Календарно-тематическое планирование

Содержание документа согласно ФГОС

Определение

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — это совокупность обязательных к выполнению требований к образованию. Он учреждается федеральными органами исполнительной власти.

Одним из важнейших новых критериев ФГОС является ориентация на воспитание личности учащегося и индивидуализацию обучения. Это влияет на содержание образцового КТП.

Согласно ФГОС, календарно-тематический план обязательно должен содержать следующие разделы:

  1. Титульный лист: номер и название группы, ФИО педагогов, учебный год.
  2. Данные о детях и родителях.
  3. Расписание занятий.
  4. Сетка занятий на месяц с указанием тем и дат, когда они должны быть пройдены.
  5. Запланированная деятельность по охране безопасности жизни и здоровья.
  6. Предполагаемые формы взаимодействия с родителями.
  7. Ежедневное планирование деятельности.

Непосредственный учет деятельности включает в себя:

  1. Название разделов и тем.
  2. Количество часов, отведенных на прохождение данной темы или тематического блока.
  3. Вид учебной деятельности.
  4. Формы самостоятельной и контрольной работы.
  5. Дата проведения занятия: планируемая выставляется до занятия, фактическая — после проведения, т. к. план может меняться в связи с различными обстоятельствами. Все даты выставляются в формате принятого в данной местности календаря.

Примечание

Можно добавлять графы для домашнего задания или дополнительных примечаний и заметок.

На изображении ниже представлен примерный образец, соответствующий требованиям ФГОС.

Особенности организации занятия по программе «Истоки»

Разработка занятий по любой образовательной программе происходит в двух ракурсах:

  • расчёт временных рамок,
  • характер изложения содержания по теме.

Что касается первого, занятия по «Истокам» длятся стандартно:

  • младшая группа — 15 минут,
  • средняя группа — 20 минут,
  • старшая и подготовительная группа — 30 минут.

Время распределяется между тремя этапами:

  • вводная часть с актуализацией опорных знаний — дети настраиваются на работу по теме,
  • основной этап с обязательной физкультминуткой (пальчиковой, дыхательной гимнастикой) – раскрытие темы,
  • заключительный этап с рефлексией — педагог и дети делятся впечатлениями от занятия.

Очень важно, чтобы на занятии дети чередовали виды деятельности

Принципиальным отличием «Истоков» от других программ является то, что содержательный компонент излагается на основе связи с природой. То есть на занятиях не по окружающему миру, дети всё равно рассматривают темы на материале природы. Например, при изучении цифр, кроме счётных палочек, дети используют каштаны, жёлуди. Для рассмотрения в старшей группе нравственных категорий, таких как отзывчивость, доброта, педагог предлагает посмотреть на семечко от яблока и предсказать, что с ним станет через пять лет, если посадить его в землю. Затем педагог спрашивает о том, чья доброта помогла семечку прорасти (доброта солнца, воды, садовника).

Анализ программы

Мониторинг проводится с целью оценки физических, интеллектуальных и личностных качеств каждого ребёнка, определённых программой по каждой образовательной деятельности. Анализ проводится с помощью:

  • бесед с детьми и родителями;
  • наблюдений;
  • создания педагогически ситуаций.

Мониторинг может быть двух типов: низокформализованный, который проводится педагогом, работающим с детьми, по вышеперечисленным методикам сбора информации, или высокоформализованный, осуществляемый специалистом (психологом, дефектологом). В случае если оценки педагога определяют качество освоения программы на достаточном или близком к достаточному уровне, высокофомализованный метод диагностики не требуется. Наличие оценок недостаточного уровня считается основой для проведения диагностики узким специалистом с применением набора профильных тестов.

Программа «Истоки» предполагает два вида мониторинга:

  • оценка промежуточных результатов;
  • оценка итоговых результатов.

Если второй вид анализа проводится в последний год пребывания ребят в детском саду для оценки их готовности к школе, то первый — ежегодно под конец учебного года с помощью листа оценки.

