджа.
Хэштег-челлендж — это когда блогер, бренд или сосед по парте бросает своим подписчикам вызов с определенным заданием. Участники челленджей должны выполнить это задание: сделать фото или видео и выложить на своей странице с конкретным хэштегом (ключевым словом, по которому можно найти все публикации по этой теме).
Вот несколько популярных челленджей:
- #lipsync — это целое направление, которое сделало приложение TikTok таким популярным. Задача челленджа — открывать рот под музыку и демонстрировать свои актерские способности. Наверняка вы тоже так делали в детстве, только с расческой и перед зеркалом;
- #надиско — участники записывают смешное видео, изображая разные типы людей на дискотеках: кокетка, ботаник, король вечеринок;
- #10yearchallenge — в этом челлендже участвовали не только школьники, но и их родители. Суть вызова в том, чтобы сравнить свои фотографии сейчас и 10 лет назад.
Особенность челленджей в том, что их легко распространить в сети (и стать популярным). Школьники из разных стран кайфуют от процесса, в котором они находятся вместе и одновременно: выкладывают фото и видео, смотрят по хэштегу творчество других участников, обмениваются лайками и комментариями. Это очень вдохновляет!
Зачем дети участвуют в хэштег-челленджах:
- почувствовать себя в теме, быть причастным;
- повеселиться с друзьями;
- показать себя, проявить креативность;
- выиграть в конкурсе.
За 4 месяца ребенок научится работать с видео, звуком, светом, освоит сценарное мастрество и прокачает навык самопрезентации. А вести курс будет настоящий блогер — не пропустите!
4. Летсплей
Доигрались! Теперь дети могут стать популярными и даже зарабатывать деньги, просто играя дома в онлайн-игры.
Еще один тренд из мира видеоигр — летсплеи. Так называют видео, в которых игроки показывают и комментируют процесс своей игры.
Казалось бы, что такого в этих видео. Но геймеры — та же субкультура: со своими атрибутами, сленгом, правилами поведения. Увлеченные виртуальным миром дети часто вступают в эти сообщества и начинают либо просматривать летсплеи, либо их создавать.
Проще говоря, летсплейщики — это такие видеоблогеры. Кто-то из них занимается этим ради веселья, а кто-то одержим идеей стать популярным и заработать. Известные летсплейщики собирают сотни тысяч просмотров.
Зачем дети смотрят летсплеи:
- выбрать игру для покупки;
- увидеть, как пройти сложный уровень игры;
- отвлечься и посмотреть процесс игры, как сериал.
Зачем дети создают летсплеи:
- стать популярным в мире видеоигр;
- найти единомышленников;
- заработать карманные деньги;
- просто повеселиться.
Летсплеи отличаются от других видеообзоров субъективным восприятием игры — это и захватывает любителей такого жанра, поскольку здесь не идеальная рекламная картинка, а настоящая игра.
Если не злоупотреблять онлайн играми, они могут дать много бонусов: ребенок учится управлять жизнью, осваивает новые навыки, адаптируется к трудностям и строит отношения со сверстниками.
Непринятие себя
Столкнувшись с критикой в свой адрес, дети поколения Z и альфа начинают искать проблему в себе: своем образовании, внешнем виде, социальном статусе. И чаще всего они находят эти изъяны через сравнение себя с другими. Листая ленту Instagram, Tick Tock или Facebook, молодые люди видят счастливые лица своих сверстников с идеальной кожей и фигурой, которые получили диплом за рубежом и отдыхают в пятизвездочных отелях. Это заставляет их испытывать ненависть к себе и своим родителям, за то, что их судьба сложилась так, а не иначе. Исследование ученых из австалийского университета доказало, что постоянный просмотр социальных сетей и сравнение себя через фотографии с другими может серьезно занизить самооценку, привести к депрессии и другим психологическим проблемам.
Непринятие себя в таком возрасте ведет к постоянным экспериментам и трансформациям, которые нынешние подростки проводят над своим телом и внешностью. К сожалению, далеко не все эти эксперименты заканчиваются хорошо. Гораздо чаще результатами становятся анорексия, булимия, ожирение, кожные проблемы и многое другое. Каждый представитель нового поколения имеет свою длинную историю пути любви к себе. Повезет, если рядом окажется друг или родитель, готовый помочь. В противном случае, эти косплексы будут приследовать неуверенную молодежь уже во взрослом возрасте.