По результатам итогового мониторинга оценивается готовность ребёнка к школе

Таблица: схема составления листа оценки по программе «Истоки»

Параметр оценки Показатели для конкретного возраста (указаны в программе) Уровень: достаточный (Д), близкий к достаточному (БД), недостаточный (Н)
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое

Программа «Истоки» нацелена на формирование личности дошкольника с учётом его психологического возраста. То есть предполагает некоторые несовпадения с возрастом физическим и поэтому не просто наполняет малыша объёмами информации для последующего обучения в школе, а даёт возможность осваивать умения и навыки, способы получения знаний соответствующие возрасту ребёнка. Структура программы состоит из базового и вариативного компонента, методология выполнение каждого из которых может дополняться или перерабатываться в соответствии с образовательным направлением ДОУ. При этом неизменным остаётся требование мониторинга реализации целей и задач «Истоков», проводимого ежегодно.

Особенности организации занятия по программе «Истоки»

Разработка занятий по любой образовательной программе происходит в двух ракурсах:

  • расчёт временных рамок;
  • характер изложения содержания по теме.

Что касается первого, занятия по «Истокам» длятся стандартно:

  • младшая группа — 15 минут;
  • средняя группа — 20 минут;
  • старшая и подготовительная группа — 30 минут.

Время распределяется между тремя этапами:

  • вводная часть с актуализацией опорных знаний — дети настраиваются на работу по теме;
  • основной этап с обязательной физкультминуткой (пальчиковой, дыхательной гимнастикой) – раскрытие темы;
  • заключительный этап с рефлексией — педагог и дети делятся впечатлениями от занятия.

Очень важно, чтобы на занятии дети чередовали виды деятельности

Принципиальным отличием «Истоков» от других программ является то, что содержательный компонент излагается на основе связи с природой. То есть на занятиях не по окружающему миру, дети всё равно рассматривают темы на материале природы. Например, при изучении цифр, кроме счётных палочек, дети используют каштаны, жёлуди. Для рассмотрения в старшей группе нравственных категорий, таких как отзывчивость, доброта, педагог предлагает посмотреть на семечко от яблока и предсказать, что с ним станет через пять лет, если посадить его в землю. Затем педагог спрашивает о том, чья доброта помогла семечку прорасти (доброта солнца, воды, садовника).

Структура программы

Программа «Истоки» складывается из базовой и вариативной частей.

Базовая часть

В этот раздел входят:

  • описание возрастных особенностей малышей,
  • средние показатели развития для каждого возраста,
  • основные характеристики личности дошкольника,
  • направления создания предметно-развивающей среды, организации быта в ДОУ, деятельности педагогов, психолога, сотрудничества с родителями воспитанников.

Авторы программы создали обширную методическую базы для разъяснения каждого из компонентов базиса. Посмотреть перечень пособий можно здесь https://yadi.sk/i/ktUAU9ld3TAiUF

Вариативная часть

Данный раздел подразумевает свободу педагога в выборе средств для достижения поставленных целей, а также возможность корректировать содержание учебно-воспитательного процесса с учётом условий работы конкретного ДОУ. Так, например, если детский сад работает и с детьми с ограниченными возможностями, то есть реализует инклюзивный подход в образовании, то выбор приёмов на занятиях должен осуществляться с учётом этого направления (больше словесных, наглядных способов изложения материала).

Кроме того, в вариативной части даны рекомендации по составлению календарно-тематического планирования факультативных курсов исходя из специфики специализации ДОУ. К примеру, если детский сад разрабатывает проблему охраны природы в условиях города, то в старших группах может быть организован факультатив «Живой мир природы в городе и дети». Или введение курса второго языка, основ компьютерной грамотности для детских садов, в которых эти направления есть.