Что вообще такое цифровизация образования и EdTech
Прежде всего, поясним: цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — не одно и то же. Понятие цифровизации гораздо шире. Оно означает использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения как удалённо, так и непосредственно в школе или вузе (например, когда какие-то задания выполняются на компьютере или на планшете в классе).
Кроме того, цифровизация касается не только учебных процессов, но и организационных. Например, те же электронные дневники и журналы, а также возможность написать учителю электронное сообщение вместо того, чтобы звонить или приходить в школу лично, — это тоже цифровизация.
Цифровизация образования стала особенно заметной после начала пандемии коронавируса. Школы и вузы вынужденно переехали на дистант в онлайн, и это затронуло всех — школьников и их родителей, учителей, студентов и преподавателей вузов.
Но на самом деле процессы цифровизации начались гораздо раньше. Использование цифровых средств в образовании — мировой феномен. О масштабах явления свидетельствует хотя бы размер рынка образовательных цифровых технологий (этот рынок называется EdTech) — к 2025 году, по оценке Всемирного экономического форума, он достигнет 342 млрд долларов США. Только на одной платформе Coursera в прошлом году училось онлайн 100 миллионов слушателей.
Фото: Gorodenkoff / Shutterstock
Цифровизация образования в России, по оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, прошла несколько стадий. И на каждой под этим термином подразумевали разные процессы:
- Первая волна цифровизации в середине восьмидесятых — начале девяностых годов была направлена на развитие компьютерной грамотности и включала в себя появление в школах и вузах первых компьютерных классов
- На втором этапе с середины нулевых годов заговорили о внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий — цифровые устройства и форматы стали использоваться не только на занятиях по информатике.
- На третьем — современном — этапе, примерно с 2018 года, речь идёт уже о цифровой трансформации — применении цифровых технологий во всех процессах в образовании.
В ходе цифровой трансформации образования обновляется всё:
- планируемые образовательные результаты и содержание образования. Ведь чем дальше, тем больше людям нужны в жизни цифровые компетенции (например, почти всё взаимодействие с государственными учреждениями теперь идёт через электронные «Госуслуги», с банками — через цифровые приложения; работу очень многих людей уже невозможно представить без цифровых технологий). А значит, детей лучше ещё в школе учить пользоваться цифровыми технологиями правильно;
- педагогические методы и технологии обучения, потому что занятия в цифровой среде во многом отличаются от традиционных занятий в классе (появилось даже понятие цифровой дидактики);
- организация учебной работы, инструменты (технические средства) для неё и управление этим процессом.
От информационного «голодания» к информационному «перееданию»
Зумеры с пеленок знают о существовании Интернета и умело пользуются новейшими диджитал-технологиями, уделяя этому занятию в среднем от шести до восьми часов в день. Однако из-за постоянного присутствия в медиапространстве, нынешнее молодое поколение страдает от переизбытка информации. Электричество изобрели, смартфоны тоже, а ничего нового не происходит. Трудно чем-то удивить поколение, которое родилось уже после введения новых технологий и большинства фундаментальных открытий человечества.
Этого совсем не скажешь об их родителях, которые росли на таких знаковых событиях как первый полет в космос, появление сотовой связи, компьютера и т. п. Несмотря на то, что они долгое время были лишены благ современности, эти открытия стали для них приятной неожиданностью, сюрпризом и воодушевляли верить в прогрессивное будущее. Нынешняя молодежь же воспринимает это как данность и отсутствие каких-то острых эмоций от постоянного скроллинга новостей нагоняет на них скуку. Неограниченный доступ к информации не помогает, а наоборот усиливает негативный эффект инфошума. Но проблема в том, что бесцельный Интернет-серфинг стал привычкой детей и подростков. По данным BBC, 23% современных подростков зависимы от гаджетов. Каждый год эта цифра только растет, как растет скука и одиночество среди молодежи.
Эпитеты к слову «поколение»
Грядущее, последующее, новое, старое, прошлое, будущее, потомственное, послевоенное, современное, нынешнее, предыдущее, нравственное, воспитанное, образованное, старшее, молодое, взрослое, целое, последнее, революционное, мужественное, храброе, текущее, старое, счастливое, иное, данное, удивительное, славное, настоящее, человеческое, аристократическое, могущественное, особенное, подрастающее, ближайшее, романтичное.