В вариативной части программы также даются рекомендации по факультативным курсам в детских садах

Несколько слов об организации предметно-развивающей среды

В группах и на территории детского сада должны быть созданы развивающие предметные зоны, акцентирующие внимание на природе. Например, с помощью размещения в зимнем саду плодоносящего лимонного дерева или яркого попугая в живом уголке

При этом все объекты природы должны быть размещены так, чтобы дети могли созидать, экспериментировать с ними.

Дети должны иметь доступ к объектам природы в группе

Достоинства и недостатки программы

Главным преимуществом программы «Истоки» является чёткая структура, описывающая работу педагога с содержанием образовательного процесса. А также:

  • реализация целостного подхода к развитию личности и осуществление индивидуального подхода;
  • формирование у детей представлений о ценности культуры (через знакомство с народным творчеством, произведениями русских художников, музыкантов) и окружающего мира;
  • воспитание сопереживания, сочувствия к миру природы;
  • содержательное взаимодействие детского сада и семьи (родители активно включаются в учебно-воспитательный процесс).

Недостатки «Истоков» касаются организации работы с основным направлением работы: развитием познавательного интереса к природе. К таким недочётам можно отнести то, что:

  • задачи экологического воспитания раскрываются не полностью, так как познавательная, эстетическая, нравственная и физическая ценности природы раскрываются не в комплексе;
  • некоторые линии развития оказываются несвязанными с общим направлением на развитие познавательного интереса к окружающему миру, задачи этой линии образования в старших группах сформулированы очень обобщённо, что, в свою очередь, не позволяет сформировать у детей целостного представления о природе;
  • программа практически не даёт представлений о мире растений, авторы сделали акцент только на животных;
  • заявленный в программе принцип развития через продуктивную деятельность реализуется недостаточно.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”

18 ноября 2015

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) в связи с участившимися обращениями из субъектов Российской Федерации по вопросам составления рабочих программ учебных предметов сообщает.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.

В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников (далее — Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.

До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.

Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.

Директор Департамента А.В. Зырянова

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При разработке «Комплексно-тематического планирования» мы основывались на задачи программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Темы, в рамках которых построено комплексно-тематическое планирование, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное настроение.

В таблице перечислены основные темы каждой недели и итоговые мероприятия. Педагоги используют различные формы работы и виды детской деятельности в течение недели, используя все режимные моменты, для полного освоения темы детьми: интегрированная, комплексная, тематическая образовательная деятельность по теме недели, включающие в себя сопутствующие формы непосредственной образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия, конструирование, математика), чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты и исследования, просмотр познавательных фильмов из серии «Хочу все знать», рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные формы и виды деятельности проводятся в совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, взаимодействии с родителями и социальными партнерам, и самостоятельной деятельности детей в развивающей среде группы и в помещениях детского сада (театральный уголок, физкультурный уголок, спортивный зал, уголок книги, игровая зона, уголок для опытов, настольно-дидактические игры и др.). Одна и та же тема используется для работы в разных возрастных (первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная) группах с большим или меньшим содержанием и наполнением материала. Педагог подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям детей.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:

1) При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

2) Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

3) Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в детском саде. Планирование тематического календаря осуществляли в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется одна неделя.

Комплексно-тематическое планирование

Тема

Развернутое содержание работы

Структура программы

Программа «Истоки» складывается из базовой и вариативной частей.

Базовая часть

В этот раздел входят:

  • описание возрастных особенностей малышей;
  • средние показатели развития для каждого возраста;
  • основные характеристики личности дошкольника;
  • направления создания предметно-развивающей среды, организации быта в ДОУ, деятельности педагогов, психолога, сотрудничества с родителями воспитанников.

Авторы программы создали обширную методическую базы для разъяснения каждого из компонентов базиса. Посмотреть перечень пособий можно здесь https://yadi.sk/i/ktUAU9ld3TAiUF

Вариативная часть

Данный раздел подразумевает свободу педагога в выборе средств для достижения поставленных целей, а также возможность корректировать содержание учебно-воспитательного процесса с учётом условий работы конкретного ДОУ. Так, например, если детский сад работает и с детьми с ограниченными возможностями, то есть реализует инклюзивный подход в образовании, то выбор приёмов на занятиях должен осуществляться с учётом этого направления (больше словесных, наглядных способов изложения материала).