Потерянное, худшее, падшее, сомнительное, подлое, жалкое, ненавистное, обречённое, убогое, пострадавшее, гнилое, тёмное, кровавое, жестокое, постыдное, деградирующее, трагическое, мрачное.
Жизнь мечты в пределах квартиры
Центениалы невольно изменили не только своё мышление, но и вкусы: большинство современных зумеров стремится к тому, чтобы прожить всю жизнь счастливо и ещё немножко похайпить. В Древней Греции их бы назвали гедонистами, а сейчас, наверное, дауншифтерами, в любом случае терминология здесь роли не играет. Основные приоритеты зетов расставлены на удовлетворение эстетических, духовных и социальных потребностей: они хотят путешествовать, играть, развлекаться, получать яркие эмоции, при этом оставаясь в зоне безопасности, стабильности и комфорта.
Поэтому большую часть времени зумеры со спокойной душой проводят у себя в квартире: цифровые аборигены общаются, зарабатывают и тратят онлайн, — так назови мне хоть одну причину выходить из квартиры. Они не стремятся пить алкоголь, взрослеть, заниматься сексом, у цифрового поколения совсем другие цели.
Для зумеров очень важно выделиться среди сверстников, потому что при появлении такой социальной сети как Instagram всему миру стало ясно, что сейчас ни для кого не составит труда выставить всю свою жизнь напоказ. И чем круче ты преподнесёшь свою жизнь, тем круче ты станешь, а значит, мечта №1 для большинства центениалов — пожинать плоды славы, кланяясь в сторис под аплодисменты миллионов подписчиков
Однако существенным минусом высокой интенсивности потребления контента и частого использования гаджетов становится постоянное воздействие Всемирной паутины на психическое и эмоциональное состояние подростков: зумеры страдают от бессонницы, давящего чувства одиночества, неуверенности в своих силах, а также учёные отмечают повышенную склонность этого поколения к суицидальным мыслям.
Рождающиеся с конца 2010-х годов центениалы и следующее поколение — альфы, начинают осваивать современные гаджеты примерно с 3 лет. Возможность получать, передавать и хранить на цифровых носителях информацию практически в любом формате привела к неконтролируемому трафику данных, который ежедневно воздействует на умы юных подростков.
Мое_поколение_какое_оно?
Вот такие у нас читатели!
В наш компьютерный век неудивительно, что библиотеки перестают пользоваться популярностью. Зачем куда-то идти, если можно в несколько нажатий клавиш найти интересующую тебя книгу? Так рассуждают многие молодые люди. Поэтому те, кто посещает городскую библиотеку, заслуживают уважения. Я хочу рассказать об одной из самых активных читательниц байкальской городской библиотеки.
Зовут её Катя Крючкова, она одиннадцатиклассница школы № 12 города Байкальска. В библиотеку девочка ходит уже много лет. И хотя она уже давно освоила компьютер, все равно продолжает общаться с книгой так, как это делает старшее поколение. С ней интересно беседовать, потому что Екатерина читает не только литературу по школьной программе, но и книги, например, по педагогике, истории, психологии. Я была удивлена, узнав, что она хочет связать свое будущее с медициной. Мне казалось, что её выбор будет связан с филологией, историей или юриспруденцией. На своем уровне Катя неплохо разбирается в этих науках. Например, недавно она стала победительницей областного конкурса эссе на тему «Мое поколение», которое проводил факультет филологии и журналистики Иркутского государственного университета. В конкурсе приняли участие 200 школьников, поэтому Катина победа особенно значима. Она призналась, что её размышления во многом основаны на знаниях, почерпнутых из книг. Думаю, кем бы ни стала в будущем Екатерина Крючкова, она будет квалифицированным и образованным специалистом. А по-настоящему состояться в жизни ей помогут книги. Удачи, Катя!
Ниже я привожу выдержки из ее конкурсного эссе «Печально я гляжу на наше поколение…» О. Крылова, библиотекарь.
Эссе на тему «Мое поколение»
Каждый человек за свою жизнь хоть раз, но задумывается: какие мы, каково то поколение, к которому я принадлежу? И тогда человек начинает обдумывать свою жизнь, анализировать и сопоставлять, он обращается к книгам, чтобы понять, какими были люди раньше. Меня тоже заинтересовал этот вопрос, и я решила начать поиски ответов. Для начала я обратилась к своей семье: маме, бабушке, дедушке с вопросом о том, каким они видят мое поколение. Ответ меня ошеломил. Они видят наше поколение потерянным. Равнодушным. Считают, что у нас не осталось достойных ценностей. По словам дедушки, «Ни Родины, ни флага, ни отца, ни матери».
Что ж, данный подход мне не кажется новым. Во все времена существовал конфликт между поколениями. В произведении Тургенева «Отцы и дети» явно видна эта проблема, проблема непонимания людей, принадлежащих к разным поколениям. Так ли все плохо сегодня? Какие мы, молодые, на самом деле?
Во все времена молодым присуще желание показать себя другими, отличающимися от старшего поколения. Так и возникают новые течения в искусстве, научные открытия, новые народы, эпохи. Время идет, все изменяется в соответствии с принципом «То, что было модно вчера, может быть совсем не интересно завтра». Но всегда в погоне за новым мы что-то теряем
Иногда это незаметно, но чаще всего потеря важного оборачивается чем-то большим, нежели сожаление. Так и мое поколение
Мы одиноки. Развитие компьютерных технологий дало нам многое, но и взяло слишком много. Даже я ощущаю это. Меньше стала уделять внимания реальной жизни, больше отдаю времени виртуальной. Это пугает. Мы стали более расчетливыми, может, в сопоставлении с людьми века XIX и XX, жестокими и даже равнодушными. Мы слишком привыкли все просчитывать, экономить даже на эмоциях. Слово «честь» для нас пустой звук, уважение подвергается насмешке. Именно так я вижу свое поколение. Но ведь и оценка Лермонтовым своего поколения весьма безрадостна, как это можно заметить по его произведению «Печально я гляжу на наше поколение». Но ведь та эпоха дала миру самого Лермонтова, Гоголя, а позже – целую плеяду великих писателей-классиков: Гончарова, Толстого, Достоевского! Я думаю, наше поколение тоже сможет оставить свой след в истории, и хочется верить – светлый.
«Между прошлым и будущим»: примерные темы
«Настоящие» темы декабрьского сочинения, конечно, будут известны за 15 минут до экзамена, но мы можем предположить, как они могут звучать. Примерно так:
•Какие ценности и интересы, по моему мнению, свойственны нынешним подросткам?
•Почему для современной молодёжи важно знать историю своей страны?
•Чем «первое цифровое поколение» отличается от предыдущих?
•Чему мы можем научиться у наших родителей, бабушек и дедушек?
•Какие уроки нынешнее поколение должно вынести из потрясений ХХ века?
•Почему представителям разных поколений сложно понимать друг друга?
•Проблема отцов и детей в XXI веке. •Каким я вижу себя через 15 лет.
•Какими, по моему мнению, будут представители следующего поколения?
«Между прошлым и будущим»: эпиграфы. Эпиграф — это фраза, которую можно поместить в начале сочинения, между заголовком и основным текстом
Писать её следует ближе к правому полю листа
Эпиграф — это фраза, которую можно поместить в начале сочинения, между заголовком и основным текстом. Писать её следует ближе к правому полю листа.
Вот варианты для тех, кто хочет покритиковать сверстников:
- •Печально я гляжу на наше поколенье! (М. Ю. Лермонтов, цитата из одноимённого стихотворения)
- •Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы! (М. Ю. Лермонтов, цитата из стихотворения «Бородино»)
- •Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеётся над дедушками и восхищается прадедами. (У. С. Моэм)
- •Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее. (Джордж Оруэлл)
- А вот — для тех, кто смотрит на современников с большим оптимизмом:
- •Хотя мир в целом двигается вперёд, молодежи приходится всякий раз начинать сначала. (Иоганн В. Гёте)
- •Каждое поколение имеет цель в самом себе, несёт оправдание и смысл в своей собственной жизни. (Н. А. Бердяев)
- •Пожалуй, каждое поколение считает себя потерянным поколением, и, пожалуй, каждое поколение право. (Эрика Йонг)
- •Беспредельная надежда и энтузиазм — главное богатство молодежи. (Рабиндранат Тагор)
Другие мечты и цели
Это не означает, что дети перестали мечтать о том, кем бы они хотели стать в будущем. Новое поколение не хочет быть гедонистами как их родители-миллениалы. В профессиональной деятельности они планируют помогать планете, создавать технологии, меняющие мир, и, в идеале, работать на свежем воздухе. Желание помогать и заботиться об экологии — глобальные мировые тенденции, которые с каждым поколением только укрепляются.