Кроме того, в вариативной части даны рекомендации по составлению календарно-тематического планирования факультативных курсов исходя из специфики специализации ДОУ. К примеру, если детский сад разрабатывает проблему охраны природы в условиях города, то в старших группах может быть организован факультатив «Живой мир природы в городе и дети». Или введение курса второго языка, основ компьютерной грамотности для детских садов, в которых эти направления есть.

В вариативной части программы также даются рекомендации по факультативным курсам в детских садах

Несколько слов об организации предметно-развивающей среды

В группах и на территории детского сада должны быть созданы развивающие предметные зоны, акцентирующие внимание на природе. Например, с помощью размещения в зимнем саду плодоносящего лимонного дерева или яркого попугая в живом уголке

При этом все объекты природы должны быть размещены так, чтобы дети могли созидать, экспериментировать с ними.

Дети должны иметь доступ к объектам природы в группе

Лексические темы по программе от рождения до школы по всем возрастам

Организация: МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12 «Искорка»

Населенный пункт: Московская область, г.о. Коломна, п. Пески

Тема всестороннего формирования речи дошкольников является очень злободневной. Речевое развитие, согласно Инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой, издание пятое (инновационное), направлено на

-совершенствование всех сторон речи,

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, -формирование предпосылок обучения грамоте;

-овладение речью как средством общения,

-развитие речевого творчества;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой.

В соответствии с программными требованиями педагоги и специалисты нашего ДОУ создают развивающую речевую среду посредством оформления развивающей речевой среды в группах и проведения занятий по развитию речи. Мы используем конспекты и сценарии занятий Гербовой В.В., пособие по ознакомлению дошкольников со звучащим словом Г.А. Тумаковой под редакцией Ф.А.Сохина, пособие по коррекционной работе в логопедической группе Н.В. Нищевой.

ООП ДОУ содержит комплексно-тематическое планирование работы, согласно которому развитие и обучение детей осуществляется в соответствии с определённой темой, а также в соответствии с лексической темой недели. Лексические темы заимствованы из пособия Н.В. Нищевой.

Такого рода планирование позволяет охватить все стороны развития речи: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи и связной речи.

Циклическое (из года в год) повторение лексических тем недели позволяет расширять и активизировать словарный запас детей, развивать моторику речедвигательного аппарата, тонкую моторику рук, общую моторику, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, закреплять правильную артикуляцию звуков, развивать грамматический строй речи, обучать связной речи.

Формы работы лексических тем недели разнообразны и потому позволяют использовать их в разных режимных моментах в течение дня, не только на занятии по развитию речи, но и во время других занятий. Это и физкульминутка, и пальчиковая гимнастика, и артикуляционная гимнастика, и подвижная игра на прогулке, и хороводная игра, игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевые игры, игры с мячом, составление рассказа по картине, пересказывание текстов, отгадывание и толкование загадок.

Лексические темы недели. Подготовительная группа

Циклограмма лексических тем на год для всех возрастных групп

Копылова Татьяна Циклограмма лексических тем на год для всех возрастных групп

С Е Н Т Я Б Р Ь : Любимый детский сад!

Младшая -Здравствуй детский сад!

Средняя, старшая — До свидания лето!