Зеленая экономика
Эко-специальности будущего: как стать профессиональным защитником планеты
Повсеместная цифровизация жизни даст повзрослевшим детям больше простора для творчества и креатива — то, что пока не умеют на должном уровне выполнять роботы или искусственный интеллект.
Технологический прогресс вместе с тенденцией к удорожанию обучения может привести к тому, что поколение «альфа» откажется от традиционного обучения, а также даст новый мощный толчок тенденции к фрилансу и открытию собственного бизнеса.
Около половины детей, опрошенных в рамках исследования журнала Beano, считает, что сможет зарабатывать на своем хобби. А как же учиться? В перерывах между встречами и по собственной нативной программе.
Но очевидно, что не все станут бизнесменами. Что будут делать те, кому не близок фриланс и работа на себя? В прошлом году компания LEGO Group попыталась выяснить, кем хотят стать дети 8-12 лет. Опрос показал, что они в три раза чаще хотят стать Youtube-блогерами, нежели космонавтами. Из трех стран, где проводилось исследование — США, Великобритания и Китай — только в последней респонденты чаще всего выбирали профессию астронавта. В США и Великобритании на первом месте было блоггерство, на втором — учительство.
Если консолидировать результаты всех крупных исследований последних лет на тему «Кем мечтают стать дети», то мы увидим, что на первых двух местах в топе уверенно держатся бизнесмены (ценится именно свое дело) и знаменитости (в основном, блогеры, но, как известно, они имеют разносторонний творческий потенциал). Дальше идут более «приземленные» профессии. Например, ValidataKIDS на третье и четвертое место ставит творческие специальности: дизайнер и фотограф.Также детей интересуют профессиональные перспективы программистов и спортсменов, а уже на последнем месте идут более привычные учителя, юристы, экономисты, врачи и управленцы.
Экономика образования
100 профессий будущего
Виктория, 11 лет:
«У меня есть два предпочтительных направления: хочу или стать программистом, или разрабатывать игры. Мне это нравится, и у меня это хорошо получается. Хотелось бы придумывать подростковые игры или полезные приложения. Я точно не знаю, кем хотят стать мои друзья, но у меня есть догадки. Одна девочка хорошо рисует, и мне кажется, она хочет стать художницей. Другая — отлично рисует на планшете и монтирует видео. Она хочет стать ютубером».
Даниил, 10 лет:
«Я хотел бы стать киномонтажером. Но вообще люблю и снимать видео, и монтировать».
Тимур, 9 лет:
«Я мечтаю стать президентом страны, чтобы повысить уровень жизни. Когда я управляю каким-то процессом, я получаю удовольствие. Мой лучший друг мечтает стать бизнесменом».
Новая ментальность
Установки со временем меняются и отражаются на менталитете каждого из живущих поколений. Достаточно посмотреть на глобальные тенденции, согласно которым развивается мир, чтобы примерно описать, какими вырастут наши дети.
Исследования PwC говорят, что каждое новое поколение становится все более расово и гендерно разнообразным, а это значит, что меняется и отношение людей к этому вопросу — мы становимся более терпимы к вариативности. Наши дети поддержат эту тенденцию и в плане разнообразия, и в плане толерантности. Быть разными, «не по шаблону» — это нормально.
Маркетологи в течение последних нескольких лет навязывают стереотипы: розовое — для девочек, голубое — для мальчиков. Но современные дети рушат все гендерные различия. Среди девочек видеоигры не менее популярны, чем среди мальчиков, становится нормальным, если фэшн-контент потребляют дети обоих полов.
Лозунг «будь тем, кем хочешь» раскроется во всей широте своих смыслов. Дети предыдущего поколения тоже жили в вариативности. Родители давали им возможность выбора, но исключительно из отфильтрованных взрослыми вариантов — то, что в педагогике называется псевдо-либерализмом. Родители новой волны предлагают диверсификацию, не ограничивая ребенка в своем выборе. Например, кем быть? Этот вопрос стоит особенно остро: мир в глазах новых поколений безграничен, и как выбрать то, что подходит именно тебе? Скорее всего, эта дилемма через некоторое время устареет, и в подходе к профессиональной деятельности нормой станет гибкость и диверсификация.
Исследователь поколений Марк МакКриндл подтверждает эту гипотезу. Он прогнозирует, что через 20-30 лет будет нормальным поменять пять сфер деятельности в течение жизни. Соответственно роль будет играть не конкретная специальность, а качественно развитые soft и hard skills.
Гибкость как идея жизни человека будущего
Характерные черты, которые определяют поколение, начинают формироваться только в позднем подростковом возрасте и заканчивают по достижению зрелого. Но мы уже можем рассмотреть предпосылки к тому, каким будет поколение «альфа».
Эти дети растут в семьях, которые чаще путешествуют, владеют разнообразием товаров, их родители меняют семейный статус, карьеру
И что самое важное: взрослые чаще разговаривают с детьми «альфа» на сложные темы (сексуальное воспитание, политика, финансовая грамотность, защищенность) и обсуждают различные жизненные ситуации. Таким образом они с самого малого возраста понимают разнообразие мира в самом широком смысле
«Бывает по-разному» — так можно охарактеризовать менталитет поколения «альфа». Они это осознают и уже не воспринимают изменения как негативный фактор внешней среды.
Экономика образования
Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
Процент неофобов среди взрослых «альф» будет стремиться к нулю. Возможно поэтому многие исследователи считают, что именно это поколение сможет кардинально изменить мир в лучшую сторону.
Проблема взаимопонимания между поколениями – примеры из литературы
Пример недопонимания между родными людьми разного возраста можно найти во многих произведениях известных авторов:
У Ивана Тургенева в романе «Отцы и дети» описан период конфликта между старшими братьями, которые верны традиционным взглядам, и младшим сыном одного из них;
В произведении Дениса Фонвизина «Недоросль» ярко представлена ситуация, когда чрезмерная опека матери негативно сказалась на характере сына, который вырос неблагодарный, озлобленный и невежественный;
У Паустовского в книге «Телеграмма» рассказано о важности родителей в жизни каждого ребенка;
Александр Пушкин в романе «Капитанская дочка» поднимает тему отцов и детей. Сын навсегда запомнил напутствие отца, оно сделало его настоящим героем.
Как цифровизация связана с неформальным образованием
Вне государственных школ и вузов цифровизация развивалась в последние годы гораздо быстрее. Появилось целое направление — онлайн-образование или EdTech. Это различные программы обучения для детей и взрослых на онлайн-платформах. Но и тут не стоит переоценивать глубину технических новшеств: даже некоторые руководители крупнейших компаний сферы EdTech считают, что онлайн-платформы всего лишь изменили способ доставки контента, но не перестроили образование фундаментально.
Фото: NDAB Creativity / Shutterstock
Тем не менее обучение в онлайн-формате, с использованием цифровых платформ, тренажёров и симуляторов стало очень популярно в России и среди детей, и среди взрослых.
Например, для дополнительного обучения взрослые россияне онлайн-, а не офлайн-курсы. Это удобно и позволяет учиться тем, у кого раньше не было такой возможности из-за занятости на работе. Корпоративное обучение, когда курсы для сотрудников выбирает работодатель, также повсеместно проводится с использованием цифровых технологий — в смешанном (офлайн плюс онлайн) формате.
Школьники чаще посещают дополнительные занятия всё же в традиционном формате офлайн, но среди них тоже растёт доля тех, кто пользуется услугами онлайн-репетиторов и онлайн-платформ: сейчас она оценивается в 7,6%, причём среди городских школьников учатся онлайн почти 15%.
Причины популярности EdTech просты — прежде всего это возможность учиться по удобному графику удалённо. Кроме того, по умению привлекать аудиторию и делать образовательные продукты интересными индустрия EdTech сектор традиционного образования.