Подготовительная — Как я отдохнул летом

Ст. — Мир дошкольников

Подг. — Мир дошкольников

Ср. -Кто нам в саду помогает

Ст. — Кто нам в саду помогает

Подг. — Кто нам в саду помогает

Все группы — Игрушки

О К Т Я Б Р Ь: Осень, осень — в гости просим

Мл. — Золотая осень

Ср. — Золотая осень

Ст. — Осень, ее признаки

Подг. — Осень, ее признаки

Мл. — Дары осени: овощи

Ср. — Дары осени: овощи

Подг. — Наш урожай

Мл. — Дары осени: фрукты

Ср. — Дары осени: фрукты

Подг. — Дары сада

Мл. — Прогулка в лес

Ср. — Прогулка в лес

Подг. — Дары леса

Все группы — Домашние животные

Н О Я Б Р Ь: Дом, в котором я живу

Все группы — Посуда

Мл. — Мамины «помощники»

Ср. — Мамины «помощники»

Ст. — Бытовые приборы

Подг. — Бытовые приборы

Все группы — Мебель

Мл. — Наша одежда

Ср. — Наша одежда

Ст. — Вещи, которые мы носим

Подг. — Вещи, которые мы носим

Д Е К А Б Р Ь: Зимушка, зима!

Все группы — Зима

Мл. — Жизнь птиц зимой

Ср. — Птицы зимой

Ст. — Зимующие птицы

Ст. — Зимующие птицы

Все группы — Дикие животные

мл. — Там, где всегда зима

Ср. — Там, где всегда зима

Ст. — Животные Арктики и Антарктиды

Подг. — Животные Арктики и Антарктиды

Все группы — Новый год у ворот

Я Н В А Р Ь : Мой организм, моё здоровье!

Мл. — Зимние забавы

Ср. — Зимние забавы

Ст. — Зимние виды спорта

Подг. — Зимние виды спорта

Мл. — Я расту здоровым

Ср. — Я расту здоровым

Ст. — Я и мое тело

Подг. — Я и мое тело

Ср. — Продукты питания

Ст. — Продукты питания

Подг. — Продукты и витамины

Ф Е В Р А Л Ь: Моя семья

Ст. — Семья и ее традиции

Подг. — Семья и ее традиции

Мл. — Мой двор, моя улица

Ср. — Мой двор, моя улица

Ст. — Моя малая родина

Подг. — Моя малая родина

мл. — Профессии пап

Ср. — Профессии пап

Ст. — Мужские профессии. Инструменты

Подг. — Мужские профессии. Инструменты

Мл. — Наши защитники

Ср. — Защитники Отечества

Ст. — Защитники Отечества

подг. — Защитники Отечества

М А Р Т: Весна идет – весне дорогу!

Мл. — Моя мамочка

Ср. — Моя мамочка

Ст. — Международный женский день

Подг. — Международный женский день

Все группы — Весна

Мл. — Птички прилетели

Ср. — Птички прилетели

Ст. — Перелетные птицы

Подг. — Перелетные птицы

Ст. — Вода и ее обитатели

Подг. — Вода и ее обитатели

Мл. — Книжки бережем!

Ср. — Книги. Знакомство с театром

Ст. — Книга и театр – наши друзья

Подг. — Книга и театр – наши друзья

А П Р Е Л Ь: Город

Мл. — Транспорт земной и водный

Ср. — Транспорт земной и водный

Мл. — Воздушный транспорт

Ср. — Воздушный транспорт

Мл. — Что такое Родина?

Ср. — Наша страна

Ст. — Наша страна

Подг. — Столица. Символика РФ

Мл. — Народные игрушки

Ср. — Музыкальные инструменты

Ст. — Музыкальные инструменты. Танцы

Подг. — Музыкальные инструменты. Танцы

М А Й: Ах, лето красное спешит!

Мл. — Что за праздник «День Победы»?

Ср. — День Победы

Ст. — День Победы

Подг. -День Победы

Мл. — Первые цветочки

Все группы — Насекомые

Мл. — Там, где всегда жара

Ср. — Там, где всегда жара

Ст. — Животные жарких стран

Подг. — Животные жарких стран

И Ю Н Ь: Здравствуй лето!

Мл. — Мы дружные ребята

Ср. — Мы дружные ребята

Ст. — Дружат дети всей планеты

Подг. — Дружат дети всей планеты

Все группы — Лето

Все группы — Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: